О профессии музейный работник для детей

О профессии музейный работник для детей

В каждом городе обязательно есть три-четыре музея – краеведческий, изобразительных искусств, тематический. А что уж говорить о столицах – там их не намного меньше, чем магазинов или парикмахерских. Rjob узнал, кем можно работать в музее.

Профессия, которая у всех ассоциируется с благообразными дамами пенсионного возраста, сидящими в углу на стульчике, но зорко бдящими, чтобы посетители не тянули ручонки к ценнейшим экспонатам. Не всё так просто.

В большинстве музеев смотрительницы действительно пенсионерки, но всё чаще появляются вакансии, в которых указано «мужчины, 18-40 лет».

Дело в том, что экспонаты бывают ценные и хрупкие, и за ними и за не в меру активными посетителями нужен глаз да глаз.

Обычно опыт работы для этой вакансии не требуется, зато очень важны внимательность, приветливость и умение найти общий язык с посетителями. Да и профессионального обучения на специальность «смотритель музея» не предполагается – только изучение должностной инструкции и общая профпригодность. Трудовой график сменный, и при желании можно совмещать с другой деятельностью. 

Как правило, смотрители не имеют права рассказывать посетителям об экспонатах – для этого существуют экскурсоводы. Максимум – указать, в какой зал пройти. Более того, в некоторых столичных музеях смотрителям запрещено и слушать экскурсии – их дело следить за сохранностью экспонатов и не отвлекаться. Исключение – небольшие провинциальные музеи, где всё не так строго.

Зарплата у смотрителей небольшая – от МРОТ в провинциальных музеях до 15 000 в столичных. И конечно, никакого карьерного роста – только если сменить специализацию.

Экскурсовод

Самый простой способ устроиться на работу в музей без профильного образования. Об экскурсоводах мы писали отдельно, но здесь отметим, что предпочтение оказывается людям с высшим образованием по профилю музея, коммуникабельным, без проблем с дикцией.

Зарплата экскурсовода зависит от количества экскурсий и статуса музея – от 7 000 до 15 000 рублей.

Организатор экскурсий

Нет, это не старший над всеми экскурсоводами.

Это человек, который занимается приемом экскурсионных групп – ведет предварительную запись, синхронизирует время посещения, отвечает на вопросы посетителей, связанные с работой музея, считает статистику, принимает заявки и составляет договора с организациями.

Работа требует внимания, хорошей памяти, сосредоточенности, а также умения общаться с людьми – нередко организатор экскурсий выполняет обязанности менеджера. Специального образования не нужно, нет возрастных ограничений, но желателен опыт работы.

Обычно организатор экскурсий получает от 10 до 20 тысяч рублей, но могут быть и премии за перевыполненный план.

Хранитель

Одна из самых незаметных для посетителей профессий, но очень важная для функционирования музея. Хранитель занимается музейными фондами – учёт, документирование, сохранность.

Он принимает музейные предметы на хранение, регистрирует, маркирует, систематизирует, наблюдает за режимом хранения (необходимо соблюдать определенные температуру, влажность и уровень света).

В случае выезда выставки в другой город отвечает за упаковку экспонатов и сопровождает их в поездке, изучает фонды, ведет научно-исследовательскую работу, определяет, какие предметы необходимо передать реставраторам, оформляет экспертные заключения… Хранитель больше любого экскурсовода знает об истории того или иного экспоната, его особенностях и уникальности, но не имеет права рассказывать об этом посетителям. Хранитель фондов – вовсе не кладовщик, это прежде всего исследователь, теоретик и практик.

К сожалению, эта профессия недоступна аллергикам – пыль, кожееды, отрава для крыс и мышей и многие другие аллергены на рабочем месте присутствуют в изобилии. Еще один важный момент – хранитель принимает фонды на материально-ответственное хранение, поэтому эта работа еще и нервная.

На хранителя фондов нигде не учат (лишь частично дают основы на специальности «музеология»). Но нужно высшее образование в области специализации музея. Да и новичка, с улицы, без опыта вряд ли возьмут – только если в небольшой музей специфической направленности, где нет ничего коммерчески ценного (например, университетский). 

В зависимости от статуса музея требуют опыт от года, но и тогда не сразу ставят в отдел хранения – во время испытательного срока новичок может поработать и экскурсоводом, ведь нужно присмотреться к человеку.

Здесь очень важны такие качества как аккуратность, внимательность и – особенно для музеев с ценными экспонатами! – порядочность.

Поэтому некоторые предпочитают назначать хранителем фонда своих же научных сотрудников.

Зарплата здесь от 15 000 до 40 000 тысяч, в зависимости от опыта сотрудника и статуса музея.

Методист

Методическая деятельность в музеях ведется по двум направлениям – научно-просветительская и музейно-образовательная. Соответственно, и в штате музея обычно бывает два методиста.

Ответственный за музейно-образовательную деятельность занимается работой с детьми и подростками – организует на базе музея лекции, открытые уроки, тематические квесты, конкурсы и конференции; проводит социологические опросы посетителей по поводу образовательной деятельности музея, собирает предложения и пожелания, отвечает за издание методических документов и занимается экспертизой образовательных программ.

Методист по научно-просветительской деятельности разрабатывает методику проведения экскурсий, работает с экскурсоводами – готовит и консультирует их, следит за качеством их работы, занимается подготовкой лекций, изданием научных исследований сотрудников и проведением научных конференций, семинаров и круглых столов.

В небольших музеях эти две специализации соединяет в себе один человек.

Звучит сухо и пугающе, но на самом деле профессия методиста очень увлекательная и творческая. Работать нужно не только с документами, но и с людьми, ориентироваться в модных культурных трендах, не бояться экспериментировать с формой подачи лекций и темой конференций и конкурсов.

Платят от 15 000 рублей в провинции до 35 000 и выше в столичных музеях.

Научный сотрудник

Должность, для которой необходимо не только высшее образование, но и научная степень (если не хочется всю жизнь прозябать в младших научных сотрудниках).

Научные сотрудники занимаются научным направлением деятельности музея – разрабатывают концепции развития музея в этой области, принимают участие в научных конференциях и семинарах, ездят в этнографические и археологические экспедиции, читают лекции для посетителей, консультируют экскурсоводов, изучают фонды и пишут научные статьи, связанные с музейными экспонатами. Кроме того, часто именно они сотрудничают со СМИ – как эксперты в тематических программах.

Такая должность – хороший вариант для гуманитария, который хочет заниматься практической наукой, работать с артефактами и документами. Каждый год появляются предложения зарубежных музеев по поводу стажировок, обмена опытом или участия в конференциях.

Зарплата здесь примерно такая же, как и у преподавателя вуза со степенью – от 15 000 в провинции до 45 000 в столице.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности

Обязательное условие существования любого музея – выставочная деятельность. Далеко не всё, что находится в фондах, показывают посетителям – что-то интересно только специалистам, что-то не может быть выставлено, так как требует особого микроклимата, а чему-то необходима предварительная реставрация.

Что именно попадет на выставку и как там будет выглядеть – этими вопросами занимается сотрудник экспозиционно-выставочного отдела.

Он разрабатывает планы выставочной деятельности, делает аннотации к экспонатам, следит за оформлением выставки и размещением предметов по залам в наиболее выгодном ракурсе, готовит учетную документацию, пишет отчеты.

Работа сложная, но интересная, требующая пространственного мышления, умения создавать концепции выставок и продумывать их тематику. Специалисты с опытом и хорошим портфолио выставок на вес золота. Есть шансы сделать неплохую карьеру в этом направлении или переквалифицироваться на куратора.

Зарплата такого специалиста – от 15 до 40 тысяч рублей.

Куратор

Популярная профессия, которая пользуется большим спросом как у нас, так и за рубежом: постоянно проводятся конференции кураторов, то и дело можно увидеть приглашение от зарубежного музея на стажировку или стипендиальный конкурс.

Куратор – это своеобразный сплав хранителя музея, искусствоведа и сотрудника выставочного отдела с щепоткой научного сотрудника. Он создает выставочные проекты, исследует музейные объекты, пишет критические тексты.

Однако в отличие от своих «прародителей», которые ориентированы как бы внутрь, на музей, куратор ориентирован вовне – на публику. Это публичная фигура, и успех деятельности куратора во многом зависит от его личности.

Харизма, умение обаять собеседника, мастерство держаться на публике, отвечать на самые каверзные вопросы, искусство подбирать слова и глубокое знание предмета – такими навыками должен обладать куратор.

Он подбирает предметы для выставки и расставляет их в пространстве, исходя из концепции выставочного проекта, пишет комментарии, насыщенные современной лексикой, но при этом понятные любой целевой аудитории. По сути дела, куратор создает из выставки самостоятельный арт-объект, а сам становится частью перфоманса.

Как правило, куратор не находится на постоянной зарплате, а получает процент от бюджета проекта. Начинающим кураторам стоит рассчитывать на 10-15 тысяч, иногда на 20-40 тысяч рублей, но когда специалист приобретет имя, его услуги будут оцениваться в евро.

Читайте также:  Рассказ про горох для детей 1-3 класс: любопытные истории

В крупных музеях есть также реставраторы и искусствоведы, специалисты по связям с общественностью, юристы, бухгалтеры, маркетологи, редакторы электронных баз и веб-мастера. Однако в небольших музеях или при сокращении штата их обязанности берут на себя описанные выше сотрудники.

Хранитель фонда заполняет базы учета музейных предметов, веб-мастера, юриста, бухгалтера и реставратора приглашают со стороны, научный сотрудник становится искусствоведом, а все остальные – занимаются связями с общественностью.

Только завхозы, уборщики и дворники никогда не потеряют свою работу.

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Источник: http://rjob.ru/articles/rabota_v_muzee_obzor_professiy/

Музейный работник: секреты профессии

Музейный работник: секреты профессии

Заведующая экскурсионным отделом Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского, заслуженный работник культуры Елена Сметанина рассказала о том, какие люди трудятся в стенах учреждения и где хранятся самые ценные экспонаты

— Елена Владимировна, в каком режиме сейчас работает Амурский областной краеведческий музей?

Фото из архива краеведческого музея

— Музей сейчас очень интересен для наших посетителей. Раньше работали только две формы мероприятий: экскурсии и лекции. Сейчас мы расширили формы взаимодействия — это экскурсия с поисковыми заданиями, экскурсия-путешествие, беседа, театрализованная экскурсия. Популярны среди посетителей экскурсии-викторины, например экологическая или историческая.

Активно используется мультимедийная презентация, когда экскурсовод читает лекции. Если раньше наши лекторы брали на выездную экскурсию огромные передвижные выставки, то сейчас им достаточно одной флешки, чтобы продемонстрировать все наши экспонаты.

— А какие экскурсии нацелены  именно на детскую аудиторию? 

— Для маленьких зрителей в нашем детском центре проводят театрализованные экскурсии. Сейчас там работают две экспозиции, которые очень востребованы. Для детей также проводятся различные праздники: Новый год, Рождество, Пасха — специально для таких мероприятий наши сотрудники наряжаются в костюмы. Демонстрация экспонатов  проходит в игровой форме, что очень

нравится детям.

— Что предлагает краеведческий музей помимо знакомства с экспонатами? 

— В нашем музее проходят мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Мы работаем с самыми талантливыми педагогами, мастерами, которые в выходные и праздничные дни учат рукоделию горожан. Это роспись берестяных, деревянных, керамических изделий, это вышивание, лепка глиняных изделий, а также из японской полимерной глины.

Для наших посетителей работает сувенирный киоск, в котором любой желающий может приобрести памятную вещь.

А также каждый посетитель может изготовить сувенир с видами города Благовещенска в специальном аппарате по своему желанию. Наш музей становится  интерактивным, очень полезным в информационном и познавательном плане.

Сенсорные киоски, чудо-витрина-3D музея дают немало знаний по историческому и экологическому краеведению.

О посетителях

— Елена Владимировна, экскурсовод работает в тесном контакте с людьми, которые приходят посмотреть на экспонаты. Как строится их диалог? 

— Очень важно любить своих посетителей. К нам на экскурсии приходят разные люди — от маленьких детей до взрослых. К каждому необходимо найти подход, заинтересовать, увлечь. Мы стараемся подстроиться под наших гостей, проводим периодически мониторинги, чтобы понять, в каком направлении дальше работать. Работаем в тесном контакте с учителями школ, которые регулярно 

приводят к нам на экскурсии детей. 

Стараемся корректировать программы мероприятий, чтобы увлекать, заинтересовывать молодое поколение с учетом требований школьных программ. 

— Какие гости приходят на выставки?

— Наш музей стал уже интернациональным, мы отслеживаем «географию» наших посетителей. Отрадно, что среди них очень много гостей города, которые хотят познакомиться с историей нашей области. Для таких людей мы организовали систему индивидуальных экскурсий, которая раньше не работала в нашем музее.

 Прежде посетители просто покупали билеты и гуляли по залам, сейчас у нас работают дежурные экскурсоводы, которые готовы с учетом пожеланий гостей предоставить всю информацию об экспонатах. Чаще, конечно, нас посещают группы китайских туристов.

Специально для них в штат нашего музея привлекаются лекторы со знанием китайского, которые на родном для иностранцев языке проводят экскурсии.

Источник: https://2×2.su/job/article/muzeynyy-rabotnik-sekrety-professii-20583.html

Профессия музейного работника – энтузиазм и сохранность национального наследия

Профессия музейного работника – энтузиазм и сохранность национального наследия

Сохранение культурного и исторического наследия – одна из основных обязанностей государства. И лучшей формой их сохранения, особенно в период глобальных политических кризисов, экономической нестабильности и прочих масштабных перемен в государстве, бесспорно, являются музеи.

Данную функцию им приходилось выполнять на протяжении всего периода становления России, как современного государства – в период революций, войн и смен политических режимов, музейные работники единственные, кто понимал действительную ценность исторического наследия. В разное время им приходилось сталкиваться с множеством проблем не только финансового, но и идеологического характера. И что самое прискорбное, многие из них сохранились и до сегодня.

Несмотря на то, что время наибольших государственных потрясений уже прошло, музейному сообществу постоянно приходится бороться со все новыми вызовами, такими как отсутствие государственного финансирования, пропажи экспонатов, необходимость ремонта хранилищ, низкие зарплаты – обо всем этом нам постоянно приходится слышать из СМИ.

Каково же действительно состояние музейного фонда сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться музейным работникам, и какие профессии сегодня актуальны в данной сфере? В Преддверии Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, Карьерист.ру даст ответы на эти вопросы.

Музейное дело в России

Музеи существуют в России более 300 лет – их появлению предшествовал многовековой период, в рамках которого происходило накопление исторических реликвий, военных предметов, сакральных трофеев, старинных книг и рукописей, сохранение церквей и резиденций знатных особ. Постепенно в процессе их сбора появлялись элементы целенаправленного коллекционирования.

Первым в России музеем по праву считается Петровская Кунсткамера, созданная в 1714 года, после которой произошел существенный музейный скачек, и предметы древности уже стали планомерно разыскиваться.

Долгое время Кунсткамера оставалась единственным музеем в России, и так продолжалось до середины и даже второй половины 18-го века, когда свою бурную деятельность развили научные сообщества.

В дальнейшем музеи начинали развиваться более бурно – появилась масса культурных, научных и художественных заведений, в том числе и известный всем Эрмитаж.

Дальнейшее осознание и развитие просветительских возможностей музеев привели к тому, что в 19 веке они стали уже не отдельными коллекциями, а группами естественно-научных и исторических музеев при университетах и ученых сообществах – произошел качественно новый виток. В этот же период произошло формирование публичных музеев, а большинство собранных частных коллекций признавались национальным наследием. Это определило основные тенденции, в рамках которых музеи и развивались до конца 19-го века.

Дальнейший период характеризуется тотальным, но тем не менее стихийным открытием музеев. Набирали обороты также и местные, провинциальные музеи – вместе с ними в дореволюционный период подобного рода заведений насчитывалось по России более 200.

С приходом советской власти, музейная отрасль преобразилась. Произошел очередной и качественно новый виток сбора и сохранения культурного наследия, однако, в период революции много экспонатов было утеряно и разворовано. В то же время советская власть смогла систематизировать музеи как явление, популяризируя их роль для становления общества и используя в качестве инструмента просветительства.

Именно при советской власти впервые ввели платный вход, была развита широкая сеть местных краеведческих музеев, проводилось множество восстановительных и реставрационных работ, и произошло становление музейного дела, как важнейшего культурно-просветительского института общества.

На сегодня в России насчитывается более 2,7 тыс. музеев всех ведомств – это и местные, и архитектурные, и заводские музеи, музеи ВУЗов и многие другие. Общий фонд музеев насчитывает более 83 млн экспонатов.

Ежегодно российские музеи посещает свыше 102 млн человек, и больше 2/3 из них – наши сограждане. Это наглядно показывает, что интерес к отечественному культурному наследию все же высок.

В то же время 80% зданий, в которых размещены отечественные музеи, не приспособлены для хранения экспонатов, и это далеко не все их проблемы.

Проблемы музейного сообщества

Сегодня, более 40% российских музеев размещены в старинных зданиях, которые даже теоретически невозможно оборудовать для правильного хранения экспонатов.

При этом они все чаще стали попадать в фокус отечественных СМИ вовсе не как герои рубрик культуры, а как пострадавшие от происшествий – постоянно приходится слышать про пожары, аварийное состояние хранилищ, кражи ценностей и т.д.

Касательно последних, проведенная недавно всероссийская ревизия показала, что за постсоветский период музейный фонд лишился около 50 тыс. экспонатов. И по словам многих музейных работников, всему виной отсутствие должного внимания со стороны государства.

Несмотря на существование Союза музеев России, реальное решение насущных проблем получают только именитые галереи и музеи-заповедники, которые способны привлекать посетителей своей исторической ценностью.

Про проблемы самых масштабных российских музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Оружейная Палата или Гранд Макет, говорить вообще не приходится – за счет находящихся в них экспонатов, они давно перешли в ранг прибыльных коммерческих предприятий и вовсе не нуждаются в дополнительной заботе. Для местных же и краеведческих музеев, основополагающей проблемой является привлечение посетителей – чем меньше популярности у учреждения среди населения, тем меньше внимания к нему со стороны государства.

Читайте также:  Посвящение в старшеклассники 9 класс. сценарий

Не менее важной стала концептуальная проблема – сегодня, все больше пытаются актуализировать вторичные функции музеев, позиционируя их как среду для культурного досуга и прибыльного туризма, выводя эти функции на первый план.

Однако музейные работники акцентируют внимание государства на том, что первостепенной задачей музеев является, прежде всего, функция сохранения культурного ДНК нации и возможность его передачи будущим поколениям.

По мнению представителей музейного сообщества, музеи нельзя относить к разряду культурно-просветительских и тем более развлекательных заведений.

Они изначально рассчитаны не на рентабельность, а на выполнение хранительских задач, переквалификация которых грозит музеям тотальным исчезновением.

Одной из самых масштабных проблем принято также считать вопрос материального обеспечения.

В этой части особенно актуальными остаются вопросы строительства современных фондохранилищ и экспозиционных помещений, вложений в науку, отсутствия государственной поддержки проведения исследовательской и собирательской деятельности, и, конечно же, финансирования оплаты труда. Последний вопрос особенно заботит работников провинциальных музеев – их средняя зарплата не превышает 12-13 тыс. рублей, что слишком мало даже по среднероссийским меркам.

Музейный персонал

И несмотря на такую массу проблем, за последнее десятилетие, численность музейных работников выросла почти в два раза – до 65 тыс. человек. Более 70% из них — это женщины предпенсионных лет, средний возраст которых составляет 59 лет. В связи с этим, вопрос смены поколений и подготовки молодых сотрудников для музейной отрасли становится как никогда актуальным.

Так, за последние пару десятков лет в России было открыто более 30 музееведческих кафедр в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья и даже Дальнего Востока. При этом принципиально меняется понимание профессии музейного работника.

Сегодня музейный специалист — это профессионал, обладающий новым мировоззрением, основанным на достоверной информации о культурном и историческом прошлом своей родины и понимающий глобальную необходимость всестороннего изменения и интеграции разнообразных культур.

В связи с этим увеличилось количество вакансий и стало впечатлять разнообразие востребованных музейных профессий, среди которых:

  • Хранители – специалисты, работающие в фондовых отделах, осуществляющие учет и описание экспонатов, обеспечивающие их научный оборот и составляющие музейные коллекции.
  • Научные сотрудники – специалисты, проводящие исторические исследования, организующие конференции и иные научные мероприятия, занимающиеся организацией тематических выставок, готовят публикации для СМИ и издательств.
  • Экскурсоводы – творческие и в то же время ответственные специалисты, проводящие экскурсии для посетителей музеев, отвечающие на интересующие вопросы и знающие историю представленных выставок «от и до».
  • Смотрители – работники, обеспечивающие сохранность экспонатов, следящие за чистотой залов и соблюдением правил посещения музеев.
  • Методисты музейной работы – более опытные сотрудники, в функции которых входит универсальное совмещение элементов труда научных сотрудников, экскурсоводов, организаторов экскурсий и других. Их деятельность имеет идеологический и одновременно педагогический характер, поэтому принимаются на такую работу только специалисты со стажем.
  • Экспозиционеры – специалисты, отвечающие за организацию тех или иных выставок, отвечающие за их прохождение и обеспечивающие их максимально продуктивное проведение.

Конечно, вполне очевидно, что востребованность специалистов на рынке музейного труда обусловлена довольно скромным уровнем заработной платы, который в условиях современных российских реалий довольно сложно восполнить романтизмом, принципиально новым подходом к профессии музейного работника и открытием множества новых кафедр.

Интерес молодого поколения можно вызвать только популяризацией важности исторического наследия, как культурной составляющей общества и одновременным предоставлением достаточных социальных гарантий.

Однако наблюдаемое нами сегодня игнорирование проблем музейного сообщества не позволяет говорить о светлом будущем данной отрасли.

Вероятно, даже несмотря на огромную важность труда музейных работников, им и дальше придется выполнять свою работу в оставшихся с советского времени условиях, осуществляя функции хранителя культурного и исторического наследия на голом энтузиазме.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — .

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/professiya-muzejnogo-rabotnika-entuziazm-i-soxrannost-nacionalnogo-naslediya.html

Кодекс этики музейных работников | Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского

На расширенном заседании научно-методического совета Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского принят Кодекс этики музейных работников, проект которого был разработан ГБУК г. Москвы «МЦМР» в соответствии с Этическим кодексом Международного Совета Музеев (ICOM).

Кодекс этики музейных работников

Музейное сообщество, признавая, что:

    • музеи являются одним из важнейших элементов национальной системы сохранения культурного наследия и обеспечения его передачи будущим поколениям; • в обязанности музеев перед обществом входит собирание и сохранение материальных и нематериальных свидетельств развития человека, природы и общества, их интерпретация и обеспечение доступности для членов общества. Благодаря этому музеи вносят вклад в дело защиты природного, культурного и научного наследия человечества; • музейные коллекции являются существенной частью общественного достояния, обладают особым юридическим статусом и охраняются российским и международным законодательством; • музей является одной из самых динамично развивающихся культурных институций; • быстро меняющиеся реалии современного мира открывают перед музеями новые возможности, но одновременно и угрозы для сохранности культурного наследия; • музейная практика становится все более сложной и многообразной; • соблюдение профессиональной этики является необходимым условием становления профессиональной музейной деятельности; • существование и деятельность музейного сообщества невозможны без консолидации усилий и общей ответственности всех его членов,

    принимает настоящий Кодекс профессиональной этики музейных работников (далее — Кодекс).

Целью Кодекса является установление этических норм, правил, процедур и рекомендаций для самостоятельного выбора музейными работниками верной линии поведения, способствующей достойному осуществлению ими своей профессиональной деятельности.

Кодекс разработан в соответствии с Этическим кодексом Международного Совета Музеев (ICOM) для музеев, принятым на 21 Генеральной Ассамблее ICOM 8 октября 2004 года в Сеуле (Корея).

Действие настоящего Кодекса распространяется на всю профессиональную деятельность музейного работника независимо от занимаемой должности, профессии, вида деятельности в музее, и осуществляемую в любых формах.

Принимая Кодекс этики, музейный работник самостоятельно и добровольно принимает на себя обязательство руководствоваться в своей профессиональной деятельности принципами и правилами, изложенными в настоящем Кодексе. Соблюдение музейными работниками единых этических принципов и норм поведения будет содействовать повышению авторитета музеев, укреплению доверия граждан и общества в целом к музеям и музейной деятельности.

Используемые понятия

Определение «Музейный работник» в Кодексе относится к человеку, профессионально в качестве основной работы занимающемуся музейной деятельностью.

Под музейной деятельностью в настоящем Кодексе понимается выполнение на постоянной основе различных видов работ, необходимых для формирования, сохранения и представления в интересах общества Музейного фонда Российской Федерации, а также объектов культурного и природного наследия. Музейная деятельность является видом культурной деятельности.

Она по своей природе имеет междисциплинарный характер и сочетает в себе одновременно признаки научного, творческого и практического труда. Музейный работник в своей профессиональной деятельности взаимодействует одновременно с музейными предметами, знаниями о них и с людьми.

Музейная деятельность реализуется в различных профессиональных формах: хранение, учет, консервация и реставрация, обеспечение безопасности, изучение, публикация, управление коллекциями, просвещение, популяризация, управление музеем и другие. Музейная деятельность осуществляется в музее или музейной организации.

Музей – некоммерческое учреждение культуры, существующее в интересах общества, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных законодательством Российской Федерации.

Организация музейного типа — исполняющая отдельные функции музея и практикующая некоторые свойственные музеям формы деятельности (выставочный зал, художественная галерея, реставрационная организация и др.). Представители свободных творческих профессий, таких как реставраторы, кураторы, художники, дизайнеры и другие, считаются музейными работниками в том случае, если они постоянно работают в музее или организации музейного типа.

Благополучателями от деятельности музеев является общество в целом, поскольку музей сохраняет для будущих поколений материальные и нематериальные свидетельства жизни общества и его окружающей среды.

Одновременно его благополучателями, клиентами, потребителями, пользователями являются отдельные члены общества, которые обращаются в музей для удовлетворения своих образовательных, рекреационных или профессиональных интересов и потребностей.

Благополучателями являются также государство и другие собственники музейных предметов и коллекций, по поручению которых музей осуществляет оперативное управление ими.

Профессиональное поведение

Вся деятельность музея нацелена на то, чтобы его коллекции и связанные с ними информация и документация были равно доступны для актуального использования современниками и защищены для передачи будущим поколениям в наиболее полном и сохранном виде – насколько это позволяют сегодняшние знания и ресурсы.

Специфика музейной деятельности определяет главную дилемму, которую постоянно приходится разрешать музейному работнику. В своей профессиональной деятельности он должен в равной степени заботиться о сохранности коллекций и о доступности их для сегодняшнего общества.

Читайте также:  Когда и где впервые появился картофель

Принимая решения, он должен руководствоваться правилом: «Максимум доступности для пользователей при минимуме риска для коллекции». Музейные работники должны действовать в соответствии с принятыми правилами и стандартами и выполнять свои профессиональные обязанности с честью и достоинством.

Профессионализмом и соблюдением этических принципов они должны способствовать поддержанию и укреплению доверия общества к музею как культурному институту.

По отношению к музейным предметам и коллекциям

Поскольку в глазах общества ЛЮБОЙ музейный работник несет ответственность за сохранение, доступность и истолкование культурного наследия, доверенного музею этим обществом, поэтому КАЖДЫЙ музейный работник должен постоянно осознавать эту ответственность и на своем рабочем месте делать все от него зависящее для сохранности музейных коллекций.

Он должен избегать действий или бездействия, которые могут создать угрозу безопасности коллекции. Все профессиональные действия музейного работника в его повседневной деятельности должны основываться на безусловном уважении к эстетической и исторической ценности и физической целостности объекта хранения.

Музейный работник не может участвовать – прямо или косвенно – в торговле (то есть в купле или продаже с извлечением выгоды) предметами природного или культурного наследия. Всеми доступными способами он должен содействовать пресечению и предупреждению незаконной торговли природными или культурными ценностями.

Сохраняя музейные предметы и коллекции как первоисточник для развития и распространения знаний, музейные работники должны способствовать изучению коллекций, как собственными силами, так и силами внешних по отношению к музею исследователей, а также активному использованию содержащейся в коллекциях информации.

Они должны избегать любых обстоятельств или совершения любых действий, которые могут привести к потере или сокрытию научных данных или препятствовать получению новых знаний на основании имеющейся информации.

Музейные работники должны стремиться к тому, чтобы создавать условия для работы с коллекциями как можно более широкому кругу исследователей. Ограничения доступа могут быть продиктованы только соображениями конфиденциальности и безопасности коллекций.

Профессиональное отношение к изучению коллекции предполагает также, что музейный работник обращается за консультациями к своим коллегам в музее или за его пределами в ситуациях, когда у него недостаточно собственной информации или компетенций для принятия ответственных решений.

По отношению к посетителям и другими благополучателям

КАЖДЫЙ работник музея, независимо от его должности, должен заботиться о том, какое мнение о музее складывается в обществе.

В рамках своих должностных обязанностей он должен стремиться сделать все возможное, чтобы посетители и другие клиенты музея, обращающиеся к нему в своих образовательных, рекреационных, научных или профессиональных целях, могли получить удовлетворительный ответ на свой запрос. Музейные работники должны постоянно объяснять гражданам их права и обязанности по отношению к культурному наследию.

Они должны ограждать их от поведения, идущего вразрез с законом или с профессиональной музейной этикой. Необходимо использовать всякую возможность, чтобы объяснять публике цели, задачи и мотивы профессиональной музейной деятельности, тем самым воспитывая глубокое понимание той роли, которую музеи играют в обществе.

Музейный работник должен уважать достоинства подлинного музейного предмета и воспитывать это уважение у пользователей. Он не должен вводить в заблуждение посетителей или иных клиентов музея относительно подлинности предмета в экспозиции.

Когда в экспозиции используются реплики, репродукции или копии, они должны быть соответствующим образом маркированы и сопровождаться пояснением, почему необходимо их использование. Любая информация, исходящая от музейного работника, должна быть обоснованной, точной и корректной с точки зрения научных дисциплин и культурных особенностей обществ, которые представляет музей.

Музейный работник в своей деятельности должен проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям различных народов и культур, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных и конфессиональных групп, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Он должен воздерживаться от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений. Музейные работники обязаны делиться знаниями и опытом с коллегами, учеными и студентами, работающими в соответствующих областях.

Они должны признавать вклад тех, кто поделился с ними своими знаниями, и щедро передавать собственные знания и опыт, которые могут иметь ценность для других. Работники музеев должны признавать и поддерживать необходимость сотрудничества и взаимных консультаций с другими организациями, имеющими сходные интересы и коллекции.

Это особенно важно при взаимодействии с вузами и иными организациями, где в результате исследовательской деятельности могут возникать важные коллекции, не имеющие надежных перспектив долговременного хранения. Музейные работники должны понимать необходимость сотрудничества со средствами массовой информации, которые являются посредниками между музеем и обществом и в значительной степени формируют представление о музее. Они должны уважительно относиться к деятельности представителей СМИ, оказывать им содействие в получении необходимой информации, разъяснять для них цели и задачи музейной деятельности и роль музеев в обществе.

По отношению к музею и профессиональному сообществу

Музейный работник должен быть лоялен своему музею, своей профессии и своему профессиональному сообществу. Его лояльность должна проявляться в исполнении требований законодательства, норм и правил, принятых в музее, соблюдении профессиональной этики. Музейный работник является частью единого коллектива, объединенного общими целями и профессиональными задачами.

Он должен быть ориентирован на долгосрочное сотрудничество с каждым сотрудником, принятым в коллектив музея. Главное условие для сотрудника – работать честно, расценивая интересы учреждения как свои личные, соблюдая, принимаемые профессиональным сообществом морально – этические ценностные установки сотрудников музеев.

Музейный работник должен быть открыт к сотрудничеству и взаимопомощи, проявлять вежливость и корректность в отношении своих коллег, как в самом музее, так и вне его, независимо от их специальности, должности, уровня профессионального образования, стажа практической работы, типа и размеров музея, в котором они работают.

Он должен избегать проявления грубости, пренебрежения, высокомерия, предвзятых замечаний и необоснованных обвинений, угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Они должны в любой ситуации оказывать профессиональные услуги эффективно и на высоком профессиональном уровне.

Музейный работник обязан следовать политике и процедурам, принятым в музее. Однако он может обоснованно и в корректной форме возражать против действий, которые считает вредными для музея или для профессии, или высказывать сомнения в правомерности тех или иных действий с точки зрения профессиональной этики.

Музейный работник, как в рамках своей профессиональной деятельности, так и за ее пределами, должен воздерживаться от любых публичных высказываний или действий, которые могут нанести ущерб репутации или вызвать сомнение в добросовестности отдельного музея, либо его сотрудников, учредителей, доноров, дарителей, партнеров и клиентов, или музейного сообщества в целом.

Музейный работник может высказать мнение о компетентности своего коллеги в том случае, когда этого требует его профессиональный долг. Профессиональная критика всегда должна быть персонифицированной, обоснованной, корректной и деликатной.

Признавая, что музеи находятся в постоянном развитии вместе со всем обществом, музейные работники должны стремиться повышать свою квалификацию и постоянно заниматься самообразованием для достижения и поддержания высоких профессиональных стандартов. Они также должны способствовать повышению квалификации и профессиональному развитию своих сотрудников и коллег.

Музейный работник должен содействовать становлению музейной профессии, формированию профессионального сообщества, обеспечивать преемственность в музейной деятельности разных поколений.

Он должен воздерживаться от совершения действий, которые могут нанести ущерб музейной деятельности в целом и профессиональному сообществу, даже если эти действия принесут краткосрочную выгоду ему или его музею. Музейные работники не должны конкурировать со своим музеем ни в области приобретения предметов, ни в иных вопросах, касающихся их личных коллекций.

Музейные работники не должны получать от торговцев, аукционистов или иных лиц никаких подарков или личных услуг, предоставляемых с целью побудить их купить или продать музейные предметы или же совершить какие-либо действия, связанные с их работой и положением в музее, или воздержаться от совершения таких действий.

Музейный работник не должен, ни при каких обстоятельствах, требовать от своих коллег, подчиненных или руководителя, чтобы они совершали действия, которые можно расценить как противоречащие положениям российского законодательства или настоящего Кодекса. Хотя музейные работники имеют право на личную независимость, они не должны смешивать интересы собственного дела и профессиональной работы в музее. Они не должны работать за вознаграждение или выполнять заказы за пределами музея, если это вступает в конфликт с интересами музея.

Заключительные положения

Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, профессиональной ответственности и признаком профессионализма музейного работника.
Настоящий кодекс принят 17 июня 2016 года.

Источник: http://www.mirpaustowskogo.ru/drupal-7.22/etika-museya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector