Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. тема: невидимка-воздух

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Задачи:

Образовательные:

— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

— дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

— способствовать формированию у детей познавательного интереса;

— обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

— память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

— воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Оборудование:

— полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

— стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

— мыльные пузыри (по количеству детей);

— кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

-тазики – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

— апельсин.

Ход занятия

Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на калитку и не пойму, что происходит калитка то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете кто ее открывал?

Дети: ветер.

Воспитатель : А что такое ветер?

Дети:

Воспитатель: Ветер-это движение воздуха. А как вы думаете что такое воздух?

Дети:

Воспитатель: Правильно -это то, чем мы с вами дышим. Вот сейчас мы поиграем с вами в игру «Дышит или не дышит». Я буду называть предметы или явления если они дышат то вы хлопаете в ладоши, если нет, то сидите тихо. Готовы?

Дети:

Воспитатель : (перечисляет: дерево, окно, люди, животные …)

Молодцы, ребята, все были внимательны. А это как вы думаете в помещении детского есть воздух? Чтоб это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: лаборатория-это помещение где работают учёные которые ставят опыты и эксперименты исследуя их.

Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ни чего не трогать и находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки.

Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы по вернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся и в лаборатории окажемся.

Ребята, как вы думаете воздух мы с вами видим?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: если мы его не видим, значит он какой?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: правильно, невидимый, прозрачный. Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать.

Опыт№1: с целлофановым пакетом

Воспитатель: а в нутрии человека есть воздух?

Дети: (ответы детей)

Опыт№ 2: со стаканом с водой и трубочкой.

А ещё какие пузыри мы можем пускать?

Дети: (ответы детей)

Опыт№ 3: с мыльными пузырями

Воспитатель: ребята, а как воздух попадает к нам? Через что?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: все люди дышат через нос, давайте покажем, как мы дышим. (показывают)

Затем проходят и садятся за столы.

Опыт №4: с бумажной салфеткой

Опыт № 5: с веером

Воспитатель: а хотите устроить настоящий ветерок? Подходите ко мне.

Опыт №6: с кораблями

Физкультминутка:

Мы сидели, мы устали,

воздух дружно изучали,

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.

Всем друзьям мы улыбнулись,

наклонились, раз и два, чтобы не болела голова.

И закончили зарядку тихо, тихо сев за парту.

Опыт №7: с апельсином

Воспитатель: ребята о чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: а теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Встанем потихонечку.

Вокруг себя обернемся,

немного пройдёмся

и в детский сад вернёмся .

Ребята, где мы с вами сегодня были? О чём говорили?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: говорили о воздухе, о свойствах воздуха. Воздух какой?

Дети: (ответы детей)

Через нос проходит в грудь
и обратно держит путь,
он невидимый, но всё же
без воздуха мы жить не можем.
Он прозрачный невидимка,
лёгкий прозрачный газ,
невесомою косынкой
он окутывает нас.

На этом наше занятие закончено, всем спасибо. А ребятам пора на прогулку гулять на свежем воздухе.

Для проведения занятия я ставила задачи:

Образовательные:

— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

— дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

— способствовать формированию у детей познавательного интереса;

— обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

— воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Была проведена предварительная работа:

— наблюдения за ветром;

— изготовление детьми корабликов с парусами, вееров.

При планировании занятия учитывала особенности своих детей. Так как группа логопедическая (дети с зпр и стертой формой дизартрии), НОД старалась организовывать в форме перемещения детей в пространстве группы, используя игровые приемы, физкультминутку. Поставленные мной задачи были решены.

Анализируя деятельность детей можно сделать вывод, что дети справились с заданиями.

В процессе работы проявляли интерес, любознательность, эмоционально реагировали, с желанием выполняли все действия, используя все свои знания и навыки. Занятие им пришлось по душе.

После занятия на прогулке с удовольствием пускали мыльные пузыри. И в процессе дальнейшей работы с детьми опыты стали самым интересным занятием детей.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/plan-konspekt-nod-vozdux-nevidimka.html

Конспект занятия «Воздух — невидимка» в подготовительной группе

Конспект занятия «Воздух - невидимка» в подготовительной группе

Конспект занятия «Воздух — невидимка» в подготовительной группе
Автор: Ситчихина Наталья Николаевна воспитатель МБДОУ детский сад № 388 г. Самара

Задачи: *обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

  *развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*коррекционные — поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.

*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Скачать конспект

Предварительная работа:Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.Изготовление с детьми вееров из бумаги. Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарная работа:Прозрачный, упругий, ветер — движение воздуха.Пособия:Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.Ход занятия:Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку.

Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:Невидимка озорнойЖивёт рядышком с тобой,Он невидим и неслышим,И куда мы ни пойдём,Невидимку мы найдём. Дети: Воздух. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.

Воспитатель: А почему мы его не видим? Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.

Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1.  «В стакане есть воздух»Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. 

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3:  «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное?  (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)    

Опыт 4. «Воздух – упругий»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Читайте также:  Загадки про одежду и обувь с ответами

Опыт 5. «Воздух находится везде».

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)Воспитатель: Что такое ветер?Дети: Ветер – это движение воздуха. Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку.

Она называется «Ветер».

Физминутка «Ветер»Дует ветер нам в лицо,                                   махи руками в лицоЗакачалось деревцо,                                       руки вверху, наклоныВетерок всё тише, тише,                                 приседание

Деревцо всё выше, выше,                               поднимание вверх на носочках

Опыт 6. «Веер»А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель:  Где используется ветер человеком?
Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Опыт 7 «Мы дышим воздухом».

 Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.Что видим? – пузырьки. Что это значит? 

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Опыт 8 «Дудочка»

    Подуть в дудочку, и она заиграет.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

         Опыт 9 «Мыльные пузыри»

Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?Дети: Воздух запаха не имеет.Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Воздух вкуса не имеет.

Подведение итогов

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали? (Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)Где можно встретить воздух?Почему мяч прыгает?Почему мы не видим воздух?

Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем: * Почему бывают волны на море, на реке?* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?* Воздух бывает холодным, тёплым.* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?

Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!

Источник: http://doshkolnik.ru/okr-mir/4941-vozduh.html

Мбдоу детский сад «земляничка»

Мбдоу детский сад «земляничка»Подробности Опубликовано: 15 октября 2014

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Земляничка» в п.Саган-Нур.

Непосредственно Образовательная деятельность

По формированию опытно – экспериментальной работы

На тему:«Воздух – невидимка»

(для детей старшего возраста)

Выполнила: педагог

Евланова Татьяна Ивановна.

п. Саган-Нур

2013 г.

Занятие на тему: «Воздух – невидимка»

(для детей старшего возраста)

Задачи:

Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.

Развивать личность ребенка, психические качества: ощущение, восприятие, память,

внимание, речь; мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойстве воздуха

Формировать интерес к экспериментальной деятельности.

Развивать логическое мышление, интерес к природным явлениям.

Воспитание   усидчивости,   развитие   умения слушать,   управлять   своим поведением, работать в коллективе.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

— наблюдения за ветром;

— проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать:

Через нос проходит путь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Воспитатель: — Правильно, это воздух.

— Ребята, а кто знает кто изучают воздух. (ученые)

— А где работают ученные (в лаборатории)

— А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию.

— В лаборатории все работают в халатах, пользуются материалами осторожно и аккуратно. Давайте с вами наденем халаты и отправимся в лабораторию.

Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Давайте, проверим, правда, это или нет.

А как вы думаете, нам воздух нужен? Зачем? ( Чтобы дышать).

Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Опыт 1:

Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)- Сядем за столы

Опыт 2:

— Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

— Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков. При надувание   пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

— Поставьте стаканы на поднос.

Опыт 3: Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?(мыльные)

А вы хотите попускать мыльные? (Да)

— Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький.   Из чего они получились из мыльного раствора. Что находиться внутри мыльных пузырей.

— Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания.

— Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)

Кому еще нужен воздух?

Вот первый   секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг — направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.   Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Нет, не видим, он невидимый.

— Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

— Мы видим воздух в стакане? — Почему мы его не видим ? (Потому что он прозрачный и через него все видно) — Значит, он невидимый

Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

Не получается.

   — А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?

Опыт 4: Что в пакете?

Воспитатель: — Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.

— Что в нем? (он пуст)

— Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.

— Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите, пакет стал упругим, плотным.

Воспитатель: — А теперь, что вы видите? (В пакете воздух)

Воспитатель: — А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?

(он станет, плоским и тоненьким)

Воспитатель: — Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.

Вот мы с вами открыли второй секрет воздуха: он невидимый.

— Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но можем ощутить на себе,   почувствовать, а поможет нам в этом ветер.

Опыт 5:

— А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории.

— Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.

— Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер

Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?

Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу салфетку. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

— Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, создавать волны на воде, качать деревья,                                         . Третий секрет –воздух может двигаться.

Воспитатель: — Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, почувствовать его движение, а еще я предлагаю вам его услышать.

— А вы знаете, как это можно сделать?

— Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо подкрепиться:

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Опыт 6: «Что звучит?- А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите.   Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть. — Что происходит с воздухом? (он свистит)- Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги (можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль нее так, чтобы получился звук.

Воспитатель: — Что происходит?

(Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает и звук.)

Воспитатель: — Для того чтобы подтвердить, давайте просто приложим бумагу к губам и попробуем что-то сказать.

— Что вы чувствуете? (ощущаем дрожание бумаги). Это еще один секрет воздуха, как вы думаете какой — мы воздух   можем услышать.

— Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в старшей группе в детском саду. виды знаков дорожного движения. предупреждающие дорожные знаки

Опыт с воздухом 7:

    Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится.

Так что главное — не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).       После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд.

Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт с воздухом № 8:

    Надуйте воздушный шарик. Придержите рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся.

Попросите кого-нибудь вам помочь — продеть нитку через трубочку. Один конец нити пусть ваш помощник привяжет к какому-нибудь предмету, другой конец держит в руке.

Скотчем прикрепите трубочку к шарику. Теперь отпустите шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.

   Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу

— Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или немного пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.

— Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?

— Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Источник: http://dou-zemlyanichka.ru/index.php/mmetodwork/mconspect/115-zanyatievozduhnevidimka

Конспект занятия по теме: Наблюдение за воздухом (невидимка – воздух)

Конспект занятия для старших дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

Конспект занятия по ознакомлению с природным окружением «Невидимка — воздух» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, который позволит расширить знания детей.

Конспект занятия по теме: Наблюдение за воздухом (невидимка – воздух).

Автор: Смирнова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ детский сад № 15, г. Красноуфимск Свердловская область, Россия.

Цели:

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Задачи:

— дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

— способствовать формированию у детей познавательного интереса;

— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

— воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

— наблюдения за ветром;

— проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

Оборудование: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, воздушные шарики, насосы, магнитофон с записью ветра, лебедь из воздушного шарика.

Наглядное пособие: рисунок «Чем мы дышим», «Кому нужен воздух?».

Ход наблюдения:

— Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

— Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

— Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? (прозрачный). Первое его свойство – прозрачность.

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Опыт: помашем ладошкой в лицо.

— Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

Опыт: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему, стал упругим?

Следовательно, воздух упругий.

— А какого цвета воздух? (бесцветный).

— Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

— Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

— А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

— Когда его можно услышать? (дует ветер).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра).

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/281011-konspekt-zanjatija-po-teme-nabljudenie-za-voz.html

Конспект занятия Невидимка — воздух

Конспект занятия Невидимка — воздух

Наблюдение за воздухом (невидимка – воздух).

Цели:

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Задачи:

— дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

— способствовать формированию у детей познавательного интереса;

-развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

— наблюдения за ветром;

— проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

Оборудование: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, воздушные шарики, насосы, магнитофон с записью ветра, лебедь из воздушного шарика.

Наглядность: схемы – карточки.

Ход наблюдения:

-Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

— Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».

-Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? (прозрачный). Первое его свойство – прозрачность.

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Опыт: помашем ладошкой в лицо.

-Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

Опыт: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим. Почему, стал упругим?

Следовательно, воздух упругий.

-А какого цвета воздух? (бесцветный).

-Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

-А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

-Когда его можно услышать? (дует ветер).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра).

Ветер – движение воздуха.

Воздух способен двигать предметы.

Опыт: салфетка на столе, подуем на неё.

-Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

Опыт Коктейльный трубочки и вода в стаканах.Схема

Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

Стихотворение:На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

-Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары).

Воздухом можно наполнить шарик.

Опыт с воздушным шаром.

-Какую форму имеет шарик? Круглую.

-А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.

Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.

А ещё воздухом можно наполнить шары при помощи вот такого насоса.

-На что похож насос? На какую геометрическую фигуру?

А сейчас давайте попробуем наполнить шарики воздухом при помощи насоса. Ребята, вы знаете, что из таких шариков можно делать различные модели игрушек.

(Надуваем и делаем лебедей).

Я сегодня для вас приготовила подарок сюрприз.

Лебедь – красивая редкая птица. Лебеди живут и в наших краях. К сожалению, их очень мало. Поэтому, лебеди занесены в красную книгу. Это означает, что их нельзя истреблять. Лебедей нужно беречь и охранять.

Лебеди очень любят воду. Сейчас мы наших лебедей опустим в озеро и посмотрим, как они будут плавать.

-А почему лебеди не тонут?

Воздух держит их на поверхности воды.

Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли.

-Кому же нужен воздух? (Схема).

Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.

Источник: http://sundekor.ru/kursovaya-2/konspekt-zaniatiia-nevidimka-vozdukh/

«Воздух невидимка»

Конспект

образовательной деятельности по

познавательному развитию для детей старшего

дошкольного возраста по теме: «Воздух — невидимка».

Подготовила и провела воспитатель МБДОУ ДС КВ № 25 пгт. АфипскогоВыдра Виктория Юрьевна. 2015 год

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Воспитательные:

— воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес и желание расширять свой кругозор;- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать умение партнера, отстаивать собственное мнение, прививать бережное отношение к воздуху.

Развивающие:

— развивать память, речь, мышление, интерес к познавательной деятельности;

— развивать наблюдательность, любознательность;

— активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия (невидимка, легкий, лаборатория, опыты, прозрачный, бесцветный);

Читайте также:  Чем подкормить плодовые деревья

Образовательные:

— дать понятия детям о необходимости воздуха для всего живого на земле;- познакомить детей со свойствами воздуха: (невидим, прозрачный, легкий, не имеет запаха, двигается);- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;- обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов;- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Предварительная работа:

  1. Беседы о воздухе, ее роли в жизни человека.
  2. Проведение опытов с воздухом.
  3. Использование игр о воздухе: «Веселый ветерок», «Мыльные пузыри»,

«Волшебный веер», «Веселый кораблик».

Материал: полиэтиленовые пакетики, поднос розовый и синий, игрушки, тазик с водой, стакан с водой и трубочка, игрушка Лунтик, вертушки, мыльные пузыри, песочные часы, чеснок, презентация на тему: «Воздух».

Лексический словарь: лаборатория, опыты, прозрачный, невидимый, легкий, движется.

Ход ОД

Звучит тихая спокойная музыка.Дети входят в группу становятся полукругом. — Здравствуйте? – Ты скажешь человеку- Здравствуйте! – Улыбнется он в ответ.И, неверно,Не пойдет в аптекуИ здоровым будет много, много лет.

Воспитатель: Что мы желаем нашим гостям, когда говорим «Здравствуйте!»?

Дети: Мы желаем им доброго и крепкого здоровья.Воспитатель: Мы поздоровались с нашими гостями, а сейчас давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. В круг широкий, вижу я,Встали все мои друзья,Мы сейчас пойдем направо,А теперь пойдем налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернемсяУлыбнемся, подмигнем,И опять играть начнем.

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (да, любим). Воспитатель: Я предлагаю посмотреть слайд- картинки, и попробовать отгадать, чему же мы посвятим сегодняшнее занятие. (Просмотр презентации с комментариями воспитателя)Слайд 1. Название презентации «Воздух»Слайд 2. Загадки про воздух.Слайд 3. Воздух окружает нашу Землю.Слайд 4.

Воздух необходим от мала до велика.Слайд 5. Воздух необходим большим и маленьким обитателям планеты.Слайд 6. Без воздуха не обходятся даже рыбы в воде и другие обитатели водной стихии.Слайд 7. Без воздуха не обходятся деревья и растения.Воспитатель: Посмотрев эту презентацию, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Правильно, о воздухе! Ребята, а вы когда-нибудь видели воздух? (нет)

Воспитатель: Я тоже не видела воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка». Сегодня мы станем настоящими учеными и будем проводить опыты. Для этого у нас есть лаборатория (подходят к лаборатории).

Ребята, а кто знает, что такое лаборатория?

Дети: Это место, в котором ученые проводят опыты, эксперименты, изучают что-то новое и неизведанное. Воспитатель: Ну, что, мои маленькие исследователи, вы готовы к поиску новых открытий. (Да, готовы)Воспитатель: Чтобы приступить к работе, нам нужно надеть специальную одежду (фартуки). Пока дети надевают фартуки, появляется сказочный персонаж Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте, ребята! А что это вы собрались тут делать?Дети: Здравствуй, Лунтик! А мы собрались здесь, чтобы поговорить о воздухе, мы станем учеными и будем делать опыты в нашей лаборатории.

Лунтик: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его нет? Я никогда не видел воздух! А вы, ребята, видели его? (нет, не видели)Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (воздух прозрачный, невидимый, бесцветный)Лунтик: Вот-вот! Невидимый! Значит, его нет!Воспитатель: Погоди, Лунтик! Я воздух не видела, но знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас.

Лунтик: Я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Лунтику, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (да, хотим)

Опыт 1 «С полиэтиленовыми пакетиками»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакетик в руки, рассмотрите его. Что в нем? (Он пустой, гладкий, прозрачный, легкий).

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Можно смять его в руке, и мы увидим, что он пуст.

Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шар, мяч или на мягкую подушку. Воздух занял все место в нашем мешочке. Теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Пакет опять стал пустым, тоненьким и его можно сложить и смять.

Почему? ( Потому что в нем нет воздуха, мы его выпустили, когда развязали пакет).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?Дети: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы его поймали и выпустили, развязав пакет. Лунтик: А мне этот мешочек что-то напомнил.

Летом я видел, как Мила и Кузя используют такой воздух! На речке! Это, кажется, был надувной круг! А еще я видел у Бабы Капы спасательный жилет и даже нарукавники.Дети: Поэтому они и используют эти спасательные принадлежности, потому что внутри них есть воздух, который держит предметы на плаву и не дает им утонуть.

Лунтик: Так воздух еще и легкий, раз он позволяет держать предметы на плаву?Воспитатель: А, чтобы узнать легкий воздух или нет, нам надо провести следующий опыт.

Опыт 2 «Тонет-не тонет»

Лунтик: Ребята передо мной мешочек, а в нем игрушки. Вам юным исследователям задание. Нужно разложить игрушки на два подноса: на розовый поднос положить игрушки, которые плавают, а на синий, которые утонут.

Лунтик: А как мы узнаем, какие утонут, а какие нет?Воспитатель: Мы будем по одной игрушки опускать в тазик с водой.

Лунтик: Есть игрушки, которые утонули, значит, они пустые, а вот эти плавают, значит, внутри они заполнены воздухом.

Воспитатель: Правильно Лунтик, но будь осторожен, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, — этот предмет утонет.

Лунтик: Ребята, вы запомнили это главное правило? (да)

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.Гнутся травы и цветы.Вправо – влево, влево – вправоКлонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).А давайте вместеВсе попрыгаем на месте. (Прыжки).Выше! Веселей! Вот так.Переходим все на шаг.

(Ходьба на месте).Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а у людей внутри есть воздух? (нет)Воспитатель: А сейчас мы поиграем и проверим это.

Опыт 3 « Пузырьки»

Давайте пройдем и сядем за стол, перед вами стоят стаканы наполненные водой с трубочки. Возьмите трубочку опустите ее в стакан с водой и подуйте в нее, что происходит? (Выходит очень много пузырьков).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?Лунтик и дети: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и воздух выходит.Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать? (мыльные).Воспитатель: Хотите пускать мыльные пузыри. Да, конечно хотим (пускают пузыри).

Воспитатель: Пузыри какие? (они красивые, разноцветные, легкие! )Воспитатель: А что внутри у них? (вода и воздух).

Воспитатель: В каждом пузырьке есть воздух, это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки, так они парят в воздухе.

Чтобы подуть еще мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем его через трубочку, так получаются мыльные пузыри.

Лунтик: Интересно мы знаем, что воздух есть внутри нас. Но как он к нам попадает?( Через нос).Воспитатель: Конечно, все люди дышат носиком. Ребята, давайте Лунтику покажем, как дышат носиком (проводится дыхательная гимнастика).

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (Нет)Воспитатель: Тогда поставьте перед ртом ладошку и вдохните воздух и выдохните его, что вы чувствуете? Дети: Мы чувствуем, как теплая струя воздуха бьет в ладошку. Значит, воздух есть внутри нас.

Лунтик: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах, понюхайте? (Нет, не пахнет).

Лунтик: А вот когда Баба Капа печет пироги, то мы чувствуем запах? ( Да, чувствуем)Лунтик: Почему?

Воспитатель: Оказывается ребята здесь нужно запомнить, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 4 «Не дышу»

Лунтик: Чем это запахло?Воспитатель: Это чеснок, мы с ребятами хотим провести следующий опыт, и нам нужен чеснок.Лунтик: Не хочу его нюхать, лучше я нос закрою и не буду дышать.Дети: Что ты, Лунтик! Без воздуха ты задохнешься.Лунтик: А вот и нет, давайте попробуем закрыть нос и рот и не дышать хотя бы одну минуту, а в этом нам помогут песочные часы.

Дети: Вот видишь Лунтик даже песок еще остался в песочных часах, а мы не смогли без воздуха прожить. Воспитатель: Лунтик, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем.Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. ( А на свежем воздухе дышится легче).

Лунтик: Вот спасибо вам ребята, как много я сегодня узнал о воздухе и даже работал в лаборатории, делал опыты, как настоящий ученый. Ну, что ребята нам пора прощаться. До скорой встречи, пока.

До свидания Лунтик!

Воспитатель: Ребята вам понравилась работа в нашей лаборатории, что нового и интересного вы узнали? Почему ? (мы узнали, что воздух прозрачный, невидимый, не имеет запаха, бесцветный, еще он необходим всему живому, без него нельзя прожить).

Воспитатель: А на память о нашем занятии я вам подарю вот эти разноцветные вертушки. Нам ребята пора заканчивать наши опыты, оденемся и пойдем на улицу – дышать воздухом. На улице холодно, поэтому мы сейчас выйдем из группы и проветрим ее, наполним нашу комнату свежим воздухом.

Источник: http://ologike.ru/vozduh-nevidimka/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector