О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей

О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей

«Педагог… Учитель…» — часто произнося эти слова, мы не задумываемся, какую роль в нашей трудной жизни они играют. Профессия учителя связывает воедино способность к общению, понимание и знание человека. С ранних лет человек учится познавать окружающий его мир.

И чтобы понять, осознать и жить в нем правильно, ему нужны умные и понимающие его люди, всецело отдающие свое умение, старание и заботу. Они должны направлять маленького человека на правильный путь, должны помочь ему не заблудиться на дорогах жизни, должны воспитать его.

Именно такими людьми и являются педагоги

Они учат ребенка не только общедоступным вещам, но и учат понимать самого себя, свою душу. Каждый человек — это маленькая частичка большого общества, в котором мы живем. И для того чтобы уметь жить в этом обществе, человек должен быть достаточно образованным.

Естественно, педагог учит не только знаниям, передаваемым в народе из поколения в поколение, но и пониманию надобности данного предмета. Ведь если учитель не докажет, насколько нужен человеку тот или иной предмет, ребенок не будет иметь желания его изучать.

Следовательно, роль учителя в образовании и воспитании человека, несомненно, огромна.

Здесь можно привести в пример слова Белинского: «Счастливы те молодые люди, которые имеют случай под руководством опытных ученых, добродетельных и образованных наставников усовершенствовать себя и предуготовить себя к опасному, хотя и весьма продолжительному пути по трудовой дороге жизни».

Умение доказать надобность предмета столь же велика, как и понимание учителем каждого ученика. Из этих маленьких тезисов складывается сложная и разносторонняя личность учителя.

Он должен уважать каждого маленького человека, понимать, что ребенок — это целостная личность, которая имеет такие же права, как и взрослый член общества. Одна из древних мудростей гласит: «Ребенок — это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение».

Следовательно, каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности он несет за каждую «маленькую частичку большого общества».

Учитель, как и врач, — это призвание, талант, данный свыше. Воспитывая личность, учитель должен, думаю, вспоминать один постулат: «Не навреди!» Формирование свободной, умной, справедливой, трудолюбивой личности — сложный процесс. Но люди, по-настоящему allsoch.

ru 2001-2005 любящие детей и искренне увлеченные своей деятельностью, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь.

Источник: http://www.testsoch.net/rol-uchitelya-v-processe-obrazovaniya-i-vospitaniya/

Роль обучения школе воспитании детей

  • В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности.
  • При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги.
  • Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.

Роль школы в воспитании детей

  • Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка.
  • Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе.
  • Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются.

И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение.

В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.

Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена.

Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер.

Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.

Формы связи с родителями учеников

  • Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе.
  • Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом.
  • Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:
  • Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года.

В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности.

Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.

Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса.

Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения.

Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.

Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности

  • Воспитание ребенка — это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты.
  • Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях.
  • Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.

Источник: http://orebenkah.ru/obuchenie-detej/rol-obuchenija-shkole-vospitanii-detej.html

Воспитание и развитие

Воспитание и развитие

Воспитание и развитие детей — процесс достаточно сложный и увлекательный. Даже не просто сложный, а довольно трудный. Каждый человек рождается с полным набором индивидуальных особенностей и черт характера.

Известно, что оценка уровня воспитания зависит от сложившихся в обществе социальных, экономических, моральных и этических норм. Каждая страна, каждое селение, семейный клан, любая ячейка общества имеет свое собственное установившееся понятие об обучении, воспитании, развитии детей.

Но существуют общие для всех стран и народов критерии суждений о воспитании.

Воспитанного человека отличают честность, дружелюбие, уважение к окружающим, опрятность, общительность и ряд других черт.

Основной задачей развития и воспитания детей является стремление вырастить гармонично развитую личность. Ни для кого не является секретом, что какими мы вырастим наших детей, такой и будет наша собственная жизнь в пожилом возрасте.

Воспитание и развитие детей

  • Как известно, воспитанием детей необходимо начинать заниматься с младенчества. Обучая своего ребенка владению ложкой или вилкой, вы уже вступаете в процесс воспитания.
  • Научите ребенка, есть аккуратно, и со временем он не будет испытывать неудобства в присутствии на обеде посторонних людей. По утрам и вечерам приучите к водным процедурам и обязательной чистке зубов.

В воспитании формирование, развитие различных навыков имеет огромное значение.

Ваше поведение служит примером вашему ребенку. Проявляйте уважение к окружающим и научите этому своего ребенка. Уважайте его, прислушивайтесь к его мнению, при необходимости тактично корректируйте его мысли или действия.

Читайте также:  Кукольное представление для детей дошкольников на весеннюю тему

В каком бы возрасте ни был ребенок, он отметит вашу тактичность по отношению к нему и непременно сам будет в будущем поступать также. Роль воспитания в развитии ребенка огромна. Согласитесь, что понятие воспитания и образованности – это совершенно разные вещи.

И так обидно порой видеть умного и эрудированного молодого человека, но совершенно невоспитанного хама…

Объясняйте ребенку, что нельзя критиковать людей в грубой форме. На личном примере постарайтесь показывать ему, как можно без обидной критики объяснить человеку то, в чем он не прав. В будущем это поможет ему избежать многих конфликтных ситуаций.

Воспитание, развитие, обучение, образование детей очень кропотливый процесс, требующий от родителей и педагогов огромного терпения и, конечно же, любви к детям. Иногда хочется взорваться и накричать на ребенка. Возьмите себя в руки, как бы ни было это трудно, не делайте этого.

Мировой опыт в обучении, воспитании, развитии детей говорит о том, что крики недопустимы. Особенно в общении с подростками. В дошкольный и подростковый периоды, в самые трудные моменты создания личности крики спровоцируют у ребенка отторжение, уход в себя, в личностные переживания.

В этот период в силу гормонального развития у детей особо чувствительная психика, не пораньте ее.

Для того чтобы воспитание и развитие детей происходило менее болезненно, старайтесь занять их свободное время интересными играми, спортом, музыкой, познавательными походами или экскурсиями.

В общении с окружающим миром и сверстниками будет развиваться такое качество, как коммуникабельность, проявляться интерес к природе, искусству, спортивным достижениям.

Это расширит кругозор детей и послужит гармоничному развитию.

К сожалению, большая часть детей сейчас проводит бесконечное время в компьютерных играх. Извлеките пользу для воспитания и развития детей и отсюда. Найдите сами или помогите ребенку найти развивающие и обучающие игры в интернете. Многие из них помогут в обучающем процессе, другие могут подтолкнуть ребенка к самостоятельному углубленному изучению каких-либо наук и предметов.

Образование, обучение, воспитание, развитие

  • Вопрос об образовании детей всегда стоял и стоит очень остро. Школьное образование предусматривает общие знания для всех. Но, к сожалению, не всегда в школах однозначно высокое качество преподносимых знаний.
  • Кроме того, в силу личностных качеств самих детей или педагогов образовательный процесс не всегда дает высокие результаты. Иногда неблагоприятные семейные обстоятельства бывают причиной плохой успеваемости ребенка.
  • Поэтому проблемы в воспитании, обучении, развитии детей не всегда просто установить, а тем самым своевременно устранить.
  • Семья играет важнейшую роль в этом вопросе. Если у ребенка что-то не ладится в школе, то родители должны бить тревогу, искать причины и возможности исправления данной ситуации.
  • Но это не значит, что непременно нужно придумать какую-то карающую меру для своего ребенка или мчаться на всех парах, разносить педагога в пух и прах. Тем более не нужно делать этого в присутствии детей. Не унижайте педагога, не унижайте ребенка, а докопайтесь до истины и устраняйте проблему совместно.
  • Задачи развития и воспитания ребенка многогранны и требуют творческого и вдумчивого подхода. Иногда воспитав по ряду каких-то упущений слишком застенчивого ребенка, родители недоумевают – почему их чадо не смогло ответить у доски. Покопайтесь в своих воспоминаниях.

Возможно, вы были слишком авторитарны и не позволяли ребенку вести с вами открытый диалог. Не позволяли спорить с собой. У ребенка возник страх, что он всегда не прав. Подумайте об этом.

В воспитании формирование развития у ребенка чувства уверенности в себе, чувства собственного достоинства, осознание себя личностью, достойной уважения – должно быть одним из приоритетных направлений.

Роль воспитания в развитии ребенка

Педагогика – наука о воспитании детей, за многие столетия она претерпела количественные и качественные изменения. От патриархального воспитания до современной модели развития индивидуальной гармоничной личности.

В воспитании и развитии детей педагогикой предусмотрены самые различные направления. В настоящее время быстрого прогресса воспитанию подрастающего поколения отводится особая роль.

В образовательный и воспитательный процесс включается все больше педагогов-психологов. Частые стрессовые ситуации в семье и образовательных учреждениях приводят к отклонениям от нормы в поведении подростков.

Их проявления бывают весьма плачевны.

Педагогика обобщает модели воспитания детей и ищет кратчайшие пути разрешения проблем, которые возникают в современном обществе. Сегодняшние дети шагнули далеко вперед от детей 90-х годов и даже 2000 года. Информационный поток настолько велик, что не всегда можно уследить за познаниями наших детей, полученных из интернета.

Это также откладывает свой отпечаток на воспитание детей и на их развитие. Поэтому воспитание и развитие ребенка – это два взаимосвязанных фактора.

Только при условии того, что вы будете уделять внимание развитию умственных, творческих способностей и его воспитанию, вы сможете вырастить из него достойного члена нашего общества, гармонично развитую личность, да и просто порядочного человека, что уже значит очень много!

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/6567-vospitanie-i-razvitie.php

Психология. Развитие психологической мысли» Роль педагога в воспитании

Психология. Развитие психологической мысли в Казахстане » Роль педагога в воспитании

Алтынсарин ставит перед учителями задачу изучать индивидуальные особенности детей. Он считает, что ра­зобраться в душе ребенка весьма помогает чтение педагогической литературы, поскольку она является одним из источников психологических знаний о детях.

Имея в виду нерадивых учителей, в одном из своих писем он го­ворит, что они «никогда положительно не знакомятся с руководствами, рекомендованными педагогическим ми­ром, не прочитывают ни одного из них до конца, не вни­кают в общий характер и умственный склад учащих­ся…».

Эти высказывания Алтынсарина не только созвучны мыслям Ушинского, но и вполне современны. «Учителей судят не по их устным, существенно не идущим к делу фразам, —писал педагог-просветитель,—а по тем пло­дам, которые окажутся на почве посевов, то есть по уче­никам».

Успех или неуспех в воспитании и обучении, по мне­нию И. Алтынсарина, зависит большей частью от педаго­га, от его умения правильно подойти к ребенку. Педагог «имеет дело с детьми,— писал Алтынсарин,— которые, если не понимают чего-либо, то учитель должен пенять не на учеников, а на самого себя, что не может довести до их понимания.

Должен он обращаться с детьми крот­ко, не раздражительно, терпеливо, объяснять каждый предмет охотно и простым языком, без вычурных фраз и ненужных терминов…» «Некоторые молодые учителя,— пишет он в другом месте,— у которых не установился еще твердый взгляд на дело воспитания и обучения… сбивают учеников с толку и затем сами же сердятся и доходят до злобного даже обращения с учащимися, досадуя, что по­следние не умеют отвечать на задаваемые вопросы; а это, в свою очередь, еще более сбивает с толку и запугивает учеников до того, что они не в состоянии уже ничего от­вечать… Такие учителя сильно заблуждаются, относя не­понятливость учеников к невнимательности и тупости их, а не к собственной своей вине».

Алтынсарин придавал решающее значение личности учителя. Мысли его об учителе совпадают также и с мне­нием Н. Г.

Чернышевского, который считал, что «воспи­тателю должно перевоспитать самого себя и переучиться: ему следует сделаться из скучного, бестолкового, сурово­го педанта добрым и рассудительным преподавателем, отбросить дикие понятия, которыми загроможден здо­ровый смысл в его голове, приобрести взамен их разумные».

     Знакомясь с высказываниями Алтынсарина о роли учителя в учебно-воспитательном процессе, поражаешься его высокой психолого-педагогической культуре. Это тем более удивительно, что жил и работал он в усло­виях сплошной неграмотности, преодолевая тьму неве­жества.

Источник: http://psychologykz.ru/rol-pedagoga-v-vospitanii/

Кто должен воспитывать ребенка? Роль школьного учителя в воспитании детей

Некоторые родители уверены, что воспитание детей напрямую зависит от их собственного поведения и взглядов на жизнь. На самом деле, роль учителя в воспитании детей также огромна, неоценима, и именно этому вопросу посвящена данная статья.

Читайте также:  Влияние цветового спектра на цнс человека

  • Задачи педагога в воспитании весьма разнообразны. Так, например, именно учитель закладывает в детей основы патриотизма. Современная классно-урочная система обучения помогает детям привыкнуть к определенному поведению в классе, воспитывает в них сдержанность и уважение к старшим.
  • Однако главное, на что влияет преподаватель — это воспитание уважительного отношения к науке и к процессу познания. Именно данную цель должен преследовать педагог на каждом своем уроке. Записывая что-то в тетрадь, получая хорошую или плохую оценку, педагог с первого класса приучает детей уважительно относиться к научным знаниям.
  • И тут очень важно, чтобы слова и действия родителей не противоречили тому, что говорит педагог.
  • Так, например, некоторые мамы проявляют непредусмотрительность, заявляя детям, что знания по тому или иному предмету вряд ли им пригодятся.
  • Поскольку в первые 10-12 лет жизни родители являются непререкаемым авторитетом для ребенка, перебудить малыша в дальнейшем не получится. В результате, все воспитательные усилия педагога окажутся напрасными.
  • Роль педагога в воспитании ребенка базируется на беспрекословном уважении каждого ученика по отношению к учителю. Именно поэтому родителям никогда не стоит высказывать свое негативное мнение о педагоге вслух при ребенке, поскольку это напрямую влияет на отношение к школе и к учебным предметам.

Воспитательные моменты учителем осуществляются не только непосредственно на уроках, но и на классных часах.

На таких мероприятиях педагог может воспитывать в своих учениках уважение к старшим, заботливое отношение к окружающей среде, рассказывать им о правилах этикета.

Поскольку современные работники школы владеют разнообразными методиками подачи информации, обычно такие воспитательные беседы получаются очень насыщенными и интересными.

Разнообразить рабочую деятельность с детьми можно при помощи разнообразных мероприятий, организованных педагогом. Так, учитель в воспитательных целях может организовать тур по Золотому кольцу или же отправиться в местный театр.

Любое мероприятие подобного характера не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает в нем любовь к культуре, к искусству.

Посещение важнейших и самых знаменитых памятников архитектуры помогает воспитать в детях стремление сохранить наследие предков на долгие годы.

Все эти воспитательные моменты ложатся на плечи ответственных преподавателей. Современная школьная программа довольно строга по отношению к недобросовестным преподавателям, и поэтому учителям приходится периодически составлять планы воспитательной работы.

В таких планах учитель отмечает все, что он хочет внушить своим детям, все, о чем хочет им рассказать. Зачастую от качества составленного плана зависит итог профессиональной деятельности педагога.

Чем больше усилий учитель будет вкладывать в воспитательные процессы на уроках, тем выше будет общая успеваемость в классе.

Задача родителей в данном случае — не препятствовать деятельности педагога, а всячески ее поощрять.

  • Деятельность современного учителя не ограничивается поурочными планами, ведь иногда гораздо важнее вложить в головы детей элементарные воспитательные нормы. Лучшее, что в такой ситуации могут сделать родители — это организовать правильное общение с педагогом, всячески способствуя его воспитательной деятельности.
  • Эстетическое воспитание-это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
  • Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственный будет-слово эстетика.
  • Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности.  Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.

Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано.

Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного.

Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

 Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

  1. Развитию эмоционально – чувственной сферы;
  2. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей);
  3. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;
  4. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке; физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики , положительного отношения к физической культуре); нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель). Если обстановка эстетична, красива (совсем не обязательно богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму. Три правила, которые делают эстетику быта средством эстетического воспитания: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя.
  2. 2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, в самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи), графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации), малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева), произведения народно-прикладного искусства (керамика, стекло, народные декоративные изделия и др…)
  3. 3. Природа. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и т.д. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели.           Специальное обучение.                                                                                      

Источник: https://makarova-dou20.edumsko.ru/articles/usloviya_sredstva_i_rol__pedagoga_v_esteticheskom_vospitanii_detej

Педагогика образование, воспитание, обучение

Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс.

Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности.

Из первой и второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, коммунистического воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства и принцип научности.

Педагогика: образование, воспитание, обучение. Образование и Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивается вместе с обществом. Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, развивало и предавало потомкам.

Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось знаний, тем востребованнее было специально организованное образование- целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества. Образование – это формирование определенного образа (идеальная форма отражения объективной действительности) человека, его личности.

Читайте также:  Интересная информация для младших школьников

Для того чтобы понять, что такое образование надо исследовать категориальное значение этого понятия. Надо выявить содержание, смысл, назначение понятия через соотнесение его с релевантными понятиями (например, социализация). Человек – общественное существо, но практика доказывает, что сразу он не становится общественным существом. Каждый проходит социализацию.

Это процесс вхождения в общество, который может продолжаться всю жизнь, процесс освоения индивидом норм и ролей, принятых в данном обществе посредством собственной и чужой активности. Данный процесс протекает как стихийно, так и сознательно, целенаправленно. образование – это необходимая составляющая социализации, так как без этого института вообще нет эффективной социализации.

Образование применительно к каждому отдельному человеку это сознательно направляемый процесс освоения ценностей культуры, передачи опыта, овладения и преобразования действительности. Можно сказать, что образование – это творение образа человека в индивиде, который необходим конкретному обществу, формирование его личности, неких общественно значимых и индивидуальных качеств.

Понятно, что образование предполагает наличие некой цели, в соответствии с которой выстраивается весь соответствующий процесс. Процесс образования готовит человека к жизни в данном обществе и избавляет его от необходимости заново пройти все этапы общественного развития.

Подводя итог вышесказанному, под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умения и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Функции образования: передача опыта; закрепляет опыт людей; тиражирует опыт; адаптирует человека к конкретной обстановке.

Образование включает в себя воспитание и обучение. Через воспитание, обучение человек осваивает конкретные нормы и роли, которые ему предстоит выполнять в обществе. Они создают вполне конкретного индивида для определенной социальной среды, для определенных социальных отношений, с конкретными свойствами поведения, опыта, знания, мировоззрения и т.д.

воспитание и обучение тесно взаимосвязаны, но, тем не менее, их необходимо различать. Воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию определенных личных качеств человека (быть аккуратным, вежливым), это процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Но воспитание – не просто рекомендации.

Всякое воспитание это динамическое вмешательство, то есть, воспитывая, мы изменяем бытие человека. Но интересно, что не во всех культурах так интерпретируется воспитание. Буддисты, например, воспитанием не взращивают и не переделывают человека, а только выявляется природа человека.

В любом случае для избежания ошибок нельзя представлять, что воспитуемый это пассивное существо, глина, из которой можно вылепить все, что угодно. Всякая воспитательная деятельность – это двусторонний процесс, в котором задействованы воспитатель (субъект) и воспитуемый (тоже субъект, а не объект, как можно было подумать).

Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение< – это виды духовного производства человека.

Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем.

Через образование наследуется опыт предыдущих поколений человечества, оно консервирует опыт, оно тиражирует, распределяет, кому сколько дать знаний, адаптирует человека к конкретной обстановке.

И в каждом уважающим себя обществе значение и роль образование очень велики и прописаны в официальных государственных документах (ФЗ «Об образовании» трактует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства). Деятельность по воспитанию и обучению отражается в науке педагогика.

Можно сказать, что педагогика – это система знаний о закономерностях и способах образования, воспитания и обучения. Все науки делятся на две группы – науки теоретические и науки практические.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ

Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, самосовершенствование.

  • Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, взаимодействие с ней, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели).
  • Воспитанием достигается подготовка людей кжизни в социуме, в системе социальных отношений. Вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе.
  • Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей.
  • Результатом воспитания является воспитанность индивида и общности.
  • Образование – организованный, целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Данный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состоянием участников.

Образование как педагогический процесс обеспечивает некий результат: определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков, подготовки ктому или иному виду практической деятельности, т. е. образованность.

Образовательный процесс осуществляется на основе процесса обучения.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Результат – обученность.

Обучение включает в себя преподавание, осуществляющее передачу системы знаний, умений, навыков и усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование. Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы).

Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.

Развитость способствует высоким достижениям в любой сфере человеческой деятельности.

В полноценной педагогической деятельности перечисленные понятия педагогики взаимосвязаны и в своем единстве образуют «педагогический квадрат» (образование—воспитание—обучение—развитие).

Самосовершенствование – процесс инициативной или направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития.

Разница

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение — процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей.

Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем.

Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны.

Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теорегической и практической деятельности, ориентировано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.

Раэличны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание — с чувственными и межличностными отношениями.

Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения.

Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Источник: http://MirZnanii.com/a/179285/pedagogika-obrazovanie-vospitanie-obuchenie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector