Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Автор: Татаркина Юлия Витальевна, воспитатель МАДОУ №96 «Умничка» РТ г. Набережные Челны

Консультация для воспитателей. Методика обучения лепки детей раннего возраста в детском саду

Данный материал будет полезен воспитателям работающими с детьми ясельной группы (1 — я младшая).

Занятия лепкой с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально (для наилучшего результата), так и объединять группами по 2-5 человек (в зависимости от способностей каждого малыша). Первоначальные занятия проводятся в течение 4-8 минут с каждой подгруппой, причём важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Для проведения занятия по лепке необходимо приготовить следующие материалы: массу для лепки (глина, пластилин, тесто), предварительно подготовив её; дощечки и дополнительные материалы на усмотрение педагога (по возрасту).

Сначала необходимо познакомить детей со свойствами глины или пластилина (эластичный, мягкий), затем приучать аккуратно, обращаться с используемым материалом, а также подводить к пониманию детей о том, что из пластилина (глины) можно слепить всё что угодно.

Педагог садится за стол с детьми и поясняет все необходимые действия с пластилином предварительно показывает и объясняет, что делает, соблюдая при этом медленный темп речи, чёткую и последовательную инструкцию проведения занятия.

Пошаговые пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности.

Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию

Занятие следует проводить в интересной и игровой форме, которые должны понравиться детям и стать увлекательным делом в будущем. Ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка заниматься лепкой, если он этого не желает. Избежать негативного отношения ребёнка к лепке можно путём непринуждённых манипуляций с пластилином.

Например если педагог во время самостоятельных игр возьмёт пластилин и будет лепить, постепенно вовлекая в это занятие детей.

( «Хочешь сделать такой же? «) Можно также предложить ребёнку рассмотреть коробочку с пластилином, потрогать его, помять либо не принуждённо предложить переложить кусочки пластилина в другую коробочку, как — бы заостряя внимание ребёнка на этом материале.

В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на то, что лепить надо аккуратно, не пачкать стол, не ронять на пол пластилин, не брать в рот, а после окончания лепки вымыть руки.

Если с первых дней занятий лепки с детьми закрепить эти основные правила работы, то в дальнейшем не возникнет ни каких проблем, и дети аккуратно будут пользоваться с рабочим материалом. По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой.

Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет.

Заканчивать занятие не обязательно всем вместе, дети могут выключаться из занятия по своему желанию, предварительно показав свою работу воспитателю.

Ни в коем случае нельзя на глазах у малышей уничтожать их работы, так как это может привести к стрессовым и негативным моментам.

Чтобы качественней и эффективней закрепить навыки и умения детей в лепке, следует как можно чаще проводить и привлекать их к этой деятельности в течение дальнейшего времени.

Если домашнее задание на тему: » Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

Больше информации по теме: http://www.testsoch.info

Источник: http://mymylife.ru/deti/raznoe/67851-metodika-obucheniya-lepke-detej-rannego-vozrasta-v-detskom-sadu-sbornik-sochinenij

Обучение лепке детей в группах раннего возраста»

Обучение лепке детей в группах раннего возраста»

Наиболее целесообразно  проводить знакомство детей с  материалом в процессе выполнения элементарного  действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый  результат.

Знакомство с глиной лучше  всего проводить следующим образом. Воспитатель, показывая детям глину, говорит: «Это глина. Сделаем из нее  палочку. Глина мягкая, от нее можно  оторвать кусочек» (отрывает от общей  массы глины кусочек и раскатывает  его между ладонями).

Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель  обучает детей первому формообразующему движению — раскатыванию.

Такой  прием обучения связан с особенностями  развития движений у ребенка на данном возрастном этапе: движения еще недостаточно координированы, ему трудно одновременно работать двумя руками.

Для данного возраста характерно создание объемных форм — цилиндра, шара, диска, поэтому обучение формообразующим движениям следует проводить через лепку простейших предметов: цилиндрической формы — палочка, колбаска; круглой — мяч, яблоко, блинчик, лепешка и др.

Следует отметить, что большинство  детей, раскатывая глину пальцами, не умеют соразмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком  слабо и у них ничего не получается, или раскатывают с такой силой, что все размазывается по столу.

Для того чтобы у детей формировалось  чувственно-двигательное представление  о результатах своих действий с глиной во время раскатывания, а в какой-то степени они научились  влиять на силу движений, детям предлагают сначала раскатывать палочку, уже  вылепленную воспитателем.

Учитывая значение зрительной и преобладающую  роль кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать ребенку тот или иной способ действия, но и производить движение его рукой, обращая внимание на движение и положение руки, что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии.

Одновременно воспитатель  обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой.

После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить  детей преобразованию цилиндра —  сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое  кольцо, а затем воспитатель последовательно  показывает, как его лепить.

При  этом следует обратить внимание детей  на то, что сначала надо найти  концы у палочки, а затем показать, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет  надеть на палочку или пальчик», — говорит воспитатель.

Этот момент очень важен для воспитания у  ребенка способности контролировать свои действия.

Обычно дети быстро справляются  с этим заданием. Поэтому можно  в дальнейшем научить их изображению  более сложного предмета — конуса или простой игрушечной пирамидки. На первый взгляд может показаться непонятным, почему для начального изображения рекомендуется такой  сложный предмет.

Однако этот предмет  можно составить конструктивным путем, из известных детям форм —  колец разного диаметра.

В раннем дошкольном возрасте данный прием является наиболее целесообразным, так как  лепка из целого куска требует  от детей более сложной формы  представления об образе в целом, что на третьем году для детей  еще сложно.

Прежде чем обучить  малышей изображать предмет, надо научить  их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести  через показ реального предмета или игрушки — в данном случае рассматривается пирамидка. При рассмотрении предмета воспитатель должен ставить следующие цели:

— сделать процесс восприятия предмета преднамеренным (воспитатель говорит детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»);

— вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету;

— научить выделять основные части предмета;

— установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением.

Читайте также:  Наблюдения за птицами на участке детского сада. младшая группа

Эти задачи решаются при  обследовании всех предметов, к изображению  которых мы подводим детей.

Необходимо эмоционально объяснить детям, почему надо рассматривать  предмет.

У детей всегда есть огромное желание что-то делать, поэтому слова  воспитателя; «Мы будем лепить с  вами пирамидку, давайте ее внимательно  рассмотрим» — вызывают у детей интерес.

Кроме того, хорошо известно, что  внимание и интерес к окружающим предметам у детей усиливаются, если их активно направляет взрослый, если он обращает внимание на такие  свойства предмета, которые сам ребенок  не заметил бы.

Обследование предмета следует  проводить, исходя из принципиально  важной последовательности, а именно: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей этого предмета, повторное целостное восприятие.

Эти принципы надо соблюдать  при обследовании всех других предметов, которые выбираются для изображения.

Учитывая поставленную задачу, воспитатель  должен стремиться установить связь  между частями рассматриваемого предмета и теми формообразующими движениями, которыми раньше уже овладели дети, установить связь воспринимаемого  с прошлым опытом детей и с  предстоящей задачей — слепить.

Например, воспитатель, показывая палочку  от пирамиды, задает детям вопрос: «А вы умеете лепить палочку» — или, рассматривая кольцо, говорит: «Смотрите, какое колечко, у него дырочка есть, чтобы надеть на палочку. А вы умеете лепить колечко?»

Такой способ рассматривания предмета, предназначенного в дальнейшем для изображения, целесообразен, так  как он не только стимулирует детей  на активное восприятие предмета в  данный момент, но и устанавливает  связь с тем, что дети делали на предыдущих занятиях, т. е. активизирует память детей и способствует развитию у них целенаправленного восприятия.

После рассматривания дети начинают лепить предмет. Пирамидка  остается на столе. Во время работы воспитатель должен постоянно руководить процессом изображения предмета, используя для этого различные  приемы. Например, он подсказывает ребенку, как выбрать правильное действие: «Раскатывать палочку из целого куска  неудобно.

Сначала надо оторвать кусочек, а потом раскатывать». Большое  место должны занять замечания типа: «Ты слепил палочку, а еще надо слепить колечки», уточняющие представление  об изображаемом предмете.

Иногда замечанию  целесообразнее придать форму вопроса: «Ты слепил палочку, а еще что  надо слепить, чтобы получилась пирамидка?»

Во время занятия можно  наблюдать, как дети, сделав много  колечек, которые уже не умещаются  на палочке, начинают ломать сделанное, приговаривая: «Еще слеплю». Они очень  увлекаются самим процессом лепки  и, начав правильно выполнять  задание, в процессе действия забывают о нем.

Поэтому воспитатель может  сказать ребенку: «Ты слепил пирамидку  кукле, а теперь слепи мишке». Тем  самым будет удовлетворена характерная  для этого возраста потребность  в повторности действия и в  то же время ребенок выполнит поставленную перед ним задачу изобразить предмет.

После того как дети научатся изображать хотя бы один предмет и  овладеют определенными формообразующими движениями, можно проводить занятия  на свободную тему. Цель этих, занятий  — проверить, могут ли дети перенести  и свободно использовать освоенные  на занятиях умения в своей самостоятельной  деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Следующий предмет, который  желательно дать для изображения, —  гриб. Детям необходимо овладеть новым  формообразующим движением —  сплющиванием (создание диска). Овладение этим движением следует проводить во время лепки простого предмета — блинчика.

Взрослый показывает, как нужно оторвать кусочек пластилина и сплющивать его пальцами. Это движение вполне доступно детям, так как предыдущие занятия способствовали развитию более тонких движений пальцев руки.

Затем дети лепят гриб, который состоит из двух частей: диска — шляпки и цилиндра — ножки. Эти формы уже известны детям.

Рассматривание предмета следует вести по той же методике, которая описана выше: сначала  это целостное восприятие предмета, а затем — рассматривание составных  частей (ножки, шляпки).

Воспитатель  объясняет, что ножка у гриба  должна быть толстой, тогда гриб будет  устойчивым и к нему можно прикрепить шляпку. После рассматривания дети лепят грибы, которые потом будут  сложены в корзинку. Воспитателю  надо активно руководить процессом  лепки.

Не давая прямого показа, он может указаниями направить действия детей при изображении отдельных  частей предмета. Например: «Таня, посмотри внимательно на свою палочку, ты сильно ее раскатываешь. Она будет тонкой и не удержит шляпку».

При таком  указании дети обращают внимание на качество своей работы, у них появляются элементы контроля за своими действиями.

После лепки гриба можно  предложить детям 1—2 занятия на свободную  тему и перейти к изображению  нового предмета — неваляшки, требующему обучения новому действию с глиной — скатыванию кругообразными движениями, которым надо научить детей при  лепке шара. Это наиболее сложный  вид движения. Многие дети, начав  его, переходят на обычное раскатывание глины между ладонями так, как  они действовали при выполнении палочки.

Поэтому сначала целесообразно  предложить детям покатать готовый  шарик. Воспитателю желательно произвести это действие вместе с руками малыша. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных  движениях, которые потом им легче  будет воспроизвести.

Только после овладения  скатыванием можно перейти к  изображению неваляшки. Обучение лепке  этой игрушки проходит через те же этапы, что и обучение лепке предыдущих предметов.

Неваляшка состоит из двух одинаковых форм — шариков, отличающихся по величине. Воспитателю надо показать детям эту разницу в величине (головка у неваляшки маленькая, а туловище большое). Так как дети в процессе лепки увлекаются и  могут слепить оба шарика одинаковыми, следует обращать внимание детей на это. Слепленную неваляшку можно предложить покатать на игрушечной машине.

В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что  из глины можно слепить изображения  разных предметов.

Подбирая предметы для  изображения, нужно исходить из общих  дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет, во-первых, должен быть хорошо знаком детям — на знакомом предмете легче уточнить представления  детей.

Во-вторых, предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное  отношение, быть интересным для него. И, наконец, в-третьих, предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух).

Учитывая это, можно  подобрать для изображения и  другие простые предметы, в основе которых лежат геометрические формы  — цилиндр, диск, шар.

Таким образом, при обучении детей изображению предметов  все определяет правильная организация  процесса восприятия предмета, который  дети затем будут лепить, получения  ими точного представления о  предмете, о его основных частях.

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий.

Образное слово  усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям.

Слово как метод руководства  обязательно применяется и при  организации восприятия предмета: слово  помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.

Занятия лепкой следует начинать с детьми в возрасте 2 года 4 месяца — 2 года 5 месяцев. Первые занятия, знакомящие детей с материалом, целесообразно  проводить индивидуально с каждым ребенком во время их самостоятельной  деятельности.

После того как у  малышей появится заинтересованность в материале, их можно объединить в группы по 5, 8, 10 человек. Во время  занятия воспитатель учит детей  лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал, убирать его после занятий.

Для успешного проведения занятия требуются определенные условия. Когда занятия проводятся с группой, в ней может быть не больше четырех детей. Они должны свободно лепить на столе. Не следует  подкладывать специальные доски, клеенки, так как движения детей этого  возраста еще недостаточно координированы и им трудно работать на ограниченной поверхности.

Для лепки можно применять  пластилин и глину с условием, чтобы они были правильно приготовлены. Пластилин, глину следует давать детям в виде колбаски длиной 5—6 см. Постепенно воспитатель привлекает детей к подготовке занятия (они  могут поставить стулья).

Глину  или пластилин дают детям после  объяснения задания. В конце занятия  вылепленные фигурки убирают  на дощечку, разделенную на ячейки.

После занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает, что у  них получилось, дает положительную  оценку работам, сравнивает их с изображаемым предметом, еще раз уточняет его  основные части.

2.2. Конспект занятий по лепке в первой младшей группе

Занятие 1. Знакомство с пластилином

Цель занятия: Познакомить  с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин  пальцами и ладонями обеих рук; формировать  интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Кусочки мягкого  пластилина среднего размера разных цветов. Стека, или детский ножичек.

Прием лепки: «Разминание»

Ход занятия: (занятие лучше  проводить за детским столиком, а  на ребенка одеть фартучек). Покажите ребенку пластилин. Повторите с  ребенком названия цветов. — Посмотри, это пластилин. Он бывает разных цветов. Он мягкий, из него можно лепить красивые и интересные поделки. Покажите ребенку, как надо разрезать пластилин.

Разрежьте  несколько брусочков пластилина на кусочки средней величины. — Посмотри, как много кусочков пластилина у  нас получилось. Возьми, какой тебе нравится. Покажите, как можно разминать  пластилин пальцами, сдавливать его  в разных направлениях, изменяя его  форму.

Дайте ребенку возможность  поиграть с пластилином, не ограничивая  во времени. Это очень полезно  для развития движений и мелкой моторики пальцев рук. С этого упражнения рекомендуется начинать занятия  лепкой.

Затем скажите, что на следующих  занятиях дети будут делать из пластилина интересные поделки, и уберите пластилин  в недоступное для них место  кусочки пластилина разного цвета.

(Предложите каждому выбрать по 2—3 кусочка разных цветов, в дальнейшем количество цветов можно увеличить) и основу для картинки (она может  быть меньше, чем основа для коллективной работы, например, формата А5). Можно  создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетные картинки — траву, солнце, цветы и т. п. [См. Приложение 1]

Читайте также:  Каким должно быть освещение для комнатных растений

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/obuchenie-lepke-detej-v-gruppah/511501-2193484-page3.html

Обучение лепке детей в группах раннего возраста

Обучение лепке детей в группах раннего возраста

Воспитатель рассказывает детям  об искусных мастерах, художниках, которые  создали эти предметы, показывает, какие интересные формы придал скульптор  своему произведению, вызывает желание  лепить, пытаться передать свои впечатления  в работе с пластическими материалами.

Лепка — увлекательное  занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для  изображения предельно простых  предметов «лепешек», «конфеток»—  и только.

Чтобы подойти к лепке  более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям  освоить основные приемы работы с  ним, с тем, чтобы дети научились  лепить, передавать в этом материале  предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к  его явлениям.

Дошкольникам доступно овладение  приемами работы лишь с мягкими пластическими  материалами, легко поддающимися воздействию  руки.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с  тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в  первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала  и объемность изображаемой формы  позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в  лепке скорее, чем в рисовании.

Например, передача движения в рисунке  является сложной задачей, требующей  длительного обучения. В лепке  решение этой задачи облегчается.

Ребенок  сначала лепит предмет в статичном  положении, а затем сгибает его  части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке  также упрощается — объекты, как  в реальной жизни, расставляются  друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы  в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые  будут впоследствии применяться  в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию  руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные  глиняные работы могут храниться  длительное время.

Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения.

Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

1.2. Виды лепки

Лепка отдельных предметов

Изображение предметов в  лепке для ребенка является более  простым, чем в рисовании. Здесь  он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать  к условным средствам изображения.

Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями — изображением фигур человека и животного.

Это  связано со сложностью строения, пластичностью  их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному  изображению человека и животного. При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные  признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей  изображению основных форм предметов  с их яркими, характерными признаками.

На занятиях дошкольники  должны научиться передавать пропорции  предметов, овладевать определенными  техническими умениями. Эти общие  задачи конкретизируются для каждой возрастной группы.

Например, для первой младшей  группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для средней  группы — уточнять представление о  форме предметов и их строении. Для старшей группы — видеть сходство и различие предметов, их положение  в пространстве, замечать характерные  признаки [3, с. 25].

Сюжетная лепка

Изображение сюжета в лепке  имеет свою специфику по сравнению  с рисованием. В последнем изображение  сюжетной композиции часто бывает связано  с использованием условных приемов  изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.

В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях  при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке  или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет  в воздухе, а несколько.

Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного  напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные  предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп [20, с. 86].

Декоративная лепка

Одним из средств эстетического  воспитания является знакомство детей  с неродным прикладным искусством, разными его видами, в там числе  мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые, обобщенные формы  птиц, животных с условной яркой  росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют  кругозор и фантазию.

Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами  разных народов.

Они охотно рассматривают  простые, а порой замысловатые формы  солонок, кружек и других изделий, с  интересом знакомятся с декоративными  пластинками.

Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, Используя их в играх  или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих  товарищей.

Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее  эскиз в виде рисунка и в  процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в  виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом).

Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые  украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др.

В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы.

Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

Содержанием декоративной лепки  могут быть сосуды, бусы, настенные  и настольные пластинки. В старшей  группе можно дать задание — изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет  предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения.

Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания  или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налета, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей

1.3.  Материалы и оборудование для лепки

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки  составляет для ребенка большую  сложность, и это заставляет воспитателя  с особой ответственностью подходить  к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина — наиболее ценный материал, имеющий  нейтральные и удобные для  работы цвета. Она может быть грунтовой  коричневого, белого, серого цвета с  зеленым и голубым оттенками.

Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая  пригодна для обжига в муфельной  печи. Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую  основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной.

Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.

Пластилин — упругий материал, который требует специальной  подготовки перед работой. Он может  быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность  формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.

К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.

Для обучения детей лепке  в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины  и толщины. С помощью каркаса  фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.

Работы из глины, выполненные  на каркасах, часто дают трещины, а  поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы  дальнейшее высыхание шло без  него.

В процессе лепки нужно  уметь пользоваться стеками. Они  могут быть деревянными, которые  легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки — палочка, заостренная с одной стороны  и закругленная с другой, но может  быть она и в виде петли, палочки  с петлей из проволоки.

Используется стека для  обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.

Для успешного обучения детей  лепке хорошо иметь небольшие  по размеру доски, которые размещаются  на столе. Их размер определяется величиной  лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см. Если фигура больше, то и доска должна быть большего размера. Наиболее удобная  форма доски — круг, но она может  быть и квадратной.

Читайте также:  Логические игры - головоломки со словами для детей начальной школы

Выводы

В детском саду проводят много интересных занятий, на которых  дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно.

Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.

Все это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже есть осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.

Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков.

Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной  деятельности, отражают в игре. Чтобы  подвести ребенка к лепке, к скульптурному  изображению предметов, воспитатель  знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие  их особенности.

Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые им предметы и явления в различных видах  искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в  стихах, как художник отражает явления  и предметы в живописи, в графике, скульптор — в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке.

На занятиях лепкой дошкольники  учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются  навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.

Глава 2. Экспериментальное изучение вида изобразительного искусства – лепка

2.1. Методика проведения занятий лепкой с детьми раннего возраста детского сада

Занятия лепкой начинаются в группе детей третьего года жизни. В «Программе воспитания в детском  саду» конкретно указаны задачи воспитания и элементарные задачи обучения, осуществляемые на этих занятиях.

На третьем году жизни  в развитии ребенка происходят важные качественные изменения. В этом возрасте ребенок хорошо понимает словесную  инструкцию, с помощью которой  взрослый руководит его действиями и поведением. У двух-трехлетних детей хорошо развита и способность подражать действиям, игра начинает носить сюжетный характер.

Большие изменения происходят в развитии руки, движения ребенка становятся более координированными (что подготовлено различными видами деятельности). К этому возрасту происходят существенные накопления в сенсорном опыте детей. Они четко различают основные геометрические формы, устанавливают их сходство и различие.

Все это делает возможным проведение занятий лепкой.

В первой младшей группе воспитатель подводит детей к  пониманию изобразительного характера  лепки. Но прежде всего, необходимо познакомить  детей с материалом (глиной или  пластилином). А отношение к материалу  у детей младшего возраста бывает очень разным.

Одни отказываются брать  глину в руки, резко отодвигают ее от себя. Эта реакция чаще всего  связана с тем, что предлагаемый материал по своим внешним свойствам  непривлекателен для ребенка.

У других детей можно наблюдать и совершенно противоположную реакцию: им доставляет большое удовольствие просто мять глину, размазывать ее по столу, т. е.

многократно производить такие действия, которые в дальнейшем не только не имеют особого значения в процессе лепки, а, наоборот, оказывают отрицательное влияние, если дети слишком долго задерживаются на этих способах использования материала. Поэтому очень важно знакомство с материалом провести правильно.

Источник: http://referat911.ru/Pedagogika/obuchenie-lepke-detej-v-gruppah/194683-2335966-place2.html

Консультация для воспитателя: «Методика обучения лепки детей раннего возраста в детском саду»

Методика обучения лепки детей раннего возраста в детском саду

Данный материал будет полезен воспитателям работающими с детьми ясельной группы (1 — я младшая).

Занятия лепкой с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально (для наилучшего результата), так и объединять группами по 2-5 человек (в зависимости от способностей каждого малыша). Первоначальные занятия проводятся в течение 4-8 минут с каждой подгруппой, причём важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Для проведения занятия по лепке необходимо приготовить следующие материалы: массу для лепки (глина, пластилин, тесто), предварительно подготовив её; дощечки и дополнительные материалы на усмотрение педагога (по возрасту).

Сначала необходимо познакомить детей со свойствами глины или пластилина (эластичный, мягкий), затем приучать аккуратно, обращаться с используемым материалом, а также подводить к  пониманию детей  о том, что из пластилина (глины) можно слепить всё что угодно.

Педагог садится за стол с детьми  и поясняет все необходимые действия с пластилином предварительно показывает и объясняет, что делает, соблюдая при этом медленный темп речи, чёткую и последовательную инструкцию проведения занятия.

Пошаговые  пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности.

Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию

Занятие следует проводить в интересной и игровой форме,  которые должны понравиться детям  и стать увлекательным делом в будущем. Ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка заниматься лепкой, если он этого не желает. Избежать негативного отношения ребёнка к лепке можно путём непринуждённых манипуляций с пластилином.

Например  если педагог во время самостоятельных игр  возьмёт   пластилин и будет лепить, постепенно вовлекая в это занятие детей.

(«Хочешь сделать такой же?») Можно также предложить ребёнку рассмотреть коробочку с пластилином, потрогать его, помять либо не принуждённо предложить переложить кусочки пластилина в другую коробочку, как – бы  заостряя внимание   ребёнка на этом материале.

 В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на то, что  лепить надо аккуратно, не пачкать стол, не ронять на пол пластилин, не брать в рот, а после окончания лепки вымыть руки.

Если  с первых дней занятий лепки с детьми закрепить эти основные правила работы, то в дальнейшем не возникнет ни каких проблем, и дети аккуратно будут пользоваться с рабочим материалом. По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой.

Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет.

Заканчивать занятие не обязательно всем вместе, дети могут выключаться из занятия по своему желанию, предварительно показав свою работу воспитателю.

Ни в коем случае нельзя на глазах у малышей уничтожать их работы, так как это может привести к стрессовым и негативным моментам.

Чтобы  качественней и эффективней закрепить навыки и умения детей в лепке, следует как можно чаще проводить и привлекать их к этой деятельности в течение дальнейшего времени.

Полезно? Поделись с другими:

Источник: https://www.InfoUroki.net/konsultaciya-dlya-vospitatelya-metodika-obucheniya-lepki-detey-rannego-vozrasta-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector