Особенности воспитательной работы в начальной школе

Инфоурок › Другое › Другие методич. материалы › «Виды и особенности воспитания в начальной школе»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Виды и особенности воспитания в начальной школе Башкова С.Ю.

2 слайд Описание слайда:

Воспитание *процесс целенаправленного, систематического  формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.  В этом смысле Воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школдошкольных и внешкольных учреждений, детских и  молодёжных организаций, общественности.

3 слайд Описание слайда:

Влияние воспитания на развитие личности Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

4 слайд Описание слайда:

Умственное воспитание Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания: усвоение определенного объема научных знаний; формирование научного мировоззрения; развитие умственных сил, способностей и дарований; развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

5 слайд Описание слайда:

Физическое воспитание Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания: укрепление здоровья, правильное физическое развитие; повышение умственной и физической работоспособности; развитие и совершенствование природных двигательных качеств; развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.

); воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом; развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

6 слайд Описание слайда:

Трудовое воспитание Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

7 слайд Описание слайда:

Нравственное воспитание Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

8 слайд Описание слайда:

Эстетическое воспитание Эмоциональное воспитание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.

  Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.

Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания; формирование эстетических знаний и идеала; воспитание эстетической культуры; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

9 слайд Описание слайда:

Основные принципы воспитания детей младшего школьного возраста Современными педагогами выработаны фундаментальные принципы, направленные на воспитание думающего и самостоятельного человека.

В данном случае главным правилом взаимодействия со школьником является уважение личности ребенка и приучение его к самостоятельности. В первую очередь педагогу нужно правильно ставить задачи и не выдвигать жестких требований к способу их реализации.

При этом учитель должен стремиться оказать ученику максимальную помощь.

10 слайд Описание слайда:

Правильное воспитание младшего школьника основывается на принципах демократичности. Это означает, что к чувствам и эмоциям ребенка педагог должен относиться крайне внимательно и доброжелательно. В свою очередь авторитарный способ общения и взаимодействия с ребенком со временем может привести к его агрессивности, заниженной самооценке и зависимому поведению.

11 слайд Описание слайда:

Таким образом, отсутствие детских психологических травм будет способствовать гармоничному развитию личности школьника. Соблюдение педагогами этих принципов в будущем обеспечит ребенку более высокую адаптивность, комфорт в общении с окружающими и чувство защищенности.

12 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/vidi-i-osobennosti-vospitaniya-v-nachalnoy-shkole-1505931.html

Организация эффективной воспитательной работы в школе (с видео)

Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе, если не сказать, что самое главное. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья,  нравственности. Об организации воспитательной работы в школе читайте в нашей статье.

Воспитательная система класса

Занимаясь планированием воспитательной работы в классе, классный руководитель должен строить её на системном подходе.

Воспитательная система класса — это педагогическая работа, которая направлена на организацию жизнедеятельности учеников класса и их воспитания, построенная на целостной и упорядоченной совокупности компонентов для развития каждой личности ученика и класса в целом.

Педагоги выделяют следующие противоречия, которые могут появиться в любом классе:

  • нетерпимость учеников друг к другу
  • эгоизм
  • сложности в межличностном общении между учениками
  • нежелание и неумение делать что-то полезное на общее благо
  • агрессия и нервозность детей.

Исходя из этого, педагог должен организовать воспитательную деятельность в классе так, чтобы:

  • создать пространство, в котором каждый ученик мог ощущать себя как личность, беспрепятственно общаясь и успешно получая знания
  • каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть свои задатки и способности, улучшить и приобрести новые положительные качества характера.
Читайте также:  Осенний досуг в средней группе

Школа должна быть местом, где можно раскрыть свои способности

А для этого необходимо вести воспитательную работу в классе, основанную на системном подходе.

Цели воспитательной системы класса

  1. Развитие гармоничной разносторонней личности учащихся.
  2. Воспитание человека, обладающего высокой культурой и творческим потенциалом.

Для того чтобы цели были достигнуты, классный руководитель должен обращать внимание на реализацию следующих моментов:

  1. Содействие формированию культуры общения между учениками.
  2. Создание условий для оптимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
  3. Осуществление правильного нравственного воспитания школьников.
  4. Воспитание сознательного отношения к обучению и потребности в самостоятельной познавательной деятельности.
  5. Воспитание толерантности.
  6. Формирование и раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
  7. Сплочение классного ученического коллектива.
  8. Создание условий для выработки собственного мнения у каждого ученика.
  9. Помощь в профессиональной ориентации.
  10. Формирование у учащихся понятия о приоритете здорового образа жизни.

Важно научить учеников включаться в различные коллективные виды деятельности и совместно решать проблемы

Ценность классного руководителя в том, что именно он помогает учащимся не только учиться, но и включаться в различные коллективные виды деятельности, а также совместно решать проблемы. Каждый педагог должен организовывать воспитательную работу в классе на основании возрастных особенностей учеников, их интересов и предпочтений.

Направления работы с учащимися

При организации воспитательной работы с учениками класса, классному руководителю следует ориентироваться на общую систему воспитательной работы в школе. Она обычно включается в себя следующие направления:

  • познавательно-информационное, интеллектуальное
  • историко-патриотическое, краеведческое
  • трудовое
  • профориентационное
  • спортивно-оздоровительное
  • художественно-эстетическое
  • экологическое
  • духовно-нравственное.

Нужно обогащать учебную работу воспитательными моментами

Для реализации целей и задач воспитательной работы классный руководитель может внедрять всевозможные формы и методы, например:

  • обогащать учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры
  • проводить внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития коммуникативной культуры школьников, развития их творческих способностей
  • активно взаимодействовать с родителями учеников, как в виде проведения родительских собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы
  • развивать лидерские и организаторские способности учеников путём развития ученического самоуправления
  • анализировать уровень учебной работы учащихся
  • осуществлять помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении
  • по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы, праздники, игры, турниры и т. д.

Важнейшим направлением воспитательной работы в школе является профилактика вредных привычек, правонарушений и безнадзорности. Опыт педагогов свидетельствует о том, что с этой целью эффективным является проведение следующей работы с учащимися:

  • контроль над посещаемостью учащихся
  • популяризация занятости учеников во внеурочное время в секциях и кружках учреждений внешкольной работы, формирующие здоровый образ жизни
  • проведение тематических профилактических часов, беседы, обсуждения, встречи с интересными людьми, специалистами, докторами
  • проведение специализированных тренингов и игр
  • организация конкурсов сочинений
  • кинолектории.

Смотрите видео об опыте воспитательной работы одной из школ

Особенности воспитания младших школьников

Конец дошкольного периода и начало школьного — это стресс для ребёнка и дополнительные нагрузки.

Малыш не сразу становится школьником, ведь ему сложно моментально стать усидчивым, внимательным, сосредоточенным, исполнительным, готовым воспринимать большие пласты новой информации. Всему этому нужно постепенно учить.

Ввиду этих особенностей развития младшего школьника, воспитательная работа должна быть направлена на облегчение адаптационного периода ребёнка, повышения его обучаемости.

Воспитательная работа в начальной школе должна быть направлена на облегчение адаптационного периода ребёнка

В начальной школе один из необходимых аспектов воспитательной работы — взаимодействие с семьёй ребёнка. Родители в содружестве с педагогом будут вместе идти к цели успешной адаптации маленького ученика и облегчения его обучения. В начальной школе от родителей также зависит:

  • режим дня ученика
  • выполнение домашнего задания
  • правильное питание
  • физическая активность.

Когда организм ребёнка подстроится под школьную систему и выработает определённый ритм, ученик втянется в учебный процесс, а родители при поддержке учителя будут контролировать процесс со стороны.

Важными направлениями воспитания младших школьников также являются:

  • воспитание самостоятельности
  • овладение навыками дисциплины
  • приучение к труду, к выполнению домашних обязанностей
  • развитие навыков самоорганизации.

При обучении в начальной школе у учеников происходит активное развитие познавательных интересов. Задача здесь воспитателя — максимально содействовать стремлению к получению новых знаний.

Обычно это делают, используя систему оценок и поощрений.

Осторожно с наказаниями и порицаниями: такой подход вовсе не способствует активизации познавательной деятельности учеников и их ответственного отношения к учёбе, а только побуждает к равнодушию и утрате дисциплины.

У младших школьников уже формируются склонности к отдельным видам деятельности, областям знаний. На этом этапе учителю важно не вести профильное обучение, а обучать ребёнка всесторонне.

Немаловажно и патриотическое воспитание. В начальной школе оно направлено на осознание своей значимости, формирование чувства любви к родине.

Не следует забывать и о физическом воспитании учеников, так как именно в этот период у детей развивается скелет, формируется осанка и т. д. Детей нужно привлекать к соблюдению здорового образа жизни, учить бороться с ленью и слабостью. Всё это будет направлено на формирование самодисциплины и воли.

Читайте также:  Логические загадки с подвохом и ответами для детей

Работа со старшеклассниками

Старшекласснику нужно помочь в самоопределении и раскрытии творческого потенциала

Главные направления воспитательной работы со старшеклассниками:

  • предупреждение массового распространения моделей антиобщественного, негативного, девиантного поведения
  • формирование позитивной социальной направленности у молодёжи
  • воспитание лидерства
  • поддержание здорового образа жизни
  • профессиональное самоопределение.

Задачи:

  • обучение основам внутреннего самоуправления и саморегуляции
  • обучение пониманию себя и окружающих
  • помощь в раскрытии своего потенциала
  • формирование ответственного отношения к своим поступкам.

Воспитательная работа со старшеклассникам предусматривает:

  • единство учебно-воспитательного процесса, целью которого является всестороннее развитие личности
  • ориентация тинэйджеров на вечные общечеловеческие ценности
  • воспитание патриотизма.

Советы педагогу

Формируйте воспитательное пространство целостно

Наши советы помогут педагогам качественно организовать воспитательную работу в школе, чтобы она принесла плоды:

  1. Формируйте воспитательное пространство целостно, стремитесь обеспечению единства его компонентов — обучения и воспитания.
  2. Определяйте содержание воспитания, его формы и методы с учётом возраста и индивидуально-психологических особенностей учеников.
  3. Всесторонне изучайте детей: их индивидуальные особенности, интересы и склонности. Сохраняйте и анализируйте информацию, которую получили.
  4. Узнавайте о новых педагогических технологиях, обеспечьте вариативность воспитательной работы.
  5. Включайте воспитательные элементы в учебный процесс.
  6. Развивайте детской творчество во всём.
  7. Учитывайте региональную специфику.
  8. Ориентируйте учеников на общечеловеческие ценности.
  9. Воспитывайте высокие гражданские качества, прививайте любовь к Отечеству, уважение к людям.
  10. Взаимодействуйте с семьями учащихся.

Воспитательная работа в школе – это взаимосвязанный процесс, который создаётся педагогами, родителями, учащимися.

Качественная воспитательная работа охватывает множество направлений деятельности, способствующих оптимальному развитию личности воспитанника, формированию его индивидуальности, раскрытию творческого потенциала.

Помните, что от педагога во многом зависит, какое отношение к миру сформируется у ребёнка.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7963

Задание 3. В чем заключается специфика организации воспитательной работы в начальной школе?

Начальная школа стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы. Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям представления об окружающем мире. Если в 20-30-е гг.

цель начального воспитания вполне соответствовала такому представлению, то в последние годы начальная школа вошла в систему неполного, а затем и полного среднего образования. Стало очевидно, что она не может оставаться обособленным звеном. Уже в 40-60 годы в работах М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, М.Н.

Скаткина и других определяется новый подход в понимании сущности и характера образования в начальной школе.

Общий смысл разнообразных вариантов этого подхода состоял в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе избавить его от авторитарной опёки учителя, навязывающего единственно возможный опыт понимания знаний и задающего, «ставящего» правильное поведение. Для этого, по мнению ученых, необходимо было обратиться к развитию познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся.

К наиболее специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, готовность к действию, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, легкомыслие, наивность и т.д., сочетаемые с такими особенностями данного возраста, как отсутствие стремления проникнуть в сущность явления, отсутствие претензий на самостоятельность и независимость.

Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.

В мотивационной сфере сознания младших школьников появляется ориентация на процесс, его главное значение в присвоении знаний и опыта поведения, начинается своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования и самоопределения, обозначается еще слабо выраженное стремление к осознанию причин, смыслов, их поиск в учебном материале и в воспитательной деятельности учителя, возникает потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней позиции личности, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки, продолжается принятие целей учителя, но уже с тенденцией к самостоятельности, как еще недостаточно осознаваемой потребности.

В сфере общения (в коммуникативной сфере), сохраняется потребность в общении с учителем, как с непререкаемым авторитетом, ориентация на игровую деятельность как основное средство общения, возможность реализовать потребность в общении с другим человеком посредством игры.

Также отмечается, что специфику этого возраста составляет так называемый «кризис 7 лет», связанный с феноменом «обобщения переживаний» (Л.С. Выготский).

Цепь неудач или успехов приводит к формированию устойчивого комплекса — чувства неполноценности из-за несостоявшихся ожиданий, связанных с неудачами в новом виде деятельности — учебе, общении с новыми людьми, или чувства собственной исключительности, связанного с завышенной оценкой окружающими успехов ребенка.

Это приводит к усложнению эмоционально-мотивационной сферы и возникновению внутренней жизни, что влечет появление смысловой ориентировочной основы поступка — звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями.

Учеными признается, что такой конфликт — это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка. Смысловая ориентировка становится важной стороной внутренней жизни, одновременно исключая импульсивность поведения ребенка.

Читайте также:  Поделки в летнем лагере

Благодаря этому механизму утрачивается и детская непосредственность: ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показать другим, что ему плохо.

Часто кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственность поведения, склонность к капризам, конфликтам и т.п. (И.Ю. Кулагина).

Сегодня педагогический подход к решению этих конфликтных особенностей требует нового осмысления.

Характеристика личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте и специфика подготовки к их развитию учителя начальных классов, предлагаемая в большинстве учебников по педагогике и возрастной психологии, ориентирована на внешне задаваемые воздействия. Как правило, такие воздействия блокируют механизмы саморазвития и тормозят процессы становления личности уже в этом возрасте.

Одним из показателей уровня развития такой личностной структуры, как самосознание, рассматривается тот или иной уровень потребностей в самооценке, связанный с возникновением особого личностного новообразования — внутренней позиции ребенка.

Однако, в учебниках это положение, составляющее предпосылку и основу личностно ориентированного образования, рассматривается с позиций неоспоримой моносубъектности, приоритета оценки учителем поведения и успеваемости младшего школьника как основного средства развития его личностных структур сознания — критичности, рефлексии, мотивации.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/5911

Воспитание как часть педагогического процесса. Особенности воспитательного процесса в начальной школе

Проблемами воспитания занимались многие ученые во все времена: И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Жан Жак Руссо, Л.Н. Толстой, Я. Коменский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В последние десятилетия значительный вклад в развитие теории воспитания как раздела педагогики внесли ученые Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский (вопросы национального культурного наследия, роль школьного коллектива в формировании личности), др.

Анализ работ ученых показывает, что наиболее изучены вопросы организации процесса воспитания, методов воспитания, отдельных направлений воспитательного процесса, но вместе с тем время не стоит на месте: изменяется экономический, политический, социальный уклад в обществе, изменяется общество, система образования и уже недостаточно тех рекомендаций в помощь учителю по организации воспитательного процесса, которые были выработаны учеными.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении воспитательных задач.

Жизнедеятельность детского организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние является «жизненным воспитанием».

В результате у детей накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения их в общественную жизнь, отсюда следует, что социальная среда должна быть адекватной тем задачам, которые ставятся в воспитании.

Воспитание – это многранный и тяжелый труд. К тому же, в воспитании нельзя рассчитывать на быстрые результаты, на безоговорочную правильность выбранных методов.

Педагогу необходим багаж знаний, умений, компетенций, психологической готовности к работе с детьми по реализации новых направлений и содержания воспитательной деятельности.

Для того чтобы воспитание обеспечивало многогранное развитие учащихся, оно должно проводиться комплексно.

Комплексный подход к воспитанию (лат. complexus — связь, сочетание, совокупность, система) — один из типов системного подхода, представляющий собой единство трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса.

В воспитательной работе на основе комплексного подхода следует выделить три группы составляющих деятельность педагога.

Связана с непосредственным воздействием педагога на ученика
Направлена на коррекцию влияния различных субъектов, социальных отношений на ребенка  
Связана с созданием воспитывающей среды  

В настоящее время развитие личности рассматривается во взаимосвязи трех аспектов:воспитание, социализация, образование. Эта триада по определению Б.З. Вульфова, является вершиной, связанная в своеобразный педагогический треугольник и которая, в сущности, являются содержанием процесса формирования и социализации человека.

Особенности воспитательного процесса в начальной школе.

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе воспитательной работы в начальной школе, можно выделить следующие направления деятельности педагога:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внеклассная работа строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Важной частью системы внеклассной работы является формирование и укрепление классных и школьных традиций.

Воспитательная работа с младшими школьниками строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую.

Благодаря воспитательной работе у учащихся в достаточной мере развиваются (по результатам педагогической диагностики): личностные качества; нравственные нормы поведения; культура общения в коллективе; потребность к труду; способность рационально организовывать деятельность;

способность к сотрудничеству.

Источник: https://cyberpedia.su/9×78.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector