Конспект психологического занятия для младших школьников

Конспект психологического занятия для младших школьников

Общую логику работы на коррекционных занятиях можно представить следующим образом. Сначала ребенку предоставляется возможность получить удовольствие от своих действий.

В активном варианте ребенку нравится предъявлять свои непосредственные чувства и выполнять те действия, которые ему обычно делать не разрешают. В пассивном варианте ребенок получает удовольствие от аффективной стимуляции — проявления непосредственных подавляемых чувств с помощью взрослого.

Следующий (второй) этап работы — помощь ребенку в проявлении и принятии глубоко подавленные чувства и действия. На третьем этапе ребенку помогают принять в себе подавленные чувства и действия и преобразовать их так, чтобы они не мешали ни окружающим, ни самому ребенку.

И последний, завершающий этап отводится для работы с основным внутренним конфликтом и направлен на формирование позитивного новообразования — антагониста имеющегося негативного.

Рассмотрим данную логику применительно к каждому имеющемуся нарушению.

Работа с детьми, имеющими один и тот же внутренний конфликт, но проявляющими его либо по активному, либо по пассивному варианту будет различаться только содержанием первого этапа.

Следует отметить, что выделение данных этапов является достаточно условным, необходимым психологу для подбора заданий и отслеживания динамики работы.

Более того, если возможно, стоит использовать игры, которые будут содействовать решению сразу нескольких задач.

В течение всей работы с ребенком нужно способствовать разрушению стереотипов привычного поведения, которое является следствием внутреннего конфликта, предоставлять возможность нарабатывать опыт нового поведения, а также развивать рефлексию собственных действий, поступков, способность анализировать их причины и следствия.

К примеру, при работе с детьми, проявляющими защитную агрессивность, следует постепенно разрушать стереотипное восприятие ребенком традиционных агрессивных объектов (вампира, монстра и т.п.) и собственных агрессивных действий, например, при рисовании агрессивного персонажа добавлять «неагрессивные» детали: бантики, брошки, книжки и т.п.

По возможности следует развивать самоконтроль ребенка в ситуациях, которые могут вызвать агрессивные реакции.

Приведем примеры игровых заданий, которые можно использовать в коррекционной работе.

Как уже отмечалось, работа различается только на первом этапе, так как активные дети сами проявляют чувства, а пассивным надо помогать, поэтому упражнения для начала работы по коррекции агрессивности и страхов приводятся раздельно, последующие же этапы работы содержательно совпадают.

Коррекция защитной агрессивности и страхов. Психологические игры и упражнения

 «Конкурс художников»

Цель: разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей.

Ведущий заранее готовит два одинаковых черно-белых рисунка агрессивного персонажа.

На занятии он предлагает ребенку поиграть в художников, которые сумеют слать этот рисунок добрым, и при этом устроить конкурс — в конце занятия определить, чей персонаж будет выглядеть добрее.

Ведущий и ребенок берут по рисунку, затем по очереди, проговаривая свои действия вслух, дорисовывают своему персонажу «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т.п.

«Почему подрались дети»

Цель: развивать рефлексию агрессивного поведения, способность анализировать его причины и следствия.

Ребенку предлагают рассмотреть рисунок дерущихся детей, придумать, почему они подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть, что подрались, и почему, как можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие рисунки дерущихся детей, задавая эти же вопросы.

«Школа пугания» (задание рассчитано на несколько занятий)

Цели: — отреагировать агрессивные чувства; развивать рефлексию агрессивного поведения; обучать контролю своих действий в агрессивных ситуациях; актуализировать чувство страха.

Взрослый предлагает детям поступить в необычную школу — школу пугания. На уроках в этой школе дети учатся по-разному пугать друг друга.

Урок 1. «Испугаем по-разному»

Ребенок придумывает различные способы того, как можно испугать человек (взрослый их записывает). Если дети затрудняются словесно выразить предлагаемые варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети называют следующие варианты: испугать криком, громким стуком, страшными словами, страшным смехом, страшным лицом или картинкой.

После этого взрослый дает ребенку задания испугать его самого тем или иным способом из составленного ранее списка. За каждое выполненное задание в школе в специальном дневничке ставятся плюсы.

При этом взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы он строго следовал заданию, например, испугать только лицом, без слов, или только криком, не меняя выражение лица.

Можно предложить ребенку подойти к зеркалу и убедиться в том, что страшный крик или страшные слова не сопровождается изменениями мимики. Так ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.

В конце урока ведущий договаривается с ребенком, что все «изученное» в нашей школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят об этом не узнал. Это необходимо для того, чтобы ребенок не начал применять «полученные знания» на практике в классе или группе детского сада.

Занятие должно заканчиваться расслаблением. Можно предложить ребенку удобно устроиться в кресле, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и некоторые тихонечко называет, чтобы привлечь к ним внимание ребенка.

Урок 2. «Рисунок чего-то очень страшного»

Ребенку предлагается нарисовать что-то такое страшное, что самому можно испугаться. Затем ребенок вспоминает способы, какими можно испугать человека и показывает эти способы ( пугает ведущего) в темной или затемненной комнате.

Урок 3. «Страшная маска»

Ребенок, используя маленькие кусочки пластилина, «рисует» маску какого-либо страшного персонажа. При этом взрослый следит за тем, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов («Где он живет? Что он любит?» и т.п.

) побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза и по возможности описал словами взгляд персонажа. Важно также, как ребенок изображает рот, какие средства (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т.п.

) и свидетельства агрессии (кровь) использует. После того как маска будет готова, ребенок может примерить ее, рассмотреть себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести звуки, посмеяться или попугать кого-либо. А затем самому немного попугаться.

В этом случае маску надевает ведущий.

Урок 4. «Страшная рука»

Ребенок с помощью пластилина изображает на бумаге руку страшного персонажа. Для этого он сначала обводит свою руку, затем обмазывает получившийся контур пластилином с тем, чтобы рука стала очень-очень страшной.

Урок 5. «Страшный рисунок на полу» (необходим кусок обоев или бумаги по росту ребенка)

Ведущий предлагает ребенку нарисовать страшного персонажа в полный рост. Для этого на пол кладется кусок обоев или бумаги, ребенок на него ложится, а взрослый обводит его контуры.

Затем они вместе раскрашивают контур так, что бы он был похож на выбранный ребенком образ страшного персонажа.

Если на предыдущих занятиях ребенок рисовал красками или пластилином страшную маску, можно сразу же положить ее на место лица.

Урок 6. «Страшный кукольный театр»

Ребенок вырезает по контуру страшного персонажа, изготовленного на прошлом занятии, а затем ему предлагают устроить кукольный театр.

Два составленных вместе стула закрывают куском такни (лучше черной) — это ширма, сверху раскладывают «страшного персонажа». Взрослый — зритель — хлопает, как перед началом спектакля. Ребенок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица персонажа: где он жил раньше, что он любит сейчас и т.п.

Потом взрослый и ребенок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а взрослый страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребенка: его персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдовала злая ведьма.

Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей расколдовать его. Ребенок расколдовывает его, а потом опять идет за ширму и составляет новый рассказ, по возможности, похожий на рассказ взрослого.

Взрослый расколдовывает его и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же не расколдованных ужасов.

«Я могу защитить»

Цель: формирование умения использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и по очереди по-разному заканчивают фразу «Я могу защитить…». Если ребенок достаточно взрослый, можно использовать фразу «Я могу защитить…, потому что…»

«Три подвига Андрея»

Цель: формирование умения использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

Ведущий рассказывает о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком, побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник.

Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей мог, только если совершит три подвига. Далее ребенок вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги.

Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии

Б. Коррекция страхов

На этом этапе снимается запрет на проявление агрессии, более того, она может специально провоцироваться ведущим. Для этой цели необходимо использовать игры, сопровождающиеся громкими криками, резкими действиями. Можно давать задания на толкание, бросание чего-либо или разрушение, например, можно потолкаться с ведущим, стоя на одной ножке, метать дротик, рвать бумагу.

«Петушиный бой»

Цель: аффективная стимуляция ребенка.

Ведущий и ребенок — петушки, они стоят на одной ноге и дерутся подушками, при этом стараясь сделать так, чтобы соперник наступил на пол второй ногой, что означает его проигрыш.

«Покажи страшного»

Цель: аффективная стимуляция ребенка.

Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает их и старается изобразить страшного персонажа движениями и голосом.

«Кто больше собьет»

Цель: аффективная стимуляция ребенка.

На полу расставляются маленькие пластмассовые игрушки. Ведущий и ребенок по очереди бросают мяч, стараясь сбить как можно больше игрушек. Побеждает тот, кому удается сбить за один раз большее количество фигурок.

«Снежки»     

Цель: аффективная стимуляция ребенка.

Для игры заранее готовятся «снежки» — шарики из ваты, снаружи смазанные клеем и высушенные. Ведущему и ребенку нужно как можно больше раз попасть друг в друга при условии, что каждый получает равное количество (по 5—6) «снежков».

«Маленькие человечки»

Цель: снижения сверхконтроля на проявление гнева.

Ведущий заранее готовит из плотной бумаги маленьких человечков — мужчину и женщину. Ребенку предлагают раскрасить их, придумать им имя, а затем разыграть какую-нибудь историю.

«Цирк»

Цель: снижения сверхконтроля на проявление гнева.

Ведущий играет роль дрессировщика, а ребенок — дрессированных собачек, лошадей, тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика. А тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика. Но он заставляет их слушаться. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.

«Я очень хороший»

Цель: укрепление «Я» ребенка.

Ребенку предлагают несколько раз повторить слово вслед за ведущим: сначала шепотом, затем громко и очень громко. Таким образом ведущий и ребенок шепчут, проговаривают и прокрикивают слово «Я», затем «очень» и наконец «хороший».

«Скажи мишке добрые слова»

Цель: укрепление «Я» ребенка.

Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и вспоминают хорошие качества человека. Затем ведущий приглашает на занятие игрушечного медвежонка. Ребенок придумывает для него хорошие слова: «Ты добрый» и т.п. Затем ведущий и ребенок по очереди берут мишку в руки — превращаются в мишку — и придумывают хорошие слова друг для друга.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие в 1, 2 классе. праздник семьи

Последующие этапы

«Конкурс боюсек»

Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации страха.

Ребенок и взрослый быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх (повторяться нельзя). Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. Определяется победитель конкурса (ребенок).

«Закончи предложение»

Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации страха.

Ребенку предлагается закончить предложения:

«Дети обычно боятся…»

«Взрослые обычно боятся…»

«Мамы обычно боятся…»

«Учителя обычно боятся…»

При обсуждении делается вывод о том, что иногда боятся все люди, и страх — это совсем не стыдное чувство, чем старше становится человек, тем меньше у него становится страхов.

«Очень страшное»

Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации страха.

Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное», а затем рассказать о нем.

«Чужие рисунки»

Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации страха.

Ребенку показывают рисунки других детей с изображениями их страхов и предлагают придумать, чего же боялись эти дети и как им можно было бы помочь.

Книги о работе со школьниками:

Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Мардер Л.

Развитие личности школьника. Работа со словарем психологических качеств

Лепешова Е.М.

Школьная психологическая служба: работа с учащимися

Хухлаева О.В.

120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 1. Книга для учителя

Локалова Н.П.

Волшебный альбом: Рабочая тетрадь. Развивающая программа для младших школьников.

Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н.

Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе: Рабочая тетрадь школьника

Под ред.Кривцовой С.В.

Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе: Рабочая тетрадь школьника

Под ред.Кривцовой С.В.

Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе: Рабочая тетрадь школьника

Под ред.Кривцовой С.В.

Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание

Камаровская Е.

Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал

Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г.

Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов

Савенков А.И.

Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников

Завьялова Т.П., Стародубцева И.В.

Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников

Данилов И.В.

Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников

Белинская Е.В.

Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников

Баженова О.В.

Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников

Гарсиа Э.Н.

Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников

Гурин Ю.

Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие

Калинина Н.В., Прохорова С.Ю.

Источник: http://annapsiholog.blogspot.ru/2012/11/blog-post_4506.html

Психологическое занятие-игра с младшими школьниками «Путешествие в мир эмоций»

Психологическое занятие-игра с младшими школьниками «Путешествие в мир эмоций»

«ПУТЕШЕСТВИЕВМИРЭМОЦИЙ»

Цель:  Формирование обстановки доверия и эмоционального комфорта учащихся, развитие эмоционально-волевой сферы.

Ход мероприятия

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Ведущий (психолог): Добрый день, ребята! Давайте встанем, улыбнёмся себе и друг другу. Присаживайтесь. Скажите, вам было приятно здороваться? Что вы испытывали, приветствуя друг друга? (Примерные ответы детей: радость удовольствие, приятно).

Сегодня мы совершим путешествие по очень необыкновенной стране. Можете ли вы представить себе человека, который не испытывает никаких эмоций? А всгда ли свои переживания и ощущения мы можем выразить эмоциями?

А что такое эмоции? Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Какими они могут быть? (положительные и отрицательные). С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (жесты, мимика).

На нашем мероприятии мы познакомимся с миром эмоций. Поговорим об основных эмоциях; попробуем выразить их с помощью мимики и жестов.

Я желаю вам, чтобы сегодня каждый открыл интересное для себя! Итак, начнем!

Конкурс  «Знатоки эмоций»

Ведущий (психолог). Вам нужно вспомнить эмоции, которые может переживать человек. Победит тот, кто назовет их больше.

Конкурс  «Передай эмоцию»

Ведущий (психолог) называет задание. Участники его выполняют, стараясь правильно и выразительно передать эмоции.

1) Улыбнуться, как сытый кот. Испугаться, как мышь, за которой гонится кот

2) Улыбнуться, как кот на солнце. Устать как муравей притащивший большой груз

Упражнение «Сказка о жителях Волшебной страны чувств»

Ведущий (психолог). Далеко-далеко, а может быть и близко, есть Волшебная страна и живут в ней разные чувства. Каждое из них — в своем домике определенного цвета. Каждый день, когда встает солнышко, жители Волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда.

На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что разрушили домики. Жителям удалось спастись, а вот домики пришлось строить новые. Домики построили, а покрасить их нечем, ветер унес всю краску.

У вас есть цветные карандаши, помоги раскрасить жителям их домики.

Задание

1. Раскрась домики в цвета и рассели в цветные домики жителей этой страны.

3. Раскрась карту. 

Интеллектуальная разминка «Наоборот»

Ведущий (психолог): А чтобы проверить, какие вы внимательные, проведем разминку. Я буду называть эмоции, а вы будете говорить их противоположные значения. Готовы?

веселый —

бодрый —

довольный —

спокойный —

смелый —

злой —

радостный —

Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова?

Упражнение «Солнечный зайчик».

Звучит релаксационная музыка говорит ведущий (психолог):

Почувствуйте, как солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Чувствуете, как он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями. На лбу, носу, щеках, подбородке поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть.

Вот он тихонько забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он хочет подружиться с вами. Улыбнитесь ему. А теперь глубоко вдохните, выдохните. Откройте глаза,. Какое сегодня число? Спасибо. Работаем дальше.

Упражнение «Дерево счастья»

Цель: Налаживание коммуникации, гармонизация эмоционального состояния

Оборудование:  нарисованное на листе бумаги дерево с расположенными на нем ветками, разноцветные пуговицы.

Ведущий (психолог). Сегодня мы поговорили об эмоциях. Учитесь управлять ими. Ваши эмоции не должны приносить вред – это главное. Они должны быть положительными. А теперь давайте все вместе составим дерево положительных эмоций, глядя на которое вы будете вспоминать все самое хорошее и испытывать только положительные эмоции!

Подведение итогов.  Ведущий (психолог). 

— О чём мы с вами сегодня говорили? Правильно, что такое эмоции?

— Нужны ли эмоции человеку?  Зачем?

— На какие группы оделяться эмоции? 

— Ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на наше здоровье? 

— Как отрицательные эмоции могут влияють на здоровье? 

— Как положительные эмоции влияют на здоровье? 

— Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно.

Чтобы этого не допустить есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций.

Например, разрывание бумаги, сделать перерыв, посчитатб про себя, подумать о чём-либо приятном, побегать, сделать физические упражнения.

— А как сделать, чтобы положительных эмоций в нашей жизни стало больше?.

— А теперь я попрошу вас выразить эмоции от нашего мероприятия с помощью смайликов.

Упражнение «Дождик»

Ведущий (психолог). Ребята наша игра подошла к концу давайте поблагодарим друг друга за работу: приготовили ладошки, пошёл мелкий дождь (бьём пальцем правой руки по левой ладошке), дождик стал усиливать (двумя пальцами), дождик стал ещё сильнее (тремя пальцами), пошёл крупный дождь (четырьмя пальцами) и пошёл ливень (всей ладошкой).

Спасибо за урок. До свиданье!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lessons/psihologicheskoe_zanyatieigra_s_mladshimi_shkolnikam_170550.html

Трудности первоклассника

Трудности первоклассника

Ольга ХУХЛАЕВА,
кандидат психологических наук,
г. Москва

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА

Тема 1. Мои чувства
Цели: обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей; знакомство с эмоциями радости, страха, гнева; обучение пониманию относительности в оценке чувств.

Тема 2. Чем люди отличаются друг от друга
Цели: познакомить детей с понятием «качества людей»; помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.

Тема 3. Какой Я — Какой Ты
Цели: помочь детям осознать наличие у себя различных положительных качеств; учить находить положительные качества у других людей.

Тема 4. Трудности первоклассника
Цель: помочь детям научиться справляться с проблемами.

Программа целиком в скором времени будет опубликована в книге, которая выйдет в издательстве «Генезис». Сегодня мы представляем вашему вниманию занятия четвертой темы

ЗАНЯТИЕ 1

Трудности первоклассника в школе, дома, на улице

Разминка «Разнообразие характеров»

а) Загадай игрушку

б) Хрюкните те, кто…

в) Крылатые качели

Задание «Копилка трудностей»

Ведущий предлагает детям собрать «копилку трудностей» первоклассника: назвать все, что вызывает трудности и огорчения в школе. Например: «Мне трудно тихо сидеть на уроке», «Мне трудно не делать ошибок» и т.д.

Задание «Театр»

Дети разыгрывают сценки из трудных ситуаций, которые могут возникнуть в жизни первоклассника.

Рисунок «Трудные ситуации первоклассника»

Листы бумаги с помощью линий делятся на четыре части. Дети представляют себя художниками, которые иллюстрируют детские книги, и выполняют четыре маленьких рисунка к четырем трудностям, которые возникают у них в школе.

Комментарий. В конце занятия важно подвести детей к выводу, что те или иные трудные ситуации, которые необходимо преодолевать, встречаются в жизни всех первоклассников.

ЗАНЯТИЕ 2

Школьные трудности

Разминка «Необычное в обычном»

а) Изобрази предмет

б) Бой быков

в) Кенгуриная школа

После «кенгуриного урока» происходит обсуждение. Насколько ученики поняли своего «учителя»? Что помогало пониманию? Игру можно повторить, используя маску животного.

г) Дважды два — четыре

Задание «Помоги Сереже»

Роль «Сережи» исполняет ведущий. Он предлагает детям дать советы «Сереже», как ему поступить в трудной для него ситуации в школе (например, его не любит учительница или у него много ошибок в правописании и т.п.).

Сказка «В одном лесу…» (автор — Л. Исаева)

В одном лесу жили лисы. Они жили большой и дружной семьей. Одно поколение сменяло другое, и не было им равных по силе и ловкости. Они славились как опытные и умные охотники. В этой семье рос маленький лисенок. На радость родителям он был веселым и подвижным. Однажды родители решили, что настало время готовить лисенка к взрослой жизни. Ему необходимо было пройти испытание.

Такие испытания проходили в специальных лесных школах, где самые опытные лисы передавали свое мастерство молодому поколению. Лисенок радостно бегал в школу. Он хотел скорее научиться всему сразу: и бесшумно передвигаться по лесу, и все слышать, и различать все лесные запахи, и все замечать. Но с каждым днем он становился все грустнее и задумчивее.

Читайте также:  Литературная игра в 5-9 классах по повести беляева «человек-амфибия»

Ему не удавалось повторить за учителем-лисом все упражнения, не получалось делать все легко и быстро. Горько плакал лисенок. «Почему у меня ничего не получается? — спрашивал он. — Я плохой. Я ничего не умею!» Долго беседовал лис-отец с сыном, рассказывал ему о знаменитых предках, лучших охотниках всех времен, прославленных во всех лесах. Пришлось лисенку и дальше заниматься в лесной школе.

Но теперь он не суетился, не бегал без дела. Старался ходить бесшумно, все вокруг замечать, старался исправлять все ошибки, не унывать при неудачах и промахах. Трудно было лисенку. Но вот наступил день проверки на силу и выносливость. Друзья лисенка стали крепкими и хитрыми. Ловкость и сноровка были в их движениях.

На поляне собрались все лесные звери.

В этот великий день даже недруги стали друзьями. Испытания были долгими и трудными. Каждый участник был лучше другого. Дошла очередь и до лисенка. Но где же он? Что-то его не видно! Он превратился в красивого лиса, ловкого и сильного, смелого и быстрого. Маленький лисенок стал настоящим охотником, достойным потомком своих великих предков.

Маленький лисенок поверил в себя и добился всего, чего хотел. Теперь и о нем лисы-отцы рассказывают легенды другим маленьким лисятам.

Вопросы для обсуждения

Комментарий. Центральное упражнение «Помоги Сереже» проводится в форме игры «На приеме у психолога». Ведущий приходит к психологу за советом, при этом роль психолога играют дети по очереди. Ведущий обращается то к одному психологу, то к другому, пока полученный совет его не устроит.

ЗАНЯТИЕ 3

Школьные трудности (продолжение)

Задание «Знакомые игры»

а) Изобрази предмет

б) Бой быков (см. занятие 2)

в) Взвизгните те, кто…

г) Изобрази ситуацию

Задание «Помоги Сереже»

Сказка «Про львенка Пашу» (автор — И. Писарева)

Жил-был лев, но не большой и свирепый, а маленький и пушистый. Это был львенок. Звали его Паша. Он был озорным, симпатичным, сообразительным. Ему очень хотелось, чтобы все знали, какой он хороший, чтобы учитель Жираф Алексеевич чаще его хвалил и все зверята играли с ним. Но почему-то Пашины мечты не исполнялись. Как львенок ни старался, ничего не получалось.

Например, на уроке он всегда первым решал задачи. Ему так хотелось первым ответить! Но учитель просил сидеть тихо. А Паша боялся, что спросят кого-то другого и никто не заметит, какой он умный.

И львенок начинал ерзать на месте и сопеть, а потом не выдерживал и вскакивал с места: «Ну что вы так долго думаете? Я давно уже все решил! Эх вы, копуши!» Но за Пашу почему-то никто не радовался, а учитель Жираф Алексеевич даже несколько раз выставлял его за дверь.

Львенок злился на учителя и одноклассников и думал: «Они просто завидуют мне, потому что я — самый умный, а они — бестолковая мелюзга!» Шел как-то обиженный Паша, пинал камешки на дороге и вдруг увидел свою подружку — хрюшку Дашу. Даша обрадовалась, увидев Пашу, и они пошли вместе играть. Игра была такая: надо было кидать желуди в мишень. Даша всегда промахивалась.

Паша злился: «Какая же ты неуклюжая! Дай-ка я кину!» «Но теперь моя очередь», — обижалась Даша. «Ты все равно промажешь! Лучше посмотри, как ловко у меня получается!» — возражал Паша. Но Даша не захотела смотреть и ушла домой. «Вот противная!» — злился львенок. И ему стало грустно. Он тоже поплелся домой. А дорога пролегала через лес.

Паша шел по тропинке, думал о том, что никто его не понимает… И вдруг споткнулся о пенек и упал. Львенок расплакался, уткнувшись лицом в траву. Долго он плакал. А когда успокоился и протер заплаканные глазки, увидел, что настала ночь, а с неба на него смотрят звездочки. И Паше показалось, что это не звезды, а глаза его одноклассников, хрюшки Даши, мамы, Жирафа Алексеевича…

Они же не знают, куда он пропал! Они же волнуются за него!

Паша вспомнил, что он сегодня обидел одноклассников: не дал им дорешать задачку. Он обидел Дашу: так и не научил ее правильно бросать желуди. Он обидел маму: не пришел вовремя домой, а она ведь ждет его. Подумал он обо всем этом и сделал такой вывод: «Они все такие хорошие, а я их обидел! Значит, не такой уж я умный. Побегу-ка я домой и все-все исправлю!»

Прибежал он домой, обнял маму-львицу, поцеловал ее и сказал: «Прости меня, мамочка. Я знаю, что ты волновалась. Я постараюсь так больше не делать». Мама не стала сердиться, а накормила Пашу вкусным ужином. Утром львенок пришел в класс.

Все звери сторонились его, не хотели с ним разговаривать. А когда начался урок, Паша опять решил сложную задачу первым. Но теперь он не стал мешать другим, а поднял свою мохнатую лапку.

Учитель удивился, вызвал Пашу к доске и поставил ему пятерку, а потом попросил его помочь тем, кто не справился с задачей. После уроков Паша побежал к Даше. Он извинился за свою вчерашнюю грубость и научил Дашу играть в желуди. Они весело играли весь день, и Паша всегда уступал подруге.

Когда у Паши был день рождения, все пришли его поздравить. Никогда еще у львенка не собиралось так много гостей! Все дарили Паше подарки и хотели с ним дружить.

Паша был счастлив и, засыпая, подумал: «Как хорошо, когда другие заботятся о тебе! Но еще приятнее самому заботиться о других!»

Вопросы для обсуждения

Комментарий. Постарайтесь в итоге подвести детей к выводу: «Чтобы изменить ситуацию, нужно измениться самому».

ЗАНЯТИЕ 4

Домашние трудности

Разминка «Превращения»

а) Изобрази предмет

б) Разные ладошки

в) Если я улитка…

г) Изобрази ситуацию

Сказка «О муравьишке» (автор — О. Саначина)

В лесу тишина. Только листья шуршат, и суетятся лесные жители. У высокой ели вырос муравьиный город. В одной квартире живет семья: мама, папа и мальчишка-муравьишка. Недавно он начал учиться муравьиной науке. Но у него мало что получалось: однажды, помогая нести еловую иголку другим муравьям, он выбился из строя.

Как-то ему поручили перетащить пять крошек земли, а он ошибся и перетащил четыре.

Муравьишка горевал, вытирая усиками слезы: «Я ничего не умею! Я плохой! Все муравьи способны к труду, они все умеют, а я — маленький, неловкий!» Мама и папа беспокоились: «Сынок, что с тобой происходит? Ты не умеешь делать элементарных муравьиных дел! Муравей-вожак жалуется на тебя».

Муравьишка опустил голову и побрел в неизвестном направлении, роняя слезы. «Почему я считаю себя плохим? — рассуждал он. — Я ведь, как и все, появился на свет из обычного муравьиного яйца. Я — нормальный рыжий муравей. Я люблю своих родителей. Я никого не обижаю. Я просто еще многого не умею». «Жжж… жжж…

Жжутко хороший муравьишка, — прервал его размышления толстый майский жук, — так и хочется жжжужжать в его честь безостановочно! Жжаль, что он печалится, ведь у него вся жжжизнь впереди. Он обяжжательно станет мастером на все лапки!» — и жук улетел.

Муравьишка, хлопая ресницами, провожал его долгим очарованным взглядом: «Да, я — хороший, хороший!» Вскоре после этой встречи с жуком жизнь муравьишки стала меняться. Он много трудился, стараясь постичь все муравьиные науки. Он, конечно, еще допускал ошибки, но вера в то, что у него все должно получаться, не покидала его.

Постепенно муравьишка стал аккуратным и прилежным. Теперь он внимательно обдумывал каждое задание и старательно его выполнял, всегда доводя начатое до конца. Приходя домой, муравьишка теперь говорил: — Папа, мама, я понял, что могу научиться очень многому, если буду стараться. — Ну конечно, золотой ты наш! Мы с папой раньше тоже многого не знали, но старание и трудолюбие помогли нам стать настоящими муравьями.

Счастливые глаза муравьишки светились от радости, и он бежал к друзьям. А на следующий день вновь с жаром приступал к учебе.

Вопросы для обсуждения

Задание «Золотая рыбка»

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Каждый ребенок крепко берет за обе руки того, кто стоит напротив. В результате получается «мост» из рук.

Один из участников загадывает желание и прыгает «рыбкой» со стула или со стола прямо на руки ребят. Ведущий страхует его. «Рыбку» немного качают «на волнах», затем опускают на пол.

Ведущий должен постараться сделать так, чтобы каждый ребенок решился на такой прыжок.

ЗАНЯТИЕ 5

Домашние трудности (продолжение)

Разминка «Новые превращения»

а) Разные ладошки

б) Если я отличник

в) Покажи ситуацию

Сказка «Верить и стараться» (автор — О.В. Хухлаева)

Жила-была семья: мама, папа и маленький мальчик. Мальчик хотел быть хорошим. Он хотел хорошо учиться, но буквы почему-то перепутывались друг с другом, ошибки сами вскакивали в слова, задачки не хотели решаться. Стихотворения не запоминались.

Зато вертунчики хватали его за ладошки, а щекотунчики щекотали ножки, и мальчик начинал крутиться и вертеться. А то вдруг свалится нарочно со стула, выкрикнет что-нибудь громким голосом, когда все сидят тихо. Мальчик очень хотел хорошо учиться, но то и дело получал замечания да двойки. Мама огорчалась, учительница сердилась.

А сам-то он как огорчался! «Почему я такой? Почему у меня ничего не получается? Стыдно! Очень стыдно! Я же так хочу хорошо учиться!» — думал мальчик и во время обеда, и дома, и на улице, и в автобусе, и в постели перед сном. Мальчик так огорчался, что учился все хуже и хуже. Ошибок становилось все больше и больше.

Учительница его постоянно отчитывала: «Опять не успел… Опять не выучил…» А мама даже заболела. «Какой я несчастливый», — думал мальчик как-то вечером, лежа на диване. Думал, думал и уснул. И ему приснился сон. А во сне он уже вырос, стал высоким, красивым мужчиной.

Сидит он за столом, толстые книги быстро-быстро прочитывает, да и сам толстую книгу пишет, да еще на компьютере какие-то сложные задачи решает.

И подходит к нему маленький мальчик и спрашивает: «Дядя, а как ты вырос таким умным: так красиво пишешь, решаешь сложные задачи? Ты, наверное, в школе на одни «пятерки» учился?» А тот отвечает: «Что ты, малыш! В школе у меня были и двойки, и тройки. Писал я некрасиво. Но зато я верил, что когда-нибудь и у меня все получится.

Читайте также:  Легенда о подснежниках

Главное — верить и стараться».

«Верить и стараться», — прошептал мальчик, просыпаясь. Верить и стараться! Верить, что все получится! Стараться и не очень огорчаться, если не получается все сразу! Подпрыгнул мальчик три раза на правой ноге, раз — на левой и еще раз — на обеих сразу и побежал рассказывать свой сон маме. «Теперь-то я знаю, что у меня обязательно все получится! Я буду очень стараться!»

Задание «Золотая рыбка»

Повторите упражнение (см. занятие 4). Дети всегда с удовольствием играют в эту игру, но попробуйте обсудить, что они чувствовали в роли «золотой рыбки», а что — в роли «волн», кому было страшно и как удалось этот страх побороть, доверившись рукам товарищей.

Комментарий. Сказка «Верить и стараться» является итоговой, поэтому ее обсуждение должно быть как можно менее структурированным. Желательно, чтобы вопросы были достаточно общими («Что понравилось?», «Были ли у тебя похожие ситуации, переживания?»), чтобы у детей появилась возможность поговорить о себе, актуализировать собственный опыт.

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101218

Конспект психологического занятия для младших школьников: «Давайте подумаем о… счастье?»

Конспект психологического занятия для младших школьников: «Давайте подумаем о… счастье?»

Пояснительная записка

Школа одна из первых открывает перед ребёнком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьёй берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка.

Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка.

Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит всё его последующее развитие.

В процессе жизни у ребёнка меняются взгляды на мир, ценностные ориентиры и цели, а так же отношения с окружающими.

Хотелось бы отметить, что специальная проведённая работа в ОУ показала, что дети очень редко задумываются над тем, что для них является главной целью в жизни и что необходимо сделать для того, чтобы данная цель, если она есть — реализовалась.

Будет ли человек счастлив, если все его жизненные цели реализуются? Что такое счастье? Из каких компонентов состоит детское и взрослое счастье? Современные родители практически не говорят детям о своих чувствах, ещё реже размышляют вместе с детьми на тему счастья.

Поэтому, появилась необходимость создавать ситуации для размышления по поводу счастья, которые в свою очередь помогут детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.

Занимаясь исследованием человека и жизни, Рон Хаббард пришёл к определённому выводу по этому поводу:

Счастье – это преодоление доступных распознанию препятствий на пути к известной цели.

Разработанные тренинги для учащихся каждой возрастной категории отмечены положительной оценкой как детьми и родителями, так и педагогами. Для среднего и старшего школьного возраста тренинги построены по типу “Семейных гостиных”, для младшего школьного возраста по типу классного часа или психологического занятия с элементами тренинга.

Вашему вниманию предлагается конспект психологического занятия- тренинга для младшего школьного возраста. Тема занятия позволяет педагогу вариативно применять предлагаемую цель и задачи, в зависимости от ситуации.

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет детям настроиться на успех; повышения самооценки уч-ся, а так же оно может быть включено в цикл занятий, направленных на снижение уровня тревожности у уч-ся младших классов).

Конспект психологического занятия для уч-ся 2 класса

Тема: “Давайте подумаем…о счастье?”

Цель: создание для ребёнка возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.

Задачи:

  1. Создать ситуацию для размышления по поводу счастья.

  2. Формирование у детей чувства единения, сплочения с группой.

  3. Повышение самооценки учащихся.

Источник: https://www.videouroki.by/razrabotki/konspekt-psikhologicheskogo-zanyatiya-dlya-mladshikh-shkolnikov-davayte-podumaem-o-schaste.html

Сайт психологов г.Ильичевска

Конспект занятия «Школы Радости «для учащихся младшего школьного возраста «Морское путешествие»

Задачи:

  • развивать диспетчерскую программу, процессы внимания, мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук;
  • развивать умение общаться, соблюдать очередность действий в коллективе, действовать согласованно, оказывать помощь друг другу;
  • развивать самостоятельность, креативность.

Оборудование:

  • обруч,
  • пластилин,
  • карандаши,
  • фломастеры,
  • бумага,
  • разноцветные мячи;
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия

I. Рефлексия

Ведущий и дети встают в круг. В руках ведущего обруч. Это – «иллюминатор», через который матросы (дети) приветствуют друг друга.

Ведущий нацеливает команду на путешествие: “Нас ждут морские дали, приключения, исследование морского дна. Готовы ли вы путешествовать?”

Дети говорят о своей готовности: “Я готов!”

II. Морская гимнастика в музыкальном сопровождении

Матросы на палубе делают упражнения:

  • «морские брызги». Дети стряхивают «морские брызги» – похлопывают тело от ног до плеч.
  • «бескозырка». Поправляют «ленточки бескозырки»- поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка.
  • «поцелуй морского ветра». Теплый ветер ласкает лицо, касается губ, на которых ощущается соль моря – поглаживают лицо.
  • «горизонт». Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз — в «бинокль» они рассматривают горизонт.
  • «яблочко». Дети становятся в круг, держатся за плечи, покачиваются, улыбаются. Затем подбрасывают и ловят разноцветные мячи.
  • корабль по курсу». Проводится гимнастика, напоминающая морскую азбуку, сигналы флажками.

Ведущий: Что вы передали проплывающему кораблю?

Дети: «Счастливого плавания!», «Семь футов под килем», «Удачи» и т.п.

III. Работа в командах

Ведущий: Корабль идет по теплому Индийскому океану, начинается качка. Вам нужно перебраться на противоположный борт корабля, быстро, четко.

Упражнение «Катись колбаской». Дети делятся на 2 команды по правому и левому борту и перекатываются на противоположный борт.

(дети переживают друг за друга, подбадривают, хлопают, радуются удаче)

Ведущий: А теперь, вам, матросы, необходимо спуститься на нижнюю палубу, проверить, все ли там в порядке. Спускаемся через «люк»-обруч. Важно пройти, не касаясь его краев. (Высота люка от пола варьируется).

(Дети преодолевают путь, подсказывая друг другу, ищут выход из затруднительной ситуации).

Ведущий: Но вот буря успокоилась. Наш корабль причалил к берегу, и мы готовимся опуститься на дно морское, полюбоваться подводным миром.

Звучит музыка, песня «А под водой…»

Одеваем акваланги, маски, ласты. (Дети имитируют процесс одевания). Идем осторожно в ластах, опускаемся под воду.

IV. Игра-воображение «На дне морском»

Дети закрывают глаза. Ведущий дает вслух комментарий о подводном мире, в котором оказались дети.

Ведущий: Поиграйте с добрыми медузами, посмотрите на рыбок, понаблюдайте за ними. Смотрите, морская черепаха, погладьте ее. Морская звезда и морской еж шлют вам привет, помашите им в ответ.

Наше путешествие под водой заканчивается. Мы поднимаемся на сушу, снимаем снаряжение и делимся впечатлениями.

(Дети рассказывают о том, кого увидели под водой).

V. Творческая работа

Ведущий: А теперь давайте нарисуем или слепим из пластилина самую красивую рыбку, какую вы увидели, или самые красивые картинки морского дна.

VI. Рефлексия

Подводится итог работы. Отслеживается эмоциональное состояние детей, дается оценка занятия.

P.S. Интересно, что многие дети, нарисовав или слепив рыбку, попросили разрешения отпустить ее в море.

Конспект занятия «Школы Радости «для учащихся младшего школьного возраста «Путешествие по Северному Ледовитому океану»

Задачи:

  • развивать восприятие, воображение, внимание, логическое и творческое мышление, память, речь, умение вести диалог; мелкую моторику рук, креативность;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
  • формировать умение согласовывать действия.

Оборудование:

  • обруч (спасательный круг),
  • природный материал (шишки, бобы, горох),
  • игрушки,
  • бубен,
  • ведерко,
  • цветные карандаши,
  • фломастеры,
  • бумага,
  • гуашь,
  • кисти,
  • деревянные кирпичики,
  • развивающая игра В.В. Воловича «Прозрачный квадрат»,
  • СД-диски.

Ход занятия

I. Рефлексия

Дети в круге. Через переходящий спасательный круг (обруч) дети приветствуют друг друга, заявляют о своей готовности путешествовать.

Ведущий: Ребята, покажите через спасательный круг свое настроение (без слов, с помощью мимики и жестов). (Дети изображают свое настроение)

Что ж, у всех хорошее настроение, отправляемся в далекий путь к Северному Ледовитому океану!

(Дети встают за ведущим «паровозиком», дают звуковой сигнал отплытия корабля, двигаются по коврам, имитируя качку, крены корабля, встречу с льдинами).

Ведущий: Трудно?.. Чтобы справиться с трудностями путешествия, необходимо сделать на палубе зарядку. Нам пригодится умение четко выполнять команды, быть предельно внимательными, собранными.

II. Гимнастика «Путанка», под музыку

(Дети копируют движения ведущего, например, левая рука на поясе, правая держит ухо).

Коррекция движений детей вызывает у них смех, улучшает настроение, снимает напряжение.

III. “Словесное рисование”

Ведущий: Незаметно наш корабль вошел в воды Северного Ледовитого океана. Каким вы его представляете?

(Дети делятся своими впечатлениями-познаниями об океане, а ведущий добавляет новую для них информацию).

IV. Тренировка “диспетчерской программы”

Ведущий: Сейчас нам необходимо сойти с корабля и, наступая на маленькие «льдинки» (деревянные кирпичики), перейти на дрейфующую льдину. Чтобы она не ушла под воду, необходимо, наступая на нее, говорить волшебное слово «топ», которое сделает льдину прочной, устойчивой. Последним покидает корабль капитан.

(Дети включают внутренний контроль и проходят до ковра – дрейфующей льдины. Все переживают друг за друга, подбадривают).

V. Релаксация «На дрейфующей льдине»

Ведущий: Мы отправляемся в путешествие по Северному Ледовитому океану на самой прочной, надежной и большой льдине.

Мы все вместе, мы ничего не боимся, мы дружные, смелые, уверенные в себе и в товарищах. У нас теплая одежда, нам комфортно. Боцман и капитан рядом, они готовы придти нам на помощь.

Можно расслабиться и знакомиться с особенностями океана. (Звучит музыка. Дети садятся в позу лотоса).

Ведущий: Что встретилось нам в пути?

Дети отвечают («Белые медведи; Барби танцевали на льду; тюлени разглядывали нас, северное сияние, стол с фруктами на берегу …»)

VI. Упражнения «В теплом доме»

Ведущий: Наша льдина пристала к берегу. Мы заходим в теплый дом. Давайте соберем шишки для камина, чтобы развести огонь и согреться.

(Дети катают шишки между ладонями, массируя и согревая руки, складывают природный материал в ведерко. Протягивают руки к костру).

Ведущий: Ноги, наверное, у вас тоже замерзли? Давайте их согреем.

(Дети ходят босиком по гороху и бобам. Массаж ступней ног).

Ведущий: Мы согрелись и осмотрелись. В доме много добрых игрушек.

(Дети берут игрушки в руки, прижимают к себе, играют. Ведущий бьет в бубен).

Ребята, музыка севера зовет нас танцевать.

(Дети с игрушками движутся в такт музыке)

VII. Творческое задание

Ведущий: Наш капитан положил на стол краски, карандаши, «льдинки» (прозрачный квадрат В.В. Воскобовича). Давайте нарисуем, составим из льдинок то, что увидели в путешествии.

(Дети рисуют, складывают фигурки животных, корабль, торосы, берег, океан).

VIII. Рефлексия

Подводится итог работы, дается ее оценка, определяется эмоциональное состояние детей.

Ведущий: На этом наше путешествие не заканчивается, мы его продолжим на следующем занятии.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/510801/

Источник: http://psihologschool.ucoz.ru/publ/12-1-0-75

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector