Конспект урока литературы для студентов 1 курса техникума. символичность образов в поэзии ф.и. тютчева

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Тема. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Цель урока. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики. Познание мира человека.

Оборудование. Портрет, сборники стихотворений Тютчева, памятки разбора лирического стихотворения.

Тип урока. Урок освоения новых знаний с элементами развития речи.

Метод. Коллективная работа учителя с классом.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, особенностями философской лирики поэта и на примере стихотворения «Тени сизые смесились…» познакомимся с некоторыми элементами анализа лирического произведения.

Запишите тему урока.

III.        Работа на уроке.
1. Слово учителя.

Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

В этом году Тютчеву исполнилось 110 лет, и на память приходят слова И.С.

Аксакова, одного из его горячих поклонников, он писал: «Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определённой эпохе в развитии русской литературы.

Для него настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него».

Каждый должен будет выработать свою точку зрения на творчество Тютчева в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

2.  Вопрос на восприятие ранее изученного.

Учитель. Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева.

— Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира.

3. Начальное знакомство с особенностями философской лирики Тютчева.  

Учитель. Человек инструмент для постижения природы. Но!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив художественный приём философским содержанием.

С произведениями такого метода мы и познакомимся на наших уроках и увидим, как Тютчеву удаётся через природу передать чувства и переживания человека, т.е. его душевного мира.

Вот как описывал И.С.Тургенев творческий метод Ф.И.

Тютчева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием Глубокова чувства или сильного впечатления: вследствие этого…мысль г.

Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённую, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Давайте запишем эти слова в тетрадь, они являются ключевыми в этом методе и будут эпиграфом к нашему уроку.

4. Знакомство с основными моментами философских понятий поэта.

Учитель. (Краткая запись в тетради).

  1. Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло   своё   специфическое   выражение   в   поэзии   Тютчевских   стихов философского характера.
  2. Причем особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариантности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, каком-либо другом может получить противоположную оценку.
  3. Исходя из этого, стихотворения Тютчева можно читать как единое целое.
    Примером являются стихотворения «Проблеск» (1825), «Видение» (1829),»Тени    сизые    смесились…»,    условно    они    отнесены    к    «ночным

    стихотворениям» поэта.

  4. Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он граница между двумя мирами, он — соединение и объединение этих двух миров — бездн
    (внутреннего и внешнего).
  5. Истина у него постигается в противопоставлении, в противоборстве.

Поэтому очень многие стихотворения философского характера имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строкам.

Рассмотрим стихотворение «Тени сизые смесились…» (неписано в 1836 году), где более отчётливо можно увидеть эту особенность лирики Тютчева

5.  Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…».

1) Чтение стихотворения (учителем или учеником):

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полёт незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всём!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Сейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства — мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

(1835 год).        Ф.И.Тютчев.

2) Какое настроение вызывает стихотворение?

— Желание покоя, отречения от дневного мира, грусти, одиночества…
(По ходу анализа делайте запись рабочего материала).

Учитель. Стихотворение состоит из двух строф.

3) Анализ I части.

а) Какой образ возникает перед нами в первой строфе?

— образ реальных сумерек на реальном исходе дня.

б) Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек.

  • тени сизые
  • сумрак зыбкий
  • гул дальний
  • полёт незримый
  • тоска невыразимая

Какой художественный приём использовал автор для создания образа сумерек?

— Эпитеты

в) Работа с эпитетами

• Оцените значение эпитетов. Можно ли их заменить другими? Почему?

— Нет, их нельзя заменить. Они лучше передают сумерки: точные, единственно возможные

• Рассмотрим каждый из них:

  • Тени, действительно, «сизые» (что это значит?) — они переливаютсямножеством оттенков, поэтому сумрак «зыбкий»
  • О чём говорит «гул дальний»? (об уходе дневной жизни, внешней жизни). Точнее не выразить.

• Проанализируем   значение   глагола   «смесились»   («смесились»   —
устаревшая форма глагола «смешиваться»)

  • не столько механически, сколько слияние.Учитель. Сумерки — это слияние чего? в какое время?
  • Слияние дня и ночи на исходе реального дня.

г) Анализ других художественных средств.

Учитель. Помимо эпитетов, какое художественное средство помогает услышать приближение ночи, тишины, т.е растворение реалий дневного мира?

  • олицетворение «звук уснул».
  • многосмысловые слова «цвет поблекнул» — т.е. наступление вечера, закат.»Мотылька полёт незримый» — темно очень тихо, слышен полёт.

д) Анализ звукового оформления.

Учитель. Какое значение имеет звуковое оформление?

— Аллитерация на свистящее «с»

сизые, сместились, звук уснул, сумрак, час, слышен, тоски, всё во всём

— создание какого-то неясного, сказанного шёпотом, но вполне ощутимого откровения

Шепотом делятся чем-то откровенным.

е) Учитель. На фоне сумерек как показано бытие (присутствие, жизнь) человека? В каких строчках?

— «Жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…»

Учитель. Каким становится бытие человека?

— «зыбким, тоскливым».

ж)        Учитель.   Для  лучшего  понимания  связи  человека  с  сумерками проанализируем значение глагола «разрешились».

Разрешиться можно от бремени. Мы знаем, что у Тютчева сквозь одно значение часто «мерцает» другое.

Как вы понимаете в этом стихе значение слова разрешиться -превратиться в сумрак, в дальний гул .

Учитель. Так возникает ощущение начала драмы.

з) Учитель. А чем символичен образ «полёта незримого мотылька?» Обратите внимание особое на слово «незримый».

Незримый, но существует, где такое можно найти? — Внутри чего-то.

В данном случае — в сумерках, в её внутреннеё реальности.

Он является кульминационным в создании образа сумерек, его внутренней сущности: с одной стороны слух в сумерках утончается так, что трепет крыльев мотылька; с другой — такая тишь говорит о глубоком одиночестве человеческой души.

Найдите строки, подтверждающие эту мысль:

— «Час тоски невыразимой!..»

и) Прокомментируем последний стих первой строфы:

  • «Всё во мне, и я во всём!..»Учитель. Что значит «я во всём!»?
  • во всём мире, т.е. Вселенной.

к) Сделаем вывод анализа первой строфы.

Учитель.  Что  автор хотел донести до читателя, какое человеческое ощущение, состояние?

— Хотел показать одиночество, забвение, желание слиться с темнотой. Т.е. показать душу в сумерках.

4) Анализ II части. Для полного понимания смысла данного стихотворения, проанализируем II часть.

• К кому обращается автор во второй строфе?

— Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку.

• Учитель. Какие слова помогают понять это?

— Вся глагольная лексика в повелительном наклонении: «лейся», «залей», «утиши», «переполни», «дай».

• Учитель. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? О чём его просят?

— «лейся», «залей», «утеши» — сумрак обретает текучую природу

• Учитель. Почему же человек просит об этом, к чему стремится его душа?

— Человеческая душа стремится к покою, тишине.

• Учитель. Призыв звучит не просто «сумраку литься», но «всё» залить. На что указывает местоимение «всё», что под ним подразумевается?

— Всё — это мир, Вселенная, а значит мир Вселенной равнозначен миру души.

• Учитель. Сделайте вывод: чего ждёт лирический герой?

— Покоя, тишины – самозабвения.

• Учитель. Как заклинанье звучит трагически торжественное «Дай вкусить уничтоженье…»  Что может вызвать уничтоженье?

— Ужас, страх.

В чём необычность этого стиха? Что, обычно, желают вкусить?

— Вкушают, обычно, блаженство.

  • Опять возникает тютчевская «вибрация» смыслов: оказывается есть не только ужас уничтожения, но и сладость.
  • Так в чём же особенность композиции стихотворения? Какую роль играет последняя строчка, подводя итог всему размышлению?

— «С миром дремлющим смешай!»

Последняя строчка лишь одним словом «смешай» замыкает магическое кольцо стихотворению: сначала тени сизые смесились, а теперь и «я», уничтожаясь, смешивается с ними.

Происходит смешание души сумерек с душой лирического героя.

IV.        Подведение итогов.

Вывод. Итак, мы видим соединение внешнего и внутреннего мира -всеобъемлющий мир «сумеречного» состояния Вселенной. Связь мира человека и мира природы.

Учитель. Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки — есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне.

V.         Выставление отметок.

VI.        Домашнее задание. Дать письменный анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…» (Можно взять другое произведение Ф.И.Тютчева).

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/06/24/filosofskaya-lirika-f-i-tyutcheva

Конспект урока Ф,И, Тютчев. Жизнь и творчество. Выражение в его поэзии тончайших лирических переживаний

Этап подведения итогов урока.

Рефлексия

Тютчев не искал славы, не торопился стать поэтом, не спешил напечатать свои стихи.

В 1836 году с его стихами познакомился А. С. Пушкин, восхитился ими и напечатал в журнале “Современник” за подписью “Ф. Т.” под названием “Стихотворения, присланные из Германии”.

Однако начало поэтической известности Тютчева положила статья Некрасова “Русские второстепенные поэты” (Современник 1850 г. № 1).

В ней Тютчев назван поэтом необыкновенного таланта и поставлен в один ряд с Пушкиным.

Находясь далеко от Родины, Тютчев заинтересованно следил за событиями в России. Свои размышления о Родине он обобщает в стихотворениях “Умом Россию не понять”, “Русской женщине”, “Слёзы людские”, “Эти бедные селенья…”, “Пошли господь, свою отраду”…

Конечно, социальная проблематика не характерна для Тютчева, но нельзя сказать, что он уходил совсем от вопросов общественной жизни в своём творчестве.

Читайте также:  Как сделать водопад своими руками

Сейчас мы послушаем стихотворения “Слёзы людские” и “Эти бедные селенья…”.

Опережающее задание перед слушанием: 1.Ответить на вопрос: какая мысль объединяет стихотворения? 2.Выполнить задание: определите основной мотив стихотворений, найдите слова, “несущие” этот мотив, т. е. ключевые слова.

Тютчев вошёл в историю русской поэзии как замечательный мастер философской, пейзажной, любовной лирики. Но прежде всего в произведениях Тютчева выделяются философские мотивы, связанные с осмыслением человека и мира. Это напряжённые и глубокие раздумья над вечными тайнами жизни и смерти, связи человека и природы …

Тютчев был романтиком и в своём творчестве выразил романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы.

Это нашло отражение в стихотворении “Фонтан”. 1.О чём говорится в стихотворении? 2.Назовите тему? 3.Что можете сказать о композиции стихотворения? 4.О чём рассказывается в 1 строфе? 5.Чему уподобляется фонтан? (Лучу) 6.Найдите словесный ряд, подтверждающий это? 7.Что можете сказать об эмоциональной тональности 1 строфы? 8.

Какое звучание придаёт 1 строфе сравнение фонтана с лучом? Переходим ко II строфе. 1.Как вы понимаете образ “смертной мысли водомёт”? Водомёт – это устаревший синоним слова “фонтан” 2.Смертной мысли фонтан? Что это? (Это человеческий разум) 3.

Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?

(Потому что человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит) 4.На что, кому направлены главные вопросы человека? — Да, человек создан смертным, и все его помыслы, устремления обречены на гибель.

Но он не может смириться со своей судьбой и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким, никогда не примет он своей участи смирно, каким бы бессмысленным ни был его бунт. И это одна из тайн человека – “закон непостижимый”. Самостоятельная работа. Подобрать синонимы к слову “человек”, и чтобы они соответствовали миру поэзии Тютчева.

(человек – тайна, космос, бездна, океан, загадка, закон непостижимый единство противоположностей). У Тютчева и природа наделена своей жизнью, обычно таинственной, непостижимой для человека. Образ природы создаётся и в стихотворении “Весенняя гроза”.

(Перед чтением стихотворения проведём словарную работу); Перлы – жемчуг Геба – в древнегреческой мифологии богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, жена Геракла. Стихотворение анализируется по следующим вопросам: 1.Как описывается весенняя гроза? 2.Какие чувства возникают у читателя этого стихотворения? 3.

Как лирический герой переживает увиденное? В какой форме выражено переживание? 4.Как поэт передаёт восхищение природой? Словесный ряд, где воплощено лирическое переживание: гром грохочет в небе голубом, гремят раскаты молодые, всё вторит весело громам… Как Тютчев воспринимает природу? Тютчев любит в природе её стихии, её тайны.

Он создаёт загадочный облик природы. Если в природе его интересует проявление стихийных сил, то в человеке – его эмоциональная жизнь. Любовная лирика поэта тоже носит философско – романтический характер.

— А что такое любовь? — Вы знакомы с любовной лирикой Пушкина, Лермонтова… Помните стих “Я вас любил”? Чувство главного героя безответно, но он желает счастья любимой женщине. Его любовь светла и возвышенна. Лирический герой Лермонтова в любви сосредоточен прежде всего на себе, его мучает ревность, поэтому возлюбленная обвиняется в варварстве и измене. — А как же воспринимает любовь лирический герой Тютчева?(Чтение стихотворения “Предопределение”)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/planirovanie/konspiekturokafitiutchievzhiznitvorchiestvovyrazhieniievieghopoeziitonchaishikhlirichieskikhpieriezhivanii

Урок литературы 6 класс Поэзия Ф И Тютчева.docx

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийКонспект урока литературы в 6 классе «Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева «.Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева Эпиграф урока:Не то, что мните вы, природа…

В ней есть душа, в ней естьсвобода.Ф. И. ТютчевЦель урока: развитие умения анализировать стихотворение, применяяизученные изобразительно­выразительные средства. Развитие творческихспособностей учащихся. Освоение литературоведческой терминологии.Задачи: обучающие: научить анализировать художественный текст, научитьприменять полученные теоретические выразительному чтению.

знания; развивающие: развить умение аргументировать, анализировать;развивать навыки коллективной работы; воспитательные: прививать любовь к родной поэзии,способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающихуспешность индивидуалистической и творческой деятельности.Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Используемые учебники и учебные пособия: толковый словарь русскогоязыка И.С.Ожегова, листы с текстами (стихи Ф. И. Тютчева «Весенняягроза», «Неохотно и несмело…»), таблица «Линия сравнения».Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.Ход урока:1. Организационный – Здравствуйте, ребята, садитесь.Прозвенел уже звонок, момент. Вступление.Начинаем наш урок.2.

Этап актуализации опыта учащихся.Я хочу напомнить вам китайскую пословицу?

Скажи мне ­ и я забуду.

Покажи мне ­ и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь.­А кто вас научит? Доверяете мне? Тогда в путь!2.1. Работа по включению ассоциативного мышления.2.2. Прослушивание аудиозаписи. Просмотр слайдов о природе.Ребята, а теперь послушайте аудиозапись. Посмотрите слайды,(Приложение 1, слайды 2­11)обратите внимание на свои ощущения.

Расскажите о том, что вы почувствовали? – Скажите, а вы догадались, о чем будет идти речь на уроке?Сегодня на уроке мы будем говорить о природе. Откройте тетради, запишите дату.­ Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Гроза»? ( У меня с тревогой.Гроза – явление природы. Во время грозы мне страшно).

Вспомните, попадали ли вы в грозу? И какие чувства вы испытывали в те минуты? Слово «гроза» в «Толковом словаре С.И. Ожегова» имеет следующее значение: «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда ибедствие». (Приложение 1 , слайд 12.).Запишите слово и его значение в тетрадь. со страхом, бедой, тревогой.

Скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что прочитали? Вывод 1: Слово «гроза» у нас ассоциируется­Вспомните, какое стихотворение о грозе мы читали в 5 классе. ( Стихотворение«Весенняя гроза»).­ А кто автор этого стихотворения? ( Ф.И. Тютчев)(Приложение 1 , слайд 13. ). :3. Объявление темы и постановка целей урока Ф.И.

Тютчев вошел в русскую литературу, прежде всего как певец природы.Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением Ф.И. Тютчева – стихотворением «Неохотно и несмело …». Постараемся

мысленно «увидеть» и «услышать», «ощутить» то, что описывал автор.

Но сначала обратимся к эпиграфу урока. ( Приложение 1, слайд 14).Не то, что мните вы, природа… В ней есть душа, в ней есть свобода.­ Какие ключевые слова можно выделить? ( мните, природа, душа, свобода).4. Словарная работа . ( Приложение 1, слайд 15). ­ В словаре С. И.

Ожегова выделенные слова имеют следующее значение:Мните ( устаревш.) – думаете, полагаете.Душа – внутренний психический мир человека.Свобода – отсутствие ограничений, стеснений в чём ­нибудь. (Запись в тетрадь.) ­ Какая же основная мысль эпиграфа? (Природа – живое существо, она свободна, у нее есть душа).

Автор хотел донести мысль о том, человек часто забывает о том, что природа жива, у неё есть своё настроение, душевное состояние.)Тютчев пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа упоэта живая. В это мы с вами убедимся, сравнив два стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и « Неохотно и несмело…».

Творческая работа с текстом «Весенняя гроза»5. . (Приложение 1, слайд 16)5.1. Чтение стихотворения наизусть учеником. (Крашенинникова Алёна).­ Какое настроение испытывает лирический герой этого стихотворения?(Радость). В каких словах выражена основная мысль стихотворения?( Люблю грозу в начале мая…).

Заполняем таблицу сравнения.№1. ТЕМАСТИХОТВОРЕНИЯ­Весенняя гроза.

5.2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

Для этого удивительного поэта нет секретов, он свободно разбиралсяв тайнах природы. Попытаемся и мы, вслед за Тютчевым, увидетьнеповторимость окружающего мира. Сейчас мы проанализируем этостихотворение.Таблица №2.(Напротив каждой строфы стихотворения дети рисуют смайликинастроения).

Чтение стихотворения 1 строфа(читает ученик). Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом… Работаем с таблицей №1. Записываем.Находим средства выразительности.­ Какие эпитеты использует автор?(«В небе голубом», «весенний»,«первый»…).

­ Какие сравнения увидели? («Как бы, резвяся и играя»).­При помощи каких слов Тютчев олицетворяет грозу? ( резвяся и играя).­ Какой характер грозы передают эти слова? ( Передают весёлыйхарактер грозы).­ А какое настроение у лирического героя? (Чувство радости,наслаждения от наступившей весны).

В этих строках столько жизни; движения, что мы с легкостью представляем себе картину и события : небо, которое несколько минут назад было голубым, затянулось темными облачками ; подул ветер, прохладный и приятный ; в наступившей тишине — ожидание грозы; воздух наэлектризован; вдруг громкий стук раздался отовсюду; крупные капли дождя застучали по крышам и окнам домов, по улицам; вода смыла

со всего пыль; листья деревьев стали ярко­зеленого цвета.

По первым словам чувствуется, что речь идет не о скучном осеннем дожде, а о майском веселом дождике, которому все рады. – образное определение,Вспомним, какие средства выразительности нам известны.?(Приложение 1, слайд 17)Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его сдругим. Эпитет дающее дополнительнуюхудожественную характеристику предмета.

Олицетворение – придание неживому предмету свойств живогосущества. Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве ипротивопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.Аллитерация – повторение согласных звуков.Чтение 2 строфы(смайлик)­ Прочитаем 2­ю строфу стихотворения.

Гремят раскаты молодые,Вот дождик брызнул, пыль летит,Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.Раскаты грома передаются с помощью употребления звука Р почти вкаждом слове строки. Такой приём называется аллитерацией.. Гремят раскаты.­ Назовите метафору( скрытое сравнение).Метафоры: капли – «повисли перлы дождевые»; струи дождя – «солнце нити золотит».

Чтение 3 строфы: (смайлик)Сгорыбежитпотокпроворный. В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Все вторит весело громам.

­ Какое настроение в природе рисует автор? С помощью какого приёма?

( Всеобщая радость.Олицетворения: «бежит поток», «шум вторит».)Чтение 4 строфы: (смайлик)Ты скажешь: ветреная Геба,Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,Смеясь, на землю пролила.(Приложение 1, слайд 18 с иллюстрацией богини ГЕБЫ).

­ Вы знаете, кто такая богиня Геба? ( Богиня юности, символ продолженияжизни).­ Почему Тютчев упомянул именно эту богиню? Подумайте.

Геба­ символ весны, возрождения, радуясь, смеясь, проливает наЗемлю благодатный напиток жизни – «перлы дождевые», и землявоскресает, – Олимпийские боги бессмертны, а, значит, Геба будет вечно литьсвой «громокипящий кубок». Вечно будет приходить весна и радоватьмир своей красотой.

Читайте также:  Правда ли, что девочки раньше мальчиков созревают в половом смысле? половое воспитание девочек

­ Какую грозу вы мысленно видите в этом стихотворении? Словесноеописание.­ Посчитайте, каких смайликов веселых или грустных у вас преобладает вэтомстихотворении? ­ Какой можем сделать вывод о весенней грозе?обновляется. Вывод: Весенняя гроза не страшит и не пугает. В природечувствуется радость.

Богиня Геба и громокипящий кубок (первая гроза)– символобновления жизни. Художественные средства,использованные поэтом, одушевляют природу, передают миг гармониимежду землей и небом.Физминутка: «Достань звезду».Ребята, встали за спинки стульев, представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите

себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните руки вверх медленно, глаза

открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно кладите ее па парту. Открыли глаза. Улыбнулись друг другу. Сели. (Приложение 1, слайд 19).Продолжаем дальше.5.3.Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…»Ф.И. Тютчев обладал уникальной способностью изображать природу какчасть души человека.

После южной природы Германии и Италии, где онпрожил 22 года, поэт словно по­новому увидел свои родные места ипостарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно инесмело…» написано 6 июня 1849 года по дороге в село Овстуг, имение,куда он иногда приезжал.Поэта застала гроза, свои впечатления онзаписал на листе бумаги.5.4.несмело»учеником. ( Тарасова Настя).

(Приложение 1, слайд 20) Выразительное чтение стихотворения «Неохотно иУчащиеся заполняют таблицу №1«Линия сравнения».ТЕМА ­ Приближение грозы летом.– Какие чувства испытывает поэт, наблюдая поединок в природе? ( Волнения,ожидания).5.5. Словарная работа (толкование слов, написанных на доске).Запись.– Как вы понимаете значение следующих слов: «нива», «окаймить»,«смятение», «сиянье».

(Приложение 1, слайд 21)Толковый словарь С.И. Ожегова:Нива­обработанное поле, пашня, посевы.Окаймить­очертить. Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога…Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться,праздновать.5.6. Беседа с классом.(Приложение 1, слайд 22)(Напротив каждой строфы стихотворения дети рисуют смайликинастроения).

Какую картину рисует поэт? –грозы).– Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы?

(Приближение

(Принахмурилась земля, потускнело солнце, теплые порывы ветра,дальнийгром).– В какое время года мы застаём мир тютчевского стихотворения?( это начало лета).–– Что помогает нам понять это? (летит пыль, зелёные нивы).

– Какие картины можно нарисовать к каждому четверостишию?В первой строфе плывут тучи и прячут за собой солнце, поэтому земляпринахмурилась. Теплый ветер несет с собой запах дождя. – Во второй строфе яркая молния освещает своим блеском поля.– В третьей строфе мы уже слышим не далекие раскаты грома, а ужездесь.

– В последней строфе слова солнце и сияние поднимают настроение. Истрах перед грозой уже не чувствуется.­ Назовите основные образы стихотворения? (Основные образы: солнце, туча, Земля, гроза). ­ Какими словами передаёт поэт изменения в природе?(Принахмурилась, прогремело, порывы ветра, тучи, гроза, струя молнии,раскаты.

)– Какие средства выразительности позволяет зримо представить этукартину?( Изобразительно­ выразительные средства). Запишите в таблицу №1.(Олицетворения:«принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыльлетит».)Метафоры:«молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула».Эпитеты: «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий».

– В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своихвпечатлений от наблюдения за грозой? Отметим наиболее показательныев этом отношении строки. Ветра тёплого порывы, Дальний дождь и гром порой… И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.

Обратимся ко 2 строфе стихотворения:– Слова, какой части речи в ней отсутствуют? Что помогают ощутить? ( Глаголы.Они создают ощущение ожидания.) – Как вы понимаете строки: «И в смятенье потонула вся смятённая земля»?Что значит «смятённая»? Подберите к этому слову синонимы. ( Смущённая).

Что их роднит? Чем они отличаются друг от друга? – Какие смайлики были у вас вначале стихотворения, а какие в конце? (В начале стихотворения были грустные, а в конце – веселые.)– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?( грустное, печальное).– Как передается в стихотворении настроение?( От неуверенности, смятения до радости).

Вывод:– Похожи ли эти стихотворения, описывающие одно природноеявление?– Нет, в 1 стихотворении весна веселая, молодая, во втором – летняя,взрослая,серьёзная.­ Какой изображается природа в них? ( Живой, одухотворённой).–Мы рассмотрели две грозы Тютчева. Как связан с ними эпиграф нашего урока?( В стихотворениях гроза одушевленная, т.е.

у нее есть душа). – Чем вы объясните, что поэт так часто обращается к этой стихии?(В своих стихах он выражает восторг, восхищение грозой).– Что хотел сказать своими стихотворениями поэт читателю?( Порой человек любуется ею, порой страшится. Но важно то, что поэт несчитает человека «царём природы».)СтихотворенияФ.И.

Тютчева говорят о его способности тонко восприниматькрасоту природы, которую некоторые не замечают, об умении поэта

рассказать о своем восхищении прекрасными мгновениями жизни.

6.Расширение кругозора учащихся по теме:У современных поэтов тоже есть стихотворения о грозе. ­ Послушайте стихотворение нашего саратовского поэта Н. Е.Палькина« В грозу»: ( Читает Крюкова Юля).(Приложение 1, слайд 23) В ночную тень от молний синих Камыш щетинился вокруг, Пугливо ёжился осинник, И клён листву ронял из рук.

Притихли тонкие берёзыУ придорожной полосы, Лишь дуб, спокойный и серьёзный, Один не замечал грозы. Гремели вспышки огневые. А дуб среди огня и тьмы Молчал: мол, это не впервые, Немало гроз видали мы.7. Рефлексия.­ Что интересное вы узнали сегодня на уроке?­ Стала ли вам понятнее, ближе поэзия Тютчева?(Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена.

Она внутренне близкаи понятна человеку, родственна ему. Словно живое мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Она разговаривает с человеком, но не каждый способен ее услышать. Тютчев, как никто, умел понимать язык природы).Анкета для рефлексии.Сейчас в анкете вы выделите те слова, которые характеризуют ваше состояние на данный момент.7. Оценки. Домашнее задание.

Домашнее задание: ( Приложение 1, слайд 24)1. Составить синквейн к слову ГРОЗА.1.1.Выучить стихотворение «Неохотно и несмело…»

2.Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.

­ Всем спасибо за работу на уроке, за ту единственную настоящую роскошь,которую мы друг другу сегодня подарили – роскошь человеческого общения(по А.Экзюпери). ( Приложение 1, слайд 25)(«ЕДИНСТВЕННАЯ НАСТОЯЩАЯ РОСКОШЬ – ЭТО РОСКОШЬ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» (Антуан де Сент Экзюпери).

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse_osobennosti_izobrazheniya_prirody_v_lirike_fi_tyutcheva_-135821/157377

Разработка открытого урока по литературе на тему: «Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев в таблицах.»

Разработка открытого урока по литературе по теме:

Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев в таблицах.

Цель урока:

— познакомить учащихся с поэзией «чистого искусства»,

— показать основные темы и идеи лирики поэтов,

— развитие у учащихся связной речи.

Метод: лекция преподавателя, чтение и анализ стихотворений.

Оборудование: сборники стихотворений, проектор, портреты поэтов.

Ход урока

Организационный момент

— Что вы знаете о Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете?

— Какие стихи учили, читали?

— О чем пишут поэты?

— Ваше первое впечатление от стихов ( «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», «Долго снились мне вопли рыданий твоих» и др.)

Актуализация опорных знаний

Презентация подготовленного студента.

Изложение нового материала

1. Особенности поэзии «чистого искусства»

2. Основные темы поэзии «чистого искусства»

3. Поэзия А. А. Фета

4. Поэзия Ф. И. Тютчева

1. Особенности поэзии «чистого искусства»

Признаки
1 Поэзия намеков, догадок, умолчаний.
2 Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
3 Искусство не должно быть связано с жизнью.
4 Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
5 Это поэзия для избранных.

2. Основные темы поэзии «чистого искусства» 

Любовь Природа Искусство
Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев­ная теплота. Образность, нетрадицион­ность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, на­хождение отзвука своим на­строениям и чувствам. Певучесть и музыкальность.

3. Поэзия А. А. Фета
Природа в стихотворениях поэта:

Время года Как представлено в творчестве
русская весна пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лу­чей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи
русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью
русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях
русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле
Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/poleznosti/dlja-uchitelja/223362-razrabotka-otkrytogo-uroka-po-literature-na-t.html

Урок в 10 классе по творчеству Ф.И Тютчева

Тема* Лирика Ф.Тютчева. 10 класс

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.

  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.

  3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.

  4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.

Оборудование:

  • Презентация 

  • музыкальная композиция «Времена года» П.И.Чайковского;

  • романс «Я встретил вас».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ход урока.

Сообщения подготовленных учащихся по биографии Ф.И.Тютчева.

Учитель

Детство.

    Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга

В сей день счастливый нежность сына,Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела,

И луг поблёкнул и долина…

Учитель

       Юность.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы.

Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.

После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Читайте также:  Литературная игра «тяжеловес» по рассказу а. серафимовича «три друга» для учащихся начальной школы

Первая любовь.

Ученик. ________________

Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

      Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

Ученик ______________

Я помню время золотое,Я помню сердцу милый край.День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай. (наиз. полностью)

Учитель

За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

     С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

Звучит романс

Я встретил вас – и всё былоеВ отжившем сердце ожило;

Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года

Ученик ___________________

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

      Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

         «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

Ученик _________________________

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…(наиз. До конца)

    Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Ученик ____________________

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят –Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца)

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля…(наиз. до конца)

 Виталий

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора …

 Аня Востр. (наиз. до конца)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит… .  

Учитель

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар.

Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает.

По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

 Лиля

Звучат стихи, посвящённые Элеоноре Петерсон.  «Люблю глаза твои, мой друг» наиз.

Учитель

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.

В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».

Диана

Звучат стихи, посвящённые Эрнестине Дернберг. «В разлуке есть высокое значенье» наиз.

Учитель

      Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми.

Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость.

Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

 Аня Баб. Звучат стихи, посвящённые Елене Денисьевой

О, как на склоне наших летНежней мы любим и суеверней…Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней! (Наиз. до конца

Лиля (выразит. Прочитать слайд)Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые!Его призвали все благие,Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель…

       За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

     Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:

Никита:

Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой…Льётесь безвестные, льётесь незримые Неистощимые, неисчислимые, – Льётесь, как льются струи дождевые,

В осень глухую, порою ночной.

Учитель

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Никита.(выразит. Прочитать со слайда)

Последние годы жизни.

С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.

После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

Но муза, правду соблюдая, Глядит – а на весах у ней Вот эта книжка небольшая, 

Томов премногих тяжелей

Учитель

Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

Вопросы и задания:Где и когда родился Ф.И.Тютчев?

  1. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?

  2. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?

  3. Назовите основные темы лирики Тютчева.

  4. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».

  5. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?

  6. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?

  7. Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.

  8. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?

  9. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?

  10. «Люблю глаза твои, мой друг…» Федор Тютчев

  11. Люблю глаза твои, мой друг,С игрой иx пламенно-чудесной,Когда иx приподымешь вдругИ, словно молнией небесной,

    Окинешь бегло целый круг…

  12. Но есть сильней очарованья:Глаза, потупленные ницВ минуты страстного лобзанья,И сквозь опущенныx ресниц

    Угрюмый, тусклый огнь желанья.

  13. Анализ стихотворения Тютчева «Люблю глаза твои, мой друг…»
  14. В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и безмятежным, что на долгие два десятилетия эта женщина стала его единственной музой.

    В этот период все свои стихи в жанре любовной лирики поэт посвящал избраннице, которую считал идеальной во всех отношениях. В жене его восхищало все – мимика, смех, наклон головы и, в особенности, глаза, которые были способны передавать всю гамму чувств и эмоций.

    В 1836 году Тютчев написал стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг…», в котором попытался воссоздать пленительный образ супруги, способной одним лишь взглядом покорить его сердце.

  15. Игру глаз этой женщины поэт характеризует как «пламенно-чудесную». Она может быть дерзкой и вызывающей, либо напоминающей небесную молнию, когда возлюбленная окидывает взглядом «бегло целый круг». Однако поэта гораздо больше впечатляют «глаза, потупленные вниз», в которых можно прочесть нерешительность, смущение, волнение и затаившуюся страсть.

    В этот момент избранница Тютчева полна особого очарования, который свойственен лишь немногим женщинам, наделенным ярким темпераментом. Они подобны вулкану, и никогда невозможно предсказать, что может произойти в следующий момент.

    Именно это так восхищает поэта в супруге, которая одним лишь взглядом может разжечь в нем «угрюмый, тусклый огнь желанья» и подарить незабываемые минуты наслаждения.

  16. Будучи человеком страстным и влюбчивым, Тютчев в своей жизни огромное значение придавал мелочам. Один жест мог сказать ему о человеке гораздо больше, чем тысячи слов, лишенных смысла и правды.

    Поэтому поэт предпочитал «читать» женщин по глазам, но при этом признавался, что его супруга Элеонора даже после многих лет брака является для него «закрытой книгой».

    В попытках найти заветный ключ к ее душе поэт много времени проводил в компании своей избранниц, наблюдая за ней украдкой и каждый раз не уставая поражаться тому, насколько многогранна и непредсказуема эта женщина.

    Но со временем Тютчев все же научился улавливать по легкому трепету ресниц или же изогнутой в насмешке брови настроение своей возлюбленной, и по праву считал это своей маленькой победой. Что касается Элеоноры Петерсон, то до самой смерти она предпочитала оставаться для своего супруга загадкой, и тайну своего сердца унесла в могилу.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-v-10-klassie-po-tvorchiestvu-f-i-tiutchieva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector