Народный костюм – средство раскрытия образа русского крестьянина и крестьянки

С первого взгляда он кажется простым: сарафан, рубаха с расшитыми рукавами и головной убор. Однако при внимательном рассмотрении раскрываются многие тайны, а вместе с ними и сказочная красота наряда, особенно его праздничного варианта, который чаще всего изображается в книжных иллюстрациях и показывается в музеях.

Основой женского и девичьего костюма является рубаха, преиму-щественно белого цвета. Шилась она из прямых полотнищ льняной или полотняной ткани домашнего изготовления. В рубахах конца XVIII — начала XIX века верхняя часть — рукава — делалась из тонкого холста и более дорогих тканей, а нижняя — подстава — из домашнего грубого холста.

На многих рубахах видим полики — вставки, расширяющие верхнюю часть. Форма рукавов была различной: прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них. Порой их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжет.

В свадебной и праздничной оде-жде встречались рубахи-долгорукавки с рукавами до двух метров длиной, с клиньями, без сбор. При ношении такой рукав собирался горизонтальными складками либо имел специальные прорези — окошки для продевания рук. Рубахи украшались вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотными нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

В обрядовых рубахах-покосницах, которые носили без сарафана, ширина вышивки подола достигала 30-60 сантиметров. Преобладало двухстороннее шитье красного, синего, черного цвета с металлическими блестками. Наряду с геометрическими мотивами часто встречаются растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты, среди них птицы-павы, кони, барсы.

Типично для северной орнаментики изображение древа жизни с предстоящими фигурами. Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку, как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.

Еще одна часть женского костюма — сарафан. Само слово восточного происхождения, означало «одетый с головы до ног» и в документах XIV века относилось к обозначению мужской одежды.

Женская одежда подобного типа, существовавшая в крестьян-ской среде с XIV века, имела различные названия, связанные с ее покроем или материалом: костыч, сукман, косталан, дольник, клинник, штофник, кумачник, китайник и другие. В конце XIX века наименование сарафан закрепилось за одеждой этого типа. По своему покрою сарафаны были разнообразны.

Самым древним является косоклинный; его шили из сложенного пополам полотнища ткани, а по бокам вставляли клинья. К этому типу относятся олонецкие и псковские шушуны из красной шерстяной ткани, тверские косталаны из белого холста с красными вышитыми и браными узорами.

Второй тип сарафана — косоклинный распашной, перед которого кроился из двух полотнищ ткани и застегивался на медные, оловянные или серебряные пуговицы. Иногда оба полотнища сшивались и имели чисто декоративную застежку. К концу XIX века в северных губерниях появляется прямой или круглый сарафан на лямках.

Для свадебных и праздничных сарафанов в богатых семьях XVIII-XIX веков использовали полупарчу и штофы фабричного производства. Преобладали голубой, зеленый, темно-синий, лиловый и темно-вишневый тона.

Нередко по передней линии разреза сарафаны украшались золотым и серебряным кружевом, а также дорогими, филигранной работы пуговицами.

Бедные слои крестьянства шили праздничные сарафаны из однотонных, без узора тканей: синего холста, покупной синей бязи — китайки, реже — красной крашенины или шерстяной домотканой материи. И застежки были скромнее — из оловянных или медных пуговиц. Для того чтобы сарафан держал форму, его обычно «сажали» на жесткую вощеную подкладку холста.

Обязательным элементом костюма был передник. В северных губерниях поверх сарафана надевали передник с завязками, который крепился выше груди. Помимо непосредственного назначения — защиты одежды от загрязнения, передники выполняли чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма, способствовали цельной цветовой композиции ансамбля.

Невозможно представить народный русский костюм без пояса. Он считался предметом сакральным, так как давался каждому при крещении. Ходить без пояса считалось неприличным, особенно молиться Богу. Нельзя было и спать без него. Распоясать человека — значило обесчестить его.

Пояс нес большую смысловую нагрузку в разных обрядах, например, в свадебном ритуале — связывание жениха и невесты поясом. Красный пояс, подаренный мужу, охранял его от лихого ока, наговора, чужих жен. В зависимости от назначения пояс подвязывался под грудью или под животом. Если сарафан был сшит из дорогих тканей, штофа, бархата, парчи, пояс завязывали на рубахе под ним.

Девушки носили на поясе вышитые карманы — «лакомники», женщины — небольшие кошельки для денег. Мужчины подвешивали на пояс гребни, кисеты. Пояса были плетеными, ткаными.

Зимой и осенью поверх рубахи, сарафана и передника надевалась душегрея, которая также имела ряд разных названий. Епанечки делались из парчи, бархата или алой камки. Особенно нарядно выглядели душегреи из малинового бархата, густо расшитые позументом или золотной нитью.

Распашные шугаи (типа жакета) с рукавами простегивались на вате, отделывались металлической бахромой или недорогим мехом. Из дорогих шелков и меха шили жакеты «шубки». Плечевая одежда, к которой относятся душегреи, в значительной степени формировала силуэт костюма.

Многослой-ность, создаваемая большим числом входящих в него предметов, придавала ему объемность и монументальность. Головной убор завершал весь ансамбль.

Для сей территории России, в том числе и для Севера, характерны две различные категории головных уборов: девичьи предполагали открытые волосы и теменную часть головы, делались в форме обруча или повязки, и женские, которые полностью скрывали волосы, обладавшие, по народным поверьям, колдовской силой и навлекавшие несчастья.

Девичьи повязки имели форму прямоугольника и укреплялись на голове с помощью лент и тесемок. Их делали из парчи и позумента, штофной ткани, полос кумача с богатым шитьем золотной нитью и рубленым перламутром. Иногда повязки декорировались спускавшейся на лоб ряской из речного жемчуга, рубленого перламутра, бисера.

Большой популярностью у девушек пользовались вплетаемые в косу разнообразные косники, изготовленные из тех же тканей, украшенные, как и повязки. Женские головные уборы северных губерний имеют общее название кокошники. Они исполнялись на заказ профессиональными мастерицами. Излюбленными поделочными материалами были штоф и бархат, расшитые золотными нитями, украшенные бисером, фольгой, стеклом, речным жемчугом, добыча которого в северных реках и озере Ильмень известна с XVI века.

Такие головные уборы стоили очень дорого. Цена некоторых достигала в XIX веке 300 рублей ассигнациями. Поэтому они тщательно сберегались в семье и передавались по наследству. Формы уборов также разно-образны. Например, кокошнику Каргопольского уезда Олонецкой губернии присуща форма шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, прикрывающими уши.

Вся поверхность его обшита позу-ментом, налобная часть густо за-шита речным жемчугом и бисером с геометрическим и растительным узором. На лоб спускается поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник можно отличить по многочисленным сборам над очельем. Он так и называется «сборник».

Кокошник Архангельской губернии имеет жесткую овальную форму с прекрасно декорированным верхом и выступающим вперед очельем без дополнительных украшений. В Новгородской и Тверской губерниях распространена была шлемовид-ная форма кокошника. Дорогие кокошники часто носили с платками, вышитыми золотными и се-ребряными нитями плотным орнаментом.

Любили крестьянки шелковые, шерстяные, тканые и печатные платки и шали, которые покупались на ярмарках. Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью — лаптями. Их плели из лыка и бересты. Лапти использовали во все времена года, а для тепла и прочности подошвы проплетались конопляной веревкой, то есть «подковыривались».

Итак, даже поверхностное зна-комство с женским северным ко-стюмом свидетельствует о том, что это явление очень интересное и сложное. В народном костюме как бы зашифрована информация, хранившаяся нашими предками многие века и дошедшая до нас как через специфический изобра-зительный язык, так и через ком-позицию костюма.

Вы никогда не встретите одинаково украшенных рубах, передников или головных уборов. Можно лишь восхищаться тонким вкусом, чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, не-истощимой фантазией простых русских женщин, изготовивших эти шедевры.

Источник — В. Конова, «Юный художник», 1991.

Источник: http://www.narodko.ru/article/nako/ko/rus.htm

Особенности национального русского костюма

Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы.

Такую традицию можно наблюдать в Швеции, Америке, Германии. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное.

Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости. 

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.  Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил.

К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества.

Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

Читайте также:  Викторина по физике с ответами, 5-6 класс

Быть может, из-за петровских нововведений русский народ утерял связь с национальным костюмом, но память предков во многих из нас так или иначе жаждет возвращения к истокам и народному колориту.

Давайте вместе вспомним, чем отличался русский народный костюм. Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными.

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными.

Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё.

Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.

Сарафан (от иранского слова  sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые.

Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане).

Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.

Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи. Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы.

Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой.

Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.

Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.

А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.

Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк. Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах.

Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами.

Под это платье часто носили шаровары.

Костюм с юбкой-андарак тоже не был типичным русским костюмом. Он получил распространение в некоторых сёлах Курской, Орловской, Смоленской, Вологодской и Рязанской губерниях.

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

Женщина в костромском праздничном костюме (г. Галич)

И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы,  сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.

Поверх кики надевалась нарядная сорока из вышитой ткани, а сзади кики – позатыльник из бисера. В начале 20 века этот сложный убор сменился платком или повойником.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кику и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок

Что касается социальных различий, то знатные женщины в основном носили платья из дорогих тканей поверх шёлковых туник и рубах. Чем богаче была женщина, тем больше слоёв одежды было на ней надето.

Одинаково неприличной для всех общественных слоёв была короткая одежда.

Нелегко далась перемена костюма русским женщинам, от сдержанной не приталенной одежды к декольтированным платьям и затянутой талии.

 Источник

Источник: https://stil.mirtesen.ru/blog/43042864479

Русский народный русский костюм

Русские национальные наряды – это сочетание насыщенных цветов и большого количества деталей, создающих полноценный образ.

Несколько столетий назад всего по одному костюму можно было понять, из какой губернии или деревни приехал его носитель.

Кроме того, русские умелицы для каждого особенного события создавали непохожие друг на друга торжественные наряды. Об истории национального костюма и создающих его деталях вы узнаете в этой статье.

Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные. Наши предки очень четко отделяли более простую одежду из грубых тканей с минимальным количеством декоративных элементов, от более красочных нарядов для особых событий. Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.

Изначально на Руси все костюмы создавались умелыми женскими руками из плотных домотканых материалов. Это тоже делало наряды более особенными. Основными материалами для пошива нарядов были сукно, лен и шелк. Роль подкладки исполнял киндяк, специальная подкладочная ткань.

Эти образы существенно отличались между собой в зависимости от регионов. Так, к примеру, люди из северных регионов России облачались в большее количество верхней одежды. Она была, как распашной, так и накидной, а в некоторых случаях два эти вида нарядов сочетались. Накидную одежду надевали через голову, в то время, как распашная застегивалась на пуговички или крючкообразные застежки.

За время своего существования национальный русский костюм практически не менялся. Понятия моды было менее переменчивым, чем сейчас, поэтом один и тот же фасон могли носить несколько поколений одной семьи.

Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Они представляли собой настоящие образцы искусства талантливых русских женщин. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Нередко для дополнительного тепла под сорочницу одевалась еще одна плотная рубаха.

Заслуживают внимания платья, которые носили женщины на Руси. Во времена Ивана Грозного девушки, которые наряжались всего в одно платье считались непристойными. Принято было надевать три платья одно поверх другого. Такой костюм получался очень тяжелым и массивным.

Для мужчин из простого сословия костюмы шились практичные и удобные. Русская культура всегда была неотделима от природы и земли. Это и отображалось в простой крестьянской одежде, которую шили из натуральных тканей и украшали растительными узорами.

Дети в Древней Руси носили более простую одежду. Как правило, это были простые свободные рубахи. Для детей знати наряды создавались более изысканные. Иногда они практически полностью копировали взрослый костюм. Но юные девушки, в отличие от взрослых женщин, не носили головных уборов до замужества.

Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.

Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.

Читайте также:  Загадки на букву р

Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.

Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.

Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.

Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.

Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.

В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.

Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.

Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.

Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие дизайнеры используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой моднице.

Платья в русском стиле должны быть сдержанными, ведь вульгарность, короткие юбки и слишком глубокое декольте тут просто неуместны. Одной из главных ценностей наших предков была целомудренность. Девушки должны были одеваться скромно и сдержанно, не выставляя напоказ свое тело. Современные наряды в русском этническом стиле создаются по тому же принципу.

В тренде натуральные ткани и природные оттенки. Прекрасно смотрятся такие цвета, как зеленый, фисташковый, красный или бежевый. Сарафаны могут быть, как длинными, в традиционном стиле, так и более короткими. Впрочем, выбирая платье минимальной длины, обязательно дополняйте свой образ плотными колготками, чтобы образ не выглядел слишком вульгарно.

Различается также длина рукавов. Крой платье тоже может быть разным. Стильно смотрятся, как приталенные наряды, так и свободные. Наряд с юбкой клеш и завышенной талией ни в чем не проигрывает модели рубашечного кроя.

Но для создания полноценного образа в русском народном стиле недостаточно одного только платья. Как и наши предки, женщины нередко дополняют платье разными аксессуарами и верхней одеждой. В сочетании с таким платьем отлично смотрятся объемные бусы или сережки.

Русский национальный костюм – это часть нашей истории и одновременно настоящий источник вдохновения для современных дизайнеров.

Источник: http://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/russkie/

Русский народный костюм как отражение образа русской культуры

Тимофеева Светлана Евгеньевна1, Голубничий Артем Александрович2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, студентка кафедры сервиса и технологии изделий легкой промышленности
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства

Timofeeva Svetlana Evgenevna1, Golubnichiy Artem Aleksandrovich2
1Katanov Khakass State University, Student at the Department of Service and Technology of Light Industry Products
2Katanov Khakass State University, Assistant at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева С.Е., Голубничий А.А. Русский народный костюм как отражение образа русской культуры // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16033 (дата обращения: 11.01.2018).

Являясь продуктом рукотворной деятельности русского крестьянства, русский народный костюм также отражает в себе духовную и материальную культуру своего времени. Как и любой народный костюм любой нации, народности или этноса русский народный костюм объединяет в себе эстетические вкусы, чувства и переживания своего создателя.

Таким образом, являясь произведением искусства, традиционный костюм русского народа объединяет в себе функциональные особенности и несет образное содержание, возложенное на него традициями его создателей и носителей.

По своей сути лишь гармоничное соединение предметов одеяния, украшений и различного рода аксессуаров создает единый ансамбль получивший наименование русского народного костюма.

Помимо одеяний и аксессуаров как таковых важной составляющей русского народного костюма выступает художественно-декоративное оформление в виде вышивки, кружевоплетения, аппликации с вплетением множества украшений (бисер, бусы, пуговицы, ленты и т.д.). Народный костюм при соответствующим соблюдении закономерностей объемов, форм и цветовых решений представляет собой единый традиционный комплекс предметов одеяния и художественного декорирования.

Большую роль в развитии и становлении русского народного костюма заложило крестьянство, как социальная группа с присущей ей особенностями быта и воззрений.

Декорации используемые в русском костюме несут в себе обозначенную функциональную направленность с учетом религиозных убеждений.

Так нижние слои одежды, непосредственно прилегающей к телу, украшались орнаментом на наиболее важных местах (на пазухе, вороте, подоле), выполняя роль оберега от «нечистой силы».

Многослойность одежды, по мнению крестьян, в соотношении с богатством украшений выступала в качестве защиты от «дурного сглаза».

Орнаменты, выступающие в качестве оберегов преимущественно имели мелкую геометрическую форму, неся в себе тайнописные знаки и идеограммы, защищавшие владельца от беды. Также одежда обязательно должна была сочетаться с внутреннем убранством крестьянского жилища.

Используемые красочные расцветки скатертей, рушников, половиков и прочих обязательных элементов избы, всегда сочетались с костюмом хозяев.

Таким образом ансамбль русского народного костюма представляет собой сочетание в единой форме религиозных, моральных убеждений, а также традиции быта, житейские знания и чувственный опыт русского крестьянина.

Как и другие проявления народного творчества русский народный костюм относится к искусствам с преимущественным использованием материалов естественно-природного происхождения. Натуральные материалы оказывают не только положительный визуальный эффект на воспринимающего их, но также несут определенного рода эстетическую составляющую.

По мнению многих авторов [1,2] одежда, как и любой другой элемент народного костюма несет ряд функций, к которым можно отнести и непосредственную защиту тела от внешних воздействий, так и ряд других. Все функции костюма условно можно разделить на две основные группы: символические и практические [1].

Исходя из этого одежду необходимо рассматривать не только, и не столько как вещь, но прежде всего как знак, характеризующий и описывающий ее владельца. Выполняя практическую функцию защиты тела человека, костюм и одежда различаются по своим понятиям.

В понятие «одежда» включается исключительно защитная функция тела и, количество объектов, относящихся к этому понятию значительно меньше, в сравнении с понятием «костюм». Так данный термин включает в себя как одежду, так и обувь, головной убор, прическу, макияж и т.д.

Таким образом костюм создает образно-психологическую характеристику его носителя, то есть по своей сути выступает некоторым знаком. Знак в свою очередь несет в себе двойственность, отделяя его носителя от других индивидов, при этом объединяя часть индивидов в определенную социальную группу по принципу схожести знаков.

Семиотический механизм культуры дополняет одежду функцией передачи знаков [3]. При этом знаковые функции одежды понимаются как представителем традиции и культуры так и ее носителем.

Отсюда следует, что кодирование знаков происходит не отдельным индивидом, а коллективом, при этом расшифровать данный знак может любой носитель данной культуры или традиции.

Одежда как составляющая часть костюма и, соответственно, часть культурного пласта народности несет в себе отражение меняющейся действительности.

Поэтому изучение особенностей народного костюма всегда должны сопровождаться изучением пространства в котором происходит ношение данного костюма и самого бытия носителя. Трансформация формы костюма, его структурных элементов во многом зависит от так называемых «культурных кодов», к таковым по мнению разных ученых [4,5] относятся, прежде всего, ритуалы жизненного цикла (рождение, свадьба, похороны).

Одежда, применяемая в различных ритуалах, представляет собой визуальный план культуры, маркирующий положение человека в пространстве и времени [4,5]. Так, рождение ребенка маркируется ритуальной формой опоясывания (лентой, нитью, поясом).

Следующим важным маркером выступает гендерное определение: мужская и женская одежда имеет свои цветовые гаммы и отличные друг от друга элементы (штаны у мальчиков, юбки у девочек).

Кульминацией, с позиции наличия маркеров, и, соответственно, элементов одежды выступает возраст достижения половой зрелости и установления контакта с противоположным полом (сватовство, свадьба и т.д.).

В дальнейшем происходит уменьшения маркеров в одежде и к концу жизни их количество сводится к минимуму, что также отражается в традиционном погребальном костюме. Русский народный костюм в своем виде несет традиции русского народа, отражая индивидуальность носителя через одежду и другие элементы костюма

Ансамбль народного костюма представляет систему норм и ценностей русского крестьянства, поэтому осмысление особенностей русского народного костюма невозможно без привлечения во внимание событий, явлений, творчества, мифов и обрядов, а также социально-возрастных особенностей групп носителей и создателей народного костюма.

Русский народный костюм в полной мере является элементом семиотической сферы культуру русской нации, при этом одновременно являясь, как знаком так и выражением художественно-творческого символа. Композиция костюма содержит в своем образе этнические, этические представления русского народа, а также уровень духовной культуры.

Библиографический список

  1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. – 511 с.
  2. Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: Сварог и К., 2002. – 374 с.
  3. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. 5. Вып. 284. – Тарту, 1971. С. 144 – 166.
  4. Лысенко О.В. Метаморфозы одежды в хаосе архаичных форм: модель формирования семантической структуры «народного костюма» в восточнославянской этнокультурной традиции XIX-XX вв. / Мифология и повседневность: Материалы научной конференции 24-26 февраля 1996 г. – СПб, 1996. – Вып.2. – С.81-100.
  5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб.: Наука, 1993. – 240 с.
Читайте также:  Загадки про труд для школьников: большой сборник

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2016/08/16033

Русский национальный костюм: что, как и почему носили?

 

Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Такую традицию я наблюдала в Швеции, Америке, Германии.

Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости.

 

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.  Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

  

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский.

Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен.

Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое.

Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

Быть может, из-за петровских нововведений русский народ утерял связь с национальным костюмом, но память предков во многих из нас так или иначе жаждет возвращения к истокам и народному колориту.

 

Давайте вместе вспомним, чем отличался русский народный костюм. Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными. 

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи.

Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность.

А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё.

Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.

Сарафан (от иранского слова  sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые.

Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане).

Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.

Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.

Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины.

Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой.

Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.

Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

 

В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.

А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.

Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк. Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах.

Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами.

Под это платье часто носили шаровары.

Костюм с юбкой-андарак тоже не был типичным русским костюмом. Он получил распространение в некоторых сёлах Курской, Орловской, Смоленской, Вологодской и Рязанской губерниях.

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

НА ФОТО СПРАВА

Женщина в костромском праздничном костюме 

(г. Галич)

И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы,  сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.

Поверх кики надевалась нарядная сорока из вышитой ткани, а сзади кики – позатыльник из бисера. В начале 20 века этот сложный убор сменился платком или повойником.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кику и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок

Что касается социальных различий, то знатные женщины в основном носили платья из дорогих тканей поверх шёлковых туник и рубах. Чем богаче была женщина, тем больше слоёв одежды было на ней надето.

Одинаково неприличной для всех общественных слоёв была короткая одежда.

Нелегко далась перемена костюма русским женщинам, от сдержанной не приталенной одежды к декольтированным платьям и затянутой талии.

ИСТОЧНИК…

Источник: http://rustradition.blogspot.ru/2017/06/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector