Конспект урока по литературе в 10 классе

Конспект урока по литературе в 10 классеКАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   УРОК № 1. Тема. Общая характеристика развития культуры и литературы XIX в., стилевое раВНОобразие литературы. Реализм как направление в мировой литературе

  УРОК № 2. Тема.

Расцвет реалистической литературы и ее роль в культурной и общественной жизни XIX ст.; связь с развитием естественных наук. Выдающиеся мастера социальной прозы: Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, Г. Джеймс, Ф. Достоевский, Л.

Толстой, А. Чехов и др.

  УРОК № 3. Тема. Стендаль. Жизненный и творческий путь, мировоззренчески-эстетические позиции писателя, их воплощение в творчестве. Синтез романтизма и реализма в произведениях художника

  УРОК № 4. Тема. Стендаль. «Красное и черное». Сочетание социально-политического и психологического аспектов в романе. Острая критика режима Реставрации. Сюжет произведения

  УРОК № 5. Тема. Стендаль «Красное и черное». Конфликт главного героя Жульена Сореля с обществом как сюжетный стержень романа. Внутренняя драма героя как следствие этого конфликта

  УРОК № 6. Тема. Стендаль «Красное и черное». Путь Жульена Сореля — это путь взлета или путь падения? Образ главного героя

  УРОК № 7. Тема. Стендаль «Красное и черное». Женские образы романа

  УРОК № 8. Тема. Стендаль «Красное и черное». Психологизм творчества писателя в романе. Новаторство Стендаля в реалистическом воспроизведении художественной модели общества и человека

  УРОК № 9. Тема. (РМ) Контрольное сочинение-рассуждение по роману Стендаля «Красное и черное»

  УРОК № 10. Тема. О. де Бальзак — выдающийся французский писатель, зачинатель социального реалистического романа. Жизненный и творческий путь писателя. Сочетание реалистических и романтических элементов в его художественной системе. «Человеческая комедия» — грандиозная энциклопедия жизни Франции первой половины XIX ст., ее проблематика и структура. Бальзак и Украина

  УРОК № 11. Тема. Власть золота и ее философия в повести О. де Бальзака «Гобсек»

  УРОК № 12. Тема. О. де Бальзак. Романтические и реалистические черты неоднозначного образа «философа и скряги» Гобсека

  УРОК № 13. Тема. О. де Бальзак «Гобсек». Сопоставление образов Фанни Мальвы и Анастази де Ресто. Роль Дервиля в развертывании и воспроизведении событий повести. Композиция и стиль произведения

  УРОК № 14. Тема. (ПЧ) Беседа по внеклассному чтению по произведению Ги де Мопассана «Пышка»

  УРОК № 15. Тема. (КР) Контрольная работа по теме «Французская литература XIX века»

  УРОК № 16. Тема. Ч. Диккенс. Жизненный и творческий путь писателя. Творчество Диккенса как одна из вершин английской литературы; реалистические и романтические тенденции в его прозе. Место романа «Приключения Оливера Твиста» в творческом наследии писателя

  УРОК № 17. Тема. Художественное воплощение идеи гуманизма в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Сочувствие писателя к униженным и обездоленным, прежде всего детей. Социальная действенность творчества Диккенса

  УРОК № 18. Тема. Художественная модель английского общества и средства его создания в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

  УРОК № 19. Тема. Осуждение жажды наживы, холодного расчета и бездуховности общества в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Развенчание «деромантизации» преступного мира

  УРОК № 20. Тема. Ведущие средства индивидуализации персонажей романа «Приключения Оливера Твиста». Характеристика образа Оливера Твиста. Социальная действенность творчества Диккенса

  УРОК № 21. Тема. Специфика изображения, меткость характеристики различных общественных слоев Англии 30-х годов XIX в. в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Ч. Диккенс как мастер иронии и сарказма

  УРОК № 22. Тема. (КР) Контрольная работа по теме «Творчество Ч. Диккенса»

  УРОК № 23. Тема. Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь художника. Творчество Ф. М. Достоевского как одна из вершин русской и всемирной литературы. Философские, этические и эстетические взгляды писателя и их воплощение в художественных произведениях

  УРОК № 24. Тема. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» как воплощение нового полифонического типа художественного мышления

  УРОК № 25. Тема. Философские, социальные, психологические и морально-этические идеи романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  УРОК № 26. Тема. Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  УРОК № 27. Тема. Система образов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека

  УРОК № 28. Тема. Соотношение «преступления» и «наказания», семантика и символика названия романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского

  УРОКИ № 29-30. Тема. (РМ) Контрольное сочинение-рассуждение по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  УРОК № 31. Тема. (КР) Контрольная работа по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  УРОК № 32. Тема. Л. М. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя, его творчество как проявление возможностей реалистической литературы. Духовные и творческие искания и достижения художника

  УРОК № 33. Тема. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» как художественное воплощение «мысли семейной». Композиция и система образов

  УРОК № 34. Тема. Художественный параллелизм композиции как основной художественный принцип воплощения проблематики романа Л. Толстого «Анна Каренина»; особенности его стиля

  УРОК № 35. Тема. Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной из одноименного романа Л. Толстого

  УРОК № 36. Тема. «Диалектика души» толстовских героев в романе «Анна Каренина». Другие герои произведения, «высший свет»

  УРОК № 37. Тема. Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе

  УРОК № 38. Тема. Общечеловеческое значение романа Л. Толстого «Анна Каренина»

  УРОКИ № 39-40. Тема. (ПЧ). П. Чехов «Скрипка Ротшильда», «Человек в футляре». Беседа по внеклассному чтению

  УРОК № 41. Тема. (КР) Контрольная работа по произведениям Л. Толстого и А. Чехова

  УРОК № 42. Тема. Общая характеристика проводящих путей развития поэзии середины XIX века. Мировоззренчески-эстетические сдвиги в искусстве и литературе. Понятие о декаданс

  УРОК № 43. Тема. Этические и эстетические основы социально направленной лирики. Выдающийся русский поэт М. О. Некрасов — «певец страданий народных». Жизненный и творческий путь писателя

  УРОК № 44. Тема. М. О. Некрасов. Поэзии «В шесть вчера завернул…», «Размышления у парадного подъезда»

  УРОК № 45 (из резервного времени). Тема. М. О. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «На смерть Шевченко». Поэтическое новаторство автора, сочетание поэзии с прозой, приближение поэтического языка к разговорной интонации; переклички с Шевченко

  УРОК № 46. Тема. В. Уитмен — американский поэт-новатор. Жизненный и творческий путь писателя. Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализм

  УРОК № 47. Тема. В. Уитмен. Сборник «Листья травы», ее ведущие темы и мотивы. «Песня о себе» — программное произведение поэта. Обращение к свободному стиху (верлибру)

  УРОК № 48. Тема. Шарль Бодлер — французский поэт II половины XIX века, поздний романтик и один из зачинателей символизма. Жизненный и творческий путь писателя.

Мировоззрение и эстетические взгляды Бодлера и сборник «Цветы зла». Противопоставление действительности и идеала как семантикообразна ось сборки.

Толкование предметных образов как «видимых знаков» идей, чувств, душевных состояний («Соответствия»)

  УРОК № 49. Тема. Поиски «современной красоты», «добыча красоты со зла» в поэзии Ш. Бодлера. Филигранность поэтической техники, формальное совершенство и внушаемость стихотворения «Вечерняя гармония»

  УРОК № 50. Тема. Традиции и новаторство решения проблемы «поэт и толпа» в поэзии Ш. Бодлера «Альбатрос»

  УРОК № 51. Тема. Символизм как литературное направление последней трети ХІХ — начале ХХ века. Основные эстетические принципы и поэтическое новаторство символистов

  УРОК № 52. Тема. «Поэтическое искусство» Поля Верлена как стихотворный манифест символизма. Художественно-смысловую новаторство «поэзии души» П. Верлена. Суггестивный характер стихов «Забытые арієти» и «Так тихо сердце плачет…»

  УРОК № 53. Тема. Артюр Рембо. Художественный мир поэзии. Ассоциативно-чувственная картина Вселенной в стихах «Ощущение», «Голосівки». Раскодирование содержания в стихе «Пьяный корабль»

  УРОКИ № 54-55. Тема. (РМ) Аналитическое исследование стихов Поля Верлена и Артюра Рембо

  УРОК № 56. Тема. (КР) Контрольная работа по теме «Традиции и новаторские сдвиги в поэзии на рубеже ХІХ-ХХ веков»

  УРОК № 57. Тема. Е. Золя — французский писатель, теоретик натурализма. Жизненный и творческий путь писателя. Цикл романов «Ругон-Маккари»

  УРОК № 58. Тема. Цикл романов Э. Золя «Ругон-Маккари» — «естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Роман «Карьера Ругонов» как вступление к циклу, определение в нем ее ведущих тем и мотивов

  УРОК № 59. Тема. Е. Золя «Карьера Ругонов». Путь семьи Ругонов к богатству и власти. Сюжет

  УРОК № 60. Тема. Е. Золя «Карьера Ругонов». Система образов в произведении

  УРОК № 61. Тема. Е. Золя «Карьера Ругонов». Новаторство и художественные особенности романа

  УРОК № 62. Тема. Оскар Уайльд — представитель английского раннего модернизма. Жизнь и творчество художника. Эстетизм Уайльда, імпресіоністичність его стиля. «Предисловие» к роману «Портрет Дориана Грея»

  УРОК № 63. Тема. Жанровое и стилевое своеобразие романа А. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Философско-эстетические и нравственные проблемы произведения. Черты интеллектуального романа

  УРОК № 64. Тема. Воплощение различных форм эстетизма в образах Бэзила Холлуорда, лорда Генри и Дориана Грея (по роману А. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

  УРОК № 65. Тема. «Свет» и «тьма» судьбы Дориана Грея. Может ли красота быть «моральной» или «аморальной»?

  УРОКИ № 66-67. Тема. Специфика решения темы любви в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Символика образов произведения. (РМ) Дискуссия «можно Ли считать «Портрет Дориана Грея» «моральной» или «аморальной» книгой?»

  УРОК № 68. Тема. (КР) Контрольная работа по теме «Роман ранньомодерністської суток»

  УРОК № 69. Тема. Обобщение и систематизация материала, изученного в течение учебного года

  УРОК № 70. Тема. Итоги работы за год. Литературный праздник (презентация творческого проекта)

ЛИТЕРАТУРА

Источник: http://zarlitra.in.ua/index-18.html

Уроки по литературе 10 класс

Уроки по литературе 10 классРазработки  /  Литература  /  Уроки  /  10 класс

Читайте также:  Когда появился редис

Уроки по литературе 10 класс и другие полезные материалы для учителя литературы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Показывать

Все учебники

Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя; Развивать навыки с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться…

Добавить эту разработку
в избранное

Конспект урока литературы с презентацией по теме «В.Г. Распутин. Тема нравственной памяти в повести «Живи и помни».

Добавить эту разработку
в избранное

Задача урока-показать учащимся, как в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого «мечтательному»…

Добавить эту разработку
в избранное

Контрольная работа составлена в виде тестовых заданий. Охватывает жизнь и творчество таких писателей, как Оноре де Бальзак, Анри Мари Бейль (Стендаль), Чарльза Диккенса и такие…

Добавить эту разработку
в избранное

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом….

Добавить эту разработку
в избранное

Литературно-музыкальная композиция «Святки. Святочные гадания в произведениях русских писателей». Главная цель: знакомство с русскими традициями через творчество русских…

Добавить эту разработку
в избранное

Занятие, посвященное святочным рассказам, рождественским традицииям в мировой и русской литературе, которое построено на сопереживании и контрастных эмоциях.

Добавить эту разработку
в избранное

Данный урок разработан для учащихся 10 класса в форме ролевой игры (пресс-конференция героев произведения А.Н.Островского «Гроза» с журналистами) с использованием ИКТ….

Добавить эту разработку
в избранное

Урок прослеживает умение отбирать и систематизировать материал для характеристики героя; умение анализировать текст, отстаивать свою точку зрения, участвовать в коллективной и…

Добавить эту разработку
в избранное

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Подробнее

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Подробнее

Получайте бесплатно новые полезные материалы прямо на свой email

Подробнее

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/literatura/uroki-1/10-class

План конспект урока русская литература 10 класс по теме

План конспект урока русская литература 10 класс по теме

Учитель напоминает правила работы «в шляпах»:

«Белая шляпа» : факты, информация.

«Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.

«Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.

«Красная шляпа» чувства, эмоции.

«Зелёная шляпа»: новые идеи.

«Синяя шляпа»: выводы, оценки группам

2.Обсуждение в группах.(12 мин.)

3.Выступление команд. (по 3 мин.)

«Белая шляпа»: информация о Хлестакове.И. А. Хлестакова. Это молодой чиновник из Петербурга, которого в провинциальном городке приняли за ревизора. Он из тех людей, которых в канцеляриях называют «пустейшими» .

Тратит все деньги, присылаемые отцом, на кутежи, карты и новую одежду, потому что видит только внешнюю сторону столичной жизни. Очень ярко показан характер Хлестакова в эпизоде, где он начинает хвастаться перед городничим. Его мечты не идут дальше желания получить более высокий чин для того, чтобы им восторгались.

Хлестаков полагает, что счастье – это возможность быть выше других, причем это, по его понятиям, не связано с личными качествами человека. А писательские достоинства он приписывает себе исключительно для того, чтобы понравиться жене и дочери городничего.

Бахвальство и наглость в сочетании с глупостью провинциальных чиновников помогают ему остаться неразоблаченным. Он проворен, что видно в эпизоде признания в любви. Моментально «переключается» с дочери на жену, и никто из них не успевает что-либо заподозрить. Он привык «плыть по течению» и не задумываться о будущем.

Часто он не способен остановиться (как во время обеда у городничего) . Начав о чем-то говорить, «завирается» , пытаясь выставить себя в наиболее выгодном свете. Хлестаков обладает самолюбием (он боится нравоучений Осипа, своего слуги) , но не брезгует смошенничать и словчить.

В его характере присутствуют многие отрицательные стороны тогдашнего общества – чинопочитание, подхалимство (вспомним, как он униженно просит об обеде!) , невежественность… Хлестаков – это символ, обозначение вполне конкретной части человечества.

«Жёлтая шляпа»: Положительное о Хлестакове.

Молод, некрупный чиновник, имеет скромное жалованье, над ним много начальников, на работе много рутины. Холостяцкая квартира или дом, небольшой штат слуг, на роскошь

не хватает денег, но следит за собой: одет аккуратно и модно. Балы, театр, щеголь,

любит производить на барышень впечатление. «каждый день доставай билеты в

театр»; одет по моде; знаком с русской и зарубежной литературой; умеет увлечь слушателей; нравится женщинам; разбирается в людях;

«Чёрная шляпа»: Отрицательное в Хлестакове.

«профинтил денежки»; «сидит и хвост подвернул, не горячится»;

«кутит на батюшкины деньги»; «продает все до последней рубашки»; делом не занимается; гуляет по прошпекту; не платит в трактире; труслив; высокомерен, нагл, груб со слугой; преувеличивает, сочиняет, врет о своей жизни и службе в столице;

придумывает небылицы; берет взятку; несерьезно относится к женщинам.

«Красная шляпа»: Какие чувства вызывает у вас Хлестаков?

Жалость:

  1. Яркий представитель молодого поколения того времени. 2) Негативное влияние общества.

Негодование, Возмущение :

1) имитировал интерес к дочке городничего 2) обогащение обманным путём 3)

Восхищение: хороший артист;

«Зелёная шляпа»: новые идеи.

Можно предположить, что Хлестаков вошёл во вкус, и, если можно так выразиться, стал «гастролировать», по небольшим городам России в виде инкогнито, зарабатывая на этом деньги. Но в конце, его обман раскроется, но он откупится.

«Синяя шляпа»: выводы, оценка работы каждой группы.

Эксперты оценивают работу каждой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10 б. шкале, обосновывая своё мнение.

Рефлексия.

Заключительное слово учителя.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/plan_konspekt_uroka_russkaya_literatura_10_klass_po_teme-26868.htm

Конспект урока по литературе в 10 классе

Конспект урока по литературе в 10 классе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им.М.Аверина г.Валдая

Конспект урока по литературе в 10 классе

Тема: Выбор смерти

(по драме А.Н.Островского «Гроза»)Разработчик урока Потагина Т.К.,учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 1 им.М.Аверина Валдай2010

Урок литературы в 10-м классе

Жанр урока — дискуссионный зал.

Технология проблемного обучения.

Тема урока: Выбор смерти (по драме А.Н. Островского «Гроза»)

Цель и задачи урока

Цель: формирование ценностных ориентаций читателей пьесы А.Н.Островского «Гроза»

Задачи:

  1. Развитие навыка самоопределения к проблеме (на данном уроке к проблеме суицида) в процессе анализа различных точек зрения на ее решение.
  2. Выявление способов, позволяющие писателю, художнику, музыканту, чтецу, актеру выразить собственный взгляд на проблему суицида.
  3. Воспитание уважения к жизни, к чужому мнению.
  4. Развитие навыков ведения дискуссии

Урок проводится после прочтения драмы А.Н. Островского «Гроза».

Домашнее задание к уроку:

Познакомиться с критическими статьями о драме А.Н.Островского «Гроза». Выборочный конспект, отражающий вопросы, связанные с гибелью Катерины.1. А.Н.Добролюбов «Луч света в темном царстве»,1860

http://ilibrary.ru/text/1492/p.1/index.html

2. Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы», 1864

http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0240.shtml

3. Аполлон Григорьев «После «Грозы» Островского», 1860

http://az.lib.ru/g/grigorxew_a_a/text_0400.shtml

Индивидуальные задания

    1. Выучить наизусть стихотворения В.Егорова. 2 человека.
    2. Подобрать музыкальные произведения из репертуара В.А.Моцарта, ассоциирующиеся с состоянием Катерины перед смертью.

Техническое обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, плеер, колонкиК уроку можно подготовить презентацию или использовать по ходу урока Интернет-ресурсы в режиме онлайн.

Ход урока

1. Работа с иллюстрациями

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42183a70.jpg

  • Рассмотрите 2 эскиза костюмов Катерины художника А.Головина (1916г.)

Который из них, по вашему мнению, в большей степени «подходит» героине? В каком из них вы выпустили бы на сцену героиню, если бы вы были режиссером? Почему?

  • Рассмотрите картину «Катерина» художника С.Герасимова.

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f54457.jpg

  • Каким, по вашему мнению, представляет себе характер Катерины художник Герасимов? Почему вы так решили?

2. Работа со звуковым файлом

http://sheba.spb.ru/radio/ost-groza.htm

  • Прослушайте сцену из радиоспектакля по «Грозе» А.Н.Островского. Прощание с Борисом.
  • Ответьте на вопрос: Смерть Катерины — трагедия совести или быта? Какими средствами воссоздан характер Катерины в радиоспектакле?
      1. Проверка домашнего задания

3.1.Как оценивают критики характер Катерины? В чем видят причины ее смерти?3.2. Кому принадлежат следующие высказывания?

1. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе

1-а. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление

2. Решительный, цельный русский характер

2-а. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…

3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный

3-а. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?

4. У Катерины все делается по влечению натуры

4-а. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве

5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…

5-а. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…

6 Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.

6-а. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

7 Нам отрадно видеть избавление Катерины.

7-а. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

  • Чью точку зрения вы разделяете? А. Добролюбова? Д. Писарева? А.Григорьева?
  • Ранжируйте по степени важности (от большего к меньшему) причины, которые привели Катерину к самоубийству: чрезмерная религиозность, стыд, необразованность, грубость Кабанихи, слабость мужа, слабость Бориса, отсутствие жизненной цели, отсутствие детей, протест против «темного царства», слабость характера, сила характера.
  • Добавьте в список и другие причины, если, на ваш взгляд, они в какой-то степени подтолкнули Катерину к самоубийству.
  1. Работа с музыкальными файлами
  • Которое из двух произведений в большей мере созвучно состоянию Катерины перед смерти? Поясните свою точку зрения.

5.1. В. А.Моцарт Реквием ре-минор

http://s3.megapesni.ru/uploads/files/9054-mocart—rekviem.-lacrimosa.mp

5.2. В.А.Моцарт Реквием по мечте

http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=47008

6. Работа с поэтическими текстами

  • Прослушайте (подготовленное чтение наизусть) двух стихотворений Вадима Егорова — поэта-современника, известного барда, с чьим творчеством можно познакомиться на сайте

http://vadimegorov.by.ru/main.shtml

  • Какое отношение эти стихотворения могут иметь к теме урока?

Вадим ЕгоровИду по кладбищу.Бреду по кладбищу.Ограды сгнившие стоят осклабившись.Кресты насупились, раскинув лапищи,Иду по кладбищуЛопочут листья мясисто-сочные.А день-то, день-то прозрачный, солнечныйВсе в желтых бликах, кривых оладушках..Бреду по кладбищу.И вдруг — по сердцуИ вдруг — по памятиС могильной плитки — Скорлупки каменной — Лучисто щурится, смеется девочка:В руках матрешка, в косичках ленточки.А буквы прыгают, вопят, уродины,Что было девочке четыре годика!Что, мол, убитаяОна с матрешкой…Шальным осколком ночной бомбежки…..Да как же это? В глазах сумятица!Сознанье – пятится!И ноги – пятятся!Ведь ей бы маленькой,Мелькая челкою,Весенних зайчиков ловить ручонкою,Стирать каракули зеленым ластиком,Играть с подружками в квадраты классики.Над полустершейся эпитафиейСмеется девочка… с фотографии

Читайте также:  Мероприятие для лагеря «устами младенца»

Вадим Егоров

Ваш бесчисленный правнукНавсегда Вашей Милости верен.Греховодник и праведник,Вертопрах, правдолюбец и лгун,Обожаю Вас, Жизнь,Обожаю вас свято и ветрено,Вас, старушку-процентщицу, у которой я вечно в долгу.

За минувшие ваши и ваши грядущие новшества,Что меня, должника, научили смотреть веселейНа незримое, но ежечасно растущее множествоНеоплаченных вам и просроченных вам векселей…Их, быть может ,оплатят стихов рукописные томики.

Только, если всерьез,Разве эти долги погасить?Да поможет мне бог расплатиться хоть малою толикойЗа одно только то, что явились ко мне погостить.

И не знаю еще, что готовит мне норов ваш адовый,Но в годину, когдасоберетесь оставить мой дом,Обещаю вам, жизнь,По-собачьи в глаза не заглядывать,И руки не тянуть, и за ваш не цепляться подол,И за давностью лет уподобиться бедному Йорику.

А покамест во мнеХоть щепотка дыхания есть,Обожаю вас, Жизнь,И бесстыже впадаю в риторику,Ибо эта риторика в вашу слагается честь!И не ведаю где:В Магадане, Одессе ли, ВинницеНа обрыве, на грани,На краю мне дарованных лет, -Перед тем как туда.. в эту чертову бездну низринутьсяЯ счастливо шепну, благодарно шепну вам вослед:»Обожаю Вас, Жизнь!» Жить иль не жить? От чего или от кого зависит решение этого вопросы? Как вы думаете?Выбор делает человек. Сам. Выбор зависит от того, в первую очередь, каков человек, каковы его ценностные ориентации

Сочинение «Смерть завершает жизни полотно…»

Источник: http://100-bal.ru/literatura/37528/index.html

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Урок по литературе в 10 классе

Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Анализ стихотворений: «Погасло дневное светило. », «Я пережил свои желанья. », «Демон», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал. »), «Если жизнь тебя обманет. »)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок 4. Тема: Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

(«Погасло дневное светило. », «Я пережил свои желанья. », «Демон», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал. »), «Если жизнь тебя обманет. »)

Сообщение учащихся – (с. 107 – 109 («… в пушкинские стихотворения и поэмы»)

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» (с. 109)

Выразительное чтение стихотворения. (с. 72)

Вопросы и задания к стихотворению «Погасло дневное светило. »

— Какие слова вам показались незнакомыми?

1. История создания стихотворения.

Стихотворение написано во время южной ссылки, отправляясь на военном корабле по пути из Феодосии в Гурзуф в 1820 году. Пушкин ехал на корабле ночью. Из воспоминаний поэта: «проснувшись, я увидел картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прикрепленными к горам, тополи как зеленые колонны, стройно возвышались между ними.

Справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный» — всё это навеяло воспоминания о безвозвратно минувшем времени. Невеселым размышлениям способствовала и окружающая обстановка, ведь стихотворение было написано ночью.

Судно быстро передвигалось по морю, которое укрыл непроглядный туман, не позволяющий рассмотреть приближающиеся берега.

2. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.

Элегия – жанр лирической поэзии, философские размышления , в котором грустные мысли, чувства и раздумья поэта облачены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии, смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья.

Лирический герой размышляет о своей судьбе, жизни, собственном предназначении. Лирический герой прощается с отрочеством и юностью , прощается с Петербургом. Он тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

В элегии грустные размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность дружеских уз.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей.

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались.

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

3. Какие черты романтизма проявились в нем?

Романтизм – неудовлетворённость действительностью, разочарование совмещается с горячим личным порывом к свободе

Образ лирического «я» близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и ее отсутствием у изгнанника поневоле.

4. На сколько частей можно разделить стихотворение? Обоснуйте свой ответ?

Условно стихотворение можно разделить на три части, отделяет их друг от друга рефрен. Вначале перед читателем возникает картина ночного моря, на которое опустился туман. Это некое введение.

Во второй части Александр Сергеевич предается воспоминаниям о давно минувших днях, о том, что приносило ему страдания, о прежней любви, о надеждах и желаниях, томительном обмане. В третьей части стиха поэт описывает свою родину, вспоминает о том, что именно там отцвела его юность, в этой стране остались друзья.

В заключительной части стихотворения содержится основной смысл – герой ни о чем не забыл, он хорошо помнит свое прошлое, но сам он изменился.

5. Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана?

Грозная стихия океана созвучна душе поэта.

6. В каком ключе рисуется в стихотворении природа?

Природа не только необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не правдивое описание необычного пейзажа моря, а его мощь и свобода, стихийное движение.

7. Какими художественно-изобразительными средствами пользуется автор? Приведите примеры эпитетов, метафоры, олицетворения; рефрен.

Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов

(«Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан»);

эпитеты («к брегам печальным», «к пределам дальним»),

метафоры («искатель новых впечатлений», «прежних сердца ран»),

олицетворения («изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан»).

8. Какова тема стихотворения?

Это воспоминания о прошлом, разрыв с прежними нравственными убеждениями и устремление к новым впечатлениям, чарующие своей неизвестностью и загадочностью.

Анализ стихотворения «Я пережил свои желанья…» (с. 110)

Выразительное чтение стихотворения (с. 82)

Вопросы и задания к стихотворению «Я пережил свои желанья. »

1. Какова история создания стихотворения?

Стихотворение было создано в Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму «Кавказский пленник».

2. Определите жанр стихотворения. Докажите, что это элегия.

Для элегии характерен мотив разлада и разрыва с прошлым, мотив одиночества, страдания

3. Какова композиция стихотворения?

Элегия делится на две части, в которых переживания лирического «я» сопоставлены с картиной поздней осени.

4. Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают?

5. Какими художественно-изобразительными средствами пользуется автор? Приведите примеры эпитетов, метафоры, перифразы

Метафоры («Под бурями судьбы жестокой

Увял цветущий мой венец»),

Перифраза или перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких (ночное светило – луна, погрузиться в сон – заснуть, царь зверей – лев)

Анализ стихотворения «Демон»

Выразительное чтение стихотворения. (с. 109)

Вопросы и задания к стихотворению «Демон»

1. Кто такой демон? Как он представлен в стихотворении?

Демон – злой дух

2. Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите свои суждения текстом.

3. В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим «я» стихотворения? Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной? Почему?

4. Можно ли считать скептическое отношение Демона к миру проявлением трагического разочарования поэта в прежних ценностях?

5. Есть мнение, что «злобный гений» — это не знакомец поэта, а он сам в период утраты прежних, возвышенных «впечатлений бытия». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

— Зная биографию великого поэта, прослушав замечательные стихи, создание на юге, скажите: наказанием или благом был период южной ссылки для Пушкина?

Сообщение – стр. 112 («Стихи, ..» до «… стать с веком наравне».)

Лучше всего ответил сам Пушкин в письме к брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо;- горы, сады, море; друг мой, любимая надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». А.С.Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, Крыму, пышной южной природе. На юге Пушкин по-новому увидел мир и человека. После юга Пушкин стоял на пороге новых творческих исканий.

Рассмотрение репродукции картины «Вид Гурзуфа в Крыму» художника Карла Ивановича Рабуса, который запечатлел удивительную природу на своей картине. Внизу, справа, виден дом Арман Эммануэль дю Песси герцога Ришелье, где в Гурзуфе в 1820 году жил Пушкин.

Прослушивание романса на стихи «Я пережил свои страданья»

Сообщение – стр. 110 – 111(«Осенью 1820…» до «Свободы сеятель пустынный»)

Сообщение – стр. 111 («Революционеры-демократы…» до конца абзаца).

Сообщение – стр. 112 – 113 («Летом 1823….» до «…село Михайловское, имение родителей»)

«Михайловская ссылка» (с. 110 – 116)

Сообщение – (стр. 114 – 115 («8 августа…» до «…с потребностями творчества»)

Сообщение – (стр. 118 («Несмотря на то что …» до «…своему неустанному труду»)

Анализ стихотворения «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал. » (стр. 120 – 121)

Выразительное чтение стихотворения (стр. 140)

Читайте также:  О профессии музейный работник для детей

Вопросы и задания к стихотворению «И путник усталый на Бога роптал. »

1. История создания стихотворения.

2. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.

3. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?

Преображение собственной души, свершившееся чудо, обновление, готовность к творческим подвигам. С искренней верой и надеждой лирический герой пускается в новый жизненный путь.

4. Докажите, что в стихотворении отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.

Анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет…» (стр. 120)

Выразительное чтение стихотворения. (стр. 161)

Вопросы и задания к стихотворению «Если жизнь тебя обманет. »

1. Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе?

Одно из свойств жизни – это движение, а не застой и косность. У человека есть будущее, есть надежды, мечты, вера. Поэтому нужно достойно встретить невзгоды и знать, что они рано или поздно минуют

2. В чем философский смысл стихотворения?

Эпизоды человеческой жизни – мгновения в историческом бытии природы и человечества. В ходе жизни происходят преобразования: то, что казалось «унылым», по происшествии времени становится «милым», унылые и весёлые дни идут чередой.

3. Какова тема стихотворения?

Пушкин сказал о прошлом, настоящем и будущем, из чего складывается жизнь и без чего её не бывает.

Одно из главных настроений лирики Пушкина южного периода — это трагизм восприятия жизни . Двойственное романтическое мироощущение складывалось у поэта из воспевания ценностей любви и свободы и одновременно их отрицания.

Однако поэт смог преодолеть «безыдеальный» взгляд на жизнь.

Поэтому в романтических произведениях михайловского периода начинают звучать мотивы гармонии бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чуда преображения души, свободы внутренней, которая не может быть скована внешними законами и изоляцией от мира.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Элегия – жанр лирической поэзии, философские размышления , в котором грустные мысли, чувства и раздумья поэта облачены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии, — смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья.

Романтизм – неудовлетворённость действительностью, разочарование совмещается с горячим личным порывом к свободе

Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов Перифраза или перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких (ночное светило – луна, погрузиться в сон – заснуть, царь зверей – лев)

Карл Иванович Рабус

Карл Иванович Рабус «Вид Гурзуфа в Крыму»

Поэтический цикл «Подражание Корану »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто.

Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату.

Обобщающий урок по литературе о творчестве А.С. Пушкина (межпредметные связи: литература-живопись-музыка).

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро», рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи .

Конспект урока по литературе в 10 классе «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова».

Презентация к уроку литературы в 7 классе «рОмантические рассказы М.Горького».

Источник: http://rus-poetry.ru/plan-konspekt-uroka-po-literature-10-kl-4/

Конспект урока по Литературе «ВОСПРИЯТИЕ» 10-11 класс

Тема урока:

ВОСПРИЯТИЕ

Цель урока:

  1. Формирование представлений о восприятии на литературном и искусствоведческом материале.

  2. Уметь различать восприятие и ощущения.

  3. Знать виды и свойства восприятий.

  4. Уметь вести наблюдение за ходом эксперимента.

  5. Стимулирование самостоятельной мыслительной деятельности.

Ключевые термины:

верхний и нижний порог чувствительности, сенсорная депривация, адаптация, синестезия, апперцепция, когнитивный диссонанс, установка, перцептивная неготовность, оптические иллюзии.

Литературные тексты:

Н.Заболоцкий «Какого вкуса чувства наши…»

С.Маршак «Мы знаем: время растяжимо»

И.Бунин «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Митина любовь» и др.

В.Шекспир «Ромео и Джульетта»

Л.Толстой «Война и мир»

Ход урока:

  1. Опрос по домашнему заданию.

  1. Что такое ощущение?

  2. Почему мы не замечаем пылинок, которые падают на лицо?

  1. Почему самолет «пойманный» лучами прожектора нередко теряет управление и сбивается с курса?

  1. Прослушайте стихотворение Владимира Солоухина (Приложение № 1) как он описывает палитру наших чувств. От какого психологического явления просит автор уберечь его в последней строфе?

  1. О каком психофизическом явлении идет речь? Когда-то талантливый педагог Лесгафт предостерегал родителей: «Сначала конфета, потом конфета с ромом, потом ром с конфетами, потом просто ром».

  1. В романе Э.Л.Войнич «Овод» есть эпизод: Джули – жена брата Артура – отчитывает своего родственника. «От её тонкого, пронзительного голоса у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание верным?

  1. Какое психологическое явление составляет основу цветомузыки?

  1. Уникальным синестетическим восприятием обладал Иван Алексеевич Бунин. Приведите примеры синестетического восприятия из рассказов Бунина.

  1. Объяснение нового материала.

Тема занятия «Восприятие». Что вы знаете о восприятии?

(на доске таблица, заполняются 1 и 2 столбцы.)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Домашнее задание: заполнить дома последний столбец таблицы

Приготовьте из картона несколько небольших геометрических фигур – квадрат, треугольник, круг, звездочку, пирамиду.

Испытуемому завязывают глаза. Экспериментатор осторожно кладет фигурки одну за другой сначала на предплечье ближе к кисти руки, затем на ладонь испытуемого и спрашивает: «Что вы ощущаете?»

Обычно (фигурка лежит на предплечье) отвечают: «Чувствую – что-то лежит, но, что именно, не знаю».

когда фигурка лежит на поверхности ладони (кстати, здесь экспериментатор должен быть на чеку: испытуемый обязательно невольно попытается совершать какие-то движения, и это уже само по себе очень важное наблюдение!), ответы становятся более определенными, хотя тоже остаются неправильными: «Что-то вроде круга» (на самом деле – квадрат) – и т.д.

Наконец, экспериментатор разрешает ощупать фигурки. Жадные движения пальцев. Они как бы обрисовывают контуры фигуры, как бы снимают с них слепок, модель. В результате – безошибочное узнавание. Почти таким же будет результат, если фигуру двигать по ладони, «кантовать».

Данный опыт убеждает, что при восприятии, в процессе активного взаимодействия органа чувств с объектом, возникает перцептивная модель этого объекта.

Что нужно, чтобы произошло восприятие?

  1. , который порождает . К нему подключается . У человека восприятие всегда связано с , которая обуславливает осмысленность восприятия, т.е. связано с .

  2. . В настоящее время существует такая классификация восприятия .

Установлено, что восприятие времени – самая трудная задача для детей. И не мудрено. Время не имеет наглядной формы, его нельзя понюхать, потрогать, увидеть. Его можно только прожить. И ребенок ищет, и находит в своей практике систему временных координат. Правда, эти координаты легко сжимаются от его страстного желания приблизить какое-либо радостное событие.

Но так «вольно» обращаться со временем может маленький человек. Установлено, что человеческий организм подчинен законам времени. Это делается при помощи циклических явлений захода и восхода солнца. А современный человек ориентируется по стрелкам часов.

«Внутренние часы» тесно связаны с общим состоянием психики. На это указывают многочисленные факты «поломок». И «починкой» здесь чаще всего занимаются психиатры. Например, больные в депрессивном состоянии время переоценивают.

Оно тянется для них мучительно долго, а в состоянии возбуждения время недооценивается.

Существуют психологические законы заполнения временного отрезка. Попробуем вывести эти законы сами.

А поможет нам в этом стихотворение С.Маршака (Приложение № 2).

Правда, и у этого закона есть исключения. Об этом стало известно от – покорителей пещер.

— (переоцениваться).

А на самом деле увеличение времени недооценивается. Почему? Пока у науки нет ответа. Каждый человек в силу индивидуальных особенностей либо недооценивает, либо переоценивает время. На психологическую относительность времени ещё в 16 веке обратили внимание лирические поэты.

Ромео: «Грустные часы длинны».

Перед первой встречей с дубом князь Андрей переживает острый духовный кризис (он убедился в мелочности своих честолюбивых стремлений, перестал видеть в Наполеоне великого человека, потерял веру в семейное счастье, считает себя прежде времени устаревшим). А после встречи с Наташей другими глазами смотрит на мир. Он ожил.

Прочитайте фразу, написанную внутри треугольника (Приложение № 3), и скажите, что в ней не так.

Одним из свойств восприятия, которое «отвечает» за неспособность найти ошибки в собственном диктанте является .

С эффектом перцептивной неготовности связаны и следующие свойства. Это оптические иллюзии и двойственность изображений.

Восприятие зависит и от личных особенностей.

Класс делиться на группы, рассматривают портрет В.Гога. Отвечает на вопросы, затем записывают свои характеристики, сравнивают, что совпало.

  1. Возраст (45 лет)

  2. Профессия (художник)

  3. Характер (спокойный – взрывной)

  4. Семейное положение (холост)

  5. Какая его прошлая жизнь? (тяжелая)

  6. Что ожидает в будущем? (много переживет)

  7. Психологическое состояние (депрессивное, уравновешенное – неуравновешенное)

Учитель: Перед нами автопортрет известнейшего голландского живописца Винсента Ван Гога. После очередного неприятного разговора (23.12.1888г.) с французским художником П. Гогеном о художественной манере В.Гога, В.

Гог впал в депрессивное состояние и отрезал бритвой себе ухо. Потом отправился в бордель и отдал его одной женщине со словами: «Истинно говорю тебе, ты станешь обо мне думать». После того, как приступ прошел, он, глядя в зеркало, нарисовал автопортрет.

У него была страсть рисовать себя.

Среди живописцев редко можно встретить человека с такой трагической судьбой, как у В.В.Гога. С самого начала его жизнь была наполнена любовью и печалью. Трижды в своей жизни он возлагал любовь к ногам женщины и трижды был отвергнут.

Его картины, прославляющие солнце, он очень любил желтый цвет, любимый цветок – подсолнух, встретили непонимание у современников. За все свою жизнь продал лишь одну картину. Он стал лидером импрессионизма.

А интерес к своеобразной манере художника появился более чем через 100 лет после его смерти. Он прожил 47 лет, предпринимал несколько суицидальных попыток, одна из которых оборвала его жизнь.

Но нам остались его картины, одухотворенные, сияющие, очаровывающие, от которых часто веет печалью и одиночеством. Но только их создание и давало ему ощущение счастья.

Закончим наше занятие эстетическим восприятием картин В.Гога. И я бы хотела, чтобы эстетическое восприятие стало вашей потребностью.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-vospriyatie-klass.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector