Литературная игра для 5 класса по басням крылова

Автор: Недодаева Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кашарская СОШ с. Кашары Ростовской обл.

Данный материал полезен для учителей русского языка и литературы, а также классных руководителей, работающих в среднем звене. Мероприятие предназначено для проведения в 5 классе. Игра поможет в запоминающейся форме вспомнить известные басни И.А.Крылова, узнать новые сведения.

Оборудование: конверты с заданиями, чёрный ящик.

Ход игры

В игре принимает участие 3 команды. Игру можно проводить как в одном классе, так и между несколькими классами.

1-й конкурс «Представление команд» (домашнее задание)

Команды представляют подготовленную инсценировку басни или выразительное чтение наизусть.

Участникам каждой команды предлагаются карточки с рисунками, на которых изображены герои басен И.А.Крылова (командам предлагаются одинаковые карточки). Необходимо каждой карточке подобрать пару, чтобы восстановить название басни.

Участники команд по очереди достают из черного ящика предметы (можно заменить карточками с изображением предметов). Нужно определить, из какой басни предмет или его изображение.

«Петух и жемчужное зерно»

два ячменных зерна

Капитаны команд выбирают карточки с текстами басен с пропущенными словами. Необходимо восстановить текст, вписав пропущенные слова, и выразительно прочитать басню.

Зеркало и Обезьяна.

Мартышка, в Зеркале увидя__________свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!

Что это там за _______?

Какие у неё ужимки и ___________!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких_________пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть».

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин _______лишь попусту пропал.

Когда в _________согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с _________воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из_______ лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в _________,

Рак пятится назад, а Щука тянет в ________.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него __________,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

«________, перестань срамиться, —

Ей Шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты ________, а он себе идёт

И лаю твоего совсем не примечает. –

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без _______,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! Знать она_______,

Что лает на Слона!»

Пока капитаны заполняют карточки, участники команд отвечают на скорость на вопросы.

1) Назовите русских баснописцев. (М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев)

2) Какой язык выучил И.А.Крылов к 50-и годам? (древнегреческий)

3) Как подписал И.А.Крылов свой перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям»? (Нави Волырк – перевёрнутое Иван Крылов)

4) Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И.А.Крылов? (журналистикой)

5) В каком городе родился И.А.Крылов? (в Москве)

6) С какого возраста И.А.Крылов работал переписчиком бумаг в губернских канцеляриях? (с 8 лет)

Игроки команд по очереди достают из конвертов карточки с написанными словами, называющими героев басен. Участники должны определить, кого в своих баснях И.А.Крылов называл следующим образом:

Участники игры получают карточки, на которых написаны слова морали. Необходимо определить, из какой басни приведена мораль.

1) Избави бог и нас от этаких судей. («Осёл и Соловей»)

2) Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Петух и жемчужное зерно»)

3) Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот»)

4) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и Петух»)

5) Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки»)

6) Когда боится трус кого,

То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами. («Мышь и Крыса»)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Рекомендуем посмотреть:

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Источник: http://rus-poetry.ru/literaturnaya-igra-dlya-5-klassa-po-basnya/

Урок — игра по литературе «По басням И.А. Крылова» 5 класс

Цели урока:  расширение и углубление сведений о баснях И. А. Крылова; проверка            знаний о теоретико- литературных понятиях: «басня», «аллегория», «афоризм»; обогащение словарного запаса; развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен, создание иллюстраций); воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах.

Оборудование: портрет И. А. Крылова,  магнитофон с записями басен И.А. Крылова, плакаты с высказываниями, с кроссвордом, черный ящик, сигнальные карточки, жетоны, костюмы участников инсценировок, иллюстрации к басням и рисунки детей.

Ход урока.

Организационный момент.

Под мелодию дети заходят в класс, приветствуют гостей и занимают места за игровыми столами.

Вводная беседа.

Учитель:  Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок – игра. На этом уроке мы вспомним басни И. А. Крылова.

Учитель показывает портрет писателя.

 — Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека, Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлён баснописец в бронзе. В Санкт – Петербурге сооружен памятник Крылову.

На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, — барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.

Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около « дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?

         Ответы детей.

— Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться, Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова — значит стать умнее, узнать что–то новое и важное о себе и о людях.

Чтение учителем и детьми с плакатов на доске высказываний о Крылове:

«Он превзошёл всех известных нам баснописцев.» (А.С. Пушкин)

«Басни Крылова _ книга мудрости самого народа.» (Н.В. Гоголь)

«Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»           (В.Г. Белинский).

Работа над теоретико- литературными понятиями.

Крылов был драматургом, издателем, но всемирную известность ему принесли басни, которые он написал уже в зрелом возрасте. Им создано более 200 басен. Они сделали Крылова знаменитым уже при жизни.

Что же такое – басня?

— Басня близка к народному творчеству. Назовите родственные басне жанры.

(Притча, сказка, пословица, загадка).

— Басня наполнена аллегорией. Подберите синонимы к слову «аллегория» (иносказание, эзопов язык).

— Объясните значение выражения «эзопов язык» (Вынужденное иносказание, речь, которая наполнена недомолвками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом).

— Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, т. е. со страницы книги перешли в нашу речь. Это произошло потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строке передать основную мысль басни, её мораль

— Что такое мораль басни? (Поучение, которое даётся в начале или в конце её).

А сам Крылов о себе говорил (учитель читает на доске — с плаката):

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

— Какие пороки, что это за пороки, вы скажете в конце урока.         

Далее учитель называет номинации конкурса, в которых будут соревноваться учащиеся.

Номинация первая — “Выразительное чтение басен наизусть”

В ней принимают участие чтецы — представители от каждой из трех команд. Какую басню наизусть будут читать дети — решает жребий (на уроках литературы были выучены наизусть басни Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Зеркало и Обезьяна».)

Номинация вторая – “Знаток басен И.А. Крылова”

Викторина (тур I).

За каждый правильный ответ учащемуся даётся жетон. Принимают участие все, победитель определяется по итогам двух туров.

Назовите героя басни.

  1. 1.Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья);
  2. 2.Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (Ягнёнок);
  3. 3.Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк);
  4. 4.Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);
  5. 5.Она попала “в большие забияки”. (Моська);
  6. 6.Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);
  7. 7.Его “захлопнула злодейка — западня”. (Чиж);
  8. 8.У него всё вокруг только “моё”. (Волк);
  9. 9.Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза);
  10. 10.Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка);
  11. 11.Перечислите героев басни, которые  «затеяли сыграть квартет» (Проказница         Мартышка, Осел, Козёл, да косолапый Мишка);
  12. 12.«Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье спёрло». О ком это? (Ворона)
  13. 13.Лиса, не видя сроду…С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива».     — С кем встретилась лиса? (Со львом)

     Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».

С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (зеркало)

    Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».

В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе она достала» (очки)

      Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».

В нем находится предмет, о котором автор басни написал так: «Они как яхонты горят, Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдет. Хоть видит око, да зуб неймет». (кисти винограда)

Номинация третья – “Инсценировка басни”

Учащиеся характерными деталями костюма подчёркивают особенность своего героя.

Могут быть инсценированы следующие басни:

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей»

Викторина (тур II, усложнённый).

Из какой басни строка?

  1. 1.А Васька слушает да ест. (“Кот и Повар”).
  2. 2.Да только воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”).
  3. 3.Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом. (“Стрекоза и Муравей”).
  4. 4.Хоть видит око, да зуб неймёт. (“Лисица и Виноград”).
  5. 5.От радости в зобу дыханье спёрло. (“Ворона и Лисица”).
  6. 6.У Сильного всегда бессильный виноват. (“Волк и Ягнёнок”).
  7. 7.Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”).
  8. 8.Ты всё пела? Это дело.
    Так поди же, попляши. (“Стрекоза и Муравей”).
  9. 9.А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и Обезьяна”).
Читайте также:  Конспект развивающего занятия со старшими дошкольниками

Номинация четвёртая – “Иллюстратор басни”

Авторы иллюстраций показывают свои работы, называют басню, эпизод в ней, объясняют свой замысел.( читают отзыв- рецензию на выбранную басню). Учитель потом рисунок учащегося вывешивает на доску.

Номинация пятая —  «Крыловские чтения»

Вы очень хорошо читали наизусть басни И. А. Крылова, инсценировали их.

Но мы должны учиться у мастеров выразительного чтения правильно делать это Послушайте Как читает басни Крылова актер театра Игорь Владимирович Ильинский.

(звучит магнитофонная запись басен «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей» — дети слушают, потом высказывают свои мнения. Затем учитель читает отрывки из басен, а дети зачитывают мораль.

Итоги урока

Учитель: — Так что же за пороки, которые любил «пощипать»                                          И.А. Крылов? (Болтливость, хвастовство, лень, лесть, жадность).

Жюри даёт оценку каждому конкурсу, вручает дипломы победителям в каждой номинации, в номинации “Инсценировка басни” присуждается специальный диплом за лучшее исполнение роли.

Звучит стихотворение М. Исаковского “И.А. Крылову” (читает учитель или подготовленный ученик).

Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

На память о конкурсе учитель дарит каждому учащемуся красочно оформленный лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца.

Афоризмы Крылова

  1. 1.А ларчик просто открывался.
  2. 2.Хоть видит око, да зуб неймёт.
  3. 3.Слона – то я и не приметил.
  4. 4.Рыльце в пуху.
  5. 5.Полают, да отстанут.
  6. 6.От радости в зобу дыханье спёрло.
  7. 7.А Васька слушает да ест.
  8. 8.Да только воз и ныне там.

  9. 9.Если голова пуста,
    То голове ума не придадут места.
  10. 10.Медвежья услуга.
  11. 11.Кукушка хвалит Петуха за то,
    Что хвалит он Кукушку.
  12. 12.Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
  13. 13.Демьянова уха.
  14. 14.

    Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  15. 15.Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку.
  16. 16.У сильного всегда бессильный виноват.

Афоризм – краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения).

Источник: http://uchkopilka.ru/literatura/konspekty-i-stsenarii/8181-urok-igra-po-literature-po-basnyam-i-a-krylova-5-klass-20160125

Познание | Литературная игра для учащихся 5-6 классов «По страницам басен Крылова»

Автор: Жукова Влада Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г.

Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературная игра для учащихся 5-6 классов «По страницам басен Крылова»
Дата публикации: 21.03.2018
Раздел: среднее образование

Методическая разработка учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска

Жуковой Влады Леонидовны

(Сценарий проведения внеклассного мероприятия по литературе)

«По страницам басен И.А.Крылова»

(для учащихся 5-6 классов)

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

1.

Прочитать несколько строк из басни Крылова «Свинья под дубом»

2.

Назвать 6 басен Крылова

3.

Назвать еще 4 басни, не повторяя предыдущего игрока

4.

Прочитать несколько строк из басни Крылова «Ворона и лисица»

5.

Назвать крылатое выражение из басни Крылова, объяснить его значение

6.

Назвать 6 любых предметов, о которых говорится в баснях Крылова

7.

Назвать еще 4 предмета, не повторяя предыдущего игрока

8.

Прочитать несколько строк из басни Крылова «Квартет»

9.

Назвать крылатое выражение из басни Крылова, объяснить его значение

10. Какие человеческие пороки высмеивает в своих баснях Крылов? (назвать этот

порок, из какой басни?)

(по результатам отборочного тура набирается 2 команды по 5-6 человек в каждой)

1.

Блиц-турнир – играют команды

(выбрать 1 правильный ответ на вопрос;

1 балл – за правильный ответ)

А) Как называлось то, что пытались увезти Лебедь, рак да щука?

— поклажа

— груз

— багаж

— тяжести

(Поклажа бы для них казалась и легка…)

Б) Как называет автор стрекозу в басне «Стрекоза и муравей»?

— поскакушка

— попрыгунья

— хвастунья

— веселушка

(Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела…)

В) Что хотела съесть Лиса, когда залезла в чужой сад?

(Голодная кума Лиса залезла в сад…)

— крыжовник

— ежевику

— смородину

— виноград

(…в нем винограду кисти рделись…)

Г) Как называет Крылов лебедя, рака и щуку в одноименной басне?

— товарищи

— друзья

— приятели

— знакомые

(Когда в товарищах согласья нет….)

Д) Что увидела в зеркале обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна»?

— свое отражение

— свой образ

— свой силуэт

— свой профиль

(Мартышка в зеркале увидя образ свой…)

Е) Что сделала с очками Мартышка из басни «Мартышка и очки»?

— выбросила

— разбила об стену

— хватила о камень

— ударила об пол

(Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их…)

Ж) Чего не боится Кукушка, когда хвалит Петуха в басне «Кукушка и Петух»?

— совести

— стыда

— греха

— позора

(…за что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…?)

З) Что задумал построить Лев в басне «Лиса-строитель»?

— большую конюшню

— большой курятный двор

— большой дворец

— большой дом

( Построить вздумал Лев большой курятный двор…)

2 тур. Продолжи строки… (играют команды)

(1 балл – за правильный ответ)

А)

Басня «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки:

________________________

(Лишь стоит завести Очки)

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То _________________________

(к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет)

Б) Зеркало и обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!

Что ________________

( это там за рожа?)

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я _____________________________

(удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа)

В) Басня Стрекоза и муравей

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних ___________________

( только дней

Прокорми и обогрей!»)

Г) Басня Ворона и лисица

Вороне где-то Бог послал кусочек сыра;

На ель Ворона взгромоздясь

_________________________________

(Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.)

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

_______________________________

(«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки! )

Д) Басня «Квартет»

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

_____________________________

(Затеяли сыграть Квартет)

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки,—

_____________________________

(Пленять своим искусством свет)

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка.—

Погодите!

Как музыке идти?

____________________

( Ведь вы не так сидите)

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

_________________________________

(У нас запляшут лес и горы!» )

Е) Басня «Лебедь, Щука и Рак»

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

___________________________________

(Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! )

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,—

____________________________________

(судить не нам;

Да только воз и ныне там)

Ж) Басня «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

___________________________________

(И рылом подрывать у Дуба корни стала)

«Пусть сохнет,— говорит Свинья,—

Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

_________________________________________

(Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»)

Конкурс 3

« Всё наоборот» (играют команды)

1.

Героиня этой басни, увидев в зеркале свое отражение, буквально в него влюбилась.

Она долго любовалась этим отражением и при этом расхваливала своих подруг…

( « Зеркало и обезьяна»

… Мартышка в зеркале увидя образ свой…)

2.

Герои этой басни были выдающимися музыкантами. Они так хорошо играли на

разных музыкальных инструментах, что пленили своим искусством целый свет.

(Басня «Квартет» … Уселись на лужок под

липки пленять своим искусством свет…)

3.

Герои этой басни были очень дружными, сплоченными, уважали мнение других

товарищей. Благодаря этому они легко справились с нелегкой задачей – перевозкой

груза

(«Лебедь, щука и рак»

… когда в товарищах согласья нет…)

4.

Героиня этой басни приобрела предмет, необходимый для улучшения зрения. Она

прочитала подробную инструкцию о том, как пользоваться этим предметом…

(«Мартышка и очки»

… вертит очками так и сяк…)

ИГРА со зрителями (жетон за правильный ответ)

4 тур. Угадай, откуда эти строки…

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут»

(Свинья под дубом)

Ты все пела?

Это дело!

Так поди же, попляши…

(Стрекоза и муравей)

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

(Ворона и лисица)

А Васька слушает да ест…

(Кот и повар)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!

(Квартет)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет…

(Лебедь, Щука и Рак)

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

(Кукушка и Петух)

Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали…

(Мартышка и очки)

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

(Волк и журавль)

Ах, чем я виноват?» — «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

(Волк и ягненок)

«На счастье грех роптать,— Жужутка отвечает,—

Мой господин во мне души не чает;

Живу в довольстве и добре,

И ем, и пью на серебре;

Резвлюся с барином; а ежели устану,

Валяюсь по коврам и мягкому дивану.

(Две собаки)

«Послушай-ка, сосед,—

Тут ловчий перервал в ответ,—

Ты сер, а я, приятель, сед,

И волчью вашу я давно натуру знаю;

(Волк на псарне)

«Как скоро Волк у стада забуянит,

И обижать он Овцу станет,

То Волка тут властна Овца,

Не разбираючи лица,

Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,

В соседний лес иль в бор».

(Волки и овцы)

Змея лежала под колодой

И злилася на целый свет;

У ней другого чувства нет,

Как злиться:

создана уж так она природой.

(Змея и овца)

По улицам слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что слоны в диковинку у нас…

Так за слоном

Толпы зевак ходили…

(Слон и Моська)

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

(Лисица и виноград)

Кто виноват из них,

кто прав, — судить

не нам;

да только воз

и ныне там.

(Лебедь, Щука и Рак)

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки…

(Мартышка и очки)

Какой-то Лев большой охотник был до кур;

Однако ж у него они водились худо:

Да это и не чудо!

К ним доступ был свободен чересчур.

(Лиса-строитель)

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

(Зеркало и обезьяна)

5 тур. Инсценирование басни

(команды предварительно готовятся к выступлению) – (3 балла)

Басня Волк и ягненок

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, чтобы делу дать законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву».—

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу».—

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» —

«Помилуй, мне еще и от роду нет году»,—

Ягненок говорит. «Так это был твой брат».—

«Нет братьев у меня».— «Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разделаюсь грехи».—

«Ах, чем я виноват?» — «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=7531

Урок литературы «Литературная игра по басням И.А.Крылова»

Цель: закрепить и обобщить сведения о баснях И. А. Крылова; развивать творческие способности.

13 февраля 2015 года исполнится 246 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, русского поэта, баснописца, переводчика, сотрудника Императорской Публичной библиотеки, статского советника, действительного члена Императорской Российской академии.

Конкурс 1. «Разминка»

Что такое басня? Дайте ее определение. (Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера. )

Назовите родственные басне жанры. (Притча, сказка, пословица, загадка. )

Подберите синонимы к термину «аллегория». (Иносказание, эзопов язык. )

Объясните значение выражения «эзопов язык». (Вынужденное иносказание, речь, наполненная недомолвками и ироничными намеками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом. )

Что такое мораль басни? (Поучение, которое дается в начале или в конце ее. )

Кого Крылов в своих баснях называет «вещуньей»?. . (Ворону – басня «Ворона и Лисица». )

… «серым рыцарем»? (Волка – басня «Волк и Лисица». )

… «плутовкой»? (Лисицу – басня «Волк и Лисица». )

… «попрыгуньей»? (Стрекозу – басня «Стрекоза и Муравей». )

… «проказницей»? (Мартышку – басня «Квартет». )

Конкурс 2. «Кому принадлежат слова?»

Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей! (Стрекоза – в басне «Стрекоза и Муравей»)

Ну, что ж!

На взгляд — то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь. (Лисица – в басне «Лисица и Виноград»)

Что же там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа. (Обезьяна – в басне «Зеркало и Обезьяна»)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваши понежней. (Соловей – в басне «Квартет»)

5. Когда светлейший Волк позволит,

 Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

 От Светлости его шагов я на сто пью… (Ягненок – в басне «Волк и Ягненок»)

6. Вот то — то мне и духу придает,

 Что я, совсем без драки,

 Могу попасть в большие забияки. (Моська – в басне «Слон и Моська»)

7. «Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

 Тебя без скуки слушать можно;

 А жаль, что незнаком

 Ты с нашим петухом;

 Еще б ты боле навострился,

 Когда бы у него немножко поучился» (Осел – в басне «Осел и Соловей»)

8. Друзья! К чему весь этот шум?

 Я ваш старинный cват и кум,

 Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры… (Волк – в басне «Волк на псарне»)

9. Ничуть меня то не тревожит;

 В нем мало проку вижу я;

 Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

 Лишь были б желуди: ведь я от них жирею. (Свинья – в басне «Свинья под Дубом»)

10. Нет, в наших мужичках не столько мало толку,

Чтоб на свою беду тебя спасли они.

И правы – сам себя вини:

Что ты посеял – то и жни. (Кот Васька – в басне «Волк и Кот». )

Конкурс 3. «О ком же это?»

«Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Кот Васька из басни «Кот и Повар». )

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. (Соловей из басни «Осел и Соловей». )

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона из басни «Ворона и Лисица». )

4. Был силы непомерной,

 Какой не слыхано ни в древни времена;

 Он даже (говорит его историк верной)

 Мог поднимать больших ячменных два зерна!

 Притом и в храбрости за чудо почитался:

 Где б ни завидел червяка,

 Тотчас в него впивался,

 И даже хаживал один на паука. (Муравей из басни «Муравей». )

Весь материал – смотрите документ.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-literatury-literaturnaya-igra-po-basnyam-iakrylova.html

Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе

Цель урока:

— обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;

-умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

-воспитание интереса к классической литературе.

Средства наглядности:

— раздаточный материал: карточки с названиями животных;

— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудование:карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

Оформление:портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.

Эпиграф:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И.А.Крылов

Организационная структура урока:

I. Вхождение в тему урока.

Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.

Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. — Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали? — Что такое басня? — Кто герои басен?

— А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?

I. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point

Для проведения игры класс делится на команды.

III.Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

— Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

— Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

IV.Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 5-7)

Что такое басня?

Басня — короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.

Басня — небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

А какое художественное средство используется в басне?

Ответ: ( Аллегория)

Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя — неуклюжесть, в образе Осла — глупость, упрямство, в образе Муравья — трудолюбие.

Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).

Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: (Мораль).

Мораль — нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

V. Викторина.

Конкурс-разминка.

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна) — У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы) — Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська) — Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона) — Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное) — На дереве какой породы восседала ворона? (Ель) — Что пленило лисицу? (Сырный дух)

— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

1)Продолжите крылатые слова. (Слайды 8-13)

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

2) Угадай название басни по её морали. (Слайды 15-17)

а) Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться. «Ларчик»

б) Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица, Что делом, не сведя конца,

Не надобно хвалиться. «Синица»

в) Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей нельзя молвить, не греша, Что в дружбе все они едва ль не одинаковы: Послушать — кажется, одна у них душа, —

А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»

г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».

д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха»

е) Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»

3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 18-33)

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

4) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 34-40)

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

Цитаты:

· «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

· «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

· «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

· «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

· «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

· «Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

· Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

Конкурс «Найди пару»

— Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова.

— Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.

— Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза — Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

Инсценирование басни.

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.

Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

Источник: http://studopedya.ru/1-66421.html

Внеклассное мероприятие по литературе. Урок — игра «Басенный мир И.А. Крылова» для 5 классов

МОАУ «СОШ №4 г.Соль-Илецка»

Внеклассное мероприятие

по литературе

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

(5класс)

Учитель: Салмина А.В.

2016г.

Конспект урока.Урок-играв 5-х классах по басням И.А. Крылова

Цель урока:

  • обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Оборудование: доска, мел, магниты, детские иллюстрации к басням И.А.Крылова, раздаточный материал для конкурсов.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры

2. Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Для проведения игры класс делится на 2 команды.

Ход игры

Описание конкурсов.

Конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза — Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

Например:

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

ОСЁЛ

МУЖИК

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

Угадай и запиши название басни по её морали.

Басня.

Её мораль.

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел!

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.

Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

«Конкурс Знатоков».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было совсем уж собралась,Да _________________, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

_______________ к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,И говорит так __________, чуть дыша:«Голубушка, как хороша!Ну что за ____________, что за глазки!

Рассказывать, так, _________, сказки!

Для команды № 2

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья СтрекозаЛето красное________ пропела; Оглянуться не успела,Как зима ______катит_____ в глаза._____пометрвело_______ чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.Все прошло: с зимой ______холодной_______________нужда_______, голод настает;Стрекоза уж не поет;И кому же в ум пойдет

На _________желудок____ петь голодный!

Конкурс «Блиц-турнир»

Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 5 минут.

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

В басне используются:

  • диалог;

  • просторечная лексика;

  • особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

Мораль — поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория — иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

3. После подведения итогов игры учитель обращается к строкам П.Вяземского:

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

Детям задаются вопросы: — Как вы понимаете строки?

— Согласны ли вы с автором?

— Нравятся ли вам баснСмогли мы ответить на главный вопрос урока?

Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Нужно ли изучать басни?

Чему они учат?

и И.Крылова и почему?

Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок.

Источник: http://moredocs.ru/vneklassnoe-meroprijatie-po-literature-urok-igra-basennyj-mir-i-a-krylova-dlja-5-klassov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector