Конспект урока литературы в 5 классе по программе в. я. коровиной

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

  • Урок 1 (Первый вариант) ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ КНИГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Урок 2 СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ (внеклассное чтение)
  • Урок 3 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  • Урок 5 РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ
  • Урок 6 РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ ИВАНА-ЦАРЕВИЧА
  • Урок 7 РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО»
  • Урок 8 «ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО». ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
  • Урок 9 РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
  • Урок 12 ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСНИ. ИСТОКИ БАСЕННОГО ЖАНРА В РОССИИ
  • Урок 14 РАЗВИТИЕ РЕЧИ. БАСНИ И. А. КРЫЛОВА
  • Урок 15 В. А. ЖУКОВСКИЙ. «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
  • Урок 16 В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
  • Урок 17 А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
  • Урок 18 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
  • Урок 19 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
  • Урок 20 А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ. «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»*
  • Урок 21 В. М. ГАРШИН. СКАЗКА «ATTALEA PRINCEPS»
  • Урок 22 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО»
  • Урок 23 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО». СУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
  • Урок 24 Н. В. ГОГОЛЬ. «ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО»
  • Урок 25 Н. А. НЕКРАСОВ. «НА ВОЛГЕ»
  • Урок 26 Н. А. НЕКРАСОВ. «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС» (отрывок из поэмы)
  • Урок 27 Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ»
  • Урок 28 И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ»
  • Урок 29 И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ». ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЯ
  • Урок 31 ПРЕВОСХОДСТВО ГЕРАСИМА НАД ЧЕЛЯДЬЮ. ПРОТЕСТ ПРОТИВ КРЕПОСТНИЧЕСТВА
  • Урок 32 А. А. ФЕТ. В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПОЭТА
  • Урок 33 Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
  • Урок 34 Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ЖИЛИН И КОСТЫЛИН
  • Урок 35 Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ
  • Урок 36 Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ПОД СТРАХОМ СМЕРТИ
  • Урок 37 А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХИРУРГИЯ»
  • Урок 38 О СМЕШНОМ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. ОСОБЕННОСТИ ЧЕХОВСКОГО ЮМОРА
  • Урок 39 Д. В. ГРИГОРОВИЧ. «ГУТТАПЕРЧЕВЫЙ МАЛЬЧИК» (внеклассное чтение)
  • Урок 40 СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. И. БУНИН
  • Урок 41 И. А. БУНИН. «КОСЦЫ». ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
  • Урок 43 В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ». НОВЫЕ ЗНАКОМЫЕ ВАСИ
  • Урок 45 В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»
  • Урок 46 А. И. КУПРИН. «ТАПЁР», «БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ» (внеклассное чтение)
  • Урок 48 П. П. БАЖОВ. СКАЗ «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»
  • Урок 49 П. П. БАЖОВ. СКАЗ «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА» (продолжение)

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/357

Конспект урока по литературе в 5 классе (учебник В. Я. Коровиной) Разработала Диденко Л. Д

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конспект урока по литературе в 5 классе (учебник В.Я.Коровиной)

Разработала Диденко Л.Д.

Устный журнал.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Обучение анализу лирического произведения.

Цели: 1) Обогащать знания о ВОВ.

2) Учить анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3) Выявить особенности языка в произведении.

4) Развивать речь учащихся, логическое мышление.

5) Воспитывать патриотизм.

Ход урока

  1. Подготовка к восприятию. (3 мин.)

(Просмотр документальной хроники «Флаг над рейхстагом»)

— О каком историческом событии вы увидели кадры кинохроники?

— Кто из вас знает, что это за кадры?

(Именно после водружения знамени Советской армии над рейхстагом было

объявлено о победе над фашизмом)

— Героическое прошлое нашего народа, нашей Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 – 1945гг создавалась многими писателями, поэтами, композиторами. Среди них есть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», о котором и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

  1. Сообщение темы и целей. (3 мин.)

— Урок сегодня мы проведём в форме устного журнала по такому плану:

На доске: План урока

Форзац – «документальные хроники»

1 стр. – «биографическая презентация»

2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)

3 стр. – «исследовательская» (анализ стихотворения и составление таблицы)

4 стр. – «обучающая»

5 стр. – «изобразительная»

Форзац – «лирическая»

1) с.146 – 148 (наизусть) с устным анализом стихотворения,

опираясь на таблицу, составленную в классе

2) проиллюстрировать стихотворение (по желанию)

  1. Проверка Д/З – 1 стр. – «биографическая презентация». (5 мин.)

— 2 ученика к сегодняшнему уроку подготовили сообщения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского и оформили их в виде презентации. Послушаем…

— В каких жанрах работал А.Т.Твардовский?

(Поэмы, повести, статьи, стихотворения )

  1. Словарь урока – 2 стр. – «теоретическая». (2 мин.)

— А что такое стихотворение?

— Обратимся к словарю урока. Дайте определения терминов, которые мы будем использовать при анализе стихотворения.

На доске: Словарь урока

Стихотворение эпитет

Баллада гипербола

Тема аллитерация

Идея диалог

Метафора олицетворение

  1. Анализ стихотворения и составление таблицы – 3 стр.

«исследовательская»

— В тетради поставьте число напротив таблицы, которую я вас прошу начертить для составления опорного конспекта. (На доске такая же таблица)

— Что вы запомнили об авторе? Что запишете?

Часть плана Опорная лексика
1. Об авторе
2. Тема
3. Идея.
4. Художественные средства, синтаксис, лексика.

1.Чтение стихотворения (наизусть учителем) – 3 мин.

— Ребята, что лежит в основе этого стихотворения?

(Историческое событие с острым напряженным сюжетом)

— Как называются такие стихотворения?

(Баллады)

— Какова тема этого стихотворения баллады?

(Дети и война)

— Запишите в таблицу.

— Найдите и прочитайте слова, которыми Твардовский характеризует мальчика.

(2 и 3 строфы)

— Как вы понимаете слова, словосочетания:

а) БЕДОВЫЙ;

Шустрый, смелый (разг.) (Ожегов)

б) ИЗ ТЕХ, ЧТО ГЛАВАРЯМИ У ДЕТЕЙ;

Зачинщик, руководитель, вожак

в) В ГОРОДИШКАХ ПРИФРОНТОВЫХ;

Находящийся вблизи фронта

— Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

— Прочитайте строки о том, каким был бой.

(4-я строфа и 1,2 строки 5-ой строфы)

— Как вы понимаете строки:

а) А ОН ГВОЗДИТ – НЕ ВЫГЛЯНУТЬ ИЗ БАШЕН

Гвоздить – 1) Бить, колотить изо всех сил.

2) Упорно повторять одно и то же. — (разг.) (Ожегов)

— Почему поэт выбирает слово ГВОЗДИТ, а не стреляет, бьет, строчит и т.д.?

— В прямом или переносном смысле автор использует это слово? Для чего? С какой целью?

(в переносном)

— Как называется л/в прием в строке:

«… И ЧЕРТ ЕГО ПОЙМЕТ, ОТКУДА БЬЕТ».

(Гипербола)

— Запишите в тетрадь

— Для чего его использует Твардовский

(Усиливает ужас трудного боя)

б) … ЗА КАКИМ ДОМИШКОЙ ОН ПРИМОСТИЛСЯ

Примоститься – пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении

(сбоку, с краю) — (разг.) (Ожегов)

— Для какого стиля речи характерны слова, ГВОЗДИТ, ПРИМОСТИТЬСЯ, БЕДОВОЙ, ГЛАВАРЬ?

(Для разговорного)

— Запишите в тетрадь.

— Почему поэт в своем стихотворении использует слова разговорного стиля?

— Частичка -КА в слове УГАДАЙ-КА тоже указывает на разговорный стиль.

— Обратите внимание на звукопись в 1 и 2 строке 4-ой строфы. Каких согласных здесь больше? Почему?

(звонких и сонорных)

— Как называется такой прием в литературе?

(аллитерация)

Запишите в таблицу.

— Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам.

( 3-4 строка 5 строфы – до «Я вытер пот…»

— В какой форме Твардовский рассказывает об этом?

(диалог)

— Почему именно диалог выбирает поэт?

(Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность

описываемым событиям)

Запишите в таблицу.

— Обратите внимание на слова мальчика:

« Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я поползал, они вон там, в саду…»

Что характерно для речи парнишки? Почему?

(Повторы слов, что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к.

Он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также

взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином)

Запишите в таблицу.

— Как называет рассказчик мальчонку?

(дружище)

— Почему именно так?

(Стирается возрастная дистанция. Во время войны важен не возраст: детей

уже нет, раз они воюют на улице вместе с отцами.)

— Как ведет себя мальчик на танке? Как это характеризует его?

(Он смел, бесстрашен)

— Найдите в следующеё строфе слова или словосочетания, типичные для разговорной речи.

— На какие эпитеты нельзя не обратить внимания в этой строфе?

(рыхлый, жирный чернозём)

Запишите в таблицу.

— Почему о родной земле именно так говорит поэт?

(Земля словно помогает уничтожить вражескую пушку. Она не противится

тому, что ее охраняют военным вражеским оружием. Она все равно остается

плодородной)

— Прочитайте следующую (предпоследнюю строфу).

— Какие художественные средства использует здесь Твардовский? Для чего?

(метафора – «душила гарь и копоть»

«… шел большой пожар»

Пожар – неотъемлемая часть войны. Они всегда рядом. Они всегда словно

живые.)

Запишите в таблицу.

— Обратите внимание на последние две строки это строфы:

«И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопцы! –

И руку, как товарищ, пожал…»

В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?

(Идея единства поколений во время ВОВ, слитность в их глубоком

патриотическом чувстве, неугасаемая любовь к родной земле.)

Запишите в таблицу.

2.Объяснение нового. Стр. 4 – «обучающая» (2 мин)

— А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.

— Что вы можете о них сказать?

— Такой прием в литературе называется (на доску вешаю):

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Запишите в таблицу.

— Почему автор стихотворения использует этот прием?

(Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика)

— А почему он не может себе этого простить?

— Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная

Читайте также:  Классный час «учись властвовать собой», 3 класс

рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе)

(перекрестная)

— Можно ли считать поступок мальчика героическим?

( У детей в тетрадях появилась заполненная таблица)

Часть плана Опорная лексика
1. Об авторе Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.
2. Тема Дети и война.
3. Идея. Единство поколений во время ВОВ, неугасимая любовь к родной земле.
4. Художественные средства, синтаксис, лексика. Гипербола, разговорная лексика, аллитерация, диалог, повтор (рефрен), эпитеты, метафоры.
  1. Работа с репродукцией картины. 5 стр. – «лирическая».

— Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя, после войны, во время боя?)

— Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением?

— Как вы считаете, нужно ли нам сегодня вспоминать и обсуждать произведение о

ВОВ? Почему?

— Послушайте стихотворение: «Задохнулись канонады…», которое подтверждает ваши

слова.

( Индивидуальное задание – чтение наизусть)

Задохнулись канонады.

В мире тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

Все Лишь бы не забыть!

Эта память – верьте, люди –

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем, вновь придет война.

— Вспомните кадры документальной кинохроники, показанные в начале урока. Какова связь между содержанием стихотворения «Рассказ танкиста» и телефрагментом.

(Во время ВОВ дети внесли огромный вклад в одержание победы над фашизмом)

8.Подведение итогов. (3 мин)

  1. На уроке мы достигли поставленных целей:

— расширили знания о ВОВ

— выявили авторское отношение к детям во время войны

— обратили внимание на особенности языка «Рассказа танкиста».

Действительно, такое произведение создано на века.

  1. Оценки за урок.

  2. Какой вид работы вы бы еще хотели увидеть на уроках?

  1. Анализ

    Анализ работы МОУ «СОШ №49» за 2009-2010 учебный год проведен с целью определения эффективности работы образовательного учреждения. Критериями реализации основных направлений выбраны конечные результаты в достижении индикативных показателей

  2. Краткое содержание

    Год учителя, как заявил президент России Дмитрий Медведев, положит начало серьезной модернизации отечественного образования. Главная цель — создать школу, развивающую способности детей, а не подавляющую их.

  3. Публичный отчет

    1.7. Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (серия 77 номер 001431532, дата выдачи 23.04.2002, присвоен Идентификационный номер налогоплательщика ИНН юридического лица 7728234215 с кодом причины постановки

  4. Документ

    Керуючись чинним законодавством України в сфері закупівель за державні кошти, Замовник торгів, зазначений нижче (далі – Замовник), оголошує конкурсні торги на закупівлю предмету, зазначеного нижче, на умовах, визначених у цій документації

  5. Учебник

Источник: https://refdb.ru/look/1726250.html

Литература, 5 класс, Поурочные планы

Литература, 5 класс, Поурочные планы

Наука и обучение → Обучение литературе

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Литература, 5 класс, Поурочные планы.   Данное пособие входит в УМК по литературе для 5 класса и содержит планирование, материалы к занятиям, а также модели уроков, литературных праздников и игр.Литература как искусство слова.

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой.I. Литература как учебный предметВводный урок в 5 классе — это не просто первый урок литературы в году. Это первая встреча учителя с классом, это первый урок литературы (в отличие от литературного чтения в начальной школе) для учеников.

Очень важны радостный, творческий настрой учителя, его доверительное и доброжелательное отношение к классу, которое непременно передастся детям.После знакомства учитель может спросить:— Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?Уроки чтения, литературного чтения.

— Чему вы еще учились, что делали на этих уроках?Дети ответят, что учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать стихотворения наизусть, учились чувствовать ритм стихотворения, выразительно и по ролям читать рассказы.— На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература.

Что это такое?Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях:Литература (лат.) — «написанное».Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную.

Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение.

Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу Литература, 5 класс, Поурочные планы — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать

Скачать книгу Литература, 5 класс, Поурочные планы — Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Литература, 5 класс, Поурочные планы — depositfiles.

Источник: http://nashol.com/2012101967519/literatura-5-klass-pourochnie-plani.html

План конспект по литературе 5 класс Урок 1 Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним

План конспект по литературе 5 класс Урок 1 Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним

Литература как искусство слова.  Учебник литературы и работа с ним

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой.

      I. Литература как учебный предмет
      Вводный урок в 5 классе — это не просто первый урок литературы в году. Это первая встреча учителя с классом, это первый урок литературы (в отличие от литературного чтения в начальной школе) для учеников.

Очень важны радостный, творческий настрой учителя, его доверительное и доброжелательное отношение к классу, которое непременно передастся детям.

      После знакомства учитель может спросить:       — Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?       Уроки чтения, литературного чтения.

      — Чему вы еще учились, что делали на этих уроках?       Дети ответят, что учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать стихотворения наизусть, учились чувствовать ритм стихотворения, выразительно и по ролям читать рассказы.

      — На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое?

      Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях:
      Литература (лат.) — «написанное».
      Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную. Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.
      Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.

      II. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
      Чтение статьи учебника, беседа       В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную».

Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол».

Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.

      Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 4) 

      — Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Как вы понимаете эти слова?       Сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.

      Читаем вслух статью учебника (с. 3—5). Начать чтение может учитель, продолжат ученики.

      Сразу учим детей работать со сносками.       Следующий вопрос потребует мобилизовать знания детей, их умение работать со сносками:       — Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?       В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.

      — Рассмотрим вместе иллюстрации в учебнике (с. 4). Что на них изображено?

      На иллюстрациях воспроизведены страницы из книги «Апостол», созданной в 1564 г. Это первая книга, изданная на Руси типографским способом — на бумаге с помощью типографского станка. Создал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, недалеко от Кремля.

      Левая страница разворота книги украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущий Евангелие. Правая страница сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину назывался «травы размётные».

Верхняя строка, выполненная киноварью (красным цветом), — обращение к Богу с просьбой благословить «сие писание».

Эта строка написана причудливым шрифтом, в котором некоторые буквы высокие, другие маленькие, третьи вообще вынесены на верх строки (так называемые титло).

      На нижней странице после миниатюры и строки, выполненной киноварью, мы видим тщательно прорисованную буквицу, изображающую букву С (с нее начинается слово старец). Буквы в строках написаны почерком, который называется устав (в отличие от менее понятного полуустава и часто неразборчивой скорописи). В строках нет заглавных букв, редко встречаются привычные нам точки внизу строки. Часто мы видим точки в середине строки. Это говорит о том, что во времена Ивана Федорова не было привычной нам разбивки на предложения (хотя уже появилась разбивка на слова, в отличие от более ранних текстов). Некоторые буквы нам понятны, некоторые непривычны, так как сейчас, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.       — Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам?

Читайте также:  Название дней масленичной недели. масленичная неделя

      — Мы уже знаем, что выражение уметь читать имеет два значения. Первое — уметь складывать из букв слова и читать текст. Как вы понимаете второе значение этого выражения?

      Уметь читать — значит внимательно следить за мыслью автора, сопереживать его героям, стараться понять главное, что хотел сказать нам писатель своим произведением.
      — Как вы понимаете, что такое доверительный разговор между автором и читателем? Когда он происходит?
      Доверие — это уверенность в искренности и правильности слов собеседника.
      Доверительный разговор — это разговор искренний, честный, открытый. Доверительный разговор происходит, когда читатель ищет ответы на те вопросы, которые поднимает автор, или находит в книге ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и наслаждается чтением.
      — Какие книги вы любите читать и перечитывать? Какие книги вы прочитали прошедшим летом?

      III. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац и нахзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним       — Перед нами учебник литературы для 5 класса.

Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте познакомимся с этой книгой.       Курс начальной школы предусматривает основные навыки знакомства с книгой.

Школьники уже знают, что такое обложка, узнают автора, находят оглавление и по нему делают выводы о содержании книги. Учитель может следовать за активностью класса и слегка корректировать ответы учеников.

Если класс недостаточно активен, поможем детям вопросами:       — С чего начинается знакомство с книгой?       Рассмотрим обложку, титульный лист, форзацы и нахзац, сноски.

      Обложка — бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку.

      Форзац и нахзац — страницы в самом начале и в самом конце книги. В первой части учебника на форзаце помещена иллюстрация палехских художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, на нахзаце «Царевна-лягушка», а также отрывки из этих произведений.
      Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это 7-е издание, переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и что он состоит из двух частей.       — Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.       Авторы-составители учебника по литературе для 5 класса — Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин. Они продумывали содержание учебника, подобрали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями. Художники Ю. В. Христич, И. И. Пчелко и другие оформили учебник. Редактор организовал всю работу над учебником, много работал над рукописью учебника, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление. В учебнике много классических иллюстраций.       — Нравится ли вам внешний вид учебника?       — Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?       В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.

      Выходные данные — это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.

      — В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?       Ученики узнают, что издательство называется «Просвещение», что оно находится в Москве, а типография в Твери.       — Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?       Ученикам уже знакомы имена И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова. Возможно, впервые дети встречаются с произведениями М. В. Ломоносова, А. Погорельского, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, И. С. Никитина, И. З. Сурикова.       В связи с тем что существуют разные программы по чтению для начальной школы, ответы детей даже в разных классах одной школы могут быть разными.       — Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?       Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.

      Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь литературоведческих терминов» (с. 307—314 в 1 части и с. 293—300 во 2 части), раздел, рассказывающий о литературных местах России (с. 300—306 в 1 части и с. 289—292 во 2 части), и словарь имен (во 2 части, на с. 285—288).

      — Первые страницы книги, по которой нам предстоит заниматься, мы уже прочитали. Теперь прочитаем, что говорят об учении русские пословицы (2-й вопрос рубрики «Обогащаем устную речь», с. 6).       — Как вы понимаете смысл этих пословиц?       Приведенные в учебнике пословицы говорят о важности учения для человека. Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» говорит о том, что изучать новый предмет трудно, но когда приложишь усилия, то становится легко и интересно.       При повторении уже изученного лучше понимаешь тему, находишь связи между старым и новым материалом, становятся ясно видны основные закономерности, поэтому говорят: «Повторенье — мать ученья».       «Ученье — свет, а неученье — тьма». Когда мы узнаем что-то новое, мы как будто зажигаем лампочку в темноте, освещаем предметы и понимаем, куда мы должны дальше двигаться.       Пословица «Кто хочет много знать, тому надо мало спать» говорит о том, что не надо лениться: ленивый не сможет узнать много интересного о жизни и о мире.       «Красна птица перьем, а человек ученьем». Птицу украшает яркое оперение. Человека же украшают в первую очередь знания, а не яркая одежда.       «Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Если ум и душа человека будут обращены к светлому и доброму, жизнь будет наполнена хорошими делами, то плохое, худое не найдет себе места в сердце человека, так как оно уже заполнено.       Пословица «Нетрудно сделать, да трудно задумать» говорит о важности идеи, которая лежит в основе любого дела. Самому новую идею придумать труднее, чем осуществить задуманное кем-то другим.

      Домашнее задание

      Составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее пересказ.

      Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2—3 пословицы в тетрадь.

Источник: http://xn—-ftbdmba1cp9d.xn--p1ai/board/5_klass/literatura/plan_konspekt_po_literature_5_klass_urok_1_literatura_kak_iskusstvo_slova_uchebnik_literatury_i_rabota_s_nim/102-1-0-2414

Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2013. 279 с

Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013. —279 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………………………………………3Урок 1. Введение. Роль книги в жизни человека (I вариант) …………………………………………..4Урок-игра 1. Введение в литературу (II вариант) ………………………………………………………5Урок 2. Славянские мифы (внеклассное чтение) ………………………………………………………14Урок 3. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре …………………………………………16Урок 4. Сказка как вид народной прозы.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» …………..18Урок 5. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой ………………20Урок 6. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Ивана-царевича ……………………..23Урок 7. Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета сказки …………..24Урок 8.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя. Герои сказки в оценке автора — народа ……………………………………………………..26Урок 9. Развитие речи. Составление волшебной сказки ………………………………………………28Урок 10. Древнерусская литература. Летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей ………………………………….

30Урок 11. Из литературы ХVIII века. М. В. Ломоносов.«Случились вместе два астро́нома в пиру» как юмористическое нравоучение ……………32Урок 12. Из литературы ХIX века. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра в России ……………………………………………………………33Урок 13. И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях.

Басни «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» ………………………35Урок 14. Развитие речи и понятия о басне. Басни И. А. Крылова (урок-конкурс) …………………38Урок 15. В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка ……………………………41Урок 16. В. А. Жуковский. Баллада «Кубок» ………………………………………………………….42Урок 17. А. С. Пушкин.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»как собирательная картина народных сказок …………………………………………………43Урок 18. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семибогатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил ……………..46Урок 19—20. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевнеи о семи богатырях». Центральные образы сказки. Сходствои различие литературной и народной сказок.

Стихотворная и прозаическая речь ………..50Урок 21. Русская литературная сказка. А. Погорельский.«Черная курица, или Подземные жители» ……………………………………………………51В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps» (резервный урок внеклассного чтения) ………………….54Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения …………………57Урок 23. М. Ю. Лермонтов. «Бородино».

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Суждения и оценки юных читателей ………………………………..59Урок 24. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. Реальность и фантастика в повести ………………….61Урок 25. Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа ……………………………..63Урок 26. Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова (отрывок из поэмы) ………………………………..66Урок 27. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» ………………………………………………………..67Урок 28. И. С. Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня ………………………71Урок 29. И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя ……………………..73Урок 30. И. С. Тургенев. «Муму».

Единственный счастливый год в жизни Герасима ……………..75Урок 31. Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества ………………..76

Читайте также:  Тренинговое занятие «успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов.

Приложение. Сочинение-отзыв о прочитанном произведении

И. С. Тургенева «Муму» (материал для консультации) …………………………………………………79Урок 32. А. А. Фет. В художественном мире поэта …………………………………………………..80Урок 33. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды ………82Урок 34. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев …….

…………………………………………………….84Урок 35. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Тема дружбы в рассказе …………………………..86Урок 36. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Под страхом смерти ………………………………88Урок 37. А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Юмористический рассказ ……………………………..90Урок 38. О смешном в литературном произведении.

Особенности чеховского юмора ……………92Урок 39. Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение) ………………………94Урок 40. Русские поэты ХIХ века о Родине, родной природе и о себе. Анализ лирического произведения …………………………………………………95Урок 41. И. А. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе ………………………………………97Урок 42. В. Г. Короленко. «В дурном обществе».

Взаимоотношения отца, сына, дочери в повести ……………………………………………99Урок 43. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Новые знакомые Васи …………………………100Урок 44. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Тыбурций Драб — «замечательная личность» ……………………………………………..101Урок 45. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Изображение города и его обитателей в рассказе.

Сравнение как способ изображения героев …………………………………………………102Урок 46. А. И. Куприн. «Тапер», «Белый пудель» (внеклассное чтение) ………………………….104Урок 47. С. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» ………………………………………………………105Урок 48. П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера …………108Урок 49. П. П. Бажов.

Сказ «Медной горы Хозяйка». Проблемы тайны и мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе …………110Урок 50. К. Г. Паустовский. «Рождение сказки». «Теплыйхлеб» — сказка о труде и взаимной выручке ……………………………………………….112К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности человека перед природой (резервный урок) ………………………………………………..115Урок 51. С. Я. Маршак.

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» ….…………………………………….116Урок 52. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке …………………………………………………119Урок 53. А. П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя ……….120Урок 54. С. Черный. «Кавказский пленник» …………………………………………………………121Урок 55. В. П. Астафьев.

«Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу ….123Урок 56. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Образ главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения ………………124Урок 57. П. Мериме. «Маттео Фальконе» (внеклассное чтение) ……………………………………125Урок 58. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война ………………….127Урок 59. А. Т.

Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война ……………………………………128Урок 60. Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады ………………………………….129Урок 61. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека …………………………………………….131Урок 62. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева».

Реальноеи фантастическое в сказке. Кай и Герда …………………………………………………….132Урок 63. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Историявторая. Мальчик и девочка. История третья. Герда. Друзьяи враги Герды. Внутренняя красота героини ……………………………………………….134Урок 64. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Истории четвертая и пятая ………………………135Урок 65. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева».

Историишестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом ……………………………..136Урок 66. Сказки Х.-К. Андерсена (сочинение) ………………………………………………………138Урок 67. Джек Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа ………….139Урок 68. Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном (внеклассное чтение) ..141Урок 69. Марк Твен.

Повесть «Приключения Тома Сойера» ………………………………………142Урок 70. По страницам прочитанных произведений (творческий отчет) ………………………….144Литература ………………………………………………………………………………………………149

ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждый грамотно построенный урок литературы благоприятствует достижению успешных результатов. Предлагаемые конспекты уроков разработаны по программе под редакцией В. Я. Коровиной и по учебнику (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), а также в соответствии с методическими советами В. Я. Коровиной, И. С. Збарского.

Не всегда молодой учитель может удачно спланировать урок, быстро найти интересный дополнительный материал, возникает много вопросов различного характера.Практика показывает, что совершенствование речи учащихся — это кропотливая, каждодневная работа.

Именно поэтому из урока в урок в разработках ставятся такие цели, как развитие навыков беглого выразительного чтения; развитие умений грамотно и полно давать ответы на вопросы. В заданиях на дом часто встречаются, например, пересказ текста, рассказ о писателе, ответы на вопросы, а также задания творческого характера.

Хочется надеяться, что материал разработанных уроков будет неплохим подспорьем для начинающих учителей и поможет им с учетом индивидуальных особенностей учащихся разнообразить свои варианты уроков.Пособие предполагает творческое использование. Предложенное деление учебных часов по темам является примерным.

Учитель может изменить планирование, увеличив или, наоборот, уменьшив количество часов, выделенное на изучение художественного произведения. В разделах «Русские поэты ХIX в. и ХХ в. о Родине, родной природе и о себе» уроки по произведениям тех или иных авторов педагогу предлагается разработать самостоятельно, полагаясь на свой выбор и учитывая художественные интересы учащихся.

Представленные в пособии разработки уроков кто-то, может быть, возьмет за основу своего собственного учебного занятия, другому же будут интересны лишь некоторые идеи и подходы.Профессиональный интерес, научные знания, терпение, желание — именно эти факторы станут самыми главными помощниками в воплощении ваших творческих планов. Успеха вам!

Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ КНИГИ

^

(I вариант)

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии; заинтересовать учебным предметом — литературой; сообщить задачи по предмету, которые ставятся в новом учебном году; побудить к дискуссии о роли книги в жизни человека.

^

Предметные умения: знать роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

^

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

^

I. Вступительное слово учителя.

Литература — это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи — все это есть богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров.

Именно из литературы мы черпаем необходимые знания, получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели и очерствели бы душой.Изучение нового для вас предмета начинается с мифов, затем — устное народное творчество, древнерусская литература, позже следует классическая, а за ней — современная литература.

На уроках литературы в этом учебном году мы продолжим работу по развитию беглого выразительного чтения, совершенствованию умений пересказа, монологической речи, будем пополнять знания по теории литературы, встретимся с новыми книгами, писателями.Согласны ли вы с А. С.

Пушкиным, утверждавшим, что чтение — лучшее учение? Почему?

^

Вопросы:

1. Книги каких авторов вы прочитали? О чем они?2. Что взволновало вас в этих произведениях?3. Чему научились вы у героев книг? От каких черт характера этих героев вы отказались бы?4. Что из прочитанного вы предложили бы своим друзьям? Почему?

Следуют пересказы прочитанных произведений. Чтение стихотворений, ребята показывают полюбившиеся книги, поясняют свои иллюстрации к ним. Можно провести литературную викторину или литературное лото.

^

Учитель обращает внимание детей на титульный лист книги (объяснить слова «титул», «титульный лист»), где изображена картина М. В. Нестерова «Лель (Весна)». (Пояснить, кто такой Лель.) Затем следует знакомство с форзацами учебника. (Все новые слова поясняются в ходе беседы.) Звучит небольшое сообщение об искусстве Палеха.

Палех. Лаковая миниатюра — живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, ювелирных украшениях). Во всем мире известны работы русских художников-миниатюристов из сел Федоскино, Палех, Мстера и Холуй. Лаковой эта живопись называется потому, что основу изделия изготавливают из папье-маше, затем грунтуют и покрывают черным лаком. Затем к работе приступают художники. Они создают жанровые композиции, портреты, пейзажи. На последнем этапе работы изделие покрывают прозрачным лаком, который не только предохраняет красочный слой, но и добавляет глубину и силу краскам.Работа с репродукцией картины Б. Парилова, В. Дудорова «А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый…». Ребята рассматривают изображения героев великого поэта, называют произведения. Звучит выразительное чтение Вступления к поэме «Руслан и Людмила». Аналогичная работа проводится над вторым форзацем.Далее ученики знакомятся с коллективом авторов-составителей, редакторов, художников. Знакомятся с такими элементами книги, как предисловие, послесловие, оглавление, словари, сноски и узнают об их назначении.Завершая этот этап работы, нужно сказать о том, что читать правильно, по-настоящему, не так просто. Нужно быть внимательным при чтении, задумываться над тем, что хотел сказать автор, учиться понимать смысл прочитанного, делать выводы.Здесь можно пригласить ребят на 1-й библиотечный урок, так как именно в библиотеке можно выбрать книги по интересам, которые «поведут» в мир знаний.

^

Источник: http://top-bal.ru/literatura/37440/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector