Конспект занятия в старшей логопедической группе. звук к

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К

Пояснительная записка

Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и начальному обучению грамоте детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

Логопедическая работа при любой патологии речи должна строиться с учетом ее патогенетических механизмов.

У детей с патологией опорно – двигательного аппарата в процессе обучения возникает целый ряд трудностей при усвоении программного материала.

Эти трудности обусловлены определенными причинами, к числу которых относятся:

— нарушения звукопроизношения

— нарушение просодической стороны речи

— искаженное развитие фонетико-фонематической системы

— нарушение лексико-грамматического строя речи

— недоразвитие пространственных представлений

— нарушение зрительного восприятия

— несформированность временных представлений и др.

Предложенный конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в овладении элементам грамоты и формированию фонетической стороны речи построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Применение различных игр и упражнений позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала, что в конечном итоге обеспечивает лучшее запоминание и усвоение.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими.

Одновременно с закреплением правильного произношения звука разнообразные игры развивают фонематическое восприятие, упражняют в звуковом анализе и синтезе, закрепляют навык написания букв, обогащают словарь, совершенствуют связную речь, воспитывают умение работать самостоятельно и таким образом всесторонне готовят дошкольника к обучению грамоте.

Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.

С учетом психоэмоциональных, речевых, двигательных особенностей в содержание занятия включены упражнения направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Логопед приглашает детей в увлекательное путешествие по очень необычной стране. На занятии дети уточняют характеристику звуков (П), (Пь) по артикуляционным и акустическим признакам, поют, определяют место звука в слове, знакомятся с буквой (П), выполняют игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, развивают мелкую моторику пальцев.

Данное занятие направлено на выработку умения дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие – глухие, твердые – мягкие.

Задания выполнены на индивидуальных карточках (предварительно заготовленный раздаточный материал в виде предметных картинок), так как внимание детей концентрируется на данном объекте и позволяет лучше сосредоточиться. Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии несет положительный эффект.

Конспект занятия «Звуки (П — Пь), буква П»

Цель:

  • Продолжить знакомство со звуками П и Пь, учить давать характеристику звуку.
  • Формировать навыки фонематического восприятия.
  • Формировать умение находить место звука в слове.
  • Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
  • Познакомить с буквой П.
  • Развивать мышление, произвольное внимание.
  • Развивать графические навыки.

Оборудование:

  • Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
  • Предметные картинки на изучаемый звук.
  • Предметные картинки на звук (П) (с липучками), любые другие картинки.
  • Каточки для игры «Звуковая мозаика». Карточка разделена на 12 квадратов: 4х3.
  • Тактильная дорожка, выполненная из гороха (количество дорожек по числу детей).
  • Кубики синего и зеленого цвета
  • 2 столика, 2 скатерти синего и зеленого цвета
  • Игрушки: паучок, пингвин
  • Бархатная бумага, шерстяные нитки.
  • Cчетные палочки.
  • Карточки-сюрпризы: буква П и Пь

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Ну, конечно…..

Дети: Паучок.

Логопед. Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Как зовут его?

Дети: Пингвин.

Также интересное занятие логопеда в старшей группе:
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР «Транспорт»

Логопед. Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК?

Дети: Звук П.

Логопед. Какой первый звук в имени ПИН?

Дети: Пь.

Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П. Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки?

Дети: Звук П – твердый, звук Пь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки П и Пь согласные, глухие.

Логопед: Докажите, что звуки П и Пь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы.

Логопед. Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед. Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

  1. Развиваем фонематический слух

Логопед. Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кубик, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

Логопед. Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь, когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

Логопед. ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

Логопед.Что у тебя?

Ребенок: У меня пуговица.

Логопед. Кому дашь?

Ребенок: Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

И так далее.

Логопед. Молодцы! Все картинки разложили правильно.

  1. Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звуки П и Пь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (Логопед раздает детям предметные картинки:

Пплатье, лопата, сапоги, поезд, посуда, репа

Пь – апельсин, пиджак, петух, кирпичи, пила, пижама

Логопед: Где ты слышишь звук П (Пь) в слове ЛОПАТА, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук П (Пь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

  1. Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

— Определи, какой в слове первый звук П или Пь?

— Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: перчатки, поезд, пират; повар, пальма, письмо; подушка, пироги, пила; печь, посуда, полка; парусник, почтальон, пион; пижама, перчатки, помидор)

Логопед. ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Два веселых друга гуляли по двору (имитация движений)

Два веселых друга затеяли игру.

Делали головками: пик, пик, пик. (наклоны головой влево — впараво)

Хлопали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп. (имитация движений)

Топотали ножками: топ – топ – топ.

  1. Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь) и получи новое:

точка – почка речка — печка

карта – парта лесок — песок

тачка- пачка леченье — печенье

волк – полк зеленка — пеленка

щелка – полка лесенка — песенка

Читайте также:  Работы участников конкурса «лучший мастер-класс по рукоделию 2018»

галка – палка лекарь – пекарь

  1. Развиваем фонематический анализ.

Логопед. Игра «Звуковая мозаика».

Приготовьте карточки для игры «Звуковая мозаика». Слушайте внимательно и определяйте звуки старательно.

(Логопед называет слова, а дети определяют звуки П – Пь в словах и в каждый квадрат ставят соответствующий символ звука.)

Слова: подушка, поезд, пальто, пони

палка, пион, пилот, пушка

почта пекарь, пианино, парашют

— Какие слова на звук Пь вы запомнили?

— Что напоминает этот узор? (Буква П)

9.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед. П – похожа на пенек Подходящие ворота

Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

— определяем левую – правую стороны бумаги, верх – низ.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

— Ниточки одинаковые или разные? (2 длинные, 1 короткая)

(Выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе; выкладываем букву из счетных палочек.)

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Паучок Пак и пингвин ПИН приготовили вам подарки: буквы П вы раскрасите дома: большую — синим карандашом, а маленькую – зеленым.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»

Источник: http://portal2011.com/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-v-starshej-gruppe/

Конспект фронтального занятия в старшей группе «Звук [У]»

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонетической стороны речи и фонематического восприятия. Проводится во II период обучения.

Цели:

коррекционно-обучающие — закреплять навык чёткого произношения звука [У]; учить выделять звук [У] в потоке гласных звуков и в звукосочетаниях; формировать навыки элементарного звукового анализа; закреплять понятие «гласный звук»; познакомить с буквой «У»;

коррекционно-развивающие – развивать слуховое внимание,  мелкую моторику;

воспитательные – воспитывать инициативность, самостоятельность, стимулировать учебную деятельность.

Материалы и оборудование: кукла Уля, игрушечный поезд, звуковички, картинка «Малыш плачет», картинка «Улитка», демонстрационная буква «У», счётные палочки.

Ход работы

1. Логопед вносит в кабинет куклу.

– Это Ульяна.

Шла Ульяна по тропинке

И грибы несла в корзинке,

Вдруг услышала: «У – у!»

Кто же воет там в лесу? (Волк.)

— Покажите, как испугалась Уля?

— А теперь покажите, как воют волки? (Ууу!)

 2. Введение в тему.

— Каким именем мы назвали куклу?

— Какой первый звук вы услышали в слове «Уля»?

— Где мы можем услышать звук [У]? (Воют волки, ветер воет…)

Далее логопед произносит звук [У] с усилением и ослаблением голоса.

— Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [У], познакомимся с буквой «У».

 3. Характеристика звука [У] по артикуляционным и акустическим признакам.

Выставляется игрушечный поезд.

— Какой сигнал подаёт машинист? (Ууу!)

— Поезд гудит: «Ууу!»

— Произнесите звук [У].

— Что стало с вашими губами? (Вытянулись в трубочку.)

— Попробуйте спеть звук [У]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поётся, тянется).

— Ребята, звук [У] поётся нашим голосом. Положите руку на горлышко и потяните звук [У]. Горлышко поёт. Звук [У] тянется, поётся голосом, значит он называется «гласный звук».

— Каким цветом мы обозначим звук [У]? (Красным.) На доску крепется красный звуковичок.

 4. Дидактическая игра «Поймай звук».

— Хлопните в ладоши, если услышите звук [У]:

— у, а, и, о, у, ы, у, э, у…;

— уа, уи, ау, аи, иа, иу…

 5. Звуковой анализ.

— Ребята, а теперь посмотрите на эту картинку: малыш плачет.

— Как вы думаете, как плачет малыш? (Уа). Давайте повторим.

— Сначала малыш кричит звук [У], а затем – звук [А], и у него получатся [УА]. Первый звук [У], второй — [А].

Логопед выкладывает схему слова «Уа» на доске, дети – на столах.

— А теперь давайте попробуем поменять звуки местами. Что получилось? (Ау).

— Кто кричит: «Ау»!?

 6. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

Улитка, улитка! Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!

— С какого звука начинается слово «улитка»?

 7. Знакомство с буквой «У».

— Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву. На что похожа буква «У»?

У — сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву «У»!

 8. Выкладывание буквы «У» из счётных палочек.

 9. Подведение итогов занятия

– Молодцы ребят! Вы все самостоятельно справились со всеми заданиями! Ульяна говорит вам: «Большое спасибо! До свидания!»

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-frontalnogo-zanyatiya-v-starshej-gruppe-zvuk-u.html

Конспект занятия в старшей логопедической группе по автоматизации звука «О»

Конспект занятия

в старшей логопедической группе

по автоматизации звука «О»

Программное содержание:1. Учить детей четко произносить гласный звук «о» в изолированном виде, в словах, в слогах. Познакомить с графическим изображением гласной буквы «о».Упражнять в умении рисовать букву. Учить детей вырезывать букву «о». Упражнять детей в домысливание слова.

2. Развивать аналитические умения, сообразительность, память, воображение.

3. Воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь.

Предшествующая работа: упражнения на произношения звука «о», игры, наблюдения за насекомыми в которых есть звук «о» (стрекоза, оса, комар, жук носорог)

Подготовка воспитателя: консультация у логопеда, оформление наглядного материала, разработка конспекта.

Материал: раздаточный: предметные картинки со звуком «о», палочки, цветная бумага, ножницы, фишки, чистые листы бумаги. Демонстрационный: изображение девочки о, изображение буквы «о».

Ход занятия:

-Ребята сядут те кто назовет имя со звуком «о».

— Молодцы много имен назвали. А теперь я загадаю загадки. А вы их отгадаете: Конь бежит – земля дрожит. (Гром). Меня ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся. (Дождь). Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо). Два брюшка, четыре ушка. (Подушка). Четыре братца под одной шляпой. (Стол) .Между двух светил я в середине один. (Нос).

-Какие вы молодцы все отгадали. А давайте с вами раз проговорим отгадки выделяя звук «о». давайте вместе «Стол», «Подушка», «Дождь» и т.д.

— А кто знает как правильно ставить губы при звуки «о»?

— Правильно Саша, когда мы проговариваем звук «о» губы сворачиваем в трубочку, вытягиваем вперед. Ребята а мы с голосом произносим звук «о» или нет?

— Правильно, с голосом, а для воздуха есть кокая нибудь преграда?

— Если вы не знаете, тогда давайте мы с вами проверим. Вытянули губки как трубочка, подставили к губам ладонь и произнесли звук «о». Вот так. Ну теперь мне кто скажет правильный ответ?

— Конечно Даша воздух проходит свободно. А сейчас я буду говорить звуки, а вы их будете повторять за мной только гласные хорошо?

Давайте начнем: а, в, у, с, о, а, е, ы, о, б, и, о.

-Давайте теперь произнесем слова только те в которых есть звук «о», я буду говорит слова, а вы будете повторять их за мной и на стол выкладывать фишки только тогда когда я назову слова со звуком «о»: совок, сок, ласточка, кастрюля, склад, листок, солнце, оса, слива, колесо, звонок, трактор, кит, окрошка, окунь, кисть.

— Следующее задание четвертый лишний. Посмотрите внимательно на картинки и скажите какая картинка лишняя и почему вы так считаете, надо объяснить.

— Правильно, а почему ты сделал такой выбор.

— Умница Света, конечно потому, что во всех словах есть звук «о», а в этом нет.

— Ну а сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадайте слово»: ..кно, ..бувь, ..са, ..сень, ..чки, ..блака.

— Молодцы. Теперь мы с вами разомнемся Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.

Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою.

После — правою ногою, После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

— вот мы с вами размялись, отдохнули. Можно и приступить к нашей работе. Посмотрите на доску и скажите, что это у меня тут написано.

— Правильно это буква «о». А как вы догадались, что это буква?

— Конечно Саша потому, что мы буквы видим и слышим. А догда как мы узнаем, что звук это звук.

— Да совершенно правильно звук мы слышим и говорим. Давайте с вами произнесем звук «о». Все вместе «о-о-о-о»

— Хорошо, все постарались. А теперь мы с вами выложим букву «о» из палочек.

— А кто знает почему я сказала. Что мы выложим букву, а почему нельзя выложить звук.

Читайте также:  Загадки о человеке с ответами для 3 класса

— правильно, потому, что мы только букву можем увидеть и написать. Ну давайте с вами все токи выложим букву.

— Вот правильно Саша делает. Ой какие все молодцы. Все задания выполняют правильно. Надо вам, что то посложнее дать. Вот подобрала я тут вам одно задание. Скажите, кто может писать.

— Ух ты сколько вас много. Послушайте. Что нужно будет сделать. Нужно будет нарисовать букву о, но нужно нарисовать не просто. А очень аккуратно и красиво.

— Ну и последнее задание, это нужно будет красиво и аккуратно вырезать букву «о». посмотрите как я это делаю, аккуратно. Что бы она получилась у меня овальная, без всяких уголков.

-Молодцы. Скажите, что мы сегодня делали на занятии.

— Правильно, сегодня на занятии активно работали Саша, Даша. А постараться надо Нади, Кати.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lessons/konspekt_zanyatiya_v_starshej_logopedicheskoj_gruppe_p_110045.html

Оргмомент.

  1. Мимическая гимнастика «Мы умеем улыбаться».
  2. Самомассаж лица.
  3. Повторение материала: сравнение и сопоставление звуков К – Х.
  4. Какие звуки учили на прошлом занятии? (звуки К и Х.)
  5. Какие они оба? (Согласные, твердые, глухие.)
  6. У звука К есть младший брат мягкий звук К’? (Есть звук К’.) А у звука Х есть младший брат – мягкий звук Х’? (Есть это звук Х’.)
  7. Чем они отличаются? (Звук К – произносим отрывисто, а звук Х – протяжно).
  8. Назовите слова со звуком К. (Кот, коньки, кубик, конь.) А теперь со звуком Х.(Хобот, хвост, ухо, петух.)
  9. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня мы познакомимся со словами в которых сразу два звука К и Х в одном слове. И поэтому к нам пришел хомяк Хомка. Как вы думаете, почему? 

Дети: В слове хомяк сразу два звука.

Логопед: Молодцы, правильно.

  1. Работа по теме.
  2. Упражнение «Запомни – повтори».

Логопед: Послушайте, как разговаривает Хомка. Запомните и повторите:  ка-ха-ка,   ах-ак-ах   и т.д.

  1. Упражнение «Ловите звуки» — различение звуков на слух в словах.

Логопед: Хомка произносит слова, а вы слушайте внимательно, если в слове услышите звук К – хлопайте в ладоши, а если звук Х – хлопайте по коленкам.  Хобот, кубик, мох, кот, ход, муха, мука, книга, халат, коньки.

  1. Упражнение «Назови картинку» — произнесение слов по картинкам на доске со звуками К и Х в одном слове.

Логопед:  Ребята, Хомка принес с собой картинки, давайте их назовем.

Охотник, хозяйка, хомяк, кухня, хоботок, хек.

  1. Упражнение «Прохлопай слова». (Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.)

Логопед: А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово хо-мяк. А теперь вы прохлопайте слово кухня. (Кух-ня.)

Логопед: Теперь слово хозяйка. (Хо-зяй-ка.) Хоботок (Хо-бо-ток.)

Логопед: И наконец, слово охотник. (О-хот-ник.)

Логопед: Отлично. Давайте немножко отдохнем на ковре и выполним знакомое упражнение «Хомка».

  1. Физминутка. «Хомка».
  2. Пальчиковая гимнастика «Орешек» (с грецкими орешками).
  1. Упражнение «Какой звук сначала, а какой потом?» — определение порядка звуков К, Х в словах по картинкам: охотник, кухня, хомяк, хоботок.

Логопед: Ребята, что вы заметили, есть в этих словах?

Дети: Сразу два звука К и Х в одном слове.

Логопед: Правильно.  Давайте определим, какой звук сначала, а какой потом в слове хомяк?

Дети: Сначала Х, а потом – К.

Логопед: Правильно, а в слове охотник?

Дети: В слове охотник сначала звук Х, а потом звук К.

Логопед: В слове кухня?

Дети: В слове кухня сначала звук К, а потом звук Х.

Логопед: А в слове хозяйка?

Дети: В слове хозяйка сначала звук Х, а потом звук К.

  1. «Повторим и поиграем». — Звуковой анализ, синтез и преобразование слогов: ак – ах; ах – ух.

Логопед: Повторите АК. Сколько звуков мы сказали?

Дети: Два звука.

Логопед: Правильно. Назовите первый звук.

Дети: звук А.

Логопед: Назовите второй звук?

Дети: Звук К.

Логопед: Выложите АК. А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы получилось АХ. А затем – УХ.

  • Подведение результатов. Рефлексия.

Логопед: Ребята, закройте глаза и вспомните, какие звуки мы учили, какие задания выполняли. Покажите, какое у вас настроение в конце занятия: грустное или веселое?

Источник: https://shurovaty-shat-dou28.edumsko.ru/articles/konspekt_zanyatiya_v_starshej_logopedicheskoj_gruppe_na_temu_differenciaciya_zvukov_k_h

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме: «Автоматизация звука «К»

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме: «Автоматизация звука «К»

Автор презентации: Филина Лилия Николаевна

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме: «Автоматизация звука «К»

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • продолжать отрабатывать упражнения артикуляционной гимнастики;
  • уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука [к];
  • закрепить правильное произношение звука [к] в звукоподражаниях, слогах, словах;
  • закрепить умение слышать и выделять звук [к] в слогах;

коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
  • учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. (развитие общей моторики);
  • развитие связной речи (обогащение словаря по теме «Домашние животные»

коррекционно-воспитательные:

  • воспитание активности;
  • инициативности;
  • умения работать в группе.

Предварительная работа: Постановка звука [к] автоматизация на в звукоподражаниях, подготовка демонстрационного и раздаточного материала, разучивание логоритмических упражнений.

Оборудование:

  • зеркала по количеству детей;
  • сюжетная картинка «Лето»;
  • игрушки из настольного театра;
  • картинки к игре «Вьюга».

Ход.

Артикуляционная гимнастика.

Дети, садитесь так, как вам удобно. Вы помните сказку про веселый язычок? Где он живет? Правильно, во рту. Рот – домик веселого язычка. Наш веселый язычок будет сегодня играть в прятки. Посмотрите как спрячется мой язычок в домик. Спрячется далеко – далеко. (показ) Язычок лежит у нижних зубов, а потом прячется вглубь рта (домика).

А сейчас, дети, откройте рот так, чтобы вы видели язычок у нижних зубов. А теперь спрячьте его далеко – далеко, но рот не закрывайте. Хорошо спрятался язычок у Светы, иди Света, покажи, как ты умеешь прятать язычок. (показывают и другие дети, проверяю упражнение по подгруппам)

Молодцы дети, далеко прятали язычки. Они у вас очень послушные. (Собрать зеркала)

Игра на звуковысотность.

А теперь закройте зеркала, отложите их на край стола и послушайте. Сейчас на улице зима, дуют холодные ветра, метут метели, воют вьюги. Какой звук? Правильно –у–. Как воет вьюга у-у-у-у. Губы трубочкой. Давайте поиграем в игру «Вьюга».

Посмотрите, (показываю картинки) солнечная погода, тихо на улице. А вот начинается вьюга: как начинается вьюга у-у-у-у. Губы трубочкой. Вьюга усилилась. У-у-у-у. Настоящий буран начался. У-у-у-у. Утихает вьюга, еще тише, совсем стихла.

Поиграем еще раз? (игра повторяется 2 раза)

Молодцы дети, вы очень хорошо изображали вьюгу. Метель мела, как настоящая. Я даже замерзла. Надоели эти вьюги да метели, скорей бы лето наступило. А вы хотите, чтобы было лето? Идите все сюда.

Посмотрите, что у меня есть (показываю палочку). Эта палочка волшебная. Я ей взмахну – и наступит лето (открываю шторы – там картина про лето). Посмотрите, как светит солнце. Все вокруг зеленое. Вдали виднеется лес.

В этот лес мы с вами пойдем на прогулку.

Звукоподражания.

Вышли во двор, а на встречу идет курица и кричит: ко-ко-ко. Дети, как она кричит? (фронтальные и индивидуальные ответы) Идем мы дальше, а курица кудахчет: куд-куда? Куд-куда? Как она кудахчет? (фронтальные и индивидуальные ответы.) «В лес» ответили мы ей, и пошли дальше. А вот, возле забора стоит важный петух и кричит (фронтальные и индивидуальные ответы.

) Пошли дальше, по дороге, мимо огорода, смотрим, а воробей у подсолнуха зерна клюет. Прогнали его дети: кыш-кыш. Как вы прогнали воробья? Пришли мы в лес, хорошо там. Стали собирать ягоды, вдруг слышим, кукушка кукует: ку-ку, ку-ку. Как кукует кукушка? (фронтальные и индивидуальные ответы.) Набрали мы ягод, пошли обратно, слышим, лягушки квакают: ква, ква.

Как лягушки квакают? (фронтальные и индивидуальные ответы).

Погуляли мы по лесу и вернулись домой. Дети, кого вы видели, когда шли на прогулку? Как курица кричала? А как кудахтала? А кого еще видели? Как петух кричал? А как вы прогоняли воробья от подсолнуха? А кого мы встретили в лесу? Как кричала кукушка? Лягушка?

Развитие фонематического слуха.

Дети, во время прогулки мы много говорили, и в каждом слове был звук [к]. А сейчас послушайте меня внимательно, я буду говорить короткие слоги. Если вы услышите звук [к] – хлопните в ладони, а если звука [к] не будет – стойте тихо. Приготовьте свои ладони и слушайте. Кто окажется самым внимательным?

ка – та ку – ду ху – ку ка – на

ро – ко ры – кы ре – ке

Молодцы дети, все старательно работали! А сейчас мы с вами поиграем в игру. Угадай, как надо делать. Вы будите делать то, что я вам скажу. Если я говорю быстро – вы будите делать движения быстро, если говорю медленно – то делаете медленно. Приготовьтесь.

Физкультминутка (речь с движениями).

  • Наши ноги ходили по дороге.
  • Дети плавали в реке.
  • Мелет мельница зерно.
  • Прыгал зайка на лужайке.
  • Шел по зарослям медведь.
Читайте также:  Игры с куклами в младшей группе

(логопед говорит в разном темпе, соответственно дети выполняют движения тоже в различном темпе)

Развитие связной речи.

Молодцы дети. Мы с вами и поиграли и отдохнули. А теперь, подойдите к этому столу. Что-то у нас там спрятано за ширмой? Посмотрели!? Настоящий луг! Как много на нем животных! Каких животных вы здесь видите? Сережа, скажи. Говори четко и громко. Каких еще животных вы видите …. Повторите, каких животных вы видите. Посмотрите, коза щиплет травку.

А где стоит коза? Кто скажет? Коза стоит около куста. Алена, где стоит коза? Вот как много здесь животных, все как настоящие. А знаете, что они мне сказали? Они сказали, что дети могут взять их в группу поиграть (Кого ты возьмешь Маша?). Корову. Кого Маша взяла? … А ты Дима, кого возьмешь? Кто это у тебя? Кого взял Дима? Все вместе, инд.

Молодцы, хорошо позанимались.

А теперь мы тихо пойдем в группу, и там вы поиграете.

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-zanyatiya-v-sredney-logopedicheskoy-gruppe-po-teme-avtomatizaciya-zvuka-k.html

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Хомячок» (звуки [ Х, Х’]. Буква Х.) Разработала: Асауленко Надежда Викторовна

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы

компенсирующей направленности

Тема: «Хомячок» (звуки [ Х, Х’]. Буква Х.)

Разработала: Асауленко Надежда Викторовна,

учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка»город Абакан, Республика Хакасия

Цель: создание условий для закрепления навыка различения и правильного произношения звука [Х — Х’] в слогах, словах, фразах

Задачи: создать условия для:

развития фонематического слуха;

развития способности выделять звуки [Х — Х’] в начале и в конце слова;

ознакомления с буквой Х;

закрепления различия существительных по родам – соотнесение с притяжательными местоимениями мой, моя, моё;

развития памяти, внимания, мышления.

Материал:

Картинки (хомяк, петух, кот, зайчиха, охотники, пастухи, художник, холодильник, мох, пух, хлопушка, хлеб, орехи, петухи, Вини — Пух)

Ход занятияОргмомент. – Солнышко проснулось, детям улыбнулось! (улыбнулись друг другу)

Психогимнастика: Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице.

Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Зх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Выставляется картинка хомячка. — Кто это? (Хомяк.) Его зовут Хомка. Этот Хомка такой хвастунишка, он утверждает, что все и обо всех знает.

Хомка, знаешь ли ты, с какого звука начинается слово хомяк? (Со звука О.) Вы согласны с ним? (Нет) Какой первый звук вы услышали в словах хомяк, хвастун? (Звук Х) Сегодня мы будем слушать и произносить звук [ Х] и звук [ Х]’ Звук [ Х]’ — братец звука [ Х]. Они очень похожие и в то же время разные.

Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика и артикуляция звуков { Х –Х'}

Звуки { Х –Х'} согласные, глухие, бывают твёрдые и мягкие. Воздушная струя встречает преграду – корень языка поднимается к нёбу.

Произношение звуков { Х –Х'} в слогах

Знаете, как смеялись звери над хвастливым хомяком: «Ха – ха – ха! Хи – хи – хи!

Слоги произносятся со сменой ударения и с изменением тембра и силы голоса.

Выделение звуков { Х –Х'} на слух

Поможем Хомке поймать слоги со звуками { Х –Х'}

Ка-то-ху-мы-хи-по-ох- ок-ух-ым-их-ти-ха- ту-ху-хи-хи .

Игра «Наоборот» ха-ха-ха – хя-хя-хя

хо-хо-хо – хё-хё-хёхы-хы-хы – хи-хи-хихэ-хэ-хэ – хе-хе-хе

Произношение звуков { Х –Х'} в словах

Пригласим к Хомке друзей.

Кого позовем? (выставляются картинки – Вини –Пух, петух, петухи, черепаха, слониха, зайчиха, кот, орехи) Кого из этих картинок можно назвать друзьями Хомки? ( дети помогают и называют картинки )Остаются картинки кот и орехи. Почему их нельзя назвать друзьями? В слове кот нет звука [Х], слово орехи нельзя назвать другом.

Игра «Запомни друзей Хомки, назови» (по картинкам)

Игра « какие картинки добавились» (художник, хлопушка, пастухи, охотники, мох)

Определение позиции звуков { Х –Х'} Вини – Пух хочет, чтобы мы угадали, где находятся звуки { Х –Х'} в названии картинок.

дети определяют место звуков { Х –Х'} в словах их мягкость и твердость.

Физминутка

Хомка – хомка, хомячок, Подметает Хомка хатку

Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.

Хомка раненько встаёт Раз, два, три, четыре, пять!

Щечки моет, шейку трёт. Хомка хочет сильным стать.

(дети имитируют все движения хомяка)

Звуки { Х – Х'} в предложениях

Друзья Хомки предлагают составить предложения со словами (слониха, зайчиха, ежиха, Вини –Пух, петухи, орехи, охотники). Дети составляют предложения по опорным картинкам.

Знакомство с буквой Х

Хомка никогда не видел букву Х. На что она похожа? (На крестик большой и маленький, дети рисуют в воздухе пальцем букву)

Хомка просит детей напечатать букву Х большую и маленькую в тетрадях

Звуки { Х –Х'} в стихотворении

Хомка на прощание предлагает послушать и запомнить стихотворение о хомяке

Хомяк В. Лунин

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мёрзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землёй.

Итог. Поможем Хомке вспомнить с какими звуками и буквой сегодня познакомились. Произнесение, характеристика звуков { Х –Х'}, припоминание картинок сначала на звук [ Х’], затем на звук [ Х] в сочетании с притяжательными местоимениями мой, моя, моё –игра в мяч.

Источник: http://publekc.ru/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-s-detemi-starshej-gruppi-k/index.html

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме звуки (к) и (кь)

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО ТЕМЕ «ЗВУКИ (к) и (кь)

Цель:Научить детей различать звуки [К] и [К'] по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в употребление предложного падежа существительного.Упражнять в словообразовании.

Повторение лексической темы:

«Дикие животные наших лесов»

Оборудование:

  • Предметные картинки.
  • Мяч.
  • Квадратики красного, синего, зеленого цветов.
  • Картонные домики синего и зеленого цветов.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Сядет тот, кто назовет диких животных наших лесов.

1-ЫЙ ЭТАП

На магнитной доске обратной стороне прикреплены картинки: белка, медведь, волк, заяц, лиса, ежик, дикий кабан

— Чтобы посмотреть картинки, надо угадать загадки

Что за зверь такой лесной Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы? (Заяц)

Юркий маленький зверек, ПО деревьям прыг да скок. (Белка)Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт Слышишь топот шустрых ножек?Это ваш приятель… (Ежик)

.

Завтракает рыбой,На обед ест мед. Осенью- спать ложится, А весной встает.( Медведь)Хвост пушистый,Мех серебристый.В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лисица)

На овчарку он похож.Что ни зуб, то острый нож!Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть. (Волк)Родственник домашней хрюшкеХоть стоячие есть ушкиС пяточком. Большой. Всеядный. А еще он дикий, стадный. (Дикий кабан)

2-ОЙ ЭТАП

У больших зверей есть маленькие детеныши. Они потерялись. Позовите их: «Я лиса. Где мой детеныш?»

Каждый ребенок изображает какого-либо зверя и зовет своего детеныша («Где мой лисенок?», зайчонок?, бельчонок?)

Отвечают на вопросы логопеда: «У лисы кто? (Лисенок.)»

3-ИЙ ЭТАП

— Что есть у всех зверей? — Лапы, хвост, голова, туловище.- У кого колючки?- У кого пасть?- У кого длинные уши.

4-ЫЙ ЭТАП

— Наступил вечер.- Куда пойдут спать звери? Игра « Кто где живет?»- Волк живет в логове.- Лиса живет в норе.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА «ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ»

Видим речку на пути – ни проехать, ни пройти.

(Делать плавательные движения руками)

Видим ёлку на пути – нам ее не обойти.

(Делать руками движения «лезем вверх», а затем – «лезем вниз»)

Видим поле на пути – ни проехать, ни пройти.

(Бег на месте)

6-ОЙ ЭТАП

— В гости пришла кукла Катя. Она предлагает послушать слова: фартук, дворник, школьник …- На какой звук я нажимала голосом?

Уточнение артикуляции звука [К]: язычок горочкой, губки напряжены, голосок молчит, выходит теплый воздух. Этот звук твердый, он живет в синем домике.

7-ОЙ ЭТАП

— Ка-ка-ка? (Логопед)

— Ка-ка-ка. (Дети)

— Ик? (Логопед)

— Ик. (Дети)

— Ак? (Логопед)

— Ак. (Дети)

— Ук? (Логопед)

— Ук. (Дети)

Так разговаривают инопланетяне.

8-ОЙ ЭТАП

— Послушайте слова: пауки, тапки, букет, кино.- Какой вы слышите звук: [К] или [К’]?- [К’]

— Язычок делает горочку, губки улыбаются. Этот звук мягкий, он живет в зеленом домике.

Игра «Посели слово в домик»

9-ЫЙ ЭТАП

«Ловим» звук [К’] в ряду других звуков (гласных и согласных).

ИГРА С МЯЧОМ «СКАЖИ НАОБОРОТ»

Ки – кыКя – каКе – ко

11-ЫЙ ЭТАП

Детям раздаются картинки «Мак», прямоугольники, обозначающие схему слова, два квадрата синего цвета, один квадрат красного цвета.
Дети выкладывают звуковую схему к слову «мак» — синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат.

«СЛАДКАЯ ИГРА»

— Конфета из ореха – какая?- Ореховая.

(Аналогично: вафельная, шоколадная, мармеладная).

— Ребята, сейчас мы будем пробовать конфеты.

ИТОГ занятия.

С какими звуками познакомились на занятии? Назовите диких животных в названии которых есть звук К.

Источник: http://ologike.ru/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-v-starshej-gruppe-po-teme/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector