Личное и социальное самоопределение обучающихся в объединении «познай себя»

Личное и социальное самоопределение обучающихся в объединении «Познай себя»

Создание условий для жизненного, личного и профессионального самоопределения учащихся объединения «Юный дизайнер»

«ЦРТДЮ» пгт. Черноморского

        Потребность в профессиональном самоопределении – одна из важнейших в жизни каждого человека, появляющаяся уже в детском возрасте! Правильный выбор профессии позволяет каждому из нас реализовывать свой личностный потенциал, избежать разочарований, оградиться от неуверенности в завтрашнем дне. В этой  связи проблема создания комплекса условий для профессионального самоопределения приобретает особую остроту. На ее решение направлена деятельность учреждений дополнительного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых») гласит, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства.

        В педагогической науке дополнительное образование детей рассматривается как феномен и процесс освоения ребенком знаний в свободно избранном направлении. Этот процесс предполагает использование способов деятельности, которые отвечают интересам личности, ее склонностям, способностям и содействуют формированию ее ценностных ориентаций, ее личностно- профессиональной самореализации.

        В «ЦРТДЮ» пгт. Черноморского объединение «Юный дизайнер» создано в 2011 году. Программа «Юный дизайнер» — авторская. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

 Учащиеся могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни.

Квалифицированное руководство способствует активности учащихся при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

                Новизна программы заключается в развитии у учащихся творческого нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для создания интерьерных проектов и работ для оформления интерьеров и т. п.

Задачи программы:

  •  Развивать умение создавать свои собственные дизайнерские проекты, находить новое применение знакомым предметам, по-новому их оформлять и употреблять в быту
  • Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
  • Формировать умение и навыки работы с бумагой и картоном, Природными материалами, с тканью, бросовым материалом и др.

        Все это способствует развитию творческого потенциала каждого учащегося, стремлению к самосовершенствованию и самореализации.

        В данной программе используются нестандартные формы проведения занятий, используются элементы свободного творчества.

        Большое значение придается общему развитию детей: проведение лекций и бесед по народному и декоративно-прикладному искусству, посещение музеев и выставок.

        Психолого-педагогической основой ведения занятий является гуманно-личностный подход. Он проявляется в том, что отношения с учащимися строятся без принуждения, на основе интереса, на уважении и вере в творческие задатки учащегося.

        Прежде чем приступить к созданию проекта или работы, учащиеся знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства, с лучшими работами учащихся, с правилами построения и чтения чертежей.

        При завершении работы проводится анализ и обсуждение работы.

        Поиск самостоятельного решения требует актуализации и дополнения уже нового опыта. На этом этапе, получая задание, учащиеся самостоятельно осмысливают его, подбирают необходимый материал, создают эскизы, планируют выполнение задания. Очень важно, чтобы дети не копировали уже созданное кем-то, а выполняли эксклюзивные работы. Очень интересен в этой работе метод проектов.

Данное направление представляет большие возможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомлению их с рабочими профессиями художественного производства и традиционными промыслами, развитию которых в нашей стране уделяется большое внимание.

Обществу нужны люди таких профессий,  как дизайнеры по художественной обработке дерева, камня, металла, тканей, архитекторы, ландшафтные дизайнеры. В нашем объединении учащиеся получают не только  первые навыки мастерства, но и представления об этих профессиях.

С целью выявления результатов деятельности учащихся на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения ведется диагностика эффективности занятий, отслеживается результат развивающего воздействия занятий.

        Для эффективности, выбора правильного направления и сокращения сроков при создании и выполнении конкретных проектов была разработана «дорожная карта», как механизм реализации творческого потенциала учащихся.

Основной путь художественного развития учащихся – самостоятельное творчество, но им очень сложно самостоятельно распределить последовательность выполнения работы, суметь четко и спокойно закончить работу в срок, поэтому мною был разработан такой механизм как «Дорожная карта».

Разработкой «Дорожной карты» занимаемся вместе с учащимися в следующей последовательности.

  1. Тема работы или проекта.
  2. Создание эскиза.
  3. Выбор техники выполнения работы (может быть несколько видов техники).
  4. Выбор материалов.
  5. Поиск цветового решения для полной передачи замысла работы.
  6. Определение масштаба и формы работы.
  7. Подбор дополнительных элементов для окончательного оформления работы.
  8. Составление календарного графика выполнения работы, согласно заданию.

Личный интерес учащихся в данной разработке «Дорожной карты» является условием успешной работы.

Вместо объяснения, как решить поставленную задачу, я предоставляю необходимые материалы, поощряю учащихся, когда они ведут наблюдения и выдвигают гипотезы, проверяют решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление.

На этом этапе задаются наводящие вопросы, поощряются догадки учащихся, а затем вместе подтверждаются или опровергаются эти догадки.

Приветствуется самостоятельный поиск, находки образов на заданную тему. Все это способствует развитию эстетического восприятия, творческого воображения и мышления, трудолюбия, ответственности, коммуникабельности.

После разработки и утверждения «Дорожной карты» каждый учащийся с уверенностью в своих силах и знанием поставленной задачи, приступает к выполнению работы, обсуждая со мной выполнение этой работы. Получив одобрительные или критические замечания, идет дальше по намеченному плану.

Работая по данной схеме, учащиеся очень собранны и мотивированы в выполнении работы, согласно календарного графика. Они прекрасно понимают, что несоблюдение графика ведет к срыву выполнение работы в срок, т. е.

задача, поставленная в самом начале разработки, а это участие в конкурсе, выставке, не может быть выполнена. Этого учащиеся допустить не могут, ведь пройдя весь этот серьезный творческий путь, у них возникает гордость и радость от созданной ими самостоятельно работы.

Возникает огромное желание ее продемонстрировать и получить оценку других авторитетных людей. Результат! Вот, ради чего они так старались.

        Опыт, полученный в результате освоения программы «Юный дизайнер» учащиеся используют в своей дальнейшей жизни. Творческое воображение и мышление, трудолюбие, ответственность и коммуникабельность нужны на всех этапах обучения как в школе, институте, так и в конкретной профессионально ориентированной деятельности.

        В заключение моего выступления, хочется отметить, что две выпускницы объединения «Юный дизайнер» в этом году поступили в высшие учебные заведения и будут проходить обучение по специальностям «Ландшафтная архитектура» и «Промышленный дизайн».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/12/21/doklad-sozdanie-usloviy-dlya-zhiznennogo

Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов

Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»Институт повышения квалификации и персональной переподготовки работников образования

Выпускная квалификационная работа на высшую категорию

Тема:

Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов

Выполнила: Зеленкова В.Д, педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» п.Адамовка, Адамовский район

Руководитель: Самсоненко Л.С.,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУОренбург 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы личностного самоопределения учащихся….……………………………………………………………………..…5 1.1 О самоопределении личности в современном обществе…………………5

1.2Личностное самоопределение как психолого-педагогическая
проблема…………………………………………………………………………6

1.3 «Я-концепция» как фактор личностного самоопределения ……………9 1.4 Педагогическая поддержка подростка в его профессиональном самоопределении……………………………………………………………..…101.5 Проблема развития творческих способностей, их роль в самоопределении………………………………………………………………..121.6 Портфолио как технология результативности обучения …………………15 Глава 2. Программа развития личностного самоопределения «Сотвори себя сам»…….………………………………………………………………………………. 16

    1. Пояснительная записка……………………………………………………..16
    2. Учебно-тематические планы……………………………………………….27

2.3 Содержание изучаемого курса……………………………………………..32 2.4 Перечень имеющегося оборудования……………………………………..37 2.5 Список рекомендуемой литературы для учащихся……………………….39 2.6 Результативность работы программы «Сотвори себя сам!»……………..40Заключение………………………………………………………………………….47Список литературы…………………………………………………………………50

Введение

Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.

Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков. Подросток стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Актуальность. В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, так как  именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность.

В силу объективных причин сегодня наиболее благоприятные  условия для раскрытия  и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности и ее дальнейшего самоопределения.  

Читайте также:  Как приобщить ребёнка к чтению

Тема работы: Личностное самоопределение учащихся 5-9 классов

Цель написания работы: Раскрыть сущность личностного самоопределения и разработать программу по его развитию в условиях основной школы.

Задачи написания работы:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме самоопределения личности, сделать теоретическое обоснование для разработки программы, способствующей развитию личностного самоопределения
  2. Описать опыт работы по созданию в школе  педагогических условий для формирования активной жизненной позиции учащихся 5-9 классов
  3. Разработать программу по развитию личностного самоопределения учащихся основной школы
  4. Проанализировать эффективность деятельности учащихся, занимающихся по основным направлениям программы

База осуществления деятельности: Речная основная школа Адамовского района Оренбургской области, учащиеся 5 – 9 классов

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы личностного самоопределения учащихся

Самоопределение личности — абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений.

При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни.

(Из Азбуки социального психолога практика)

1.1 О самоопределении личности в современном обществе.

В литературных источниках термин «самоопределение» употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та — иная размерность — размерность «смыслового будущего» [М.М. Бахтин].

В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального «Я», в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя.

     В психологическом плане самоопределившаяся личность — это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.

Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [17].      К.А.

Абульханова-Славская, центральным моментом самоопределения выделяет самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой- Славской, самоопределение — это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений.

При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [1].

     В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э.Эриксоном. Формирование чувства идентичности связано с осознанием собственной ценности и компетентности. Иначе происходит «размывание чувства своего «я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

1.2 Личностное самоопределение как психолого-педагогическая проблема

Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.

Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков.

Ученые, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, В.И.

Журавлев, А.В.Захаров, И.С.Кон, С.П.Крягжде, А.В.Мудрик, А.М.Прихожан, В.Ф.Сафин и др.), связывают данные поиски с личностным самоопределением, рассматривая его как основное психологическое новообразование подросткового возраста. Именно в личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков, в требованиях к каждому из них.

Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в подростковый период.

Вот почему поиск условий и средств личностного самоопределения подростков является одной из актуальных теоретических и прикладных проблем и требует многоаспектного рассмотрения, связанного с анализом сущностных, регулятивных и структурно-содержательных характеристик данного понятия.

Мы выделяем следующие основные положения по проблеме личностного самоопределения: 1) Личностное самоопределение как психологическое явление возникает в старшем подростковом возрасте; 2) Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; 3) Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире — самоопределение; 4) Существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее; 5) Личностное самоопределение лежит в основе процесса самоопределения в старшем подростковом возрасте, оно определяет развитие всех других видов самоопределения (социального и профессионального). В современной России государственные учреждения утрачивают возможность активно влиять на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи. Мы полагаем, что в современных условиях программа воспитания нового поколения должна строиться в соответствии с духом времени и целями развития Российской Федерации. В наше время в обществе подросток естественно представлен двояко: как социальная единица и как уникальная личность. Государственные структуры, с одной стороны, воздействуют на подростка как на социальную единицу, и в то же время государство имеет возможность обогащать свой потенциал уникальными личностями (первоначально — в конкретной подростковой среде, затем — в политике, экономике, науке и других жизненных сферах). Проблема воспитания и развития личности подростков на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе; старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла — в XXI веке именно сегодняшние подростки будут участвовать в избрании органов государственной власти и впоследствии определять политику, экономику и социальные инициативы. В этом контексте основополагающее значение имеют:

— создание условий для развития социально активной личности подростка;

— формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение;
развитие чувства личности.

1.3 «Я-концепция» как фактор личностного самоопределения

Я-концепция — понятие, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.

Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я.

Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.

Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.

Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3. Я-концепция как совокупность ожиданий.

Источник: http://lib2.znate.ru/docs/index-313741.html

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы

В отечественной психологии проблема профессионального самоопределения рассматривается в различных аспектах: процессе социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Н. Шубкин и др.); в становлении и расширении и сфер профессиональных намерений (Л.В. Абдалина, С.Н. Игонникова, В.Т. Лисовский); в профессиональной направленности личности (Н.Н.

Читайте также:  Мода, стиль, красота для школьников. беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Захаров, В.Ф. Сахаров, Н.Н. Чистяков); в процессе становления профессионального самосознания (Е.А. Климов, З.Ф. Зеер и др.); в профессиональном выборе и профессиональном развитии личности (Т.Т. Власова, И.А. Сазонов, А.А. Деркач и др.); в особенностях саморазвития, самосовершенствования и самореализации в выбранной профессии (Н.Ф. Гейжан, О.А.

Зимовина, Е.А. Климов, Н.Н. Пряжников и др.); с позиции совершенствования профессионального мастерства, развития необходимых профессионально-значимых качеств личности (Л.М. Митина, Л.И. Новикова, А.К. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская и др.

); с позиции динамичности (постоянно изменяемого) и по-новому мотивированного, всегда активного процесса самоопределения (Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева); как осознанное положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности (И.Я. Загорец, Н.Н. Захаров, В.С.

Симоненко); как профессиональная направленность, включающая интересы, склонности, способности, мотивы, знания, умения и опознанные возможности (С.Н  Чистякова, М.Л. Кондорина и др.)[1,3,6,7].

Развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы в нашу жизнь, в том числе и в профориентационную работу.

Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть — предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим.

Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии.

Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал — психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель.

Именно поэтому возникает насущная потребность  —  переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, что  даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика [4]. 

Выбор профессии   наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали.

По данным социологического опроса, примерно 56% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям.

А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.

Анализ научных исследований и педагогическое осмысление вопросов содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях предпрофильной подготовки указывают на наличие ряда противоречий между:

·         социальным заказом на формирование готовности выпускника школы к личностному самоопределению, сознательному и ответственному выбору сферы профессиональной деятельности и сложившейся практикой образования в школе и в системе образования, не позволяющей в полной мере реализовать данный заказ;

·         потребностью подростка в успешном личностном и профессиональном самоопределении и его неготовностью к этому;

·         психологическими исследованиями проблем личностно — профессионального самоопределения подростка и степенью изученности психологических стратегий данного процесса.

Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуацией в стране необходимо новое понимание ее содержания.

Важнейшая задача школы   формирование полноценных граждан страны. Решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.

Реальная и привлекательная профессиональная перспектива может уберечь многих обучающихся от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению их личности.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования обучающимся 9 классов необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение: быть готовыми к выбору профиля обучения в 10 классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы.

Сложность проблемы личностно-профессионального самоопределения состоит в ее многогранности.

Обоснование вопросов содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка  в условиях предпрофильной подготовки в школе предполагает последовательный анализ ряда аспектов: сущности, структуры и функций сопровождения и поддержки личности в процессе профессионального самоопределения; целей, задач, моделей организации личностно-профессионального самоопределения подростка. Подходов  к индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе посредством индивидуальных образовательных программ; обучению их стратегиям самоопределения в личностном и профессиональном плане;  и комплектования профильных классов в дальнейшем.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, — это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек.

И здесь главное — не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Правильно сделанный старшим подростком выбор — это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Вместе с тем мы считаем, что к первичному профессиональному самоопределению учащихся необходимо готовить уже с начальных классов. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение предпрофильных и профильных классов предполагает систематическую работу, направленную на помощь в профессиональном самоопределении.

Нами поддерживается идея относительно развития модели ранней предпрофильной подготовки. В нашей школе есть классы предпрофильной подготовки, где с обучающимися изучаются вопросы психологии познания и общения, так необходимые в дальнейшем при выборе профессии.

Например, при проведении классных часов по темам «Мир моих увлечений» или «Мир моих способностей», «Азбука вежливости», «Как научиться говорить нет».

На этих занятиях с помощью игр, упражнений, моделирования ситуаций создаются условия для формирования у школьников организаторских и коммуникативных способностей, толерантных качеств личности, необходимых любому цивилизованному человеку.

Если в 1-8 классах занятия направлены на развитие коммуникативных способностей и толерантных качеств личности, то в 9 классах на формирование представлений о профессиях и готовности осознанно выстраивать своих жизненных и профессиональных представлений. В 10-х классах идет работа над развитием самопознания обучающихся, а в 11-х классах формируются способности осознанно и самостоятельно планировать жизненные и профессиональные перспективы.

Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор обучающихся. Поэтому девятиклассников необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения исходя из возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами   глубокой личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь[7].

Но, обучающиеся этого возраста, как правило, еще не обладают достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, плохо осознаются его мотивы, у них не до конца сформирована гражданская и нравственная платформа для профессионального самоопределения.

Главным механизмом становления личностно — профессионального самоопределения девятиклассников становится психолого-педагогическая работа, которая проходит эффективно, если:

·         личностно-профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результата этого развития;

·         учитываются возрастные потребности старших подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;

·         работа с девятиклассниками строится на основе личностного подхода, когда обучающиеся становятся активными субъектами процесса  профессионального самоопределения, самостоятельно принимающими важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);

·         предметом психолого-педагогического воздействия становится целостное становление личности, которое содержательно разбивается на следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно-равественный, мотивационно-волевой, личностно-развивающий, когнитивный, эмоциональный;

·         достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, а также их ориентированность на интериоризацию старшими подростками гражданских и нравственных ценностей общества, результатом которой является сформированность ценных ориентации как смыслообразующего компонента в структуре личностного и профессионального самоопределения;

·         используется обновленная педагогическая технология становления личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения;

·         с обучающимися 9 классов проводятся систематические занятия, основной целью которых является формирование у них личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.

Личностно-профессиональное самоопределение — это процесс и результат выбора подростком собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый  предпочтениями, интересами, возможностями и способностями.

Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения исследовательских позиций в проблемных ситуациях, в которых подросток оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принять экзистационные или прагматичные (конкретные) условия.

При этом результатом самоопределения выступает: с одной стороны выход подростка на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям; а с другой стороны на формирование душевной самооценки и способности, через целеполагание, самобытно расценивая свои природные, личностные и внеличностные предназначения.

Помощь школьнику в профессиональном и личном самоопределении должна быть ориентирована на поиск смысла, интереса к выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности.

Как известно, человек реализует себя в общеполезном, а главное – в личностно значимом труде, поэтому, необходимо психологическое сопровождение выбора профессии строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория выроста.

Читайте также:  Конспект нод в старшей группе по теме «правила дорожные детям знать положено»

Работа по профессиональному самоопределению призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащихся из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.

Литература

1.      Абдалина Л.В., Гаврилова Е.В.  «Психологические аспекты профессионального самоопределения учащихся»: Учебно-методическое пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2004. — 77 с.

2.      Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.   М., 1984.   Т. 4.

3.      Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. — М.: Педагогика, 1983.- 128 с.

4.      Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. — М: АПК и ПРО, 2003. — 22 с.

5.      Немова, К В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учеб.-метод, пособие. — М.: АПК и ПРО, 2003.-68 с.

6.      Мудрик, А. В, Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. — М., 1987.

7.      Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения: метод, пособие. — М: АПК и ПРО, 2003. — 120 с.

8.      Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.

9.      Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности — М., 1994.

10.  Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. — М, 1996

Источник: https://moluch.ru/archive/13/1166/

«Потенциал ДТДиМ им.И.Х.Садыкова в профессиональном самоопределении учащихся»

«Потенциал ДТДиМ им.И.Х.Садыкова в профессиональном самоопределении учащихся»

«Потенциал ДТДиМ им.И.Х.Садыкова

в профессиональном самоопределении учащихся»

Разработан методистом дополнительного образования Борисовой Э.Ф. МБУ ДО «ДТДиМ им.И.Х.Садыкова, г.Нижнекамск, РТ

Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения.

В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику учреждений дополнительного образования, изменяющиеся социально‐экономические условия, индивидуально‐личностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных учреждениях. Образовательный процесс в этих учреждениях носит личностно‐ориентированный характер, что актуализирует проблему разработки концепции профессиональной ориентации детей в учреждениях дополнительного образования.

Таким образом, забота учреждений дополнительного образования об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят быть востребованными на рынке труда, становятся крайне актуальными задачами, решив которые, учреждение дополнительного образования поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение.

Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, развивают у детей способности к самопознанию и самоопределению.

Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний.

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

  • творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

  • познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний;

  • коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

  • компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;

  • профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

  • досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Таким образом, дополнительное образование существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.

Более 45 лет ДТДиМ им. И.Х.Садыкова функционирует в системе дополнительного образования города, создавая условия для творческого развития детей и подростков, воспитания духовно нравственных ценностей, формирования здорового образа жизни и профессионального самоопределения.

Наш дворец — это многопрофильное учреждение, где созданы условия для работы объединений, способных решать вопрос развития у детей разного возраста способности к самопознанию и самоопределению: Школа раннего развития «Колокольчик», студия спортивного бального танца, хореографические и вокальные ансамбли, объединение «Курай», «Шахматы», детские объединения социально-педагогической направленности «Школа лидера», Учеба актива ГСС, Школа журналистики художественно прикладное и техническое творчество и т.д.

В стенах нашего учреждения жизнь детей, вовлеченных в систему дополнительного образования, обогащается новыми социальными связями, интересами, ценностями и ориентирами.

Для воспитанников школы раннего развития это первичное ознакомление с творческой деятельностью, образное восприятие окружающего мира, когда формируется положительное отношение к профессиям вообще, людям труда их занятиям, происходит усвоение первоначальных трудовых умений в доступных им видах деятельности.

Происходит развитие любознательности и интересов, которые в будущем при определенных обстоятельствах могут перерасти в профессионально значимые.

Для младших школьников и подростков это формировании интереса к творческой деятельности на основе более глубокого ознакомления с ней, деятельность предметно-развивающего характера: познавательная, эстетическая, физкультурно-оздоровительная, социально-педагогическая и др. Включенность учащихся в подобные виды деятельности способствует выявлению интересов, склонностей, формированию профессиональной направленности.

Например в детских объединениях «Начальное техническое моделирование», «Компьютерная графика», «Легоробототехника» обучающиеся участвуют в конкурсах компьютерных рисунков, плакатов, презентаций на темы: «Мир профессий», «Моя будущая профессия и др. В детском объединении «Раектокосмическое моделирование» воспитанники не только создают модели ракет и изучают аэродинамику и баллистику, а также приобщаются к профессии конструктора, инженера, механика.

Занятия по декоративно-прикладному искусству не только вооружают учащихся определенной суммой знаний, но и воспитывают наиболее важные личностные качества; аккуратность, терпение самостоятельность. В процессе практической деятельности формируются трудовые умения и навыки, несомненно, имеющие практическую значимость во взрослой жизни наверняка и в будущей профессии.

Несомненно в условиях учреждения дополнительного образования выбор профессии, допрофессиональное самоопределение основаны на увлечении. Любое увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения.

И если человек может делать красивые вещи, стричь, выращивать цветы, составлять компьютерные программы, играть в шахматы, петь, танцевать, то он имеет возможность не только полноценно отдыхать и возможность общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником.

Любое увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода и даже поворотным пунктом при выборе профессии.

Список источников

  1. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. Одобрена коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2004 г. // Внешкольник. – 2004. – №12. – Вкладка: С. 4–7.

  2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.

  4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика).

  5. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.

  6. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9–11 классы. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы. – Вако, 2005. – 240 с.

4

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/potientsialdtdimimikhsadykovavprofiessionalnomsamoopriedielieniiuchashchikhsia

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector