Конспект познавательного занятия по экологии на тему: можжевельник, 1 класс

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Познакомить детей с растением, его особенностями, использованием человеком.

Оборудование:

Фотографии с изображением ветви и самого дерева, подсвечник, изготовленный из можжевельника, спил древесины можжевельника.

Можжевельник

Можжевельник, плоды

Можжевельник, плоды

Ход занятия:

Можжевеловых лесов на земном шаре осталось так мало, что вырубать их – преступление. Люди очень обижают это растение. Так уж, к сожалению, повелось: чем исправнее и безотказней служит человеку растение, тем безжалостнее им уничтожается.

Можжевельник — родственник кипариса. Он любит расти на каменистой почве, на склонах гор. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел».

Распростертые ветви можжевельника покрыты очень колючими иглами. Зато хвоя можжевельника мягка на ощупь. Есть у можжевельника шишкоягоды, в зрелом состоянии они черные. Кора на старых деревьях растрескивается и отслаивается лентами.

Под можжевеловыми деревьями хорошо живется грибам боровикам, душистой землянике. Живет можжевельник очень долго, иногда 1000 лет. Расселяется по свету семенами, которые разносят вместе с пометом звери и птицы. Очень любят они можжевеловые шишкоягоды. Особенно мыши, лисы, куропатки, снегири, свиристели, дрозды.

Особенно рьяно – значит старательно, усердно — рыщут звери в поисках плодов осенью, перед тем, как залечь в спячку, а птицы – перед отлетом на юг. Плоды можжевельника действуют на них как лекарства, помогая избавиться от болезней.
Возьмите в руки спилы древесины можжевельника.

Попробуйте на ощупь, почувствуйте ее запах.

Приятный для человека запах можжевельника совершенно невыносим для паразитов и вредоносных микробов.
Об очистительных свойствах можжевельника люди знали с давних времен.

Наши предки, для изгнания из жилья дурного запаха, поджигали сухие плоды можжевельника. В Крыму для сохранения одежды от моли в сундуки клали куски ароматной можжевеловой древесины.

Использовали можжевельник и в лечебных целях: он и животу полезен, и кашель исцеляет.

Очень хороша древесина у можжевельника. Делали из нее люди бочки, посуду, игрушки, сундуки, дощечки с буквами, по которым дети учились читать в давние времена. В наше время из древесины можжевельника делают сувениры – поделки для украшения дома, на память о пребывании в нашем городе. Вот перед вами подсвечник. Для чего он нужен? Он тоже сделан из древесины можжевельника.

Можжевельник очищает и воздух. Причем делает это очень хорошо: одно дерево может очистить воздух на территории нашего детского сада. Но вот только жаль, что можжевельник никак не хочет расти в городах.

Он гибнет от загрязненного машинами и заводами воздуха. Да к тому же лесные пожары наносят большой вред можжевельнику: от искры огня дерево вспыхивает и сгорает начисто.

И поэтому, где бы вы ни встретили это дерево, пожалейте его, не обижайте.

Вопросы:

1. Что нового вы узнали о можжевельнике? 2. Где он растет?

3. Как человек использует можжевельник?

Скачать конспект занятия «Можжевельник»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rastenia/mojjevelnik.html

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Экологические правила Лесовичка»

Цель: Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой

Программное содержание:

  1. I. Образовательные задачи:

1.Способствовать формированию у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

2.Способствовать формированию знаний о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

  1. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.
  2. Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.
  1. II. Развивающие задачи.
  2. Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о целостности природы.

2.Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе творческих задач (играх).

III. Воспитывающие задачи:

воспитывать бережное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности.

Материал к занятию: макеты луга, леса, водоема; экспериментальный уголок; проектор, фонограмма «Послание Лесовичка» и звукозапись «Лес», «Музыка воды»; карточки по правилам поведения на природе; пазлы «Луговые цветы»; дидактическая игра «Пищевые цепочки»; макет почтового ящика; алгоритм опыта

Ход занятия

Дети входят в группу.

Эффект удивления

На экране видеоролик «Музыка леса». Звукозапись Лесовичка «В наших окрестных лесах появились: возмутители спокойствия рек и озер, разоритель птичьих гнезд и нарушитель лесной тишины. Помогите мне исправить нарушения!»

  • Что случилось у Лесовичка? (отвечают дети)
  • О чем он просит нас?
  • Что же нам делать? (отправиться на поиски) Отправляемся в поход.

Подходим к макету луга

Подходим к макету луга, в это время включается фонограмма стихотворения:

  • Налугу, цветов — несчесть! Васильки, ромашки есть, Цвета зорьки алой, В маках покрывало. Колокольчик голубой, Всем качает головой, Милая букашка, Села на ромашку. Рады бабочки, шмели,Что цветочки расцвели!
  • Про что говориться в стихотворении?
  • Про какие цветы написано в стихотворении? (отвечают дети)
  • Как одним словом назвать всё эти цветы?(луговые)
  • Посмотрите, а на нашем лугу нет ни одного цветочка, все цветы заколдованы, давайте расколдуем их.

Проводится игра: «Собери пазлы ».

Детям раздаются разрезные карточки с изображением луговых цветов . По ходу сбора пазлов, на луг выкладываются оригинальные картинки в уменьшенном варианте.

Составляется экоцепочка обитателей луга

  • А можно ли рвать цветы, топтать траву на лугах? (отвечают дети).Почему?
  • Правильно, потому что в траве живут различные насекомые, прячутся мелкие животные.
  • Какую пользу приносят насекомые птицам? (отвечают дети)
  • Что вы слышите?
  • А каких птиц вы знаете?
  • Где они вьют гнезда

По ходу беседы на доске с помощью картинок составляется экоцепочка обитателей луга: трава-насекомые-птицы.

И мы с вами отправляемся в лес

Подходим к макету леса

Физкультминутка «Тропинка»

Дети имитируют: перешагивание через поваленное дерево, обходят муравейник, прогнувшись проходят под веткой дерева. Предлагается сесть отдохнуть на бревно, пеньки и подышать лесным воздухом.

Аромагимнастика – ель, пихта, можжевельник.

  • Дети, вы любите лес?
  • А за что вы его любите, чем он хорош?
  • Кто живет в лесу?
  • Живет ли в лесу человек?
  • Зачем он приходит в лес?
  • Всегда ли человек приходит в лес с добрыми намерениями?
  • Лесовичок просит вашей помощи. Необходимо найти следы плохих и хороших поступков человека.

Игра «Найди следы человека в лесу».

  • Картинки с хорошими поступками мы оставим Лесовичку, а картинки с плохими поступками отправим в сундучок и спрячем, чтобы их никто не нашел.

Вывод: нельзя нарушать порядок в лесу, потому что лес необходим человеку. Он очищает воздух, которым дышим, дает ему тепло и пищу. В народе говорят: «Берегите лес – это наше богатство», «Спилил дерево – посади три» .

Звучит фонограмма «Журчание ручья».

Воспитатель обращает внимание детей на это журчание.

  • Кажется, недалеко от нас журчит ручей.

Дети идут на поиски водоема. Пришли к макету водоема, предлагается сесть вокруг озера, отдохнуть.

Игра «Ответь быстро!»

  1. Кому нужна вода?
  2. Зачем вода растениям?
  3. Как они ее получают?
  4. Нужна ли вода животным, рыбам, человеку?
  5. А всегда ли человек бережно относится к воде?

Вывод: Нельзя загрязнять водоемы, бросать в них мусор, бытовые отходы, потому что в них не смогут жить рыбы, моллюски, расти водоросли.

В этом мы убедимся на нашем опыте.

Дети приглашаются для проведения опыта, опыт проводится за столами фронтально. Для проведения опыта используется алгоритм.

  • Какая вода в водоеме? (отвечают дети)
  • Проходящий по нему нефтяной танкер потерпел аварию, и нефть вылилась на поверхность. На эту поверхность сели водоплавающие птицы.

Проводим опыт.

В прозрачную миску с водой добавить смесь туши с маслом.

  • Какая стала вода? (отвечают дети)
  • Обмокните палец в эту воду. Что стало с пальцем? (Высказывания детей от ощущений)

Обратить внимание детей на сухое, чистое перо.

  • Какое оно? (отвечают дети)
  • Обмокните перо в воду, какое оно стало? Предложить подкинуть к верху сухое и намоченное перо. Пронаблюдать (сухое летит, а сырое падает).
  • Что будет с птицей, которая садится на такой водоем. Она сможет взлететь? (отвечают дети)
  • Рыбы смогут жить в таком водоеме? (отвечают дети)
  • А теперь пришло время нам возвращаться в группу, для того, что бы послать Лесовичку послание о том , что мы справились с его просьбой. И отправим ему картинки с правилами поведения в природе.

Дети возвращаются на стулья

Составление правил «Сохраним живые цепочки в лесу».

Дети придумывают правила, как сохранить живые цепочки в лесу:

! Заботиться о бабочках, пчелах, шмелях и другие насекомых-не рвать полевые цветы, не собирать их в букеты.

! Беречь деревья. Они необходимы лесным жителям.

! Оставлять лесные дары животным.

! Не тревожить животных.

! Не сбивать ногами мухоморы, потому что они являются лекарством для диких животных.

Карточки дети складывают в конверт и воспитатель кладет конверт в почтовый ящик.

Рефлексия.

— Давайте устроим салют, что бы Лесовичок обрадовался еще больше. Есть красные, и есть синие звездочки . Кто в путешествии справился со всеми заданиями и может рассказать правила поведения в природе родителям или друзьям, тот зажжёт на небе красную звезду. А кто считает, что не всё ему сегодня удалось, тот зажжёт на небе синию звезду.

Название: Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Экологические правила Лесовичка»
Номинация: Конспекты занятий, НОД/ экология

Источник: http://portal2011.com/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-2/

Конспект НОД (углубленно-познавательное занятие по экологии) в старшей группе«Защитим лес – наше богатство»

Цель: расширить знания детей о типах леса; формирование познавательного интереса к познанию природы своего края.

Задачи:

— уточнить знания детей по теме «Что такое лес: его этажность, присутствие насекомых, птиц, зверей»;

— познакомить с произведением М. Пришвина «Этажи леса»;

— углубить представления детей о видах леса: лиственный, хвойный, смешанный;

— познакомить детей с функцией леса: продуктивные (где заготавливают древесину) и рекреационные (где отдыхают, собирают грибы, ягоды);

— углублять и систематизировать знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

— формировать умение правильно вести себя в природе, не навредить ей.

Предварительная работа: чтение Ю. Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»; рассматривание картин русских художников:

  • Игорь Прищепа «Русский пейзаж»;
  • Юрий Панцырев «Березовый лес»;
  • Иван Шишкин «Корабельная роща»;
  • Иван Шишкин «Папоротники в лесу»;
  • Исаак Левитан «Дорога в лесу»;
  • Иван Шишкин «Еловый лес»;
  • Михаил Кугач «Солнечный лес».

Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес; продуктивный и рекреационный лес; подлесок.

Ход занятия:

Воспитатель: От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это – северный … (олень).

Ребята, к нам в гости спешит северный олень. (Дети здороваются с гостем.)

Олень: Ребята, я живу в лесу – это мой дом. А вы знаете, что такое лес? Что там растет? Кто там живет? (Дети общаются с гостем.)

Олень: Правильно, лес – это большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами. Лес, это сложный живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.

Воспитатель: ребята, вы знаете, что в лесу есть этажи! Не верите?! Давайте познакомимся с произведением М. Пришвина «Этажи леса». (Чтение рассказа.)

Олень: друзья, а вы догадались, на каком этаже я живу? (внизу, на первом этаже). А на каком этаже живут муравьи, белки, зайцы?… (Дети отвечают.)

Воспитатель: ребята, лес состоит из 5-ти ярусов: (воспитатель называет ярусы и показывает их на картинах художников)

  1. высокие здоровые деревья, прикрывающие все остальные;
  2. молодые деревья (подрост);
  3. подлесок: кустарники – они не дают дождям размывать почву;
  4. полукустарники и травы;
  5. мхи, грибы, лишайники.
Читайте также:  Классная система обучения и развития детей. классы монтессори

Олень: друзья, лес бывает разный; я живу в смешанном лесу. Может, кто-то из вас знает другие виды лесов? Чем они отличаются?

Дети отвечают: лиственные, хвойные и смешанные леса.

Воспитатель: ребята, давайте назовем нашему гостю, какие мы знаем лиственные деревья (береза, осина, тополь, ива) и хвойные (ель, сосна, пихта, кедр).

Олень: давайте поиграем! Девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» — встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» — встают мальчики, а если «смешанный лес» — девочки и мальчики встают врассыпную.

Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»

Воспитатель: ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая).

Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается).

Олень: в моем лесу люди отдыхают, собирают грибы и ягоды – мой лес называют рекреационный. Вот только не все гости моего леса умеют правильно себя вести. Я принес фотографии (картинки), на которых запечатлены действия и поведение людей.

Рассматривание дидактических картинок «Правильное и неправильное поведение в лесу»: (перечень согласно нумерации на картинках)

  1. Не разоряйте птичьи гнезда!
  2. Не разоряйте муравейники!
  3. Не забирайте из леса домой животных!
  4. Не обижайте лесных насекомых!
  5. Не рвите полевые цветы!
  6. Не рвите редкие цветы!
  7. Не ловите бабочек и стрекоз!
  8. Не шумите в лесу!
  9. Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
  10. Не оставляйте мусор в лесу!
  11. Не бейте стекло в лесу!
  12. Не вырезайте надписи на деревьях!
  13. Не портите несъедобные грибы!
  14. Не вырывайте кустарники с корнем!
  15. Не обижай змей!

http://900igr.net/prezentatsii/chelovek/Pravila-v-lesu.files/Pravila-povedenija-v-lesu.html#

Воспитатель: Олень, а тебе известно, что лес приносит нам людям огромную пользу?! Наши дети сейчас тебе расскажут. Воспитатель подытоживает и говорит, что есть леса, где заготавливают древесину и их называют продуктивными.

Олень: ребята, я хочу поиграть с вами в подвижную игру «Северные олени».

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве; передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда – олени, другая – медведи.

Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. «Олени» изображают рога, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками, убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

Условным сигналом для начала игры является удар в бубен.

Воспитатель: ребята, подошло время прощаться с нашим другом Северным Оленем. Чтобы найти дорогу домой (в лес) и не заблудится, оленю помогут звуки леса.

Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса: олень уходит, а ребята пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/10496-nod-zashchitim-les-nashe-bogatstvo.html

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

Владимирова Ирина Эдуардовна

Воспитатель, МДОУ детский сад №9 «Малыш», г. Павловский-Посад Московская обл.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Владимирова И.Э. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 04.05.2018).

Заказ № 25643

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) на тему:«Защитники природы» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.

-Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.

Развивающие:

-Закрепить  представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Воспитательные:

-Воспитывать  гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

Оборудование:

-Импровизированный «Воздушный шар»

-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе 

-Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия

-Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия

-Знаки по правилам поведения на природе

-Иллюстрации по правилам поведения на природе

-Эмблема года экологии

-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)

-Фотографии животных и растений

-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем

-Цветной картон (страницы для красной книги)

-Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка

-Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха

-Эмблемы-медали: «Защитники природы» 

Предварительная работа:

  • Наблюдения в природе
  • Разучивание стихотворений
  • Чтение экологических сказок
  • Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
  • Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о природе
  • Просмотр видеоматериала по экологии

Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей.

Ход  НОД

Воспитатель: Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?

 (предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном шаре…)

-Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре. Занимайте места.

Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»

(дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается радио сигнал SOS(аудиозапись))

Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят помощи.  Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.

«Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят

Ваню – земляникой, Таню – ежевикой,

Машеньку – орешком, толю – сыроежкой.

Катеньку – малиной, Васю – хворостиной.

Догадались, что это за чудо – богатырь?»

Дети: (лес)

Да, ребята –это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним случилось?  

Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».

Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам сигнал посылал о помощи?

(предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки, набросал мусор в реку…)

Воспитатель: Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот только как — то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?

(Предложения детей: надо всё убрать …)

Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у берёзки.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.

А куда можно деть этот мусор?

(предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры в помойку)

Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том, что здесь случилось.

(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).

Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?

Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.

Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А белый ствол и кружевные листочки – радовали глаза своей красотой. За что же люди обломали ветки, изрезали ствол?

(Предположения детей: они ломали ветки для костра…)

Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье.

Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и прикрепляют соответствующий знак к доске.

Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А потом и птиц.

Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц».

Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать пение птиц. Релаксация.

Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.

Воспитатель прикрепляет знаки – загрязнение воды и воздуха –выбросами из труб заводов и фабрик, автомобилей.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?

(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, нельзя мыть машины в речках …)

Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.

Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии») 2017 год в нашей стране объявлен –годом экологии. Мы с вами уже говорили о том, что такое –экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-нибудь может рассказать?

Дети 🙁 экология –это наука, а экологи изучают жизнь -человека, животных, растений и как на них влияет окружающая среда)

Воспитатель: — Да, ребята –экология –это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком и животными, растениями и окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите внимание на эмблему-года экологии-что там изображено?

Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…)

Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны охранять и беречь.

-Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но рвать их не стоит. А вот почему –нам об этом расскажут наши друзья, которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте посмотрим и внимательно послушаем.

(Просмотр детьми видео)

-Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что такое- «Красная книга»

-Кто-нибудь может рассказать –что он запомнил из посмотренной передачи?

-Зачем люди создали – «Красную книгу»?

(Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор –они охраняются –законом. И никому нельзя уничтожать их.)

Читайте также:  Игра «поле чудес» в начальной школе. сценарий

-Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим свою «Красную книгу». Посмотрите –я приготовила –саму книгу-вот она (показ книги)

-Почему она красного цвета?

Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги)

Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные странички.

-Что обозначают страницы –красного цвета?

Дети :(На красных страницах – те животные и растения, которых почти не осталось на земле и их надо охранять и беречь)

Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого –какие животные или растения на красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия)

Дети :(Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…)

Воспитатель: — А, что обозначают жёлтые страницы?

Дети :(-На жёлтых страницах –те растения и животные –количество которых быстро снижается)

Воспитатель: -Дети, у кого есть –жёлтые страницы-покажите и назовите этих животных и растения.

Дети :(речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…)

Воспитатель: — А, белые страницы есть? Что они обозначают?

Дети :(На белых страницах –животные и растения, численность которых всегда была невелика.)

(Филин, сова…)

Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто знает, что они обозначают?

Дети :(Это самые печальные страницы-на них те растения и животные, которые навсегда исчезли с лица земли.)

Воспитатель: -Покажите и назовите их.

Дети :(Карликовая берёзка)

Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?

Дети :(Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания)

Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти?

Дети :(Прибайкальский шмель)

Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной. В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в «Красной книге будет становится больше, чем других.

Воспитатель читает стихотворение:

«Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери на нашей планете,

Охраняются даже цветы.»

Воспитатель: — А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей, птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.

(Дети надевают –шапочки и садятся на ковёр)

Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится –о нём -выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.

Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту шапочках выходят в круг и берутся за руки.

«Все на свете, всем нужны!

И рыбы не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без лягушек нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд,

Нам птицы нужны и нужны пауки

Нельзя обойтись никому без воды!

И солнце, и воздух нужны и земля.

Ещё без растений никак нам нельзя.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.»

Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой, охранять её и беречь.

В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите настоящими друзьями природы и её защитниками.

Воспитатель вручает детям –медали-эмблемы- «Защитники природы».

Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей красивой землёй и полюбуемся на её красоты.    

Просмотр видео-песня о защитниках природы.

Источник: http://kssovushka.ru/zhurnal/8/505-konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-podgotovitelnoi-gruppe/

Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию в средней группе СКАЗ О МУДРОЙ МАТУШКЕ – ЗЕМЛЕ И О САМОМ ВОЛШЕБНОМ ВОЛШЕБНИКЕ – СОЛНЦЕ

Автор: Прудникова Любовь Валерьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 216

«Детский сад комбинированного вида»

Конспект познавательного занятия

по экологическому воспитанию в средней группе

СКАЗ О МУДРОЙ МАТУШКЕ – ЗЕМЛЕ И О САМОМ ВОЛШЕБНОМ ВОЛШЕБНИКЕ – СОЛНЦЕ

Подготовил:

Старший воспитатель:

Прудникова Любовь Валерьевна

Цель: рассказать детям о нашем общем доме-Земле

Задачи:

Развивающая: развивать представление о жизни на Земле, об общих  условиях для развития растений, животных и людей (воздух, солнце).

Обучающая: углубить  экологические  знания  у  детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости  за свою планету; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологии, культуры личности.

Материалы и оборудование: картинки: земли, леса, поля, животных, насекомых, ящера, природы  мезозойской эры, настольная лампа, на ватмане большое солнце без лучиков                     

                                                             Ход занятия:

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жила-была одна мудрая матушка, звали её Землёй. Было у неё много-много детей.

И чем больше у неё их становилось, тем сильнее она радовалась, отчего становилась все больше и больше.

  Детей  надо было кормить, поить, обогревать, поэтому ей приходилось много бегать,  а от этого она становилась все круглее и круглее, как мяч, вот такой (показывает планету Земля до начало эры).

Трудно ей было за всеми детьми уследить. И сказала тогда она одним: «Вы живите всегда на одном месте, там, где родились, а двигаться будете только вглубь, ввысь, вширь. А вам даю я крылья, ноги, лапы, плавники, чтобы вы могли передвигаться». Но не зря звали матушку-Землю мудрой.

Придумала она всем детям работу, каждому свою. Тем, кто остался жить всегда на одном месте, она с большой строгостью сказала: «Живите дружной семьёй, ешьте, пейте, дышите, но помогайте жить другим.

Накормите, обогрейте, дайте воздух для дыхания, дом для жилья тем, кто бегает, ходит, прыгает, лазает, плавает, летает.

А вы, дети мои: зрячие, говорливые, осторожные, пугливые, подкрадывающиеся, бесстрашные, забавные и добрые, сказала она другим, — будете передвигаться и следить, чтобы «кладовые» ваших бессловесных друзей, тех кто вас накормит, всегда были полны пищей. Помогите им расселяться, содержать их дом в чистоте и порядке и помогать друг другу во всем».

Воспитатель: Ребята! Так кто же является детьми доброй, мудрой матушки-земли?

Дети: растения, животные и люди

           На доске вывешиваются различные виды животных и растений.

Вместе с детьми воспитатель делит их  на две группы и говорит: «Это – животные, это – растение».

И стали растения с животными жить в мире и согласии. В одних местах выросли высокие деревья, в других густые цветущие травы (показывает картины леса и поля). А чтобы лучше выполняли животные свои обязанности, Земля сказала: «Вы будете жить только в лесу, а вы только там, где много цветущих трав.

А вам придётся жить и здесь, и там, добрые вести носить от жителей леса к жителям поля». Так как для многих животных лес стал домом (медведь, лось, белка, дятел и др.), многие другие нашли свой «дом и стол» там, где много цветущих трав (бабочки, пчелы и др.), а зайцы, волки, лисы и многие другие животные нашли свое пристанище и в лесу, и в поле.

Много животных нашли свое жилище в воде и в земле.

Воспитатель показывает животных леса, полей и говорит: «Запомните, ребята, эти растения и животные, которых вы видите на картинках, это живая природа наших дней матушки-земли, но она не всегда была такой.

Когда вы подрастете, то узнаете, что когда-то на земле обитали очень крупные животные, которые достигал ростом пяти- шестиэтажного дома (показ ящера), и совсем не такие  были деревья и травы (показ природы мезозойской эры).

Так слушай мой сказ дальше.

Трудно приходилось матушке-Земле создавать условия для жизни растениям и животным, так как все зависело от волшебников, которые  подчинялись самому главному волшебному волшебнику.

Отгадайте, что это за волшебник:

Среди поля голубого-

Яркий свет огня большого,

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну, конечно, это… (Солнце)

Ребята! Давайте позовём Солнышко:

«Солнце, Солнышко, приди,

нашим ребяткам посвети.»

Солнце (входит):  С неба смотрит солнце

                                   Миллионы лет.

                                   Льет на землю солнце

                                   И тепло и свет.

Воспитатель: Поиграй Солнышко с нами!

Дети  встают в круг.

Показало Солнышко правый лучик, показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения).

Физминутка

Набежала тучка.

Закрыла солнце (закрыть лицо руками).

 Тучка спряталась за лес,

смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое, доброе, лучистое!

 Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами)

Далее по кругу из рук в руки передаётся мяч — К слову СОЛНЦЕ подбираем слова-признаки (Яркое, горячее, красное, жаркое, золотое, лучистое, радостное, тёплое, ласковое и т. д

            Вот вы и узнали про самого волшебного  волшебника.

Продолжим.

     Знала матушка-Земля, что вся жизнь её детей зависит от солнечных ребят-лучат, а их ведь у Солнышка намного больше, чем у нее самой. С самого утра и до позднего вечера ребята-лучата работают.

Одни обогревают листики, цветочки, вторые помогают созревать ягодам, фруктам, третьи нагревают землю, чтобы растения росли, и у каждого человека и животного есть свой солнечный лучик, от которого зависит вся его жизнь.

  Кроме того, мудрая матушка – Земля также знала: если будут солнечные лучики греть растения, то они непременно вначале повянут, а затем погибнут. А если погибнут растения, то обязательно погибнут и животные, они ведь друг без друга не могут.

И тогда решила она так: «Буду вращаться и подставлять солнечным лучикам то один бочок, то другой». Вот так и происходит с тех пор, когда солнечные лучики работают – день, когда их нет – ночь. Не работают ребята – лучики, отдыхают и спят люди и многие животные.  

Показ опыта с лампой

Так жила матушка-Земля в мире и согласии с Солнцем и его ребятами-лучиками, постоянно бегая вокруг него, подставляя то один бочок, то другой. А Солнце ее очень хорошо его понимало, чтобы не было так жарко ее детям, утром и вечером меньше отправляло матушке-Земле солнечных лучиков. Все у нее ладилось, спорилось. Вот такой она стала (показ Земли в настоящее время).

Но стали люди обежать Землю, мусором ее засыпать, деревья ломать, леса поджигать. Негде стало траве расти, птицам петь, рыбам плавать, заболела Земля.

Читайте также:  Рассказы для школьников. три ветки мимозы

Ребята, а вы хотите помочь   Земле выздороветь?

Игра «Кто быстрее уберет мусор»

Я  думаю, что сегодня вы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю — наш огромный общий дом.

А теперь мы сделаем подарки от нашего главного  волшебника Солнышка, для всех обитателей нашей матушки Земли.

        (дети проходят за столы и делают  Солнце (техникой обрывания)        

Источник: https://solncesvet.ru/konspekt-poznavatelnogo-zanyatiya-po/

Занятие по экологии для начальных классов

Тема занятия:  По страницам Красной книги

Цель:

 формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер обучающихся  в процессе знакомства с Красной книгой Забайкальского края (с опорой на систему формирующихся базовых общекультурных ценностей).
Задачи:
-расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить детей с причинами их исчезновения;
-продолжить развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу;
-воспитывать коммуникативные компетентности обучающихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос).Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к занятию, Красная книга Забайкальского края в двух томах, мелодия из программы «В мире животных».

Вид занятия: путешествие по страницам Красной книги.

Применяемые технологии: информационно-коммуникационные; технология самообразования; технология обучения в сотрудничестве на основе малых групп.

Применяемые методы: метод беседы; метод наглядности; поисковый метод.

 Ход урока

         1.Организационный момент

— Дети,  сегодня наше занятие будет необычным. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний. А для этого….

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы кружок.
Мы за парты дружно сели, 
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперёд, вперёд за знаниями.

          2. Работа над темой занятия

— Когда ты идёшь по тропинке лесной, 
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей. 
Другое – пчелою забралось в цветок, 
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой ныряет под листьями в норах, 
«Кто» ищет в кустах притаившийся

шорох, 

Сидит «отчего» на зелёном листке,

 
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень….
Вопрос за вопросом, и так целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.

( Из книги «Почемучка».М.:Педагогика-Пресс,1993)

-Сегодня на нашем занятии мы отправимся путешествовать по тропинкам природы и будем искать ответы на некоторые вопросы. Ну что, в путь?

-Посмотрите, как прекрасен и удивителен мир природы!

— посмотрите еще раз на слайд и разделите фотографии на две группы.
(мир животных и растений)
— Но что-то их объединяет! Ваши предложения?
(эти фото относятся к  миру живой природы.Это всё дикие животные и растения, которые растут независимо от человека)
— Вы предложили несколько вариантов. Молодцы!
-На нашем занятии сегодня мы постараемся узнать, что ещё их объединяет.
Послушайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями, 
Не цветок, а с корешком, 
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)
— Но книга эта необычная. Она связывает все наши фотографии. Догадались?
— Правильно. Это Красная книга. Сегодня мы будем путешествовать по страницам этой книги. (тема «По страницам красной книги»)

Знакомство с Красной книгой

-Почему эту книгу назвали красной?
-Где вы встречались с красным цветом?
(Красный цвет можно увидеть на пожаре-огонь. Сигнал светофора- опасность,переходить дорогу нельзя)
-Правильно,сигнал светофора говорит об опасности. Вот и красная книга предупреждает об опасности. Но какой? 

Красная книга – Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Всё живое хранить зовёт,

Пусть зовёт не напрасно,

Красная книга, Красная книга.

И тревога за жизнь неустанна,Чтоб не сгинуть в космической мгле!

Исчерпаемы все океаны, Исчерпаемо всё на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид

И себя мы прощаем.

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.  

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерли около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.

Давайте поразмышляем. Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений?

(Изменяется климат. Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают,не находя себе корма).
— А теперь послушайте одну историю:
« Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:
-Зачем, -сердится, -ландыши нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти жёлтые купальницы, и…
— Но почему?- чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.
— Вот-вот, красота их и губит. Кто не увидит – всяк сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе все переведутся… в общем, жадничая, отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое,- мы в результате себя же и губим».
( Дитрих А. Почемучка.- М.:Педагогика-Пресс, 1993)
-Кто основной виновник исчезновения видов животных и растений?
(человек)
-Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является чаще всего человек.
Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948г.  В 1963 году вышла первая книга Международного Союза Охраны Природы. Хранится эта книга в Швейцарском городе_Морже. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, учёный.

-Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете-почему?

(для разделения на животных и растения. Для красоты. Все природные объекты разделены по природным зонам)

-Молодцы, ребята! Вы выдвинули несколько версий. Давайте посмотрим, что размещено на цветных страничках.
— На красных страницах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, уссурийский тигр.
-На жёлтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета.
Одно из таких животных – кавказская черепаха. Люди тысячами вылавливают их ради забавы и из-за красивого панциря.
На белых – сведения о редких видах. 
Например, моллюск наутилус. Он погибает от изменения естественной среды обитания.
На серых – сведения о мало изученных и редких видах. Глубоко на дне морей живёт моллюск жемчужница, в раковине которой рождается жемчуг.
На зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, северный олень, который подвергался большому истреблению.
Чёрными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. Например, птица стеллеров баклан. Роковой особенностью баклана явилась неспособность его к полёту. В течение столетия на Комондорских островах шло безжалостное истребление этих птиц.
-Кроме этих видов, в Красной книге находятся известные вам животные…

-В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга.

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы, 
Охраняются звери, 
Охраняются даже цветы!
         Б. Дубровин

Физминутка

Это-правая рука,
Это- левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева- быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?

— Скажите, а как называется Красная книга у вас на столе?

Вы обратили внимание, что на столах книги с разными названиями, а кто знает почему? (Читинская область и Забайкальский край)

Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского округа была составлена и выпущена в 2002-2003годах, а Красная книга Забайкальского края в 2012-13 годах, после объединения двух субъектов  России Читинской области и Бурятского округа.

-Давайте сравним книги и определим, есть ли что-то общее между этими изданиями (открываем разные страницы и сравниваем материал).

Полистайте книги и найдите знакомые вам растения или животное. В какой книге вы нашли знакомый объект природы? Посмотрите, а есть ли этот объект в другом экземпляре книги?  (приводят три –четыре примера)

— А теперь ответим на вопрос: «О какой опасности предупреждает Красная книга?»
Прочтите текст: «Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окружёнными разными животными, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой».

Как вы понимаете это выражение? Что значит дружить с природой?

 4. Работа в группах
-Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?(нет.

Надо охранять и всю природу)
-А что мы с вами можем сделать для охраны природы?
— Давайте поработаем в группах и выведем некоторые правила друзей природы (на столе экологические знаки).
 Каждая группа пишет 1-2 правила друзей природы к экологическому знаку.

Защита правил
— не ломай ветки деревьев и кустарников;
— не рви много цветов на лугу и в лесу;
— не лови бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых;
— не подходи близко, не бери и не разоряй птичьих гнёзд;
-не мусори в лесу, у реки;
-не шуми в лесу.
— Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.

Наказ юным экологам:

Любите родную природу –          Озера, леса и поля.          Ведь это же наша с тобою          Навеки родная земля.          На ней мы с тобою родились,          Живем мы с тобою на ней!          Так будем же, люди, все вместе          Мы к ней относиться добрей.

5. Обобщение

-Вы очень хорошо поработали сегодня, молодцы.

 –С какой книгой вы сегодня познакомились?

-О чем рассказала вам Красная книга?

— Красная книга — это наша боль и тревога. Видов животных и растений, помещенных в ней, становится всё больше. Но эта книга и наша надежда — программа спасения всего живого на Земле. Так давайте тоже бережно относиться к природе!
Домашнее задание

— Предлагаю вам принять участие в проекте «Моя Красная книга». Для этого нужно на альбомном листе написать о животном или растении из Красной книги и красиво оформить. Затем мы все листочки подошьём, и у нас получится своя «Красная книга».

6. Рефлексия.

У вас на столе лежат фрукты, они разного цвета. Вам нужно выбрать один фрукт в зависимости от того,  как вам понравилось занятие:

Красное яблоко – очень понравилось;

Желтый лимон – не очень;

Оранжевый апельсин – Тема охраны природы – очень важна и вам бы хотелось еще поработать с Красной книгой.

Выберите фрукт, положите его на поднос и передайте мне. По вашим фруктам я сделаю вывод  о необходимости подобного задания и понравилось ли вам занятие.

— Наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/zanyatie_po_ekologii_dlya_nachalnyh_klassov-1720.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector