Моделирование творческого становления личности педагога доу посредством активных форм обучения

Профессиональное развитие личности педагога — процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности.

Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога.

Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию образуют исходную базу развития педагога-профессионала.

Профессионально значимые качества формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходепрофессиональной социализацииличности педагога (профессиональная социализация личности педагога — усвоение профессионального опыта и культуры), ииндивидуализации (индивидуализация личности педагога — неповторимо индивидуальный способ и форма присвоения профессиональных отношений). В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя.

Профессиональное развитие личности педагога характеризуют следующие основные параметры: а)структура, которая определяется последовательностью вхождения педагога в профессиональную деятельность; б)направленность, представляющая собой системное качество, в структуру которого входят отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней; в)противоречия как результат взаимодействия субъективных и объективных факторов и основа развития; основным противоречием профессионального развития личности педагога является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями педагогической деятельности; г) собственноевремя профессионального развития личности педагога, т.е. время существования системы обусловленных педагогической деятельностью взаимодействующих субъективных и объективных факторов; д)неравномерность и гетерохронность формирования профессионально значимых качеств, что обусловлено различными типами задач — познавательных, морально-нравственных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых — для каждой стадии личностного развития; прогресс в выполнении одних действий (операций) сочетается при этом с неизменностью или даже регрессом в выполнении других действий (операций); е)непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа на последующий; эти обратные воздействия профессиональных достижений на личность педагога выступают как вторичные условия ее развития.

Профессионально значимые качества развиваются посредством «перевода» общепрофессионального в индивидуальное. Они являются транзитивными и переходят с одной стадии профессионального развития на другую.

В их основе лежат наиболее устойчивые способы и формы профессиональной деятельности и поведения педагога, его образ жизни.

Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств, который коррелирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражая меру овладения этой деятельностью.

Необходимым условием профессионального развития является профессиональное самообразование педагога — опосредованное практикой расширение полученных в вузе знаний, творческое освоение педагогом своей профессиональной роли с целью ее адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления педагога самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методически по-разному организованная роль.

В процессе проектирования профессионального самообразования выделяют несколько этапов:

1-й этап: мотивационный – формирование профессиональных намерений, выбор профессии;

2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей деятельности, разработка проекта программы профессионального самосовершенствования на основе диагностики наличного уровня развития;

3- й этап: реализация проекта – практическая деятельность по самосовершенствованию;

4-й этап: рефлексивно-диагностический: промежуточная и итоговая диагностика, анализ результатов, рефлексия, корректировка программы самосовершенствования, переход на уровни профессионализации и достижения педагогического мастерства.

Каждый из этапов предполагает крупные качественные изменения в профессиональном развитии личности. Этапы отличаются специфическими задачами и содержанием. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов и профессионально значимых качеств.

С этих позиций профессиональное развитие личности педагога характеризуют качественные изменения структуры и содержания (способов) решения профессионально-педагогических задач.

Профессиональное развитие личности педагога может быть либо полным (гармоничным), когда все перечисленные этапы получают свое осуществление, либо ограниченным, когда педагог проходит лишь некоторые из них.

На мотивационном этапе — формирования профессиональных намерений — учащиеся должны получить адекватное представление о социальной значимости выбираемой профессии, о формах и способах профессиональной подготовки, условиях деятельности, материальном вознаграждении, о содержании труда, профессиональных требованиях к исполнителю данной профессиональной роли.

На втором этапе начинается профессиональное самоопределение — сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, формирование отношения к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил, способностей, интересов, склонностей, ценностных ориентаций, установок с требованиями профессиональной деятельности, определение индивидуальной траектории профессионального развития

На ранних стадиях решающее значение в профессиональном развитии личности педагога принадлежит социальной ситуации и ведущей деятельности, на последующих — самой личности, ее творческой активности.

На третьем этапе формируются профессионально-педагогическая направленность, система профессиональных знаний, умений, навыков, способов решения типовых профессиональных задач. Стадия профессиональной адаптации характеризуется освоением нормативной деятельности, совершенствованием профессиональных знаний и умений и обобщенных способов выполнения деятельности.

Четвертый этап предполагает самодиагностику и переход на более высокие уровни профессиональной подготовленности.

На стадии профессионализации происходит стабилизация нормативной деятельности, формирование профессиональной позиции, а также интегративных комплексов знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые приводят к выработке наиболее оптимального стиля выполнения деятельности на творческом уровне.

Становление интегральных профессионально значимых характеристик личности продолжается на стадии мастерства.

Решающее значение в их образовании принадлежит активности самой личности, направленной на поиск оптимальных и творческих способов осуществления педагогической деятельности.

Проявляя сверхнормативную активность, личность преодолевает сложившиеся способы выполнения деятельности, преобразует, совершенствует ее, т.е. переходит к более высокому уровню ее овладения — творческому, который ведет к большей само актуализации личности.

Необходимо отметить, что личность, достигнув определенного уровня профессионального развития, может прекратить свое прогрессивное развитие. В этом случае возможно наступление стагнации.

Фактором, способствующим стагнации профессионального развития личности педагога, является, в частности, замкнутость педагогической системы на учебном процессе. Преодоление стагнации возможно при переориентации педагога с учебного процесса на личность не только учащихся, но и свою собственную.

Преобразуя нормативно-заданную деятельность, выбирая различные профессиональные позиции, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности.

Из сказанного следует, что образование педагогов должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом, а одной из важнейших его целей должно быть формирование установки на самообразование, освоение умений и навыков самостоятельной работы над собой. Необходимыми условиями непрерывного образования педагогов выступают, с одной стороны, выработка установки на самообразование, а с другой, — наличие «социальной ситуации развития».

Посредством соответствующих государственных и общественных институтов необходимо создать такую перманентную социальную ситуацию, «силовые линии» которой неизбежно будут формировать положительную профессиональную установку и выводить таким образом каждого учителя на «орбиту» непрерывного образования. В процессе самообразовательной деятельности накапливается творческий потенциал личности педагога и результаты этой деятельности объективируются не в новом орудии или культурном изобретении, а, прежде всего, в факте становления этого индивида как личности.

Самообразование педагога более эффективно в том случае, если оно связано не только с узкодидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности.

Чем активнее учитель использует информацию для развития собственной личности, тем больше ее «педагогический выход», тем больше информация превращается в средство воспитательного воздействия педагога.

И наоборот, стремление к прямому переносу информации в деятельность, минуя личностное переосмысление информации, ограничивает использование ее в работе с учащимися.

Следовательно, целевой функцией самообразования педагога является всестороннее развитие своей личности для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся.

Учитель, постоянно и систематически занимающийся самообразованием, оказывает и наиболее эффективное влияние на формирование у школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний, на развитие у них соответствующих умений и навыков.

Как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания.

Самообразование всегда выступало средством сохранения профессиональной компетентности, являясь важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности.

Подорганизацией профессионально-педагогического самообразования понимается система научно обоснованных мероприятий, направленных на налаживание, т.е. вовлечение в самообразование всех педагогов, упорядочение и совершенствование их самостоятельной работы по поддержанию и повышению уровня своей профессиональной квалификации, гармоничному развитию своей личности.

Сложность проблемы организации педагогического самообразования заключается в том, что она представляет собой объективно-субъективный процесс.

Вследствие этого в управлении системой самообразования участвуют как элементы внешней управляющей системы, так и индивидуальное сознание конкретного педагога.

Такая иерархичность управления системой самообразования предполагает решение каждым элементом управления специфических задач своего уровня, исходя из принципов организации педагогического самообразования.

Система самообразования педагога включает следующие компоненты: установку; педагогический самоанализ; цели и задачи; содержание; методы; эффективность обучения и воспитания.

Управляющим механизмом системы является установка на самообразование.

Источник: http://ulfek.ru/professionalnoe-samoobrazovanie-pedagoga/760-

Формирование творческой личности воспитателя доу на современном этапе

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Формирование творческой личности воспитателя ДОУ на современном этапе

«Чем жаловаться на всеобщую темноту,

Не лучше ли самому зажечь маленькую свечу».

Питирим

Творить – жить дважды».

А.Камю

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ.

Повышаются требования и воспитателям. Современному обществу требуется уже не специалист-испролнитель, а специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный.

Творчество — одна из ключевых проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена двумя главными чертами: социальным заказом на воспитание активной творческой позиции педагога, влиянием и требованием реализации гуманистической концепции образования. Каждый человек знает и использует понятие «креативность», но вкладывает в него свой смысл.

Творческий характер педагогической деятельности определяет специфику развития определенных категорий в педагогическом труде.

Творческая индивидуальность воспитателя, его чутье, тактическая работа в меняющихся условиях — все это дает возможность говорить о педагогической деятельности как о творческом процессе.

Читайте также:  Какие комнатные растения являются ядовитыми

Важную роль в разработке основ теории педагогического творчества играет современная педагогическая наука, исследующая основные закономерности творческого процесса в самых разнообразных видах деятельности.

Разнообразие состоит в особенностях объекта их деятельности, которым для каждого педагога является педагогический процесс, функционирующий как смена состояния систем «педагоги-дети». Следовательно, из сущности педагогического процесса, особенностей его управления и условий функционирования исходит творческая природа педагогической деятельности.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования её субъекта, её творца и созидателя.

Существует философский принцип – подобное создаётся подобным: нравственность обучающегося формируется нравственностью педагога, знание – знанием, мастерство – мастерством.

Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут педагогу выстроить свою творческую педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней.

— Каким должен быть современный воспитатель детского сада?

Воспитатель должен быть творческим, умеющим нетрадиционно, по-новому преподнести учебный материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям. Воспитатель должен быть артистом.

Артистизм это неотъемлемое качество современного творческого педагога, работающего по призванию.

Воспитатель должен выступать в роли творца не только в отношении самого себя, своей личности и своего жизненного пути, но и в отношении мира, окружающего его детьми, мира, который зовёт к свободному проявлению творческого начала в самых различных областях педагогической деятельности.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова он должен твердить каждый день, каждый час, каждую минуту.

У Ф.И. Тютчева есть замечательные стихи на эту тему:

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся,

И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.

Сила разума, светлый, высокий ум, ответственная любовь к детям позволяют разрушить стену, отделяющую педагога и ребёнка, преодолеть отчуждение, способность сопереживать, сочувствовать, разделять беды и радости своих воспитанников, влиять на их эмоциональную жизнь, способность «отзываться» сердцем – необходимые качества современного творческого воспитателя.

Сердце и разум должны быть в ладу, эмоциональная сухость и грубое проявление чувств убивают доверие детей к педагогу и разрушают его авторитет.

  • Современный воспитатель постоянно находится на пути творческого поиска, его путь не всегда бывает лёгким. Но, поверьте, вы будете вознаграждены – дети радостью одарят вас за этот труд и будут ждать от вас ежедневных сюрпризов и чудес, открытий, волшебств, превращений. И со временем по-старому вы работать не сможете. Повышая свой уровень, работая в постоянном поиске, в творческой атмосфере педагог всегда найдёт своё счастье.

Формирование творческой личности дошкольника под силу лишь творческому воспитателю. Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления, с потребности задавать вопросы, видеть новые проблемы.

Реализация творческого потенциала личности воспитателя осуществляется в процессе профессиональной деятельности.

Постоянно повышать свой профессиональный уровень, развивать свои творческие возможности, наблюдая за собой и результатами деятельности детей, повышая их творческую активность, жить в постоянном стремлении освоить новые виды и формы деятельности и использовать полученные умения и навыки в работе с детьми разного возраста, повышать качество усвоения пройденного материала – вот те заповеди, по которым должен жить современный творческий воспитатель.

Стремление воспитателя самостоятельно отыскивать новую информацию, выдвигать нестандартные идеи, творчески осваивать смежные области деятельности порождает в его сознании оригинальные идеи и способствует формированию у него творческой активности, которая, как отмечалось выше, на современном этапе развития эстетического образования является одним из ведущих компонентов становления его как творческой личности.

Профессиональный аспект творчества современного педагога эстетического цикла характеризует его педагогическую деятельность, которая сама по своей природе носит творческий характер, так как, обращаясь к решению типовых и оригинальных дидактических задач, педагог различных видов искусства, так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализ педагогической ситуации, проектирование результата в сопоставлении с исходными данными; анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результата; конструирование и реализация учебного процесса; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Жданова т.В.

  1. Документ

    Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

  2. Документ

    Гимназия – это такое учреждение, которое стремиться  реализовать целостные образовательные программы, в идеале комплексно влияющие на изменение философских оснований школы, принципиально меняющие характер педагогических отношений,

  3. Автореферат

    Защита состоится «1» декабря 2011 г. в __ часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный

  4. Методические рекомендации

    «Все течет, все изменяется». Мы часто слышим эту фразу и в знак согласия киваем головой. Да, это так. Меняется наша жизнь и то, что вчера казалось невозможным, о чем было страшно подумать, а порой и не думалось вовсе, сегодня уже реальность, живое дело.

  5. Реферат

    Воспитательный потенциал образовательного процесса: Материалы совещания заместителей директоров по воспитательной работе. – Лесной: МУ «Управление образования».

Источник: https://refdb.ru/look/2145958.html

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ

СОДЕРЖАНИЕ

  • ШИБАНОВА Н.Я………………………………………………………………………………… 5
  • Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности МДОУ Д/С ЦРР «Звёздочка»

  • КРЕСТЬЯННИКОВА г.и………………………………………………….. 13
  • Методическое управление инновационной деятельностью педагогов

  • АНДРИАНОВА Е.И…………………………………………………………. 19
  • Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ

  • Козвонина.Н.С…………………………………………………………………. 28
  • Коррекционно-оздоровительная работа с дошкольниками в условиях использования нетрадиционного оборудования

  • БОГОМОЛОВА З.А………………………………………………………….. 34
  • Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества

  • ПИЧУГИНА н.в……………………………………………………………….. 49
  • Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства

  • ГАСИМОВА Н.А……………………………………………………………… 56
  • Организация образовательной среды ДОУ как механизм социализации ребёнка.

  • ГУСЕВА Е.Ю…………………………………………………………………… 61
  • Знакомство детей с семьёй как средство воспитания социальной компетентности старших дошкольников.

    АНДРИАНОВА Е.И.

    Психологическая помощь педагогам ДОУ по формированию психолого-педагогической компетентности в работе с детьми и родителями.

    Главной задачей российской образовательной политики в условиях модернизации образования является обеспечение качества образования на основе содержания его фундаментальности и соотве­тствия актуальным и перспективным потребностям личности, общес­тва и государства.

    В дошкольном образовании — это достижение дол­жного качества образования, достигаемое через обновление содержа­ния образования, в условиях инноваций роста педагогической компе­тентности и мастерства педагогов, зафиксированного в государствен­ных документах: Законе РФ «Об образовании», Законе Пермской области «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания».

    Содержание образовательной работы учреждения детский сад Центр развития ребёнка «Звёздочка» построено на взаимодействии базового и дополнительного образования в условиях реализации комплексной программы «Детство», сориентирована на Концепцию модернизации общего образования, развивающие педагогические технологии.

    Всё это способствует реализации индивидуального подхо­да в воспитании и обучении ребёнка, формированию субъектной позиции его в деятельности.

    Всё вышесказанное и психолого­-педагогические требования, направленные на защиту прав ребёнка при тесном сотрудничестве с наукой, с социумом, в том числе с родителями детей, посещающих детский сад.

    Коллектив Центра развития ребёнка «Звёздочка» в течение многих лет работает в инновационном режиме.

    Базовым показателем результативности обновления содержа­ния деятельности ДОУ является индивидуальное субъектно-­личностное развитие ребёнка.

    Проявляется это в развитии творческого потенциала в специфи­ческих для дошкольников деятельностях, какими являются игра, изодеятельность, .театральная деятельность, музыкальная деятель­ность. Систематизирующая технология построена на принципе вариа­тивности (автор Шибанова Н.Я.).

    Вариативная технология обеспечива­ет индивидуальный подход к детям в коллективных условиях, твор­ческую направленность, умственную, практическую* эмоциональную активность в работе каждого ребёнка от младшей до подготовитель­ной группы независимо от уровня овладения деятельностью.

    Практи­чески каждому ребёнку представляется ситуация выбора содержания, способов. Деятельность взрослых и ребят строится на мотивационно-потребностной основе. Любая деятельность, задачи, цели смотивированы в содержании, способах деятельности, материализуются в плани­ровании и т.д.

    В основе деятельности используется слуховой мотив.

    Методология организации образовательной работы деятель­ностно-творческий подход, знания, умения ребёнка осваивается и деятельности. Отношения взрослого и ребёнка строятся на развиваю­щем взаимодействии.

    Задачи и содержание всего педагогического процесса ДОУ направлены на создание эмоционально-комфортных условий для детей и взрослых. Это обеспечивается медико-психолого-педагогическим взаимодействием, организацией прогностического планирования педагогического процесса на перспективу.

    В основе планирования критерии диагностики, содержания предполагаемых результатов.

    Ключевой фигурой в реализации программы является педагог сориен­тированный на конкретного ребёнка, на развитие собственной компе­тентности в условиях повышения квалификации и самообразования, особое значение придаётся овладению инновационными технология­ми, в условиях поисково-творческой работы по инициативным темам.

    Сущность социальной мысли педагога: глубокое личностное и профессиональное осознание своей значимости в полноценном разви­тии. воспитании ребёнка, его психологической защиты и создании эмоционального комфорта во взаимодействии с родителями.

    В обновлении содержания качества образования работы педаго­гов, способствующих росту' развивающего взаимодействия взрослого и ребёнка постоянное внимание уделяется созданию адекватной органи­зованной микро и макро развивающей среды.

    В силу существующих сложных социальных условий в общес­тве увеличивается количество детей с проблемами. А отсюда — повы­шается необходимость в коррекционной работе в разных направлени­ях. И как следствие — особая значимость помощи психолога педагогам и родителям в создании адекватных условий для адаптации «проблемного» ребёнка в семье и группе детского сада.

    Я, как психолог занимаюсь психологическим просвещением и реальной помощи педагогам и родителям, потому что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б.З. Вульдхова, «педагогика без психологии — это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них всё равно не может обойтись».

    Например, недостаточное внимание к психологическим инди­видуальным особенностям ребёнка, психологическим основам управ­ления детским коллективом и др. затрудняют работу педагога.

    Читайте также:  Осенние эстафеты в старшей группе в детском саду

    С другой стороны:, в рекомендациях психологов не всегда педагоги находят ответы на важные для себя вопросы: как поступать в гой или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкрет­ной проблемой конкретного ребёнка в конкретной ситуации.

    Таким образом, недостаточная «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая» — психологов могут быть причиной их разговора на «разных» языках, что случилось и в нашей практике. Поэтому насущными стали задачи:

    -повышение психологической компетентности педагогов;

    -расширение знаний, основ педагогики у родителей.

    Система и формы paботы создавались nocтепеннo.

    Формы paботы по психологическому просвещению: по лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собрани­ях, групповые и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы. Особое место было отведено: организации игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискус­сий, а также курсам повышения квалификации и др.

    Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому просве­щению позволила:

  • отработать содержание и методы психологического сопровождения развития детей, просвещения родителей и педагогов ДОУ;
  • овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию процесса комплексного сопровождения развития ребёнка с проблемами и без;
  • отработать приёмы, направленные на эмоционально­-психологическое комфортное взаимодействие педагогического коллек­тива и родителей;
  • ‘ ‘ — продолжать формировать у воспитателей личностные установ­ки, связанные с совместным решением проблемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и специалистами ДОУ.

    Моя основная задача, как психолога, состояла в обеспечении учёта закономерностей нормального развития ребёнка, в создании необходимых для этого условий:

    -организации деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровожде­ния ребёнка.

  • работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями в логике комплексного сопровождения воспитанников детского сада.
  • Таким образом, в процессе формирования субъективно- развивающей позиции сотрудничества наших педагогов с детьми и их родителями, создавалось единое образовательное пространство разви­тия ребёнка и педагога.

    Психолог вместе с педагогами помогает родителям в осознании их педагогической роли, создании необходимых условий и возмож­ностей для развития ребёнка. В итоге нами разработаны модели взаимодействия «Воспитатель-родитель», «Воспитатель-психолог- родитель».

    Особой формой общения в этих моделях является доверитель­но-деловой контакт.

    Первостепенное значение имело совершенствование профес­сиональной квалификации педагогов. Для этого вначале были проведе­ны ряд диагностик и анкетирований:

    Диагностика «Оценка профессиональной направленности личности педагога». Октябрь 2005 г. Из педагогов, принимающих участие в экспресс-диагностике, оказалось, что в коллективе в основ­ном работают: педагоги-интеллигенты, педагоги-коммуникаторы, предметник-интеллигент и коммуникатор-предметник.

    Диагностика «Стремление к творческой деятельности». Декабрь 2005 г.

    Вывод: в педагогическом коллективе обнаружилось стремления к проявлению творчества, естественно, имело место стереотипность. Причиной могла быть недостаточная открытость в ответах, либо педагогическое выгорание и усталость.

    Анкета «Стиль педагогического общения». Февраль 2006г.

    Вывод; педагогический коллектив в основной массе нацелен на
    индивидуально-личностное общение и взаимодействие с ребёнком.

    Необходимы индивидуальные консультации с 3-мя педагогами. Диагностика «Изучение личности с помощью психогеометрическою теста (авторы А. А. Алексеев. Л. А. Громова). Март 2006г.

    Вывод: Для психолога, в работе с педагогическим коллективомнеобходим учёт индивидуальных особенностей личности каждого,особенно в кадровой расстановке педагогов по группам во избежаниеконфликтных ситуаций. Тест предрасположенности к конфликтному поведению (автор Н.В. Гришина). Апрель 2006 г.

    Вывод: основная масса педагогов не хотят конфликтных ситуаций, избегают их, вместо того, чтобы решать спорные вопросыконструктивно. Следует продолжать работу с педагогами по проблемам общения друг с другом, с родителями и с детьми, использовать активноролевые игры, тренинги.

    Диагностика «Выявление типологических особенностейличности, общепсихологическая типология личности (по Юнгу). Апрель 2006 г. Вывод: Основная масса педагогов умеют общаться с другими

    людьми с одной стороны открыты, а с другой стороны умеют молчать, т.е. то, что необходимо в работе педагогов.

    Анкета «Взаимодействие педагогов с семьёй».

    Май 2006 г. Участвовало 17 педагогов.

    Результат данного анкетирования показал, какую работу нужно провести с педагогами.

    Это: Дать теоретические и практические знания о конфликте

    Повысить уверенность в собственных силах и своей собствен­ной самооценки с помощью тренинговых упражнений.

    Вести мониторинг собственной работы с родителями.

    Использовать активные формы взаимодействия с родителями.

    После проведения данных диагностик и анкет были сделаны выводы, и намечен план работы с педагогами на формирование психолого-педагогической компетентности в работе с детьми и родителями. Для этой цели были проведены: семинары-практикумы, игры — тренинги, консультации индивидуальные и групповые. Занятия проводились 1 раз в квартал, продолжительностью 1-1,5 часа.

    Каждое занятие состояло из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включала небольшое сообщение на 10-15 минут с целью актуализации теоретических знаний педагогов по проблемам общения. Практическая часть была направлена на применение теорети­ческих знаний на практике, отработку коммуникативных умений, развитие коммуникативных способностей.

    Темы наших занятий:

    «Вариативные педагогические стили общения». Задачи: 1. Дать характеристику понятия «общения». 2. Развитие коммуникативных способностей.

    «Общение между коллегами». Задачи: 1. Создание доброжела­тельной атмосферы. 2. Овладение навыками общения друг с другом. 3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения друг с другом.

    «Педагогическое общение с детьми и их родителями». Задачи:

    Овладение навыками общения с ребенком и с родителями!

    Помочь педагогам проанализировать позитивные и негативные

    тенденции общения с родителями.

    Развивать у педагогов открытость, доверие, эмпатию к родите­лям воспитанников.

    (Развитие интеллектуально-личностного потенциала ребёнка». Задачи:

    -Познакомить педагогов и родителей с вариантами игр, направ­ленных на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).

    С помощью данных занятий, при интенсивном взаимообмене чувствами, мыслями и действиями педагоги получили ряд неоспоримых преимуществ.

    Во-первых, педагоги стали легче принимать точку зрения своих партнёров и обнаружили готовность к изменению собственных устано­вок. Повысилась социальная активность и инициатива в поиске ориги­нальных решений.

    Во-вторых, создаются условия для формирования общепонят­ного психологического языка, что позволяет доказательно излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания.

    В-третьих, анализ межличностных ситуаций позволил педаго­гам осознать грань между процессуальными и содержательными аспектами общения.

    В-четвёртых, данные занятия позволили выявить структурно­функциональные взаимоотношения в жизни коллектива.

    Таким образом, данная работа помогла педагогам посмотреть по-другому на общение с детьми, с родителями и с коллегами по работе. В коллективах с родителями стали стали более постоянными доверительные отношения. Родители начали осознавать, что они нуждаются в помощи, и принимают советы как поддержку, а не как посягательство на личную сферу. Воспитатели становятся их союзниками и помощниками.

    В связи с этим, психологическая помощь педагогам ДОУ по формированию психолого-педагогической компетентности в работе с детьми и родителями, была направлена на формирование у педагогов и родителей убеждений:

    -чтобы учить, сам должен много знать, уметь и верить;

    -тот, кто занят воспитанием души ребенка, должен верить в него;

    -верить в свои педагогические способности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы ничего не получается.

    На этом и держиться наши главные принципы: терпение, созидательная любовь, сотрудничество.

    Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/razvitie-tvorcheskogo-potenciala-pedagogov-dou-827169

    «Профессионально-педагогическая культура педагога ДОУ»

    В настоящее время общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Прошло то время когда одного образования хватало на всю жизнь.

    Смена образовательных стандартов, растущая вариативность дошкольного образования, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий – все это достаточно резко меняет представление о значимости профессиональных качеств современного педагога ДОУ.

    Новый социальный заказ, обращенный к педагогике, выражается в виде требований к подготовке педагогов, способных к саморазвитию, самостоятельной ориентации в инновационных образовательных процессах в образовании детей дошкольного возраста.

    Представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума, изменились. Сегодня недостаточно прироста у педагога профессиональных знаний, умений и навыков, необходимо изменить профессиональное мышление как показателя его профессиональной компетентности.

    Профессиональное мышление проявляется в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня.

    Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В связи с чем, основной задачей дошкольного учреждения является повышение квалификации, подготовка специалистов, способных работать в соответствии с современными требованиями.

    Организация образовательной деятельности детского сада должна осуществляться на основе тех современных требований к качеству образовательных услуг, которые ставятся перед нами в новых и обновленных нормативно-правовых документах, регулирующих работу ДОУ.

    Введение ФГОС ДО в МБДОУ требует тщательного анализа педагогической деятельности, где особое значение в системе работы по активизации профессиональной деятельности заняла методическая работа педагогов.

    ФГОС призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные стандарты делают выбор в пользу ребенка.

    Читайте также:  Что такое севооборот

    Всероссийские конкурсы для педагогов. Тестирование стоит 100 рублей, по времени занимает 10 минут. Тестирование рекомендуется всем педагогам для получения диплома (портфолио).

    Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов. Исходя из этого, выделяем задачи методической службы на новом этапе:

    1.  Моделирование основной общеобразовательной программы ДОУ согласно ФГОС ДО.
    2.  Создание развивающей образовательной среды в ДОУ, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
    3.  Формирование в ДОУ коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
    4.  Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
    5.  Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

    Цель методической работы педагогов детского сада «Ромашка» – создать в ДОУ такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал и профессионально-педагогическая культура каждого педагога и всего педагогического коллектива, с целью построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования в условиях реализации ФГОС.

    Главное направление методической службы основано на формировании нового типа педагога-профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой.

    С целью повышения профессионального мастерства и профессиональной педагогической культуры педагогов целесообразно использовать разнообразные технологии, виды и формы организации методической работы в ДОУ, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя и специалиста, что даст им возможность почувствовать свою профессиональную успешность.

    Грамотно организованная методическая работа решает следующие задачи:

    • Определить сущность профессиональной культуры педагога;
    • Выделить критерии сформированности профессионального мастерства и профессиональной культуры педагога;
    • Изучить инновационную направленность формирования профессиональной культуры педагога.
    • Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
    • Создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
    • Способствование профессиональной успешности педагога посредством вовлечения его в различные формы и виды методической работы в ДОУ.

    Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности.

    Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса.

    Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

    Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

    Профессионально-педагогическая культура, по мнению Исаева И.Ф., – это мера и способ творческой самореализации педагога в процессе педагогической деятельности, направленные на создание, освоение и внедрение педагогических ценностей и технологий.

    Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения – интегральное качество личности, представленное единством ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

    Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя

    И. Ф. Исаев выделяет следующие структурные компоненты профессионально-педагогической культуры: 

    •  ценностный,
    •  когнитивный,
    •  инновационно-технологический
    •  личностно-творческий.

    Рассмотрим более подробно каждый из этих компонентов профессионально-педагогической культуры.

    Ценностный компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

    В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы выделили:

    • человеческиеребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
    • духовныесовокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
    • практическиеспособы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;
    • личностные: педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.

    Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

    Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста.

    Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др.

    Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.

    Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах.

    Инновационно-технологический компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

    Педагогическая инновационная деятельность в МБДОУ связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов.

    Воспитателями разработаны рабочие образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

    Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-дагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.

    Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. Развитие когнитивного компонента способствует освоению современных средств, форм, методов и технологий осуществления педагогической деятельности.

    Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

    Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений.

    Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е.

    воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

    Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделить свое профессиональное Я из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыслей.

    Творчество определяют как отличительную черту педагогической профессии. В связи с этим обнаруживаются черты, присущие именно педагогическому творчеству:

    • педагогическое творчество более «регламентировано» во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация замысла и оценка) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому;
    •  результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке;
    •  сотворчество воспитателя с воспитанниками, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности;
    •  проявление творческого педагогического потенциала педагога зависит от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
    •  педагог должен уметь управлять своим эмоциональным психологическим состоянием и учить этому воспитанников, организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативу и изобретательность, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

    Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия.

    Одним из важнейших объективных условий развития педагогического творчества является влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического периода, в котором творит педагог.

    К другим объективным условиям относят:

    • положительный эмоционально-психологический климат в коллективе, необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и социальной сферах;
    • наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок;
    • материально-техническая оснащенность педагогического процесса;
    • наличие общественно необходимого времени.

    Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации педагога. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности.

    Таким образом, педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога. Сегодня педагогам предлагаются разнообразные формы повышения квалификации: заочное обучение, дистанционное обучение, курсы повышения квалификации и т.д.

    Знания, полученные в процессе обучения, очень быстро теряют свою актуальность, в связи со стремительными изменениями в обществе. Проанализировав возможности нашего учреждения в подготовке педагогов, мы пришли к выводу, что возможным для всех педагогов и единственно эффективным способом повышения квалификации является самообразование.

    Исходя из этого, перед администрацией ДОУ встала задача сформировать у педагогов умения и потребность к самообразованию.

    Для развития профессионально-педагогической культуры в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы:

    • тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; по развитию креативности;
    • индивидуальные и групповые консультации;
    • собеседования в начале учебного года с обсуждением индивидуальной образовательной программы развития педагога в текущем году;
    • открытые просмотры, взаимные посещения занятий;
    • коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов;
    • организация выставок методических разработок, дидактических материалов и обсуждение их значимости;
    • презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс;
    • лекции в форме диалога, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность. 

    В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим  параметрам:

    1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов; 

    2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования;

    3) повышение профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов; 

    4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности; 

    5) самореализация педагога в профессиональной деятельности. 

    Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/18287.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector