Мимика в общении

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальными (словесной) используют жестикулярно-мимические, т.е. невербальные средства.

Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используется 55% или даже 65%, а вербальных, соответственно, 45% или 35%. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов.

По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если человек привык хмурить брови, морщить лоб, то ему надо отучиться собирать складки на лбу, расправлять почаще нахмуренные брови.

Чтобы мимика была выразительной, рекомендуется систематически произносить перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных; веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест.

Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия.

Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию.

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические. Особый интерес представляют символические жесты. Они условны.

Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед.

Этот жест сопровождает выражения: Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, говорящий с таким характером не может обойтись без жестов.

Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты не свойственны.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Государственным служащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, продавцам, то есть всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, внимательно смотрели в глаза покупателю. Они знали, что при восторге, радости зрачки увеличиваются, а при раздражении, недовольстве, гневе – значительно сужаются.

Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек – ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве.

Такой жест характерен для высших военных чинов, работников милиции, директоров.

Психологи рекомендуют в стрессовой ситуации, когда приходится ждать приема у зубного врача или вызова к начальнику, перед сдачей экзамена, сделать такой жест – и сразу придет уверенность в себе, пропадет страх, наступит некоторое облегчение.

Руки на бедрах – жест готовности, агрессии. Такая поза может сопровождаться широкой постановкой ног, а пальцы рук при этом сжимаются в кулак.

Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.

Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

Источник: https://works.doklad.ru/view/J_B7kA2zPZo.html

Мимика и жесты в общении

Для чего нам так важно знать, о чем говорят мимика и жесты других людей? Конечно же, для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем нас мире и реже попадать в неловкие ситуации, избегать различных ловушек и быть всегда подготовленными к той или иной ситуации. Невербальное общение дает нам «фору» — считав с лица оппонента совершенно противоположное его словесным заявлениям, мы успеваем сделать вывод и правильно прореагировать.

О чем может рассказать мимика человека?

Мимика и жесты в общении способны сказать нам то, что тщательно скрывается, именно поэтому так важно уметь их распознавать их значение.

Если рассматривать мимику с точки зрения простой физиологии, то она является всего лишь чередованием сокращений и расслаблений лицевых мышц в результате реакции на переживаемые людьми эмоции.

Так как мы легко контролируем эти сокращения и прекрасно сознаем, на какую эмоцию как реагируем, то не сложно подменять истинную мимику той, которую нам выгодно демонстрировать в тех или иных условиях, во время деловых переговоров, например.

Опытному психологу, конечно же, не составит большого труда распознать подмену, ведь чем сильнее отличается мимика правой и левой стороны лица, тем более неискренними являются чувства, которые нам пытаются продемонстрировать.

Мимика и жесты в общении очень кратковременны, и зачастую остаются незамеченными оппонентами. Чтобы уловить мельчайшее движение губ или бровей, требуется огромный опыт или занятия на специальных психологических тренингах, на которые в нашей стране была мода в 90-е годы прошлого века.

Дейл Карнеги, Алан Пиз – эти имена ассоциировались у многих именно с умением читать невербальные знаки и использовать их для успешного общения. Благодаря исследованиям этих психологов мы знаем, что положительные эмоции очень легко распознать, но их легко и подделать – стоит лишь открыто посмотреть в глаза и мило улыбнуться.

Большой выразительностью обладают губы человека – по их выражению легко судить об эмоциях: отвращении, если губы искривлены и поджаты, затруднении — в случае, когда человек закусывает губы, или о скептическом настое — в этом случае рот искривляется, а уголки губ ассиметрично опущены. Насчитываются сотни различных положений губ, глаз, бровей для определения чувств и испытываемых эмоций, но можно говорить и о существовании типичной мимики:

  • — при радостном возбуждении глаза округляются, вокруг них намечаются морщинки, а губы слегка опущены и их уголки оттянуты назад;
  • — при заинтересованности брови приподняты, а веки расширены;
  • — когда человек ощущает счастье, его глаза спокойны, а губы приподняты;
  • — человек, испытывающий страх, приподнимает брови, на его лбу проступают горизонтальные морщины, рот приоткрывается, а глаза расширяются,
  • — при выражении скорби брови сведены, уголки губ опущены, а глаза выглядят потухшими.

Определить неискренность человека по мимике и жестам в общении можно по резкой их смене – мимолетным изменениям в выражении глаз, их блеску, расширению и сужению зрачков, усиленному морганию, которые указывают на неискренность.

Отводя глаза в сторону человек не согласен с Вами, но не решается высказать свою точку зрения, отсутствующий взгляд указывает на внутренние размышления, а взгляд вскользь и сбоку говорит о недоверии.

Жестикуляция также свидетельствует о многом: чаще всего активная жестикуляция свидетельствует о дружелюбии и расположении, чрезмерная суетливость в жестах может указывать на чувство беспокойства, а желание облокотится или прислониться к опоре, явно демонстрирует намерение поскорее разрешить сложившуюся ситуацию и уйти.

Как и в случае с мимикой, для жестов существует перечень типичных:

  1. — жесты с демонстрацией открытых ладоней говорят об открытости;
  2. — непроизвольное сжимание кулаков – сигнал о скрытой агрессии;
  3. — мелкие жесты в области рта или носа, его потирание, почесывание или прикрывание рта, позевывание могут сигнализировать о попытке обмануть или о крайней степени неуверенности в своих высказываниях;
  4. — прикосновения к глазам говорят о лжи, а потирание щек или уха – о смущении и неуверенности;
  5. — все мелкие жесты на уровне рук выдают нервозность;
  6. — манипуляции с очками означают затруднение и желание все обдумать.

Зная тайны жестов и мимики в общении можно получить гораздо больше информации, чем нам хотят предоставить наши собеседники, с другой стороны – такое знание позволяет нам самим управлять реакциями оппонентов, прячась за собственными жестами и выражением лица.

Источник: http://missli.ru/obo_vsem/mimika_i_jesti_v_obshenii.html

Невербальное общение – что это

Невербальное общение – это процесс коммуникации, который легко спутать с невербальным поведением. Эти понятия часто используются в тематических статьях как синонимы, но между ними есть одна принципиальная разница.

Поведение может не осознаваться, то есть протекать без участия человеческой воли и даже против желания. Простой пример: когда человеку холодно, он дрожит, т. к. с помощью дрожи организм вырабатывает тепло.

При этом человек не знает, когда начнется дрожь и когда закончится, он не может заставить себя перестать дрожать, даже если ему неловко, т. к. дрожь – это поведение тела, независимое от воли и сознания.

Общение же, напротив, – полностью осознаваемый процесс взаимодействия, к нему прибегают, чтобы добиться чего-то от другого человека.

По аналогии с предыдущим примером, если некто захочет продемонстрировать окружающим, что ему холодно, он будет поджимать плечи, потирать руки, кутаться в одежду, притопывать и т. п.

Все это – эффективные способы согреться, но с их помощью также можно ввести окружающих в заблуждение или просто намекнуть, что неплохо было бы проявить заботу.

Особенности невербального общения

Невербальное – значит, несловесное, неречевое. Язык невербального общения – это язык тела и интонаций.

Главная его особенность – с помощью этих средств можно сказать все, что по тем или иным причинам невозможно озвучить.

К примеру, флирт на 95% состоит из взглядов, жестов, поз, интонаций, намеков и лишь на 5% – из слов. Флиртовать можно, разговаривая, о чем угодно, или не разговаривая ни о чем.

Невербалика лежит в основе любого общения: даже в процессе разговора по телефону человек выражает те или иные оттенки эмоций с помощью интонаций и по интонациям же распознает настроение собеседника.

В живой беседе непрерывно работают мимика и жестикуляция – именно они делают вербальное общение оживленным и эмоционально насыщенным.

Вряд ли кого-то устроит неподвижный собеседник с каменным лицом и ровным голосом, в лучшем случае люди подумают, что ему нездоровится.

Читайте также:  Игра путешествие по сказкам для 1-2 класса

Невербальные средства общения

Невербальными средствами общения являются любые приемы передачи информации, кроме словесных, в частности, каждый элемент поведения, способный выражать эмоцию или ее оттенок.

Таким образом, мы получаем обширную группу средств общения с четкой структурой, компоненты которой могут быть использованы в самых разных ситуациях и отличаются друг от друга по способу, силе и направлению влияния на собеседника. Невербальные средства общения – это отнюдь не только жесты и мимика, как могут подумать непосвященные.

Это может быть даже скорость шага, если она указывает на некую проблему, психологическое состояние человека, отличное от нормы, или выделяется в контексте происходящих событий.

Примеры

  • В условиях экстремальной опасности для жизни (пожар, стрельба и т. п.) человек идет очень медленно или замер на месте. Делаем очевидный вывод, что он не в себе, т. к. либо не может оценить степень опасности и не испытывает страх, либо умышленно ее не избегает.
  • В компании из трех идущих вместе знакомых один идет быстрее остальных, то и дело одергиваясь и останавливаясь, чтобы дождаться приятелей. Делаем вывод, что он взволнован и хочет быстрее попасть в конечную точку похода, где его ждет некое интересное ему событие.
  • В той же компании один человек идет медленнее всех, намеренно отвлекается и норовит задержаться по любому поводу. Делаем вывод, что в конечной точке похода его ждет нечто неприятное, и он не горит желанием туда попасть.

Виды невербального общения – классификация

Невербальные способы общения делятся на 5 основных типов:

  1. Фонационные, воспринимаемые на слух. Это интонация и все, что касается оформления речи: темп, паузы, ударения, акценты и прочее.
  2. Оптико-кинетические, предназначенные для зрительного восприятия. К кинетическим особенностям невербального общения относятся жестикулятивные, мимические, пантомимические средства, а также выразительные взгляды, говорящие позы и их значения, и т. п.
  3. Знаково-символические. К невербальным знаковым системам общения относится то, как человек живет, какими вещами себя окружает, что принимает в пищу, как одевается, как ведет себя в быту – все это может многое о нем рассказать. В пример можно привести любую молодежную субкультуру со своей уникальной спецификой и атрибутикой, символизирующей чаще всего протест или отрицание чего-либо.
  4. Тактильные. Прикосновения и запахи.
  5. Пространственно-временные. В большей степени касается управления и использования пространства. Например, если один человек нарушает личное пространство другого (подходит слишком близко), это указывает на агрессию или сексуальные притязания. Исключение – обстоятельства, в которых такое сокращение дистанции продиктовано необходимостью и считается нормальным явлением (в общественном транспорте в час пик).

Приведенная классификация невербальных средств общения дает представление о возможных формах неречевого взаимодействия людей.

Сознательное чтение сигналов

В процессе живого общения собеседники сознательно обмениваются невербальными сигналами с целью создать друг у друга определенное впечатление или сообщить конкретную информацию. Все, что касается настроения собеседника и его намерений, мы узнаем в первую очередь благодаря таким сигналам, а не словам, как ошибочно думают многие. Помните правила Глеба Жеглова?

Простая интонация и выражение лица способны перевернуть значение слова с ног на голову.

Особенно хорошо это известно актерам, перед которыми стоит задача оживить текст пьесы для зрителя, и писателям, мастерство которых подчас сводится к умению справляться с инертностью слов.

На театральных курсах для взрослых учат замечать, запоминать и воспроизводить невербальные сигналы. Это умение бесценно для артиста.

Бессознательное чтение сигналов

К счастью, подсознание способно не только сыграть с нами злую шутку, раскрыв перед собеседником все карты через непроизвольное поведение тела, но и оказать неоценимую услугу, предупредив об опасности.

Подсознание умеет фиксировать и интерпретировать мельчайшие жесты и детали мимики собеседника, в результате чего мы получаем актуальную информацию в виде ощущения, догадки или интуиции. «Мне кажется, он лжет, у него это на лбу написано!» – такие фразы очень популярны в быту, они означают, что человек раскусил лжеца, но не знает, как объяснить свой вывод.

Примечательно, что объяснение в духе «это бросается в глаза» чаще всего находит понимание у других людей, т. к. с подобным сталкивались абсолютно все, и каждый знает, что это такое.

Высшим пилотажем можно считать сознательное управление мельчайшими невербальными сигналами, микрореакциями.

Этот навык позволяет на уровне ощущения внушить собеседнику желаемую информацию, например, вызвать чувство доверия или симпатию, или, напротив, оттолкнуть, внушить чувство опасности и неприязни или даже спровоцировать межличностный конфликт.

Однако именно управлять сигналами усилием воли невозможно, но вполне можно вызвать у себя определенное эмоциональное состояние, в котором нужные сигналы появятся сами собой. Эта техника, известная также как Система Станиславского, изучается и применяется театральными актерами для создания сценического образа.

Общение между мужчиной и женщиной

Как уже отмечалось выше, содержание беседы между мужчиной и женщиной, которые интересуются друг другом, вторично. На первом плане всегда оказываются три вида невербального контакта:

  • жесты и позы;
  • визуальный контакт;
  • прикосновения.

Невербальное общение между мужчиной и женщиной начинается задолго до их первого диалога.

Женщина непроизвольно отмечает жестом даже простое появление симпатичного мужчины в поле ее зрения. Этот жест известен как «вскидывание головы»: женщина приподнимает голову и поворачивает ее в сторону мужчины.

Жест совершенно невинный и пока еще ничего не обещает адресату, но уже сообщает ему, что он замечен и что на него обратили внимание.

Когда симпатичный мужчина оказывается рядом, женщина бессознательно поправляет волосы, убирая их с лица, причем делает это именно с той стороны, с которой находится мужчина.

Что касается мужчин, то при виде интересной девушки можно наблюдать, как они расцветают на глазах. Мужчина моментально расправляет плечи, приосанивается, приглаживает волосы, поправляет воротничок. Его походка становится более энергичной и ловкой, все движения призваны подчеркнуть фигуру и обратить внимание на физическую силу.

Деловое общение

Роль невербального общения в деловом взаимодействии неоценима. Переговорщики всегда напоминают азартных игроков за покерным столом, которые силятся угадать карты друг друга и не выдать своих.

И так же, как в покере, в искусстве ведения переговоров ценится умение блефовать, сохранять невозмутимость, не поддаваться на провокации и особенно умение вовремя сбрасывать карты.

Успеха добивается тот переговорщик, который знает аспекты поведения с человеком, сидящим напротив, и знания эти берутся не из учебников, а из общения «здесь и сейчас».

Иными словами, если во время деловых переговоров вы теряете позицию за позицией и, в конечном счете, терпите неудачу, это значит, что ваш оппонент более внимателен к мелочам и лучше разбирается в особенностях человеческого поведения. Это умение может быть природным даром, но прирожденных психологов гораздо меньше, чем добившихся успеха с помощью долгой и кропотливой работы над собой.

Личное общение с близкими

В семье жесты являются первым средством проявления внимания и небезразличия. Теплые отношения сами по себе порождают массу милых «глупостей». Значение жестов невербального общения разнообразно: близкие люди обожают прикасаться друг к другу, держаться за руки, обниматься и прочее.

Дело здесь даже не в скрытых функциях движений и желании что-то кому-то продемонстрировать, а в неподдельном удовольствии от самого процесса.

Поэтому, когда близкие люди, даже занятые своими делами, находят мгновение чтобы просто коснуться друг друга, можно говорить о крепких семейных узах, которым нипочем любые испытания.

Противоположную ситуацию можно наблюдать, когда ребенок отдаляется от родителей во время переходного периода.

Реакция на простейшие проявления внимания и заботы становится резкой и даже агрессивной: подростки называют жесты внимания «телячьими нежностями» и считают, что так можно обращаться только с детьми.

Но со временем кризис проходит, отношения детей с родителями теплеют и первым признаком оттепели становится возвращение прикосновений, объятий и других приятных «глупостей» в повседневный быт.

С 1919 года по праву ВГИК- лучшая школа телевидения в Москве. Она выпускает специалистов кино, видео, телевидения. ВГИК прекрасно оснащена оборудованием для съемок кино, профессиональным подходом к различным видам экранных искусств, обладает большим количеством учебных мастерских. Автор
Лигаев Юрий

Источник: https://www.teatr-Benefis.ru/staty/drugoe/neverbalnye-obshhenie/

Мимика и жесты в деловом общении

Мимика и жесты в деловом общении

«Что на сердце творится, на лице не утаится».

Вот это не «утаившееся» и называют мимикой. Но далеко не всегда она привязана к нашим тайным помыслам и чувствам. Мимикой можно управлять, и многие люди с успехом с этим справляются.

Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы

Улыбка, пожалуй, наиболее универсальное средство невербального общения.

Некоторые психологи придерживаются мнения, что мы улыбаемся не только потому, что мы рады чему-либо, но и потому, что улыбка помогает нам чувствовать себя счастливее и увереннее.

При встрече улыбка снимает настороженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному общению. Она выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении. Улыбка сопровождает и слова приветствия.

Улыбка, как и все средства невербального общения, выражает множество оттенков переживаний: существует дружелюбная, ироничная, насмешливая, презрительная, заискивающая и другие виды улыбок. Даже одна и та же улыбка может нести в себе различные оттенки.

Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при первой встрече, она может вызвать прямо противоположную реакцию и породить недоверие. Наконец, существует еще широкая улыбка, когда рот немного приоткрыт и обнажены оба ряда зубов.

Она характерна для дружеской вечеринки, при шутках между друзьями, но никогда не используется при знакомстве.

Взгляд. Это одно из сильнейших «оружий». Взгляд может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным… пожалуй, всего и не перечислишь. Обычно при встрече люди короткое мгновение смотрят прямо в глаза друг другу, а потом отводят взгляд в сторону.

Почему? — вопрос не простой, и на него нет однозначного ответа.

Одно из возможных прочтений этого сигнала следующее: контакт глаз означает доверие собеседников друг другу, их открытость, однако задержка взгляда на глазах партнера свидетельствует о стремлении к доминированию.

Интересно, что женщина улыбкой может разрешить мужчине чуть дольше смотреть ей прямо в глаза. Аналогичное действие оказывает ответный взгляд в глаза. Впрочем, этим «разрешением» не следует слишком злоупотреблять, иначе можно получить довольно агрессивную реакцию.

В целом небольшая задержка взгляда на собеседнике, особенно в конце встречи или в наиболее острые ее моменты, может означать: «я доверяю вам».

Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на своего партнера, чем когда он его слушает. Во время речи говорящий довольно часто отводит глаза для того, чтобы собраться с мыслями. Отвод взгляда при паузе обычно означает: «Я еще не все сказал, пожалуйста, не перебивайте».

Читайте также:  О наиболее популярных профессиях для школьников

Совсем иные значения приобретает взгляд в сторону, если партнер слушает собеседника, например, такие как «я не совсем с вами согласен Слишком частый отвод взгляда в сторону при беседе может свидетельствовать о том, что человек нервничает, или разговор его мало интересует, и он стремится его скорее закончить.

Как мы уже смогли убедиться, «говорят» не только с помощью слов. Жесты, позы, мимика, интонация — их еще называют невербальными компонентами общения — значат порой гораздо больше, чем сказанное речью. Каждый может вспомнить, как сам он, вовсе не будучи актером, не раз отвечал красноречивым взглядом и жестом или «читал» ответ на лице собеседника.

Более того, информация, переданная таким образом, обычно пользуется значительно большим доверием, особенно, когда между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) существует противоречие: говорит человек одно, а на лице у него «написано» совсем другое.

Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам.

«По одежке встречают…», и эта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, взгляд, улыбка. Вы еще ничего не сказали, а вас уже оценили. Изменить эту оценку впоследствии будет трудно.

Одни исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи. Другие отводят на формирование партнерами образов друг друга и того меньше – 120 секунд.

Но в любом случае, две или четыре минуты, время довольно короткое.

Жесты делают нашу речь выразительной. Жест должен быть отточенным и своевременным, если же вы не можете похвастать качеством исполнения своих жестов, то лучше стоять истуканом, нежели совершать судорожные «членодвижения». Потому главное, как и во все другом, здесь умеренность.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/etika-i-estetika/mimika-i-zhesty-v-delovom-obschenii

Психология жестов — наука о чтении мыслей и чувств

Наверное, каждый из нас неоднократно замечал, что при знакомстве с новым человеком буквально в первые минуты возникает чувство симпатии, предрасположенность к дальнейшему общению либо антипатия, желание прекратить коммуникацию.

Причина такой, казалось бы, спонтанной реакции на нового знакомого кроется в его жестах и мимике — каждому свойственно интуитивно оценивать собеседника по его неосознанной жестикуляции и выражению лица.

Психология жестов и мимики является наукой, призванной изучить связь между внутренним состоянием человека и внешними проявлениями, выявить закономерность между эмоциями, чувствами, и сопровождающими их жестами, определить влияние непреднамеренной жестикуляции и мимики на эффективность межличностных коммуникаций.

Изучая язык жестов, психология достигла немалых успехов: опытные специалисты по невербальным сигналам, подающихся человеческим телом, определяют настроение и переживания человека, распознают обман, выявляют основные черты характера.

Однако знание основ психологии мимики и жестов полезно не только специалистам, проводящим исследования в данной сфере, но и людям, далеким от психологии — владея информацией об значении невербальных сигналов, можно не только научиться лучше понимать собеседника, распознавать ложь, но и использовать знания для достижения успеха в межличностном общении.  

Вне зависимости от воспитания, манеры поведения, привычек, на подсознательном, интуитивном уровне организм каждого человека реагирует на разные ситуации примерно одинаково, поэтому, наблюдая за непроизвольной жестикуляцией и мимикой даже незнакомого человека, с большой вероятностью можно сделать правильные выводы.

Однако следует помнить, что все жесты необходимо рассматривать в комплексе, а не по-отдельности — жесты многозначны, их можно верно истолковать только в совокупности с другими невербальными сигналами. Владея начальными знаниями и некоторым опытом, можно правильно распознавать настроение собеседника, его личное отношение к оппоненту.

Рассмотрим распространенные жесты.

В случае, когда человек чувствует опасность, дискомфорт, испытывает недоверие и антипатию к собеседнику, ощущает себя не комфортно в обществе определенных людей, он подсознательно стремится отгородиться, закрыться от них.

Поэтому, если собеседник при общении скрещивает руки на груди, закладывает ногу на ногу, отодвигается назад, держит перед собой в качестве дополнительной преграды между ним и вами какой-либо предмет (папку с документами, бумаги), значит, конструктивного диалога, скорее всего, не выйдет — человек чувствует себя напряженно и подсознательно настроен на защиту. Еще одним красноречивым невербальным знаком негативной реакции и защиты психология жестов называет сжатые в кулаки руки.

В противовес жестам защиты существуют невербальные сигналы, свидетельствующие об предрасположенности, определенном доверии и положительной оценке услышанного (увиденного).

Свободная, несколько расслабленная поза, расстегивание верхних пуговиц пиджака или верхней одежды, наклон к собеседнику, демонстрирование открытых ладоней, выпрямление ног, соединение пальцев рук на подобии купола — это жесты открытости.

Если собеседник подает вам именно такие невербальные сигналы, значит, он чувствует себя комфортно в вашем обществе и с большой вероятностью общение принесет результаты, на которые вы рассчитываете.      

Понять, что собеседнику скучно и вам необходимо перевести разговор в другое русло либо закончить беседу, довольно просто.

Об скуке свидетельствует постукивание ногой об пол, переступание с ноги на ногу, подпирающая голову ладонь, разглядывание обстановки, «пустой» взгляд, постоянные поглядывания на экран мобильного телефона, перебирание в руках посторонних предметов (щелканье авторучкой, бессмысленное перелистывание страниц блокнота, др).

В обществе понравившегося человека противоположного пола людям свойственны определенные жесты, свидетельствующие о симпатии. Для женщин такими знаками является поправление прически, одежды, приглаживание волос, покачивание бедрами, поглаживающие движения руками по коленям, блеск в глазах, долгий взгляд, направленный на собеседника. Мужчины в обществе понравившейся женщины поправляют одежду, прихорашиваются, выпрямляют спину, расправляют плечи.       

Уметь замечать невербальные сигналы, свидетельствующие об неуверенности и сомнениях собеседника важно, ведь, заметив жесты этой группы, легко сделать выводы, что человеку нужны дополнительные аргументы, убеждения, чтобы он принял вашу сторону.По наблюдению психологов, такими жестами являются переплетение пальцев рук, потирание шеи, различные движения пальцами, потирание пальцем носа или глаз, подпирающая подбородок ладонь.  

Психология жестов выделяет отдельную группу невербальных сигналов, свидетельствующих о доминировании/подчинении.

К признакам внутреннего ощущения превосходства над собеседником и желания доминировать относятся соединенные за спиной руки, расправленные плечи, поднятый подбородок, крепкое рукопожатие (ладонь кладется поверх ладони оппонента), засунутые в передние карманы брюк либо пиджака руки так, что большие пальцы находятся снаружи.

Если же человек сутулится, пытается физически оказаться ниже, чем его собеседник (сесть, когда тот стоит, наклонить голову), поворачивает ступни ног вовнутрь, при рукопожатии протягивает руку ладонью вверх, значит, он готов подчиняться и признает авторитет своего собеседника.    

Мимика собеседника является не менее важной, чем язык жестов, так как по выражению лица психологи могут многое сказать о человеке.

Психология мимики позволяет по малейшим изменениям в мимике понять настроение человека и его отношение к тому, что он слышит, видит или говорит сам.

Так как люди не могут полностью контролировать все сокращения и расслабления лицевых мышц, именно они в первую очередь выдают все эмоции.

Спокойные глаза и немного приподнятые внешние уголки губ свидетельствуют об хорошем, приподнятом настроении, а тусклые глаза, сведенные брови и несколько опущенные уголки губ являются признаком печали, плохого настроения.

Немного приподнятые брови, слегка расширенные веки — знак искренней заинтересованности, а если к такой мимике прибавлен немного приоткрытый рот — вероятно, человек удивлен. Если собеседник плотно сжимает губы, хмурит брови, ноздри его носа непроизвольно расширяются, значит, он испытывает злость или негодование.

Также плохим знаком является вытянутое лицо и приподнятые брови собеседника — такое выражение лица зачастую свидетельствует об неуважении, презрении.

Психология жестов и мимики — это наука, позволяющая «читать» эмоции, подмечать малейшие изменения в настроении оппонента и чувствовать своего собеседника. Умея применять на практике знания этого подраздела психологии, можно достичь успеха в общении практически с каждым человеком и навсегда забыть, что такое недопонимание в разговоре.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/psihologiya-zhestov-nauka-o-chtenii-mysley-i-chuvstv

Мимика и жесты в общении — Этикет и Вежливость

Не зависимо от вербального общения, подсознательно мы отслеживаем телодвижения и жесты собеседника, тем самым, порой даже не осознавая этого, начинаем доверять или дистанцироваться от него. Элементарные знания в науке визуальной психодиагностики помогут как правильно «расшифровывать» окружающих, так и контролировать себя в неоднозначной ситуации.

Любые проявления невербального общения, так или иначе, связаны между собой. Анализировать их придется в сумме, внимательно присмотревшись к поведению человека. Мы остановимся только на наиболее распространенных позах, которые чаще всего принимают люди.

Характерные позы, свидетельствующие о том, что человек закрыт и не намерен вступать в близкий контакт с окружающими – скрещенные руки на груди и нога, закинутая на ногу. В такой позе человек может, как сидеть, так и стоять. При этом мимика и жесты в общении практически не используются.

Если человек, приняв такую позу, много говорит, воспринимайте только небольшую часть из сказанного. Однако вывести человека из такого позы довольно легко – просто предложите ему что-нибудь подержать в руках. Как правило, это бывает чашка чая или кофе.

В таком состоянии скрещивать руки на груди ему будет неудобно, поэтому он автоматически пойдет с вами на контакт. Но иногда закрытые позы говорят не о замкнутости и уходе в себя, а о несогласии с мнением оппонента.

В таком случаи вам стоит разговорить собеседника и попытаться понять, какой аспект разговора ему не нравится.

При открытой позе мимика и жесты в общении только подчеркивают положительный настрой оппонента – раскрытые ноги и руки, корпус направлен в сторону другого человека, интонации голоса спокойные.

Помните, если человек живо поддерживает тему разговора, соблюдает этикет, но при этом мимика на его лицепрактически отсутствует, он старается свести жесты к нулю – значит, он хочет утаить свое настоящее отношение к предмету разговора.

Как в бизнес среде, так и в обычной беседе, самым характерным признаком честности вашего коллеги или друга служат раскрытые ладони. Большинство людей не могут врать, при этом держать свои ладони раскрытыми. Поэтому стараются держать руки за спиной или в карманах. Если вы наблюдаете, что человек держит ладони на груди – это простое и открытое проявление честности.

В деловом общении есть очень интересный нюанс, который часто используют в обращении руководители. Кресло начальника обычно крутиться, имеет удобную спинку, подвижно и немного приподнято над уровнем остальной мягкой мебели в кабинете.

Это позволяет подчеркнуть свой социальный статус, в некоторых моментах даже превосходство, а также вывести на чистую воду собеседника.

Подчиненный, лишенный такого преимущества, в процессе беседы будет вынужден много жестикулировать, тем самым раскрывая свои истинные мотивы.

Мимика в сочетание с другими каналами невербального общения так же поможет вам «прочитать» собеседника. Глаза в этом вопросе — главные помощники.

Прямой, острый взгляд «глаза в глаза» чаще всего использую мужчины, когда хотят подчинить своей воли окружающих, выражает агрессию или ненависть. Этикет не приветствует злоупотребление таким взглядом.

«Стрельба глазами» всегда сопровождается легкой улыбкой, открытыми жестами.

Такой взгляд никого не оставляет равнодушным, вызывает интерес. Плотно сжатые губы и нахмуренные брови – яркий признак недовольства происходящим вокруг.

Невербальный язык – это мощный источник информации, который при правильном толковании, порой дает окружающим гораздо больше знания, чем непосредственный разговор.

Источник: https://the-jetiket.ru/mimika-i-zhesty-v-obshhenii.html

Мимика, взгляд, поза и жесты: их краткая интерпретация и..

Автор: Евгений Ceргeeвич Паcтyxoв, кандидат физико-математических наук, начальник отдела анализа внешней среды Европейского трастового банка.

Читайте также:  Квн по русскому языку, 2 класс

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице. Чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

  • радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
  • презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Управление невербальными ритуалами при встречах и прощаниях

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

1. Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

2. Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • стояние, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;
  • руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
  • скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
  • не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
  • наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
  • наклон головы вниз — отрицательное отношение;
  • легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
  • сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
  • вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не , соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • поддерживание головы ладонью — скука;
  • пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
  • подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
  • обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
  • выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
  • выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

3. Жесты и телодвижения

«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Эффект плацебо: сила и слабость внушения

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;
  • сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
  • прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
  • прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
  • потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
  • потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;
  • поглаживание подбородка — момент принятия решения;
  • суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;
  • пощипывание ладони — готовность к агрессии;
  • покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;
  • всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;
  • собирание ворсинок с одежды — жест неодобрения;
  • оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
  • протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;
  • снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
  • гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;
  • слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;
  • наклон головы набок — пробуждение интереса;
  • быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;
  • постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;
  • явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Развить наблюдательность и повысить психологическую готовность к действию при наблюдении за людьми вы можете с помощью курса «Развитие интуиции и наблюдательности». Изучите его отдельно или по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/vzgljad-mimika-jemocii-poza-zhest-lico-obman-uverennost/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector