Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Автор занятия: воспитатель высшей категории Сорокина А. М., Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.

Программное содержание:

З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове. Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

Словарь: Упражнять детей в подборе антонимов — слов с противоположным значением. Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

Грамматика: Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний. Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Материал:

Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.

Ход занятия:

— Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.  Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки: «Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».

Ребята, а больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

  • Ла-ла-ла – белочка спала; Ло-ло-ло – у сосны дупло; Лу-лу-лу – дайте нам пилу; ля-ля-ля – вот моя земля; ли-ли-ли – мы козу пасли;
  • лю-лю-лю – я вас всех люблю.

— Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки — все же на день рождения идем.

1. — Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые.

Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Анжелой Петровной не изучали, что они обозначают?/ Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные/.  — Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.  — А здесь кроме цветов еще что-то есть.

Возьмите в руки картинки, назовите их  и определите первый звук в этих словах./бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/

— Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

2. – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь   Сахар    –  соль  Чистота  –  грязь Зима     –  лето  Потолок  –  пол             узкая    –  широкая /юбка/     длинное  –  короткое /платье/     сильный  –  слабый /спортсмен/     веселая  –  грустная /девочка/     высокий  –  низкий /человек/              Смеется   –  плачет /ребенок/ Лежит     –  сидит /человек/ Закрыть   –  открыть /книгу/ Взлетает  –  садится /самолет/

Надевает  –  снимает /свитер/

— Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.

— «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку». — Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.

— А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.

— Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти  дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит,  может, отдохнем?

Физминутка «Дикие животные»

Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

4. – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
— Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

5. – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы:  «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется,  и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

  • Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
  • Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д. Настроение у зайчика /какое?/ — радостное,веселое,счастливое.

А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.

— Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.

6. – Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/ — Интересно, куда Зайчик положит хлеб? — Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/. — Для сахара? / Cахарница/. — Для конфет? /Конфетница/. — Для салата? /Салатница/. — Для салфеток? /Салфетница/. — Для масла? /Масленка/.

— Для соли? /Солонка/.

Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

  • «Терпение и труд все перетрут»;
  • «За всякое дело берись умело»;
  • «Жизнь дана на добрые дела»;
  • «Какие труды, такие и плоды» и др.

— А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/puteshestvie-k-zaichiku.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда наша»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Одежда наша» в старшей группе детей

Цель: расширить словарный запас по теме: «Одежда» и закрепление знаний по теме.

Задачи:

  • закрепление образования существительных в единственном и множественном числе, а так же образование существительных с прилагательными; закрепления представления о деталях, видах и различных материалах, из которых она сшита;
  • воспитание навыка бережного отношения к одежде;
  •  развитие речи, логического мышления, внимания, памяти.

Оборудование для проведения занятия:

предметные картинки и иллюстрации по теме: «Одежда», плоскостное изображение (вырезано из фанеры) куколки Маши, плоскостные изображения (из картона цветного) деталей гардероба, разные небольшие лоскуты ткани, части для сборки плоскостного изображения кофты куколки Маши.

Организационный момент.

«Помоги нашей куколки Маше».

(Дети рядом стоят со стульями; на стул присядет тот, кто увидел у куколки Маши в шкафу одежду и правильно ее назовет.)

  • Дети, а кто-нибудь знает рассказ про «Маша кукла наша». Жила была одна кукла, звали ее Маша. Маша была очень не аккуратной и не особо любила порядок. Сегодня мы к ней приглашены в гости. Она немного неряшлива и разбросала в своем шкафу свои вещи, и ей сложно найти их так как все лежит не на своих местах. Мы сможем помочь ей. Давайте найдем нашей куколки Маше одежду.
  • Ребята я предлагаю вам перечислить названия одежды, которую вы видите в шкафу у куколки Маши, (пальто, куртка, платье, юбка и т.д.);
  • Дети, как называется все вещи, что вы видите в шкафу у Маши одним словом? (одежда);
  •  Замечательно. Мы с вами будем сегодня разговаривать об одежде которую вы видели в шкафу у куколки Маши и которая есть у вас и вы видели на других, о составляющих деталях одежды, из каких материалов она сделана.
Читайте также:  Загадки про космос

Игра «Собери кофту Маши».

Но для начала нам необходимо обсудить детали, из которых состоит одежда;

  • Посмотрите, Маша растеряла детали от своей кофты. Эти части — перед вами. Подойдите к фланелеграфу и соберите из деталей кофту (Дети вместе собирают).
  • Что у вас получилось? (кофта).
  • Без чего была эта кофта в начале? (без рукавов, кармана, без пуговиц, без воротника);
  • В какое время года нужна кофта Маше? (когда прохладно);

Игра «Назови вид одежды».

  • Ребята, расскажите нашей Маше, какие виды одежды вы знаете;
  • Если мы надеваем куртку осенью, значит это какой вид одежды? (осенняя).
  • Какую еще одежду мы одеваем осенью?;
  • А какие предметы одежды понадобятся нашей Маше зимой? (шуба, варежки, шарфик и т.д.);
  • Это какой вид одежды? (Зимняя);
  • А какая одежда нужна Маше весной? Это какая одежда? (весенняя);
  • А какая одежда защищает Машу летом от жары? Как она называется? (летняя);

Также интересное занятие по развитию речи: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ «Необитаемый остров»

4) Игра «Какой, какая, какое?»

  • Дети, Маша не знает, из каких материалов сделана ее одежда. Давайте Маше поможем. (У детей на столе лежат трафареты изображений одежды и небольшие кусочки ткани);
  •  Выберите по одному кусочку ткани и скажите, как она называется; надо положить ткань под трафарет и рассказать, какая у вас одежда, (шерстяные носочки, ситцевое платье и т.д.);

Физкультминутка.

Ищет вещи наша Маша, (Повороты туловища влево и вправо).

Маша кукла наша:

  • И на стуле нет, (Показать обеими руками)
  • И под стулом нет, (перед собой руки вытянуть вперед)
  • На кровати нет, (присесть.)
  • Под кроватью нет.
  • И на полке нет,
  • И под полкой нет.
  • Вот какая Маша, (Развести руки в разные стороны.)
  • Маша — наша.

Закрепление темы.

Игра «Собери Машу на прогулку».

Сегодня очень холодный январский зимний денек. Нам необходимо подобрать одежду, которую Маша оденет для прогулки, в ней ей будет комфортно и не холодно. Подойдите к нашему шкафу и «оденьте» нашу куколку Машу. Молодцы!

  • Теперь вы ребята расскажите, что именно вы подобрали из гардероба и почему эту одежду, а не другую выбрали;
  • Подберите к названию одежды как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какой? (Дети выбирают одежду для куколки Маши и комментируют свой выбор того или иного предмета гардероба. Вот например: «Я выбрала для нашей куколки Маши желтую шерстяную кофту»).
  • Вы подобрали одежду, а я подобрала Маше подходящую обувь: синие сапожки, вязаную шапку. Теперь Маша готова к прогулке.

Игра «Что изменилось?».

— Мы на прогулке каждый день с вами играем, давайте и мы немного нашей Маше покажем, как мы играем вместе дружно. Вы запомнили, как одета наша куколка Маша? Тогда мы все закроем глазки ладошками. (В это время один из предметов одежды меняется на куколке Маше).

— Расскажите, что изменилось? (вместо юбочки у куколки Машеньки появились брючки).

Итог занятия.

— Маша вам благодарна за то, что вы ей рассказали об одежде, ее деталях, какая она бывает, о материалах из которых мы одежду шьем; нашу куколку Машу научили бережно обращаться с одеждой и в гардеробе у нее теперь всегда будет порядок. Наша куколка Маша хочет с вами еще поиграть – загадать замечательные загадки:

Дождик, посильнее плачь,

Я надену красный … (плащ).

Короткие штанишки.

Носят наши мальчишки (Шорты)

Из меха одежка,

Спереди застежка,

Зимой на мне сидит,

Летом в шкафу висит. (Шуба)

3)Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером

Брат большой не смог согласиться.

И отдельно от всех поселился. (Варежки)

Что наши девчонки носят с блузкой,

Бывает она широкой и узкой. (Юбка).

Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, что вам больше всего запомнилось. Что стало с Машей. О чем сегодня говорили на занятии? Теперь проводим куколку Машу, она очень устала, скажем ей дружно: «До свидание! Приходи к нам в гости».

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-razvitiyu-rechi-starshej-grup/

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Откуда пришла книга»

Цель:

  1. Дать детям понятие как делается книга.
  2. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.
  3. Совершенствовать монологическую речь детей.
  4. Учить детей внятно и отчетливо произносить слова.
  5. Воспитать уважение к тем профессиям людей, кто участвовал в изготовлении книги.
  6. Воспитать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.

Материал к занятию: бревна (палочки), опилка, картина вездехода, картины «Деревья», картина типографии, ярко красочные книги, игрушка «Незнайка».

Словарная работа: лесоруб, комбинат, опилка, масса, типография, художник, склад, книжный магазин.

Предварительная работа: Беседа с детьми в уголке книг, просмотр бревен, (по картинке), «Деревья» картинки показ опилки (потрогать на ощупь), просмотр книг (обложка переплет странички).

Психогимнастика

Солнце утром рано встало,Всех ребяток приласкало,

(руки вверх, ладони скрещены)

Дружно к солнышку тянитесь

И друг другу улыбнитесь
(руки опускаются через стороны, дети улыбаются)Солнце лучика поймайте

  • Всем вокруг скорей раздайте
  • (руки вперед к себе, резким движением снова вперед).
  • Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости. Поздороваемся и садимся на свои места.
  • Воспитатель: Ребята, я вам загадаю одну загадку. Вот послушайте.
  • Не куст, а с листочкамиНе рубашка, а сшитаНе человек, а рассказывает.
  • Дети: Книга.
  • Воспитатель: Правильно, книга.
  • Воспитатель открывает макет книги – оттуда появляется Незнайка.
  • Незнайка: Куда я попал?
  • Дети: К нам, в нашу группу, ты Незнайка, мы тебя узнали. Ты всегда попадаешь в разные истории, потому что мало знаешь, тебя потому так и зовут – Незнайка.
  • Воспитатель: Ребята, как помочь Незнайке узнать обо всем больше?
  • Дети: надо много читать.
  • Воспитатель: Незнайка, садись к ребяткам и послушай.
  • Воспитатель: Ребята, какие бывают книги?
  • Дети: Новые, красивые, большие, маленькие, интересные, сказочные, с красивыми рисунками, без рисунков.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой долгий путь проходит книга, пока до нас доходит. Сколько труда вложено, чтоб получилась интересная книга. Они ведь не сразу стали такими яркими. Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу, они растут на деревьях. Вот послушайте:

Рано поутру, лесорубы шагают в лес. Где деревья помечены, они пилят пилой. А как же из деревьев сделать книгу? На помощь лесорубу спешит трактор – вездеход. Лесорубы обрубают ветки и завязывают их крепко, и вездеход тянет их к реке.

Река самая хорошая дорога для плавки леса, как огромные рыбки плавают эти бревна вниз по течению. А деревья идут в бумажный комбинат. Деревья там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто.

Тесто разливают по формам в длинные широкие полосы, и получается бумага.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы получили книгу?

Дети: нет.

Воспитатель: Правильно.

А на этих бумагах еще надо писать. Бумага попадает в типографию, там печатают книгу из букв.

Воспитатель: И на этом книга готова?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Правильно, ребята, чтобы книга была красивая, надо ее разукрасить. После этого за работу берутся мастера художники. После этого книги попадают в склады и развозятся по книжным магазинам, и мы с вами покупаем эти книги.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. конкурс эрудит

Физминутка

  • Раз – подняться, потянуться,Два – согнуться, разогнутьсяТри – в ладоши три хлопка,
  • Головою три кивка
  • На четыре – руки шире,Пять – руками помахатьШесть – на место тихо сесть.
  • Воспитатель: Вот, Незнайка, какой путь проходит книга.
  • Незнайка: Спасибо вам большое. Теперь я буду знать, откуда пришла книга.
  • Воспитатель: Незнайка, посмотри, сколько у нас книг! Сейчас мы поиграем в игру: «Узнай и расскажи».
  • Ребята, вы должны узнать книгу, рассказать кратко, о чем она.
  • (Воспитатель показывает книгу, ребенок рассказывает – книги все знакомы детям. 3-4 книги).
  • Воспитатель: Вот видишь, Незнайка, сколько интересного можно узнать из книг.

Воспитатель: А сейчас будем отгадывать загадки. Незнайка, ты первый будешь отгадывать загадки, а потом дети.

Незнайка: Хорошо, я готов.

Воспитатель: И так, начинаем.

  1. Ты беседуй чаще с ней – будешь вчетверо умней. (Книга).
  2. Кто говорит молча (Книга).
  3. Поле белое, овцы черные (Бумага и буквы).
  4. Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (Книга)

  • Незнайка ошибается в ответах, а дети отгадывают и объясняют ему отгадку.
  • Воспитатель: Молодцы! Незнайка, вот как много знают наши дети, и им помогает книга.
  • А сейчас поиграем в игру «Библиотека».
  • Каждый выбирает себе книгу. Незнайка выбирает книгу «Приключения Незнайки».
  • Воспитатель: Да, Незнайка, эта книга — про тебя и мы ее тебе подарим.
  • Незнайка: Спасибо, ребятки. Я много узнал о книге и буду беречь книгу. До свидания.
  • Воспитатель: Ребята, вот мы с вами узнали какой длинный путь проходит книга. Как мы с вами будем обращаться с книгой?
  • Дети: (Ответы детей).
  • Воспитатель: Ведь не зря же говорят «Книга – источник знаний». С помощью книги мы узнаем обо всем.
  • Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии?
  • А что было трудно?
  • Что нового узнали?

Источник: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/5774.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весенняя сказка»

Цель:

Закреплять представления о временах года, продолжать учить составлять распространённые предложения по сюжетным картинкам. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, обогащать лексику с родственными словами. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к животным и заботу о них, доброжелательное отношение друг другу.

Материал:

Магнитная доска, картинки с весенними и зимними сюжетами, с изображением предметов (для игры «Прошагай слова»), картина «Ежи», картинки «весёлого» и «сонного» и солнца – на каждого ребёнка. Пособие «Многозначные слова», куклы бибабо (ёж и лиса).

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы побываем в сказке. Что бы в неё попасть нужно, отгадать загадки.

  • Я раскрываю почки
  • В зелёные листочки
  • Деревья одеваю,
  • Посевы поливаю
  • Движения полна
  • Зовут меня…..(Весна)
  • Дел у меня не мало
  • Я белым одеялом
  • Всю землю укрываю,
  • В лёд реки убираю,
  • Белю поля, дома-
  • Зовут меня…..(Зима)

(Подводит детей к магнитной доске, на которой представлены картинки с весенними и зимними сюжетами)

Воспитатель: Что такое? Все картинки перепутались! Разложите их по временам года.

(Дети выполняют задание, объясняя свой выбор).

Воспитатель: Какое сейчас время года? (Весна) Давайте отправимся в весеннюю сказку. Ой, кто-то шевельнулся под кустом (достаёт ежа-куклу бибабо). Да ведь это ёжик! Здравствуй ёжик!

Ёж: (за него говорит воспитатель) — Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Мне так скучно, давайте поиграем.

Проводиться разминка «Ёж»:

Вот свернулся ёж в клубок

Может ёжик ты продрог

(дети на корточках обхватывают колени руками)

Солнца луч ежа коснулся

Ёжик сладко потянулся

(поднимают руки вверх, потягиваются)

Хитрый ёжик, хитрый ёж

На клубочек он похож

(руки вперёд, кулачки, вращательные движения)

Ёж по тропке побежал,

Нам колючки показал

(руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть)

А колючки тоже

На ежа похожи

 (поднимают руки над головой, делают вращательныедвижения кистями)

На ежа мы поглядим

Молока ему дадим

Но не тронем колкие

На спине иголки мы

(ладони складываем черпачками)

Ёж (смотрит на сложенные картинки): Что это такое ребята?

Дети: Это картинки, на которых нарисованы весна и зима.

Ёж: Зима? Что это такое? После весны приходит лето, а за ним осень-время, когда надо ложиться в тёплую норку и спать. Просыпаюсь я весной. А что проходит, пока я сплю, я не знаю.

Воспитатель: Мы расскажем тебе о зиме. Ты ёжик будешь составлять предложения о весне , а дети о зиме. Договорились?

Ёж: Весной земля покрывается зелёной травкой. А зимой?

(Ответы детей, добиваться, что бы дети отвечали распространёнными предложениями)

Ёж: Весной на деревьях набухают почки и появляются листья. А зимой?

Ёж: Весной светит ярко солнце. А зимой?

Ёж: Весной вода в реках прозрачная, голубая, к концу весны теплая. А зимой?

Воспитатель: Ёжик теперь ты знаешь, что происходит зимой?

Ёж: Вы молодцы, ребята, умеете составлять такие длинные предложения. Я многое узнал от вас о зиме. А сейчас хочу с вами поиграть.

Игра «Весна-зима»

(Предложения о весне — дети показывают «весёлое» солнце, о зиме — «сонное»).

  • Весело стрекочут кузнечики.
  • Расцвели первые цветы.
  • Дети на участке лепят снеговика.
  • Даша и Саша катаются на санках с большой горки.
  • Пошёл дождь и над рекой появилась радуга.
  • Морозно на улице, дует холодный ветер.

Ёж: Вы так много знали о временах года, а обо мне, что вам известно?

Воспитатель: Дети знают загадки о тебе.

Дети:

  • Сердитый недотрога
  • Живёт в глуши лесной
  • Иголок очень много,
  • А нитки ни одной.
  • В клубок свернётся,
  • А взять не даётся.
  • Лежала между ёлками
  • Подушечка с иголками,
  • Тихонечко лежала,
  • Потом вдруг убежала.
  • По тропинке идёт
  • Лес на спинке несёт.

Проводятся ритмические упражнения «Ёжик и барабан»

Дети хором произносят текст и выполняют движения по показу ведущего.

  • С барабаном ходит ёжик:
  • Бум-бум-бум!
  • Целый день играет:
  • Бум-бум-бум!
  • С барабаном за плечами:
  • Бум-бум-бум!
  • Ёжик в сад забрёл случайно:
  • Бум-бум-бум!
  • Очень яблоки любил он:
  • Бум-бум-бум!
  • Барабан в саду забыл он:
  • Бум-бум-бум!
  • Ночью яблоки срывались:
  • Бум-бум-бум!
  • И удары раздавались:
  • Бум-бум-бум!
  • Зайцы здорово струхнули:
  • Бум-бум-бум!
  • Глаз до зорьки не сомкнули:
  • Бум-бум-бум!

Воспитатель: А ещё дети знают стихи о ежах.

Дети:

  • На заре в лесу спросонок
  • Умывается ежонок
  • Мать-ежиха таз берёт,
  • Мордочку ежонку трёт
  • Только спину, только спину
  • Не потрешь родному сыну.
  • Ходит по травке лесной
  • Он с немытою спиной
  • Вот как, посудите сами,
  • Дело обстоит с ежами.
  • Хорошо, ребята, все ж,
  • Что ни кто из вас не ёж!
  • В траве колючий мяч

Щетинится и ёжится

Ну, покажись дружок, не прячь,

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет

Со мной знакомиться не хочет.

(Ёж оценивает чёткость и выразительность чтения)

Воспитатель (показывает лису-куклу бибабо): Ёжик, к нам пришла лиса, она хочет побеседовать с тобой.

Двое детей надевают игрушки на руки и инсценируют диалог Л. Воронковой «Лиса и ёж»

Лиса: Всем ты, ёж и хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Ёж: А что, лиса, я с колючками не красивый, что ли?

Лиса: Да, не то чтобы некрасивый.

Ёж: А может, я с колючками неуклюжий?

Лиса: Да, не то чтобы неуклюжий.

Ёж: Ну, так какой же я с колючками?

Лиса: Да какой — то с ними….несъедобный!

Воспитатель: Да, острые иголки ежа не всем нравится. Подумайте, дети, какие предметы кроме игл на шкуре ежа, мы называем этим словом? Какие ещё бывают иголки? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, есть иголки у ёлки и кактуса, швейные иголки, медицинские. Все они называются одним словом — «иголки», но обозначают разные предметы. Как мы называем такие слова?

Дети: Многозначные слова.

Воспитатель: Что – то ты ёжик загрустил?

Ёж: Вам, дети , хорошо, вы все здесь вместе, вас много. И дома рядом с вами папы, мамы, бабушки, дедушки, а я совсем один.

Воспитатель: Не грусти, лучше посмотри на эту картинку.

Читайте также:  Загадки о человеке с ответами для 3 класса

(выставляется картина «Ежи»).

Ёж радуется: Это папа, это мама, мои братья и сёстры!

Воспитатель: Какая дружная у тебя семья! Как мы назовём папу этого семейства? (Ёж). А ласково? (Ёжик). Как назовём маму? (Ежиха).   А маму с папой? (Ежи). А деток? (Ежата). Сколько слов мы назвали! Во всех этих словах есть общая часть – «ёж». Как называются такие слова? (родственные).

Ёж: Спасибо, дети! Вы помогли мне найти свою семью. Давайте ещё поиграем.

Под деревом вы листок поднимите

Картинку найдёте, её посмотрите.

Самое длинное и самое короткое

Слово назовите.

Игра «Прошагай слова» (деление слов на слоги)

Каждый ребёнок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает определённое количество шагов.

Воспитатель: Даша, назови свое слово (дом). Сколько шагов ты пошла? (Один шаг). Почему один шаг? (В слове «дом» один слог и т. д.)

Воспитатель: У кого самые длинные слова? А самые короткие?

Воспитатель: Ну, что ёжик, справились дети с твоим заданием?

Ёж: Молодцы! Отлично справились! А мне пора уходить. До свидание!

Дети: До свидания ёжик, приходи к нам ещё.

По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему «Колючие ежи».

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/1195-konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gruppe-vesennyaya-skazka.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

Этот вариант НОД в старшей группе по развитию речи включает несколько разноплановых задач, образовательного и воспитательного плана.

Задачи

  1. Обогащение словарного запаса детей.
  2. Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок (пиктограмм).
  3. Расширение представлений об окружающем мире, его основных сезонных изменениях, растениях, живых обитателях.
  4. Формирование у каждого ребенка социальной активности, умения выражать собственное мнение, объяснять свою точку зрения.
  5. Общее развитие познавательных процессов.

Данный конспект по развитию речи в старшей группе позволяет провести занятие, которое может быть заключительным для блока осенних тем.

Методически приемы

  • Использование сюрпризного момента с выступлением перчаточной куклы.
  • Чередование групповой и индивидуальной работы по развитию речи, других познавательных процессов.
  • Применение наглядных материалов, раздаточных картинок, игрушек.

Материал

  1. Карточки с изображениями перелетных и зимующих птиц средней полосы (из дидактических наборов по развитию речи в старшей группе детского сада)
  2. Игрушечные овощи и фрукты
  3. Кукла-бибабо Дятел
  4. Мячик
  5. Лист из цветной бумаги

Ход занятия

Вводная беседа с элементами театрализованного представления

Воспитатель просит детей занять свои места, обращая их внимание на то, что в группе откуда-то появился необычный конверт (который должен быть заранее прикреплен на видном месте). Педагог читает письмо вслух. В нем написано:

«Дорогие ребята! Пишет вам Осень. Помогите мне, пожалуйста! Уже совсем скоро закончится мое время, сменит меня сестрица-Зима. Нужно мне проверить леса, поля, птиц, зверей. Все ли они успели подготовиться к приходу морозов, метелей, стужи. Мне одной все не успеть, нужны помощники! Если вы согласитесь ими стать, то пришлю я к вам своего верного друга, он все объяснит».

Дети соглашаются помочь Осени, в группе начинает звучать задорная музыка. На ширме появляется кукла-бибабо Дятел, игрушка говорит:

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Как же я рад встретиться с вами! Вы узнали меня?»

Педагог читает загадку-обманку:

Можно использовать еще несколько подобных стихов по теме.

Кукла продолжает монолог: «Ох, какие вы внимательные, сообразительные! Сразу догадались, что не про моего друга-грача эта загадка! А как вы думаете, можно ли сейчас встретить в лесу грача?»

Дети отвечают, педагог просит каждого объяснить ответ.

Дятел: «Правильно, грач уже улетел в теплые страны. А еще нам надо с вами вспомнить других перелетных птиц, которые гостят у нас только летом. Вот о чем просила меня попросить вас осень. Кого вы знаете?»

Игра с мячом « В теплые края летит….»

Все дети рассаживаются по кругу, воспитатель берет мяч и говорит: «Я знаю, что в теплые края улетел грач, а вы кого вспомните?» Игра продолжается до тех пор, пока звучат новые названия.

Дятел: «Ох, потрудились маленькие помощники! Всех моих лесных соседей вспомнили. Правильно, все они уже улетели, никого холода не испугают. Полечу я, передам Осени от вас привет, расскажу, что всех перелетных птиц мы вспомнили, никого из них теперь не встретить.»

Кукла прячется за ширму.

Физ минутка

Воспитатель приглашает всех встать, повторяя слова и движения за ней (последовательно):

  • Дождик осень стучит: кап-кап, кап-кап! ( негромко стучим ножками по полу).
  • Солнышко за тучкой спит: бай-бай, бай-бай! (кладем руки под щеку, качаемся из стороны в сторону).
  • Урожай мы весь собрали: ох-ох, ох-ох! (Поднимает с земли воображаемый груз, поднимаем его над головой).
  • И гулять пореже стали: бр-рррр, бр-рррр! (Обнимаем себя обеими руками, дрожим).

Рассказ о прелестных птицах по пиктограмме

Педагог обращает внимание детей на картинки, которые она держит в руках. Она говорит:

«Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру! На этих картинках нарисованы хитрые значки, которые помогут нам рассказать о перелетных птицах. Попробуем вместе!»

Она показывает первую картинку, просит сказать, что на ней нарисовано. Постепенно все картинки вывешиваются на доску. Воспитатель достает карточку с нарисованным дятлом, просит вспомнить загадку о нем, которую она читала в начале занятия. Все вместе вспоминают стихотворение-обманку.

Воспитатель предлагает рассказать о птице по опорным картинкам-схемам. Дети по очереди рассказывают о дятле (внешний вид, где живет, чем питается, чем отличается от других птиц). Воспитатель напоминает, что дятел — птица зимующая, его можно встретить круглый год. Она просит детей взять по одной картинке с перелетными птицами, рассказать о каждой по схеме. Желающие рассказывают.

Игра «Какая прилетела?»

  • Все карточки с перелетными птицами переворачиваются картинкой вниз. Поднимается одна, наугад. Дети узнают птицу, называют ее (соловей, грач, ласточка, др).
  • Воспитатель предлагает каждому придумать слово, которое можно сказать про эту птичку (быстрая, стремительная, перелетная, яркая, пестрая).
  • Время от времени педагог помогает игре, задавая вопрос «Какая (какой) к нам прилетела/прилетел …. ласточка, скворец, другие перелетные птицы).

Загадка «Четвертый лишний»

Педагог называет четыре птички, три перелетные и одну зимующую. Например: ласточка, дятел, скворец, дрозд. Дети должны назвать ту, которая не является не улетает на зиму в теплые края, «лишняя».

Найти список подобных логических заданий можно в конспектах занятий по развитию речи в старшей группе, посвященных другим темам про птиц.

Все карточки с птицами собираются в конверт, в котором было письмо от Осени. Дети прощаются с ними до будущей весны. Воспитатель просит напомнить названия всех птиц, которых они собрали и объяснить, почему им дали такое название.

Поэтическая пауза

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Ветрено», обсуждает его с детьми. Спрашивает каждого, что бы он нарисовал на картинке к этим строкам. На доску вывешивается несколько иллюстраций осени:

  • ранняя (сентябрь);
  • золотая (октябрь);
  • поздняя (ноябрь).

Детей просят определить то время года, о котором рассказывает поэтесса и то, которое за окошком сейчас. Педагог просит назвать отличия. Затем она предлагает расположить картины на доске в правильной последовательности, от первой к последующим.

Игра «Назови ласково!»

  • Педагог складывает в непрозрачный мешок игрушечные овощи, фрукты. Предлагает каждому ребенку достать одну игрушку. Затем воспитатель по очереди называет слова «овощ» или «фрукт», просит поднимать игрушку только тех, кто держит именно то, что она сейчас назвала.
  • После этого каждый воспитанник, по очереди, должен найти ласковое название тому «подарку осени», который у него в руках. Например, помидор — помидорчик, баклажан — баклажанчик, Педагог подсказывает, что почти все овощи легко назвать ласково, а фрукты — сложнее.
  • Теперь перед детьми выставляются две корзинки. Каждый кладет свою игрушку либо к овощам, либо к фруктам. Затем содержимое каждой корзины выкладывается на стол , затем все ищут ошибки. Если они есть, то плоды раскладываются по-другому, правильно.

Завершение занятия

Воспитатель еще раз просит детей назвать тему НОД, снова показывает им конверт с перелетными птицами. Затем она достает осенний листок, вырезанный из бумаги, просит его отнести письмо с ответом от ребят Осени. После она благодарит детей за помощь.

Источник: https://orechi.ru/logopedam/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector