Педагогические взгляды Сухомлинского: деятельность и взгляды

Педагогические взгляды СухомлинскогоВ центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности.

Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы.

То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.

Василий Александрович Сухомлинский, директор павлышской средней школы, — автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.

Педагогика как и всякая наука преследует свой идеал — идеал человеческой личности, отраженный в гуманизме. В трудах педагогов-гуманистов четко прослеживается линия гуманного отношения к детям.

Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности у Сухомлинского В.А.

явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований.

Главным и определяющим в педагогике Сухомлинского В.А. была любовь к ребенку. Именно величайшая гуманистичность педагогики Сухомлинского В.А. привлекла к нему не слабеющий интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском, польском, испанском, японском и многих других языках.

Определяющее значение придает Сухомлинский В.А. системообразующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение.

Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности.

Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность.

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника ~ к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи.

Сухомлинский вводит новое понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса».

Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального.

Наибольшее воспитательное значение имеет целостный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов (вожатых и воспитанников) объединены стремлением к общественно-значимым целям и нравственным идеалам.

Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В.А.

Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.

Источник: https://works.doklad.ru/view/dVlvq9asMPQ.html

Педагогические взгляды Сухомлинского

Педагогические взгляды Сухомлинского

Искренняя любовь к детям и подлинная пед.культура, по Сухомлинскому, понятие нерасторжимое. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Сухомлинский достойный наследник гуманистической традиции.

В Павлышской средней школе воспитание без наказания было педагогическим принципом всего пед.коллектива. В подходе к проблеме наказаний в школе имело место определенная эволюция его взглядов.

В начале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: «Воспитание несовместимо с наказанием учащихся».

Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания.

В любом деянии он выделял как необходимое: умственное развитие, труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым»

Сферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости. При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее.

Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка.

Центральная часть дидактической системы Сухомлинско­го — трудовое воспитание. В 1950-е гг. Сухомлинский разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников.

В Павлышской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политех­ническое обучение и общественно полезный, производитель­ный труд учащихся. Трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к овладению профессией.

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда. Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки воспитанника.

Источник: https://studlib.info/pedagogika/3034225-pedagogicheskie-vzglyady-sukhomlinskogo/

Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского (анализ одной из работ)

  • Когда его спрашивали: ”Что самое главное было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь к детям!” Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.
  • Мир, окружающий человека, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека. Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте.
  • В школе Сухомлинского много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию.
  • Труд как основа воспитания нового человека — в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием.
  • Трилогия В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну»:
  • Эти произведения, по нашему мнению тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы: воспитания ребенка, подростка, юноши.
  • Первая книга трилогии «Сердце отдаю детям» 1969 г. «Школа под голубым небом», описанная в книге,- это своеобразная творческая лаборатория, в которой идет сложный процесс физической закалки, умственного развития, духовного становления, эмоционально-эстетического роста, трудового приобщения, идейного пробуждения детей.
  • Главными средствами педагогического воздействия здесь выступает природа, язык, творчество, труд. В книге «Сердце отдаю детям» широко представлено детское творчество как средство и результат воспитания. Создание сказок, тонкие наблюдения над природой, умение передать ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром.
  • Вторая книга трилогии — «Рождение гражданина» 1970 г. Широкий и полный анализ проблем воспитания подростка с характеристикой противоречий и особенностей этого периода составляет основное ее содержание.
  • В работе с подростками Василий Александрович применял ту же методику воспитательного воздействия, что и к детям 6-11 лет, но значительно обогатил ее, расширил и углубил новыми идеями.
Читайте также:  Конспект занятия с психологом для 3 класса

В «Рождении гражданина» раскрываются принципы формирования коллектива подростков, рассматриваются главные направления его развития.

Третья книга трилогии — «Письма к сыну» 1977 г.

Она построена в форме диалога воспитателя со своим взрослым воспитанником, уже покинувшим стены школы, и поэтому педагогические идеи и мысли Сухомлинского получают новое содержание с ярко выраженной политической и нравственно-этической окраской.

Темы, над которыми размышляет педагог, актуальны и злободневны; в своей совокупности они представляют программу действенного гуманизма. Их условно можно подразделить на три группы: Родина, человек, труд.

Развитие системы народного образования в РФ и СССР (1917 – 2000-е гг.) (принципы построения новой государственной системы народного образования, ступени школы, сроки обязательного образования, виды образовательных учреждений).

Историю педагогики России советского периода условно можно разделить на три этапа, имеющих специфические особенности, при соблюдении основной идеологии в этом направлении: 1917 – начало 1930-х гг., 1930-е гг., 1945–1991 гг.

Свобода мысли была наказуема. Организация школ подчинялась коммунистической идеологии. В результате личность перестает быть субъектом педагогического процесса, воспитание строится по принципу подчинения личности интересам общества, коллектива.

После Октябрьской революции 1917 г. началось активное разрушение существовавшей школьной системы. Частные учебные заведения были запрещены, религиозные элементы обучения исключены, во всех школах было введено совместное обучение мальчиков и девочек, подчинение всех учебных заведений государственной власти.

Российская Коммунистическая Партия (РКП) организовала деятельность по перестройке школ, возглавили которую Н. К. Крупская, А. В. Луначарский и М. Н. Покровский. Они занимались в первую очередь внедрением коммунистических идей и осуществлением большевистских реформ в системе образования. В октябре 1918 г.

вышли документы, определяющие основные пункты реформирования школ: единая система совместного и бесплатного общего образования в два этапа: 5-ти и 4-х летнего обучения, право на образование не зависимо от расовой, национальной и социальной принадлежности, обучение на родном языке, присутствие производительного труда в программе обучения.

После гражданской войны производится попытка восстановления образовательной системы и ликвидации безграмотности.

Документы, изданные советской властью о школьном обучении, провозглашали идеи демократии, развития личности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов.

Вместе с этим, социализм, подразумевающий подчинение интересов личности коллективным, провозглашался единственно возможной системой для развития природных способностей и целостного всестороннего развития ребенка.

Лишь во второй половине 1920-х гг. школьная система начала понемногу восстанавливаться. Росло число учебных заведений и число учащихся. В 1930 г. было введено обязательное начальное обучение с 4-х летним сроком. Ведущие педагоги страны: С. Т. Шацкий, А. С. Толстов и др. организовывали опытно-показательные учреждения.

Сдвиг в развитии начальной школы произошел в 1931 г., когда предполагалось ввести предметные программы. Реформы 1930-х гг. привели к жесткой организации и стандартизации образовательной системы всех уровней.

Еще одной отличительной особенностью образовательной системы 1930-х гг. было активное внедрение в сознание учащихся культа личности Сталина.

Это повлекло за собой ужесточение дисциплины, строгую централизацию управления школой. В частности, с 1943 по 1944 гг.

были приняты следующие правительственные решения, некоторые из которых действуют и по сей день: об обучении детей с 7-летнего возраста, об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи, об открытии вечерних школ в сельской местности, о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся, об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы, о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы и др.

Среднее образование тоже не оставалось в стороне от реформ. К концу 1950-х гг. оформилось три типа средних учебных заведений: трехлетние общеобразовательные школы, трехлетние вечерние школы, техникумы и другие учебные заведения.

Источник: https://megalektsii.ru/s39685t9.html

Скачать бесплатно реферат, курсовую, диплом, диссертацию: Педагогическая деятельность и взгляды В.А. Сухомлинского

Выдающийся педагог XX в. (1918—1970) вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа.

Он поистине «соком мозга и кровью сердца» (Луначарский) созидал себя как гуманиста, человека культуры, разносторонней образованности, растил коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сделав ее очагом духовно-нравственного становления личности.

Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие (по данным 1979 г.

, опубликовано около 600 статей, 36 книг и брошюр, 1300 рассказов и сказок; общий тираж 5-томника избранных педагогических сочинений составил 4 млн.экземпляров, большими тиражами изданы книги за рубежом на 15 языках; среди рукописей 22 книги записей анализов уроков учителей школы, хрестоматии для внеклассного чтения, ответы на 7 тыс. писем и др.).

Павлышская школа, которой он посвятил более двух десятилетий своего труда и вдохновения, расположена на окраине большого села, утопающего в садах. Школьный участок в 5 гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям, к небольшой реке, окружен полезащитными дубравами и рощами, выращенными ребятами.

Рядом со школой спортивный стадион, обсаженный яблонями, усадьба утопает в ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых насаждениях руками педагогов и поколений воспитанников создан здоровый, специфически лесной микроклимат.

Учебные занятия младших классов проводятся в отдельных помещениях, в каждом доме живет как бы небольшая дружная семья: дети меньше устают и постепенно привыкают к жизни в большом коллективе старших и младших товарищей.

В каждом школьном доме есть комнаты для чтения с литературой и периодикой, рассчитанной на определенный возраст, книги свободно выбирают, желающие уносят домой: без внеклассного чтения, ставшего «любимым занятием», «учение на уроках превратилось бы в зубрежку».

Двести художественных произведений, которые «вошли в художественную сокровищницу человечества» и которые надо читать по нескольку раз, рассматривались как «золотая библиотека», которая «учит жить и понимать красоту искусства». Последнему способствуют и фонотека музыкальной комнаты, и выставки рисунков юных художников, альбомы репродукций в уголке изобразительного искусства, и детский театр, и кинозал.

Читайте также:  Пирогов Николай Иванович: краткая биография

В отдельном корпусе размещены физический, химический, биологический кабинеты, рабочие комнаты по электротехнике, радиотехнике, автоматике и др.

с богатым оборудованием, рассчитанным на индивидуальные занятия, действующими моделями и установками, токарными, сверлильными, фрезерными станками (и станочками для младших школьников), школьная и детская электростанции, «литейный цех», кузнечный горн и мн. др., сделанное в основном руками учеников и учителей.

На школьном участке размещены : плодовый сад, виноградник, теплицы, зеленая лаборатория — центр опытнической работы по биологии и биохимии, домик учебно-опытной кролиководческой фермы, пасека, домик кружка юных строителей, географическая площадка, метеорологическая станция, ветроэлектростанция, плодопитомник, фабрика удобрений, гаражи для учебных авто и сельскохозяйственных машин (две микролитражных автомашины сконструированы кружковцами для обучения младших ребят). Везде радуют глаз клумбы цветов, есть целая аллея роз, поляна ландышей, рощи сирени и мальв, не один десяток укромных и «секретных» уединенных уголков, несколько таинственных «пещер», маленькая хижина, где ребята выхаживают больных зверьков, птиц, птенцов, выпавших из гнезда, голубятня, ласточкин питомник, дуплянки для синиц, Уголки, по сложившейся традиции, принадлежат той или иной возрастной группе (одно уединенное место предназначено для молодых педагогов): взрослые и дети оберегают право на уединенный отдых, грустные и радостные переживания, на «свое личное, интимное, неприкосновенное».

Этот далеко не полный перечень того, что Сухомлинский относил к «учебно-материальной базе» школы, уже дает представления о «педагогической среде», богатой стимулами и возможностями удовлетворения самых разнообразных интересов детства, отрочества, юности, среде, созданной и совершенствуемой, украшаемой непрестанно руками, мыслью, чувствами воспитанников и воспитателей, в среде большого и сложного хозяйства, требующем каждодневной заботы и кропотливого труда о педагогической организации жизнедеятельности учащихся, где каждому из них обеспечено право на самореализацию, самоопределение, на естественное проявление своих чувств, осуществление своих замыслов, обеспечено собственным трудом, но в первую очередь, коллективным трудом настоящих и бывших учеников, нынешних отцов и матерей учеников настоящих; об естественности проявления важнейшего закона воспитания — активности и самодеятельности воспитанника, ибо стимулируют их воспитательная среда и полнота собственной жизнедеятельности; о духовно-нравственной атмосфере школы, где взрослые и дети обогащают друг друга духовно, любят и любимы.

Многолетними усилиями педагогов, облагораживающим влиянием детей жизнь семьи все в большей мере становилась для ребенка «продолжением» школьной жизни. В целом же воспитательный процесс развертывался в развитии ученика как его образ жизни, «бытие» в благоприятнейших условиях для становления интеллекта, нравственных чувств, мотивационно-волевой сферы.

  • Целостный, длительный, высоко результативный педагогический опыт явился главным, фундаментальным основанием оригинальной системы философско-педагогических, психолого-педагогических воззрений Сухомлинского, его теоретических открытий и технологических изобретений.
  • Сухомлинский считал своими Учителями в педагогике Крупскую, Шацкого и Макаренко, рассматривал опыт Павлышской школы как творческое применение их идей. Он глубоко верил в коммунистические идеалы, стремился воспитывать школьников в «коммунистическом духе», «заложить в ребенке…
  • прочное идейное ядро гражданина, труженика, строителя коммунизма».
  • Принимая официальную идеологию, партийно-государственные требования к воспитанию подрастающего поколения, педагог-философ наполнял их таким гуманистическим содержанием, которое в рамки официальных трактовок партийных лозунгов директив не укладывалось.
  • И Заслуженный учитель школы УССР, Герой Социалистического Труда в глазах правоверных идеологов советской педагогики оказывался человеком «чуждых» воззрений, обвинялся в проповеди «абстрактного (несоциалистического) гуманизма».

Сухомлинский относился к оценкам такого плана, глубокого его ранившим, как несправедливым и неправомерным, оскорбительным для него как убежденного коммуниста. Между тем в воззрениях и практической деятельности выдающегося педагога действительно содержалось то, что поднимало его над советской эпохой, открывало духовному опыту человечества универсальные ценности в сфере воспитания.

Идея всестороннего развития личности как цель коммунистического воспитания, как уже выше отмечалось, была в советской педагогике ориентирована на человека как социальное существо, на интересы общества (при игнорировании природной сущности человека, его индивидуальных интересов).

Сухомлинский, по сути, «восстанавливал» целостность личности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального.

Существенно и то, что в советской педагогике им были поставлены вопросы о таких личностных ценностях, как жизнь человека и смысл жизни, семья и брак, верность в любви и дружбе, доброта и милосердие, совесть, способность к пониманию другого человека, к неустанному «труду души», о подготовке ребенка к жизни как борении добра и зла, неизбежности горя, страданий, смерти. В эталоне человека как цели коммунистического воспитания, наряду с традиционными представлениями (нередко вопреки им) о приобщенности его к ценностям социалистического общества, сочетались ценности, мало привычные для официальных трактовок, но, по Сухомлинскому, обеспечивавшие «полноту духовной жизни». Введя в советскую педагогическую литературу это понятие, теоретик не раскрывал его, однако в анализе педагогической системы выявляются общечеловеческие начала духовности: стремления человека к добру, красоте, истине, гармонии («душевному равновесию»).

Этико-педагогические воззрения гуманиста опираются на идеал служения людям, удовлетворения и радости самоотдачи как высших проявлений стремления к добру.

Истоки человечности он усматривает в естественных и святых чувствах любовного отношения ребенка к матери; в возвышении в глазах ребенка человека, увлечении человеком, силой его духа, его мужеством и благородством; в естественности, привычности для ребенка добрых чувств и добрых дел. Необычным для советского педагогического мышления, не согласующимся

С официально утверждавшимся пафосом «всенародного участия в строительстве светлого будущего», было виденье жизни человека не только и не столько в радостных маршах «трудовых побед», сколько в будничной, повседневной жизни с неизбежностью и горечью утрат, с несчастьями, тревогами и заботами, далеко не всегда посильным, тем более удовлетворяющим духовные стремления трудом. И ребенок развивается нравственно в «переживании… горя, забот, страданий другого человека, личном участии в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии». Воспринимаемое в таком ключе детское сообщество-коллектив — это «поле» проявления человечности, «школа» развития таланта доброты.

Этическое в антрополого-педагогической концепции Сухомлинского сливается с эстетическим. Красота — это «кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений», благородных поступков, мужественного поведения.

Красота разлита в мире природы, и, постигая красоту природы, ребенок тем более учится ее ценить, чем более усилий прилагает он к тому, чтобы оберегать и самому творить прекрасное — украшать землю, на которой живет. Красота для ребенка — это мир родного слова, народной культуры, нетленная красота искусства.

Впитывая духовное наследие поколений, растущий человек становится все более эмоционально восприимчивым и отзывчивым, его нравственные чувства утончаются, он все более способен к пониманию, сопереживанию, сочувствию.

«Очарование удивительной музыкой весенних лугов» и осеннего вечера в разноцветном лесу; увлечение образами народной сказки и создание собственных сказок; открытие мира художественной культуры: литературы, музыки, живописи, — все это рассматривалось педагогом-гуманистом как богатейшие возможности для п

Источник: http://globalteka.ru/order/11998.html

Реферат «система воспитание Сухомлинского»

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности — Василия Александровича Сухомлинского — можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано.

Читайте также:  Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. картотека

Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы».

Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно.

Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

1.БиографияВ.А.Сухомлинского

Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине. Здесь прошли его детство и юность. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских — три брата и сестра — стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу.

Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г. , 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского.

Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску.Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив.Осколок снаряда остался в его груди навсегда.

После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районо.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. 2 сентября 1970 года В.А. Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Характеристикапедагогической деятельности Сухомлинского

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

В.А. Сухомлинский — автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира.

В апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» — доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ.

Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.

Книга его жизни— «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР— 1974, посмертно). Его жизнь— воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

Система воспитанияСухомлинского

В.А. Сухомлинский — достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, — отмечал Сухомлинский, — можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании.

А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка».

Во-первых, В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать.

Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике.

Одно из самых ценных его качеств — человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка.

Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном.

Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание — хорошо учиться — озаряет весь смысл школьной жизни детей.

Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научиться». Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.

Источник: https://intolimp.org/publication/riefierat-sistiema-vospitaniie-sukhomlinskogho.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector