Конспект урока. художественное своеобразие сказок салтыкова – щедрина, их значение

Конспект урока. Художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, их значение

Конспект урока

  1. Турпаян.С.Л.
  2. литература.
  3. 7 класс.
  4. Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
  5. Выявить художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

    Определить традиционные и новаторские приёмы в сказках.

  6. 1)сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина,

2)учебник по литературе в 7 классе,3)презентация в Power Point,4)кроссворд – раздаточный материал.

Ход урока

  1. Повторение изученного. (слайд 1)

Сегодня на уроке мы попытаемся выявить художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». (слайд 2 )Именно сказки Салтыкова-Щедрина содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.В сказках Щедрина, как и во всём его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры.Сам писатель объяснял это тем, что «вырос на лоне крепостного права» (слайд 3) В последние годы своей жизни М.Е.Салтыков-Щедрин пишет сказки (1869-1886). Автор издаёт их под рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста».

^

Писатель предназначал свои сказки для взрослого читателя.

Почему автор не написал прямо: сказки для взрослых? Зачем ему понадобилось так витиевато сообщать об адресате сказок?

  1. Объяснение нового материала.

^ (слайд 4)Писать что-нибудь критичное прямо о царе, его министрах, о крестьянских восстаниях было бы бесполезно: цензура не допустила бы написанного до печати. Форма сказки оказалась удобной для сатирика – завуалированной для начальства и близкой понятной народу.Сказка оказалась орудием социально-политической сатиры.Посмотрите на иллюстрацию. Какая известная сказка Салтыкова-Щедрина изображена на ней? Эта сказка о неумелости и никчемности господ, сметливости и дельности народа.Давайте вспомним сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина. (слайд 5)У вас на столах находятся листочки с вопросами для кроссворда. Необходимо ответить на 6 вопросов и выделить слово из 6 букв, которое получилось в центре (в кроссворде оно выделено голубым цветом).Вопросы:

  1. Что мужик «краской мажет», когда висит снаружи дома в ящике на веревке? (стена)
  2. Рыба, упоминаемая в описании способа приготовления ухи, изобретённого жителем Вятки. (налим)
  3. Специалист, от которого один из генералов слышал, что «человек может долгое время своими собственными соками питаться». (доктор)
  4. Генеральская форменная одежда. (мундир)
  5. Город, в котором жили генералы. (Петербург)
  6. Что готов был съесть один из генералов? (перчатки)

Проверяем кроссворд и определяем главное слово. (слайд 6)

^ (слайд 7)

Как вы понимаете определение сатиры в литературе?

Смех в сказках Щедрина уничтожающий.Найдите и зачитайте примеры из текста.

^

Писатель высмеивает генералов, гиперболизируя их невежество, показывая несоответствие слов и действий генералов с реальной ситуацией.
^ Давайте определим сходство повести с русской народной сказкой.Найдите сказочные элементы в тексте.

(слайд 8)

  • сказочный зачин (жили-были)
  • устойчивые выражения (по щучьему веленью, по моему хотенью, ни пером описать, ни в сказке сказать, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало)
  • фантастические события (генералы попадают на необитаемый остров, заснув)

«Повесть о мужике и 2 генералах» – сатирическая сказка.

Значит, напоминает нам и басню!

Вспомните известных баснописцев (И.Крылов, Эзоп) ^ Найдите в тексте такие эпизоды, где автор намекает на глупость и невежество генералов.

Салтыков-Щедрин создал сказки, не похожие ни на какие другие произведения этого жанра.

В чём же особенность, своеобразие сказок Щедрина?

^
Какие приёмы он использует для этого?

Словарная работа: аллегория, гипербола, гротеск, канцеляризмы, общественно-политическая лексика.

^

  1. Работа с иллюстрациями. (слайд 10)

Взгляните на иллюстрации. Сумели ли художники передать то, что хотел сказать писатель? (работа в парах)III Обобщение изученного материала (слайд 11)Итак, сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина – произведения сатирические.

^

Сатира необходима обществу и каждому человеку.

Высмеивая недостатки, она помогает каждому человеку лучше понять себя, осознать своё место в мире и не превратиться в «самодовольное ничтожество», которое страшно тем, что оно не понимает своей никчёмности и вреда.

Общественная роль писателя-сатирика заключается в том, чтобы побуждать общественную мысль критически относиться к явлениям современной жизни, осознавать негативные явления и избавляться от них.

^

Произведения Салтыкова-Щедрина очень нужны были России того времени и не менее важны для неё сегодня, потому что многие пороки общества, к сожалению, живы до сих пор. В нашем мире тоже есть насилие и грубость, и часто «самодовольное ничтожество» «взбирается на высоту», поэтому произведения Щедрина остаются полезными и в наши дни.

__

IV Домашнее задание

Подготовить художественный пересказ любой сказки Салтыкова-Щедрина.

Нарисовать и оформить обложку книги «Сказки для изрядного возраста»

Источник: http://edushk.ru/literatura/32688/index.html

Урок-лекция Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина.. ПЛАН I. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин — «сатиры смелый властелин». (А. С. Пушкин) II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую. — презентация

1 Урок-лекция Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина.

2 ПЛАН I. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин — «сатиры смелый властелин». (А. С. Пушкин) II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую вещь надо называть ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказке» (Г.Х.Андерсен). (Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина.) 1. Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. 2. Идейное содержание «сказок для детей изрядного возраста». 3. Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет (Салтыков-Щедрин М. Е. «Приключение с Крамольниковым».)

3 Исследователь творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина Д. Николаев в своей монографии «М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество» (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: «Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист — таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин»[1].[1] (Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985, с. 11.)

4 «Сказки» — одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

5 Целый ряд причин побудил Салтыкова- Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

6 Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

7 В сложном содержании сказок Салтыкова- Щедрина можно выделить четыре основные темы: сатира на правительство, обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции, изображение народных масс, разоблачение морали собственников- хищников, пропаганда новой нравственности.

8 Писатель по существу создал новый жанр политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

9 В «Премудром пескаре» Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь- обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех «перемудрил»! А итог его жизни можно выразить словами: «Жил дрожал, умирал дрожал». Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы

10 Так, в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков- Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам

11 Эта же мысль развивается в сказке Дикий помещик. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время весь он оброс волосами… а когти у него сделались железными. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

12 В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства

13 Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке Коняга. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова- Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.

14 В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников. Сказка «Коняга» — выдающееся произведение Щедрина о бедственном положении русского крестьянства в царской России. Никогда не утихавшая боль Салтыкова-Щедрина за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки.

15 Почти во всех сказках образ народа- мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан- море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

16 Образы сказок Салтыкова- Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.

17 «Сказки» «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок — 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.

18 В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.

19 Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина? правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

20 Сатирические приемы, используемые в сказках писателем: а) Разные способы смеха: ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.

21 б) Иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. в) «Эзопов язык» — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. г) Гипербола — чрезмерное преувеличение.

22 Особенности образов сказки: Образы-символы; Своеобразие животных; Близость к народным сказкам; Сатирические приемы, использованные автором; Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер; Соединение фольклорного, фантастического и реального.

23 Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина ПроблематикаХудожественные особенности самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»); отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»); положение народа («Коняга», «Кисель»); подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»); трусость обывателя («Премудрый пискарь»); правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); гротеск (переплетение фантастики и реальности)» «эзопов язык» (иносказание и метафоричность); социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); гиперболизация

24 Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить…

25 У Салтыкова-Щедрина есть сказка- элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».

26 ЛИТЕРАТУРА. 1. Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М., (Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова)Lib.Ru

Источник: http://www.myshared.ru/slide/197577

Сказках Салтыкова Щедрина Образовательные цели урока

Сказках Салтыкова Щедрина Образовательные цели урока

Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО

Учитель русского языка и литературы

Малешина О.В.

ГБОУ СОШ №1188 с углублённым изучением изобразительного искусства

Интегрированный урок на тему «Художественная выразительность в сказках Салтыкова — Щедрина»

Образовательные цели урока:

  1. Выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность.
  2. Показать своеобразие аллегорических образов, повторить значение литературных терминов, при помощи которых автор создает своих героев.
  3. Отметить карикатурность сказочных героев, изображённых в виде животных, рыб, птиц и заострить эти черты в своих рисунках.
  4. Проанализировать соответствие изобразительного образа литературному образу, созданному Салтыковым-Щедриным в своих сказках.

Содержание урока:

  1. Осуществление межпредметной связи литературы и изобразительного искусства.
  2. Создание художественного образа на основе анализа литературного произведения и графического изображения.

Формирование УУД:

  • регулятивные (целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу на протяжении всего процесса исследования).
  • познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательные цели; поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютера, рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательств.).
  • коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
  • личностные (обретение культурной идентификации и развитие читательской самостоятельности личности в области эстетического самообразования и самовоспитания).

Домашнее задание к уроку:

  1. Статья учебника, стр. 43 — 47, вопросы № 5, 6, 7 .
  2. Аналитическое чтение сказок.
  3. Индивидуальные задания – значения литературных терминов, при помощи которых автор описывает своих героев.

Тип урока:Комбинированный урок: урок формирования новых знаний (урок-исследование), применение знаний на практике.

Методы – наглядный, проблемный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, мультимедиа, использование графики.

Оборудование – компьютер, видеопроектор, демонстрационный экран, приложения к уроку (иллюстративный ряд, презентации), магнитная доска, материалы для графических работ, графические наброски, сделанные дома.

План урока:

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии (приветствие, организация внимания).
  2. Подготовка учащихся к деятельности (просмотр иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина).
  3. Актуализация знаний.
  4. Объявление темы и цели занятия.
  5. Реализация домашнего задания.
  6. Введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизация знаний
    • изложение нового материала (сообщение педагога, учащихся).
    • проработка нового материала (фронтальная работа по вопросам, реализация домашнего задания).
  7. Применение знаний (выполнение графических работ).
  8. Подведение итогов, рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Содержание урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организацион-ный момент Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока и постановка цели с опережением Тема урока – объединение идейно-художественного воспроизведения сказок Салтыкова — Щедрина с их воплощением.
ИЗО Постановка изобразительной задачи для учащихся.
Подготовка уч-ся к дальнейшей деятельности Просмотр иллюстраций к сказкам Салтыкова-Щедрина. Просмотр.
Актуализация знаний. Частичная реализация индивидуального домашнего задания Продолжая изучать творчество Салтыкова-Щедрина обратимся к его сказкам. Индивидуальное домашнее задание. Презентация.
ИЗО Варианты техники исполнения – графика, живопись. Материал.
Реализация домашнего задания Для того, чтобы попытаться понять содержание сказок, как это сделал автор, обратимся к особенностям жанра сказки. Ответы на вопросы, анализ статей учебника.
Введение знаний, обобщение, первичное закрепления и систематизация знаний Сказки Салтыкова – Щедрина называют «Сказками для изрядного возраста». Все они являются сатирическими произведениями и высмеивают русскую действительность: глупых и ленивых помещиков, жадных представителей правящего класса, обывателей, смирившихся перед реакцией трусливых и продажных либералов, жестких самодержцев.Литературный контекстНесомненно, сказки Салтыкова – Щедрина – это часть русской классической литературы, где отражаются все стороны жизни народа того времени.Какие прочитанные сказки вы можете назвать? Презентация.
Реализация домашнего задания Назовите основные темы сказок Салтыкова – Щедрина и приведите примеры из этих сказок. Сообщение о темах сказок. Презентация.
Введение знаний, обобщение, первичное закрепления и систематизация знаний. Но вернёмся к художественным особенностям произведений Салтыкова — Щедрина. Его сказки поднимают серьёзные социальные проблемы. Какие?80-е годы – период разгула политической реакции в России, и сатирику приходилось находить наиболее удобную для обхода цензуры форму и вместе с тем наиболее близкую и понятную простому народу.Каким литературным приёмом решил Салтыков – Щедрин эти задачи?Политическую остроту в сказках Салтыков – Щедрин вскрывает с помощью эзопова языка и зоологических масок.Художественные приёмыИтак, автор использовал в своем искусстве гротеск – соединение планов реального и фантастического, изображения действительности, преувеличенном в уродливо-комическом виде. А теперь приведите примеры, подчёркивающие то, что сказки написаны эзоповым языком?Литературный контекст«Орёл-меценат» – название не соответствует истине, Орёл – псевдомеценат на самом деле, он враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества.«Медведь на воеводстве» — Топтыгины, посланные Львом на воеводство, целью своего правления ставили как можно больше совершить кровопролитий.«Коняга» — никогда не утихающая боль писателя за русского мужика.«Премудрый Пескарь» — сатирик выставил на публичный позор интеллигента-обывателя, высказал презрение к тем, кто покоряясь инстинкту самосохранения уходил от активной общественной жизни, борьбы в узкий мир личных интересов.«Карась – Идеалист» — писатель выразил своё отношение к честным, но заблуждающимся наивным мечтателям.
ИЗО Создание художественного образа графическим способом на основе анализа содержания сказок.
Опишите героев сказок. Какие ИВС используются? Презентация.
ИЗО Определение средств художественной выразительности на основе текста и видеоряда.
Что является основой для создания образов сказочных героев?Прочитайте и проанализируйте эпизоды сказок, наиболее ярко отражают характер героев. Какая лексика используется в описании героев?К какому жанру тяготеет выбранная стилевая манера? Почему? Сделайте вывод. ПрезентацияЧтение и анализ
ИЗО Определение средств художественной выразительности для передачи основного композиционного приёма – антитезы (композиция, свет, перспектива и т.д.)
Всё это и многое другое позволяет подчеркнуть значимость содержания сказок.Сделайте вывод, какими же способами Салтыкову — Щедрину удаётся показать русскую действительность того времени?Попробуйте отобразить художественное своеобразие образов автора в своих графических работах.
Применение знаний на практике Выполнение творческих работ.
Подведение итогов и рефлексия План анализа:

  1. Какая изобразительная цель ставилась?
  2. Какие средства использовались?
  3. Удалось ли передать с помощью средств художественной изобразительности особенности сказок Салтыкова — Щедрина?
Рефлексия
Домашнее задание Написать сочинение на тему « Сказочные образы Салтыкова – Щедрина».

Источник: http://100-bal.ru/literatura/123767/index.html

Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и справедливая. Он убрал из нее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной.

Но от этого произведения не стали проще и однообразнее. Наоборот, в них в полной мере проявилось всеобъемлющее «головотяпство» русского общества прошлого века.

В своей многолетней борьбе с царской цензурой, стремясь более полно и глубоко рассказать о событиях и идеях, волновавших его, Салтыков-Щедрин неоднократно прибегал к жанру сказок.

Первые три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик») были написаны еще в 1869 году. Однако если вначале создавались лишь отдельные произведения этого жанра, то в 80-е годы в печати вышла целая книга — «Сказки для детей изрядного возраста».

Многообразно идейно-тематическое содержание этих произведений: это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание трусливых буржуазных интеллигентов, много говорящих о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим классам. Сказки Салтыкова-Щедрина — это особая форма сатиры; изображая действительность, автор берет из нее наиболее яркие черты, по возможности сгущает их и показывает как бы под увеличительным стеклом.

Так, например, в сказке «Дикий помещик» крайнее преувеличение отдельных ситуаций позволило писателю превратить смешную историю о глупом и ленивом помещике в яростное обличение существующих в России порядков, которые способствуют появлению таких помещиков-паразитов.

Самое начало «Дикого помещика» вводит нас в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни.

Живя за счет народного труда, ничего не зная и не умея, но считая себя опорой государства, герой Щедрина ненавидит людей, которые кормят и поят его, создавая комфортные условия существования. Он не может выносить даже «холопского духа». Его страстная мечта — лишиться всех мужиков.

Но когда это желание осуществляется, помещик, ни к чему не приспособленный, терпит голод, холод, нужду, совершенно дичает, превращаясь в животное.

Совсем иначе рассказывает писатель о народе. Он у автобессловесный и безропотный, и поэтому обличение помещиков соседствует у Щедрина с чувством горечи о трагической безысходности судьбы простого русского человека.

Сказки писателя иносказательны: на страницах многих из них живут звери, рыбы, птицы, но действуют и чувствуют они, как люди: ведут научные диспуты, ссорятся и мирятся, радуются и страдают, бывают умными и глупыми, смелыми и трусливыми, болтливыми и молчунами.

Одна из самых ярких сказок, в которой действуют животные, — «Премудрый пескарь». С иронией изображает автор в пескаре перепуганного до смерти трусливого обывателя, который «не ест, не пьет, ни с кем дружбу не водит, а все свою распостылую жизнь бережет».

В этой сказке, как и во многих других, писатель сочетает фантастику с реалистическим изображением действительности. Перед нами пескарь — маленькая рыбешка, которая боится всего на свете. Мы узнаем, что он «жалованья не получает, прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет…».

Таким необычным сочетанием приемов достигается эффект реальности происходящего. Читатели понимают, что пескарь — это художественная метафора, которая помогает охарактеризовать людей-обывателей. Вся биография пескаря сводится к формуле: «Жил — дрожал и умирал — дрожал». Страшно становится от этих слов.

Но именно бессмысленная жизнь труса-пескаря помогает нам понять, что надо жить так, чтобы давать тепло другим людям, радость — только в этом счастье настоящего челове-ка в этом заключается великий смысл нашего пребывания земле.

Проанализированы лишь две из многих прекрасных и очень проницательных сказок Салтыкова-Щедрина.

Но, мне кажется, и этих примеров достаточно, чтобы сделать вывод: своим творчеством писатель боролся против коренного зла русской жизни: глупости правителей, покорности и бессловесности народа, обывательщины, взяточничества, трусости и пошлости. К сожалению, герои Салтыкова-Щедрина не ушли в небытие.

И сегодня мы вынуждены бороться против лицемеров, хищников, стяжателей, равнодушных обывателей и безответственных болтунов. И в этом нам помогает страстный, страдающий и негодующий писатель-сатирик Салтыков-Щедрин.

Источник: http://MirZnanii.com/a/353626/ideyno-khudozhestvennoe-svoeobrazie-skazok-saltykova-shchedrina

Художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина

Художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина

«Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова. Щедрина» Выполнила: Милованова Анастасия ученица 8 «В» класса МБОУ СОШ № 183

Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. 2/6/2018 2

Цель: выявить художественные особенности сборника сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки для детей изрядного возраста» Задачи: 1) Проанализировать, как формировались политические взгляды М. Е.

Салтыкова-Щедрина идейно- 2) Проследить историю создания сборника «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е.

Салтыкова-Щедрина 3) Проанализировав несколько сказок щедринского цикла, выявить их художественные и идеологические особенности 4) Проследить, насколько актуальны проблемы, поставленные автором в сказках, в современном обществе 2/6/2018 3

“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” «Медведь на воеводстве» 2/6/2018 «Премудрый пескарь» «Дикий помещик» 4

Целый ряд причин побудил Салтыкова. Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки.

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

В сложном содержании сказок Салтыкова. Щедрина можно выделить основные темы: 1. Тема власти: ее антинародного характера ( «Медведь на воеводстве» ), взаимоотношений власти и народа ( «Богатырь» , «Дикий помещик» , «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ) 2.

Тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения ( «Коняга» ), покорности ( «Повесть о том. как один мужик двух генералов прокормил» , «Коняга» ) 3.

Тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти ( «Вяленая вобла» , «Либерал» ), осмеяние разных форм подчинения насилию ( «Не могу, волк не велел» в сказке «Самоотверженный заяц» , «Жил-дрожал, и умиралдрожал» в сказке «Премудрый пискарь» ), критического отношения к прекраснодушным мечтателям ( «Карась-идеалист» ) 4. Нравственно-этические темы ( «Пропала совесть» , «Добродетели и пороки» )

Художественные особенности сказок Сказки М. Е.

Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин, сказочный сюжет, фольклорные выражения, народная лексика, сказочные персонажи, концовка, Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному 2/6/2018 юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных 8

Художественные особенности сказок Сочетание реального и фантастического «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Реальное Газета «Московские Фантастическое Необитаемый остров с ведомости» , город Петербург, экзотической природой, Тула Москва, Пенза, Рязань, способ попадания генералов названия улиц — Подьяческая на остров, возвращение улица, регистратура, река домой, наличие мужика, Фонтанка, Нева, пенсия. газеты на острове. 2/6/2018 9

Художественные особенности сказок иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой.

Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; гипербола — чрезмерное преувеличение. 2/6/2018 10

Социологическое исследование Для того, чтобы проследить, насколько актуальны проблемы, поставленные автором в сказках, в современном обществе, нами был проведен социологический опрос. 2/6/2018 11

Спасибо за внимание! 2/6/2018 12

Источник: http://present5.com/xudozhestvennye-osobennosti-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Проблематика и художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…Н.А.НекрасовТема цикла сказок (1869 — 1886) М.Е.

Салтыкова-Щедрина -иносказательное (в форме сказок) изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей государственной системы самодержавия и показ несостоятельности главных основ общества — семьи, собственности, официальной народности, а с другой стороны, признание созидательной силы народа.

Одновременно в сказках звучат грустные размышления автора о народной покорности и долготерпении, авторское сочувствие народу в его бесправном положении. Таким образом, Салтыков-Щедрин затронул в своих сказках не частные, а фундаментальные общественные проблемы.

В этом проявился мудрый талант писателя, который утверждал, что «все великие писатели и мыслители потому и были велики, что об основах говорили». Гуманизм, непримиримость к насилию, поиски социальной справедливости — вот главный идейный пафос сказок.Салтыков-Щедрин написал тридцать две сказки.

По идейному содержанию все сказки условно можно разделить на четыре группы. Первую группу составляют сказки, в которых разоблачается самодержавие и дворянское государство: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В этих произведениях подчёркивается мысль, что дворянское государство основано на труде простого мужика. Генералы, которые чудесным образом оказались на необитаемом острове, умирали с голода, хотя в речке кишмя кишела рыба, ветки деревьев ломились от плодов и т.д.

Дикий помещик, оставшись в своём имении без крестьян, очень обрадовался: сначала съел все пряники из буфета, затем всё варенье из кладовой, потом перешёл на подножный корм, а в конце одичал до того, что стал бегать на четвереньках и оброс шерстью.

В сказке «Медведь на воеводстве» знатные лесные воеводы Топтыгины мечтали прославиться, устраивая кровопролития и неутомимо борясь с «внутренними супостатами».Ко второй группе сказок можно отнести те, в которых показывается забитый, покорный, но трудолюбивый и добродушный русский народ: «Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

(Поскольку в сказке «Повесть о том, как…» рассматривается несколько общественных проблем, постольку она может быть помещена в разные тематические группы.) В сказке «Коняга» изображается крестьянская лошадь с разбитыми ногами, с выпирающими рёбрами, которая пашет вместе с крестьянином землю и кормит сытых и гладких «пустоплясов».

Они же гордо и презрительно поглядывают на Конягу, как будто не понимают, что именно благодаря ему они могут весело гарцевать и красиво философствовать. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы, пропадая с голоду на необитаемом острове, молились только об одном: чтобы Бог послал им мужика. И Бог сжалился над ними — ниспосланный мужик оказался и рыбаком, и охотником, и мастером на все руки, потому что даже изловчился варить суп в пригоршне. Мужик кроме рукомесла обладал другим важным достоинством: был покорен воле господ до того, что сам свил верёвку, которой они его и связывали на ночь, чтоб не убежал.

В третью группу входят сказки, где Салтыков-Щедрин высмеивает русских либералов: «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь» (встречается и другое написание заглавия этой сказки — «Премудрый пискарь»). Писатель сатирически изображает прекраснодушных либералов, которые уверены, что зло в мире можно исправить красивыми словами.

Карась-идеалист серьёзно проповедует мир между щуками и карасями, призывая хищников перейти на травяную пищу. Кончается эта проповедь тем, что болтливого идеалиста проглатывает щука, причём машинально: её поразила нелепость разглагольствований маленького карася.

Однако и другая жизненная позиция высмеивается автором — позиция премудрого пескаря. Цель его жизни заключалась в том, чтобы выжить любой ценой. В результате этому мудрецу удалось дожить до старости, но, постоянно прячась в своей норке, он ослеп, оглох, больше походил на морскую губку, чем на живую, шуструю рыбёшку.

Стоило ли сохранять во что бы то ни стало свою жизнь, если она долгие годы была по сути прозябанием, бессмысленным существованием?

В последнюю группу можно объединить сказки, которые изображают мораль современного общества: «Пропала совесть», «Дурак». Главного героя последней сказки все окружающие называют вполне по-сказочному — Иванушка-дурачок: он бросается в воду, чтобы спасти утопающего ребёнка; играет с Лёвкой, которого все кругом бьют и ругают; отдаёт нищему все деньги, имеющиеся в доме, и т.д.

Ирония Салтыкова-Щедрина заключается в том, что нормальные человеческие поступки Иванушки воспринимаются окружающими как дурацкие. Это свидетельствует о том, что само общество крайне испорчено.Салтыков-Щедрин создал в русской литературе особый жанр — литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой.

По незатейливому сюжету эти сказки близки к народным. Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной сказки: традиционный зачин (жил-был), присказки (по щучьему велению, не в сказке сказать), прозрачную мораль, которую легко понять из содержания. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина существенно отличаются от народных.

Сатирик не подражал фольклорным сказкам, а на их основе свободно творил собственные, авторские. Пользуясь привычными фольклорными образами, писатель наполнял их новым (социально-политическим) смыслом, удачно придумывал новые -выразительные образы (премудрый пескарь, карась-идеалист, вяленая вобла).

Фольклорные сказки (волшебные, бытовые, зоологические) выражают обычно общечеловеческую мораль, показывают борьбу добрых и злых сил, обязательную победу положительных героев благодаря их честности, доброте, уму — Салтыков-Щедрин пишет политические сказки, наполненные актуальным для своего времени содержанием.

В щедринских сказках противостоят друг другу не добро и зло, а две социальные силы — народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных животных, а часто и без маски — просто как мужик. Эксплуататоры представлены в образах хищников или просто как помещики, генералы и т.п. В таких сказках преимущественное внимание уделяется не личной, а социальной психологии персонажей.

Писатель сознательно избегает «портретности» героев, но создаёт типы, то есть сатирически высмеивает не отдельных лиц, а целые слои общества (высших лиц государства, тупых чинов полиции, трусливую интеллигенцию, беспринципных политиков и т.д.).

Фантастика Салтыкова-Щедрина реальна, так как не искажает жизненных явлений; перенесение человеческих черт (психологических и социальных) на животный мир создаёт комический эффект, обнажает нелепость существующей действительности.

Например, в сказке «Медведь на воеводстве» автор заявляет, что крупные и серьёзные злодейства заносятся на скрижали истории, а все Топтыгины хотели «попасть на скрижали». Такие рассуждения сразу дают понять, что речь идёт не о медведях, а о людях.Сочиняя свои сказки, Салтыков-Щедрин учитывал, конечно, художественный опыт И.А.

Крылова и позаимствовал через отечественного баснописца «эзопов язык» и русские зоологические маски, а также использовал приёмы литературной сатирической сказки Западной Европы (например, «Сказка о Лисе»). При этом в щедринских сказках отразился весьма оригинальный художественный мир образов и картин русской жизни последней трети XIX века.

В заключение следует отметить, что литературный талант Салтыкова-Щедрина проявился в сатире, то есть в изображении и беспощадном высмеивании общественных и человеческих пороков. Хотя судьба сатирика трудна, а труд его неблагодарен (об этом писал Н.В.Гоголь в авторском отступлении из поэмы «Мёртвые души», гл.

7), Салтыков-Щедрин считал, что в современных российских условиях стыдно уходить от реальных проблем и «Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…» (Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»), Однако, чтобы разоблачать негативные стороны жизни, необходим идеал, во имя которого высмеиваются пороки и недостатки.

Произведения Салтыкова-Щедрина заключают в себе не только суровые, безрадостные картины современной действительности (реальность), но и любовь к России, веру в её будущее (идеал).

Смех писателя-сатирика беспощаден, но одновременно этот смех приносит оптимистическое чувство моральной победы над злом: «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздался смех», — заявлял автор.

Салтыков-Щедрин создал новый жанр в русской литературе -политическую сатирическую сказку «для детей изрядного возраста». Сказки, написанные преимущественно в последние годы жизни писателя, содержат проблемы и образы предшествующего творчества сатирика. Следовательно, они являются для Салтыкова-Щедрина своеобразным итогом писательской деятельности. В сказках отразилась характерная особенность творческой манеры автора — соединение художественного начала и злободневной публицистики, недаром писатель называл себя «историком современности», «летописцем минуты». В сказках в непосредственном и резком столкновении действуют представители антагонистических классов: мужик и генералы, мужики и дикий помещик, «лесные мужики» и воеводы Топтыгины, карась и щука, Коняга и пустоплясы. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина — это как бы «социальный портрет российского общества», с точки зрения автора.

В сказках Салтыков-Щедрин продемонстрировал: блестящее искусство сатиры и «открытой» иронии; приёмы гиперболы, сказочной фантастики и аллегории; мастерство при создании ярких, запоминающихся образов-символов; вкус к выразительному, лаконичному литературному языку — одним словом, художественное совершенство.

Источник: http://lit-helper.com/p_Problematika_i_hudojestvennoe_svoeobrazie_skazok_M_E__Saltikova-Shedrina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector