Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Доклад по теме:

«Формирование патриотического воспитания младших школьников

в урочной и внеурочной деятельности».

Подготовила учитель

высшей категории

Лобкова Н.Г.

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.

Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Как известно, формирование чувства патриотизма, как составная часть, входит в содержание воспитания гражданственности и нравственности. Воспитание гражданственности включает в себя следующее:

— формирование гражданского сознания: знания истории своего края, Отечества.

— формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, чувства гражданского долга и ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения.

— формирование опыта и культуры гражданского поведения.

В целом, воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма неразрывно связано, способы и приемы в формировании и развитии данных качеств практически одинаковы.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

— развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

— расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

— изучение живой национальной культуры, народного искусства;

— привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.

В патриотическом воспитании очень велика роль предмета «Окружающий мир». Ведь именно этот предмет целенаправленно формирует у детей знания о своей Родине, без которых нельзя представить себе воспитание патриотических чувств. Уроки – путешествия по городам России предусмотрены в каждом классе:

— в 1 классе — это обобщенное путешествие по стране и знакомство с ее столицей – Москвой.

— во 2 классе — подробное знакомство с Москвой, Санкт – Петербургом и другими городами в форме воображаемого путешествия по реке Оке — в 3 классе — путешествие по Золотому кольцу России.

— в 4 классе — путешествие по регионам России.

В курсе «Окружающий мир» даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках, Конституции РФ. Этот учебный материал также имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся.

Я считаю, что для каждого первый шаг к познанию Родины – изучение истории своей семьи. Проблема изучения истории своей семьи очень актуальна сегодня, так как современные семьи теряют связь поколений, мало общаются даже близкие родственники.

Работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Кроме того, работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.

Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой, признана организация проектной деятельности.

Данная деятельность позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладевать навыками работы с различными источниками информации.

Ценно и то, что проектная деятельность позволяет объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую, исследовательскую деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Так, в 1 классе дети, работая над проектом « Моя родословная», в процессе работы узнали историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье, составили «ленту времени» своей жизни, родословное древо, узнали о семейных увлечениях и традициях.

Во 2 классе дети, работая над проектом «Города России», не только узнали интересные сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города, но и научились распределять обязанности в группе , составлять презентации и оценивать достижения свои и товарищей.

В 3 классе, дети принимали участие в школьном проекте « Мой папа — защитник Отечества». Каждый участник проекта рассказывал о защитнике Отечества из своей семьи, опираясь на свой личный опыт и сведения своих родственников.

В жюри были приглашены настоящие защитники Отечества – солдаты срочной службы. Ребята с восхищением смотрели на них и с гордостью рассказывали о своих близких. По окончании мероприятия состоялась беседа военнослужащих и участников проекта.

Каждая сторона получила незабываемые впечатления от встречи.

В 4 классе ребята тщательно готовятся к проекту «Герои войны». В этом году страна будет отмечать памятную дату – 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. В рамках данной темы был проведен классный час « Города — герои », на котором дети узнали названия таких городов, за что им были присвоены высокие звания.

Богатый материал по формированию патриотического воспитания содержит курс « Литературное чтение» в 4 классе. Формированию гражданских чувств способствует материал раздела «Родина», где дети знакомятся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей.

Ребята учатся читать стихи, передавая чувство гордости за свою Родину, сравнивают отношение и чувства разных поэтов к Родине, дают собственную оценку, отвечают на вопрос: « Почему ты гордишься своей Родиной?» На уроке по теме « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» дети читают рассказы и исторические повести о победах русского народа над врагом, об отдельных сражениях и людях — героях, о знаменитых полководцах, о подвигах рядовых бойцов, о детях и взрослых на войне, о единстве тыла и фронта. Каждый ребенок выбирает интересующую для себя тему и готовится к ней.

Патриотическое воспитание продолжается и на других уроках, начиная с 1 класса. Так, в 1 классе был проведен открытый урок математики по теме «Сложение и вычитание в пределах 10». Урок проводился накануне празднования дня защитника Отечества.

Учащиеся, вычисляя примеры и решая задачи, обсуждали, какими качествами нужно обладать, чтобы служить в армии, как научиться быть ловкими и сильными, а также о роли почтовых голубей во время Великой Отечественной войны. Мною было проведено анкетирование среди учеников начальной школы. В анкете было 6 вопросов.

Одни и те же вопросы задавались детям с 1-го по 4-е классы. Анализ анкет показал, что действительно наблюдается процентный рост полученный знаний с 1 класса по 4 класс.

Воспитание ценностного отношения к Родине – нелегкая задача для педагога. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса, но и в особенности во внеурочной деятельности.

Правильно- организованная внеурочная среда даёт широкие личностно — ориентированные воспитательные возможности.

Как показал опыт, использование кружковой работы позволяет намного успешнее воспитать у младших школьников чувство патриотизма.

С 1 класса дети посещали кружок «Гражданин и патриот ». Программа кружка «Гражданин и патриот » предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

На занятиях кружка ребята изучали свои права, беседовали на тему: «Человек — это звучит гордо», посещали экспозицию школьного музея, посвященную Д.Ф Карбышеву, активно принимали участие на классном часу в обсуждении темы «Как стать толерантным?», проведенным психологом школы Е.И Кадушиной.

Исторически так сложилось, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство.

Оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Это любовь и большая привязанность к своей семье, к родным и близким людям, любовь к своей малой Родине, гордость за свой народ, а также желание знать больше о своем крае, о Родине, о ее природе, людях, о культуре и традициях, о героическом прошлом военных лет.

В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и поворотными в истории своей страны.

Ощущение чего-то великого, того, что совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй Мировой войной.

Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство – самая

благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда происходит формирование базовых характеристик взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью. Очевидна фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.

Задачей педагога становится выработка последовательности и пропорциональности преподносимой ребенку информации. Он как бы сам для себя должен открывать ощущение причастности ко всему, что его окружает.

Младшие школьники отличаются большой пытливостью, интересом ко всему героическому, особенно привлекают героические подвиги людей в годы Великой Отечественной войны, подвиги их сверстников. Младший школьник эмоционален, и сухие сведения его мало интересуют и трогают.

Поэтому задача учителя — разнообразить формы и методы занятий по патриотическому воспитанию.

Возможные формы организации внеурочной деятельности: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы патриотической песни, выставки рисунков, стенгазеты и поздравительные открытки для ветеранов ко дню Победы, экскурсии в музеи, поездки по памятным местам (знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества), народные праздники (знакомство с традициями и обычаями русского народа), участие в патриотических акциях (акция «Подарок солдату») , просмотр видеофильмов о войне, тематические концерты.

Читайте также:  Рассказы николая сладкова для школьников

Реализация указанных мероприятий предполагает:

— воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;

-формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;

— развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;

-формирование уважительного отношения к природе, Родине, архитектурным памятникам, культуре;

— развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

— формирование устойчивой системы знаний в заданной области;

— развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача.

Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/doklad-po-teme-formirovanie-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshikh-shkolnikov-v-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti.html

Воспитание патриотизма на уроках и во внеурочной деятельности

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» школы получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Основные направления в системе патриотического воспитания:

Духовно-нравственное.

Историко-краеведческое.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Социально-патриотическое.

Военно-патриотическое.

Героико-патриотическое.

Спортивно-патриотическое.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д.

Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Содержание понятия патриотизма включает в себя:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Формирование патриотизма осуществляется на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых учащиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину, восхищаются ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Огромное эмоциональное влияние на учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, встречи с ветеранами.

Немало возможностей имеются во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, классные часы (празднование историко-юбилейных дат, день защитника Отечества, день Победы и т.д.), воспитательские мероприятия.

Большое значение имеют создаваемые учителями педагогические ситуации, которые включают в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция патриотизма.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами.

Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и т.п. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова.

Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

Гражданский патриотизм – взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной.

Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. На темы, касающиеся семьи проводятся классные часы.

«Шежере. Моя родословная», НПК, посвященная году семьи, где ребята составляли родовое древо своей семьи, собирали фотографии, изучали семейный архив.

К основам духовности учащиеся прикасаются также при изучении предмета «Мировая художественная культура» в 9–11 классах, на уроках литературы.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться. То, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.

В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Источник: http://metior.ru/article/171-vospitanie-patriotizma-na-urokah-i-vo-vneurochnoi-dejatelnosti.html

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности экологической направленности

Автор презентации: Назарян Вартануш Азатовна

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности экологической направленности

Назарян В.А.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 18

город Армавир

Необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте показана в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Воспитание патриотизма — это одна из важнейших педагогических задач нашего времени.

Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Многие нравственные качества человека закладываются, именно, в школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень отзывчивы, восприимчивы, любознательны, искренне сочувствуют и сопереживают, они легко откликаются на все инициативы.

Младший школьный возраст — период повышенной восприимчивости внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Это время благодатной почвы для учителя начальных классов.

Ведь в данном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Этот период является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

В настоящий момент интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения, а также новыми требованиями к работе педагогов.

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Любовь к родному краю начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе.

Проведение занятий, содержащих краеведческий материал, создает условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.

Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений вырабатывает правильные взгляды, воспитывает активное природоохранительное отношение к окружающей среде, чувство ответственности за сохранность природных богатств своей Родины.

Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников внеурочная деятельность экологической направленности помогает видеть красоту природы своей местности, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края, раскрывает школьникам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.

Изучение природы «родной» местности также открывает учащимся возможность включиться в посильный общественно-полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем благоустройстве и обогащении своей “малой Родины”.

В образовательной программе нашего учреждения разработаны модели внеурочной деятельности различной направленности, в том числе и экологической.

Целью курса «Экология» является формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
  • Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
  • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды своей местности.
  • В целом курс позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечивает более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

В содержании курса необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении.

Привлечение доступных краеведческих, палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.

Поэтому во внеурочное время провожу экскурсии в природу. На первых этапах, наблюдая за детьми во время такой экскурсии, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты. Если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда уже встанет вопрос о выживании самого человека.

Поэтому в своей работе воспитываю у детей бережное и ответственное отношение к природе, которое так необходимо, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

Наряду с экскурсиями в природу, провожу экскурсии по родному городу, которые позволяют:

— глубже познакомить воспитанников со своей «малой Родиной» улицами, жилыми домами и общественными зданиями города, их назначением;

— научить детей ориентироваться на плане улицы, знать правила уличного движения, выполнять правила поведения на улице и общественных местах; — расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

— стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте, чистоте.

Важная часть — подведение итогов экскурсий. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов.

Работа по изучению экологического состояния и социальной сферы города, несомненно, помогает детям многое узнать, способствует активизации формирования осознанного отношения к ценностям родного города, воспитанию гражданских чувств, а главное, помогает полюбить маленький уголок своей Родины.

Во многих наших экскурсиях и выходах родители принимают активное участие. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями музеев, участие в каких-либо конкурсах. Ведь важным условием патриотического воспитания учащихся является тесная связь с родителями.

Неверно полагать, что воспитывая любовь в семье, тем самым уже прививается любовь к Родине, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством.

К сожалению, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в семьях, особенно в молодых, вопросы воспитания патриотизма не считаются важными.

Во внеурочной деятельности экологической направленности можно выделить следующие виды деятельности: дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия, посадка деревьев и кустарников, подкормка птиц, экскурсии, посещение музеев, в том числе, краеведческого, наблюдения, опыты, проекты, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, посещение объектов с исследовательской целью, изучение лекарственные растения своего края.

Более активно применяю в своей работе игровые технологии. В игре одновременно уживаются добровольность, обязательность, развлечение и напряжение, личная заинтересованность и коллективная ответственность.

Использую деловую игру, где учащийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности школы, класса. Ребята участвуют в экологических акциях: «Чистая улица», «Школьный двор», «Берегите природу», «Помогите птицам!». Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют мероприятия, посвященные Дню Победы.

В ходе подготовки к этой дате дети проникаются чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу дедов.

Примером такого мероприятия является ежегодная акция «Сирень 1945-ого», где учащиеся совместно со своими родителями сажают в школьном дворе саженец сирени, за которым в дальнейшем ухаживают.

Таким образом, изучение курса «Экология» формирует следующие умения:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила нравственного поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст…

Источник: https://EduDocs.info/patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-ekologicheskoy-napravlennosti.html

Статья «Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности»

Скачать файл

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная. 

Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, — они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.

Как показывает опыт, основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения.

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий :

— Классные часы, посвящённые малой Родине; 

— Выставки рисунков ко Дню Матери, 23 февраля, 8 Марта, Дню Победы; 

— В день защитника Отечества: военно-спортивная игра ; 

— Организация и проведение праздничных концертов ко Дню матери, 8 марта, 23 февраля, Дню Победы

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы:

— Классный час

— Родительское собрание

— Праздник

— Круглый стол, диспут

— Конкурс, викторина

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. 

Источник: http://wowdocs.ru/statja-patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoj-dejatelnosti/

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

В последние годы достаточно актуальным стал вопрос о патриотическом воспитании школьников. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее.

Патриотическое  воспитание детей младшего школьного  возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия  на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В «Портрете выпускника начальной школы» сказано, каким должен быть выпускник начальной школы: Это

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества; и др.

       Патриотическое  воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические  особенности детей. Патриотическое воспитание в школе  осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.

Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость за свою принадлежность к России. Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма

Я хочу остановиться на работе кружков «История моей семьи» и «Юный краевед», которые я веду во 2-х классах. Оба эти кружка патриотической направленности.

Первая ступень формирования патриотизма — это формирование родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

(слайды 2-4) Так, например, в плане кружка «История моей семьи» есть занятие по теме «Моя родословная». При подготовке к этому занятию дома учащиеся рисовали генеалогическое древо своего рода. Древа получились красочными и разнообразными. Вы можете видеть их на слайдах.

Затем на занятиях кружка дети защищали данный проект. Они рассказывали о своих родителях, бабушках и дедушках, прадедушках и прабабушках, рассказывали интересные истории из жизни своей семьи. Готовясь к защите данного проекта, дети узнали о своих прародителях.

Ведь часто бывает так, что наше познание о предках заканчивается на бабушках и дедушках.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vospitanie/209057-patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolniko.html

Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности / Статьи

Хасанмурадова Зульфия Джаббергеновна

ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области Аннотация

В статье рассматриваются приоритетные направления и педагогические условия деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Раскрываются факторы, оказывающие влияние на формирование граждан-ственности подростков, а также принципы организации воспитательного процесса в образовательном пространстве школы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы.

Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, — они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.  Мы не воспитаем любви к Родине, не пробу-див у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.

Вся воспитательная работа ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка проводится в рамках  комплексной программы «Гражданское образование и патриотическое воспитание юного поколения россиян»,  которую мы  реализуем через пять основных проектов «Гражданин», «Память» «Традиции» «Семьянин» «Здоровье».

  Эта программа предусматривает огромный ком-плекс организационных и воспитательных мероприятий. Она осуществляется как в процессе обучения, так и внеурочной и внешкольной  деятельности.

Эта про-грамма предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально- значимой деятельности.  

Гражданско-патриотическое воспитание —  одно из приоритетных направлений  воспитательной работы. Важную роль в гражданском образовании и  пат-риотическом воспитании учащихся играют  программы и учебники, по которым ведется обучение в школе.

Классные руководители в своей работе используют   учебного пособия Я.В. Соколова  «Я – гражданин».

Это богатый материал для   гражданского образования и патриотического воспитания учащихся на уроках, классных часах, и внеурочной деятельности, его целью является  формирование правосознания гражданина общества.

Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь яв-ляется социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку юношества и позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов, а также про-явить себя в сфере культурной и общественной деятельности.

Большая работа ведётся в рамках социального проекта «Гражданин». За 7 лет учащиеся школы защи-тили немало проектов. Проекты по благоустройству: «Островок здоровья», «Спортзал моей мечты». Цель проектов – благоустройство школьного стадиона и спортивного зала.

  Проект «Зелёный марш», целью которого было увеличение числа зелёных насаждений и благоустройство территории, занял в округе 1 место, а в финале областного конкурса – 3 место. В ходе реализации проекта было посажено 65 деревьев. Данный проект был посвящён 65-летию Победы. В результате работы над проектом  «Утомлённые солнцем» в детском саду был установлен теневой навес.

Учащиеся школы победили в окружном конкурсе и получили сертификат на 30 тысяч рублей, на которые были закуплены песочницы с навесом. Проект «Жизнь замечательных людей» учащиеся представили на окружном конкурсе и победили. Проект реализован, издана книга «Время и люди» о земляках, чья жизнь заслуживает особого внимания и памяти.

Одним из интереснейших проектов был проект «Мы помним имя твоё, солдат», целью которого было издание книги о школьном музее в честь его 25-летия. Эти проекты были победителями окружных конкурсов, представлены в финале областного конкурса и в Самарской Губернской Думе. В настоящее время ребята работают над проектом «Добро пожаловать!».

Цель проекта – установка стелы при въезде в посёлок.  Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ори-ентироваться в правовой среде и действовать с пол-ным осознанием ответственности за свои решения и действия.

В период с 20 ноября по 12 декабря ежегодно в школе проводится  Декада правовых знаний. В процессе проведения всех  мероприятий,  посвящённых Декаде правовых знаний, реализуется цель: спо-собствовать формированию юридической грамотности учащихся школы.

В реализации проекта «Память» основное внимание отводится школьному музею Боевой славы. Наш школьный музей с его разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Без музея в школе сегодня не обойтись.

Ежегодно в рамках проекта «Память» прово-дятся акции ко дню Победы «Спасибо, тебе ветеран». Ребята посещают ветеранов Великой Отечественной войны, дарят им подарки, оказывают посильную помощь.

В течение года проходят месячники «Знаний, Мира и Истории», «Единства и Дружбы», «Героизма и Мужества», «Истории и Памяти», «Семьи Володичкиных»,  «Краеведения»,  «Милосердия и  Памяти», «Патриотизма», «Женщина и война», «Современная война»; классные часы, посвященные юбилейным  и памятным историческим датам текущего года; уроки мужества в честь дней воинской славы России.

Активисты школы участвовали в уроках мужества музея-библиотеки при Самарской Губернской Думе «У каж-дого была своя война», в честь 23-годовщины вывода войск из Афганистана, «Дни белых журавлей», посвящённого Р.Гамзатову, где активисты школы неоднократно представляли работу школьного музея.  Музей является неоднократным призёром окружных и областных конкурсов музеев.

Имеет благодарственные письма Самарской Губернской Думы, Всероссийского общества ветеранов военной службы.  Самарского ре-гионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».

Музей известен далеко за пределы нашего го-рода: сюда приезжают экскурсии школьников из Самарской области и других городов России. Его посещают во время визита в Алексеевку иностранные туристы: из Германии, Норвегии, США.

Жизнь не стоит на месте, и всё время происхо-дят  изменения в работе музея. Работы по-прежнему много, но именно её наличие сплачивает ребят, знако-мит с живыми героями, учит общению и любви к людям, делам истории своей малой и большой Родины.

Посещение музея дает школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в на-следство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией.  Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди.

Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, вер-ность, подвиг, патриотизм.

Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное про-шлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

Учащиеся школы ежегодно принимают актив-ное участие в окружных, областных и всероссийских конкурсах и акциях патриотической направленности:  всероссийский конкурс «Я помню! Я горжусь!», обла-стной конкурс творческих работ «Листая страницы души», «Скажи терроризму нет», «Память пылающих лет», «Мы – внуки Победы», конкурс социальных про-ектов «Моя страна — моя Россия», конкурс рисунков «Отечественная война 1812 года», «Недаром помнит вся Россия», фестиваль детского и юношеского твор-чества «От малой Родины до гражданина России». Ежегодно принимаем участие в акции «Читаем детям о войне». Цель акции – воспитание патриотических чувств у детей младшего возраста на примере лучших образцов детской литературы о ВОВ.  Ребята с большим интересом приняли в ней участие, в результате были отмечены дипломом за активное участие. Тради-ционным стало проведение акции «Мы помним», по-священной погибшим в Беслане. С большим энтузиазмом учащиеся принимают участие в областной акции «Весенней неделе добра». В рамках этой акции они посещают ветеранов ВОВ, с игровыми программами для детей ходят в реабилитационный цент посёлка, посещают социальное отделение поселковой больни-цы. Ребята готовят своими руками подарки, открытки дарят пожилым и детям. 

В. А. Сухомлинский считал, что основой ак-тивной жизненной позиции человека является любовь к Родине. «Сердцевина человека — любовь к Отечеству — закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины — это для ребенка — личное счастье. Форми-рование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье».

Несмотря на произошедшую в начале XXI века в российском обществе переориентацию многих ценностей, не изменилась ценность Родины. В современных условиях ведущими качествами личности являются: чувство гордости за Родину, любовь к ней, сопричастность к делам народа, гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к труду и народному достоя-нию, умение сочетать личные и общественные интересы.

Нельзя утверждать, что современное поколение негативно относиться к идеям гражданственности и патриотизма. Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Задача учителя состоит в том, чтобы вывести гражданские и патриотические чувства на первый план, сформировать представление о них как о «великих чувствах, возвышающих человека».

Библиографический список 1. Макаренко А. С. «Воспитание гражданина». М. Про-свещение. 1988. 2. Сухомлинский В. А. «Родина в сердце». М. 1980. 3. Сухомлинский В. А. «Воспитание гражданина». Публикация в разделе «Актуальные проблемы образо-вания».

/ Воспитание школьников. №7 2011./ 4. Лихачев Д. С. «Родная земля». М. 1983. 5. Вырщиков А. В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М. Планета. 2010. 6. Любан Т. Н. «Книга о российском патриотизме». Ре-цензия.

/ Воспитание школьников. №1 2011./ 7. «Развитие содержания понятия гражданственность и гражданское воспитание в педагогике 20 века» /Преподавание истории в школе. №9. 20006 г./ 8. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия».

/Преподавание ис-тории в школе. №7. 2007 г./

9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Кон-цепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго по-коления. М. Просвещение. 2012.

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?

Источник: http://lomonpansion.com/articles_2_3484.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector