Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе

Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе

Методические рекомендации

«Уход за комнатными растениями»

Основная задача ознакомления дошкольников с растениями в уголке природы — развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.

Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время

· длительные наблюдения за растениями,

· опыты,

· организацию труда по уходу за комнатными растениями;

· систему занятий.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение:

· дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями,

· спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать,

· видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

Этапы организации труда в природе:

1. наблюдение-осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;

2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;

3. заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Содержание наблюдений за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:

· рассматривание внешних особенностей строения растений;

· наблюдение за способами их функционирования;

· знакомство с условиями внешней среды;

· выявление зависимости состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).

В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями.

За такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками, например:

§ герань зональная,

§ аспидистра,

§ бегония вечноцветущая,

§ фикус,

§ фуксия гибридная,

§ амазонская лилия,

§ кливия,

§ колеус,

§ бальзамин,

§ гортензия,

§ хризантема.

Труд детей в уголке природы:

o мытье широких, кожистых листьев,

o полив.

В средней группе к 3-4 видам имеющихся растений, добавляют 2-3 новых вида, с учетом следующих требований:

Разнообразие:

· поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками),

· способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.)

· величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.),

· способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон)

· видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

Выбор новых видов зависит от того, какие растения были в уголке природы младшей группы.

Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков, ампельные растения (восковой плющ, клеродендрум).

Структура проведения наблюдений за природными объектами:

1. Собрать детей и сконцентрировать их внимание. ( Н-р: «Послушаем, о чем говорят цветы»).

2. Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. ( Предлагаем посмотреть внимательно на объект и задаем вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 сек.

Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дождавшись высказываний большинства детей: подтверждаем правильную информацию, хвалим тех, кто нашел верные ответы.

В случае неуспеха не спешим делать пояснение, а задаем новые вопросы – уточняющие, по-другому сформулированные. Основная часть должна быть цельной. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием.

Усилить наблюдение поможет включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети (покачаться как цветочек от дуновения легкого ветерка), осторожное тактильное обследование объекта.

3. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Именно в конце наблюдения читаем стихи, загадываем загадки – и все это по поводу наблюдения.

Большую роль в закреплении знаний о комнатных растениях могут сыграть разнообразные дидактические игры, во время которых дети усваивают:

· Названия комнатных растений (для младшей группы 1 –2, затем в каждой группе прибавляется еще 2 – 3 названия)

· Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомым объектом растительного мира: «как дерево», «как травка».

· Части растений:

— выделять стебли;

— уметь описать листья: круглые, длинные – овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие и маленькие); поверхность (гладкий, негладкий);

— уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество цветов на цветоножке (один, много).

Последовательность организации игр:

1. «Найди такой же» — нахождение растений по сходству.

2. «Найди по описанию» — дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.

3. «Найди по названию».

Работа по ознакомлению детей младшего и среднего возраста с комнатными растениями, проводятся 1 раз в неделю в определенной последовательности:

1. в 1 неделю месяца проводится занятие по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;

2. во 2 и 3 неделю проводятся наблюдения, опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;

3. 4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«В МИРЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»
Дидактическая игра «Кузовок» Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с комнатными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.

Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо комнатного растения и назвать его. – Хорошо, давайте проверим, все ли здесь правильно? – А теперь, расскажите, об этом растении.

(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)

«Что я назвала?»

Цель игры: Учить детей определять растение по слову-описанию, по перечисленным признакам. Ход игры: Воспитатель подробно описывает одно из растений, предлагает угадать, о каком растении идет речь.

«Чего не стало?»

Цель игры: Называть растения по памяти, развивать внимание. Ход игры: Рядом находится несколько растений. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одно из них, дети с открытыми глазами угадывают, какое растение убрали.

«Загадай — мы отгадаем»

Цель игры: Выделять и называть характерные признаки растения, связно описывать и находить по описанию. Ход игры: Воспитатель говорит: «Из растений, которые стоят на столе, выберите одно. Я буду спрашивать, какое оно, а вы будете отвечать, только не говорите названия растения.

А мы вместе с детьми попробуем отгадать, какое растение вы загадали». Воспитатель задает вопросы ребенку, он отвечает, дети отгадывают.

РИСОВАНИЕ: «А У НАС РАСТЕТ ЦВЕТОК»
Тема: «А у нас растет цветок» Задачи: 1. Учить детей изображать знакомое комнатное растение. 2.

Развивать чувство цвета и ритма. 3. Воспитывать интерес к природе и умение отражать ее составляющие через художественное творчество. Оборудование: — алоэ и нарисованный образец растения; — гуашь, бумага, вода, кисти. Словарная работа: Активизация словаря: алоэ, гуашь. Обогащение словаря: наклонные линии.

Предварительная работа: Знакомство с алоэ, рассматривание растения в книгах. Основная часть:

Воспитатель: Мы с вами знаем теперь названия некоторых растений нашей группы, давайте перечислим их и покажем (показывает, дети называют).

А теперь давайте попробуем нарисовать алоэ (дети вместе с воспитателем вспоминают отличительные признаки данного комнатного растения, определяют величину, рассматривают горшок).

Воспитатель показывает, как рисовать алоэ, после показа дети приступают к работе. А воспитатель помогает им.

Карточка1

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

Цель:

Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.

Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения — подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

Читайте также:  Конспект нод в детском саду по теме: «наша кожа»

Карточка 2

НАБЛЮДЕНИЕ 2. ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение).ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯГЕРАНЬНа окне в такую рань,Распустилась герань.Круглые листочкиПышные цветочки

Индивидуальная работа по обучению правильному поливу растений (на первых порах держа руку ребенка с лейкой)

Карточка 3

ПОКАЖЕМ ДЮЙМОВОЧКЕ НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате, знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т.п.

Формировать представление об уголке природы: это место, где находятся растения и животные. В уголке природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете, тепле, питании.

Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы.

Карточка 4

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ НАШ ДОМ.
ЦЕЛЬ: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений: они красивые, украшают комнату

При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения: подержать лейку, поставить ее на место и т.п.

Карточка 5

МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

ЦЕЛЬ: Уточнить и закрепить представления о частях растения: листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе). Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями.

НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ 3. С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ.
ЦЕЛЬ:
Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода).

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Результаты опыта «С водой и без воды».

Полив растений совместно с детьми. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того, чтобы они лучше росли.

Карточка 6

Беседа о необходимости растений в групповой комнате.

Цель:

Карточка 7

Наблюдения за комнатными растениями

Цель:

Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении.

Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям.

Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.

Карточка 8

«Уход за комнатными растениями»

Цель:

Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы, поддерживать интерес к уходу за растениями. Продолжать учить ухаживать за растениями.

Карточка 9

«Растения, которые живут в нашей группе» (3, 65)

Цель: Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспидистра), дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле.

Расширять представление о растениях: они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут листья).

Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем: детям и взрослым — на них приятно смотреть, ими можно любоваться

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/nablyudeniya-za-komnatnymi-rasteniyami-kartoteka-431615

Проект «Труд взрослых в детском саду

Проект

(для второй младшей группы)

Информационно-справочный раздел:

1) Тема: «Труд взрослых в детском саду».
2) Цель: Формировать представления детей о профессиях сотрудников детского сада, трудовых процессах выполняемых каждым из них;

3) Тип проекта:

  1. по методу доминирующему в проекте: информационный;
  2. по характеру содержания: ребёнок и общество;
  3. по характеру участия ребёнка в проектировании: как субъект созидания проекта,
  4. по характеру контакта: внутри одной возрастной группы;
  5. по количеству участников: группа детей;
  6. по продолжительности реализации: долгосрочный.

4) Методы получения и обработки информации:
рассматривание фотографий, беседы, наблюдения на прогулке, чтение литературы, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые игры, целевые прогулки, экскурсии.

5) Результат: рисунки детей, создание папки с фотографиями, презентация проекта.

6) Место функционирования проекта: Волгоградская область, город Волжский, улица Оломоуцкая 34, МБДОУ детский сад комбинированного вида №105 «Мальвина»

Проблема:
У детей недостаточные знания о труде взрослых в детском саду

Первый этап:

  1. Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
  2. Разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.
  3. Подбор дидактических игр и пособий.
  4. Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.
  5. Анкетирование родителей «О воспитании трудолюбия в семье».

Второй этап:
работа с детьми
 Экскурсии по детскому саду (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета и встреча с дворником).
 Наблюдения (за трудом взрослых).
 Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
 Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.

 Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
 Рисование: «Подарим дворнику красивое ведро».
 Аппликация: «Чашечка с блюдцем для няни», «Красивые салфеточки».
 Лепка «Угощение для повара».
работа с родителями
 Консультация «Как знакомить детей с трудом взрослых».

 Консультация «Как следует знакомить ребёнка с профессиями».

Третий этап:
 Фото папка «Наш детский сад».
 Презентация проекта.

Перспективный план реализации проекта:

Сентябрь
Тема: «Труд помощника воспитателя»
Задачи:

  1. Знакомить с трудом помощника воспитателя.
  2. Воспитывать уважение к труду взрослых.
  3. Вызвать желание быть активным помощником.

Виды деятельности:

  1. Беседа с детьми «Кто у нас в группе трудолюбивый?».
  2. Чтение Елена Благинина «Не мешайте мне трудиться».
  3. Сюжетно-ролевая игра «Поможем няне»
  4. Дидактическая игра «Каждой вещи своё место»
  5. Аппликация «Подарим няне красивые салфеточки».
  6. Пальчиковая гимнастика «Мальчик – пальчик, где ты был? ».

Октябрь
Тема «Труд дворника»
Задачи:

  1. Знакомить детей с трудом дворника.
  2. Вызывать желание помочь дворнику.
  3. Формировать умение поддерживать чистоту и порядок на своем участке.

Виды деятельности:

  1. Беседа о труде дворника.
  2. Чтение стихотворения Е. Благининой «Приходите, поглядите».
  3. Посильная помощь дворнику при уборке участка.
  4. Рисование «Подарим дворнику красивое ведро».
  5. Дидактическая игра «Покажи действия…».

Ноябрь
Тема « Профессия врач»
Задачи:

  1. Познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры.
  2. Учить детей проявлять заботливое отношение к своим друзьям;
  3. Знакомить с правилами безопасности в обращении с лекарствами.

Виды деятельности:

  1. Экскурсия в медицинский кабинет.
  2. Беседа на тему: «Запомните, детки – таблетки не конфетки»
  3. Чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит».
  4. Сюжетно – ролевая игра «Кукла заболела».
  5. Выучить русскую поговорку «Лук от семи недуг».

Декабрь
Тема: «Труд повара»
Задачи:

  1. Дать представление детям о профессии повара; предметах, необходимых ему для работы.
  2. Закреплять знания о сервировке стола.
  3. Воспитывать у детей культуру поведения за столом.

Виды деятельности:

  1. Экскурсия на кухню.
  2. Лепка «Угощение для повара».
  3. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим…».
  4. Сюжетно-ролевая игра «Сварим компот», «Как мы кормим наших кукол».
  5. Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
  6. Беседа по вопросам: «Кто у вас в семье готовит пищу? Помогаете ли вы маме или бабушке готовить завтрак, обед, ужин?».

Январь
Тема « Профессия прачка»
Задачи:

  1. Познакомить детей с трудом прачки.
  2. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

Виды деятельности:

  1. Беседа о профессии «Прачка».
  2. Экскурсия «В гости к прачке».
  3. Сюжетно – ролевая игра «Я стираю, посмотрите», «Гладим белье».
  4. Чтение стихотворения и заучивание отрывка Е. Серова «Стирка».

Прочитано 1755 раз Последнее изменение Понедельник, 04 Апреля 2016 14:15

Источник: http://ct-edu.ru/gnews/donews/proekt-trud-vzroslix-v-detskom-sadu.html

Перспективное тематическое планирование совместной деятельности на год в первой младшей группе. Образовательная область «Труд»

Перспективное тематическое планирование совместной деятельности на год в первой младшей группе. Образовательная область

Планирование составлено по программе «От рождения до школы» Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

Читайте также:  Конспект игрового занятия для старших дошкольников

Перечень тематических периодов:

Игрушки

Осень

Домашние животные

Игрушечный дом

Дикие животные

Зима

Новый год

Наша группа

Посуда

Ягоды, фрукты, овощи

Народное творчество

Мамин день

Мы помощники

Весна

Профессии

Птицы

Я в мире человек

Образовательная область «Труд»

Тема, период Содержание работы
Формирование представлений о труде взрослых Трудовая деятельность детей
В группе На прогулке
Игрушки  Наблюдение за трудом воспитателя (мытьё игрушек), оказание посильной помощи. Игровой приём «Покажем мишутке, как расставлять игрушки по местам».

Приучать детей убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними.

Приучать детей убирать игрушки по окончании прогулки.
Осень Наблюдение за трудом дворника на участке детского сада. Приучать поддерживать порядок в комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Воспитывать желание участвовать в совместном со взрослыми труде по уборке территории от опавших листьев.Привлекать детей к сбору природного материала (листьев).
Домашние животные Воспитание интереса к труду взрослых. Игровая ситуация «Покажем собачке, какой у нас в группе порядок». Воспитывать желание поддерживать порядок в группе. Приучать детей собирать игрушки по окончании прогулки.
Игрушечный дом Расширять круг наблюдений за трудом взрослых. Игровое упражнение «Помогаем собирать игрушки».Воспитывать желание поддерживать порядок в группе. Привлекать детей к совместному труду на участке.
Дикие животные Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия взрослых. Игровая ситуация «Покажем мишке, какой у нас в группе порядок». Воспитывать желание поддерживать порядок в группе. Трудовые поручения на участке детского сада.
Зима Наблюдение за трудом взрослых: работой дворника, работой водителя, управляющего снегоуборочной машиной. Привлекать детей к выполнению трудовых поручений. Оказание помощи взрослым при создании построек на участке детского сада. Трудовые поручения на участке детского сада (расчистка дорожек от снега, изготовление и развешивание кормушек).
Новый год Наблюдение за  трудом взрослых, украшающих группу и другие помещения детского сада к празднованию Нового года. Помощь в изготовлении игрушек на ёлку. Оказание посильной помощи при украшении группы, музыкального зала к Новому году. Привлечь детей к украшению участка детского сада.
Наша группа Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия взрослых. Поощрять желание помогать взрослым. Игровые ситуации «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Научим мишку правильно нести стульчик». Воспитывать желание убирать за собой после игр. Приучать убирать мусор в корзину, расставлять стулья в групповой комнате, убирать строительный материал на место. Складывание игрушек после прогулки в корзину.Выполнение поручений.
Посуда Наблюдение за трудом младшего воспитателя при подготовке к завтраку, обеду, ужину.  Поощрять желание детей участвовать в сервировке. Наблюдение за трудом младшего воспитателя, помощь в сервировке стола. Выполнение поручений воспитателя.
Ягоды, фрукты, овощи Наблюдение за работой повара: как повар подготавливает овощи для приготовления обеда. Работа в уголке живой природы: посадка лука, полив комнатных растений и уход за ними. Дидактическая игра «Поручения» — привлекать детей к выполнению простейших поручений.
Народное творчество Учить узнавать и называть некоторые действия взрослых. Выполнение трудовых поручений. Помощь в расчистке дорожек от снега.
Мамин день Беседа «Как я помогаю своей маме» Игра-ситуация «Как мы маме помогаем». Выполнение поручений воспитателя.
Мы помощники Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, оказание помощи в поливе, опрыскивании растений водой. Игровое упражнение «Положи игрушку на место». Дидактическая игра «Поручения» — привлекать детей к выполнению простейших поручений. Оказание помощи дворнику при уборке территории детского сада.
Весна Наблюдение за трудом воспитателя: посадка семян для рассады. Помощь в уборке территории детского сада. Помощь в уборке территории: собираем палочки, веточки, подметаем дорожки и т.д.
Профессии Наблюдения за трудом взрослых (повара, младшего воспитателя, дворника, медицинской сестры, прачки). Рассматривание фотоальбома «Кем работают мои родители» Выполнение поручений воспитателя по уборке в группе. Выполнение поручений воспитателя.
Птицы Наблюдение за изготовлением скворечника. Игровая ситуация «Покажем птичке, как мы умеем убираться» Дидактическая игра «Поручения» — приучать детей выполнять поручения.
Я в мире человек Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, оказание помощи в поливе, опрыскивании растений водой. Выполнение детьми простейших поручений.Оказание детьми посильной помощи няне во время застилания постелей. Труд на участке детского сада. Наблюдения за трудом старших дошкольников, помогающим воспитателю ухаживать за клумбой.
Лето Наблюдения за трудом воспитателя в группе: полив комнатных растений, мытьё игрушек и т.д. Игровое упражнение «Одеваем куклу на прогулку». Уход за цветником, огородом. Оказание помощи в поливе клумбы и огорода.

Источник: http://prodetskiysad.blogspot.ru/2013/04/blog-post_18.html

Ознакомление младшего дошкольника с трудом взрослых

Ознакомление младшего дошкольника с трудом взрослых

Ознакомление младшего дошкольника с трудом взрослых.

Особенность ознакомления младших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых базируется на неразрывном единстве с познанием детьми рукотворного мира.

Окружающие малышей вещи и игрушки имеют особое значение в развитии маленьких детей. Младшие дошкольники активно входят в рукотворный мир, начинают знакомиться с большим количеством предметов в бытовой, игровой и других видах детской деятельности.

Дети этого возраста активно экспериментируют как с предметами, так и с материалами, открывая для себя, например, что бумага намокает в воде, резиновый мяч упругий, высоко прыгает, если его силой ударить об пол.

Маленьких детей привлекают яркость и красочность предметного мира, что позволяет воспитателю на основе эмоционального-чувственного опыта малышей способствовать воспитанию ценностного отношения к предметному миру.

Однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат. Все компоненты трудовой деятельности для них слиты и не воспринимаются раздельно. Вот почему дети не могут рассказать даже о тех трудовых процессах, которые осуществляют на их глазах ежедневно.

воспитатели младших групп знакомят их с конкретными трудовыми процессами, которые выполняют люди работающие в детском саду. На первых этапах организуется наблюдение за деятельностью помощника воспитателя: няня моет посуду, накрывает на стол, раздает пищу, моет пол, вытирает пыль.

В ходе наблюдения конкретных процессов хозяйственно-бытового труда взрослых воспитатель раскрывает детям цель и мотивы их деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя их необходимость.

Первый компонент труда – постановка цели и мотивация трудового процесса. Чтобы детям стала ясна необходимость труда, понятны мотивы деятельности взрослых, воспитателем конструируются разнообразные житейские образовательные ситуации, являющиеся естественной частью педагогического процесса детского сада.

Например, столы не накрыты — нельзя обедать, грязная чашки нельзя из неё пить. Об этом позаботиться младший воспитатель. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрывается детям через осознание их собственных потребностей. Внимание де7тей направлено на получение результата труда.

Второй компонент труда — отбор предметов труда осуществляется на глазах детей: воспитатель предлагает помочь младшему воспитателю собрать со столов грязную посуду, снять с вешалки полотенца и пр. Это дает возможность сделать наших малышей трудового процесса, помощниками взрослого.

Третий компонент труда — трудовое оборудование.

Осуществляя трудовой процесс, взрослый отбирает необходимое для его осуществления оборудование, показывает его детям, называет, а воспитатель обеспечивает хоровое проговаривание, чтобы названия лучше запомнились детям. Одновременно обращает внимание на организацию трудового процесса, как взрослый приготовился к работе, почему надел передник, зачем засучил рукава, т.п.

Четвертый компонент труда — состав и порядок выполнения взрослым трудовых действий. Важно, чтобы малыши получили общее представление о последовательности действий, их цепочке. В младшей группе выделяют только наиболее значимые из них, трудовой процесс упрощается. Каждое значимое трудовое действие показывается, объясняется и мотивируется в доступной для малышей форме.

Например; няня показывает, как моет чашку: тщательно трет ее изнутри, затем снаружи, донышко, у ручки. Она трет пока чашка не станет чистой. Грязь оттерта, но из чашки нельзя пить , что же делать?» — задает вопрос воспитатель. Наблюдая за действиями младшего воспитателя, дети отвечают на поставленный вопрос.

Основными методами трудового воспитания являются: наблюдение фрагментов конкретных видов труда, наблюдение за хозяйственно-бытовым трудом, экспериментирование, рассматривание предметов и картинок, дидактические игры (Магазин, Чудесный мешочек) и т. п., чтение стихов и потешек, игровые ситуации (Оденем куклу на прогулку), сюжетно-ролевые игры.

Источник: http://doshkolnik.ru/trud/12041-oznakomlenie-s-trudom-vzroslyh.html

Ознакомление младшей группы с трудом взрослых на занятиях

Ознакомление младшей группы с трудом взрослых на занятиях

Содержание трудового воспитания С детьми младшего возраста работу организуют так, чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному наблюдению видах труда взрослых. Эти наблюдения проводят во время экскурсий к месту труда работников детского сада, а позднее — в ходе экскурсий за пределы детского сада.

Наблюдения за уборкой участка детского сада. Наблюдения за трудом взрослых по уборке участка организуют со всей группой дважды в течение года — зимой и летом — в часы занятий. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада и на улице, что дворник пользуется метлой, лопатой, у него есть шланг, чтобы поливать участок.

В летнее время наблюдения можно вести либо из окна групповой (воспитатель размещает детей у окон, выходящих в сад или на улицу), либо на участке (недалеко от места уборки). Воспитатель предлагает детям посмотреть, как дворник убирает сад, двор или улицу, чтобы было чисто: поливает водой дорожки, цветы.

Воспитатель обязательно подчеркивает, что дворник хорошо полил дорожки и растения, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не сорили на участке, показывает, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминает, как дворник трудился, убирая участок.

Зимой можно снова понаблюдать с детьми за работой дворника, особенно интересно такое занятие провести после снегопада. Дети идут на прогулку по заранее расчищенным от снега дорожкам, видят, как дворник разгребает на участке снег. «Как много снега выпало сегодня, все дорожки замело,- говорит воспитатель.

-Дворник их расчищает». Воспитатель рассказывает, чем дворник сгребает снег (лопатой деревянной), куда он его складывает (в ящик, поставленный на санки), затем увозит его на санках с участка.

Детям можно предложить сгребать лопатками снег и на санках увозить его в условленное место, чтобы потом сделать горку для кукол.

Экскурсия на кухню. Малыши с удовольствием наблюдают за работой повара. Желательно, чтобы за день или за два до экскурсии повар побывал в группе, принес детям испеченный пирог или приготовленный свежий салат, выясняя у них, нравится ли им это блюдо.

Во время экскурсии на кухню детей рассаживают возле стола, на котором готовят фарш для котлет. Малыши видят, как быстро работает повар, готовя котлеты, наблюдают, как режут овощи для супа на другом столе. Чтобы дети могли подойти к столу, лучше увидеть, что делает повар и его помощники, всех детей делят на две подгруппы (по 12-13 детей).

Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении. Помимо наблюдений за работой взрослых в детском саду, детей младшей группы знакомят с трудом людей других профессий.

Малышам интересно, как шофер водит машину, водитель трамвая управляет трамваем, машинист поездом.

Можно рассказать на экскурсии о работе капитана, матросов (в детских садах приморских городов или в городах, расположенных на побережье больших рек).
Примерное содержание занятия о труде машиниста.

Детям показывают картинку «Поезд. Воспитатель спрашивает, знают ли они, что это. Некоторые дети правильно называют: «Это поезд». Воспитатель уточняет представления детей о поезде: «Поезд состоит из вагонов, в них находятся люди.

Ведет поезд машинист, он в первом, головном вагоне». Воспитатель показывает картинку с изображением поезда, продолжая беседу, говорит: «Перед отправлением машинист дает сигнал. Как он сигналит? (Дети воспроизводят звуки.

) Поезд поехал, и колеса застучали: «Тук-тук-тук».

О поезде можно спеть песенку, причитать стихи. В конце занятия воспитатель предлагает игр) в поезд, советует построить поезд из стульчиков. Пассажиры заполняют вагоны. Вначале роль машиниста исполняет воспитатель, я затем кто-либо из детей. Машинист дает сигнал после того, как все пассажиры заняли свои места.

Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых, создают предпосылки к развитию в дальнейшем умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых.

Прочитал статью?Голосуй!!!

(No Ratings Yet)

Источник: http://yug-front.info/oznakomlenie-mladshej-gruppy-s-trudom-vzroslyx-na-zanyatiyax/

С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет

Страница:

  • >

   Кошка с котенком, собака со щенком. Дети учатся различать характерные признаки внешнего вида этих животных. Знакомятся с особенностями их поведения. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы, что делает мама-кошка, что делает детеныш, как зовут маму. Старшие отвечают, зачем кошка лижет котенка, почему собака виляет хвостом, как называется ее дом. Дети запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы.
   Белка. По возможности дети наблюдают за белкой в естественных условиях, обращая внимание на ее шубку, хвостик. Узнают, чем она питается, как передвигается. Угощают белочку орешками.
   Еж. При встрече с ним следует обратить внимание детей на колючий клубок иголок и рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети подражают: фыркают, как ежик. Старшие дети запоминают, чем он питается.

   Воспитатель обогащает представления детей: «Разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом!»
   Курица, петух. Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха. Старшие узнают о строении тела птиц, чем их кормят, как созывают. Дети запоминают: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.

   Формировать представления детей об основных признаках неживой природы. Рассказать о сезонных и погодных явлениях. Наблюдать с детьми за сезонными изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом каждого ребенка. Уточнять, закреплять первоначальные представления детей о том, например, что осень – желтого цвета.

Обращать их внимание на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Впечатления о разных погодных явлениях ярко отражены в литературных произведениях, которые следует читать детям.
   Вода. В теплое время года дети знакомятся со свойствами воды, участвуя в разнообразных играх (все игры с водой организуются под строгим контролем педагога).
   Песок.

Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету; пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.
   Глина. Дети знакомятся со свойствами глины, вместе с педагогом по желанию лепят разнообразные предметы.
   Камешки, ракушки.

Дети вместе с педагогом собирают природный материал, отмечают разнообразную поверхность, величину; старшие дети учатся первоначальному счету.

   Дворник, прачка. Дети знакомятся с различными рабочими профессиями (воспитатель подчеркивает значимость труда для всех), орудиями труда, разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью, использующейся для достижения цели. Следует воспитывать в детях уважение к людям труда, поддерживать желание помогать им.   По возможности дети наблюдают за сбором урожая в огороде, фруктовом саду; помогают в сборе урожая.   Дети наблюдают за движущимся транспортом. Младшие дети учатся различать и называть виды общественного транспорта. Старшие следят за соблюдением правил дорожного движения (знакомство с пешеходными переходами, тротуарами); учатся различать основные части легковых машин.   Во время целевой прогулки к водоему, в парк, на опушку леса дети приобщаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.

   Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью. Закреплять в памяти детей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить дерево от куста. Познакомить детей с березой (белоствольной), отметить: зимой листьев на ветках нет. Показывая елку, напомнить о новогоднем празднике. Показать, какие у елки иголки, пушистые лапы. Уточнять понятия: ствол толстый, тонкий.

   Кролик, заяц. Наблюдая за кроликом, младшие дети учатся отмечать характерные особенности строения его тела, подражают движениям. Старшие повторяют: четыре лапы, два длинных уха, шерсть. Сравнивают братца-кролика и братца-зайца. Узнают из рассказа педагога, что зимой у зайца меняется цвет шерсти.
   Лесные звери.

Источник: http://TheLib.ru/books/s_n_teplyuk/zanyatiya_na_progulke_s_malyshami_posobie_dlya_pedagogov_doshkolnyh_uchrezhdeniy_dlya_raboty_s_detmi_2_4_let-read-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector