Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского садаЗдесь можно скачать бесплатно «Валентина Гербова — Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: pedagogy_book. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий» читать бесплатно онлайн.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 4–5 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Планы занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.

Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях.

Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей пятого года жизни

В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.

Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные ; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).

Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.

Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики и т. д.

Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и , а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.

Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.

Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие.

Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка.

Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Ребят учат составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

Звуковая сторона речи детей 4–5 лет также отличается некоторыми особенностями: с одной стороны, у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи, с другой – недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных.

Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

Особая программная задача – приобщение детей к художественной литературе. В программе литература выделена в самостоятельный раздел, вне привязки к развитию речи.

Художественное произведение рассматривается как самоценность. Детям необходимо читать каждый день, формируя у них интерес к чтению.

Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

Особенности работы с детьми на занятиях

В системе дошкольного воспитания ведущим средством развития речи детей является обучение. Обучение на занятиях позволяет дошкольникам освоить наиболее сложный программный материал, обеспечивает формирование необходимых речевых умений, которые затем совершенствуются вне занятий. Специальные занятия по развитию речи детей в средней группе проводятся еженедельно.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картине; заучивании стихотворений). Однако задания на повторение материала воспитатель должен предлагать детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекательные.

На занятиях по развитию речи ребенку приходится говорить самому, слушать пояснения педагога и ответы товарищей, но у четырехлетних детей умения рассказывать (высказываться) и слушать сверстников лишь формируются. Воспитатель должен учитывать это обстоятельство при проведении занятий.

На занятиях по развитию речи, так же как и на занятиях по другим видам деятельности, реализуется принцип воспитывающего обучения.

Воспитательное воздействие на ребенка оказывают содержание речевой деятельности, ее языковое оформление, а также организация и форма проведения занятия (определенный темп и ритм работы, настроение детей и их активность, тон воспитателя, используемая наглядность и т.п.).

Интерес детей к учению обеспечивается не только доступностью и увлекательностью материала, но и эмоционально положительной атмосферой занятия. Дети среднего дошкольного возраста инициативны, нередко проявляют излишнюю поспешность при ответах на вопросы педагога и поэтому нередко ошибаются.

Они очень любят, когда воспитатель хвалит их, и, наоборот, огорчаются, если педагог публично высказывает недовольство их ответом или поведением.

Это обязывает воспитателя быть особенно терпеливым и тактичным: проявлять доброжелательность и готовность прийти на помощь, искренне радоваться хорошему ответу, подбадривать ребенка в случае неудачи, с доверием относиться к детским фантазиям.

Такое отношение педагога вызывает у ребенка ответную доброжелательность и желание работать. Предлагая ребенку очередное задание, воспитатель должен постараться сказать о воспитаннике что-нибудь хорошее, объясняя, что побудило его обратиться именно к этому малышу.

«Веселый нрав Максима», «Ирино трудолюбие», «заботливость Оли», «добрые руки Олега» – подобные характеристики вызывают у ребенка стремление оправдать их хорошим ответом или поступком, пробуждают симпатию к сверстникам, способствуют укреплению дружеских взаимоотношений.

Источник: https://www.libfox.ru/460360-valentina-gerbova-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-sredney-gruppe-detskogo-sada-plany-zanyatiy.html

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: Путешествие в деревню»

Цель: Уточнить представления детей о домашних животных, учить описывать взрослых животных, называть детенышей, находить их отличия, закрепить, чем питаются животные.

Задачи:

ü  Образовательные: активизировать в речи слова – пушистые, теплые, короткие, длинные, игривые, парное молоко.

ü  Развивающие: развивать творческие способности через использование настольного театра и игрушек бибабо.

ü  Воспитательные:  воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Оборудование: театральная ширма, куклы би-ба-бо – коза, хозяюшка, домик, зверюшки настольного театра, коза, козлята, овца, ягненок, собака, щенята, кошка котята, лошадь, жеребята, кувшин с молоком, картинки с изображениями рыбы, сена, хлеба, моркови, конверт.

Читайте также:  Квн по экологии в подготовительной группе

Предварительная  работа:  разучивание стихотворений о домашних животных,  составить письмо с детьми в деревню.

Воспитатель: Помните дети, мы писали с вами вместе письмо в деревню? Нам пришел ответ приглашают нас в гости. Поедем?

Ответы детей:

Воспитатель: На чем мы поедем?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте на машине, только для этого накачаем шины (ш-ш-ш), заведем мотор (р-р-р). Дети имитируют езду на машине.

Воспитатель: Вот мы и приехали в деревню. Вот дом, вот двор, а где же хозяюшка? стучится (одевает на руку куклу бибабо). Появляется хозяюшка (кукла).

Хозяюшка: Присядьте, отдохните, у меня во дворе много животных живет. Любите загадки отгадывать? Тогда слушайте:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.  (кролик).

Хозяюшка: посмотрите, какой у меня кролик (маленький, беленький, ушки длинные). Как зовут деток у кролика и крольчихи?

Ответы детей:

Хозяюшка: слушайте дальше:

Нос похож на пяточек, ляжет в лужу и молчок. (свинка).

Вот посмотрите, какая у меня живет свинка. Что вы про нее можете сказать? (большая, толстая, хвост крючком).

Хозяюшка: А как зовут деток у свинки?

Ответы детей:

Хозяюшка: слушайте дальше,

 Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (лошадь).

Хозяюшка: почему лошадь назвали первый на селе работник? (помогает перевозить грузы, она большая и сильная).

Хозяюшка: А как зовут деток у лошади? (жеребята).

Маленькая, белая пугливая несмелая,

Шерсть дает хозяйке на шарфы фуфайки. (овца).

Хозяюшка: Да, у моей овечки мягкая пушистая шубка, теплая и кудрявая. Из ее шерсти я вяжу шарфы и носки. Посмотрите, какие они получились? (показывает детям, дети смотрят и щупают).

Ответы детей:

Хозяюшка? А как зовут деток овцы?

Ответы детей:

Воспитатель: А деток овцы как зовут? (ягнята).

Хозяюшка: А еще у меня в хлеву есть шустрая проказница, непоседа, отгадайте кто?

Бородатая, рогатая заберется в огород,

Съест капусту и томаты, и горошек и укроп. (коза)

Хозяюшка: Да, это коза (воспитатель одевает игрушку козу на руку ребенку)

Козочка: Я козочка смелая, люблю свою хозяюшку

                 Травку свежую, щиплю,  молочко я ей даю…

Хозяюшка: Вот какая у меня козочка и у нее есть детки, как их зовут? (Козлята)

(Воспитатель достает козлят и ставит возле домика).

Хозяюшка:  ребята как вы думаете, почему козочка никого не боится (ответы детей).

А какая у козочки шерсть? (ответы детей).

Хозяюшка: Козочка ты шустрая поиграй с детьми!

Дети становятся в круг, девочка с козой в середине, проводится подвижная игра «Шла коза по лесу».

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем    
Давай коза покружимся, покружимся, покружимся
И вместе мы подружимся, подружимся, подружимся    

 (Игра проводится 2 раза).

Хозяюшка: Послушаем следующую загадку: 

Голодная мычит, сытая жует,

Малым детям молоко дает. (корова).

Да моя любимица, кормилица, почему у нас в деревне, коровушку называют кормилицей, вы знаете?

Ответы детей:

Хозяюшка: Да молочка она дает много, я делаю много продуктов из него, вы знаете каких?

Ответы детей:

Хозяюшка: посмотрите на коровушку , что у нее есть?

Ответы детей:

Хозяюшка: А как зовут деток коровушки вы, знаете?

Ответы детей:

Хозяюшка: Посмотрите, как я дою свою коровушку.

(пальчиковая игра)  « Дай молока Буренушка».

Дай молока Буренушка, хоть капельку на донышко,

Ждут меня котятки малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, молочка  немножечко

Масло, простокваши, молока для каши,

Всем дает здоровье молоко коровье!

Хозяюшка:  подоили коровушку и надоили кувшин с молоком, возьмите с собой в детский сад. Посмотрите, какое у коровки молоко?

Ответы детей:

Хозяюшка: Молочко у коровки когда ее доишь теплое и над ведерком поднимается пар, вот и называют его парным. Повторите парное.

Послушайте  следующею  загадку.

Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка).

(Достает кошку).

А что кошечка у меня в  доме делает?

Ответы детей:

Хозяюшка: Что вы дети знаете про кошечку? Кто ее детки? Какие у нее котята?

Ответы детей:

Хозяюшка:  А про кого эта загадка? 

«Живет под крылечком, хвостик колечком?»  (собака)

Хозяюшка: как вы думаете? Для чего я ее держу?

Ответы детей:

Хозяюшка: Посмотрите, на мою собачку, какая она? Как ее деток зовут?

Ответы детей:

Хозяюшка: Какие у собачки щенята?

Ответы детей:

Хозяюшка: Ребята, а вы хотите покормить моих животных?

Проводится игра «Кто чем питается?»

Цель: уметь определить, чем питается домашнее животное. Перед детьми картинки морковь, молоко, капуста, трава, овощи, косточка. Дети выбирают, какому животному положить картинку.

Хозяюшка: Всех угостили, спасибо вам дети.

Воспитатель: Нам пора в детский сад возвращаться, до свидания. Дети, пойдемте заводить мотор. (р-р-р).  Имитируют езду на машине.

Источник: http://patruscheva.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/konspekty_zanjatij/konspekt_zanjatija_po_razvitiju_rechi_v_srednej_gruppe/3-1-0-2

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Дикие животные»

Цель: Развитие словаря, диалогической речи, речемыслительной деятельности. Развитие фонематических представлений.

Задачи:

Обучающие:

-связная речь: учить инсценировать знакомую детям сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передовая диалог действующих лиц.

— словарь и грамматика: учить отвечать на вопросы воспитателя в правильной грамматической форме; Правильно согласовывать существительное с прилагательным; Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные.

Обогащение слов: рыжая, бурый, куцый.

— звуковая культура речи: упражнять в звукоподражании; развивать фонематический слух, артикуляционные движения; чётко произносить фразы чистоговорки со звуком Ж, развивать чувство ритма при пении чистоговорки; говорить шепотом; соотнести звук Ш с его буквенным изображением.

Развивающие:

Закрепить знание детей о диких животных, их повадки, среда обитания. Развивать творческое воображение – умение перевоплощаться в героев сказки. Развивать речемыслительную деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать в детях желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности. Воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации.

Развивающая среда:Игрушки животных (волк, лиса, заяц, медведь, белка) ; ёлочка, под ёлочкой сделать берлогу, пеньки, конверт с письмом, магнитофон, диски с фонограммой леса, маски зверей к сказке «Теремок».

Ход занятия: 1. Организационный момент.

(Дети входят парами)

Воспитатель:- Ребята, подойдите все ко мне, встаньте красиво, повернитесь лицом к гостям.

«Поздоровайся, дружок –

пожелай здоровья.

Лечит очень хорошо

доброта с любовью».

Дети: — Здравствуйте.

Воспитатель: — А теперь, мои друзья, все внимание на меня.

— Дети, сегодня, когда я открыла окно, чтобы проветрить группу к нам в окно залетело вот это письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано?

Письмо прилетело к нам из леса, мама Мишутки обеспокоена тем, что не наступила весна, а маленький медвежонок уже проснулся раньше времени, она просит вашей помощи. Поможем ей.

— Да!

— Тогда нам нужно очутиться в зимнем лесу.

Как мы это сделаем? (Ответы детей) .

Хорошо, вариантов много, а волшебная палочка нам может помочь?

У меня есть волшебная палочка.

Вы два раза повернитесь,

И в зимнем лесу очутитесь.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

Воспитатель:

— Вот мы и оказались в лесу.

— Подул легкий ветерок и у нас сразу засвистело над ушками. Как свистит легкий ветерок? С-с-с-с-с.

— Ветер окреп и подул сильнее, в вышине сразу зашумели деревья. Как они зашумели? Ш-ш-ш-ш-ш.

— Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные)

Животных в лесу много, но увидеть их не просто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей. Девочки, сделайте из пальцев бинокли, а мальчики, подзорную трубу. Постарайтесь отыскать притаившихся повсюду диких животных.

(Поднести к губам указательный палец и сказать :«Ч-ч-ч-ч-ч».)

Отвечайте тихим голосом, чтобы не спугнуть их (дети «делают» воображаемые бинокли, подзорную трубу) .

— Кого вы увидели?

Дети отвечают шепотом :- Я увидел лису, волка, зайца, медведя.

Воспитатель: — Молодцы ребята! Какие вы все внимательные, зоркие.

Давайте подойдем поближе к лисе.

Лиса.

— Как выглядит лиса? (она рыжая, пушистая, с огромным хвостом)

— Как можно назвать ласково лису?

— Как называют детенышей у лисы?

— Где она живет? (в норе)

— Чем она питается?

— А вы знаете, зачем ей такой пушистый длинный хвост? (хвост служит рулем для быстроты бега и для того чтобы прыгать точнее, а еще она им заметает следы от собак, что бы ее не нашли)

— Какие звуки издает лиса? (тяф-тяф)

Волк.

— Как выглядит волк? (он серый, похож на собаку)

— Как называют детенышей волка? (волчата)

— Как называется жилище волка? (логово)

— Как волк воет? (у-у-у-у-у)

Давайте подойдем к зайцу.

Заяц.

— Как выглядит заяц? (белый, у него длинные уши)

— А заяц всегда таким цветом?

— А зачем ему такие длинные уши? (что бы услышать приближающуюся опасность, что где-то рядом ходит лиса)

— А кой хвост у зайца? (короткий, маленький, пушистый, а еще говорят: куцый, т. е. маленький)

-Давай те все вместе скажем «Куцый».

-Чем питается заяц зимой? (корой)

-Ребята, посмотрите, а вот и проворная белочка прыгает с ветки на ветку, забралась высоко и щелкает орешки.

— Как выглядит белочка? (она маленькая, пушистая, с длинным пушистым хвостом)

— Чем она питается? (она грызет орехи, делает запасы на зиму: сушит грибы, ягоды, собирает желуди)

Читайте также:  Загадки на букву й

— Где она живет? (она живет в дупле)

— А под елочкой – ой, что же это может быть? Вы не знаете? Давайте заглянем и посмотрим. Да это же берлога нашей медведицы с медвежонком!

— Давайте расскажем ему стих.

Есть в лесу под елкой хата

Там уснули медвежата

А меньшой не хочет спать,

Стал он маме надоедать

Капризуля косолапый

Просит ужин мне состряпай

Принеси скорей сюда,

Мёду, рыбки из пруда

Баю, баю надо спать,

Говорит сыночку мать.

Вот заснешь и сон придет,

Все в корзине соберет.

Медведь.

— Кого мы еще увидели?

— Медведя. (Подойдем к нему)

— Как выглядит медведь (огромный, бурый, косолапый, неуклюжий) .

— Какие звуки издает медведь? (Ур-р-р)

— Чем питается медведь? (ягоды, мед)

— Где живет медведь? (берлога)

— Дети, а вы дружите со сказками? А какие сказки вы знаете про диких животных? (ответы детей)

— Ребята, чтобы попасть в сказку, вы можете сами её сыграть, как настоящие артисты.

— Давайте покажем нашему мишутки, сказку «Теремок» чтоб он больше не просыпался раньше времени.

— Дети инсценируют сказку.

— С появлением медведя детям предлагается решить проблемную ситуацию:

— «Как сделать так, чтобы медведь не сломал теремок и остался жить с другими зверями» (предлагаемые ответы детей: оставить его- пусть спит под забором, около ёлки, построить ему новый домик, построить ему новую комнату.

Дети давайте с вами подойдём тихо к берлоге и посмотрим, заснул ли наш медвежонок после нашей сказки.

— Ребята вам понравилась наша прогулка в лес? Что особенно вам запомнилось? Вы все ребята, молодцы, помогли Медведице убаюкать медвежонка. Хорошо отвечали на мои вопросы, показали сказку, и выполняли все задания. Я вами довольна. Ну а теперь пора возвращаться в детский сад.

Список используемой литературы:

  1. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Москва 2011г.
  2. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Москва. 2010г.
  3. А. В Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе» Т Ц Учитель.Воронеж 2009г.
  4. В. В Гербова «Занятия по развитию речи» Издательства «Мозайка- синтез» Москва 2011г.

Источник: https://elvira-domoddou21.edumsko.ru/folders/post/konspekt_zanyatiya_dlya_srednej_gruppy_po_razvitiyu_rechi_dikie_zhivotnye

Занятие по речевому развитию

Занятие по речевому развитию

27 февраля в детском саду мною было проведено открытое занятие, на которое были приглашены воспитатели и заведующая нашего детского сада.

Программное содержание:  

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  

2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: снежинки,мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк ,заяц), модули, снежок.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся»(улыбаются)

Воспитатель:Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Искорка»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Воспитатель:Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

(ответы детей)

Воспитатель:Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Воспитатель:Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке.   ( по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Ребята а вы знаете чьи это следы? Давай так же как лисичка пройдем по следам.

Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

(Из-за ширмы появляется сова)

Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Сова: Кто я?

(ответы детей)

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?

Дети: з-з-з-з

Сова: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Сова : ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Сова : водички?

Дети: с-с-с-с

Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) — заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед .

песенку жука (Ж) — живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) — шапка,  шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку  водички (С) — стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

— Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по мостику! До свидания, дети.

Дети: До свидания, сова!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: «Назови одним словом»

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети: насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети: ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети:  животные

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру «Маленький — большой»

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя — большие

Дети: лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя — большой

Дети: носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя — большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и ветка дерева склонилась, давайте пролезем по нее.

А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне! 

Дидактическая игра «Назови ласково»

гриб – грибочек, лист — листочек, , ветка — веточка, куст — кустик, ягода — ягодка, трава — травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.

Словесная игра «Большой — маленький?»

Лиса — лисёнок, волк — волчонок, медведь — медвежонок,
белка — бельчонок, ёж – ежонок,  тигр – тигренок, слон – слоненок,  лев – львенок,  заяц – зайчонок, мышь – мышонок.

Воспитатель: Ребятки наш зайчик немного устал, давайте вместе с ним сделаем разминку.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок, на носочках скок – скок – скок!

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?

(ответы детей)

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю — отгадай»

Рыжая плутовка 

Спряталась под ёлкой. 

Зайца ждёт хитрюга та. 

Как зовут её?..

(лиса) 

Рыже-огненный комочек, 

С хвостиком как парашют, 

По деревьям быстро скачет, 

Был он там… 

Теперь уж тут. 

Быстрый он как стрелочка. 

Так ведь это…

(белочка) 

Лежала между ёлками 

Читайте также:  Причины возникновения зпр у детей

Подушечка с иголками. 

Тихонечко лежала, 

Потом вдруг убежала. 

(ёж)

Косолапый и большой, 

Спит в берлоге он зимой. 

Любит шишки, любит мёд, 

Ну-ка, кто же назовет? 

(медведь)

У косого нет берлоги, 

Не нужна ему нора. 

От врагов спасают ноги, 

А от голода – кора. 

(заяц)

Серый, страшный и зубастый 

Произвел переполох. 

Все зверята разбежались. 

Напугал зверят тех…(волк)

Ежик: Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!

Ёжик: До свидания, ребята!

Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение «По снегу побежали».

(выполнение движений по тексту)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

(ответы детей).

Источник: http://iskorkahonh.on.bereghost.ru/srednyaya_gruppa/zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu/

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»

 Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 Оборудование и материалы: Мультимедиапроектор, компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушки лисы.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

— Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

— А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый хвост)

3. Беседа.  — А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашу гостью.

-Анечка, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

-Хорошо, Алеша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

-Молодец, Алеша. А Саша расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

-Алиса, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодец, Алиса. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

-Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками.  — Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала случаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Слайд программа.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)

Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Физминутка.

-Правильно, ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

-Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки. -Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.

На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

-Ребята давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Алиса, расскажи, с чего начинается сказка.

-Правильно, а Аня выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису. Аня, что отличает лису от других животных?

-Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

-А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

-Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

-Вадим, что же произошло дальше?

-А что отличает собаку в нашей сказке?

-Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

-Расскажет нам сказку дальше Женя.

-Аня, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

-Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

-Продолжит сказку Ирина.

-Аня, а что есть у петушка особенного?

-Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

-Чем же, Лера, заканчивается сказка?

-Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка», а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.

7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

-А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток.

Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста — круглый год!

Заяц: Неужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг — и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком —

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

Лиса: Ой, боюсь я петуха!

Ой, подальше от греха!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не тужить!

 8. Подведение итогов.

-Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

 -Ну а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Источник: http://37.doutuapse.ru/delimsja-opytom/ppo-vospitatelei/opyt-raboty-fedoseevoi-svetlany-gennadev/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v—671.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector