Об учителях духовных для детей

Об учителях духовных для детей

Совсем скоро, 1 сентября, к учебному процессу приступят множество школьников и студентов. Предлагаем ко вниманию поучения и наставления святых отцов Церкви об учении, знаниях и воспитании, которые настраивают на учебу и будут полезны для всех, кто дает или получает образование.

    

Святой Марк Подвижник

«Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом».

Святитель Московский Филарет

«Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера».

«Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает».

Святитель Дмитрий Ростовский

«Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму».

Иоанн Златоуст

«Какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек знающий сие искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля».

«Благоповедение нужно, а не остроумие; нравственность, а не сила речи; дела, а не слова: это доставляет царствие, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу».

«Будем так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто».

«Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание».

Святитель Тихон Задонский

«Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь».

«И из малого отрока может быть и Ангел, может быть и дьявол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет».

Святой Иоанн Кронштадтский

«При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».

«Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком».

Святой Паисий Святогорец

«Если во время учебы ребята будут как следует заниматься, то, хотя они и устанут немного, у них не будет задолженностей, они быстро получат диплом, и впоследствии им не о чем будет печалиться».

Старец Филофей

«Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости.

Преподобный Нил Синайский

«Кто хочет решительно воспитать детей своих, пусть воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих».

Преподобный Ефрем Сирин

«Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно».

«Знание лучше богатства; малый, но мудрый отрок лучше старого, но глупого царя».

Преподобный авва Нестерой

«Никто, каким бы знанием ни обладал, по суетной надменности не должен думать, что он может не нуждаться в наставлении другого».

Преподобный авва Феона

«Что познается не наукою, а опытом, того неопытный не может ни передать, ни умом понять или удержать, кроме того, кто самым делом с подобным усердием приобрел познание».

Преподобный Исидор Пелусиот

«Изучивший многие знания и искусства, хотя бы он был даровитее всех людей, не приобретает, без сомнения, глубоких сведений в каждом, потому что время, какое должно употребить на упражнение в первом искусстве и на изучение оного, тратится на изучение другого искусства.

Напротив того, хотя преимуществует знанием многих искусств, но не преимуществует пред каждым из обучившихся до совершенства одному искусству. Посему и ты не желай знать все. Ибо следствием сего будет то, что не приобретешь точного сведения о каждом предмете.

Но имея в виду одну цель, туда напрягай око разумения. В таком случае овладеешь делом».

Источник: http://www.pravoslavie.ru/96577.html

Про духовных учителей. Статья. Духовная психология. Самопознание.ру

Существует два типа духовных учителей. Есть неопасные учителя. Они всегда готовы проявить по отношению к вам нежность и заботу, они будут успокаивать и утешать вас.

И есть другие учителя, они стоят вне закона! Это Грубые Парни и Противные Девчонки. Они — ваш кошмар.

Они будут безжалостно тормошить вас до тех пор, пока вы не достигнете самореализации; до тех пор, пока вы не раскроете глаза и не увидите себя такими, каковы вы есть на самом деле.

Мой совет: осторожно выбирайте учителей. Если вы хотите, чтобы вас неизменно похлопывали по плечу и улыбались при каждом приступе вашего эгоизма, найдите себе Милого Сладкого Мальчика или Примерную Девочку. Покрепче возьмитесь за руку такого учителя и смело вступайте на путь избавления от каких бы то ни было стрессов. Вы можете быть уверены — вас ожидает душевный комфорт.

Но если вы стремитесь не к душевному комфорту, а к духовному просветлению, если вы хотите однажды проснуться, если вы хотите сгореть в огне Бесконечности, рекомендую вам: найдите Грубого Парня или Противную Девчонку. Да, вам будет неудобно в их присутствии.

Да, они дадут вам понять, что вы глупы. Они вывернут вас наизнанку, лишат иллюзии приторного покоя и заставят страдать. Вы будете думать, что вам, возможно, лучше было бы вообще не родиться. Но вы окажетесь на том Пути, который приведёт вас к самим себе.

Я уверен, что многие из вас предпочитают лицезреть в качестве своего духовного учителя Милого Сладкого Мальчика. Удобный, мягкий как подушка, он ни в коем случае не будет вас терроризировать.

Наоборот, он прольёт целительный бальзам на вашу утомлённую печальную душу. Конечно, в этом нет ничего плохого, и, конечно же, я никого не осуждаю, — как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.

Может быть, всё дело в том, что лично мне, к сожалению, попадались исключительно никчёмные Милые Сладкие Мальчики.

Но что, если вам всё-таки не по вкусу те благоглупости, которыми очередной Милый Сладкий Мальчик пытается с ложечки кормить ваше эго? Что делать, если вы пытаетесь избавиться от морока глубокого духовного забытья, если вы стараетесь проснуться и обрести самореализацию в Божественном? Иначе говоря, что делать, если вы слышите зов Просветления? О, тогда вам нужна жестокая, ужасная смерть! Вам нужно погибнуть как отдельной самодостаточной личности и навсегда исчезнуть в безграничной, бесформенной, абсолютной Истине. Такая смерть будет пропитывать каждую клеточку вашего естества, она охватит самые дальние уголки вашей внутренней Вселенной и растворит всё, что вы до сих пор считали своим «я». По ту сторону такой смерти находится Дух. За жестокой расправой над собственным эго следует обретение Добра, Истины и Красоты. В конце концов до вас доходит, что свет Истины появляется там, где заканчиваетесь вы.

Свет Истины в вас — за порогом вашей смерти. Но кто может быть настолько безжалостным по отношению к вам, чтобы толкнуть вас туда? Милые Сладкие Мальчики? Ну что вы! Они не захотят вас расстраивать. Они побоятся ранить вашу тонкую натуру.

Всё, на что они способны, — это сюсюкать вам на ушко всякую безделицу и оказывать моральную поддержку всякий раз, когда вам придёт в голову пойти на унизительный компромисс с самим собой.

Вообще-то приятно быть «духовным учителем» — Милым Сладким Мальчиком: никакой тебе нервотрёпки, никакой изматывающей конфронтации с чьими-то сопротивляющимися эго.

Делать дело приходится Грубым Парням. Они — не для того, чтобы сюсюкать. Они для того, чтобы разрушать. Они честны и действуют убийственно, как луч лазера.

Они не отвяжутся и будут стоять у вас над душой до тех пор, пока вы, наконец, не отрешитесь от собственного эго и не увидите своё Истинное Лицо.

Это и есть сострадание — не то приторное кондитерское сочувствие, которым вас потчуют различного рода «духовные наставники», а подлинное сострадание, уязвляющее ваше эго, подобно лезвию меча. Грубые Парни — живое воплощение Истины, поэтому они воюют с эго безо всяких компромиссов.

Фриц Пёрлс, основатель гештальт-терапии, любил повторять: никто не идёт к терапевту, чтобы почувствовать себя лучше (хотя все утверждают именно это).

Точно также — люди обращаются к духовным учителям, но при этом совершенно не заинтересованы в обретении Истины.

Всё, что нужно людям на самом деле, — это показать себя в той замечательной игре эго, которая называется — «Посмотрите все, какой я сейчас духовный!».

Итак, вы хотите сказать, что это ваш Дух толкает вас на поиски духовного учителя? Ерунда. Когда Дух пробуждён, ему не нужен никакой учитель. Вас тянет к учителю не что иное, как ваше эго.

Вы хотите поиграть в духовность, у вас есть амбиции, вам хочется, наконец, увидеть себя в роли реализованной сущности — и всё это за счёт учителя.

Проще говоря, ваше эго пытается въехать в духовный рай на чужом горбу.

Что делать бедному учителю? Ведь всех, кто к нему приходит, приводит эго. Учитель стоит перед выбором. Ему остаётся либо угождать собравшейся публике, либо встать на путь разрушения.

Он здесь не для того, чтобы вам угождать. Он способен разорвать вас на куски, да так, что потом только Абсолют сможет собрать эти куски заново. Если вам нужны какие-то банальные гарантии, вроде «…ну, конечно, всё будет в порядке», бегите от него подальше.

С ним ничего не будет в порядке! Вы должны знать — дорога к Просветлению лежит через ад, и только исключительно Грубый Парень в состоянии провести вас по этой дороге.

Если вы сумеете вытерпеть такого Учителя, если не дезертируете из очистительного пламени, вы обретёте ясность Абсолюта и будете сиять как звёзды.

Все известные мне глубоко просветлённые Учителя были Грубыми Парнями и Противными Девчонками. И, конечно же, настоящими Грубыми Парнями были великие мастера дзэн — стоило им только увидеть чьё-нибудь претендующее на просветление эго, как они тут же брали большую палку и били его аккурат промеж глаз. И это было только начало, самая лёгкая часть обучения.

Грубые Парни и Противные Девчонки могут напугать кого угодно. Они поглощают раскалённые угли и потом плюются огнём. Попадитесь им, и они просмолят вас, как поросёнка.

Только в том случае, если вы готовы обречь себя на подобные испытания, если вы действительно согласны шагнуть навстречу смерти своего собственного «я», вас ждёт абсолютная Реализация и сияющее воскрешение в бесконечности Духа — вашей истинной природе.

Хватит хныкать над собственными компромиссами. Хватит зависеть от чего бы то ни было. Спалите своё недовольное, вечно ноющее эго. Если, конечно, сможете выдержать настоящий огонь.

Когда я слышу, что рассказывают о Грубом Парне «Э» учительствующие Милые Сладкие Мальчики, я думаю: «Ого! Да вы и половины не знаете из того, о чем говорите».

«Э» упрекают в том, что он впадает в крайности, что его трудно понять, и это оскорбляет чьё-то раздутое самомнение. В ответ я ухмыляюсь: «И слава Богу!».

Потому что, если бы не Грубые Парни и Противные Девчонки, подлинная Духовность была бы редкой гостьей в нашем странном мире.

Итак, готовы ли вы подвергнуть себя испытанию? Или вы не способны ни на что, кроме ни к чему не обязывающей околодуховной болтовни? Чего вы вообще хотите — чтобы с вами, как обычно, заигрывали и гладили вас по щеке, или же чтобы живьём сняли с вас шкуру и затем зажарили на медленном огне? Я хочу сказать: свет Истины сияет там, где вас нет, где ваше эго окончательно обугливается в пламени Абсолюта, где любые ваши компромиссы без следа исчезают в бесконечности подлинного осознания. Истина — всегда здесь, но она слишком очевидна, чтобы вы могли её увидеть, слишком проста, чтобы вы могли в неё поверить, слишком близка, чтобы вы могли её коснуться. Истина — это Откровение, которое вам придётся осознавать постепенно, в то время как оно объемлет Вселенную и поглощает галактики.

Короче говоря, если вы чувствуете в себе силу войти в костёр, пламя которого оближет ваше сердце и откроет его для вечности, вы попали по нужному адресу. Грубый Парень будет показывать вам дорогу к вашему истинному «Я» и бить ваше эго большой сучковатой дубиной. Если вы выдержите его, то в конце концов обретёте Бога в вечном космосе своей души.

Бог смотрит на мир вашими глазами, Он разговаривает посредством вашего рта и сейчас, вашими глазами, читает то, что написано на этой странице. Бог — в сиянии вашего Духа. Бог был, есть и будет в вас, однако вам требуется очень, очень Грубый Парень, который возьмёт вас за шиворот, развернёт к Нему и заставит признать в этом вечном сиянии своё Истинное Лицо.

Читайте также:  Чем подкормить плодовые деревья

С пожеланием удачи, автор.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/pro_duhovnyh_uchiteley/

Беседа об учительстве — О духовной прелести

ПодробностиКатегория: Страсть учительства

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак.

3, 1–2).В самом начале третьей главы Соборного послания апостол Иаков говорит о том, что когда люди становятся учителями (даже если это происходит по воле Божией, по воле Церкви), они подвергаются большему осуждению, чем просто люди, живущие в миру.

Почему это так? Потому что учитель всегда на виду, к нему часто бывает приковано внимание. У людей обычно завышено представление об учителях, о наставниках. И чтобы рассеять такие заблуждения, апостол Иаков говорит: ибо все мы много согрешаем. Здесь он говорит как апостол, от лица других учителей.

Братия и сестры, никогда не верьте в безгрешных учителей! Безгрешные учителя — это из области буддизма: буддисты говорят, что где-то в горах есть какие-то «махатмы»; однако, как выясняется на самом деле, это просто демоны, бесы. Любой же человек, на какую бы высоту иерархического, священнического служения он ни поднялся, всегда будет оставаться только человеком.

И вместе с апостолом Иаковом каждый из нас может сказать: ибо все мы много согрешаем.Истинное христианство заключается в том, чтобы называть вещи своими именами. Да, мы все много согрешаем! Но в том-то и сила нашей религии, что мы не обманываем сами себя. Ведь Господь Иисус Христос и пришел к нам, потому что все мы много согрешаем.

Если бы мы были праведными, Ему не надо было бы приходить на землю. Однако праведных нет — есть выдуманные сказки о том, что бывают какие-то особые люди. Апостол Иаков говорит: все мы много согрешаем.И далее он желает подсказать, как нам избавиться от своих грехов: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Этими словами апостол Иаков говорит нам о том, как лучше всего начать борьбу с грехами: сначала нам нужно обуздать свой язык. Нам надо научиться контролировать свою речь: что мы говорим, как мы говорим. И язык — это ведь не только речь, это еще и мысли, помыслы, прилоги, которые наполняют наше сознание и нашу душу.

В первом стихе этой главы апостол Иаков говорит об учителях: не многие делайтесь учителями. Давайте зададим себе этот вопрос: кто может быть учителем среди народа Божия? Кто вообще имеет право учить? В каком случае один человек может учить другого человека? Кто наши учителя?В Священном Писании говорится о том, что первыми нашими учителями являются наши с вами родители, братья и сестры.

Посмотрите, что написано во Второзаконии: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Втор. 6, 4–9).

Этими словами боговидец Моисей учит нас, что основы веры мы должны передавать нашим детям. Основы веры, которые получили некогда израильтяне, — это вера в то, что есть единый Бог и Его надо возлюбить всем сердцем и всею душою. Через Моисея говорит Господь: и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая.

Итак, родители призваны к тому, чтобы наставлять своих детей в начатках веры: в тех фундаментальных основах Православия, без которых человек не может существовать. И в наше время такой фундаментальной основой нашей веры является вера в то, что есть единый Бог — Святая Троица, Единосущная и Нераздельная. Это и вера во власть Святой Церкви.

Церковь наделена властью от Бога — универсальной властью; эту власть никто не может у нее отнять — ни коммунисты, ни демократы, никто! Права Церкви безусловны.Сейчас мы слышим, что на права Церкви покушаются даже монархисты. Но Церковь — это Царство Божие, об этом мы должны помнить. Мы с вами, братия и сестры, не имеем права принимать никаких идеологий — ни демократию, ни коммунизм, ни нацизм.

Нам не нужно даже и монархии, если она будет без Православия. Когда нам предлагают монархию, но не на основах Православия, а на каких-то других идеях — конституционного гуманизма и т.п., — это всего лишь очередная ловушка для православных, направленная на то, чтобы их погубить.Итак, мы с вами определились, что учителями могут быть родители.

И многие из нас были научены своими родителями, дедами и прадедами, бабушками и прабабушками. Кто еще имеет право учить? Нам важно это понять, потому что у апостола сказано: не многие делайтесь учителями.Учить народ обязаны священники Божии. Во Второзаконии мы читаем: Смотри…

тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им (Втор. 24, 8).Этот порядок не должен нарушаться: Бог дает откровение Своим священникам, а священники — народу. Помните, как произошло чудесное насыщение хлебами? Господь дал хлебы апостолам, а те раздали всему народу (см.: Мф. 14, 19).

Этот порядок не может быть нарушен — это жесткий иерархический порядок. Священники обладают властью учить, а народ должен тщательно исполнять все, что они говорят.В Священном Писании сказано, что от уст пастыря, от уст священника люди ожидают наставления в заповедях Божиих: Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа (Мал. 2, 7).

И очень плохо, когда священники, особенно молодые, вместо того чтобы говорить о заповедях Бога, иногда уходят в политику и ведут разговор о разных пустых вещах.Поскольку так сказано в Писании, то народ Божий имеет право требовать, чтобы пастырь излагал волю Бога.

Поэтому пастырям надо подтянуться: мы всегда должны помнить о том, что мы, пастыри, священники, поставлены для того, чтобы учить народ, учительно наставлять его в истинной вере.В Священном Писании говорится о том, что пророки Божии тоже являются учителями и наставниками в вере.

В Книге пророка Иеремии сказано: Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления (Иер. 32, 33). Здесь пророк Иеремия сетует на то, что его пророческие наставления, пророческие уроки не были восприняты этими странными учениками — его современниками, которые не хотели слушать поучений пророка Божия.

В Священном Писании сказано, что многие люди находят себе учителей и наставников по сердцу, чтобы наставники льстили им. Вот и я всю неделю болел и искал себе наставников, которые бы мне объяснили, что у меня там происходит внутри. Ко мне приходили врачи, медсестра, знакомый батюшка, который разбирается во многих болезнях.

У меня были проблемы, и я искал себе наставников, которые могли бы их разрешить.

Но, разумеется, проблемы здоровья и спасение души — это совершенно разные вещи! Поэтому, конечно, мы всегда найдем себе наставника, который научит нас водить машину, если нам нужно сдавать экзамены на водительские права; мы можем найти себе и наставника, который научит нас, как правильно заботиться о своем здоровье, как правильно пеленать маленьких детей (это тоже очень важно: когда в семье новорожденный, многие не знают, что с ним делать; не умеют его пеленать, ухаживать за ним и кто-то должен обязательно объяснить). Но самое главное наставление для человека — это наставление в вере, когда мы учимся познавать волю Творца.Братия и сестры, мы имеем великое счастье быть избранниками Божиими: мы — православные христиане! Православных христиан не так много в России, как может показаться. Мы можем ходить в храм Божий, слушать духовные наставления, читать святых отцов. Мы слышим Святое Евангелие, когда оно читается во время Божественной литургии, а святые отцы говорят, что когда мы своими ушами слышим Евангелие, читаемое во время Божественной литургии, — мы слышим голос Самого Иисуса Христа! Поэтому, прежде всего, давайте искать себе наставления в вере, как и сказано в Евангелии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (сдать на права, разобраться со здоровьем, научиться пеленать ребенка) приложится вам (Мф. 6, 33). Это слова Самого Господа!Пророческое служение существует в Церкви до сих пор. Надо сказать, что ни одно из древних служений не оставило народ Божий. Пророческое служение в Церкви — это служение предостережения, когда Святейший Патриарх или епископы, или священники предостерегают народ о грядущих опасностях. Это и есть действенное пророческое служение, которое живет в Церкви и не прекращается.К пророку Иеремии поворачивались спиной: современники не хотели слушать его наставлений и поучений. И сейчас многие говорят: «Зачем нам эти поучения, эти наставления? Мы как-нибудь сами разберемся!» Но человеку очень трудно во всем разобраться самостоятельно — практически невозможно. Поэтому в Книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе (Сир. 6, 35–37). Итак, среди народа Божия имеют право учить: родители, воспитывая своих детей, священники, пророки, проповедники.Проповедническое служение не обязательно связано со священническим служением. Мы знаем, что святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была истинным проповедником; причем проповедницей-женщиной, девицей, которая пришла в Иверию и проповедью о Христе обратила целый народ в Православие. В Армении также юные девы проповедовали Евангелие и своей проповедью обращали язычников. И тут возникает закономерный вопрос: ведь учить в Церкви могут только пастыри — те люди, которые имеют на то особое благословение… Какую же проповедь могут нести миряне — например, женщины и даже дети?Миряне действительно не имеют права проповедовать и учить в церковном смысле этого слова. Но миряне могут свидетельствовать о том, что Господь сотворил с ними: они могут рассказывать о том, что Господь совершил в их жизни. Они являются очевидцами тех великих духовных перемен, которые произошли в их бытии. И святая равноапостольная Нина свидетельствовала о том, как она возлюбила Господа и как Господь изменил ее сердце. И те девы, которые проповедовали в древней Армении, они тоже свидетельствовали о том, как Господь сотворил великое чудо их обращения ко Христу. И каждый из нас, братия и сестры, может свидетельствовать, прежде всего, добрыми делами, рассказывая о великих духовных переменах, которые произошли в нашей жизни.Это надо всегда помнить: мирянин не может выносить какие-то суждения от лица Церкви, но если он хочет, чтобы его свидетельство о Христе принесло духовные результаты, — он должен говорить о том, что произошло с ним самим: что он слышал своими ушами и видел своими глазами. В этом случае ваше свидетельство принесет большие духовные плоды.Я вспоминаю женщину, которая спутала служение мирянина — свидетельство о том, что Господь с ней сотворил, — с пророческим служением. Приехал я как-то в одну деревню, а мне говорят: «У нас тут бабушка есть — она так хорошо всех учит. Сходи, Олег, посмотри!». На месте я увидел такую картину: бабушка появлялась среди отдыхающей там молодежи и восклицала: «Если вы не прекратите эту музыку, то немедленно все провалитесь! Вы все ослепнете!». Она говорила, как древние пророки: выносила такие суровые приговоры этим молодым людям, что мне стало страшно не только за них, но и за себя. Я тоже тогда был молод, находился рядом с ними и тоже слышал эту музыку!Нет, братия и сестры, мы не можем проклинать людей, не можем выносить им приговоры! У нас нет таких полномочий. Мы не можем говорить: «ты провалишься!», «ты заболеешь и умрешь!». Нам не дано такой власти, и, прежде всего, такой властью не обладают миряне.Поэтому, когда вы хотите обратить людей к Богу, рассказывайте о тех духовных переменах, которые произошли в вашей жизни, когда вы стали православными. Может быть, вы расскажете очень мало, но поскольку вы будете говорить как свидетель, как очевидец того, что с вами случилось, — это будет воспринято как подлинное свидетельство. Тогда ваше научение, ваше наставление принесет духовные плоды.В Священном Писании говорится о том, что очень важно иметь учителей, которые истолковывают нам слово Божие. В книге пророка Неемии читаем: Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8, 7–8).Прежде всего, учителями в Церкви являются епископы. В Первом послании апостола Павла к Тимофею говорится: Но епископ должен быть непорочен… трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен (1 Тим. 3, 2). Любой священник является проповедником, но священники и диаконы проповедуют от лица епископа и по его благословению. Поэтому миряне тоже должны испрашивать благословения у священника для того, чтобы более успешно наставлять и учить своих детей — собственных и крестных, являя им наглядные примеры великих чудес и духовных преобразований, которые Господь совершил в их жизни и в их душах.Не каждый может стать епископом или священником, не каждый может быть пророком, проповедником, хорошим родителем. Поэтому апостол Иаков говорит: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся из-за этого большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.А далее читаем:Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их (Иак. 3, 3).Апостол Иаков снова предлагает нам пример. Представьте себе коня: человек оседлал его, но как им управлять? Надо иметь железные удила, которые влагаются в рот коню. Апостол Иаков говорит здесь, что если мы хотим изменить свою жизнь, то должны обратить внимание на свой язык — на то, что мы говорим. Как совершается большинство грехов и преступлений? Сначала — слова, разговор, а потом — преступление. Вспомните, как Каин убил Авеля? Он сказал своему брату: «Пойдем в поле» [1]. То есть сначала язык его произнес несколько слов! Кто-то может подумать: какая мелочь — один брат сказал другому несколько слов! Но что было потом, когда в ответ на эти слова Каина Авель пошел за ним? Произошло первое убийство на земле!А если вспомнить Иуду Искариота? Иуда пришел к первосвященникам и сказал им: что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15). Казалось бы, все это только слова — но такие слова, которые решили судьбу Иуды!Поэтому мы должны уметь управлять своим языком, у нас должны быть те удила страха Божия, которые сдерживали бы движение нашего языка. А если мы не научимся управлять своим языком, то можем совершить любые преступления! Но чтобы начать управлять своим языком, может быть, есть смысл сначала научиться говорить медленно, не спеша?

Читайте также:  Как и какие удобрения необходимы для комнатных растений

И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт. 4, 8). ^

http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/stenyaev_besedy_na_sobornoe_poslanie_13-all.shtml

Источник: http://oprelesti.ru/index.php/vidy-dukhovnoj-prelesti/103-strast-uchitelstva/492-beseda-ob-uchitelstve

Духовный учитель и его роль в жизни

Встретить на своем пути духовного учителя – это верный знак того, что вы продвигаетесь на своем пути. Душа этого человека значительно отличается от других, она много познала и имеет довольно высокий духовный и энергетический статус. Именно поэтому настоящих учителей на нашей Земле довольно мало. Но их влияние на жизнь человека трудно переоценить.

Становясь на путь духовного совершенствования, на путь своего развития мы обязательно встречаем тех людей, которые помогают нам в этом. Иногда бывает так, что встреча с человеком, сознание которого гораздо выше нашего, настолько потрясает, что жизнь полностью меняется.

Учитель дает знания, которые глубоко влияют на любого человека, ведь это истина (в противном случае, он не является духовным учителем). Даже один взгляд такого возвышенного человека приводит к тому, что обычный человек пытается что-то изменить в своей жизни к лучшему.

Некоторые народы считают, что отсутствие в жизни духовного учителя – это путь в никуда. Ведь он показывает своим примером те истинные духовные ценности, которые очень трудно принять без личного примера. Во все времена духовных учителей почитали, так же как целителей  или священнослужителей. Их искали по всему миру, пытаясь стать учениками, чтобы понять и получить знания.

Конечно, в каждой традиции можно найти некоторые отличия в способе передачи знаний. Например, духовный отец в христианстве имеет значительное влияние на своих чад, но все общение идет через церковь.

Там они встречаются, совершают вместе молитвы, духовные дети получают наставления и т.д. На востоке духовные учителя – это гуру. Они не всегда бывают священнослужителями, но всегда стремятся к Богу.

Как найти духовного учителя? Его роль в жизни ученика

Как же найти духовного учителя в своей жизни, особенно в современном мире? Следует ли совершать определенные шаги для его поиска? Первое, что нужно уяснить, все люди приходят к нам не просто так и в нужный момент. Главное, услышать, что они говорят. Так же учитель. Он появится на пути только тогда, когда вы будете готовы. Однако не нужно думать, что все знания будут получены сразу же.

Нужно научиться слушать и слышать. Следует отбросить свою гордыню и следовать тому, что говорит учитель, иначе какой прок от получаемого знания? Оно просто займет еще одну “полочку” в вашей голове.

Когда начинается служение, то после этого образуется духовный учитель и ученик, следующий за ним.

А у последнего, благодаря получаемому знанию, общению с возвышенным человеком и его наставлениям начинает меняться судьба и его предыдущие кармические  наработки.

Однако не стоит думать, что ученик слепо следует за наставлениями, ломая себя. Учитель никогда не дает больше, чем ученик может вынести, больше, чем его духовный уровень в данный момент.

Конечно, от некоторых привычек, образа жизни, поведения придется отказаться, ведь происходит полное изменение ценностей.

Своим образом жизни учитель дает вкус к высшему духовному счастью и через некоторое время ученик уже больше не хочет иного.

Отличие духовного учителя от остальных людей

В современном мире сегодня существует большое количество людей, которые несут “истину” и можно легко ошибиться в определении духовного учителя. Какие же качества характерны для истинного возвышенного человека?

  1. Он служит всем и зачастую не считает себя учителем. Он всегда стремиться помочь другим.
  2. Он живет тем, о чем говорит. Для него истина, которую он передает – это его жизнь.
  3. У него нет вожделения, его мало интересуют материальные ценности, особенно для удовлетворения своих желаний. Ему на самом деле очень мало нужно в жизни. Он живет другими ценностями.

Практически всегда духовные учителя обладают необычными способностями, например, возможностью исцелять , видеть негативные программы  на энергетическом теле человека и др. Они мало афишируют их

Следует также заметить, что существует отличие духовный наставник-учитель. На первый взгляд отличие незначительно, но существенное.

Знания передает и наставник, и учитель, но первый может не применять их в своей жизни. Он тоже только на пути.

Еще одним отличием является то, что служение учителю оказывает очень большое влияние на судьбу ученика. Можно даже сказать, что ученик выходит из-под действия законов кармы.

Заключение

Подводя итоги, хочется отметить, что духовный учитель является важным человеком в жизни того, кто хочет изменить свою жизнь в более возвышенную сторону. Не стоит беспокоиться, если в данный момент у вас рядом нет такого человека. Вокруг нас всегда находится немало других учителей и понимание этого постепенно приблизит вас к главному учителю в вашей жизни.

Читайте также:  Загадки про лето

Если вы только хотите начать двигаться вперед по лестнице совершенствования, то помочь может обучение в нашей школе , где вы сможете раскрыть себя или же для начала прочитать статьи в нашей библиотеке, а также ознакомится с информационными видео .

Источник: https://fudim.com.ua/ru/informatsiya/biblioteka/stati/dukhovnyj-uchitel-i-ego-rol-v-zhizni

Духовный учитель, духовный учитель и ученик, как найти духовного учителя, путь духовного учителя

Совсем недавно на одном мероприятии вздрогнула от фразы: «А сейчас выступит наш духовный учитель, наш гуру маркетинга! Попросим!».

Мы так привыкли к тому, что сейчас, в эпоху Кали-Юги, столько древних и светлых понятий обесценено. Уже никого не коробит, когда странных, полубезумных и развязных людей, которые растлевают общество с эстрады и телевидения называют именем небесных светил – звездами. Вот и с понятием Духовный Учитель произошло так же.

Однако благодарю ведущего вышеозначенного мероприятия – его фраза дала мне возможность поразмышлять и обратиться к первоисточникам.

Как найти Духовного Учителя?

Не скрою, с тех пор как я встала на путь Ведического мировосприятия, я всё время искала ответ на этот вопрос. Того Единственного, который скажет самое важное для меня, направит и будет опекать на пути и мне станет понятна его духовно-нравственная позиция. Известна ведическая мудрость: «Готов ученик – готов и Учитель».

 – Духовный Учитель и ученик встретятся только тогда, когда последний будет готов к восприятию во всех смыслах. 

Авансов здесь быть не может. На Пути было много больших и светлых людей, моих современников, которые давали опору и знания. Были древние труды, написанные сотни и тысячи лет назад и их авторы, которые ведут всех, кому посчастливится соприкоснуться с их мудростью, понять, чем особенна духовно-нравственная культура Учителя. Так кто же из них мой?

Обратилась к Ведам.

Ведические писания говорят нам о трёх видах познания. 

Пратьякша, буквально значит – непосредственное восприятие, наш собственный опыт. Не самый совершенный вид восприятия. Хотя большинство опирается исключительно на него. Вслушайтесь в речи, звучащие в социуме: «Я думаю… Мне кажется…».

Попробовать их переубедить практически невозможно. Хотя на деле — увидим ли мы объект, потрогаем ли его — мы не можем быть уверены, что он именно такой.

Органы наших чувств несовершенны и многое ускользает от нашего зрения, слуха, обоняния, осязания и тактильной чувствительности. 

Анумана — размышления, использование ума, логики. Пищей для размышлений будет чужой опыт — устный или описанный. Иными словами, наша задача «вычислить» наиболее авторитетного и компетентного носителя мнения и принять его во внимание. 

И следующий уровень познания мира — Шабда, или буквально звук. Звук от авторитетных источников. Принцип в том, что мы их не оспариваем, не размышляем, а мы просто берём и принимаем. Такими источниками для меня могут быть только ведические писания. Самые древние, написанные на самом близком к моему родному русскому — санскрите.

Реализуя своё естественное право на Шабду, Ануману и Пратьякшу, что я могу принять из Вед, мнения других и своего опыта и определиться, кто такие Гуру-Духовные Учителя?

Веды нам говорят о существовании различных проявлений учителей — их пять:

  • -Будхи (Разум) 
  • -Антахкарана (Совесть)
  • -Мукхья-прана (вид Божественной энергии в сердце) 
  • -Шикша-гуру 
  • -Дикша-гуру

Давайте проясним.

Итак. Разум. Не беспокойный и вертлявый наш ум, а именно разум, который в нужный момент всегда нам подскажет: «Остановись! Не делай этого!». Если мы проигнорируем его голос, мы не послушаем своего первого и самого верного Учителя, который всегда с нами.

Совесть — на родном языке это Совместная Весть со своим Родом, с предками, коих за нами не счесть. Они жили, любили, выполняли свой долг, шли на войну защищать землю и наше с вами право родиться и жить сейчас. Они оставили нам на тонком плане свой опыт, истинные вселенские правила жизни.

Голосом Совести в нас говорит Бог. Это ещё одно проявление Учителя, нас учат через совесть. Если человек слышит голос своей Совести, и она чиста, то он будет всё время находится в спокойствии и счастье.

Остановите свой суетливый бег по жизни! Прекратите пустую болтовню! Прислушайтесь к голосу своей Совести.

Мукхья-прана — вид энергии, находящейся в сердце. Эта божественная энергия очень тонко нас ведет. Помогает распознать грань, когда мы, уверенные в своей благости и праведности зацикливаемся на собственной непогрешимости и начинаем идти против истины.

Кто никогда не произносил: «Сердцем чувствую надо сделать именно так!»? Энергия огромной любви и сострадания заключенная в нашей Мукхья-пране как верный Духовный Учитель говорит, что даже к хорошему не стоит привязываться. Поскольку даже хорошее – временно.

Шикша-гуру. Обучающий. Это может быть любой человек, который выше нас по духовному развитию. Он может нам дать наставления. И он может быть не один. Один дает нам видение, куда двигаться в духовном плане, другой – дает наставления, как построить свой материальный достаток, помогая другим.

Если мы погрузимся в воспоминания, каждый может назвать своих Шикша-гуру. Они рядом! Их нам посылает, и будет посылать Судьба! От самых светлых воспоминаний не забудьте перейти и к таким, которые никак не заподозришь в том, что они тоже подпадают под эту категорию. Идете по улице и видите сквернословящего бомжа.

И что вы поймете в этот момент, что так нельзя опустить свою божественную природу, что вы сострадаете ему — все это бесценный опыт, который изменил вас и сделал этого человека вашим Шикша-гуру. Это было проявление Всевышнего для вас. Вы сели в поезд и у вас несколько часов. Завязывается разговор.

Вы прощаетесь с попутчиком и оба уносите удивительные открытия, которые изменят вашу жизнь. Вы оба Шикша-гуру друг для друга.

Дикша-гуру. Посвящающий. Дикша — это непосредственный наш Учитель, которого МЫ САМИ выбрали нашим учителем. Он, конечно, может сказать, что не берет учеников. Но это ничего не меняет.

Просто оба в этот момент реализуют свое космическое право на свободу выбора.

Если этот Гуру не скрывает свои знания, делится ими открыто и его цель вернуть нас к Богу, а мы их принимаем и следуем наставлениям — он наш Дикша-гуру.

Это должна быть очень высокая, светлая личность. Святая. Но это и накладывает обязательства на ученика. Глубокое уважение и следование наставлениям. Никакого панибратства, попытки сократить дистанцию во всем.

Бывает, что ученик со временем начинает критиковать своего Учителя. Значит, суть его изменилась. Он стремится к новому этапу. Но непочтительное отношение к нему, критика приведут к очень тяжелым последствиям.

Следует всегда помнить об этом.

В шиваитских писаниях Махадеву приписывают следующие наставления: «Положение Гуру в этом мире выше положения Бога. Так же, как свет восходящего солнца рассеивает тьму, также речи нашего Гуру проникают в наше сердце. Они рассеивают тьму невежества внутри нас и освещают все светом знания.

Прибежище Гуру – как сияние света! Для тех, кто не уважает Гуру, сомневается в нем, пренебрегает им – конец неизбежен. Без согласия и благословения Гуру никакая работа не может достичь своего достойного завершения. Вместе с тем – возможности и ответственность Гуру не зависят от успешности его учеников. Ибо он – это океан знания.

В этом океане один учение выбирает камни, а другой жемчуг. Этот выбор зависит от ученика»

Меня эти слова просто потрясли…

Истинный Путь Духовного Учителя приравнен к Пути Бога!

А являемся ли мы с вами для кого-нибудь Учителями? Да, дорогие друзья! В роли Шикша-гуру мы были не раз, наверняка. Каждый день своими словами и поступками мы являем собой еще один вид Учителя, согласно Ведам. Это не совсем отдельный, шестой вид, но он назван и я его тоже назову — вартмана-прадакшика-гуру. Указывающий направление.

Припоминаете? «Тебе бы йогой заняться». «Не задерживайся в постели позже 6 часов утра – наступает время капха -доши и ты весь день будешь ленив и вял».

«Прочти йога-сутру Патанджали, там ты найдешь ответ». Мы указываем путь.

И есть одно незыблемое правило – если человек, которому вы указали путь, достиг высот в духовной сфере, то вы с ним возвышаетесь тоже, даже если вы не достигли пока совершенства.

Все эти советы, наставления, которые мы получаем от перечисленных проявлений гуру, помогают нам в нашей духовной сфере. Будьте внимательны и бдительны – услышьте их! 

В заключение позвольте привести один исторический факт. Я об Александре Македонском. Александр всегда был почтителен и прислушивался к своим Учителям. Во время похода в Индию он встретился с учёным Чанакья пандитом.

Уровень его был невероятно высок, как истинный Духовный Учитель он обладал пониманием Вед, знанием неразрывных между собой наук: аюрведы , йоги, астрологии, ведической хиромантии, аюрведической минераллотерапии и множества других.

Он несколько дней беседовал с Александром не как с поработителем и захватчиком, а как с человеком, несущим глубокую душевную травму – такова была духовно-нравственная культура Учителя. Молодой македонский царь был для него открытой книгой. Он сказал ему – ты не хочешь стать завоевателем, ты хочешь отомстить за отца.

Также он сказал, что наставник, который направляет на гибель из-за честолюбивых мотивов, не может сказать о себе: «Я — Духовный Учитель». А им у Александра на тот момент был не кто иной, как сам Аристотель. Он страстно желал увековечить себя, став наставником великого завоевателя.

Ты не сможешь освободить народы от рабства, также сказал Чанакья, поскольку у освобожденных останется сознание рабов. Лучше проповедуй и строй школы. Также он сообщил ему о том, что погибнет царь молодым. Надо сказать, эта встреча-соприкосновение приоткрыла ему духовный мир Учителя, оказала на Македонского глубокое влияние. До нас дошли сведения о том, что он серьёзно изменил деяния. Вернулся из Индии другим.

Кем был для Александра Чанакья пандит? Конечно Духовным Учителем — проявлением Всевышнего на пути этого неординарного человека в истории.

Мы все с вами в вечной, наивысшей парампаре. Услышьте и распознайте всех своих Учителей! Становитесь ими сами. Искренняя любовь и сострадание к людям дадут вам верные слова. Благодарю всех Учителей прошлого, настоящего и будущего!

ОМ!

автор статьи: преподаватель йоги Елена Осадчая

Источник: https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/dukhovnyy-uchitel-kto-eto/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector