Конспект урока литературы в 5 классе по теме «басни и.а. крылова»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

Урок № 13.

Тема. Басни. И.А.Крылова.

Цель:

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг И.А.Крылова.

Эпиграф.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П.А.Вяземский

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Работа со статьёй учебника об И.А.Крылове, с.71-72, ч.1.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач, работа с эпиграфом урока.

2. Обращение к выставке книг И.А.Крылова.

3. Вступительное слово учителя.

В баснях И.А.Крылова широко используется приём аллегории.

Аллегория пришла в литературу из притчи, сказки, особенно из сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие, как Лиса, Медведь, Заяц, Волк. Каждый из них был наделён определённой чертой характера.

Басенный Муравей – олицетворение трудолюбия («Стрекоза и Муравей»), Свинья – невежества («Свинья под дубом»), Ягнёнок – кротости («Волк и Ягнёнок»). Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

Но Крылов по сравнению с Эзопом не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль – они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.

Басни Крылова имеют не только богатый бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.

У Крылова есть исторические и социальные басни, в которых через аллегорические образы животных также высмеиваются людские пороки.

Во многих исторических баснях в образах животных угадывается уже персонаж, даётся намёк на определённого человека. Например, в басне «Воспитание Льва» Лев-отец – не только воплощение силы, мужества.

Он ещё и царь зверей, это создаёт определённый подтекст (имеется в виду воспитание Александра I швейцарцем Лагарпом).

В баснях «Волк на псарне» и «Щука и Кот» уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этих двух баснях под образами Волка и Щуки подразумевается Наполеон.

Соотнеся образ Волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нём завоевателя Наполеона.

Но при этом образ Волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

4. Работа над басней И.А.Крылова «Волк на псарне».

4.1. Из истории создания басни.

Эта басня стала откликом на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под Красным, обнажил голову, показав свои седины.

4.2. Выразительное чтение басни или слушание аудиозаписи.

4.3. Словарная работа. Объяснение лексического значения слов.

Овчарня, псарня, ловчий, хлев, почуяв, лад, натура, гончие, ахти, с дубьём, запор, расчесться, сват, кум, стад, ад.

4.4. Анализ содержания басни «Волк на псарне».

— Назовите героев басни и охарактеризуйте их на основании анализа их поступков и речи. (Волк, ловчий, псари, гончих стая, овцы).

— Что такое аллегория? Какие аллегорические образы есть в басне?

— Какими качествами наделяет Крылов Волка (Наполеона)? (Забияка, вор, хитрец, вероломный, трусливый, лицемерный, лгун).

— Какими качествами наделяет автор Ловчего (Кутузова)? (Мудрый, с жизненным опытом, решительный, смелый, прямолинейный).

— Какие художественные приемы использует автор для создания образов героев? (Антитеза (противопоставление), оценочные эпитеты (художественные определения), речевая характеристика (реплики героев)).

— В каких строчках заключена мораль басни?

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

5. Работа над басней И.А.Крылова «Свинья под дубом».

5.1. Выразительное чтение басни или слушание аудиозаписи.

5.2. Анализ содержания басни «Свинья под дубом».

— Что делает Свинья?

— Есть ли в её действиях какой-то смысл?

— Какие черты человека олицетворяет Свинья?

— Кого подразумевает автор под Дубом, Свиньёй и Вороном? (Дуб – русский народ,

Свинья – невежда и невежа, Ворон – умный человек).

— Басня построена на антитезе – противопоставлении персонажей. Чем они отличаются друг от друга?

ВОРОН СВИНЬЯ

Умный глупая

Думающий примитивная

Трудолюбивый ленивая

Воспитанный нахальная, грубая

Думает о других думает только о себе

— В каких строчках заключена мораль басни?

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя,

что он вкушает их труды.

6. Работа над басней И.А.Крылова «Демьянова уха».

6.1. Из истории создания басни.

Часто басни И.А.Крылова являются откликами на реальные события общественной жизни. Басня «Демьянова уха» связана с современной писателю литературной жизнью.

«Беседа любителей русского слова» — литературное общество, существовавшее в Петербурге в 1811-1816 гг. Его возглавляли Г.Р.Державин, в доме которого происходили собрания общества, и А.С.Шишков.

Большинство членов «Беседы…» придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы литературного языка, проводившейся сторонниками Н.М.Карамзина. В 1811 г. Крылов избирается членом «Беседы русского слова».

Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам «Беседы…», в большинстве своём бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он и высмеял в басне «Демьянова уха».

6.2. Выразительное чтение басни или слушание аудиозаписи.

6.3. Анализ содержания басни «Демьянова уха».

— Басня является сценкой, которую легко представить в лицах. Это образный рассказ, в котором не только сюжет, но и персонажи, и фон, на котором разыгрывается действие басни, приобретают реалистический характер.

Как достигает этого баснописец? (Прежде всего, разговорными интонациями, простотой, которые помогают обыденному житейскому случаю, бытовому анекдоту приобрести глубокое психологическое значение. В “Демьяновой ухе” даны бытовые зарисовки, тщательно выписаны все детали разыгравшейся сценки.

Она настолько выразительна, что нравоучительное заключение кажется излишним, оно заложено во всем образном строе басни.)

— Басня “Демьянова уха” начинается сразу с диалога, в котором раскрываются характеры персонажей, настолько жизненные, что перед читателем не возникает вопрос о морали. Мы словно нечаянно ворвались в чужой спор.

Крылов психологически верно и тонко разыгрывает сценку. Проследим поведение хозяина. Каков он в начале басни? (Демьян вначале выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой.

Но уже после третьей тарелки он становится мучителем и деспотом.)

— Как показано в басне, что Фока ел уху через силу? Почему он продолжал есть? (Фоку не в силах отказать хозяину, пересиливает себя, боясь показаться невежливым и неблагодарным, хотя уха стала для него настоящим мучением. Этот забавный поединок заканчивается бегством Фоки, не выдержавшего гостеприимства Демьяна.)

— Теперь представим себе место, где происходит действие. (Очевидно, что это крестьянская изба. Крестьянский уклад передан в языке персонажей.)

— В чём особенность языка басни? (Много обращений (“Соседушка”, “мой свет”, “мой милой!”). Они создают колорит русской речи, богатой разнообразными оттенками (ласковое обращение, вместе с тем полное достоинства), помогают увидеть Демьяна и Фоку.

Подлинно русские выражения (“я сыт по горло”, “нужды нет”, “на славу сварена”), метонимических выражений, не переводимых ни на один язык (“Я три тарелки съел”, “ешь до дна” и т. д.), слова с ласкательными и уменьшительными суффиксами (ушица).

— В каких случаях употребляется выражение “демьянова уха”?

6.4. Выявление морали басни «Демьянова уха».

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

IV. Подведение итогов урока.

И.А.Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил Г.Р.Державин. Басни его переведены на европейские языки. Высшая награда для писателя – полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник великому русскому баснописцу И.А.Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Памятник Крылову был торжественно открыт 12 мая 1855 года.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый рельефами на сюжеты 36 басен Крылова. На нём можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и очки» и многих других. Памятник окружён оградой, установленной через 20 лет после открытия памятника.

— Какова мораль сегодняшнего урока? (Знать басни И. А. Крылова – значит знать русскую литературу и историю. Пользоваться «крылатыми выражениями» — значит показать себя образованным и эрудированным человеком.)

V. Домашнее задание.

1.Выучить одну из басен И.А.Крылова наизусть (по выбору).

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение наизусть басни С.В.Михалкова «Грибы», с.81, часть1.

3.Групповое задание: подготовить чтение по ролям басни С.В.Михалкова «Зеркало», с.82, часть 1.

Источник: http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-literature-basni-i-a-krilova-5-klass-2

Урок литературы в 5 классе. Тема: Басни И.А.Крылова

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме “Басня”;
  • содействовать развитию внимания, памяти, навыков выразительного чтения;
  • содействовать воспитанию положительных нравственных качеств, любви к чтению.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова;
  • выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

— Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей. Обобщим знания по теме “Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками.

Неслучайно часто мы слышим, как дети говорят: «Дедушка Крылов». И вы даже не задумываетесь над тем, кто он — писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.

Крылов — прежде всего замечательный русский баснописец.

Слайд 2

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Неслучайно в Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. 12 мая 1855 г. в Летнем саду Петербурга был открыт памятник Крылову работы П.К. Клодта, который стал первым памятником писателю в столице.

СЛАЙд 3

Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

Прошел 241 год со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Так ли это?

2 ученика читают стихотворение Исаковского

Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим все сильней.Со школьной парты с ними мы сживались,В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставалисьКрылатые крыловские слова.Сокровищница мудрости народнойВ них людям открывалась до конца,И голос их, прямой и благородный,К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,Всего сильней желая одного,Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Исаковский

Разделимся на три команды (по рядам)

1. Представьте свою команду ( капитан объявляет название команды)

2. 1 команда – Что такое басня?

2 команда – Что такое аллегория?

3 команда – Кто считается родоначальником басни в мировой литературе?

3. . Соотнесите иллюстрацию с названием басни. СЛАЙДЫ

За правильные ответы командам – карточки

4. Каждая команда получает один и тот же кроссворд. Кто быстрее отгадает, тот и победил в этом конкурсе. Для гостей кроссворд – на интерактивной доске. ?Звучит негромкая музыка?

— Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:

  1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питьёМоё С песком и с илом?За дерзость такову

    Я голову с тебя сорву. (Волк)

  2. Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки,

    Могу попасть в большие забияки. (Моська)

  3. Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только дней

    Прокорми и обогрей! (Стрекоза)

  4. Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!

    Рассказывать, так право сказки! (Лисица)

  5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)

  6. Мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем. (Осёл)

  7. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)

  8. Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!Что это там за рожа?Какие у неё ужимки и прыжки!Я удавилась бы с тоски,Когда бы на неё хоть чуть была похожа.А ведь, признайся, естьИз кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

    Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка)

  9. Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши! (Муравей)

  1. Ассоциативный ряд со словом «басня». Каждой команде своя строка, если ответа нет, право ответа к следующей команде.«Продолжи строчку…» • «Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона». • «Ворона каркнула во всё воронье горло…/сыр выпал. С ним была плутовка такова». • «Ты виноват уж тем…

    / что хочется мне кушать». • «А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь». • «Ты сер…/ а я, приятель, сед…». • «Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт». • «Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было, что эти жёлуди на мне растут»! • «А Васька…/ слушает да ест».

    • «Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите». • «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку ». • «Усильного…/всегда бессильный виноват». • «Чтоб музыкантом быть…/ так надобно уменье». • «Псари кричат: / Ахти, ребята, вор»! • «Коль корни обнажишь…/ оно засохнуть может». • «Ты всё пела.

    Это дело…/ так пойди же попляши».

    • «Невежда так же в ослепленье…/ бранит науки и ученье, и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды».

6. ВИКТОРИНА

Из какой басни эти строки? ( в это время участники инсценировки готовятся к выступлению? Или готовятся после, а в это время звучит аудиозапись басни)

  • “У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”).
  • “Ты все пела? Это дело:Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).
  • “Ай, Моська! Знать она сильна,Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).
  • “А вы, друзья, как ни садитесь,Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).
  • “Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -Все ваша музыка плоха!” (“Кукушка и петух”).
  • Мартышка к старости слаба глазами стала,

А от людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки… («Мартышка и очки»)

7. Инсценировка басен

1 команда – «Квартет» (мартышка, осел, козел, медведь, соловей; ноты, инструменты муз.)

2 команда – «Ворона и лисица» (ворона, лиса; сыр)

3 команда – «Кукушка и петух» (кукушка, петух, воробей)

8. ? Коллаж

Каждая команда получает фигурки животных, др. рисунки, должна создать «иллюстрацию» к одной из басен.

Подведение итогов конкурса. Выставление оценок.

Этап рефлексии

Стихотворение П.Вяземского.

Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слава эта – наша быль.И не забудут этой были, Пока по-русски говорят:Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/urok_literatury_v_5_klasse._tema_basni_i.a.krylova.-22027.htm

Конспект урока по Литературе «Басни И.А.Крылова» 5 класс

Конспект урока по Литературе Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Литературе «Басни И.А.Крылова» 5 класс для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

– 

1. Организационный момент Обеспечить мотивацию и организацию внимания учащихся. Психологический настрой детей на урок.-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. Оценивание готовности к уроку.Самоорганизация на учебную деятельность Личностные: внимание, уважение к окружающим;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: саморегуляция
2. Актуализация знаний Нацелить учащихся на определение темы урока посредством разгадывания кроссворда Точность подобранных заданий их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока. Умение зафиксировать затруднение или удивление, , применив полученные знания на предыдущих уроках, отгадать кроссворд и самостоятельно сформулировать тему урока Личностные: положительно относится к учению, имеет желание приобретать новые знания, совершенствуя имеющиеся;регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу;познавательные: понимает информацию, представленную в схематичной форме;коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
3. Постановка цели урока Мотивировать учебную деятельность учащихся Принятие целей урока. Скорректировать поставленную учащимися учебную задачу Учащиеся формулируют учебную задачу. Личностные: устанавливает связь между учебной деятельность и её мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержанияпознавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера;коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;регулятивные:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану;
4. Проверка домашнего задания Проверить самостоятельную работу учащихся по изучению малоизвестных фактов биографии И.А.Крылова Подготовка тестов с вариантами ответов для проверки полученных самостоятельно знаний обучающихся. Осознают познавательную задачу, извлекают нужную информацию, выполняют работу Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности;познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характеракоммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений Помочь учащимся обобщая и систематизируя знания по теме, применять их при выполнении различных типов заданий. Подготовить задания различного уровня сложности и способа выполнения, проверяющие знания учащихся по теме:-собрать пазл, определить название басни;- собрать определения жанровых особенностей басен (мораль, олицетворение, аллегория);- установить соответствие название басен с их героями;- соотнести название басен с иллюстрациями к ним;- узнать по видеофрагменту басню. Выполнение упражнений в парах, группами ( по учебным возможностям). Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член обществарегулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;составление плана и последовательности действийпознавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения учебных задач;коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания , осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
6. Физминутка Снять усталость и напряжение у обучающихся 1)Снять психическое напряжение у учащихся путем переключения  на другой вид деятельности;2)добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;3)возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;4)сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по  самостоятельному выполнению физических упражнений. Активизируют себя к дальнейшей работе Личностные: осваивает новые виды деятельности, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества;регулятивные: понимает и сохраняе учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками учебные действия;познавательные: понимает информацию, использует для решения конкретных задач;коммуникативные:осуществляет совместную деятельность в парах
7. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков Контроль знаний учащихся по теме. Выполнение теста, скрытого на интерактивной доске и самопроверка Развивать навыки самостоятельно делать выводы, оперировать в ходе выполнения задания полученными знаниями. Демонстрируют умения применять на практике приобретенные знания Личностные: испытывает желание продемонстрировать полученные знания;регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану;познавательные: выполняя учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
8.Объяснение и понимание домашнего задания Сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания: дать план написания рассказа, похожего на басню. Предупредить возможные затруднения и способы их ликвидации. Повысить интерес к выполнению домашнего задания. Уяснить с помощью уточняющих вопросов цель и способ выполнения домашнего задания. Личностные : осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению;регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану;познавательные: понимает информацию, представленную учителем и способы её применения при выполнении домашнего задания;коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
9. Рефлексия Осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.. Заполнение таблицы«Плюс-минус-интересно» позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Заполнение таблицы позволит учащимся воспроизвести ход урока и выделить ту информацию, которая может им когда-нибудь пригодиться. Личностные: осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества;регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления;познавательные: выполняя учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет операции анализа, синтеза, , , устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

скачать этот документ

Источник: https://docbase.org/40870-konspekt-uroka-po-literature-basni-i-a-krylova-5-klass.html

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И

Автор: Гришина Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12», Пермский край, г. Кунгур

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

Цель: сформировать умение анализировать текст басни.

Познакомиться с биографией И. А. Крылова.

Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.

Произвести анализ басни И.А. Крылова.

Развить внимания к художественному тексту.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор.

Методические приемы: беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.

Ход урока

Ребята, сегодня 23 октября. Октябрь – второй осенний месяц. А кому из вас нравится осень? А чем вам нравится это время года?

А вот, что говорили об осени великие русские поэты.

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

с печальным шумом обнажалась.» ( А. С. Пушкин).

«Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели». ( Н. Некрасов).

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный легкий шелест». ( Тютчев Ф. И. ).

« Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло». ( А.А. Фет).

(На экран проецируются портреты поэтов: А.С. Пушкина, Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Скажите, в каком веке жили и творили эти поэты? ( В 19)

Мы с вами переходим от изучения фольклора к изучению литературы 19 века.

Произведения, которые на протяжении длительного времени волнуют читателя, вызывают его интерес, заставляют переживать, называются классическими. Литература 19 века называется классической.

Как вы думаете почему? ( потому что ее изучают и читают до сих пор) .

Писателей и поэтов, создавших такие шедевры, именуют классиками.

Одним из писателей — классиков 19 века является Иван Андреевич Крылов Именно с его творчеством мы будем знакомиться сегодня. ( На экран проецируется портрет Крылова).

Работа по теме урока.

Сообщение биографических сведений.

И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного. Детство мальчика было нелегким.

Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии.

Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова.

Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.

Ребята, кто знает чем прославился Крылов? ( баснями).

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен. И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.

Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?( ответы детей).

Давайте запишем, что такое басня.

Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Почему басня – рассказ? (сообщает о каком – то событии , имеет сюжет).

Почему рассказ стихотворный? ( басня чаще всего в стихах)

Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.

Сатирическое – высмеивающее пороки.

В басне также присутствуют олицетворение.

Олицетворение – прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь).

В басни выделяют 2 части: повествование и мораль.

Мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме. (учащиеся записывают в тетрадь).

Язык басен очень афористичен.

Афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль.

Чтение басни одним из учеников.

(На экран проецируется иллюстрация к басне).

Ребята, давайте докажем, что это басня.

В какой форме она написана? (в стихотворной)

Какая она по объему? (небольшая).

Есть ли в ней сюжет? ( да).

Выделите 2 части. ( Повествование о поступке свиньи и мораль)

А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).

Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб, 3).

Ребята, как называется разговор 2лиц? (диалог).

А у нас в басне мы видим разговор 3 лиц. Это называется полилог.

Давайте запишем: полилог- разговор нескольких лиц.

Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? ( разговор свиньи и ворона).

А какой поступок совершила свинья до этого? ( она наелась желудей, затем стала подрывать корни дуба).

Что она ответила дубу, когда тот ее приструнил? (что ей нет до дуба никакого дела, главное, чтобы она была сыта).

Какое противоречие можно увидеть в словах свиньи? ( она хочет быть сытой, но при этом губит дерево, на котором растут желуди).

Почему она так поступает? ( она просто об этом не задумывается, не понимает и не хочет знать.

Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невество).

Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова — невежа и невежда.

Запишем: Невежа – невоспитанный человек. Невежда – человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.

А почему автор в морали заговорил об учености? ( басня разоблачает ограниченных, неблагодарных людей, которые с пренебрежением относятся к наукам и учению). Запишем вывод в тетрадь.

Ребята, а знаете ли вы, что жанр басни зародился еще в древней Греции. Первым баснописцем был человек по имени Эзоп. Поэтому, язык басен принято называть Эзоповым языком. Давайте запишем определение.

Эзопов язык – умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.

Чтение басни. (Текст басни проецируется на экран).

В чем особенность басни? ( написана не в стихах, одним из действующих лиц является предмет) Ось — деталь телеги, которая скрепляет колеса между собой.

Какая ситуация? ( волы тянут телегу, а ось жалуется, что ей тяжело).

Кто в басне высмеивается? ( о людях, которые честно выполняют работу и о людях, которые лишь притворяются и, при этом, жалуются на жизнь.).

Какие человеческие качества здесь осуждаются? (лень, нежелание трудиться, постоянное недовольство ).

Чтение басни ( читают 2 ученика)

Как осел справлялся со своими обязанностями ( очень ответственно, честно, с рвением. Он гонял птиц. сам ничего не украл).

Почему же мужик его наказал? ( он истоптал весь огород)

Как вы думаете, осел это сделал нарочно? (нет).

Почему же так получилось? (осел был глуп).

Так кто же больше виноват? Глупый осел или мужик, который взял его на работу? ( мужик)

В чем мораль этой басни? (не доверяй ответственную работу, тому кто не может с ней справиться. А уж если доверий, то сам неси ответственность за последствия. Не требуй от других то, на что они не способны.) (записать в тетрадь).

К изучению какого раздела литературы мы сегодня приступили? ( Литература 19 века).

С каким писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).

Чем он знаменит? (своими баснями).

Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).

Какие основные особенности басни вы знаете? ( олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).

Выучить наизусть одну из двух басен.

По желанию: сделать иллюстрацию к любой басне Крылова.

Рекомендуем посмотреть:

Спасибі, мені було цікаво читати ваш матеріал.

спасибо за работу.

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Источник: http://rus-poetry.ru/konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-po/

Конспект урока по литературе в 5 классе Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова

Конспект урока по литературе в 5 классе Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема:.Басни Ивана Андреевича Крылова

Учитель: Любчич Г. В.

Дата:.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ и элементов театрализации.

Цели:

1. Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о русской литературе 19 века.2. Формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом учебника, работы с тестом, опыта самооценки.3. Воспитание патриотических чувств на жизни И.А. Крылова.

Оборудование:

1. компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебный диск Басни И.А. Крылова.2. «Литература: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений»./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин — М.: Просвещение, 2004 г.3. «Басни Крылова»- тестовые задания, 2 варианта;4. «Русская литература моя» — стихотворение;5. Театральные костюмы: сказительница, Васька, Фея, Михаил Романов6. оценочные листы:

Фамилия, имя Короткийответ1 балл Полный ответ3 балла Тест4 балла Итого

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: (театрализация).

Сказительница: Здравствуйте, люди добрые, гости важные, заморские! А не потешить ли вас сказочкой? Так слушайте.

В некотором царстве, недалёком государстве, в районеБугурусланском, в области Оренбургской, в селе Пилюгино жил да был, ни о чём не тужил добрый молодец Василий.

И учился он в учреждении общеобразовательном, в школе средней, в классе 5. Учился так себе ни шатко, ни валко, а через пень-колоду. Но особенно он не дружил с литературой.

Васька: А чего с ней дружить-то? Чего в ней интересного-то? Подумаешь!

Сказки какие-то, стихи… Ну их – надоели! Ладно бы, что ещё интересное было, а то сказители какие-то, да баснописцы.

И вообще, что в этой литературе интересного было-то? То ли дело фильмы, боевики – ковбои, жвачка, рейнджеры, Сталлоне, Шварценеггер – красота! А, училка наша, ну ничего не понимает! Привязалась ко мне: учи, говорит, литературу, учи, а то будешь невеждой.

Ой, спать, как хочется! Лягу-ка я, полежу, а литературу потом как-нибудь почитаю.

Сказительница: Вот он каков, наш удалец. Спать улёгся – и проблемам конец. Да ночь выдалась не простая, а сказочная. И вот что произошло…

Под музыку появляется Фея.

Васька: Ой, ты кто?

Фея: Фея. А что, не похожа?

Васька: Не знаю, я их никогда не видел. Да и вообще думал, что их не бывает.

Фея: Мы есть, только приходим не к каждому.

Васька: А ко мне, зачем пришла? Я тебя не звал…

Фея: Дело у меня к тебе очень важное. Услышала я в своём волшебном царстве, что есть такой ученик, который литературу не любит. Удивилась я очень: как же можно литературу не любить? Она же мать всех наук. А уж литературу своей Родины нужно знать и любить. И решила я тебя проучить.

Васька: Это как же?

Фея: А вот так. Отправлю-ка я тебя в Страну невыученной литературы, а там посмотрим, что будет.

Под музыку Фея удаляется.

Сказительница:

Фея палочкой взмахнула, «До свиданья» не сказала, Время вспять вдруг повернула. Ваську в старину услала.

Васька: Ой, что это со мной? Куда это я попал? Кто ты?

Иван Андреевич Крылов: Я – русский баснописец – Иван Андреевич Крылов, живу я в 18 веке. В стране моей: не всё в порядке,…А что ты знаешь обо мне? Ты, отрок, расскажи, что знаешь о русской басне. А не расскажешь, голову с плеч!

Васька: Так нам же на прошлом уроке учительница рассказывала о баснописцах… А я не выучил домашнего задания. Что же делать? Ох, лишусь я головы.

Иван Андреевич Крылов: Что такое Смутное время?

Васька: Я не помню… Ребята, помогите!

Учитель: За правильные ответы отмечайте баллы в оценочном листе.

Иван Андреевич Крылов:

  1. Назовите известных баснописцев.
  2. Что такое басня?
  3. Что такое мораль басни?
  4. Олицетворение это…
  5. Аллегория это..

Ну вот, теперь я знаю, что вы готовы читать мои басни. Приглашаю вас в мир басни.

Васька: А я теперь всегда буду литературу учить.

(Дети путем аргументированных высказываний определяют лучшую роль. Баллы распределяются следующим образом: 1 место – 5 баллов, 2 – 4, 3 – 3.

III. Объяснение нового материала:

Учитель: Ну вот, мы и вспомнили,что мы знаем о басне и баснописцах

Рассказ учителя. ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ…»

15 февраля этого года исполнилось 240 лет со дня рождения И. А. Крылова, великого русского баснописца. Крыловские герои и фразы – афоризмы знакомы нам с детства. Талант писателя Крылова сродни врачебному таланту. Он точно ставит диагноз обществу и человеку и подсказывает пути искоренения болезни. Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне как литературном жанре и, надеюсь, порадуем друг друга талантливыми инсценировками талантливых произведений! Работать будем, как вы уже догадались, в группах. А помогут мне провести урок показавшие на прошлых занятиях глубокие знания по теме. Итак, начинаем урок!

V. Актуализация знаний. (Слайд №1).

Чтение учащимся стихотворения М. Исаковского «Кто не слыхал его живого слова?».YI. Беседа о творчестве И. А. Крылова.Учитель. (Слайд №2). И. А. Крылов написал более 200 басен. В них он изображал жизнь, нравы и недостатки своих современников. Более двух веков назад открыто говорить об этом было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

Помощники (обращаясь к учителю): Здесь какой-то красочный конверт!Учитель: Ребята, это необычное письмо. Один из героев произведений И. А. Крылова решил попробовать себя в роли баснописца и предлагает на наш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких крыловских произведениях в нем идет речь и кто автор сего послания. (Детям раздается текст, в котором упоминаются названия басен И.А.

Крылова. Учащиеся отмечают эти названия, отгадывают отправителя. Помощники учителя проверяют выполнение задания – 5 баллов за правильно названное произведение + 20 баллов за отгадывание отправителя).Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот к обеду идут Слон и Моська, Кот и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица.

Курица по такому случаю надела  тришкин кафтан. Второй Слон не пришел – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, все добром закончилось.

Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от  начала и до конца! Последовательница  Ивана Андреевича, подающая надежды начинающая писательница,прима из квартета.

(Ответ:

  1. «Демьянова уха»,
  2. «Обоз»,
  3. «Две бочки»,
  4. «Слон и Моська»,
  5. «Кот и Соловей»,
  6. «Волк и Журавль»,
  7. «Ворона и Курица»,
  8. «Тришкин кафтан»,
  9. «Слон на воеводстве»,
  10. «Мор зверей»,
  11. «Квартет».

Отправитель — Мартышка)- (Слайд №3). В России басни также писали Михаил Васильевич Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И.

Майков, И. И. Хемницер.- Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. В. Г. Белинский сказал о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым».

VI. Физкультминутка.

VII. Закрепление

1. Выразительное чтение басни «Волк на псарне» — прослушивание диска. — Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? В  басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня — общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего — Кутузова полон достоинства и мужества).2. (Слайд №4). Чтение по ролям басни «Свинья под Дубом».Объяснение морали басни. (В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.* Невежа – грубый, невоспитанный человек.Невежда – малообразованный, малосведущий человек).3.. Прослушивание басни «Ворона и Лисица».- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной).-Сравнение басни Крылова с баснями Эзопа и Лафонтена. Вспоминаем устное народное творчество. (Учитель называет фольклорных героев. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван крестьянский сын, Чудо Юдо, Иван – царевич, Лихо одноглазое, Кощей Бессмертный, Марья – искусница, Кикимора, Змей Горыныч, Маугли. (Реакция на имя последнего героя выявляет невнимательных: Маугли не фольклорный персонаж, а герой произведений Р. Киплинга).4.Объяснение крыловских афоризмов. Учитель. Николай Васильевич Гоголь так сказал о баснях Крылова: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. (Слайды №14 — 17).«А Васька слушает да ест» (Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова).«А воз и ныне там» (Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось).«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас  в той или иной мере надо, прежде всего, «на себя оборотиться», быть строже к себе).«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его).

VIII.. Объяснение домашнего задания.

— Дома я вас попрошу попытаться сочинить басню, где главные действующие лица Курица и Воробей (1 группа), Роза и Василек (2 группа), Барабан и Флейта (3 группа).- Для того чтобы все успешно справились с заданием, давайте повторим основные черты жанра басни (Слайд №18):

  1. Басня – это краткий рассказ, чаще стихотворный, но может быть и прозаическим.
  2. Басня состоит из двух частей: основное повествование и мораль.
  3. В основе басни — аллегория (иносказание).
  4. Сатирическое изображение.
  5. В басне редко говорится о людях, ее персонажи – животные, а порой и неодушевленные предметы. Имена главных героев басни (даже, если это предметы) пишутся с большой буквы.
  6. В басне часто используется диалог, просторечная лексика.
  7. Басня отличается лаконизмом и афористичностью языка.
  8. Басне присущ особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.
  9. Олицетворение.

— Составление в качестве образца сюжетной линии одной из басен (например, хитрый и насмешливый Воробей доказывает глупой домашней Курице с подрезанными крыльями, что она тоже птица и может парить в небесах. Курица, поддавшись на уговоры Воробья, взбирается по жердочкам курятника на самое высокое место, прыгает и больно падает о землю. Мораль – нельзя идти на поводу у других, нужно уметь самостоятельно думать). XI. Подведение итогов урока. (Слайд №19).Объявление результатов соревнования между тремя командами.Оценивание актеров.Вручение грамот за лучшую женскую и мужскую роль.

XII. Итог урока. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?(Слайд №21).Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты: Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка.

И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Урок окончен, всем — спасибо!

Источник: http://lit.na5bal.ru/literatura/3425/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector