Конспект занятия в старшей группе детского на весеннюю тему «первоцветы»

Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Весенние первоцветы»

Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Материал: аудио запись легкой тихой музыкой, слайды весеннего леса, весенних первоцветов.

Ход занятия.

Беседа о первоцветах.

Льдины звонкие разбилисьИ поплыли по реке.И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,Посветлели их стволы.На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Набухают соком почки,Скоро снег растает весь, ИЗеленые листочки

Молодой украсят лес!

— А что ещё, кроме молодых листочков, украсит лес? (Цветы.)

-Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег и появятся проталины. 0

-Самые первые цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы? (Ответы детей).

-Послушайте, ребята, загадку. О каком весеннем цветке в ней говорится?

На проталинке в лесуПервым встретил я весну.Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь (Подснежник)

-Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник.

— Посмотрите картинку с подснежником. Рассмотрите её. Красивый цветочек? А чем он вам нравится? (высказывания детей. 0

— Послушайте, пожалуйста, стихотворения, которые подготовили ребята о подснежниках.

На лесной проталинке –

Колокольчик маленький.

Краску взял себе с небес

И украсил ею лес.

— Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники. (Дети рассматривают слайды с изображением подснежников на лесной поляне).

Из земли подснежникВышел на рассвете.Глянул боязливо:

Не сорвут ли дети?

Но сказали детиЛасково: «Расти!Мы тебя не тронем:

Все должно цвести,

Чтоб нарядней сталаВся земля вокруг:Этот перелесок

И зеленый луг!»

Бегают ребятаПо траве гурьбой,И цветет подснежник –

Нежный, голубой!

(Ю. Капотова)

— В стихотворении говорится, что подснежник боязливо глядит. А почему? (Ответы детей.)

-Да, ребята, цветок боится, что его сорвут. Ведь жизнь сорванного цветка. Недолгая. Быстро вянут букетики подснежников.

— А чему обрадовался подснежник из нашего стихотворения? (Высказывания детей.)

— Правильно, он рад тому, что ему встретились такие добрые дети, которые любят природу, цветы и не будут подснежники.

— А как сами ребята объясняют свой поступок? Почему они не хотят рвать цветы? (Ответы детей)

— Да. Ребята хотят, чтобы вся земля вокруг стала нарядной, чтобы все видели красоту весенних первоцветов и радовались ей.

Вслед за подснежниками в лесу появляются лесные фиалки. (Рассматривание иллюстрации или слайды.)

Пройдет совсем немного времени, и на смену голубым подснежникам и фиалкам придет еще один из наших любимых лесных цветов. Какой? Догадались? Послушайте новую загадку:

Белые фонарикиНа зеленой ножкеЯ весною встретила

На лесной дорожке.

-Правильно: это ландыши.

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики- колокольчики разносят по всему лесу смой аромат.

— А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая, как и подснежники? (Рассуждение детей.)

— Да, ребята, эти цветы лучше тоже оставить в лесу. В вазе стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные содовые цветы, которые дольше лесных и полевы�

Источник: http://doshkolnik.ru/vesna/16210.html

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром тему: «Первоцветы»

Познание:Расширять представления детей о растительном мире.

Стимулировать познавательную деятельность.

Коммуникация:Умение группировать растения по общему признаку.Расширять и активизировать словарь.

Здоровье:Уточнять полезные свойства растений для здоровья человека.

Физическая культура:Совершенствовать двигательные умения и навыки,при выполнении различных упражнений и заданий.

Социализация:Воспитывать бережное отношение к растительному миру.Формировать дружеские взаимоотношения между детьми,желание помогать другу в преодолении препятствий и заданий.

Музыка: Учить, внимательно слушать музыку природы.

Оборудование и материал:музыкальный центр,диски с музыкой по теме:«поющая вода»;макеты деревьев:береза,клён,дуб, ель;цветы подснежники на каждого ребёнка внутри с сюрпризом;цветы первоцветы:одуванчик,мать-и-мачеха,медуница,ландыш майский.

Ход:

Дети стоят в кругу вместе с воспитателем.Воспитатель читает стихотворение:

Выглянул подснежник

В полутьме лесной-

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,-

Пусть на спящей речке

Неподвижен лёд,-

Раз пришёл разведчик

И весна придёт.

-Дети, о чём это стихотворение? (про весну, про подснежник……)

-Верно, дети это стихотворение о весне и о подснежнике. Я вам предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес.

Физкультминутка: »Я иду и ты идёшь».

Я иду и ты идёшь (шагаем)-раз, два, три(прыгаем на месте).

Я пою и ты поёшь (шагаем на месте)-раз, два, три(хлопаем в ладоши).

Мы идём и мы поём (шагаем на месте)- раз, два,три (прыжки на месте).

Очень дружно мы живем (шагаем на месте)-раз, два, три (шагаем).

-Ребята, куда мы пришли?(в лес)

-Что растет в лесу?(деревья,цветы)

-Верно,дышите глубже,ребята. Какой здесь свежий, чистый воздух.(В группе пахнет весной,ароматизированными маслами.)

Дыхательное упражнение ( 5-6 раз).

-Ребята , снег еще полностью не растаял а тут уже цветы появились. Эти цветы такие красивые ,душистые. Как мы называем цветы , которые расцветают первыми?(первоцветы)

-А подснежник это какой цветок? (первоцвет)

-Дети, а вы какие ранние цветы, первоцветы знаете?(ответы детей)

-Молодцы ,ребята! Сейчас я вам расскажу немного о них.(Показывая рисунки рассказываю о первоцветах.)

В лесу ,когда земля еще не полностью освободилась от снега, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. Поэтому они так и называются-подснежники. Стоят они недолго и быстро вянут.

После вскрытия рек и паводка, расцветают много травянистых растений. Одно из них мать – и –мачеха , цветущая по краю оврагов и по холмам.

Желтая головка похожа на одуванчик ,цветочные побеги (стебли) покрыты желтоватыми чешуйками.

С этими свойствами связано название растения:одна сторона листа как наши мамы теплые ,согревают ,а другая сторона как мачеха холодом отдает.Мать-и-мачеха-это лекарственное растение.

В середине мая расцветает одуванчик. Это тоже лекарственное растение. Соком одуванчика смазывают мозоли , бородавки . Из листьев одуванчика делают салаты. Когда цветы одуванчикаотцветают образуется пуховый шарик.

В лесу наше внимание привлекает ландыши своим сильным ароматом. Сильный аромат крохотных цветков может вызвать головную боль. Поэтому дома их держать нельзя. Цветы ландыша напоминают форму маленьких,белых колокольчиков. После окончания цветения появляются плоды ландыша-это мелкие , красные ягоды. Их кушать нельзя. Все части ландыша ядовиты. Несмотря на это ландыш-лекарственное растение.

Название медуница дана этому цветку из-за обилия меда-сладкого нектара в ее цветках. Медуница растет в лесу, они любят влагу. Цветут они с начала мая до июня.

Все раннецветущие растения-многолетние.

-А сейчас ,мы с вами поиграем в игру «Определи первоцвет». Я вам перечислю название цветов. Когда вы услышите название первоцвета, вы должны хлопать в ладоши . Называю название цветов: астра , цинния ,мать-и-мачеха , гвоздика , ромашка , одуванчик , василек , ирис , ландыш майский, георгин , медуница , мак , подснежник , роза ,петуния и т.д.

-Молодцы!Ребята , вам нравятся цветы?(ответы детей).

-Вот весна нам приготовила подарок , для каждого ребенка цветочек с сюрпризом. Ребята , подойдите и выберите среди цветов подснежники. Они не простые , внутри цветка находится сюрприз.

-Ребята ,вам понравилось в лесу?(ответы детей).

-Давайте, ребята вернемся в группу и нарисуем с вами понравившееся вам первоцветы.

Физкультминутка: «Я иду и ты идешь ».

Я иду и ты идешь (шагаем) — раз, два, три (прыгаем на месте).

Я пою и ты поёшь (шагаем на месте)-раз , два, три (прыгаем на месте).
Мы идем и мы поем ( шагаем на месте)-раз, два ,три ( прыгаем на месте).

Очень дружно мы живем(прыгаем на месте)-раз,два,три(шагаем на месте).

-Вот и пришли. А теперь садимся поудобнее и рисуем тот цветок первоцвет, который понравился вам.(Дети рисуют первоцветы под музыку).

-Что вы узнали о первоцветах?(ответы детей).

-А какой цветок вы нарисовали.(Каждый ребенок отвечает и показывает рисунок).

-Молодцы,ребята!Очень красивые рисунки.

Источник: http://portal2010.com/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoj-deyatelnosti-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-temu-pervocvety/

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие в страну весенних цветов»

Автор: Свинцова Марина Анатольевна

Цели:

коррекционно-образовательные:

— расширять у детей знания и представления о цветах;

— продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы;

— упражнять детей в отгадывании загадок;

— закреплять умение детей подбирать слова-признаки (прилагательные) к словам-предметам (существительным);

— продолжать знакомить детей с техникой «бумагокручение»;

— продолжать учить детей скручивать диск в форме овала из полоски гофрокартона, отступая от начала 2 и 5 см, придавая формы лепестка и листика;

— закреплять умение детей подклеивать кончик полоски, используя зубочистку;

— учить детей составлять из отдельных деталей цветок, скрепляя их клеем по образцу и представлению;

коррекционно-развивающие:

— развивать познавательный интерес;

— развивать тактильное, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память детей, мыслительные операции анализа и синтеза, воображение, произвольность деятельности;

— развивать навыки звукослогового анализа слов;

— совершенствовать пинцетный захват мелких деталей указательным и большим пальцами ведущей руки;

— развивать моторную ловкость и точность движения пальцев обеих рук;

Читайте также:  Пдд в начальной школе

— расширять и активизировать словарь детей за счет слов «первоцветы», «подснежник», «мать-и-мачеха», «медуница», «хохлатка», «крокус», «чистяк», «ветреница», «печеночница», «гусиный лук», «прострел», «ландыш», «проталина», «корень», «стебель», «бутон», «лепестки», «разноцветные», «цветущие», «растущие», «душистые», «ароматные», «благоухающие», «гофрокартон», «лицевая сторона», «изнаночная сторона», «ребрышки», «диск», «капелька»;

коррекционно-воспитательные:

— воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

— воспитывать аккуратное бережное отношение к природе;

— воспитывать интерес к конструированию из гофрокартона.

Оборудование:
— картинки с изображением времен года, первоцветов,

— карточки с символом слова – признака, символы гласных                      

— звуков, заготовки для цветка из гофрокартона, клей, 

— зубочистки.


Ход занятия

I.1. Приветствие.

Дети входят в группу под музыку. Педагог-психолог предлагает детям всем вместе встать в круг, взявшись за руки, и поприветствовать друг друга.

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Дети подходят к стульчикам. 

I.2. Организационный момент. Упражнение «Составь предложение».  

Логопед предлагает сесть только тем детям, которые составят предложение о весне по картинкам, лежащим у них на столах.
1. Наступила долгожданная весна. 2. Солнце поднимается над землей все выше и выше. 3. Оно ярко светит и греет. 4. День становится все длиннее, а ночь короче. 5. Снег начинает таять. 6. Появляются проталины. 7. На проталинах вырастают первые цветы. 8.

По земле бегут, звенят, журчат веселые ручейки. 9. По ним дети пускают кораблики. 10. На деревьях набухают почки, распускаются листочки. 11. На реках тает и трескается лед. 12. Просыпаются насекомые. 13. Медведь, ежик просыпаются от зимней спячки. 14. Заяц и белка меняют цвет шубки. 15. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран.

16.

Люди снимают теплые куртки и одевают более легкие.

Логопед: Ребята, вы составляли предложения о каком времени года? (Мы составляли предложения о весне.) Какое время года было перед весной? (Зима.) Какое время года будет после весны? (Лето.) Какое время года будет после лета? (Осень.) Какое время года между зимой и летом? (Весна).

II.1. Сообщение темы занятия.

У педагога – психолога в руках письмо.

— Ребята, я сегодня утром шла в детский сад и у двери увидела письмо.

Как вы думаете, кто мог бы прислать нам это письмо?

Педагог – психолог рассматривает письмо.

— Все по правилам: наш адрес, номер садика стоит.

Интересно, от кого же в нем письмо для нас лежит?

Раскрывает конверт, читает письмо. 

Ребята это письмо нам прислала Фея Цветов. Она приглашает нас в волшебную страну первых весенних цветов, а попасть туда помогут нам заклинание и вот этот цветок. Как он называется? (Цветик-семицветик.)

Педагог – психолог предлагает детям взяться за руки, закрыть глаза и произнести заклинание:

«Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Как коснешься ты земли, будь, по-моему, вели! Вели, чтобы мы сейчас же попали в волшебную страну первоцветов».

— Вот мы и попали в волшебную страну первых весенних цветов. 

II.2. Игра «Подбери слово-признак»

Логопед. Страна первоцветов, какая? (Цветущая, благоухающая, душистая, прекрасная, растущая, разноцветная, красивая, солнечная.) 

II.3. Загадки про цветы.

Входит Фея цветов под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Фея цветов: Здравствуйте, дети! Я – Фея цветов, хозяйка цветочной страны, приглашаю вас отправиться в путешествие по этой стране и познакомиться с ее жителями, отгадав загадки.

Самый первый, самый тонкийЕсть цветок с названьем нежным,Как привет капели звонкой.Называется … (подснежник).В.Нищев У корней березочки –Золотые звездочки.А в земле есть луковка –Чуть побольше клюковки.(Гусиный лук)
Первоцвет весеннийЖелтенький цветокПотянулся к солнцуНежный лепесток.                             (Мать-и-мачеха) Пробивается росток,Удивительный цветокИз-под снега вырастаетСолнце глянет – расцветает. (Подснежник)
Прячет цветокСладкий медок.И в названье мед таитсяУзнаете?(Медуница) Беленькие крошкиСидят рядком на ножке.Запах по лесу идет.Кто цветок нам назовет?(Ландыш)
Это прозвище недаромУ красивого цветка.Капля сочного нектараИ красива, и сладка!От простуды излечитьсяВам поможет …(медуница) Желтые, пушистыеШарики душистые,Их укроет от морозаВ своих веточках … (мимоза).
Под сугробом он растет,Снеговую воду пьет.  (Подснежник)

Логопед выставляет на доске картинки с изображением первоцветов. 

II.4. Беседа о цветах.

Логопед: А вот и первые жители страны спешат с вами познакомиться.

  • Почему подснежник так называется? (Подснежник начинает расти под снегом и появляется ранней весной на проталинах.)
  • У какого растения цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки? (У хохлатки цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки.)
  • Какое растение во время цветения раскачивают весенние ветры? (Весенние ветры раскачивают ветреницу во время цветения.)
  • У какого растения цветки похожи на белые горошинки? (У ландыша цветки похожи на белые горошинки.)
  • Какое растение считается навевающим сны? (Прострел (сон-трава) — цветок, навевающий сон.)
  • Почему цветы мать-и-мачехи нарисованы отдельно от листьев? (У мать-и-мачехи сначала цветут цветы, а потом появляются листья.)
  • Какое растение угощает шмелей душистым нектаром, которого очень много внутри ярких цветков? (Медуница угощает шмелей душистым нектаром, которого очень много внутри ярких цветков.)
  • Почему ранневесенние цветы «торопятся» расцвести, пока лес еще не оделся листвой? (Ранневесенние цветы расцветают, пока лес еще не оделся листвой, потому что они очень любят яркий солнечный свет.)
  • Как называются ранневесенние цветы? (Ранневесенние цветы называются первоцветами.)

Вот весенние цветы

Или первоцветы.

Их запомнить должен ты

Как весны примету.

II.5. Задание «Отгадай слово»

II.6. Упражнение «Как растет цветок».

Педагог — психолог: Давайте вспомним, как растет цветок.

На доске педагог — психолог выставляет картинки с изображением поэтапно развивающегося растения. Дети называют в определенной последовательности, как растет цветок.

Дети: Цветок начинает расти, когда семена попадают в землю. Из семечка развивается росток, затем он появляется на поверхности почвы. Из ростка развивается полноценное растение, спустя определенное время оно зацветает.

II.7. Упражнение «Будь внимательным».

Педагог – психолог: Ребята, хлопните в ладоши, когда услышите слово, относящееся к строению цветка.

Дорога, стебель, ветер, корень, горшок, бумага, бутон, бочка, лепесток, календарь, листок.

II.8. Физкультминутка.

Фея цветов (воспитатель) с детьми проводит физкультминутку.

На лугу растут цветы Дети садятся на корточки, в руках цветы. Вытянуть руки перед собой.
Не бывалой красоты Потягивание – руки в стороны.
К солнцу тянутся цветы.С ними потянись и ты. Потягивание – руки вверх.
Ветер дует иногда,Только это небеда. Махи руками – изображая ветер.
Наклоняются цветочки,Опускают лепесточки. Наклоны.
А потом опять встаютИ по-прежнему цветут. Выпрямляются.

II.9. Игра «Найди проталинку».

Логопед загадывает загадку:

Островок я вижу странный,

Он не с пальмой, а с цветком,

Окружен не океаном,

А подтаявшим снежком. (Проталина)

Логопед: А проталинки не простые,

А проталинки слоговые.

Сколько в названии цветка слогов, столько капелек на проталинке. Чтоб найти свою проталинку, надо поделить на слоги названия цветка.

Раз, два, три – каждый цветок свою проталинку найди. 

Дети делят на слоги названия цветков и сажают цветы на проталинки. 

1-й ребенок: Я посажу свой цветок на проталинку, где 2 капли, потому что в слове крокус два слога.

2-й ребенок: Я посажу свой цветок на проталинку с тремя каплями, потому что в слове пролеска три слога.

3-й ребенок: Я тоже посажу подснежник на проталинку, где три капельки, потому что в этом слове три слога.

4-й ребенок: Я посажу свой цветок на проталинку с тремя каплями, потому что в слове примула три слога.

5-й ребенок: Я посажу медуницу на проталинку, где четыре капли, потому что в этом названии 4 слога.

6-й ребенок: Я посажу свой цветок на проталинку, где 3 капли, потому что в слове хохлатка 3 слога. 

II.10. Пальчиковая гимнастика.

Педагог — психолог. Давайте вспомним способы работы с бумагой.

Чтоб цветочки получились,Надо чтобы пальцы потрудились.Складывай листок… вот, вот…И получится… цветок.Мять бумагу очень просто:Нужно пальцы сжать в кулакИ раскрыть ладонь пошире,Получив в руке комок. Разорвать бумагу быстроМогут сразу две руки.И получим в результатеМы красивые цветы.В руки ножницы возьмемИ нарежем стебли ровно.

Скрутим лепестки, листки

И на ветках почки.

Будут радовать всегда

Яркие цветочки.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом физкультминутки.

II.11. Практическая работа в технике бумагокручения.

Фея цветов (воспитатель): Вы поработали пальчиками, вспомнили приемы работы с бумагой. Почему это было необходимо?

Дети: Это необходимо для выполнения аппликации.

Фея цветов (воспитатель). Ребята, вы сегодня на занятии узнали много нового о первых весенних цветах и сейчас мы будем с вами делать аппликацию «Подснежник». На прошлом занятии мы уже подготовили части цветка. Давайте вспомним, как они называются.

Дети показывают и называют части цветка: стебель, листья, цветок.

Фея цветов (воспитатель): Из чего мы будем делать цветок? (Из полосок гофрокартона.) Как называются стороны гофрокартона? (У гофрокартона есть лицевая сторона и изнаночная.

) Что нам необходимо еще для работы? (Зубочистка, клей.) Итак, начинаем делать лепестки для цветка. Отсчитываем шесть ребрышек и загибаем полоску, кончик подклеиваем клеем, используя зубочистку. Получается овал.

Читайте также:  Конспект нод во второй младшей группе по теме «признаки ранней весны»

Нам необходимо три таких детали, которые между собой склеиваем.                     

Дети выполняют работу, воспитатель при необходимости помогает. Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

Готовые работы воспитатель выставляет на доску. 

Фея цветов (воспитатель):Подснежники цветут ранней весной. Сейчас они уже отцвели, и мы сможем ими полюбоваться только в следующем году. Но ваши картинки будут радовать всех круглый год, и вы можете не только рассказать о цветах, которые первыми появляются после долгой зимы, но и показать, как они выглядят.

II.12. Игра «Веселый счет».

Логопед просит детей посчитать подснежники. 

Логопед: Сколько белых подснежников? (Один белый подснежник, два белых подснежника, …)

Логопед: Сколько голубых подснежников? (Один голубой подснежник, два голубых подснежника, …)

Фея цветов показывает картинку с изображением букета цветов, перечеркнутого красной линией.

Фея цветов: Почему букет перечеркнут красной линией?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

III. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог – психолог предлагает попрощаться с Феей цветов. Возвращение из страны цветов, дети произносят заклинание. Вспоминают, какие задания выполняли, что понравилось, что вызвало затруднения.

Источник: https://open-lesson.net/4082/

Первоцветы (занятие в старшей группе)

Цель: уточнил, и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да — нет».

— Это рукотворное? (Нет.)

— Эго природное? (Да.)

— Это животное? (Нет.)

— Это растение? (Да.)

— Эго высокое? (Нет.)

— Это низкое? (Да.)

— Это комнатное растение? (Нет.)

— Эго лесное растение? (Да.)

— Эго красивое? (Да.)

— Это цветы? (Да.)

— Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

— Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

— Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок вол­нует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким аро­матом. (Работа с кольцами Луллия.)

— Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлат­ку, ландыш, фиалку, пролеску).

— Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, пер­вые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега.

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лёд, —

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

                             (Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит запись «Подснежник». Дети представляют себя подснеж­никами, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и раду­ются весне.

— Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

— Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подар­ки. Лесу — ковер из подснежников и хохлаток, лугу — пестрый ковер из луго­вых цветов.

— Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хоро­шо: с ног до головы — в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебель­ков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа — мать — теплая, другая — мачеха — холодная.

— От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От оду­ванчиков.)

— На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звез­дочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли.

Дремлет сонная река.

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами.

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него востор­женного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смот­рит, поднимается в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, прибли­жается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

Одуванчик — один из самых лучших медоносов, к нему любит прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед — густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д. Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хруп­кий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

— Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарцис­сы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах».

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке,

С цветком в руке.

В косах — ленты атласные —

Белые и красные.

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала,

Всех привечала.

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера.

Посветлели чаши бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц.

Засияли, зацвели.

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые.

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела –

Не узнать весною

Нашего села!

— К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли.

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон.

Он делался все тише.

Но сердце ранил он.

— Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

— Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок.

Если ты сорвешь цветок.

Если все: и я, и ты.

Если мы сорвем цветы.

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

— В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти — и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/publ/metodicheskaja_rabota/ehkologicheskoe_vospitanie/pervocvety_zanjatie_v_starshej_gruppe/7-1-0-730

«Первоцветы» Занятие по экологии в старшей группе

«Первоцветы»

Занятие по экологии в старшей группе.

Программное содержание:  уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту;  обогащать словарный запас, развивать связную речь, воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе

 Материалы: картины с изображением  подснежника, мать-и-мачехи, тюльпана, ландыша, нарцисса, оборудование для рисования красками, листы бумаги для рисования, грамзапись «Подснежник».

Ход занятия:Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:Тает снежок,Ожил лужок,День прибывает,               Когда это бывает? (Весной)- Правильно весной, молодцы! — А что изменилось с приходом весны? (На улице стало теплее, снег тает, появляются проталины) — Небо весной (какое?)…- Солнышко весной (что делает?)…

— Птицы весной (что делают?)…- Цветы весной (что делают?)…- Ребята, сегодня в этот прекрасный весенний день поговорим о цветах.  И не просто цветах, а первоцветах.

— А как вы понимаете это слово? (ответы детей)(После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)- Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы первыми в лесах и на лугах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.

Читайте также:  Зимнее театрализованное развлечение в старшей группе

—  Чудесные белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. И этот цветок в народе называют……

(подснежником)(Воспитатель показывает детям картину с изображением подснежника) Этот удивительный цветок растет и развивается зимой, по теплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте под яркими солнечными лучами  подснежники расцветают, когда на деревьях еще нет листьев.  В ненастные пасмурные дни цветы подснежников закрываются, а головки их наклоняются.

— Ребята, я предлагаю вам почувствовать себя подснежниками.

(Звучит запись «Подснежники» и дети представляют себя подснежниками и имитируют движения:  смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, и приветствуют жителей леса)- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы почувствовали?- Немало легенд сложено о подснежнике.

Послушайте стихотворение, которое передает одну из них «Смелый подснежник»Лесною тропойШла зима с подругамСтужами и Вьюгами,Метелью и Пургой.А навстречу ей Весна,И румяна, и ясна,В пестром сарафане,С птицами, цветами.Позавидовала Зима Весне,Ее юности и красе,Подула ветрами ледяными,Закружила вьюгами злыми.

Испугались стужи цветкиИ закрыли свои лепестки.Только подснежник, хрупкий и нежный,Из последних силЛепестки раскрылКапелькою белой.Маленький, но смелый!- Вот снег растаял, появились проталинки и появились круглые золотые монеты?- Как вы думаете, о  каких золотых монетах я говорю?- Правильно, весну цветов открывает- мать-и-мачеха.

Этот золотой цветок растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав. (показ картины с изображением цветка мать-и-мачехи)У этого цветка невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики.

Большие листья появляются позже, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые. Мать-и-мачехой назвали этот цветок потому, что одна сторона листа –теплая, как мама, а другая холодная, как мачеха. А когда цветок отцветает, то он превращается в белую пушистую шапочку.

Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой- парашютиком, которая помогает семечку улететь.- Позже просыпаются  и другие весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, ландыши, примулы и т.д. (показ картин с изображением весенних цветов)- Но к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна.

Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.- Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой? (ответы детей)- Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я, и ты,Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты.

— Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок, который вам больше понравился.Воспитатель с детьми проговаривает какие цвета использовать для рисования лепестков, листьев и стебелька цветка. После чего дети приступают к работе с красками.

 В конце занятия дети показывают рисунки и рассказывают почему решили нарисовать именно этот цветок и что нового они  узнали?

Источник: https://urokinachalki.ru/pervocveti-zanyatie-po-ekologii-v-starshey-gruppe-388.html

Интегрированное занятие в старшей группе «Первоцветы»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представление о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту.

Развивающие задачи:обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитательные задачи:воспитать эстетический вкус и бережное отношение к природе.

Интегрированные задачи:познание творчества и художественное эстетическое развитие.

Предварительная работа:беседа о первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций.

Методические приемы:художественное слово, использование наглядного материала, дидактическая игра, физ. Минутка, использование нетрадиционного рисования, использование ИКТ.

Материалы и оборудование: слайды с изображением подснежника, мать – и – мачехи, ландыша, листы бумаги, цветная крупа, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Приветствие

«Добрый день!» — тебе сказали

«Добрый день!» — ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем добра и теплоты.

Послушайте стихотворение:

Протянуло лучики солнце золотое,

Засияло радостно небо голубое.

Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

Птички весело запели и земля проснулась.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответ детей)

Правильно! О весне.

Давайте помиграем с вами в игру «Букет весенних слов». Что происходит в природе с приходом весны?

Я начну, а вы продолжите. На улице стало теплее (передаю солнышко).

Сегодня я хочу рассказать вам о самых первых цветах, которые в природе называются первоцветами. Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы на лугах и в лесах. Это первые весенние цветы. Каждый удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.

Но первоцветов с каждым годом становится все меньше и меньше, так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, срывают их, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу.

Предлагаю поиграть в игру «Собери цветок»(работа в парах с разрезанными картинками).

1 картинка «Подснежник»(слайд)

Пробивается сквозь снежок

Удивительный росток

Самый первый, самый нежный

Самый бархатный цветок.

Этот удивительный цветок растет и развивается зимой под теплым снежным покрывалом, с началом весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте, когда на деревьях еще нет листьев, под яркими лучами солнца расцветают подснежники.

Немало легенд сложено о подснежнике. Говорят, что подснежники – это «снегурочкины слезы». Плакала Снегурочка, зиму провожая. Шла она по лесу печальная, и там, где снегурочкины слезы падали на землю, и вырастали подснежники.

Предлагаю собрать вторую картинку «Мать – и – мачеху»(слайд)

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки земли

Мать – и – мачехой в народе нарекли.

У него желтые лепестки, похожие на лучики солнца. Серединка тоже желтая, похожа на корзиночку. Пчелки очень любят собирать нектар цветов мать – и – мачехи. Дети, посмотрите внимательно на листочки.

Нижняя сторона листочка мягкая, теплая и нежная, как ладошки вашей мамы. А верхняя сторона холодная и неприятная. Поэтому это растение называется мать – и – мачеха. Мать – и – мачеха – лекарственное растение. Листочки и цветы заваривают и пьют во время болезни.

Поэтому к этим цветам нужно относиться очень бережно, полюбоваться и уйти.

Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш»(слайд).

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит.

Будь с ним осторожен!

Ландыш – лекарственное, декоративное растение. Запах ландыша настолько притягателен, что не может оставить равнодушным никого. Его применяют при изготовлении духов. А еще листья и цветы заготавливают в качестве лекарственного сырья. Все части растения, особенно его ягоды, ядовиты для человека.

Мы познакомились с первыми весенними цветами – первоцветами.

Пальчиковая игра «Цветы»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

А сейчас я вам предлагаю послушать сказку(чтение экологической сказки):

«В одной не очень богатой семье было двое детей: сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами – воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили.

Приближался день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было.

Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые.

Обрадовались и хотели сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем, если вы сорвете нас, мы завянем и умрем».

Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем-всем, а мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.»

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? Почему?

А чем же они полезны? (Семенами питаются птицы, используют для лекарства)

А кто совсем не может прожить без цветов? (насекомые)

Почему? (Насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов)

Но, к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Ребята. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой?

Ответы детей.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок.

Воспитатель с детьми проговаривают какие цветы используются для рисования лепестков, листьев и стебелька цветка.

Анализ занятия.

Источник: https://www.prodlenka.org/osennie-prazdniki/10183-integrirovannoe-zanjatie-v-starshej-gruppe-perv.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector