Конспект урока физики 8 класс. электрическая цепь и её составные части

Урок-объяснение нового материала.

Цели:

  • изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах.

Задачи:

Образовательная — получить учащихся, знающих, что Эл. Цепь состоит из потребителя, источника тока, замыкающих и размыкающих устройств, соединенных проводами, умеющих изображать Эл. Цепь.

Воспитательная — ознакомиться с правилами техники безопасности при сборке цепи,

Развивающая — получить учащихся, умеющих самостоятельно собрать Эл. Цепь.

План урока.

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление знаний – фронтальная лабораторная работа.

4. Этап контроля – диктант, дифференцированные задания.

5. Д/з.

6. Итоги урока.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Какое явление называют электрическим током? Каковы условия возникновения электрического тока? Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к источнику тока? А в мотке проволоки, который лежит на столе? Для какой цели нужно получать электрический ток?

Демонстрации устройств, сделанных учениками в прошлый год – игрушки на батарейках – светофор, вентилятор, домик с лампочкой, громкоговоритель.

В какие виды энергии превращается электрическая энергия в каждом случае?

2. Изучение нового материала (беседа).

В связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока. Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Электрическими цепями занимается электротехника. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части.

Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка и резистор). Вторая составная часть цепи – источник тока. Перечислите известные вам виды источников тока. Для л. р. – выпрямитель, рассмотрите, найдите плюсы и минусы.

Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь.

В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств.

Демонстрация переключателя, кнопки, рубильника. Найдите ключ к л. р., замкните, разомкните.

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

В квартирной проводке и некоторых приборах есть элементы защиты – предохранители, которые выключают цепь в опасных ситуациях. Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:

  • потребитель
  • источник тока
  • соединительные провода
  • замыкающие и размыкающие устройства
  • элементы защиты.

Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.

Работа с учебником (рисунок 48), занесение условных обозначений в тетрадь. Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.

Демонстрация на стенде электрической цепи с лампочкой КДЭ-1 (комплект учебного оборудования электродинамика, Санкт-Петербург). Стенд включает устройства, обозначенные условными знаками. Какие элементы включает цепь? Почему не горит лампочка? Замкнем цепь. Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от одного источника тока к другому.

Изобразим схему этой цепи. Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника.

3. Фронтальная лабораторная работа. Цель: собрать электрическую цепь так, чтобы лампочка загорелась, последовательно с лампочкой включите резистор, он нужен, чтобы лампочка не так сильно горела. Зачитываются правила по технике безопасности, которые лежат на каждой парте. Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет у каждого.

4. Этап контроля.

С какими новыми знаниями мы познакомились? Возникли ли трудности при сборке электрической цепи? Посмотрите на табличку с условными обозначениями, закройте ее, подготовимся к диктанту. Два – три человека получают дифференцирование задание.

Диктант (на листочках).

  1. Учитель показывает различные устройства, а ученики должны записать условные обозначения (к примеру: лампочка, выключатель, источник питания, электрический звонок).
  2. Учитель показывает условные обозначения, а ученики переводят их на бытовой язык (к примеру: электрический двигатель, соединительный провод, лампочка, резистор).

Дифференцированное задание: выдан самодельный выключатель, выполненный по станице 180 “Большой книги экспериментов”. М. Росмен 2001. Он представляет собой

устройство: на деревянной дощечке закреплены 2 кнопки, которым могут соединяться друг с другом металлической скрепкой. Вопрос ученикам: оценить технические свойства этого выключателя.

5. Домашнее задание: § 33, упр.13. Индивидуальные задания: собрать простейшую цепь на батарейке и оформить ее в виде игрушки (обратите внимание на демонстрации в начале урока).

6. Итоги урока. Обсуждается выполнение дифференцированного задания, ответы детей. Этот выключатель довольно простой, он может быть легко сделан в домашних условиях, но он имеет маленький недостаток, т. к. состоит из неизолированного проводника. Чтобы им пользоваться, надо передвигать его диэлектриком, например, пластмассовой палочкой, чтобы не ударило током.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие 9 - 10 класс. праздник моды. сценарий

Ребята, молодцы, за урок СПАСИБО.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Источник: http://detishka.ru/school/physics/310228937.php

Урок в 8 классе по теме «Электрическая цепь и её составные части»

Урок в 8 классе по теме «Электрическая цепь и её составные части»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цели:

Образовательная – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и условных обозначений.

Воспитательная – способствовать привитию соблюдения правил техники безопасности при сборке цепи, интереса к физике.

Развивающая — способствовать развитию умения собирать электрические цепи, изображать схемы электрических цепей.

Оборудование: гальванический элемент (12 шт.), лампочка (12 шт.), ключ (12 шт.), соединительные провода, таблички с условными обозначениями элементов ЭЦ, тестовые задания.

^

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний.

7 человек выполняют тесты по предыдущей теме, по окончании которого получают оценки.

Класс выполняет задание, написанное на доске: используя имеющиеся в строках буквы, впишите названия источников тока:

Беседа с остальными учащимися по вопросам:

  1. Что такое электрический ток?
  2. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник электрический ток?
  3. Где создается электрическое поле?
  4. Что совершается в источнике тока?
  5. Где находятся разделенные частицы?
  6. Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к источнику тока? А в мотке проволоки, который лежит на столе?
  7. Для какой цели нужно получать электрический ток?
  8. Кто создал первый источник тока и что он собой представлял?
  9. Какие источники тока вы еще знаете?
  10. Какие превращения энергии происходят внутри источника тока?

3. Изучение нового материала (беседа).Ребята, темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь и ее составные части».

В связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока. Возьмем источник тока и лампочку. Что нужно сделать, чтобы она загорелась? Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью.

Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка).

Вторая составная часть цепи – источник тока ( для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение.

Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится.

На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ)

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:

  • потребитель
  • источник тока
  • соединительные провода
  • замыкающее устройство

Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь.

Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. (Работа с учебником (рисунок 48), учитель прикрепляет таблички с условными обозначениями на доску, уч-ся записывают их в тетрадь.)Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы.

Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.

Демонстрация сборки цепи (с привлечением уч-ся), состоящей из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов. Почему не горит лампочка? Замкнем цепь.

Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от одного полюса источника тока к другому.

Изобразим схему этой цепи. (1 уч-ся выходит к доске) Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника. 1) Ребята, скоро вам предстоит задуматься о выборе будущей профессии, а сейчас представьте, что вы — электрики и перед вами схемы ЭЦ. Назовите, из каких приборов они состоят, и найдите «дефект» в каждой из схем.

^ :

Расскажи — и я забуду…Покажи — и я запомню…Дай мне возможность действовать самому —и я научусь.Ребята, вам предстоит выполнить практическую работу.Какие правила техники безопасности вы будите соблюдать?

^

Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась.

Читайте также:  Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «полководцы и герои»

Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет.

3) Упр. 13 №2 (см. учебник)

5. Этап проверки знаний.

Индивидуальные задания: расставьте усл. обозначения по «местам», соединив стрелкой усл. обозначение с названием прибора.

Осуществим взаимопроверку в парах

6. Домашнее задание: Обязательный уровень: § 33, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13(№3);

7. Итог урока. Из каких составных частей состоит эл. цепь?

Выставляются оценки учащимся.

Источник: http://pochit.ru/fizika/36452/index.html

Конспект урока по физике в 8 классе по теме: «Электрическая цепь и ее составляющие»

МОУ «Русскошойская средняя общеобразовательная школа» Школьное методическое объединениеучителей математики и физикиПлан – конспект урока по физике в 8 классепо теме: «Электрическая цепь и ее составляющие»Тип урока: Урок – исследованиеПодготовил и провел учитель физики и информатикиСуворов Николай Никодимовичс.

Русские Шои2010 годТема урока: Электрическая цепь и ее составляющиеЦели: изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах, проводить измерительные и расчетные действияЗадачи:

  • Дидактические – создать условия для закрепления учебного материала, используя

исследовательские технологии и физический эксперимент;

  • Образовательные: продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром), проводить простейшие математические расчеты
  • Воспитательные: продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке; продолжить работу по формированию умений работать в коллективе; закрепить правила техники безопасности при сборке цепи,
  • Развивающие: продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения; продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся. Развивать познавательный интерес к предмету.

Тип урока – урок – исследование

Оборудование: компьютер, проектор, источники тока, электрозвонок, провода, ключ, лампочка, амперметр, вольтметр, тестовый материал, таблица,

Ход урока.1. Организационный момент.2 Актуализация знаний.

Учитель: Представьте себе, на мгновения в домах гаснут электрические лампы, отключаются телевизоры, прекращается движения электропоездов, троллейбусов, то говорят, что в проводах исчез ток. Что такое ток ?

Ученик: Определение: Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Учитель: Источники тока используются для проведения тока к потребителям (лампы, плитки, утюги, телевизоры, компьютеры и др. электроприборы) Для того, чтобы собрать электрическую цепь, необходимо знать ее составные части, которые имеют условные обозначения:

Ученик на доске чертит условные обозначения

– батарейка, гальванический элемент – аккумулятор – соединение проводов – пересечение проводов – зажимы для подключения – ключ – эл. лампочка – эл.звонок – резистор –нагревательный элемент

Учитель: Дадим определение электрической схемы.

Ученик: Определение: Соединения электрических приборов в электрическую цепь называются схемами.

3. Изложение материала, исследование электрической цепи.

Учитель: Ребята давайте вместе рассмотрим условные обозначения и начертим простейшую схему, Схема должна быть аккуратной и точной, прочитаем ее.

— источник тока – ключ – провода — эл.звонок, — лампочка, амперметр и вольтметр

Ученик на доске делает чертеж

Учитель: А Изобразим схему этой цепи, используя демонстрационные условные обозначения.

Ученики выбирают обозначения, выполненные в виде корон. Одевают их на голову и выстраиваются в цепь, последовательно взявшись за руки.

Учитель: А теперь соберем эту цепь, используя оборудование.

Ученик собирает цепь.

Учитель: Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

Ученик определяет цену деления прибора, показания, предел измерения.

Учитель: А теперь нам предстоит провести расчеты по показаниям приборов

Ученик у доски решает задачи на расчет сопротивления лампочки, резистора, звонка

по формуле R=U/I. Класс работает в тетрадях.

Учитель: Надо сделать выводы по проведенным исследованиям. Одинаковыми ли получились сопротивления? От чего это зависит?

Ученики: (R l, R , R 1/S) R=l/S)

4. Закрепление материала, проверка знаний учащихся

Учитель: Каждое исследование подразумевает работу с таблицами. Перед вами таблица. Вам требуется заполнить пустые ячейки, используя данные заполненных ячеек. Один ученик работает у доски, заносит результаты в электронную таблицу, остальные – на местах

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Учитель: Для того, чтобы вы могли проверить свои знания по теме урока, я предлагаю работу с тестами. Во всех заданиях надо поставить точку в треугольнике против правильного, по вашему мнению, ответа. Правильный ответ всего один. Желаю успеха!

Ученики получают листки с заданиями, заполняют их и сдают на проверку.5.

Подведение итога урока: На этом уроке мы с вами провели небольшое исследование по теме «Электрическая цепь», узнали ее свойства, научились собирать ее, проводить измерения и вычисления. И еще все мы очень любим стихи.

Вам придется дописать всего одно рифмованное слово в куплет. Будьте внимательны.В любую электроцепь войдут всегда

Источник, потребитель,… (провода)

При сборке надо знать для ясности

Правила техники…(безопасности)

Не забудем при сборке мы следовательно

Амперметр включаем… (последовательно)

А вольтметр двумя проводами отдельно

Включи к элементам цепи .. (параллельно)

С учетом полярности сводим концы.

Учитель нам скажет, что мы — …(молодцы !)

Читайте также:  Конспект прогулки по пдд в средней группе. светофор

6. Домашнее задание. § Решить задачу №Ребята, молодцы, за урок СПАСИБО.

Приложения к уроку:

  1. Компьютерная презентация «Электрические цепи»
  2. Электронная таблица «Законы Ома»
  3. Тесты по теме «Электрические цепи»
  4. Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Раздаточный материал «Таблицы для применения Закона Ома»

U(В) I(А) R(Ом)
24 0,6
1,5 4
4 8

Источник: http://5-bal.ru/fizika/14555/index.html

Конспект урока по физике в 8 классе по теме «Электрическая цепь и её составные части»

  • формировать наблюдательность и устойчивость внимания;

  • развивать умение логически мыслить, анализировать и делать выводы;

  • активизировать  познавательные и творческие способности.

  • Оборудование:

    • компьютер;
    • мультимедийный проектор;
    • экран;
    • набор оборудования на каждую парту (источник тока 4,5 В, набор проводов, лампочка, звонок, 3 ключа).

    Наглядность:

    Презентация;
    Таблица

    Основные этапы урока:

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку.

    2. Актуализация знаний

    1) Выполнение теста (приложение 1)

    На экран проецируется ключ с правильными ответами Презентация 1.

    Сравните ответы с ключом. Поставьте оценку соседу по парте.

    2) Фронтальная работа по вопросам:

    • Что такое электрический ток?
    • Какие условия необходимы для существования электрического тока?
    • Приведите примеры источников тока. Какие преобразования энергии в них происходят?
    • Зачем нужен электрический ток?
    • Какие действия электрического тока вам известны?

    В связи с широким и повсеместным использованием электричества возникает необходимость более детального рассмотрения устройств, по которым течёт электрический ток. В совокупности эти устройства называются  электрической цепью.

    3) Перед учащимися ставятся задачи, которые необходимо решить на уроке:

    • Познакомиться с основными частями электрической цепи и их условными обозначениями на схемах;
    • Научиться чертить схемы электрических цепей;
    • Научиться собирать простейшие электрические цепи.

    3. Изучение нового материала и его закрепление

    На экран проецируется Презентация.

    Последнее задание предназначается для групп, быстро выполняющих сборку электрических цепей. Учащихся из таких групп можно назначить консультантами, которые помогли бы учителю проверять правильность сборки электрических цепей у других ребят.

    4. Домашнее задание: §33, упражнение 23. Выучить условные обозначения применяемые на схеме.(Слайд 35)

    5. Подведение итогов урока

    – Вот и закончился наш урок. Хорошо подумайте и ответьте мне на вопросы: как каждый из вас усвоил эту тему? Что вызвало затруднения?  Как вы их преодолевали? Насколько вам было интересно на уроке? Поставьте оценку за свою работу на уроке.

  • Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-uroka-po-fizike-v-8-klasse-po-teme-elektr-6246.html

    Презентация на тему «Электрическая цепь и её составные части»

    • Скачать презентацию (0.94 Мб)
    • 154 загрузки
    • 3.5 оценка

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Facebook

    Твиттер

    Телеграм

    Ваша оценка презентации

    Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

    Презентация «Электрическая цепь и её составные части» описывает основные составные части электрических цепей, приводит иллюстрации с изображением электрических схем, как замкнутых, так и не замкнутых. Также слайды содержат условные изображения, применяемые в электросхемах.

    Краткое содержание

    • Простейшая электрическая цепь и ее части;
    • Электрические схемы;
    • Условные обозначения на схемах;
    • Простая не замкнутая электрическая цепь;
    • Простая замкнутая электрическая цепь.
    • Формат

      pptx (powerpoint)

    • Количество слайдов

      15

    • Аудитория

    • Слова

      физика электродинамика электрические цепи электричество

    • Конспект

      Отсутствует

    • Предназначение

      • Для проведения урока учителем

    • Слайд 3

      Чтобы в цепи возник электрический ток, она должна быть замкнутой!

      • Источника тока
      • Потребителя электроэнергии
      • Соединительных проводов
      • Замыкающего устройства
    • Слайд 4
      • Потребитель
      • Источник тока
      • Замыкающее устройство
      • Регистрирующее ток устройство
    • Слайд 6

      Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь.

    • Слайд 7
      • гальванический элемент или аккумулятор;
      • батарея элементов или аккумуляторов;
      • соединение проводов;
      • пересечение проводов;
    • Слайд 8
      • зажимы для подключения какого-либо прибора;
      • ключ, замыкающее устройство;
      • амперметр
      • электрическая лампочка;
      • вольтметр
    • Слайд 9
      • электрический звонок;
      • резистор (проводник, имеющий определенное сопротивление);
      • нагревательный элемент;
      • плавкий предохранитель;
    • Слайд 10

      Цепь состоит из:

      • Аккумулятор;
      • Ключ;
      • Лампочка;
      • Соединительные провода.
    • Слайд 12

      Используя условные обозначения, начертите схему цепи карманного фонаря и назовите части этой цепи.

    • Слайд 13

      Фонарь состоит из:

      • двух гальванических элементов;
      • ключа;
      • лампочки.
    • Слайд 14
      • Выучить условные обозначения элементов цепи.
      • Читать ξ 33 стр. 77
      • Выполнить упр. 13 №2
    • Слайд 15

      http://pptcloud.ru/

    Посмотреть все слайды

    Источник: https://pptcloud.ru/fizika/elektricheskaya-tsep-i-eyo-sostavnye-chasti

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector