Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Главные принципы нравственности и духовности человека получают свою основу в воспитании детей, когда они находятся в начальной школе.

Воспитанием младших школьников во внеурочной деятельности занимаются педагоги и родители.

Ребенок учится важнейшим основам поведения, складываются его взгляды на окружающее пространство, он учится понимать сверстников, создаются нравственные убеждения личности младшего школьника. В это время необходимо научить школьника правилам и нормам, которые действуют в обществе.

Внеурочная деятельность — воспитательный процесс

?Младшие школьники эмоционально воспринимают окружающий мир.?
Этот возраст особенно восприимчив к нравственному и эстетическому воспитанию, важно не пропустить это время и способствовать формированию полноценного члена коллектива, который усвоит нравственные и культурные ценности общества, в котором он живет.

Согласие с окружающими – это главная цель воспитания. Исследователи в области педагогики свидетельствуют о том, что в настоящее время духовное совершенствование детей отстает от интеллектуального развития.

Мальчики и девочки приносят домой дневники с хорошими отметками, однако не умеют понимать окружающих и правильно оценивать их действия.

Направления внеурочной деятельности

Нравственное воспитание в школе и в семье

Для того чтобы нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности приносило свои результаты в виде положительного поведения детей, необходима слаженная работа всех звеньев воспитательного процесса.

К ним относятся: уроки по школьной программе, воспитание и обучение детей в группах продленного дня, руководство поведением детей дома.

Родителям не следует перекладывать ответственность за духовное и нравственное воспитание своих сыновей и дочерей на школьного учителя и воспитателя ГПД.

Школа – это только часть образовательной системы, где по специальным программам младших детей обучают грамоте: счету, письму и основам жизнедеятельности. Родители обязаны активно включаться в воспитательный процесс, несмотря на занятость на работе, и ознакомиться с основными образовательными программами, по которым обучаются их дети.

Духовно-нравственное воспитание — задача и родителей, и школы

Образовательная программа, в основном, рассчитана на обучение детей школьным предметам, при этом государство берет на себя ответственность за этот процесс.

Многие родители понимают процесс воспитания детей, как обучение их грамоте и знанию школьных предметов, не заботясь об их эстетическом и нравственном воспитании.

Главное внимание они уделяют контролю выполнения детьми домашних заданий и ставят целью хорошие отметки, не размышляя о духовном развитии ребенка.

Нравственное воспитание школьника на примере родителей

Педагоги советуют родителям помнить о том, что главная цель воспитания ребенка – подготовить его к общению со сверстниками, с людьми разных возрастов (нравственное воспитание), научить видеть красоту природы (эстетическое воспитание).

Результаты всестороннего нравственного воспитания

?Нравственное формирование личности младших школьников должно осуществляться родителями. Педагоги акцентируют внимание на том, что основы нравственности закладываются, в первую очередь, в семье.

Благополучная семейная пара, имеющая детей – основная ячейка общества, в которой будут воспитаны полноценные члены общества.

Если младший школьник видит маму и папу, совершающих неблаговидные поступки, ссоры, конфликты внутри семьи, скандалы своих родителей с соседями, он непременно станет повторять эти сценарии в своей личной жизни.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности

Гражданское воспитание детей во внеурочной деятельности

Гражданское воспитание младших школьников представляет собой процесс, когда формируется личность ребенка как члена общества.

Это происходит в коллективе сверстников на школьных уроках в классе, в разновозрастном коллективе на различных школьных и внешкольных мероприятиях, в семье, когда родители и другие родственники своим личным примером показывают ребенку образцы поведения.

Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к таким стандартам, которые задаются взрослыми. Родители – это те люди, которым они особенно доверяют, поэтому усваивают их поведение, не рассуждая, и воплощают их действия и поступки в своей собственной жизни.

Младшим школьникам трудно отличить положительные поступки и поведение взрослых от недоброго поведения. Поэтому они подражают родителям, не задумываясь.

Национальные ценности как результат гражданского воспитания

Детей надо научить многим качествам, которые будут им необходимы во взрослой жизни:

  • понимать окружающих людей,
  • уметь оценивать поступки другого человека,
  • верно оценивать свои собственные поступки по отношению к другим людям,
  • правильно строить взаимоотношения с окружающими людьми,
  • уметь самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия,
  • брать на себя ответственность за свою судьбу и за судьбы родных и близких людей, друзей.

Морально-правовое воспитание через игру

В воспитательной деятельности педагоги применяют ролевые игры, разыгрывая с детьми сцены из реальной жизни, из книг и учебной литературы. Это способствует усвоению детьми морально-этических норм, принятых в обществе.

Научить детей коммуникациям – главная цель игры.

В этом случае игра представляет собой оригинальную репетицию, которая позволяет разыграть разнообразные случаи из жизни и научить детей правильному поведению в разных жизненных ситуациях.

Игра Зарница как воспитательный метод

К примеру, педагоги на занятиях в ГПД через игру учат детей такому поведению:

  • как подружиться со сверстником, показать ему свою симпатию и наладить дружеские отношения,
  • как ответить на проявление дружбы,
  • что необходимо делать, когда возникает конфликт в школьном коллективе, в классе или с незнакомыми людьми на улице, в транспорте; как правильно подобрать нужные слова и как ответить, чтобы ссора не развивалась,
  • учат сдержанности: не дать волю гневу по отношению к окружающим, когда другие школьники сказали обидные слова или попытались высмеивать,
  • как решительно отказаться от рискованных предложений незнакомцев, которые пытаются чем-то угостить, или друзья решили развлечься и пытаются втянуть ребенка в свою авантюру.

Игровая форма способствует лучшему усвоению морально-этических правил поведения в коллективе сверстников и в обществе людей разного возраста.

Формы организации внеурочных занятий

Индивидуальные воспитательные беседы с детьми

Воспитательные мероприятия проводятся в группах, что способствует коллективному усвоению детьми морально-этических норм и правил поведения в обществе. Иногда требуется индивидуальное занятие со школьником. Опытный педагог определяет в этом необходимость и проводит с ребенком личную воспитательную беседу.

Нужно дать младшему школьнику возможность высказать свое мнение и различные сомнения, понять, что беспокоит его, помочь осознать свои недостатки и дать совет по их исправлению, корректировать его поведение.

Родителям важно знать, что в такой беседе важно не оказывать на школьника давление и тем более не высмеивать ребенка, когда сын или дочь высказывают свои сомнения и беспокойство.

Воспитательная беседа с ребенком

?Окрики и наказания не способствуют развитию гармоничной личности ребенка.?

Формирование эстетически развитой личности школьников

Человек является частью природы, поэтому важно дать младшим школьникам основы экологических знаний, научить их жить в гармонии с природой и чувствовать свою ответственность за ее состояние. Для достижения этих целей в младшей школе проводятся мероприятия по нравственно-эстетическому воспитанию школьников:

  • конкурсы рисунков и поделок из природных материалов,
  • походы на природу, прогулки в парках,
  • беседы о прекрасном, основанные на просмотренных фильмах о природе или прочитанных произведениях литературы,
  • экскурсии на выставки художественного творчества и в музеи,
  • работа на пришкольном участке (самостоятельное выращивание растений, посадка цветов),
  • привлечение детей к оформлению классной комнаты.

Экскурсия в музей

Таким образом, в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников у детей складывается бережное отношение к природе, формируются основы эстетического восприятия мира, они чутко откликаются на все прекрасные проявления мира. Занятия в кружках творчества способствуют пробуждению у детей фантазии, они самостоятельно создают красивые вещи. Лучшими занятиями для этого считаются: лепка из природной глины, моделирование, рисование карандашами и акварелью.

Воспитание у детей чувства долга перед обществом

Гражданско-патриотическому воспитанию школьников в начальных классах уделяется много внимания. Прочтение художественной литературы призвано формировать у детей чувство долга. Вначале у ребенка вырабатывается ответственность перед коллективом за свои поступки, а затем, по мере взросления, дети начитают осознавать свои обязанности перед обществом в целом и перед своей родиной.

Семейное дерево — метод воспитания

Таким образом, ответственность о духовном развитии детей возложена на родителей, от них зависит моральный облик взрослого человека, которым станет их ребенок. Окончив обучение в общеобразовательной школе, человек должен быть полностью подготовлен к дальнейшей жизни, а основы его воспитания и нравственности закладываются именно в начальной школе.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/vo-vneurochnoj-deyatelnosti.html

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В настоящее время вопрос о духовно-нравственном воcпитании детей выступает важнейшей проблемой вcего общества. В переменах, которые происходили в России в последние годы, можно обнаружить значительные изменения, как в социально-экономической, духовно-нравственной, так и в воспитательной сферах жизни нашего общества.

В связи с этими изменениями становятся более важными проблемы гуманности, морали и этики.

Всё более видоизмененной становится и современная стратегия развития российских школ: в центре них — формирование духовно-богатой, образованной, творческой и благонравной личности.

Сейчас перед любым учителем и классным руководителем встаёт совокупность противоречий, имеющая отношение к процессу воспитания. Оправдание тому кроется в смене ценностей общества.

Духовное непостоянство затронуло наше общество и демонстрирует отрицательное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Об этом факте свидетельствуют постоянные случаи противоправности. Материальные ценности стоят выше духовных, потому что многие люди готовы делать свои дела в достижении материальной обеспеченности на грани закона и беззакония.

В связи с развитием средств массовой информации и коммуникаций расширилось и перестроилось информационное поле, выступающее сильным показателем влияния на убеждения и принципы личности.

Сегодня в условиях высокой досягаемости информации, на детей обрушивается поток продукции, привлекающей внимание к праздному образу жизни и преступности, что ведет к распространению негативных социально-педагогических последствий в детской психике и обессиливает воспитательную деятельность.

Поэтому в школе так влиятельна обдуманная ориентированная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников. Именно это и выражает содействие организации дополнительного образования во внеурочной деятельности.

Вопрос о нравственном воспитании настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Читайте также:  Позы при общении

В статье 2-й Закона Российской Федерации указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется усиленной впечатлительностью внешних влияний и верой в безусловность всего. Дальнейшее движение вперед и творческое применение, исторически сложившихся народных традиций в процессе обучения и воспитания детей должны свидетельствовать о направлениях педагогической теории и практики в современной школе.

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный процесс самосогласования педагогов и воспитанников, направленный на формирование слаженной личности, путем сообщения ей нравственных и основательных национальных ценностей. Под этими ценностями понимаются нормы и позиции, разработанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Целью духовно-нравственного воспитания является создание системы формирования ориентиров для многих альтернатив, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально предпочтительные запросы общества, превратить во внутренние мотивации личности каждого ребенка, такие как долг, честь, достоинство, мужество.

Духовно-нравственное воспитание имеет намерение становления отношений ребенка к Родине, труду, обществу, к самому себе и своим определённым обязанностям, соответственно, и развитие качеств: глубокое уважение к людям, товарищество, патриотизм, вежливость, активное и адекватное отношение к действительности. Задача педагогов состоит в том, чтобы обездвиживать негативное влияние, оказать помощь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и причины формирования нравственности ребёнка.

Немало значимой является и задача школы, а именно создать соответствующие условия для формирования и развития духовно-нравственной степени культуры младших школьников.

С поступлением в школу ребёнок в первый раз начинает заниматься серьезной деятельностью — учебной. Теперь все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой позицией — ролью школьника.

На самом деле, урок для ребёнка это то место, где случаются многообразные коллективные действия и беспокойства, накопление опыта нравственных связей.

На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешной реализации которой, необходимо сопоставлять свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости и огорчения, неудач и ошибок. Научить ребёнка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства.

Воспитательный процесс нужно строить таким образом, чтобы в нем принимались во внимание ситуации, в которых школьник ставится перед самостоятельным нравственным выбором.

В процессе воспитания учащиеся должны не только понимать нравственные нормы, но у них должны сложиться правила поведения. Так слово учителя — это самое главное вооружение нравственного воспитания школьников. Как бы там ни было, но развитие и воспитание личности закладывается в семье.

Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромную авторитетность для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье отражаются на позиции в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом образовательном учреждении и каждом классе осуществляется с учетом реальных условий и индивидуальных особенностей обучающихся.

Поэтому так важно безошибочно и разумно остановить свой выбор на виде внеурочной деятельности для воспитания у младших школьников духовно-нравственных качеств личности. Педагог должен выявить предпочтения ребенка и продумать систему выбора дела по душе.

Предлагая мероприятие, классные руководители учитывают расположение духа и мнение детей в выборе задания. Каждое мероприятие заканчивается рефлексией. Педагоги видят и по достоинству оценивают заинтересованность каждого ребенка во внеурочном занятии.

К участию во внеурочных мероприятиях с детьми учителя обязаны привлекать родителей.

Сегодня в школе используются учебные авторские программы и разработки уроков внеклассных мероприятий, направленные на духовно-нравственное развитие, они представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что очень актуально сегодня.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное включение обучающихся в решение реальных экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области. На духовно-нравственное воспитание школьников воздействует не только содержание занятий, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и особенно сама личность учителя.

Для организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, образовательным учреждением могут использоваться возможности всех тех, кто может вести данную деятельность: учителя начальных классов, преподаватели-предметники, родители обучающихся, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, социума.

Свои успехи, приобретённый опыт учащиеся переносят в повседневное общение. Ресурс успеха способствует развитию их мотивации к самосовершенствованию.Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие разнообразных способностей школьника.

Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без веры педагога и без искренней атмосферы в классе.

В настоящее время в запасе воспитательных средств надежно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов предназначенная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: творческий, физический и интеллектуальный.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей; анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; суждения детей.

Также к результатам относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции, характеристика социальных чувств, индивидуальные личностные характеристики.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов воспитательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. Очень важно регулярно привлекать к проведению внеурочных мероприятий родителей.

Благодаря занятиям, проводимым с привлечением близких людей, у детей появляется интерес к познанию истории родного края и культуре. Они становятся более милосердными, общительными, дружелюбными, оценивают поступки товарищей и активнее реагируют на различные социальные ситуации.

Труд учителя, как цветок под дождем, не сразу может расцвести и дать результаты. Приходится ждать некоторое время. Но солнце обязательно выйдет, принесёт радость и наполнит сердце счастьем. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви и искренности, который, несомненно, покажет нам, что детьми можно гордиться и они станут настоящими патриотами России.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, ценить красоту окружающей природы и бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества, которыми должен владеть человек, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и сейчас. Потом может быть поздно.

Литература:

  1.                http://festival.1september.ru/articles/607957/
  2.                http://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-vo-vneuchebnoi-deyatelnosti-na-osnove-
  3.                http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/01/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh
  4.                https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, воспитание младших школьников, Духовно-нравственное воспитание младших, внеурочной деятельности, Похожая статья, организации внеурочной деятельности, духовно-нравственного развития и воспитания, качеств младших школьников, духовно-нравственное воспитание школьников, нравственного воспитания школьников, культуры младших школьников, духовно-нравственного воспитания, школьников духовно-нравственных качеств, воспитания учащиеся должны, нравственные качества, развитие и воспитание личности, и воспитания детей должны, Задача духовно-нравственного воспитания, воспитание гражданственности и любви, качества должны.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9437/

Статья «Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Редичкина Галина Васильевна

учитель начальныхклассов

МБОУ: Дубенцовская  СОШ

Ст.Дубенцовская

Волгодонского района

Ростовской области

                                                            Статья на тему:                                            

 «Духовно-нравственное воспитание и развитие

 младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

   Проработав в школе 25 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Ценности личности, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей.

Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.

В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО.

Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.     При реализации этой программы  исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:  

 — в процессе обучения  (урочная деятельность)

— в направлениях развития личности  (внеурочная деятельность)

 Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего в процессе обучения. Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность в нашей школе была организована по  следующим направлениям развития личности:

1)  Социальное — «Вместе дружная семья»  ;

2)   Духовно – нравственное- «История Донского края»;

3)  Интеллектуальное – «Шахматная школа»;

4) Общекультурное  — « Школа и театр»;

 5) Спортивно – оздоровительное «Ритмика и танец».

Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование в их среде нравственных ориентиров и ценностных установок является актуальнейшей задачей духовно-нравственного развития и воспитания.   

     В своей работе  я использую программу внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «История Донского края». Планирование нравственной работы является значимым звеном в общей системе воспитания.

Читайте также:  Интегрированное развлечение в старшей группе весной

     Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Оно должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.  

Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине,  ее истории и культуре,  формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми,  совершенствование  нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по  предмету «Окружающий мир».

Содержание предполагает решение следующих задач:

l  ознакомление с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями;

l  знакомство с героическими событиями, происходившими на донской земле, подвигами своих земляков;

l  развитие коммуникативных умений в процессе общения;

l  введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

    Программа соответствует специфике начального образования детей, и способствует: духовному и личностному росту учащихся; развитию творческого мышления, способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, способности к самопознанию, формированию положительной «я — концепции»; обучению умениям работать совместно (решать проблемы в  парах,группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);

  Основные разделы программы:

l  С чего начинается Родина?

l  Символы Ростовской области.

l  Жизнь на Дону.

l  Казаки – люди вольные.

 Воспитательные идеи программы:

l  Познай свою малую родину!

l  Люби свой родной край!

l  Старайся делать добро

При отборе содержания и видов деятельности детей я учитываю интересы и потребности са­мих детей, пожелания родителей (через тестирование), рекомендации  школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагогов, привлекаемых к этой работе.

Духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся  нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.                                                 

 Содержание программ внеурочной деятель­ности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Сформированные представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся были изложены в разрабатываемой школой основной образовательной программе начального общего образования.

Занятия проходят в таких формах, как экскурсии, круглые столы,  диспуты, соревнования.

В рамках программы с целью изучения культурного, исторического наследия нашей страны проводятся встречи, экскурсии. Все это помогает формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить добрых, честных, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

      Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, позволяющую обеспечить условия для решения задач воспитания и социализации обучающихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, реализовывать их стремление к самоопределению и саморазвитию.

     Можно отметить, что внеурочная деятельность в школе  опирается  на духовное и культурное начало человека и в то же время, эта деятельность призвана формировать духовно-нравственные ценности школьника.

Литература

1.      Е.В.Посошенко, Г.И. Савельева  «Песни и сказки Тихого Дона», факультативный курс для учащихся начальной школы, 2011год

2.      Закон об образовании Российской Федерации

        3 . Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010

      4.  Интернет ресурсы

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/duhovnonravstvennoe_vospitanie_i_razvitie_mladsh_130919.html

Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.И. Бабичева

Вопросы нравственного воспитания волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями.

Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

В общественном сознании нравственность понимается как неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д. Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [1, c.116].

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. По мнению И.Ф. Харламова, нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка.

Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе [5, с.77]. Нравственное воспитание объединяет патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Понятие «нравственное воспитание» П.И.

 Подласый раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [4, с.40].

Основными задачами нравственного воспитания являются – формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию.

Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку [5, с.54].

С первых дней пребывания в школе у младших школьников формируются основы нравственности: развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.), кроме того, возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Таким образом, младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования и нравственных качеств, и положительных черт личности.

Именно поэтому тема нравственного воспитания в настоящий момент наиболее актуальна. Она приобретает особую значимость для современного российского общества. На помощь учителю приходит внеурочная деятельность, т.к. она является эффективным средством нравственного воспитания.

Внеурочная деятельность – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Основными задачами внеурочной работы являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результат, внесение в них духа романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости [2, с.87].

Направления, виды деятельности, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе в основном предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п.

В качестве примера реализации нравственного воспитания во внеурочной деятельности рассмотрим факультативный курс «Народоведение», автором которого является М.Ю.Новицкая.

Целью данного курса является осмысление явлений народной культуры с точки зрения их нравственных и эстетических ценностей.

Специфика курса в том, чтобы опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию, так как без всего этого невозможно нравственное воспитание младших школьников.

В процессе изучения курса «Народоведение» перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни.

Они хозяйственно-практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: «Человек и его взаимоотношения с природой»; «Человек и его семья»; «Человек и история его народа» [3, с.90].

Соответственно этим трём проблемам, трём вечным вопросам, на которые ищет ответ каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределяется и основной материал.

Это – календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и процесс становления национального характера.

Программа 1-го класса является пропедевтической. В ней предлагается предварительно познакомить детей с тремя ведущими линиями курса. Знакомство происходит на основе сравнения образов богатырей, загадок, примет, закличек, пословиц, характерных для разных народов. Программа 2-го класса построена на освоении мировоззренческой проблемы «Единство годового круга жизни природы и человека».

Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут. Программа 3-го класса построена на освоении философской проблемы «Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины».

Читайте также:  Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Дети узнают реальные исторические типы организации культурного пространства и одновременно народные воззрения на их внутренний символический смысл. Программа 4-го класса посвящена освоению проблемы «История страны и храм души человеческой». Она решается на материале исторических жанров фольклора (былины, предания, легенды), духовных стихов, традиционных лирических песен.

Выявляется роль многих регионов в истории страны и в становлении национального характера и культуры.

В курсе «Народоведение» тематика занятий по нравственному воспитанию достаточна разнообразна.

Например, в 4 классе рассматриваются темы: «Где жить – тем и слыть» (Заглянем в историю своего села, города, микрорайона; узнаем о происхождении их названий, о связи с историей страны, общей для всех народов России); «Жить в соседах– быть в беседах.

Соседство – взаимное дело» (На генеалогическом древе народов мира найдем ветви тех народов, что жили когда-то вместе со славянскими племенами, и тех, рядом или вместе с которыми вы живете сейчас в вашей местности); «Как проживёшь, так и прослывёшь» (Роль отдельного человека в общенародной жизни, в истории страны и народного самосознания); «Царство разделится – скоро разорится» (Взаимовлияния и взаимопомощь друг другу в жизни разных народов России. Что они дают каждому народу?). Именно на таких занятиях формируются такие основы нравственности как – любовь к Родине, коллективизм, нравственные качества личности, взаимопомощь и др.

Решая задачи нравственного воспитания, курс «Народоведение» способствует формированию нравственных чувств, навыков общественного поведения, нравственному воспитанию в целом. В этой связи большую роль играет нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности, осуществляемое в общеобразовательных учреждениях.

Таким образом, необходимо отметить, что внеурочная деятельность и реализуемые в ней общеобразовательные программы позволяют решать вопросы нравственного воспитания младших школьников. Литература

  1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб.пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с.

  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В. 2 ч. Ч. 1: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок [и др.]; под ред. А. Я. Данилюка. — М.: Просвещение, 2011. — 127 с.
  3. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля.

    Учебник 4 кл. – М.: Дрофа, 2005. –240 с.

  4. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / П.И. Подласый. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с.
  5. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolenikov-vo-vneurochnoj-de.html

Образовательный портал

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества.

Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно — досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания,  вот только несколько характерных причин, из -за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед школой  ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

Мне кажется, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики.

Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе.

 Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище.

В качестве новых путей воспитательного процесса младших школьников, можно использовать  Программу воспитания (срок реализации 4 года), в основе которой лежит знакомства учащихся с традициями народной культуры.

Этот выбор сделан неслучайно:

·        Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому правильно было бы  начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

·        Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

·        Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.

·        Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

·        В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.

·        Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.

Цель:    возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

 Задачи: 

·        развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;

·        воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

·        создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

·        развивать любознательность и познавательный интерес;

·        воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;

·        создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

       Это требует от воспитателя большой и планомерной работы.

Так как  ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планируется  по следующим направлениям:

·        воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

·        воспитание нравственных качеств и этического сознания;

·        воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

·        воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

·        воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 

      Мой опыт показал, что по каждому  направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.

            Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.

          Убедиться в этом может помочь  занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики  могут провести исследовательскую работу, результатом которой  может стать проект «Чему нас учат сказки».

  Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности.

Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, ученики получили дополнительные знания по литературному чтению.

            В  работе с детьми больше внимания надо уделять внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

  В начале учебного года можно провести  занятие  «Правила поведения в школе», в ходе его проведения,  у ребят возник вопрос: «А почему нельзя шуметь в школе?» Можно исследовать эту проблему.

Результатом этих исследований может стать выступление по теме «Влияние шума на здоровье младших школьников».

    Занятие, проводимое во втором классе, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье  животных, живущих в доме.

Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, можно использовать рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь».

Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы.

    Так же можно использовать  психологические тренинги. Например, такой как  «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  Занятия  «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

            Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата.

Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.

  К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

              Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.

               И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя  лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/site/4442-2014-01-15-06-56-14.pdf

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector