Конспект обобщающего урока физики в 9 классе по теме: законы ньютона

ИСО. Первый закон ньютона

9 класс

Сформулировать понятие об инерциальной системе отсчёта. Изучить первый закон Ньютона. Показать важность такого раздела физики как «Динамика».

— В чём состоит основная задача механики?

— Зачем введено понятие материальной точки?

— Когда тело можно считать материальной точкой? Приведите примеры.

— Что такое система отсчёта? Для чего она вводится?

— Какие виды систем координат вы знаете?

— В главном разделе механики – «Динамика» – рассматривается взаимное действие тел

друг на друга, которое является причиной изменения движения тел, т. е. их скоростей.

Если кинематика отвечает на вопрос: «Как движется тело?», то динамика выясняет,

почему именно так.

В основе динамики лежат три закона Ньютона.

Если неподвижно лежащее тело на земле начинает двигаться, то всегда можно

обнаружить предмет, который толкает это тело, тянет или действует на него

на расстоянии (например, если к железному шарику поднесём магнит).

Эксперимент 1

Возьмём кусок мела в руки и разожмём пальцы: мел упадёт на пол.

— Какое тело подействовало на мел? (Земля)

Эти примеры говорят о том, что изменение скорости тела всегда вызывается воздействием на данное тело каких – либо других тел. Если на тело не действуют другие тела, то скорость его никогда не меняется, т. е. тело будет покоиться или двигаться с постоянной скоростью.

Этот факт помогли осознать великие гении Галилей и Ньютон.

Первый закон механики, или закон инерции, был установлен ещё Галилеем. Но строгую формулировку этого закона дал и включил его в число основных законов физики Ньютон. Закон инерции относится к самому простому виду движения – движению тела, на которое не оказывают воздействия другие тела. Такие тела называют свободными телами.

Первый закон Ньютона:

Существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела.

Такие системы отсчёта называют – инерциальными (ИСО).

Чтобы пронаблюдать как движется тело, если на него не действуют другие тела, надо поставить условия, при которых влияние внешних воздействий было бы всё меньше и меньше, и наблюдать к чему это приведёт.

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.

Эксперимент 2

Подвесим шарик на шнуре. Пока шнур не перерезан, шарик находится в покое. Если бы можно было убрать Землю, но при этом сохранить действие натянутого шнура, то он бы стал двигаться с ускорением в противоположную сторону.

— О чём говорит этот пример?

Вопросы для закрепления:

— В чём состоит явление инерции?

— В чём состоит 1 закон Ньютона?

— При каких условиях тело может двигаться прямолинейно и равномерно?

— Какие системы отсчёта используются в механике?

— Гребцы, пытающиеся заставить лодку двигаться против течения, не могут с этим справиться, и лодка остаётся в покое относительно берега. Действие каких тел при этом компенсируется?

— Яблоко, лежащее на столике равномерно движущегося поезда, скатывается при резком торможении поезда. Укажите системы отсчёта, в которых первый закон Ньютона:

а) выполняется; б) нарушается.

— Каким опытом внутри закрытой каюты корабля можно установить, движется ли корабль, равномерно и прямолинейно или стоит неподвижно?

Задачи и упражнения на закрепление:

С целью закрепления материала можно предложить ряд качественных задач по изученной теме, например:

1. Может ли шайба, брошенная хоккеистом, двигаться равномерно по льду?

2. Назовите тела, действие которых компенсируется в следующих случаях: а) айсберг плывёт в океане; б) камень лежит на дне ручья; в) подводная лодка равномерно и прямолинейно дрейфует в толще воды; г) аэростат удерживается у земли канатами.

3. При каком условии пароход, плывущий против течения, будет иметь постоянную скорость?

Можно предложить и ряд чуть более сложных задач на понятие инерциальной системы отсчёта:

1. Система отсчёта связана с лифтом. В каких из приведённых ниже случаях систему отсчёта можно считать инерциальной? Лифт: а) свободно падает; б) движется равномерно вверх; в) движется ускоренно вверх; г) движется замедленно вверх; д) движется равномерно вниз.

2. Может ли тело в одно и то же время в одной системе отсчёта сохранять свою скорость, а в другой – изменять? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.

3. Строго говоря. Связанная с Землёй система отсчёта не является инерциальной, обусловлено ли это: а) тяготением Земли; б) вращением Земли вокруг своей оси; в) движением Земли вокруг Солнца?

1. Параграф 10, ответить на вопросы.

2. Выполнить упражнение 10.

3. Ответить на вопросы микротеста:

— Действие всех сил скомпенсировано. Какова траектория движения этого тела?

А) парабола;

Б) окружность;

В) прямая;

Г) эллипс.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_po_fizike_1_zakon_nyutona_9_klass-58022.htm

Урок физики в 9 классе «Третий закон Ньютона»

План-конспект урока по физике в 9м классе

Тема урока: Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея

Дата проведения: 22.01.2013

Цели урока:

Образовательная: Изучить III закон Ньютона, его особенности и значение, сформировать умение у учащихся применять III закон Ньютона для решения практических, логических, качественных задач. Изучить принцип относительности Галилея

Развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать. Делать выводы, формировать учебно-коммуникативные навыки и умения учащихся: – отвечать на вопросы в соответствии с их характером; – уметь вести диалог с целью уточнения, получения, систематизации информации, с целью закрепления данной темы; – строить рассказ о физическом законе на основе плана;

– умение пользоваться физическими приборами.

Воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, уверенность, самостоятельность, умение слушать своих товарищей.

Здоровьесберегающая: Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья во время обучения физике.

Тип урока:

Изучение нового материала

Вид урока:

Комбинированный

ТСО: мультимедийная доска, мультимедео и видео сопровождение

Структура урока:

Организационный этап 2 мин

Актуализация опорных знаний 10 мин

Изучение новой темы 20 мин

Закрепление 5мин

Рефлексия,д/з. 8 мин

Ход урока.

Организационный этап

Эпиграф: Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.

Йсаак Ньютон(1643-1727)

— Ребята! Я рада Вас приветствовать, и приглашаю совершить на автобусе увлекательное путешествие по стране «Динамика». И мы знаем, что основными в динамике являются законы Ньютона, которые мы продолжим изучать в ходе этого путешествия. А Исаак Ньютон незадолго перед смертью, словно оглядывая свою жизнь, такую спокойную внешне и такую неистово бурную внутренне, писал:

«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным»

Актуализация опорных знаний

Но для того что бы отправиться в путь, необходимо проверить состояние всех деталей автобуса. Обнаружены неисправности спущены шины, нужно накачать воздух в колеса, наполнить их знаниями. Для этого ответим на вопросы по пройденным темам:

1.Что такое сила?

2.Первый закон Ньютона

3.Второй закон Ньютона

4. На автобус действуют сила тяги 6кН и сила трения 3кН. Автобус движется с ускорением 1мс2. Чему равна масса автобуса?

Получаем билет в наш автобус – это и есть тема нашего урока.

Записываем тему в рабочий конспект: Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Проложим маршрут для нашей экскурсии. Глядя на тему урока, сформулируйте задачи, которые хотелось бы решить

Формулируют учащиеся:

— Изучить третий закон Ньютона;

— Познакомиться с принципом относительности Галилея

Изучение новой темы

Мотивация:

Итак, ребята, Вы изучили I и II закон Ньютона, узнали, при каком условии тело сохраняет свою скорость постоянной в ИСО, о том, что в результате взаимодействия тело приобретает ускорение, которое прямо пропорционально силе и обратно пропорционально его массе. Но ни I, ни II закон Ньютона не говорит нам о том, что же будет происходить со вторым взаимодействующим телом. Речь пойдет об этом в III законе Ньютона.

Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?

– Боль.
– Почему? Ведь это вы бьете стол, а не он вас.

Ответы на эти вопросы мы узнаем, если изучим III закон Ньютона.

III закон Ньютона объясняет явление отдачи при выстреле. Откат пушки и есть результат отдачи при выстреле. III закон Ньютона лежит в основе реактивного движения, движения кальмара и т.д.

Посмотрим кинофильм “III закон Ньютона”.

После просмотра кинофильма мы ответим на вопросы: – Как формулируется III закон Ньютона? – Могут ли эти силы возникать по одной? – Какова природа этих сил?

– Можно ли эти силы складывать?

Откройте учебник на стр. 103, найдите запись третьего з-на и коротко запишите в конспект.

Мы изучили законы Ньютона. Познакомимся еще с одним важным положением в механике – принципом относительности Галилея.

— Какую систему отсчета называют инерциальной?

— Будет ли инерциальной система отсчета, которая движется с постоянной скоростью относительно инерциальной системы отсчета.

— Будут ли выполняться в неинерциальных системах отсчета законы Ньютона?

— Является ли геоцентрическая система строго инерциальной?

Теоретическое обоснование принципа относительности.

Галилео Галилей писал: « Заключите себя с каким-нибудь приятелем в зале под палубой какого-нибудь большого корабля и заставьте привести в движение корабль с какой угодно быстротой и вот ( если только движение будет равномерным) вы не заметите ни малейшей перемены во всех явлениях и ни по одному из них не в состоянии будете судить – движется ли корабль или стоит на месте…»

Вопросы учащимся:

— если вы совершаете путешествие в самолете, ощущается ли скорость, с которой движется самолет?

Необходимо обратить внимание учащихся, что в инерциальных системах отсчета тождественны законы динамики, а не кинематические величины.

— какова форма траектории падения мяча в равномерно и прямолинейно движущемся автобусе?

( вертикальная линия)

— Какую траекторию опишет падающий мяч относительно Земли? ( Часть параболы)

— Почему траектории движения одного и того же тела различны? ( В движущемся поезде, начальная скорость тела, равна нулю. А для наблюдателя на Земле, начальная скорость тела равна скорости автобуса, относительно Земли.)

— Какие явления начнут происходить в автобусе, если он будет двигаться с ускорением?

( Вода будет выплескиваться из стакана, предметы, находившиеся в покое на столе, начнут приходить в движение без видимой причины.)

В данном случае автобус считается неинерциальной системой отсчета и законы Ньютона в ней не выполняются.

Закрепление

Физкультминутка. «Поездка в автобусе»

Внимание. Ребята, впереди знак «Извилистая дорога». Вы – пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.

Автобус плавно отъезжает от остановки.

Автобус резко тормозит.

Поворот влево на большой скорости.

Поворот вправо на большой скорости.

Автобус плавно отъезжает от остановки.

Автобус резко тормозит.

Поворот влево на большой скорости.

Поворот вправо на большой скорости.

Читайте также:  Загадки о природе и животных для детей 2 класса с ответами

Автобус движется равномерно и прямолинейно.

Нас остановил контролер. Ответьте на ваши вопросы, которые Вы получили в билетах.

Отвечаем на вопросы вместе, проводим взаимопроверку.

Котролер убедился в ваших знаниях физики и предлагает веселую задачу . Белку, прижимающую к себе орехи, посадили на очень гладкий стол и слегка толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю стола, белка почувствовала опасность. Она знает законы физики и предотвращает падение со скользкого стола. Каким образом?

Ответ: Несмотря на то, что задача вызывает улыбку, она безусловно имеет решение.

Так как стол гладкий, то силами трения мы вынуждены пренебречь. Зацепиться белке просто не за что.

Выход для белки, знающей законы Ньютона – отбросить в противоположную направлению своего движения сторону все орехи со всей силой, которая есть у белочки. Бросок создаст силу противодействия движению.

Орехи, отделяясь от белки, затормозят её.
Примерно по такому же принципу летит ракета, поднимаясь вверх.

Рефлексия,д/з.

Наш урок подходит к завершению. Давайте оценим нашу деятельность на уроке. Получилось ли у нас решить поставленные задачи к уроку? Вспомним их.

— Изучить третий закон Ньютона;

— Познакомиться с принципом относительности Галилея Дамашняе заданне К следующему уроку

§ 12, упр. 12 №1, 2

— Большое спасибо за приятное путешествие, хочу надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний. Великий океан по-прежнему расстилается перед вами и не исследован до конца. Оцените свою работу на уроке.

Вам достался орешек от белочки, если вы все усвоили на уроке то положим его обратно в красную корзину к белочке, если остались некоторые вопросы по теме, вы не до конца поняли все на уроке, то кладем в синюю корзинку белочки.

Приложение2

* Если время останется отвечаем на вопросы

Вы отталкиваетесь от Земли с силой 50Н. С какой силой Земля отталкивает Вас?

20 человек разделилось на две команды по перетягиванию каната. Какой будет сила натяжения каната, если каждый прикладывает силу 200Н.

Ожидаемый ответ: 10∙200Н=2000Н

Яблоко падает на Землю, потому что его притягивает Земля. Но с такой же силой и яблоко притягивает земной шар. Можно ли сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

Ожидаемый ответ: Да можно. Равные силы притяжения сообщают яблоку ускорение ≈ 10м/с2, а земному шару во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока.

Человек стоит на стуле. Когда человек спрыгивает со стула, то мы видим, как он падает на Землю. Почему же земля не падает на Человека?

О каких законах идет речь?

Здоровый человек передвигается по льду или скользкой дороге, делая частые мелкие шаги.

Получив в боксерском поединке, удар в челюсть, можете смело говорить после нокдауна «Ох, и ударил я его сегодня».

Проанализируйте и скажите, что объединяет все эти на первый взгляд разные примеры?

Факты из повседневной жизни «Если он не погасит свои фары, то я не погашу свои», — так рассуждают некоторые водители.
Пословицы Как аукнется, так и откликнется.Долг платежом красит.Что посеешь, то и пожнешь.

Ожидаемый ответ: все эти примеры показывают, что в природе не бывает так, чтобы только одно тело действовало на другое тело, а это другое тело на первое не действовало бы. Тела взаимно действуют друг на друга.

Приложение 1

1. Лошадь тянет телегу. Сравните модули силы F1 действия лошади на телегу и F2 действия телеги на лошадь при равномерном движении телегиА. F1=F2. Б. F1>F2. В. F1Г. F1>>F22. Два ученика растягивают динамометра в противоположные стороны с силами 50 Н каждый. Каково показание динамометра в этом случае?А. 0. Б. 50Н. В. 100Н. Г. Среди приведенных ответов нет правильного.3. Зависит ли направление и численное значение скорости тела от выбора системы отсчета?А. Да, зависит модуль и направление.Б. Зависит только модуль, направление не изменяется.В. Модуль скорости не зависит, а направление изменяется.Г. Нет, т.к. вид механического движения не изменяется при переходе из одной системы отсчета в другую.4. Система отсчета связанная с телом инерциальная при условии, чтоА. тело покоитсяБ. тело движется равномерно и прямолинейноВ. если тело покоится или движется равномерно и прямолинейно.Г. нет правильного ответа.

Приложение 2

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lessons/urok_fiziki_v_9_klasse_tretij_zakon_nyutona_153125.html

Урок-обобщение Законы Ньютона

Районное методическое объединение
учителей физики

Открытый урок по физике в 9 классе:

«Законы Ньютона»

Провела учитель физики

МБОУ – СОШ с. Красное Знамя:

Бурякова С. А.

2012 г.

Конспект урокафизики в 9 классе

по теме «Законы Ньютона» 

Цель урока:

создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме “Законы Ньютона”;

научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;

совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;

совершенствовать умения проводить физический эксперимент;

расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности, развивать познавательный интерес к предмету.

Задачи: продолжить учиться работать в парах; умения применять знания в нестандартных ситуациях; реализовать творческие способности учащихся.

Тип урока: обобщающий (с использованием ИКТ)

Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, приборы для демонстрации опытов и экспериментальной работы учащихся, презентация учителя, презентация учащихся , “Законы Ньютона в природе и технике”.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. (Приложение 1.Слайд 1)

Добрый день дорогие ребята, мы начинаем наш сегодняшний урок, тему которого вы определите самостоятельно, отгадав кроссворд

II. Отгадайте кроссворд. (Слайд 2)

Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. (Перемещение.)

Векторная величина, которая изменяется только в результате воздействия на тело силы. (Скорость.)

Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил. (Равнодействующая.)

Длина траектории. (Путь.)

Прибор, измеряющий скорость движения. (Спидометр.)

Физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости движения. (Ускорение.)

Прибор для измерения силы. (Динамометр.)

Итак, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? («Законы Ньютона»)

Ньютон – величайший ученый не только своего времени, но и истории. Он изучал природу света, построил зеркальный телескоп, но самая главная заслуга Ньютона в том, что он вывел три закона механики, которые управляют движением тел во Вселенной.

Прошу вас озвучить цели и задачи нашего урока (Слайд 3)

Работать мы сегодня будем в парах.

Давайте начнем урок с небольшой разминки.

III . Дуэль физиков(Слайд 4) Учащиеся работают в парах, Задают друг другу вопросы, подготовленные заранее. В каждой паре вывляется победитель.

IV. Особенности законов Ньютона.

Выберите слова, имеющие отношение к закону. (На доске записаны словосочетания, учащиеся по очереди выходят к доске и заполняют таблицу.) (Слайд 5)

1-й закон Ньютона 2-й закон Ньютона 3-й закон Ньютона
Справедлив для любых сил;Силы уравновешиваются, т.к. приложены к одному телу;Если результирующая равна 0, то ускорение тоже равно 0 Верен для любых сил;Сила – причина изменения скорости;Вектор ускорения сонаправлен с вектором силы; Силы возникают только парами и всегда при взаимодействии;Силы не уравновешивают друг друга;Силы одной природы;Верен для всех сил в природе.

V.Музей физики “Физику знает хорошо тот школьник, который самостоятельно ставит опыты” П. Л. Капица. (Слайд 6)

Я приглашаю вас посетить музей физики. Перед вами предметы, с помощью которых мы можем продемонстрировать основные законы движения. (На демонстрационном столе находятся: тележки,штативы, емкость с песком, ролики, грузы, деревянные кубики; наклонная плоскость, динамометры, магниты, яблоко)

Но музейные экспонаты не должны бездействовать и покрываться пылью. Я предлагаю нашим сложившимся парам подготовить оборудование и продемонстрировать опыты, иллюстрирующие первый, второй и третий законы Ньютона

VI. Физкультминутка .

.VII. Подумай и ответь! Решение качественных задач (Слайды 7 — 11)

VIII.Решение расчетных задачи:

№1 Какую силу надо приложить к репке массой 200г, чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0,5 м/с2 ? (Слайд 12)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2К телу массой 4 кг приложены две горизонтальные силы, 10 Н и 30 Н, направленные в противоположные стороны. Куда и с каким ускорением будет двигаться тело? (Слайд 13)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. Проверь себя. Каждая пара учащихся получает интерактивный тест самоконтроля. Задания выполняются по вариантам (Слайд 14) Приложение 2: интерактивный тест

После окончания работы компютерная программа выставляет учащимся оценки.

 X. Физкультминутка

XI. Творческие работы учащихся.

Учащиеся показывают домашнеее задание: доклад и презентацию на тему: «Законы Ньютона в природе и технике»

XII. Заключение.

Со времен установления Ньютоном основных законов движения прошло почти три столетия. За это время законы множество раз проверялись в различных условиях, и всякий раз полученные результаты подтверждали их истинность.

В чем мы с вами сегодня и убедились.

Подведение итогов.

Домашнеее задание.

Задачи учащиеся получают на отдельных карточках. Задание дифференцировано. Слабоуспевающие учащиеся получают задания уровня А, остальные – задания уровня В

Выставление оценок.

Ребята, у вас на партах лежат смайлики, выберите и поднимите вверх тот смайлик, который отражает ваше настроение.

Источник: http://aret.ru/10-klass/urokobobshchenie-zakony-niutona/

Урок по физике в 9-м классе по теме: «Законы Ньютона». Обобщающий урок

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6с углубленным изучением отдельных предметов» г. Реутова
Должность: учитель — Лукьянчук Валентина Ефимовна

Цели:

  1. В интересной форме познакомить учащихся с биографией Исаака Ньютона.
  2. Повторить основные законы движения, сформулированные Ньютоном.
  3. Проверить качество изученных законов при составлении задач.
  4. Воспитывать у учащихся потребности в саморазвитии, самосовершенствовании.
  5. Развивать у учащихся интерес к предмету (физике) на примере биографических данных видных ученых.

Учащиеся должны знать основные законы динамики.Учащиеся должны уметь применять знание законов динамики при решении задач.

Предварительная подготовка

За две-три недели перед театрализованным уроком группе учащихся (пять-шесть человек, по желанию) предлагается подробно ознакомиться с биографией Ньютона и приготовить небольшие сценки, отражающие открытие основных законов динамики; придумать реквизит и костюмы для спектакля. Учитель помогает и корректирует текстовое изложение материала.

План урока

  1. Мини-спектакль (10-15 мин.)
  2. Презентация законов Ньютона (7 мин.)
  3. Решение задач на законы Ньютона (19 мин.)
  4. Подведение итогов урока (2мин.)
  5. Домашнее задание (1мин.)

1. Выходит ведущий.

Ведущий:

— Он родился вьюжной зимой 1643 года, после Рождества, когда метель особенно тоскливо выла в высоких каминных трубах Вулсторна.

Сценка 1. /Кэтрин — служанка//Джейн — служанка Ньютонов/

Кэтрин: Хэлло, Джейн! В такую погоду даже хорошие слуги плохих господ сидят дома.

Джейн: О, Кэтрин, как я с тобой согласна. В такую метель я бы тоже с удовольствием посидела на кухне, но моя хозяйка Анна Ньютон…

Кэтрин: Да, да! Я хорошо знаю твою хозяйку и поэтому хочу тебя спросить… Она скоро должна родить?

Джейн: Господи да ведь ты ничегошеньки не знаешь. Сегодня, в обед, у нее начались схватки, а четверть часа назад она родила сына.

Читайте также:  Когда появилась морковь

Кэтрин: Так почему ты на улице? Куда ты направляешься?

Джейн: Меня послали сбегать в соседнюю деревню..,

Кэтрин: Что-то с матерью?

Джейн: Нет! С ее новорожденным сыном…

Кэтрин: Что такое?

Джейн: Понимаешь, он родился преждевременно и очень слабый. Когда я побежала, он едва дышал, и головка его безжизненно свисала на жаркую цыплячью грудку — тоненькая шейка не выдерживает тяжести…

Кэтрин: Господи! У этого Ньютона потомство такое слабое!

Джейн: Но это еще не все. Он родился такой маленький, что его можно искупать в пивной кружке…

Кэтрин: Бедная Анна! Ну, беги.

Джейн: Да, по-моему, можно не торопиться…. Я уверена, что его душа вознеслась на небеса

/Расходятся в разные стороны/.

Ведущий:

Но он как-то выжил и странно, за всю свою долгую жизнь почти никогда не болел, к 84 годам потерял лишь один зуб.Он не знал своего отца, который умер до его рождения. Когда ему было 3 года, отчим с матерью уехали, а мальчик остался с бабушкой.

Так они и жили — в маленьком сельском домике из серого камня, окруженном редким плетнем.Он окончил сельскую школу и мог удовлетвориться этим, но, к счастью, родные послали его в Королевскую школу в Грзнтзм — маленький городок в десяти милях от родной деревушки.

Поселился Исаак у дальнего родственника — аптекаря Кларка.

Сценка 2. /В доме аптекаря Кларка/

/Аптекарь Кларк/ /Жена аптекаря Луиза/

Кларк: Луиза! Вчера мой племянник Исаак опять обыграл меня в

шашки…

Луиза: Не только тебя, но и наших сыновей, и меня, и всех в школе: и

учеников и учителей!

Кларк: И никому не проиграл?

Луиза: Никому…

Кларк: Странно… Никогда не думал, что из него выйдет толк. Ты вспомни. Ведь в начале он был в школе на предпоследнем месте по успеваемости,

Луиза: Зато спокойный, не как наши шалопаи: на улице не бегал, не дрался, по крышам не лазил, не хулиганил. Сидит, мастерит всякие игрушки-безделушки.

Кларк: Вот за это наши сыновья его и невзлюбили. А когда он перед

школой спрятал их бутерброды, даже поколотили.

Луиза: Но и он не сдался; назло им стал лучшим учеником в классе. Видно,

Богом заложено…

Кларк: Что заложено, сомневаться не приходится. Ты помнишь его

коляску?

Луиза: Конечно. У нее было 4 колеса, и он, сидя в ней, ездил вокруг дома, нажимая на рычаги. Я чуть не умерла со страху, когда увидела первый раз.

Кларк: Надо посоветовать Анне, чтобы отдала его учиться дальше.

Может, из него выйдет какой-нибудь механик…

Луиза: Уж аптекаря из него точно не получится…

Кларк: Я его к аптеке и на милю не подпущу…

Луиза: Недавно я с Анной говорила об этом… Что с ним делать, она не

знает… Понимаешь, дела в имении его не интересуют, домой его не тянет.Единственное, чем он любит заниматься — это читать, читать, читать…

Кларк: Скорей бы он уехал от нас, а то одних свечей сжигает на 2 фунта в

неделю…

Ведущий:

В Тринпи — колледже, в Кембридже, он живет как-то незаметно, сторонится веселых студенческих компаний, избегает вечеринок. Из-за отсутствия денег на учебу становится сайзером (сайзеры — бедные студенты, обучаемые бесплатно, прислуживающие мастеру колледжа или старшим членам учебного совета).

Учился он как-то тоже незаметно, средне, и невозможно проследить, как буквально за несколько лет происходит это сказочное превращение вчерашнего провинциального школьника в самостоятельного и оригинального исследователя.

Потом, спасаясь от ужасов чумы (в одном только Лондоне сожгли 31 тысячу трудов), он уезжает на два года в родную деревушку.

Сценка 3. /Большая чума/

/Кэтрин/ /Джейн//Сэм — слуга/

Кэтрин: Хэлло! Джейн! Хэлло, Сэм! Давненько Вас не видела. Что новенького у Вас в имении?

Сэм: Кэтрин. Я тебя полгода не видел!…

Джейн: Новостей хоть отбавляй! Но главная та, что наш молодой хозяин вернулся и живет сейчас дома.

Сэм: Сто лет бы его не видеть.

Кэтрин: В чем дело? Он что зануда или любит поучить вас розгами?

Джейн: Да ты что… Он никого пальцем не тронул, но из него такой, же хозяин, как из меня царица Эфиопии.

Сэм: Мать поручила ему управлять делами в имении, ведь он старший в семье.

Джейн: Но только с его управлением мы скоро начнем с голода пухнуть.

Кэтрин: Как так? Ваше поместье дает хороший доход…

Сэм: Да ты погоди… Вместо того, чтобы заниматься хозяйством, он переложил все на слуг. Все свободное время он мастерит какие-то игрушки, читает и разговаривает сам с собой.

Джейн: Посланный смотреть за овцами — читал. Пришлось ему заплатить штраф — 4 пенса — за то, что овцы зашли в чужой ячмень…

Сэм: 6 пенсов — за сваленный свиньями забор.

Джейн: А вчера дал конюху Теду 10 пенсов за то, чтобы он вместо него сходил на базар продать товар…

Сэм: В прошлый базарный день пришел с уздечкой в руке, вместо купленной лошади….

/Вбегает Тед/

Тед: Боже мой, боже мой! Джейн! Сэм! Надо срочно бежать за доктором,

пока не случилось чего-нибудь ужасного!

Сэм: Что случилось?

Джейн: Кто умирает?

Кэтрин: С кем беда?

Тед: Наш хозяин… Он… сошел с ума.

Кэтрин: Да говори ты толком, что случилось?

Тед: Он сидел под яблоней. И вдруг ему на голову падает яблоко. Другой бы его просто съел… А он!

Сэм, Кэтрин, Джейн: Что он?

Тед: Он стал его гладить и разговаривать с ним. Сейчас он ходит с яблоком и что-то бормочет.

Кэтрин: Вот он…

/Входит Ньютон/

Ньютон: Почему ты, милое яблочко, упало именно в тот момент, когда моя голова оказалась под тобой? Разве моя голова притянула тебя, как магнит притягивает гвоздь.

А может это не только моя голова притянула тебя, а что-нибудь еще, например, наша Земля? Или все тела окружающие нас, притягиваются друг к другу? Хорошая идея….

Надо подумать о взаимном притяжении всех тел в природе…. Только бы никто не помешал….

/Уходит./

Сэм: Тед!

Тед: /Вздрагивает/. Ты меня напугал, ведь я думал, что это хозяин меня зовет.

Кэтрин: А ты что, боишься хозяина?

Тед: Не то чтобы боюсь, но на глаза ему попадаться нет охоты.,..

Джейн: Почему?

Тед: Уж больно нелепые вопросы он задает, а уж если он начинает мне

что-нибудь объяснять, то мне кажется, что я стою одной ногой в сумасшедшем доме…

Сэм, Кэтрин, Джейн: ….?

Тед: Вчера днем он пришел ко мне в конюшню, посмотрел, как я запрягаю лошадь, походил, подумал и спрашивает: “Будет ли двигаться телега, если в нее запрячь двух лошадей, и если эти лошади будут тянуть в разные стороны?” Господи!.. Это каждый мальчишка знает…, что нет!

И вот, после этого, он мне 3 часа объяснял, что если на тело не действуют никакие силы или действие сил компенсируется, то тело находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.

Сэм: Бедняга Тед!

Кэтрин: Это еще что! Недавно ваш хозяин с моим хозяином, сэром Патриком, начал играть в гольф.

Но вместо того, чтобы стараться загнать шар в лунку он, стоя на одном месте, колотил клюшкой по шарам, то сильно, то слабо, он ни разу не стукнул в сторону лунки.

Сэр Патрик обиделся и ушел, а сэр Исаак Ньютон ходил по полю до вечера и сочинял закон: “Сила, действующая на тело равна произведению массы тела на ускорение, вызванное этой силой”. Смехота!…

Джейн: Значит, и вы тоже….

Сэм, Кэтрин, Тед: Что тоже?

Джейн: Замечали за ним странности….

Сэм, Кэтрин: А ты что заметила?

Джейн: На той неделе я стирала белье на берегу реки и два часа наблюдала, как наш хозяин прыгал из лодки на берег. Он старался прыгнуть так, чтобы лодка стояла на воде на одном месте после его прыжка. Ну и злился же он.

Потом со злости пнул лодку, и она отплыла от берега. Другой схватился бы за ушибленную ногу, а этот умник за перо и бумагу.

А с каким самодовольным видом он произнес: “Тела действуют друг на друга с силами, равными по величине, но противоположными по направлению”.

Кэтрин: Хорошо, что я у вас не живу! Пойду к себе.

Тед: Ну, я побежал на конюшню,

Джейн: Я на кухню

Сэм: А я в поле,..

Ведущий:

В апреле 1695 года, когда Ньютон был смотрителем лондонского монетного двора, необыкновенный гость из Росси трижды приезжал туда, чтобы познакомиться с техникой чеканки монет (пресс для чеканки монет был изготовлен Ньютоном). Окружающие называли его “десятником”, но относились с большим уважением.

И, наверное, они встретились там, в деревне Тауэре — царь Петр и Исаак Ньютон,Ньютон умер 31 марта 1727 года в Кенсингтоне, под Лондоном. Каменная болезнь почек жестоко мучила его, но здесь как будто утихла, он смеялся, беседовал с врачом, читал газеты. А ночью тихо умер. Угас.2) Презентация законов Ньютона.

Первый закон Ньютона

Если на тело не действуют силы или их действие скомпенсировано, то данное тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.

Существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела (или действия других тел компенсируется). Первый закон Ньютона называют законом инерции.

Системы отсчета, относительно которых тела движутся с постоянной скоростью при компенсации внешних воздействий на них, называются инерциальными.

Второй закон Ньютона

Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе. а =F/m Если два тела взаимодействуют друг с другом, то ускорения этих тел обратно пропорциональны их массам.

Третий закон Ньютона

Силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом, равны по модулю и направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны. Силы, возникающие при взаимодействии двух тел, приложены к разным телам.

Опыты и наблюдения показывают, что:

Причиной изменения движения тел, то есть причиной изменения их скорости, являются воздействия на них других тел

Количественно действие одного тела на другое, вызывающее изменение скорости, выражается величиной, называемой силой

Тела взаимодействуют

Ускорение, которое получает тело при данном взаимодействии, зависит от особого свойства всякого тела – его инертности .

3. Учащимся предлагается записать условие задачи на один из законов Ньютона с последующим ее решением. (Приложение 2.)

А) Трамвай массой 100т при торможении останавливается под действием силы трения 1кН за 1мин.

С какой скоростью двигался трамвай?Б) Состав какой массы может везти тепловоз с ускорением 0,1мс при коэффициенте сопротивления 0,05, если он развивает максимальное тяговое усилие 300кН.В) Автобус массой 15т движется так, что его скорость изменяется по закону v=0,7.

Найдите силу тяги, если коэффициент сопротивления движению равен 0,03.

Читайте также:  Интеллектуальная игра по экологии для 5 класса

4. Подведение итогов урока. Учащиеся называют законы Ньютона, поясняют, в каких ситуациях они проявляются.

А) При каком соотношении сил, действующих на автомобиль, он будет двигаться равноускоренно по горизонтальному участку дороги с учетом сил сопротивления движению. Решение сопроводите рисунком.(2 закон Ньютона.

) Б) При каком соотношении сил, действующих на пузырек воздуха, поднимающегося со дна водоема, движение пузырька становится равномерным? Решение сопроводите рисунком.( 1 закон Ньютона)

5.

Домашнее задание: самостоятельная работа№22;средний уровень, задания №1,2.Л. А. Кирик. «Самостоятельные и контрольные работы»

Литература:

  1. Я. Голованов. Этюды об ученых. 2-е изд., доп. — М., Мол. Гвардия, 1976
  2. С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика. 7, 8, 9 класс. — М., Просвещение, 2001
  3. В.А.Касьянов. Физика 10,11 класс. — М., Дрофа, 2001

Источник: http://5-bal.ru/fizika/25455/index.html

Конспект урока физики в 9 классе «Третий закон Ньютона»

Автор презентации: Щукина Наталья Александровна

Третий закон Ньютона

Урок изучения нового материала

«Третий закон Ньютона».

Цель урока: Выяснить особенности сил, возникающих при взаимодействии двух тел, показать на примерах проявление закона в природе.

Задачи урока:

образовательная

  • актуализация знаний, умений и навыков, необходимых для творческого применения знаний;

  • применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях;

  • контроль и самоконтроль знаний при решении задач на применение третьего закона Ньютона.

воспитательная

  • воспитание интереса к предмету;

  • формирование научного мировоззрения;

развивающая

  • развитие познавательной активности и любознательности учащихся;

  • развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач.

Оборудование и наглядность:

таблицы к уроку по теме;

приборы:

-четыре демонстрационных динамометра,

-кусок железа, магнит,

-две тележки, металлическая линейка, нить, спички,

— лабораторные динамометры,

— канат.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом с элементами исследований

Организационная форма – групповая, индивидуальная

Этапы урока

1.Подготовка к изучению материала через повторение и актуализацию знаний.

2. Объяснение нового материала.

3.

Закрепление третьего закона Ньютона

4. Контроль и самопроверка знаний

5.Постановка домашнего задания.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

Учитель:

1 .Сегодня на уроке мы с вами повторим, что происходит с телом, если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсируется и наоборот: когда на тело действуют только два тела. Итак, работаем по плану:

На доске графическая интерпретация движения: на графике V=V(t) указаны

Работа в парах. Сформулировать вопросы к заданию и дать на них ответы.

V

А В

С

o t1 t2 t3 t

прочитать график зависимости скорости от времени

2. Объяснение нового материала.

«Натуральная философия» – так называли науку о природе. О значении этой книги говорит то, что она вошла в золотой фонд науки. Законы заучивались в авторской формулировке. В 1915 году считалось обязательным для учащихся гимназий знание подлинного текста законов Ньютона. Так было во всех школах мира. Поколения людей воспитывались на законах Ньютона, как на незыблемом фундаменте

Сколько сил на свете есть,

Ни кому не в силах счесть,

Но Ньютоном нам дано,

Что их четное число.

Как вы понимаете это высказывание?

Ученики дают различные варианты ответов.

Учитель:

2. Хорошо, давайте уточним и проведем опыт: Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?

Ученики: Боль.

Учитель:

Почему? Ведь Вы бьёте стол, а не он вас. Вот на этот вопрос мы ответим, если поймем…

(третий закон Ньютона.)

(записываем тему урока в тетрадях и на доске)

3.

Итак, мы выяснили: в первом законе Ньютон описал состояние тела, не подвергающееся действию других тел, во втором законе противоположная ситуация: на тело действуют другие тела, их действия не компенсируются, то есть равнодействующая сила не равна нулю, возникает ускорение. А если во взаимодействии тел участвуют два тела? Что в таком случае наблюдается? Ньютон и эту проблему решил успешно.

Предлагаю вам ответить на вопросы великого гения:

1) возникающие силы при взаимодействии двух тел могут быть одна больше другой?

2) как направлены при этом силы?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и узнать особенности сил, проведем ряд экспериментов:

  1. Вы уже ударили кулаком по столу. Больно! Почему? Ведь вы бьете стол, а не он вас?

  2. Я приглашаю двух желающих и предлагаю встать на демонстрационные тележки. А теперь один из вас оттолкнется от другого. Что произошло?

Почему едут обе тележки?

  1. Двое желающих берут в руки канат и стараются перетянуть друг друга. Получилось?

  2. А теперь двое желающих постараются перетянуть друг друга с помощью каната, стоя на тележках. Почему едут обе тележки?

Вы уже можете ответить на вопросы гения?

Если же нет, тогда мы с вами поделимся на группы, каждая из которых будет выполнять определенное задание.

Группа 1

Приборы: два демонстрационных динамометра.

Задание: возьмите два демонстрационных динамометра и поставьте друг на друга. Какую силу называют весом? Силой реакции опоры? Сравните их по величине и направлению. К чему приложены эти силы? Вывод запишите в таблицу на доске и в свои тетради.

(Сила, с которой тело, вследствие своего притяжения к Земле, действует на опору или подвес, называется весом тела.

Силу, с которой опора действует на тело и направленную перпендикулярно опоре, называют силой реакции опоры).

Группа 2.

Приборы: два демонстрационных динамометра, кусок железа и магнит.

Задание. Сравните силы по величине и направлению. Вывод запишите в таблицу на доске и в тетради.

Группа 3.

Приборы: две тележки, нить, узкая стальная пластинка, спички.

Задание; приблизьте тележки на расстояние согнутой пластинки (пластинка связана ниткой). Под пластинку положите указатель. Подожгите нитку. Измерьте расстояние от указателя до тележек. Какие получились расстояния? Массы тележек одинаковые. Сравните силы при этом взаимодействии. Вывод запишите на доске и в тетради.

Группа 4

Оборудование: лабораторные динамометры у каждого по два.

Задание соедините динамометры крючками и расположите их на столе. Слегка потяните в разные стороны. Что вы заметили? Сравните силы по величине и по направлению. Вывод запишите в таблицу на доске и в свои тетради.

Представители групп 1 — 4 записывают вывод в таблицу на доске.

Внимательно прослушайте объяснение групп 1, 2, 3, 4 и продолжите предложения, записанные на доске.

Таблица (на доске)

Особенности сил

1группа

2группа

3группа

4группа

Ньютон

Силы по величине …

F1=F2

Равные

F1=F2

Равные

F1=F2

Равные

F1=F2

Равные

Каждому действию есть всегда равное и противоположное противодействие!

Силы направлены вдоль…

Одной прямой

Одной прямой

Одной прямой

Одной прямой

Силы направлены в…

Противоположные стороны

F1= -F2

Противоположные стороны

F1= -F2

Противоположные стороны

F1= -F2

Противоположные стороны

F1= -F2

Сделаем вывод: (на основании опытов и наблюдений учащиеся вместе с учителем делают вывод о силах, действующих при взаимодействии тел, об их числовом значении и направлении).

А теперь совсем немного из теории.

Соотношение сил во взаимодействии между телами

При взаимодействии двух тел, не только первое действует на второе с некоторой силой, но и второе в ответ действует на первое также с некоторой силой.

Возникает вопрос: а как соотносятся эти силы? Какая из них больше, какая меньше? Соотношение сил при взаимодействии устанавливается третьим законом Ньютона: две материальные точки взаимодействуют с силами, равными по величине, противоположно направленными и расположенными вдоль прямой, соединяющей эти точки: F1= -F2.

Здесь F1 – сила, действующая на первую точку со стороны второй, F2 – сила, действующая на вторую точку со стороны первой.

Согласно второму закону Ньютона, равнодействующая всех сил, действующих на тело, равно произведению массы тела на его ускорение.

Из этих соотношений следует, что  

или . 

Это значит, что при взаимодействии двух материальных точек ускорения, приобретаемые точками, обратно пропорциональны их массам и направлены в противоположные стороны.

Третий закон Ньютона отражает факт равноправия взаимодействующих тел и справедлив при описании взаимодействия тел в инерциальных системах отсчета.

Примеры проявления и использования закона в природе, быту:

Любое из наблюдаемых нами движений различных тел можно объяснить с помощью законов Ньютона.

Физкультминутка: давайте встанем и пройдемся по классу. Идущий человек движется вперед благодаря тому, что он отталкивается ногами от земли, т. е. взаимодействует с ней. А теперь присядем и попробуем оттолкнуть землю.

Получилось? Человек и земля действуют друг на друга с одинаковыми по модулю и противоположно направленными силами и получают ускорения, обратно пропорциональные их массам. Поскольку масса Земли огромна по сравнению с массой человека, то ускорение Земли практически равно нулю, т. е.

она не меняет свою скорость. Человек же приходит в движение относительно Земли.

Следует отметить, что силы, возникающие в результате взаимодействия тел, являются силами одной и той же природы.

Например, Земля и Луна взаимодействуют друг с другом посредством сил всемирного тяготения.

Стальной гвоздь и магнит притягиваются благодаря действию магнитных сил.

Молоток и наковальня взаимодействуют друг с другом силами упругости.

Вы уже знаете, что под действием притяжения к Земле предметы, лежащие на опоре или висящие на подвесе, немного сжимаются или растягиваются сами и сжимают/растягивают находящуюся под ними опору или подвес. В результате и в самих телах, и в опоре или подвесе возникают силы — силы упругости, посредством которых тело и опора взаимодействуют друг с другом.

Следует помнить, что силы, о которых говорится в третьем законе Ньютона, никогда не уравновешивают друг друга, поскольку они приложены к разным телам.

Остается добавить, что все эти силы направлены вдоль прямой, соединяющей центры взаимодействующих тел.

Вывод:

  • всегда при взаимодействии

  • не уравновешиваются, т.к. приложены к разным телам

Справедлив:

  • только в инерциальных системах;

  • не применим для частиц, движущихся в атоме;

  • для тел, движущихся со скоростями, близкими к скорости света.

3.

Закрепление третьего закона Ньютона

Подумайте и назовите пословицы, поговорки с помощью которых можно было бы сформулировать 3 закон Ньютона:

Например:

Как аукнется, так и откликнется

Что посеешь, то и пожнешь

Долг платежом красен

Вернемся в начало урока, вспомним опыт по перетягиванию каната.

Согласно закону физики в игре на перетягивание каната на обоих игроков со стороны каната действуют одинаковые по модулю силы, которые направлены в противоположные стороны, то игроки тоже действуют на канат с одинаковыми по модулю и противоположными по направлению силами.

Почему же все-таки один из игроков перетягивает канат и выигрывает?

(взаимодействие игроков через канат и взаимодействие каждого из них с землей обеспечивают …

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-uroka-fiziki-v-9-klasse-tretiy-zakon-nyutona.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector