Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно возросло количество детей о стертой формой дизартрии в последние годы, что было отмечено во время своей работы в заславской школе и Минске.

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту.

Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики.

В своей работе я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, а также придерживаюсь двух направлений коррекционной работы:
1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
2.

формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н.

рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор.

Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]).

Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

Источник: http://logosha.com/stati/korrekcionnaya-rabota-pri-stertoj-forme-dizartrii.html

Опыт работы по теме [Стёртые формы дизартрии]

20 Июн 2012 Автор

Клинические особенности.  Методика коррекционной работы

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Циркунова Нина Ивановна

г. Апшеронск

МБДОУ д/с №10

ПЛАН:

Основная  часть:  « Виды  и  клинические особенности  стертых   форм   дизартрии»:

а/  исследования  в  определении   характеристики   стертых  форм  дизартрии,

б/  характеристика  детей  данной  формы  речевого  нарушения,

в/   состояние  общей,  тонкой  и  артикуляционной  моторики,

г/  звукопроизношение  и  состояние  просодической     стороны  речи,

д/  состояние  звукового  восприятия,  фонематического  слуха,

е/   состояние  лексико – грамматического  строя  речи.

  • Методы  коррекционной  работы:

а/  коррекция  звукопроизношения;

б/   особенности  развития  и  коррекции общей  моторики .

в/   использование  общеразвивающих  упражнений,

физминуток  в коррекционной  работе.

4.      Обзор  литературы.

Исследования  в  определении  и  характеристики стертых  форм  дизартрии

Стертая  форма  дизартрии,  как  особый  вид  речевого  расстройства,  стала  выделяться  сравнительно  недавно,  в  50 – 60  года  прошлого  столетия.

  До  этого  существовало  две  классификации,  касающиеся  нарушения  звукопроизносительной  стороны  речи:  дислалия,  обусловленная  функциональными  нарушениями,  и  дизартрия,  которая  имела  органические  повреждения  центральной  нервной  системы.

Некоторые  отечественные  и  зарубежные  исследователи  выяснили,  что   существует   группа   детей   с   нарушениями  формирования  звуковой стороны  речи,  симптоматика  и  природа  которых   не  соответствуют   ни   дислалии,  ни   дизартрии.

Длительное   время   природа   указанных    расстройств   оставалась  неясной,   что  проявлялось   в  вариативности   терминологии

( апрактическая   дизартрия,   артикуляторная   диспраксия ,  органическая,  центральная  или   усложнённая –  затяжная   дислалия,  функциональная  дизартрия,  малые  дизартрии,  минимальные  дизартрические     расстройства   и   др.  ).     В   дальнейшем   большинство   авторов    стали   называть   эти   расстройства   как   стёртая   форма    дизартрии.

Сам   термин   “стёртая   форма   дизартрии”   был   употреблён   О. А. Токаревой,   по   мнению   которой,  дети,   страдающие   данной      патологией,   большинство   звуков    могут    произносить    правильно ,   но    в   спонтанной   речи   слабо    автоматизируют   их   и   дифференцируют.

Очевидно,   что   первоначально    исследователи   относили   стёртую    форму   дизартрии   к   собственно    звукопроизносительным    расстройствам,  но   в   последствии   эти    нарушения   стали   трактоваться   как   симптомокомплекс,   включающий   в   себя    речевые   и    неречевые   симптомы.

В  настоящее   время    в   отечественной    литературе    стёртая    форма   дизартрии   рассматривается   как    следствие   минимальной    мозговой дисфункции,   при    которой ,   наряду    с   нарушениями  звукопроизносительной   стороны    речи,   наблюдаются   нерезко    выраженные   нарушения     внимания,    памяти,    интеллектуальной   деятельности,   эмоционально – волевой    сферы,  лёгкие  двигательные   расстройства   и    замедленное формирование   ряда   высших   корковых  функций.

Стёртая   форма   дизартрии  по  своим    проявлениям     характеризуется   сглаженностью   симптомов, их   неоднородностью,  вариативностью,   различным    соотношением   речевой    и   неречевой    симптоматики.  Поэтому   представляет   значительную  трудность    для   дифференциальной   диагностики.

            Этиология   стёртой   формы   дизартрии   связана   с   органическими    причинами,    действующими   на  мозговые     структуры   в   пренатальный,    натальный    и    ранний    постнатальный   периоды.   Во   многих   случаях   в   анамнезе   имеет   место  цепочка   причин   всех   трёх    периодов   развития   ребёнка.

   Среди   неблагоприятных  факторов   можно    отметить:    токсикоз   беременности;   хроническую   гипоксию   плода;   острые   и   хронические  заболевания   матери   в   период   беременности;   минимальное   поражение   нервной   системы  при   резус – конфликтных   ситуациях    матери   и   плода;   лёгкую   асфиксию;   родовые   травмы;   острые    инфекционные   заболевания    детей   в   младенческом   возрасте   и  т. д.  При  воздействии  вредоносного   фактора   на   развивающийся  мозг    повреждение   имеет   распространённый   характер  и  может   способствовать   задержке   созревания    и   нарушению функционирования   структур   головного    мозга.    Исследователи   отмечают   наличие    многообразной    неврологической           симптоматики    у   детей    со   стёртой   формой    дизартрии.

Симптомы   органического    поражения   центральной   системы   выражаются   в   форме    стёртых   парезов,    изменении   тонуса   мышц,   гиперкинезах  (избыточных  произвольных   и   непроизвольных   движениях),   проявляющихся   преимущественно   в   мимической    и  артикуляционной   мускулатуре.    Имеет   место   и   нарушение    функций   глазодвигательных   нервов:   односторонний  птоз,   косоглазие,  ограничение   объёма   движения   глазных    яблок.

В   двигательной   сфере   у  детей   данной   категории  может  наблюдаться   одинаковое   развитие   функций        обеих   рук  и   псевдолеворукость.  Кроме того,   замедленность,   неловкость,   недостаточность  и   неточность  движений.

У   детей   со    стёртой    формой     дизартрии   могут   иметь   место    нарушения    функций    мышц,   иннервируемых  нижней   ветвью   тройничного   нерва:  лицевым,   подъязычным,   языкоглоточным   нервами.

  • Нарушение   функций   тройничного   нерва   проявляются   в   сужении   объёма   движений   нижней   челюсти.  При   этом   наблюдается   неточность,   ограниченность   движений;  напряженность  или  расслабленность  мышц  шеи.
  • Нарушение   функции    лицевого  нерва  проявляются   в   сглаженности,   ассиметричности   носогубных   складок,  недостаточном   объёме   мимических   движений,   движений  губ   при   оскаливании.
  • Нарушения   иннервации   подъязычного   нерва   проявляются   в   невозможности   удержания   статической   позы,  треморе   кончика   языка,   трудности  поднятия  языка   вверх,  гипер –   или   гипотонусе   мышц.
  • Нарушения   функции   языкоглоточного  нерва   проявляются  в  недостаточном   поднятии   мягкого   нёба, назализованном   оттенке   речи,   саливации,   ограниченном  объёме   движений   средней  и  коренной   части   языка.
Читайте также:  Конспект прогулки по пдд в младшей группе. светофор

Источник: http://www.logolife.ru/logopedy/opyt-raboty-po-teme-styortye-formy-dizartrii.html

Дизартрия

Те родители, кто водит детей в логопедические группы детских садов, знают, что   постановка и автоматизация звуков у ребёнка иногда затягивается. Почему же занятия с логопедом не приносят сиюминутного результата? Причина этому (очень часто!) – стёртая форма дизартрии у ребёнка.

«Полгода ходим к логопеду, а улучшений нет! — сетует одна мамочка в разговоре с приятельницей. – А ведь через год в школу. Дима и так-то заговорил в три года. Успеем ли освоить все звуки?» Многие родители задаются этим вопросом. Особенно те, кто бесстрастно анализирует состояние речи своих детей.

1.Почему звуки у детей появляются в разные сроки?

Когда дети впервые переступают порог логопедических групп, они практически одинаково мило шепелявят, картавят и заменяют сложные звуки на более легкие. Но вот, проходит несколько месяцев. Одни малыши уже успешно овладели не только свистящими и шипящими, но и трудными звуками [Л], [Р].

У других – половина звуков поставлена, а другая половина – «на подходе». Родители этих счастливчиков полны оптимизма и с уверенностью смотрят в светлое школьное будущее. А вот в речи третьих детей улучшений практически нет. И это, несмотря на все усилия, предпринятые логопедом и самими родителями.

Мамам и папам этих малышей начинает казаться, что их чаду не уделяется достаточного внимания, что логопед плох.… Ведь результатов-то нет! Начинаются выяснения отношений, слёзы, взаимные обиды.

Логопед старается убедить родителей, что со всеми детьми в равной мере проводились и массаж, и артикуляционная гимнастика, и занятия по постановке звуков. Но, увы, увы, доказать что-то разгневанным родителям бывает достаточно сложно.

Почему же успехи детей одного возраста и одной логопедической группы так разнятся? По-видимому, у одних (наиболее успешных) детей были возрастные замены и искажения звуков, т.е. дислалия. При этом речевом диагнозе нет серьёзных органических поражений центральной нервной системы. Речевые центры в коре головного мозга у таких детей – практически в целости и сохранности.

Возможно, имелись какие-то отклонения в строении артикуляционного аппарата: нарушение прикуса, короткая подъязычная уздечка. Но их вовремя устранили: прикус исправили с помощью специальных пластинок, подъязычную уздечку подрезали. Не исключено, что успешные дети компенсировали какие-то недостатки в строении артикуляционного аппарата за счёт своего «внутреннего» резерва.

У других детей дефекты произношения – лишь видимая часть айсберга. Здесь дела обстоят куда посерьезней! А любящие родители сознательно или неосознанно, не хотят этого замечать.

Они выбирают «позицию страуса», и не желают увязывать плачевное состояние речи ребёнка с какими-то проблемными моментами своей и его жизни (тяжелой беременностью, неблагополучными родами, травмами, болезнями и прочим). Мало того, они и логопеда вводят в заблуждение.

А ему необходимо иметь полную информацию, чтобы правильно выстроить коррекционную работу. Это тот случай, когда «Если предупреждён, значит – вооружён».

2.Анамнез.

Для специалиста очень важно знать, как протекали беременность и роды у мамочки, каковы были первые часы, дни и месяцы жизни малыша. Чем он болел, не было ли травм, не отягощена ли наследственность? Это не праздное любопытство.

На основании собранных сведений (анамнеза) ставится заключение, делается прогноз относительно дальнейшего речевого развития ребенка. Мамочки же, боясь, что их ненаглядному чаду будет поставлен «страшный диагноз», всё это скрывают, либо приукрашивают.

По их словам, – всё было прекрасно! А почему малыш свои первые слова сказал только в четыре года, они просто не знают. Но так не бывает! Если нет причин, нет и следствия. Речевые нарушения, — это следствия болезней, травм, операций, стрессов нездоровой экологии.

Что-то «выбило» важное звено в общем и речевом развитии ребёнка! Отсюда – позднее появление речи, трудности в постановке звуков. Не зная источник бед, логопед не сможет правильно построить систему индивидуальной логопедической работы. Ведь одно дело исправлять звуки у ребенка-дислалика, и совсем другое – у дизартрика или алалика.

О дислалии мы уже писали на сайте в статье с одноимённым названием (в разделе «Готовимся к школе»). Теперь самое время уделить внимание более серьёзной проблеме: дизартрии. Ведь именно она приводит к затяжной постановке звуков.

 3.Стёртые формы дизартрии.

Источник: http://xn—-8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/vidy-rechevyh-narusheniy/45-dizartriya.html

Центр «Планирование карьеры»

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит.

Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык.

В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок.

Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить.

Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого.

Один из  заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков.

При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д.

 Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля.

Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

             У многих детей  наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии.

Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать.

Читайте также:  Подвижные игры для 1 класса

Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно.

Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата.

На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто»: высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье»: облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр» — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани»: произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

            Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии.

Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так.

 Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее.

А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

Источник: http://cpc.tomsk.ru/esli-u-vashego-rebenka-stertaya-forma-dizartrii/

Кисилёва В.А. — Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

Кисилёва В.А. — Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов

— 2007 год

ОТ АВТОРА Стертая форма дизартрии— распространенное нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня можно считать доказанным, что у детей со стертой формой дизартрии помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функций и процессов, отвечающих за ста-ноштение письменной речи.

Недостаточность теоретического и фактического материала по данной проблеме, расхождения у исследователей в ряде вопро-сов,вплотьдо названия этого нарушения, отсутствие методик, позволяющих проводить дифференциальную диагностику, и рекомендаций по организации и содержанию коррекционной работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости детей со стертой формой дизартрии, побудило нас к проведению исследования в этой области. В ходе работы удалось выделить детерминирующие факторы, определяющие структуру дефекта детей указанной категории, и доказать, что стертая форма дизартрии является устойчивым симптомокомплексом. Определенные нами параметры анализа состояния высших психических функций позволили сделать вывод о том, что у дошкольников со стертой формой дизартрии высока возможность возникновения нарушений чтения и письма. Исследование детей младшего школьного возраста подтвердило правильность сделанных нами выводов. В основе методики коррекционной работы лежит комплексный дифференцированный подход, учитывающий основные этапы формирования мозговой организации психических процессов в норме и у детей со стертой формой дизартрии, В методике учитываются типологические и индивидуальные особенности данной категории детей. Работа поэтапно выстроена, четко структурирована. Последовательность решения задач, выдвигаемых на каждом из этапов обучения, обеспечивает эффективность проводимых занятий. В систему занятий включены разнообразные виды упражнений, специально направленные на профилактику нарушений чтения и письма. В предлагаемом пособии представлены методики диагностики и логопедической работы с детьми со стертой формой дизартрии. В по -мощь логопедам предлагается альбом, в кото -ром приведены все материалы для обследования. Положительные результаты как в коррекции стертой формы дизартрии, так и в предупреждении нарушений чтения и письма у детей с этим дефектом позволяют автору рекомендовать методику практикующим логопедам,

Читайте также:  Как правильно хранить приготовленные самостоятельно лекарственные препараты

Автор приносит искреннюю благодарность за совместную работу по проблеме к.м.н. Б.А.Архи-пову и к.п.н. А.В.Семенович.

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/004_00_Diagnostika_i_korrektsia_stertoy_formy_dizartrii_Kiseleva_2007/001.htm

Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками 5-7 лет со стертой формой дизартрии

Автор: Хужахметова Эльвира Маратовна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №6 » , Республика Башкортостан г. Стерлитамак

Описание материала: в данной методической разработке представлены этапы работы с детьми со стертой формой дизартрии.

Материал представляет практический интерес для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, а также родителей, желающих научиться оказывать необходимую помощь в формировании правильного звукопроизношения, преодолении имеющихся нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста (5-7 лет) со стертой формой дизартрии, увлекательно и играя. Представленная работа была апробирована и может использоваться в качестве методических рекомендаций.

Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии

Цель: коррекция дизартрических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях детского сада.

Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме речевых расстройств у детей со стертой формой дизартрии, анализ данных констатирующего эксперимента позволили разметить модель по устранению стертой формы дизартрии.
Учитывалось следующее:

1)Симптоматика нарушений артикуляционного аппарата, выражающихся в затруднениях при нахождении отдельных артикуляций и при переключении от одной артикуляции к другой. В связи с этим проводилось систематическое усилие речевых кинестезии с одновременным выполнением пальчиковых игр.

2)Симптоматика нарушений ручного праксиса, выражающихся в расстройствах точности, быстроты и координации движений. Игро-тренинг проводился на фронтальных и индивидуальных занятиях.

3)С целью устранения недоразвития моторных функций большое внимание уделялось проведению массажа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

4) Симптоматика нарушений общей моторики, которая выражалась в переключаемости движений, в произвольном торможении, в нарушениях статической координации движений, динамической пространственной организации, чувства темпа и ритма. В связи с этим на занятиях использовались соревновательные элементы с целью компенсирования тех или иных нарушений.

5) Поэтапность логопедической работы, последовательность в подаче речевого материала в зависимости от несформированности тех или иных функций.

6) Нарушений фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Таким образом, в основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности нарушений моторных функций и звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.

Опираясь на данные принципы, была построена модель организации логопедической работы для детей со стертой формой дизартрии, которая состоит из пяти блоков.

I блок. Нормализация мышечного тонуса:

1) гигиенический массаж лица.

Проводится стоя, лицом друг к другу, сопровождается стихами:

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Поглаживающие движения. Направление движений — от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

И укутали дома —

Значит, к нам пришла зима.

Спиралевидные движения. Направление движений — от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

2) точечный массаж;

3) массаж языка.

Массаж языка проводится, используя стихотворения, чистоговорки, скороговорки:

Щеткой чищу я щенка,

(Поглаживание из стороны в сторону от корня к кончику языка)

Щекочу ему бока.

(Растирание боковых краев языка).

4)физкультурные занятия по программе детского сада.

II блок. Формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений:

1) пальчиковые игры

2) упражнения на противопоставление большого пальца руки другим:

Поскорей на палец глянь-ка,

Да это просто Ванька-встанька.

Палец скачет вверх и вниз,

Он получит первый приз.

Дети сжимают руки в кулачок, вытягивают большой палец и качают им во всех направлениях. Повторяют упражнение несколько раз.

3) упражнения на определение положения губ (гласные звуки);

4) упражнения на различение узкого и широкого кончика языка;

5) упражнения на определение положения кончика языка (поднят, опущен).

В 3,4 и 5 пунктах можно применить «Сказку о веселом язычке » в картинках.

III блок. Статико-динамические упражнения для развития моторного праксиса в целом, основанные на синхронных и асинхронных движениях рук и артикуляционного аппарата:

1) общая моторика;

2) мелкая моторика. Используются различные игры на мелкую моторику: штриховка, «Сухой бассейн «, «Собери бусы «, игры с пуговицами и прищепками;

3) артикуляционный праксис.

IV блок. Развитие просодики речи.

V блок. Коррекция звукопроизношения:

1) подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звука.

Источник: http://site-to-you.ru/rost/os-doc-8856.php

Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией

Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного развития человека.

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений речи выявляется: стертая дизартрия.

Нарушения фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей.  Распространенность стертой дизартрии, сложность диагностики, недостаточная эффективность коррекции этого дефекта и определяет актуальность работы.

Произносительная сторона речи является основным звеном в восприятии и понимании звучащей речи. Но при системных речевых нарушениях компоненты произносительной стороны речи, как правило, имеют значительные искажения, затрудняющие процесс коммуникации ребенка с окружающими.

Степень выраженности отклонений, при этом, у разных компонентов фонетической стороны речи отличается. В существующих исследованиях имеются данные о сформированности компонентов произносительной стороны речи на разных уровнях речевого недоразвития.

Одним из наиболее распространенных в детском возрасте речевых расстройств является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту [1,2].

Стертая дизартрия является легкой, минимальной степенью выраженности дизартрических расстройств и проявляется в нарушениях звукопроизношения и просодических компонентов речи.

Нарушение артикуляции при стертой дизартрии обусловлены легкими, остаточными нарушениями иннервации, которые выявляются при специальном углубленном обследовании ребенка при исследовании возможности и характера движений артикуляторного аппарата, применении функциональных нагрузок [1,2,3,4,5].

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и других нарушений звукопроизношения различного этиопатогенеза очень затруднена.

Фонетические и фонематические отклонения у детей со стертой дизартрией, являясь выраженными и внешне сходными по своим проявлениям с другими расстройствами звукопроизношения, однако имеют свой специфический механизм. Данные нарушения с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой функциональной системы, что в существенно затрудняет процесс обучения детей в школе [5,6,7,8,9].

У детей со стертой дизартрией выработка динамического стереотипа представляет определенную сложность, что проявляется в трудностях автоматизации правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Сложная функциональная система речи, контролируется центральной нервной системой. Для управления двигательным механизмом речи необходимо полноценное функционирование различных мозговых структур, к которым относятся:

  • стволово-подкорковые ядра и их связи, осуществляющие управление врожденными безусловными реакциями;
  • мозжечок, его ядра и проводящие системы, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса, координируют работу периферического речевого аппарата, способствуют выработке на основе врожденных синергий условно-рефлекторных двигательных навыков;
  • корковые структуры, формирующие моторные программы, навыки речевого праксиса;
  • структуры лимбико-ретикулярной системы, обеспечивающие необходимый уровень активности перечисленных отделов мозга;
  • проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов к нижележащим структурам мозга, в первую очередь, к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга.

Речевая артикуляция осуществляется в результате комплексной, интегрированной деятельности пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации.

Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией [4].

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56172.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector