Конспект урока истории для 10 класса по теме: «политическая и духовная жизнь общества в конце 60-х начале 80-х годов»

Конспект урока истории для 10 класса по теме: «Политическая и духовная жизнь общества в конце 60-х начале 80-х годов»

Цели:

1) способствовать формированию представления учащихся о социально политических процессах и событиях в период конца 60-х, начало 80-х годов ХХ в.

Выявить проблемы стоявшие в советском обществе в период «застоя», каково отношение к этим событиям у современного поколения, т.е. учащихся.

2) способствовать развитию аналитического мышления, умение работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. Развитие творческих способностей учащихся.

3) способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

Оборудование:

— интерактивная доска,

— раздаточный и дидактический материал

— сборник песен В. Высоцкого

— магнитная доска

План

1)  Ввод в тему, постановка проблемы

2)  Разбор темы, применяя элементы театрализованного представления

3)  Работа в группах (этап проверки понимания изученного)

4)  Рефлексия, подведение итогов.

Ход урока

I. Ввод в тему, постановка проблемы.

Вступительное слово учителя. Конец 60-х, начало 80-х годов – очень сложный период жизни, названный «застоем». Оценки этого времени противоречивы, особенно сейчас.

Многие испытывают ностальгию по тем временам. Сегодня, как бы окунувшись в то время, вы сами должны решить, была ли эта система гуманной и демократической.

Что было наиболее характерным для политической и духовной жизни этого периода?

Задание «Ассоциации»

Данный период времени непосредственно связан с именем Л.И. Брежнева. На интерактивной доске появляется изображение Л.И. Брежнева. Учащиеся должны перечислить, какие ассоциации у них связаны с этим историческим деятелем.

Мозговой штурм. Период правления Л.И. Брежнева называют «застоем». Дайте определение этому слову. Учащиеся предлагают свои варианты. Затем на интерактивной доске учитель дает определение из толкового словаря В.Даля. Т.1, СПб, М, 1912.

Застой – всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего либо.

II. Разбор темы, применяя элементы театрализованного представления.

III.  Работа в группах. (Этап проверки понимания изученного)

Класс делится на 4 группы.

1 задание. «Ранжирование». Перечислите какие проблемы советского периода конца 60-х, начала 80-х годов мы сегодня рассмотрели, записать их в форме кластера на интерактивной доске. Проранжируйте их по значимости на ваш взгляд, обоснуйте ответ.

2 задание «Дай оценку»

Как учащиеся оценивают деятельность Л.И. Брежнева

а) консерватор

б) либерал-интеллигент

в) реформатор

г) оппозиционер.

3 задание «Дискуссионная карта»

Учащиеся должны заполнить таблицу:

Период застоя
+
1.2.3.4.5.… 1.2.3.4.5.…

4 задание. «Закончи предложение»

Учащиеся должны закончить следующее предложение, сначала определив свою позицию:

— Я хотел(а) бы (не хотел(а)бы) жить в период правления Л.И. Брежнева, потому что…

Ход урока

Ввод в тему

II. Итак для начала давайте послушаем, о чем говорили в ежедневной а то время информационной передаче «Время».

Имитация телепередачи «Время»

1 диктор: Здравствуйте, товарищи!

2 диктор: В эфире информационная телепередача «Время»

1 диктор: Послушайте международные новости. 27 октября в Кремле состоялись советско-северойеменские переговоры.

На переговорах, проходивших в дружеской обстановке были всесторонне рассмотрены вопросы отношений между СССР и ЙАР. Особое внимание было уделено положению на Ближнем Востоке. Л.И.

Брежнев подчеркнул, что у Советского Союза не было и нет недобрых замыслов в отношении государств района Ближнего Востока.

СССР – искренний, последовательный и бескорыстный друг всех арабских народов.

2 диктор: В самый канун праздника 64-й годовщины Великого Октября страна узнает о большом трудовом достижении тюменских нефтяников; они добыли 2-х миллиардную тонну менее, чем за 18 лет с начала освоения богатейшей подземной кладовой. Примечательно, что 2-ой миллиард был получен немногим более, чем за 3 года, тогда как на добычу первого ушло 14 лет.

1 диктор: Хабаровск. Свыше 5000 семей отметят новоселье в комфортабельных квартирах накануне годовщины Великого Октября. Строители сделали все возможное, чтобы сдать квартиры раньше срока. Среди новоселов ветераны войны и труда, победители соцсоревнования, ударники коммунистического труда.

2 диктор: Свыше 50 000 тонн сверх плана выдали на-гора шахтеры шахты «Красногвардейская» Донецкого угольного бассейна. Свой подарок стране шахтеры приурочили к очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.

Слово учителя: (3 мин)

Практически во всех СМИ в то время можно было встретить подобные сообщения, где в основном пропагандировались преимущества социалистического строя, достижениях в советском обществе, славословили в честь известного борца и продолжателя ленинских идей Л.И. Брежнева.

В СМИ практически нельзя было встретить критики, не высвечивались проблемы, стоявшие перед обществом, мало говорилось о трудностях, проблемах, какие испытывала страна.

То есть, если послушать радио, посмотреть телевизор, почитать газеты, то складывалось впечатление что «в Багдаде все спокойно».

Судя по сообщениям, которые вы сейчас слышали, страна добивалась все новых и новых достижений, ставились рекорды, росло благосостояние советского народа.

Но дело было в том, что все эти достижения сравнивались с прошлыми годами, пятилетками, а не с положением в ведущих странах мира, да это было и невозможно, т.к. страна была изолирована от мира, особенно от развитых капиталистических стран «железным занавесом», шла холодная война.

Тем не менее, планы 9-ой, 10-ой, 11-ой пятилетки были недовыполнены. Экономика к середине 80-х годов оказалась в состоянии кризиса.

Чтобы узнать, как жили люди тогда, чем дышали, о чем говорили, давайте приоткроем дверь в одну из кухонь того времени. Почему в кухню? А потому, что говорить свободно люди могли только у себя дома, на кухне, среди близких друзей. Свое отношение к существующим порядкам люди честно выражали через политические анекдоты, которые рассказывали только в кругу проверенных лиц. (2 мин)

Сценка на кухне.

Действующие лица: муж, жена, сын, семейная пара (гости).

Входит муж, остальные действующие лица сидят за столом (кроме сына) и пьют чай.

Жена: Ты почему так поздно?

Муж: Был на партсобрании.

Жена: Опять? И что на этом партсобрании обсуждали?

Муж: Подводили итоги соцсоревнования. Можете поздравить, наша бригада заняла первое место, нам медаль вручили «Победитель соцсоревнования» (достает из кармана, показывает, его поздравляют).

Гость: А что еще вы там постановили? Небось, опять суббота черная будет?

Муж: Угадал, в эту субботу опять субботник.

Гостья: Сегодня купила в киоске «Целину» Брежнева.

Жена: Чего это ты?

Гостья: Давали в нагрузку к книге Дюма «Три мушкетера».

Гость: А у меня анекдот свежий на эту тему есть: Брежнев встречает Устинова и спрашивает:

— Слушай, ты мою «Целину» читал?

— Конечно Леонид Ильич!

— Ну и как?

— Здорово!

Брежнев задумчиво:

— Все хвалят, может и мне почитать?»

Входит сын, здороваются.

Сын: Ма, тебя завтра в школу вызывают.

Мать: А что случилось?

Сын: Надел свои новые штаны-клеши. А у входа в школу военрук с физруком, с линейкой в руках измеряют ширину брюк. Мне удалось проскочить. Но во время урока вошла комиссия с ножницами и Тамара Петровна стала срезать пряди волос у битлаков, чтобы заставить их подстричься.

Гостья: А кто такие битлаки?

Сын: Это поклонники группы «Битлз». Так вот, я сказал Тамаре Петровне, что она не имеет права так делать. Ну меня и выгнали.

Мать: Господи, сколько раз тебе говорила, не лезь на рожон. Завтра в школу идти придется. Иди, сын, в свою комнату.

Отец: Чтобы больше не надевал эти штаны!

Жена: Ладно, давайте чай пить.

Гостья: кстати, откуда у вас «птичье молоко»?

Жена: Соседка на кондитерской фабрике работает. Она и носит, по три рубля за коробку.

Гостья: И не боятся же люди…

Гость: А чего боятся? Вынесет 10 коробок, две на проходной отдаст и все.

Муж: до чего дошли. В магазинах пусто, зато у каждого в холодильнике и колбаса, и масло, и конфеты. Кругом несуны. А мы их поощряем, покупаем ворованное.

Гостья: А что делать прикажешь? Сегодня в магазине колбасу давали. Очередь огромная. 1,5 часа стояла и без толку, все равно не хватило.

Жена: Эти продавцы хорошо живут. Спрятали, наверно, 20 кг колбасы для своих блатных. У моей соседки, что в магазине работает, чего только дома нет, что ей только не приносят; «ты — мне, я – тебе!» называется.

Гость: Да, сейчас без блата никуда не сунешься. Много слов, но мало дела; вот уж точно:

Брови черные, густые,

Речи длинные, пустые,

Нет ни мяса, ни конфет –

На черта нам этот дед? (3 мин)

Слово учителя:

Итак, мы видим какое расхождение между тем, о чем рапортовали газетах, по телевизору и тем, что обсуждали простые люди. Не так все благополучно было в то время, как может это показаться на первый взгляд.

Было расхождение между словом и делом, принимаемыми решениями и их исполнением, что вызывало у людей социальную апатию, неверие в провозглашенные идеи.

Развиваются такие негативные явления в обществе как взяточничество, коррупция, нарушение социальной справедливости, стали пустеть прилавки магазинов, появилось такое слово как «дефицит».

Таким образом, продолжало действовать командно-административная система, отсутствие демократии, гласности, нарастание «застойных явлений».

Но с высоких трибун партийная номенклатура продолжала говорить о том, что все для народа, все на благо народа.

Но в это же время наши парни умирали  в Афганистане, исполняя свой «интернациональный долг», не понятный для многих мифический долг.

И приходили цинковые гробы, где лежали наши ребята, но об этом опять таки говорили тайком. О том, что происходило в Афганистане, никто толком не знал.

Стих.

Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат!

Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат!

Говорят, была ошибка десять лет тому назад.

Там, где звезды над крестами золотом обведены,

Кто-то черными бровями двинул в сторону войны.

И рванулись батальоны от речей навеселе.

Золотая чья то рыбка, чей то звездный календарь,

Уж какая тут ошибка, коль обещана медаль.

Парня под Джелалабадом, отыскало письмецо,

А над парнем, как лампада друга белое лицо.

Станет зыбко, станет липко в отчем доме у ракит.

Мама это не ошибка, я действительно убит.  

Слово учителя: Люди замыкались в быту, сознание их было заморожено. Но были в нашем обществе и такие люди (их было очень мало), которые видел и понимали, что мы живем не так. Люди, которые мужественно противостояли бюрократической системе. За свои взгляды и убеждения они подвергались гонениям.

Это, в основном, представители интеллигенции, такие как академик А.Д. Сахаров, который открыто выступил против введения советских войск в Афганистан, за сокращение гонки вооружения, о чем написал в открытом письме Л.И. Брежневу, что было расценено правительством как открытый вызов, измена Родине, провокация.

Читайте также:  Беседа на тему «фрукты» в старшей – подготовительной группе

Сахаров был сослан в административную ссылку в 
г. Горький.

Послушайте выступление работника прокуратуры Петрова А.М.

Выступление работника прокуратуры Петрова А.М.

— В последнее время в буржуазной прессе часто упоминается имя академика Сахарова. В августе этого года Сахарова приглашали в Прокуратуру СССР и предупредили, что его используют не только силы, враждебные нашей стране, но и иностранные разведки.

Побывав у прокурора, он стал осмотрительнее на поворотах, но несколько убавил пыл по сколачиванию антисоветского движения. Для этого нужны деньги, их он выпрашивает у иностранцев.

Сам то Сахаров не мог жаловаться на скудность средств – он получал от государства все, что положено человеку, числящемуся в АН СССР. Но ему нужна валюта. Она вручается Сахарову «приличным» предлогом – Нобелевской Премии. Но просьбы о подаяниях продолжаются.

В интервью французской газете «Франс сезар» он пожаловался на свое тяжелое материальное положение, «необходимость постоянно помогать нашим друзьям, знакомым и незнакомым людям».

Круг знакомых, кормящихся у раздаточной Сахарова весьма значителен, и среди них немало лиц с темным прошлым и настоящим. Он как магнит притягивает к себе уголовные, антиобщественные элементы. Он буквально избрал своей новой профессией роль «благодетеля». Больше того, он назойливо приглашает руководителей западных держав объединить с ним усилия на этом поприще.

Духовный отщепенец, провокатор Сахаров всеми своими подрывными деяниями давно поставил себя в положение предателя своего народа и государства.

То, что проделывал Сахаров против своей родины, злоупотреблял терпением советского народа, по законам любой современной страны является тяжким преступлением.

Западная пропаганда пытается сконструировать некую «проблему Сахарова». Но такой проблемы просто нет. Во всяком случае, ее нет для советского народа. А заботы тех, кто руководил Сахаровым из-за рубежа – это заботы нечистоплотного свойства. (2мин)

Слово учителя:

Одна из специфических черт культуры 60-70-х годов – «магнитофонная революция». Одним из кумиров тех лет был В. Высоцкий. Не признаваемые официально, его песни вошли в быт, сознание миллионов людей.

Воспроизводимые в домашних условиях, они не подлежали контролю и получили массовое распространение. В. Высоцкий был одним из признанных лидеров. Песни Высоцкого таят в себе глубочайший смысл.

Выступая под маской пьяницы, психически больного и т.д. он показывает нам, как мы живем.

Звучит песня В. Высоцкого «Охота на волков».  (4мин)

Подведение итогов.

Учитель. У каждого времени есть свои плюсы и минусы – так было и в годы правления Л.И. Брежнева. И единого мнения в оценке этого периода истории скорее всего нет. И в те времена люди испытывали счастье и радость, горе и разочарование. И не надо все рассматривать либо в белых, либо в черных тонах. Нужно уметь адекватно оценивать происходящие исторические события.

Рефлексия «Мишень»

Учащиеся должны оценить (сделать 4 метки в разных углах мишени) эффективность работы на уроке по 5-ти бальной системе.

Домашнее задание:

Составить синквейн на одну из тем по выбору:

1.  Застой

2.  Брежнев Л.И.

3.  Диссидент

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-po-istorii-politicheskaya-i-dukhovnaya-zhizn-v-obshchestve-v-kontse-60-kh-nachale-80-kh-godov.html

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Российское государство в первой половине 19 века»

Конспект урока истории в 10 классе по теме

1. Сформировать знания учащихся об особенностях социально-экономического развития России (решение крестьянского вопроса Александром I и Николаем I) и родного края в первой половине 19 века. 

2. Сформировать умения работать самостоятельно с одним или несколькими источниками, проводить сравнения, обобщать фактический и теоретический материал, делать выводы; развитие личностных качеств – взаимопомощь, толерантность.

3. Воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому страны, родного края, к личностям в истории, формирование активной жизненной позиции

Оборудование: Учебные пособия, карточки – задания, документы.

План урока

1. Государство и крестьянский вопрос в России во время правления

Александра I.

2. Решение аграрного вопроса в России Николаем I.

3. Основные итоги социально-экономического развития России в первой половине 19 века.

4. Социально-экономическое положение Южного Урала в первой половине 19 века.

Вводное слово учителя.

Особенностями развития России в первой половине 19 века было сохранение самодержавия и крепостного права. Крестьянский вопрос был главной социально-экономической проблемой как для Александра I, так и для Николая I. Однако отмены крепостного права в стране так и не произошло.

В основе организации хозяйственной жизни нашего южно-уральского края в первой половине 19 века также оставалось крепостное право.

Рост повинности крестьян, широкое применение предпринимателями различных форм экономического закабаления башкир, татар и других нерусских народностей вызывали многочисленные волнения против существующих порядков.

В сложившейся ситуации императоры пытались провести экономические реформы.

Об этом свидетельствуют исторические документы, конкретный материал о социально-экономическом положении России и нашего края в первой половине 19 века.

Сегодня на уроке мы изучим несколько документов и выясним, почему в первой половине 19 века в России так и не произошло отмены крепостного права, и какими путями эту проблему решали Александр I и Николай I.

Этапы урока.

1этап.

Самостоятельная работа учащихся с документами.

Класс делится на пять групп по уровню развития учащихся:

                  Первая и вторая группы учащихся с высоким уровнем развития.

                  Третья и четвертая со средним уровнем развития.

                  Пятая группа с низким уровнем развития.

Каждая группа получает  исторический  документ и к нему задания. Учащимся предлагается памятка для работы с историческими документами.

Памятка для работы с историческими документами.

                  документ следует прочитать по частям;

                  выделить неизвестные слова и выражения;

                  определить время создания документа (век, год, период истории);

                  объяснить название документа;

                  определить историчность содержания, его актуальность в наше время;

                  соотнести содержание документа с содержанием учебного пособия;

                  сопоставить взгляды, идеи, трактовки содержания в одном документе с точкой зрения содержания в другом документе;

                  сделать выводы из содержания документа;

                  определить личное отношение к идеям содержащимся в документе, сформулировать оценочные суждения.

Для работы с документами учащимся отводится время 15-20 минут.

Исторический  документ и к нему задания для первой группы:

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический.

Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи.

Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развитие абстрактного мышления.

Документ

Вопросы и задания к документам:

Обобщающие задания:

Практическое задание:

Исторический  документ и к нему задания для

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический.

Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи.

Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развитие абстрактного мышления.

Документ № 33.— Указ об обязанных крестьянах 2 апреля  1842 г.

Вопросы и задания к документам.

Обобщающие задания:

2.             

3.              Какие последствия имел данный указ?

Логическое задание:

Изучив документ и соответствующие параграфы учебников О.В. Волобуев «Россия и мир».10 класс. §41, Н.В. Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века». §42-43. выясните:

1.   На каких условиях помещикам разрешалось предоставлять освобожденным крестьянам землю в пользование?

2.   Сопоставьте цифровые данные в таблице и сделайте вывод.

Исторические документы и к ним задания для

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический.

Приемы работы с текстом: самостоятельная работа, выделение главной идеи, выявление причинно-следственных связей.

Ожидаемые результаты: умение выделить проблему при работе с документом, развивать логическое мышление.

Документ № 26.— Положение об эстляндских крестьянах 23 мая 1816 г.

Документ № 27.— Положение о лифляндских крестьянах 26 марта 1819 г.

Вопросы и задания к документам.

Практическое задание:

1.   Дайте сравнительную характеристику положения

п.п.

Вопросы для сравнения

Общее

Различное

1 Личные права крестьян
2 Право собственности
3 Гражданское устройство
4 Право помещика

Сделайте вывод.

2.   Дайте оценку приведенных документов.

3.   В чьих интересах были проведены реформы? Обоснуйте свой ответ.

Исторические  документы и к ним задания для четвертой группы.

Вид документа: документ государственного характера.

Метод: поисковый, аналитический

Приемы работы: самостоятельная работа с документами, сопоставление двух источников, составление сравнительной таблицы.

Ожидаемые результаты: умение давать оценку документам на основе сравнительного анализа, обобщать, делать выводы.

Документ №112 — Из донесения штаб-офицера корпуса жандармов по Оренбургской губернии шефу жандармов о восстании государственных крестьян в Челябинском у. 4 мая 1843. 

Документ № 113 — Донесение штаб- офицера по Оренбургской губ.  шефу  жандармов о подавлении волнений крестьян в Челябинском у.  18 мая 1843 г.

Вопросы и задания к документам.

Практическое задание.

1. Составьте развернутый план источников ( изложите своими словами основное содержание документов).

2.Оцените значимость документов в сопоставлении с аналогичными историческими событиями в России и на Южном Урале  в первой половине 19 века.

Исторические  документы и к ним задания для пятой группы.

Вид документов: документы, связанные с политической борьбой.

Метод: поисковый.

Приемы работы с документами: самостоятельная работа, составление развернутого плана, формулирование обобщенных выводов.

Ожидаемые результаты: умение учащихся составлять развернутый план, умение рассказывать содержание документа по плану.

Документ № 24. – Число помещичьих крестьян, уволенных и свободные хлебопашцы с 1803 по 1858 гг. на основании указа 20 февраля 1803г.

Документ № 34.— Количество крестьян, переведенных в разряд «обязанных» (с 1842 по 1858 гг.) по указу 2 апреля 1842 г.

Документ § 4. Положение работных людей и крестьян Южного Урала в первой половине XIX в.  № 81. Сведения о численности крестьянского населения на Златоустовских заводах и их экономическом положении6 октября 1801 г

Вопросы и задания к документам.

1. Сравните численность крестьянского населения  и их экономическое положение в России и на Южном Урале в первой половине 19 века. Выскажите свое мнение. Ответ аргументируйте

2. Заполните логическую цепочку.

А.Указ 1842 г. об « обязанных крестьянах. Б.Освобождение трех прибалтийских губерний от личной крепостной зависимости. В.Восстание государственных крестьян в Челябинскому. Г.Указ 1803 г. о свободных хлебопашцев.

Читайте также:  Загадки про одежду и обувь с ответами

Ключ: Г Б А В

2этап.

По истечении времени учащимся предоставляется возможность обсудить результаты выполнения заданий и заполнить в тетради сравнительно-обобщающую таблицу «Разрешение крестьянского вопроса в России и на Южном Урале в первой половине 19 века».

Метод: проблемный, поисковый.

Приемы работы с документами: составление сравнительно-обобщающей таблицы.

Ожидаемые результаты: учащиеся решают общую проблему, выступление групп должны показать умение обобщать материал, выделять главное.

№ п.п.

Период

Документы

Главные положения документов

Выводы

        3 этап. Рефлексия. (5мин).

Ожидаемые результаты: учащиеся самостоятельно оценивают свои знания через задания на творческом уровне, опирающиеся на работу с документами.

1. Для учащихся с высоким уровнем развития предлагается задание: герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» князь Андрей Болконский перевел «триста душ крестьян» своего имения в «вольные хлебопашцы». Что это значило? Как после этого должны были строиться отношения между крестьянами и князем?

2. Для учащихся со средним уровнем развития предлагается задание: Напишите открытое письмо императору Николаю 1 от помещика Оренбургской губернии о сохранении принадлежавшего им полного права вотчинной собственности на землю.

3. Для учащихся с низким уровнем развития предлагается задание: Зашифрованный документ. Расшифруйте документ, проставив вместо пропусков нужные слова.

Из указа Николая 1 от 2 апреля 1842 г. об «обязанных» крестьянах.

1) Повинности________________ в пользу помещиков могут быть определены в договорах _____________ оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою ___________________.

2) В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору ____________________, они понуждаются к тому земскою _____________, под руководством уездных правителей ______________ и под высшим наблюдением ______________правления.

Ключ: крестьян, денежным, помещичьей, обязанностей, полициею, дворянства, губернского.

4этап.

Объяснение домашнего задания (3мин).

Домашнее задание дается дифференцированно:

Учащимся с высоким уровнем развития предлагается изучить документы « Русская правда» об уничтожении сословий и крепостного права (документ № 23) и проект «Конституции» Н.М. Муравьева. О собственности и землевладении. (документ № 13).

Ответы запишите в рабочий лист (задание 6).

Учащимся со средним уровнем развития предлагается изучить отрывок из сочинения М.А.Фонвизина «Обозрение проявлений политической жизни в России». (документ № 2).

Задания к тексту:

1. Поставьте вопросы к данному отрывку.

2. Какие исторические факты излагаются в отрывке?

3. Как, по вашему мнению, М.А.Фонвизин относился к личности Александру I?

Учащимся с низким уровнем развития предлагается на основе текста учебника О.В.Волобуев .Россия и мир. 10 класс. п.41 и учебника  Н.В. Загладин.  Всемирная история.10 класс. п. 42-43. заполнить рабочие листы (задание №5, 6, 8, 17, 18).

1.О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин. Россия и мир с древнейших времен до конца 19 века. М.: Дрофа.2002 §41.

2.Н.В.Загладин. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс.

М.: « Русское слово» 2002 . §42-43

3. В.И. Буганов, П.М.Зырянов. История России. Конец 17-19 вв.10 класс. М.: Просвещение.2000. §55,38.59,60.

4. Федоров В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Первая половина 19 века. Учебное пособие. М., «Высшая школа», 1974.

5. Потерпеева А.И., Четин В.Е. Революционная и трудовая летопись Южноуральского края: хрестоматия архив, документы по истории Южного Урала. 1682-1918 гг. – Челябинск, 1980.

6. Лященко Л.М. История России 19 века. Учебно-методическое пособие. Дидактические материалы. М.: Дрофа. 2001.

7. Дударев М. И. История России в 19 веке. Рабочая тетрадь. 8-10 класс. М.: издательский дом Генжер, 1998.

8. Захарова Е.И. Россия в первой половине 19 века. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Мнемазина, 1998.

9. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов. Учебное пособие. Пакет-комплект документов «история». М.: издательство акционерного общества «Бюро Денди», 1993.

10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.

Источник: https://docbase.org/6340-konspekt-uroka-istorii-v-10-klasse-po-teme-rossiyskoe-gosudarstvo-v-pervoy-polovine-19-veka.html

Рождение современных идеологий Урок истории в 10 классе. Преподаватель : Каплевская С.В. — презентация

Рождение современных идеологий Урок истории в 10 классе. Преподаватель : Каплевская С.В. - презентация

1 Рождение современных идеологий Урок истории в 10 классе. Преподаватель : Каплевская С.В.

2 Философия Просвещения – XVIII век Ключевые ценности: Рационализм; Рационализм; Идея прогресса, полезность реформ; Идея прогресса, полезность реформ; Признание личной независимости человека, его естественных прав; Признание личной независимости человека, его естественных прав; Просвещённая власть Просвещённая власть

3 Д.ДидроВольтер Ш. Монтескье Д.Локк Т.ГоббсЖ.Ж.Руссо

4 Либерализм-идеология промышленной революции. Основоположники либеральных экономических идей Д. Рикардо А.Смит

5 Либерализм в политической жизни: Принципы конституционализма; Принципы конституционализма; Представительная демократия(парламентаризм); Представительная демократия(парламентаризм); Всеобщее избирательное право; Всеобщее избирательное право; Политические права и свободы граждан Политический идеал: правовое государство и гражданское общество. Политические права и свободы граждан Политический идеал: правовое государство и гражданское общество. Путь преобразований – реформы. Путь преобразований – реформы.

6 « Утилитаризм» — направление в либеральной идеологии н.XIX века Представитель: английский идеолог либерализма И.Бентам «Новый либерализм» — направление в либеральной идеологии последней трети XIX века. Представитель: английский идеолог либерализма У. Гладстон

7 Консерватизм Приоритет – традиционные ценности: семья, порядок, религия. Путь достижений: сильная власть, влиятельная церковь. Феодальный порядок, с точки зрения консерваторов, более гуманен.

8 Социализм в XIX веке « Утопический социализм» Ревизионизм Э.Бернштейна Марксизм Анархизм

9 «Утопический социализм» Порождён негативными социальными последствиями промышленного переворота в Европе. Идеал: справедливое общество и государство без частной собственности, денег, нищеты и вражды. Путь достижения: убеждение, религиозная проповедь. Путь достижения: убеждение, религиозная проповедь.

10 Роберт Оуэн Шарль ФурьеСен-Симон

11 Марксизм г. Ликвидация частной собственности, утверждение общественной собственности на средства производства; Ликвидация частной собственности, утверждение общественной собственности на средства производства; Формационная теория исторического развития; Формационная теория исторического развития; Теория классовой борьбы и социальной революции как способе перехода к новой формации; Теория классовой борьбы и социальной революции как способе перехода к новой формации; Установление диктатуры пролетариата в лице социал-демократической партии рабочего класса. Установление диктатуры пролетариата в лице социал-демократической партии рабочего класса. Капитализм исчерпал потенөиал своего развития. Капитализм исчерпал потенөиал своего развития. Учение изложено в «Манифесте коммунистической партии» — программном документе «Союза коммунистов», созданного в 1847 г.

12 Карл Маркс – основатель идеологии марксизма

13 Ревизионизм Э.Бернштейна- к.XIX века. Переустройство общества может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Главное – борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих

14 Анархизм Основные постулаты: Вера в хорошие стороны человеческой природы, в свободное и любовное отношение друг к другу без насилия; Вера в хорошие стороны человеческой природы, в свободное и любовное отношение друг к другу без насилия; Убеждение в необходимости уничтожения государственной власти, осуществляющей насилие над личностью. Убеждение в необходимости уничтожения государственной власти, осуществляющей насилие над личностью.

15 Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин -русский мыслитель, революционер, анархистанархист панславист, один из идеологов народничестванародничества Пётр Алексе́евич Кропо́ткин русский теоретик анархизма, географ, историк, литератор.анархизмагеографисториклитератор

16 Итог урока: Модернизация экономики в XIX веке внесла глубокие изменения в мировоззрение. Наряду с консерватизмом оформились либеральные и социалистические течения политической мысли, отражавшие изменения во взглядах общества на проблемы государства, политики и личности.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/81878/

Конспект урока по истории России 11 класс «Общественная жизнь в начале XX века»

Конспект урока по истории России 11 класс «Общественная жизнь в начале XX века»

Автор презентации: Зеленовская Анна Александровна

     Конспект урока предназначен для преподавания  истории России в 11 классе. Урок изучения нового материала с применением работы учащихся на компьютерах, а также работы в группах.  Для этого на уроке необходимы: проектор, экран, компьютеры.

    Урок предполагает дополнительную подготовку учащихся дома  (выполнение творческого задания).     Направлен на развитие умений находить, анализировать исторический материал, используя Интернет — ресурсы.

     А также способствовать воспитанию политической и информационной культуры учащихся.

Тема: «Общественная жизнь в начале XX века»

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о «политическом спектре» российской действительности начала XX века: появлении политических партий, определив их цели, программу;
  2. Содействовать развитию умений находить, анализировать исторический материал, используя Интернет-ресурсы;
  3. Способствовать воспитанию политической и информационной культуры учащихся.
  4. Оборудование урока:

Проектор, экран, компьютеры.

Ход урока:

  • Организационный момент
  • Опрос домашнего задания
  • Вступительное слово учителя.

Учитель начинает урок с указания на то, что современная молодежь живет в условиях политического плюрализма, свободы выбора, многопартийности. Однако этому предшествовали семьдесят лет монопольного руководства страной коммунистической партией. Наш урок призван актуализировать исторический опыт российской многопартийности, познакомить с идейными платформами различных политических партий.

А теперь проверим творческое задание (ученик зачитывает записку императору с перечнем необходимых в стране реформ от имени одного из предложенных лиц: министра внутренних дел, председателя провинциального дворянства, председателя Союза фабрикантов и заводчиков, председателя университетских профессоров и преподавателей).

Теперь классу необходимо спрогнозировать реакцию Николая II на записку.

Учитель делает вывод, что император против преобразований, он за самодержавную монархию. Но всё-таки подписывает Манифест 17 октября.

  • Изучение нового материала
  • Учитель с помощью презентации знакомит учащихся с политическими партиями, которые образовались к 1905 году в России (эсеры, РСДРП, кадеты, октябристы).

Класс делится на три группы. Учитель предлагает задание: учащимся необходимо сесть за компьютеры и самостоятельно с помощью Интернет-ресурсов найти и проанализировать цели и программу партии (РСДРП (большевики), кадеты, эсеры).

Учитель моделирует игровую ситуацию.

Мы присутствуем на съезде политических партий в 1905 г. От каждой партии на съезде выступает лидер, который представляет программу партии.

Заключительное слово учителя.

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-uroka-po-istorii-rossii-11-klass-obshchestvennaya-jizn-v-nachale-xx-veka.html

Конспекты уроков по истории

  • Классы:
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сортировать материалы:
  • По названию
  • По дате
  • По популярности

Данное внеклассное мероприятие «Верный сын Отечества» было разработано и проведено в Азрапинской основной школе, в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Целевая аудитория: обучающиеся…

Скачать конспект урока

На этой странице вы можете скачать конспект для проведения урока истории и культуры Санкт-Петербурга. Тема предлагаемого конспекта — «А музы не молчали»: духовная жизнь блокадного Ленинграда. Сначала составлено вступительное…

Скачать конспект урока

Скачайте данный конспект и используйте его для того, чтобы в ходе проведения урока истории дать характеристику народных выступлений, периода правления царя Алексея Михайловича, рассказать о причинах и ходе восстания…

Скачать конспект урока

Вы можете использовать конспект, представленный на этой странице для того, чтобы провести урок истории и рассказать учащимся про «Новый курс» Ф. Рузвельта. В начальном разделе конспекта указаны цели урока,…

Скачать конспект урока

На этой странице вы сможете скачать материалы готового конспекта урока истории. Используйте его для того, чтобы провести занятие по теме «Аграрная реформа Столыпина в Вятской губернии» в девятом…

Скачать конспект урока

Данный конспект урока истории составлен для проведения повторительно-обобщающего занятия по теме «Александр II — великий реформатор». Вы сможете использовать его в качестве основного материала при подготовке к уроку,…

Скачать конспект урока

На этой странице вам предлагается готовая разработка к уроку истории. Скачайте ее и вы сможете использовать представленные в ней материалы для проведения занятия по теме «Афинская демократия при…

Скачать конспект урока

Для того, чтобы подготовиться и провести урок истории, посвященный рассказу о борьбе русского народа за независимость и битве на Куликовом поле, вам стоит использовать данный конспект. В его…

Скачать конспект урока

Вы можете готовиться и проводить занятия по истории, используя материалы, представленные на нашем сайте. В том числе, вас можете заинтересовать материал, представленный на этой странице. Тема предложенной работы…

Скачать конспект урока

Предлагаемая на этой странице работа — готовый конспект урока истории, который вы можете использовать для изучения темы «Бородинское сражение». Во вступительном разделе конспекта указаны цели урока, а также…

Скачать конспект урока

Предложенный материала — конспект урока истории по теме «Борьба за господство в Европе». Конспект составлен учителем истории для проведения занятия в 7 классе. Цели урока по линиям развития личности:…

Скачать конспект урока

Данный конспект урока истории посвящен теме «Борьба Руси с западными завоевателями». Материалы разработки помогут вам в достижении следующих целей: ознакомить школьников с особенностями внешнеполитической обстановки в Северо-Западной Руси;…

Скачать конспект урока

Вы можете скачать на нашем сайте готовые разработки, составленные для проведения уроков истории. На этой странице вашему вниманию предлагается конспект урока по теме «Борьба Руси с западными завоевателями».…

Скачать конспект урока

На этой странице вы можете скачать конспект урока истории, который поможет вам изучить вместе с учащимися новый материал по теме «Бунташный век». Использование материалов данного конспекта позволит вам дать…

Скачать конспект урока

Работа, представленная на этой странице, составлена в форме конспекта урока. Вы можете использовать данный конспект для проведения бинарного открытого урока математики и истории по теме «Великая Отечественная война».…

Скачать конспект урока

Данная работа составлена учителем истории и предлагается вам в качестве дополнительного материала для проведения урока, посвященного изучению темы «Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги…

Скачать конспект урока

В ходе изучения курса истории древнего мира вы можете использовать данную работу. На ее страницах представлены материалы конспекта урока по теме «Взятие Рима варварами». Во вступительной части указана…

Скачать конспект урока

Для того, чтобы провести урок истории, посвященный ознакомлению учащихся с личностью Владимира Святославича и изучению истории принятия христианства на Руси, вы можете использовать работу, представленную на этой странице.…

Скачать конспект урока

Конспект, представленный вашему вниманию на данной странице, может использоваться в ходе подготовки и проведения урока истории по теме «Внешняя политика России в семнадцатом веке». Во вступительной части конспекта…

Скачать конспект урока

Для изучения темы «Внутренняя политика Александра III» на уроках истории вам стоит использовать готовый конспект, предложенный на этой странице. Благодаря использованию готового конспекта вы сможете сэкономить время на…

Скачать конспект урока

Для того, чтобы провести урок истории по теме «Возвышение Москвы» вы можете воспользоваться материалами, представленными на страницах данного готового конспекта. В начале охарактеризованы цели урока по линиям развития…

Скачать конспект урока

Для того, чтобы провести урок истории, посвященный изучению темы «Возникновение средневековых городов» в ходе прохождения раздела «Расцвет средневековья» вы можете использовать конспект, предложенный вам на этой странице. В…

Скачать конспект урока

На этой странице вам предлагается разработка, которую вы сможете использовать в качестве готового конспекта для проведения урока истории по теме «Восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838годов)». Во…

Скачать конспект урока

На данной странице вашему вниманию предлагается методическая разработка интегрированного урока посвященного Всемирному дню прав человека и дню Конституции Российской Федерации. На страницах предложенной разработки вы найдете материалы для проведения…

Скачать конспект урока

Этот конспект подготовлен для проведения урока истории по теме «Германия: раскол и объединение». Если у вас нет времени на то, чтобы самостоятельно готовить методические разработки для проведения занятий,…

Скачать конспект урока

На данной странице вашему вниманию предлагается интереснейшая методическая разработка по истории, на страницах которой вы найдете готовый конспект для проведения урока по теме «Герои Отечественной войны 1812 года.…

Скачать конспект урока

Знакомясь на уроках с курсом истории Забайкалья вы сможете использовать представленный конспект для проведения урока по теме «Город Нерчинск». Сначала в этой работе записаны цели для учителя и…

Скачать конспект урока

Конспект урока, предложенный на этой странице, может использоваться для проведения урока истории в 11 классе. Данный материал поможет учителю раскрыть вопрос о предпосылках, причинах и итогах Гражданской войны…

Скачать конспект урока

На этой странице вы сможете скачать готовый конспект урока истории. Тема предлагаемого вашему вниманию конспекта — «Гражданская война и интервенция в России». Во вступительной части вы найдете достаточно…

Скачать конспект урока

Для того, чтобы провести занятие по истории древнего мира, посвященного изучению темы «Греческие полисы и Великая колонизация», вам стоит использовать данную работу. В начале этой разработки указаны цели…

Скачать конспект урока

Конспект по теме «Гроза двенадцатого года…», который вы можете скачать на этой странице, составлен в качестве дополнительного материала для проведения урока истории, посвященного осветлению событий Отечественной войны 1812…

Скачать конспект урока

Для того, чтобы на занятии по истории познакомить учащихся с событиями эпохи Дворцовых переворотов, вам стоит скачать представленный конспект урока. Предложенный конспект составлен для проведения урока систематизации и…

Скачать конспект урока

Данный конспект урока составлен для проведения занятия по теме «День рождения Российского военно-морского флота, день моряков-надводников» в ходе изучения курса истории России. Общую информацию о целях, задачах, оборудовании…

Скачать конспект урока

На этой странице вы сможете скачать готовый конспект урока истории по теме «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов». Вы можете использовать данный конспект для того, чтобы провести занятия…

Скачать конспект урока

Используйте материалы предложенного конспекта урока и тогда подготовка и проведение занятия по истории не отнимет у вас много сил. Данный конспект был составлен для проведения урока по теме…

Скачать конспект урока

На этой странице вашему вниманию предлагается работа выполненная в форме мастер-класса, который вы можете использовать для проведения показательного занятия по истории на тему «Династия Романовых и культурное наследие…

Скачать конспект урока

Данная работа — это конспект урока, который может стать полезным дополнительным материалом для учителя истории. В предлагаемом конспекте собраны материалы, которые вы сможете использовать для проведения урока по…

Скачать конспект урока

Учитель истории непременно сочтет эту разработку весьма полезной и содержательной. На ее страницах поданы материалы для подготовки и проведения урока по теме «Древний Египет». Работа оформлена в виде…

Скачать конспект урока

Скачайте данную работу и вы сможете использовать ее для того, чтобы в ходе урока истории древнего мира провести обобщающее повторение по теме «Древний Египет». В начале этой работы…

Скачать конспект урока

Вы сможете найти на этой странице дополнительный материал для организации и проведения урока истории в десятом классе. Тема предлагаемого конспект урока — «Древняя Греция: от ранних цивилизаций до…

Скачать конспект урока

В данную работу включен комплект материалов к уроку, посвященному изучению темы «Древняя Италия». В архиве вы найдете красочную презентацию и технологическую карту урока по истории Древнего мира в…

Скачать конспект урока

Вы готовитесь к проведению урока истории и хотите рассказать учащимся про заграничные походы русской армии в 1813 — 1825 гг.? Значит вам стоит обратить внимание на работу, предложенную на…

Скачать конспект урока

Конспект урока по теме «Земля моя славная», предлагаемый вам на этой странице, может использоваться для проведения итогового занятия, посвященного повторению пройденного по истории Перми и Пермского края. На…

Скачать конспект урока

На этой странице вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории. С его помощью вы сможете организовать и провести для учащихся интересную игру-викторину «Занимательная история», посвященную закреплению знаний о…

Скачать конспект урока

Если вам необходим готовый план-конспект по теме «Искусство Древнего Египта», то вы обязательно здесь его получите. При помощи материалов этой работы, вы достигнете следующих целей: ознакомить учеников с…

Скачать конспект урока

На этой странице вы сможете скачать готовый конспект урока. Данный конспект поможет вам организовать и провести интегрированный урок истории и литературы по теме «Истинный подвиг декабристов в их…

Скачать конспект урока

Вы можете использовать конспект урока, представленный на этой странице для того, чтобы провести интересный урок и познакомить учащихся с историей политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Предложенный…

Скачать конспект урока

Для того, чтобы провести открытый урок по истории Казахстана вы можете использовать этот конспект. На его страницах вы найдете материалы для изучения темы «Казахская литература в первой половине…

Скачать конспект урока

Среди материалов, представленных на нашем сайте вы сможете найти готовые разработки и конспекты уроков истории. К примеру, на данной странице вы сможете скачать материал, составленный для проведения урока,…

Скачать конспект урока

Данная работа, несомненно, заинтересует учителей истории, ведь на ее страницах представлены материалы для проведения интересного урока. Данная работа оформлена в виде конспекта для проведения комбинированного урока в форме…

Скачать конспект урока

Источник: http://ppt-history.ru/material/konspekt-uroka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector