Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Текущая ситуация в стране такова, что с каждым годом увеличивается число случаев выявления среди школьников девиантного поведения.

Этому способствует множество факторов, число которых постоянно увеличивается, создающих благоприятную почву для возникновения подобного поведения. Сам термин «девиантное» имеет латинское происхождение и означает отклонение.

Девиантное поведение младших школьников представляет собой комплекс действий или отдельные действия, которые не соответствуют правовым или нравственным нормам, используемым в обществе.

Причины и факторы возникновения девиантного поведения

Девиантное поведение младших школьников отличается непростым характером возникновения и связано с различными факторами. К числу основных следует отнести следующие:

  • Биологические факторы — речь идет о физиологических или анатомических особенностях организма, оказывающих негативное влияние на поведение ребенка (к примеру, проблемы со слухом и зрения, отклонения в умственном развитии и пр.);
  • Психологические факторы — подразумевают отклонения в психологическом состоянии школьника. Формами их проявления могут быть неврастении, нервно-психические болезни и пр.
  • Социально — психологические факторы — предполагают наличие нарушений в семейном, школьном и общественном воспитании, которые базируются на равнодушном отношении к физиологическим особенностям детей (пол, возраст), что создает трудности в процессе адаптации в коллективе.

Наибольшее влияние на возникновение отклонений в психосоциальном развитии ребенка оказывают конфликты между родителями, особые стили построения отношений в семье, создающие предпосылки для возникновения отклоняющегося поведения среди школьников, а именно:

  1. Дисгармоничный стиль, проявляющийся в воспитании и организации взаимоотношений в семье, при котором отсутствует общий подход и требования к ребенку;
  2. Конфликтный стиль, затрагивающий воспитание, который характерен для неполных семей, семей, в которых супруги намерены развестись, семей, в которых дети долгое время живут отдельно от родителей;
  3. Асоциальный стиль, затрагивающий семьи, где отсутствует конкретный метод построения отношений. Такие семьи отличает регулярный прием спиртных напитков, наркотических средств, демонстрация беспричинной жестокости и насилия.

Методы взаимодействия с детьми девиантного поведения

Работа с детьми, в поведении которых наблюдаются отклонения, требует применения особых приемов.

При взаимодействии с агрессивным ребенком

  • Не следует пытаться изменить в ребенке определенные качества, стремясь достичь идеала;
  • Перед тем, как сообщить о своих требованиях, которым ребенок должен соответствовать, тщательно продумайте их, приняв во внимание его возможности;
  • Приложите усилия для расширения кругозора ребенка;
  • Чаще предлагайте ребенку вместе выполнить любую работу, что позволит ему осознать свою ценность в данном деле;
  • Старайтесь не замечайте слабые акты агрессии со стороны ребенка, не стоит давать знать о них окружающим.

Эффективные приемы, позволяющие справиться с агрессией:

  • Терпение — среди всех добродетелей, которыми обладают родители и учителя, эта самая значимая.
  • Объяснение — предложите ребенку идею интересного занятия.
  • Поощрение — достаточно один раз высказать слова похвалы в адрес воспитанника за хорошее поведение, и тогда у него появится стимул услышать их снова.

Чтобы ребенок перестал лгать, необходимо действовать так:

  • Старайтесь как можно чаще высказывать в адрес ребенка слова похвалы, одобрения, если он сделает что-то хорошее, наградите его чем-нибудь;
  • Если у вас нет никаких сомнений в том, что ребенок говорит вам неправду, сделайте так, чтобы он был откровенен с вами, рассказал, почему он решил солгать;
  • Если вам удалось самостоятельно определить вероятную причину лжи, попытайтесь осторожно нейтрализовать ее для возвращения к себе доверия;
  • Если ребенок без принуждения расскажет вам, что говорил неправду, не устраивайте для него наказание. Подобное поведение позволит ему проанализировать свой поступок.

Источник: http://shkola1249.ru/deviantnoe-povedenie-mladshih-shkolnikov-prichinyi-poyavleniya-i-metodyi-rabotyi-s-detmi-s-otkloneniyami.html

Девиантное поведение младших школьников. Подготовила: социальный педагог МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Девиантное поведение младших школьников. Подготовила: социальный педагог МБОУ «СОШ п. Малиновский» Надежда Валерьевна Гладкова. - презентация

Девиантное поведение младших школьников. Подготовила: социальный педагог МБОУ «СОШ п. Малиновский» Надежда Валерьевна Гладква

Ключевые понятия: Девиантное поведение — один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение — повторяющиеся асоциальные проступки и уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т.д. (Краткий психологический словарь (Под ред. А.В.Петровского)).

Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие какие — то социальные и культурные нормы.(В.М.Цулейко). Девиантное поведение (от лат. — отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. (В.Т.Кондрашенко).

  • Профилактика — (от греч. prophylaktikos — предохранительный), совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. (В.И.Дерюгин). Профилактика девиантного поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. (А.И.Селецкий, С.А.Тарарухин).
  • Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Причины отклоняющегося от норм поведения: Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами Причины социального и психологического характера.

Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников.

  1. Биологические факторы
  2. Психологические факторы
  3. Социально – педагогические факторы
  4. Социально — экономические факторы 5
  5. Морально – этические факторы

Стадии развития учебной дезадаптации школьника. — учебная декомпенсация – состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе; — школьная дезадаптация – состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий; — социальная дезадаптация – состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании; — криминализация среды свободного времяпрепровождения.

Деятельность учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста:

  1. Наблюдает за поведением во время уроков, поведением во внеурочное время, во время посещения столовой, поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр.
  2. Профилактическая работа с детьми с целью формирования у школьников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.

Характеристика уровней сформированности девиантного поведения:

Поведение во время уроков

  • ходит во время уроков, встаёт с места;
  • не выполняет учебные задания во время уроков;
  • отвлекается, поворачивается, разговаривает;
  • недисциплинирован;
  • раздражителен;
  • пассивен в деятельности;
  • прогуливает уроки без уважительной причины;
  • резкая смена настроения.
  • иногда проявляет недисциплинированность;
  • частично учебные задания во время уроков; *не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно;
  • иногда проявляет раздражительность;
  • иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины;
  • редко отмечается резкая смена настроения;
  • иногда не контролирует себя *дисциплинирован;
  • активно участвует в процессе урока;
  • доброжелателен;
  • чётко выполняет инструкции;
  • всегда присутствует на занятиях;
  • усидчив;
  • является лидером;
  • умеет себя контролировать
  • Поведение во внеурочное время
  • агрессивен;
  • нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков;
  • провоцирует конфликты;
  • вспыльчив;
  • является неформальным отрицательным лидером;
  • не выполняет общественные поручения редко вспыльчив;
  • может иногда нарушать нормы поведения;
  • иногда является неформальным отрицательным лидером;
  • редко принимает участие в жизни класса общается со всеми одноклассниками;
  • соблюдает нормы поведения *независим от других; *может организовать группы по интересам;
  • является лидером;
  • умеет критически мыслить, принимать адекватные решения;
  • неконфликтен;
  • участвует в общественной жизни класса;
  • охотно выполняет общественные поручения.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Поведение во время перемены, во время игр.

  • поддаётся влиянию;
  • является асоциальным лидером;
  • без причины может накинуться, ударить сверстника;
  • придумывает или участвует в агрессивных играх
  • иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением;
  • может быть асоциальным лидером;
  • редко придумывает или участвует в агрессивных играх соблюдает правила игр;
  • может организовать группы по интересам;
  • является лидером;
  • поведение во время посещения театров, выставок, экскурсий
  • неустойчивость поведения;
  • грубит;
  • неадекватно реагирует на замечания учителя;
  • проявляет негативные реакции в отношении увиденного;
  • громко смеётся, разговаривает, кричит
  • проявляет протестные реакции; в некоторых моментах проявляет неустойчивость в поведении;
  • может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника;
  • иногда проявляет протестные реакции;
  • не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного;
  • активно участвует в процессе знакомства с новым;
  • интересуется увиденным;
  • соблюдает правила посещения общественных мест;
  • умеет логическимыслить, принимать адекватные решения.
  • самодисциплинорован. Поведение во время посещения столовой
  • агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам,
  • не соблюдает правил поведения в столовой;
  • проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит);
  • стремится привлечь к себе внимание;
  • пассивен;
  • иногда агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, взрослым
  • не часто, но нарушает правила поведения в столовой;
  • иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением;
  • может проявлять раздражительность;
  • аккуратен;
  • сдержан;
  • соблюдает правила поведения в столовой;
Читайте также:  Физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет

Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);

  • арт терапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);
  • визуализация;
  • психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
  • телесно – ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);
  • игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации);
  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  • беседа.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1288140/

Глава 3.Экспериментальное исследование девиантного поведения младших школьников

Глава 3.Экспериментальное исследование девиантного поведения младших школьников

Выявление детей младшего школьного возраста, склонных к девиантному поведению.

В исследовании участвовало 7 человек 4 «З» класса МОУ СОШ № 12 г. Кызыл, обучающиеся относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья : из них 6 мальчика и 1 девочка.

Дети почти все одного возраста, 2006 года рождения. Не все дети имеют собственные уголки для выполнения домашней задания, отдельной комнаты нет, так как семьи малоимущие.

Один учащийся – Санчыы Сурен имеет ослабленное зрение.

В классе есть один новичок – Сииленмей Буян. Его адаптация прошла довольно легко.

Явного лидера в классе нет, но есть ребята, которые могут организовать, сплотить одноклассников, пользуется у остальных авторитетом: Сииленмей Буян и Маадыр Ангыр.

В классе дети открыты к общению. Основная масса доброжелательная друг к другу, готовы помочь соседу по парте. Испытывают трудности в обучении Начын,Сурен, Ангыр.

Микро группы нет.

Работоспособность класса хорошая. На контакт со взрослыми идут легко. Не все справляются с программой. Во втором классе было 3 отличника: Сииленмей Буян, Карти Дарый, Маадыр-оол Ангыр.

Дисциплину в классе необходимо постоянно контролировать. Требуется частая смена деятельности, для поддержания интереса ребят.

Конфликтное поведение проявляет Ай-Херел (желание обратить на себя внимание, эгоизм).

Преобладает ответственное отношение к школе.

Дети почти все занимаются в секциях и кружках.

Большинство родителей положительно настроены в отношении школы — помогают детям в учебе, контролируют их, отзываются на просьбы классного руководителя.

Родители поддерживают в детях учебную мотивацию, способствуют их личностному росту, развитию умственных и физических возможностей.

Выбор методик был не простым, так как среди такого многообразия имеющихся в настоящий момент исследовательских данных, мы имеем и большое количество методик.

В нашем случае методики были подобраны для исследования агрессивности младших школьников, и в дополнение к ним, были применены несколько методик, выявляющих уровень или степень тревожности школьников.

Этот момент характерен тем, что мы основывались на предположении того как высокий или повышенный уровень тревожности сопровождает и повышенный уровень агрессивности младших школьников.

Диагностический этап.

На диагностическом этапе использовались следующие методы исследования: анализ документации, метод наблюдения, метод беседа, ,проективная методика рисунок «Несуществующее животное», проективная методика «Кактус».

Метод наблюдения.

Цель: выявления внешних проявлений форм отклоняющегося поведения младших школьников.

В ходе данного метода можно отметить, что почти у всех учащихся наблюдается склонность к агрессии. Присутствуют как вербальные, так и физические формы проявления. У некоторых детей агрессивное поведение можно рассматривать как защитную реакцию. Данные проявления сказываются на межличностных отношениях учащихся и мешают конструктивному взаимодействию.

Метод беседа.

Цель: выявить степень сформированность у младших школьников нравственных понятий «дружба» и «друг».

  • В ходе беседы учащимся были заданы следующие вопросы:
  • Что такое дружба?
  • Откуда ты знаешь, что такое дружба? Кто тебе рассказал?
  • У тебя есть друзья?
  • Почему ты их считаешь друзьями?
  • Есть ли у тебя друзья в классе?
  • Ты считаешь себя хорошим другом? Почему?
  • Друг и знакомый это одно и то же?
  • В ходе проведения метода беседа были получены следующие данные:
  • Большая часть детей рассматривают дружбу, как помощь.
  • Некоторые отметили, что дружбы – это когда друг в трудную минуту рядом.
  • Дети узнали, что такое дружба от брата, сестры из мультиков.
  • Все ученики считают, что у них есть друзья.
  • Проективная методика «Кактус».
  • Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
  • Инструкция: на листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь.
  • В ходе исследования было выявлено, что у 83% учащихся имеется склонность к агрессии.
  • Проективная методика рисунок « Несуществующее животное».
  • Цель: диагностика личностных особенностей, исследование агрессивности.
  • Инструкция к тесту:
  • Придумать и нарисовать несуществующее животное, потом назвать его.
  • Анализ результатов проективной методики «Несуществующее животное» показал, что у четверых учащихся отмечается склонность к агрессии.

На основании проведенного диагностического исследования можно сделать следующие выводы: у троих учащихся была выявлена предрасположенность к агрессивному поведению, так же существует необходимость в проведении мероприятий, направленных на оптимизацию межличностных отношений.

Таблица 2. Классификация отклоняющегося поведения

Видимые проявления Эмоциональные состояния Цели девиант-ного поведения Особенности проявления Чем вызвано поведение Группы Коррекции
Непослу- шание Легкое напряжение Эмоциональная разрядка Сопротивление просьбам Особенности возраста _
Шалость Напряжение средней степени Выпуск избыточной энергии Сопротивление требованиям Особенности возраста _
Озорство Двигательноебеспокойство Устранение двигательного беспокойство Постоянное сопротивление советам Особенности возраста _
Проступок Беспокойство Реализация требований Сознательное нежелание правильно вести себя Трудности адаптации Девиантного поведения
Негативизм Легкая тревожность Стремление к превосходству Немотивированное и неразумное сопротивление Повышенная эмоциональная напряженность Тревожности
Упрямство Тревожность средней степени Стремление к превосход- ству Противо- действие просьбам, советам Повышенная эмоцио- нальная напряжен- ность Тревожности, асоциального поведения
Капризы Высокая тревожность Стремление к превосходству Намеренное выполнение нецелесооб разных действий Неправильное Предшествующее воспитание Асоциального, Отклоняющегосяповедения
Своеволие Депрессия Уход от трудностей Нежелание, неумение понять себя Трудности жизни Депрессии, асоциального поведения
Грубость Депрессия, депривация Поиск защиты, стремлениввзять свое Игнориро- ваниепрепят- ствий на пути само- утверждения Противоречие «Я – они» Эмоциональных состояний
Недисцип- линирован- ность Депривация Совершение мести Сознатель- ное, умышлен- ное нарушение норм Противоречие «Я – они» Агрессивного поведения
Агрессия, правонару- шения Фрустрация Деструк- тивное поведение Грубое, циничное нарушение прав других Противоречие «Я – они» Агрессивного поведения

Источник: https://cyberpedia.su/3×6071.html

Профилактика девиантного поведения младших школьников — международный студенческий научный вестник

1Овсянникова Т.М. 11 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. ТолстогоВ статье говорится о профилактике девиантного поведения младших школьников. На основе анализа литературы установлено, что существует множество факторов, способствующих отклоняющемуся поведению учеников.

Младшим школьникам присущи такие виды девиантного поведения как агрессия, повышенная тревожность, жестокость, нежелание учиться, не возможность и не желание общаться со сверстниками и взрослыми, компьютерная зависимость.

Причины отклоняющегося поведения младших школьников: педагогическая запущенность, повышенная агрессивность, тревожность, зависимость от современных гаджетов, нездоровая обстановка в семье, плохой круг общения.

Результаты исследования показали, что большинство младших школьников подвержены влиянию девиантного поведения, а некоторые ученики нуждаются в помощи психологов. С этой целью разработана программа по профилактике девиантного поведения младших школьников.

Читайте также:  Конспект занятия для детей 2-3 лет на тему «мой любимый папа!»

Большую озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности.

Однако, и дети младшего школьного возраста из вполне благополучных семей подвержены серьезным проблемам в поведенческом аспекте. Влияние друзей, природная жестокость, повальная увлеченность современными гаджетами, уход от реального общения, неприятие взрослых, все эти факторы можно назвать девиантным поведением.

Причины такого положения вещей кроются зачастую в существенном снижении воспитательной роли школы и семьи. Часть школьников необоснованно отчисляется из образовательных учреждений. Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся формально в них числиться, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством; неэффективен контроль за соблюдением обязательных сроков обучения.

Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемой подростковой девиантности и ее профилактики можно назвать таких ученых, как: М. Вебер, Р. Джонсон, Э. Дюргейм, Г. Кэплан, Р. Мертон, В. Франкл. Из более поздних -А. Бандура, Б. П. Буунк, В. Вичев, Р. Линтон, В. Момов, Р. Торрис, С. В. Проданов, Р. Уолтере, М. Шериф, Т. Шибутини и другие.

Однако, существует значительное противоречие между стоящей перед начальной школой задачей по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников и недостаточной разработанностью научно- обоснованных условий ее решения.

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятном положении детей и подростков в стране, о росте детской преступности и девиаций поведения среди детей.

Особую тревогу вызывает проникновение этих негативных явлений в среду младших школьников, что отрицательно сказывается на процессах их адаптации и социализации.

В связи с этим возрастает роль профилактической деятельности учителя начальных классов, который, являясь референтным лицом для школьника и его родителей, может оказывать существенную помощь семье и самому ребенку.

Учитель осуществляет личностно детерминированную деятельность, направленную на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений, что определяет высокие требования к системе деятельности современного учителя.

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы.

  1. Под девиантным поведением подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным в данном обществе нормам.
  2. Девиантное поведение младших школьников предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
  3. Профилактика девиантного поведения учащихся младших классов представляет собой реализацию двух профилактических направлений: общей профилактики девиантного поведения на основе воспитания для здоровья и специальной профилактики конкретных видов девиантного поведения, наиболее распространенных в среде учащихся в конкретный период времени; на сегодняшний день в российском обществе — это агрессивное поведение и проявление насилия, зависимое поведение учащихся.

Наиболее эффективной формой профилактической работы с девиантным поведением младших школьников является организация совместной деятельности учащихся, учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и родителей.

Исследование по изучению девиантного поведения детей младшего школьного возраста проходило на базе ЦО №27 г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 4 класса. Из них 9 мальчиков, 11 девочек. Средний возраст испытуемых 10 лет.

Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать следующие выводы:

  1. согласно результатам по опроснику А.А. Романов, направленного на выявление уровня агрессии, среди испытуемых превалируют с высоким уровнем агрессии, их процент составляет 70%, у остальных 30 % уровень агрессивности средний;
  2. согласно методике опрос-беседа «Знание норм поведения», направленной на выявление уровня знаний об установленных нормах поведения в сравнении с девиантным поведением у большинства детей младшего школьного возраста прослеживается низкий уровень знания норм поведения (60 %), у остальных испытуемых — (40 %) уровень знаний норм поведения средний;
  3. из результатов, полученных с помощью методики «Паровозик», с помощью которой осуществлялось выявление позитивного и негативного состояния ребенка видно, что у подавляющего большинства испытуемых (80 %) преобладает негативное психическое состояние высокой степени;
  4. методика «Кактус», нацеленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия тревожности, ее направленности и интенсивности показала, что у большинства детей (70 %) уровень тревожности по данной методике – высокий.
  5. согласно результатам теста определения степени компьютерной зависимости у подавляющего большинства детей (90%) высокий уровень компьютерной зависимости.

Таким образом, из диагностической работы видно, что дети младшего школьного возраста имеют разнообразные признаки девиантного (отклоняющегося) поведения, что выражается:

  • в повышении агрессии, ведущей к всплескам ненависти, вражде между детьми и взрослыми;
  • в незнании элементарных норм поведения в обществе;
  • в негативном психическом состоянии, что может приводить к замкнутости ребенка, потери доверия с его стороны и т.д.;
  • в повышенной тревожности;
  • в высоком уровне компьютерной зависимости, что ведет к «отрыву» от реальности, нарушению психики.

Для профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста была разработана программа из нескольких занятий.

Цель данной программы состоит в оказании практической помощи детям в борьбе с признаками девиантного поведения: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов младшего школьника со сверстниками, развитие приоритета живого общения (без компьютера).

Задачи программы:

  1. снижение уровня агрессивности;
  2. формирование знаний о нормах поведения;
  3. улучшение психологического состояния детей;
  4. снижение тревожности;
  5. понижение уровня компьютерной зависимости.

Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для младших школьников.

В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались: коммуникативные игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение «трудных ситуаций»,          ритмические и интонационные игры со словом, музицирование, импровизации, танцы, хороводы, психогимнастические упражнения, психологические этюды, ауторелаксация, чтение и обсуждение художественных произведений; обыгрывание эмоционального состояния; подвижные игры.

Программа по профилактике девиантного поведения младших школьников

№ п/п Тема занятия Цель Содержание
1 «Знакомство» Снятие агрессивности Вступительная беседаУпражнение «Тренируем эмоции»Упражнение «Танец пяти движений»Упражнение «Лес»Упражнение «Конкурс Лентяев»
2 «Цветные карандаши» Развитие принятия норм поведения в группе Упражнение «Волшебный сон»Этюд «Цветы на поляне»Игра «Клубочек»Игра «Колокольчик»
3 «Борьба со Злыдней» Снятие агрессивности, тревожности Упражнение «Клубочек»Упражнение»Превращение»Упражнение «Клеевой дождь»Упражнение «Поводырь»Упражнение «Прочитай стихотворение»Упражнение «Найди ключ»Упражнение»Собери семена»Упражнение»Не пролей воду»Упражнение «Космический полет»
4 «Кто нас лечит?» Формирование позитивного эмоционального состояния Дидактическая игра «Кто нас лечит?»
5 «К котятам в гости» Формирование позитивного эмоционального состояния Коммуникативная игра «Два кота»Потешка «У кота воркота»Игра «Котята»
6 «Думаем без компьютера» Преодолениекомпьютерной зависимости Упражнение «Мои школьный трудностиУпражнение «Сказка»Упражнение «Иностранец в школе»Упражнение «Насос и мяч»
7 «Взаимовыручка» Формирование навыков нормального общения Упражнение «Помоги Серёже»Упражнение «Что лежит в портфеле»Упражнение «Школа для животных»Упражнение «Встаньте те кто…»
8 «Прощание» Снятие агрессии. Закрепление приобретенных навыков Упражнение «Мультфильм»Упражнение «За что меня любит учитель»Упражнение «Ладошки»Упражнение «Урок и перемена»

Как мы отмечали выше, достаточно большая роль в профилактике девиантного поведения младших школьников отводится учителю. Данное положение дел вполне объяснимо спецификой возраста и социальной ситуацией развития.

Наиболее эффективной в настоящее время признана личностно ориентированная модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, структура которой определяется взаимосвязанными и взаимообусловленными блоками: целевым, включающим цели и задачи, содержательно — процессуальным, отражающим содержание и технологию этой деятельности, и оценочно — результативным, с выявленными критериями и уровнями, ориентированными на конечный результат — формирование социально направленной адаптивной личности младшего школьника.

Деятельность учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников включает в себя:

  • деятельность по повышению уровня социокультурной адаптации индивида, группы посредством личностного развития;
  • деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, культурной, психологической), которая включает в себя работу с детьми девиантного поведения и маргинальными группами;
  • деятельность по социокультурной реабилитации и реадаптации, касающаяся тех категории детей, которые имеют отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии;
  • посредническую деятельность во взаимоотношениях индивида или группы со средой, продиктованная интересами их социально-культурного становления и развития.
Читайте также:  Конспект урока. художественное своеобразие сказок салтыкова – щедрина, их значение

Рекомендации педагогам по работе с младшими школьниками с девиантным поведением:

  • формировать и укреплять нравственные нормы поведения;
  • формировать понятия о нравственных качествах, нравственных ориентациях;
  • повышать уровень воспитанности учащихся во внешне поведенческом аспекте; уметь регулировать эмоциональное состояние и контролировать поведение детей;
  • повышать социализированность;
  • развивать коммуникативные способности учащихся;
  • создавать условия воспитания самоуважения младших школьников; создавать ситуации успеха младшим школьникам с отклоняющимся поведением, как средством его педагогической поддержки.

Методы выявления девиантного поведения

Система работы психолога с учащимися, склонными к девиантному поведению

Для выявления девиаций в учебном заведении должна вестись грамотная работа специалиста-психолога под началом администрации и с помощью классных руководителей, мастеров производственного обучения (в учреждениях начального профессионального образования), медицинского работника и педагогов.

Необходимо, чтобы данное направление работы отвечало следующим принципам:

  • принцип предупреждения (выявление подростков «группы риска» и организация профилактических мероприятий);
  • принцип системности (предполагает последовательную планомерную работу по сбору информации, составление индивидуальных и групповых программ, коррекционные, психотерапевтические, развивающие мероприятия);
  • принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, мастера производственного обучения, педагоги, медицинский и социальный работники).

Важное место в работе психолога отводится взаимодействию с администрацией, которая обеспечивает сопровождение деятельности психолога «сверху», то есть оказывает помощь в организации методических совещаний, педагогических советов, доносит до педагогического коллектива необходимость той или иной деятельности с целью взаимодействия с психологической службой.

Психолог, в свою очередь, разрабатывает систему работы с подростками «группы риска». Освещает ее на коллегиальном совещании, поясняет степень включенности в нее каждого участника учебного процесса.

Такого рода мероприятия целесообразно проводить в начале учебного года. Алгоритм работы здесь может быть следующим:

  • Медицинский работник первым может начать работу по оформлению карт медико-психолого-социального (МПС) сопровождения.
  • Классные руководители (мастера производственного обучения, кураторы групп) осуществляют наблюдение за учащимися, проводят анализ семейной ситуации (данные личного дела, анкетирование, родительские собрания). Вся информация фиксируется и вводится в карты МПС.
  • Психологу отведены просветительская и диагностическая функции (перед диагностированием проводится обязательное объяснение подросткам целей и задач проводимой с ними работы, особое внимание стоит уделить этическим и моральным принципам работы психолога).

Для успешности проводимых мероприятий необходимо соблюдать следующие организационные моменты:

  • четко и конкретно сформулировать цели и задачи каждого этапа работы;
  • обратить внимание на методическое обеспечение, дать определенные рекомендации по использованию тех или иных способов получения информации;
  • обозначить основные библиографические источники, которые смогли бы быть полезны в данном направлении;
  • дозированно распределять информацию: общие положения профилактической программы, направленной на выявление учащихся «группы риска», освещать ее на педагогическом совете (как уже отмечалось выше), а затем организовывать отдельные методические совещания с различными членами педагогического коллектива (мастерами производственного обучения, педагогами, медработниками, педагогами дополнительного образования), на которых в форме консультации детально обсудить цели, задачи, методы и формы работы;
  • после каждого этапа работы необходим обмен информацией по типу «снизу — вверх» (начиная с совещаний с мастерами производственного обучения, педагогами и т. д. и заканчивая обсуждением проделанной работы на педагогическом совете). Роль психолога здесь должна быть заглавной: обобщение данных, подведение итогов проделанной работы, составление справки-доклада и определение вектора дальнейшей работы.

Основными способами получения сведений о благополучии учащихся являются: наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование.

Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами, но и социальными педагогами, мастерами производственного обучения, а также преподавателями. В педагогическом процессе наиболее удачным является стандартизированное наблюдение.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. У каждого вида опроса есть свои преимущества и недостатки.

Устный опрос позволяет видеть реакцию и поведение испытуемого, позволяет более глубоко проникнуть в психологию человека. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения и требует специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, может использоваться и мастерами производственного обучения и преподавателями в большей степени, чем устный. Но недостатком является невозможность скорректировать вопросы и пронаблюдать реакцию испытуемого.

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

Такой вид опроса позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом.

В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном учащемся может быть сопоставлена с информацией о другом подростке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Беседа — вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. В условиях учреждений начального профессионального образования речь идет о медицинской карте учащегося, личном деле, классном журнале, психологической карте, которая составляется и хранится в течение всего периода обучения в училище.

Собственно психологическое обследование

Методы исследования семейной ситуации (могут применяться не только психологом, но и мастером производственного обучения, классным руководителем, социальным работником, исключая проективные методики, используемые только специально подготовленным психологом):

  • Схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся Р. В. Овчаровой в модификации автора представляет собой структурированное наблюдение. Методика отражает основные характеристики семьи
  • Методика определения типового состояния семьи позволяет оценить эмоционально-психологическую атмосферу в семье. Она удобна и нетрудоемка в использовании.
  • Кинетический рисунок семьи Р. Бернса и С. Кауфмана — проективная методика, позволяющая получить большую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого учащегося.

Методы исследования межличностного общения

Значительную часть информации можно получить от мастеров производственного обучения, преподавателей и классных руководителей. Такие сведения могут быть представлены в письменной или устной форме. Также материалы могут быть получены в процессе консультативной работы с родителями учащегося.

Однако необходимо дополнить полученные сведения специальными методиками, например можно использовать социометрию. Социометрия — методика, направленная на изучение социального статуса подростка в группе.

Методика позволяет оперативно выявить учащихся с нарушениями межличностного общения и оказать им помощь в адаптации, что, в свою очередь, позволит уменьшить риск развития различных девиаций.

Методы изучения личности

  • Опросник Р. Кеттелла (юношеский, подростковый вариант) ориентирован на изучение различных сторон жизни подростка и его взаимодействия с другими людьми.
  • Тест акцентуации характера «Чертова дюжина» позволяет определить степень выраженности каждого типа акцентуаций путем построения графика «Рисунок личности».
  • Методика «Прогноз», позволяющая определить уровень нервно-психической устойчивости учащегося.
  • Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» используется для определения адаптационного потенциала личности, а также выявления склонности к девиантным формам поведения.
  • Тест определения уровня тревожности Спилберга-Ханина используется для определения уровня личностной и реактивной тревожности.
  • Методика «ДАП-П» используется для выявления у учащихся различных учебных заведений склонности к девиантным формам поведения (аддикция, делинквентность и суицидальный риск).

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/metodi-viyavleniya-deviantnogo-povedeniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector