Плохие привычки хороших детей. как с ними бороться

Плохие привычки хороших детей. Как с ними бороться

Тебе наверняка приходилось с удивлением замечать, что два взрослых человека одного и того же возраста выглядят совершенно по-разному.

Один полон сил и энергии, а другой физически слаб, и во всём его внешнем облике проступает болезненность. Первый берёг своё здоровье: вёл здоровый образ жизни.

Второй же почему-то не жалел свой организм: шёл на поводу у своих дурных привычек — курил и употреблял алкоголь.

Все наши хорошие привычки помогают нам быть здоровыми, а, например, дурная привычка сутулиться приводит к искривлению позвоночника, привычка грызть ногти — к различным инфекционным заболеваниям.

И ты, конечно, не раз слышал, как важно правильно питаться, как полезно делать по утрам зарядку, заниматься физкультурой, закаляться.

Твоё здоровье закладывается в детстве, и оно во многом зависит от того, какие привычки ты приобретёшь уже сейчас.

Чем опасна плохая осанка

Ты, наверное, не раз слышал от взрослых: «Расправь плечи!», «Выпрями спину!», «Следи за осанкой!» Чем же опасна неправильная, плохая осанка?

Осанка — это привычная поза человека в вертикальном положении. Она может быть красивой и некрасивой, правильной и неправильной.

При правильной осанке голова держится прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, контуры правой и левой стороны тела симметричны.

Неправильная осанка выглядит совсем иначе: это опущенная или излишне запрокинутая назад голова, сведённые вперёд плечи, сутулая спина, запавшая грудная клетка, выпяченный живот.

Проверь свою осанку. Подойди к стене и встань к ней вплотную спиной. Стой в привычной для тебя позе. Если в этом положении ты касаешься стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у тебя правильная осанка. Если же к стене прикасаются только три точки: затылок, спина и пятки — это говорит о том, что у тебя неправильная осанка.

Если человек постоянно сутулится, втягивает голову в плечи, сидит сгорбившись за столом или за партой в школе, у него вырабатывается неправильная осанка. А это значит, что формируется некрасивая фигура. Рост такого человека всегда будет казаться значительно ниже, чем есть на самом деле.

Кроме того, человек с неправильной осанкой никогда не сможет стать хорошим спортсменом или танцором. Но самое главное всё-таки заключается в том, что при такой осанке происходит постепенное искривление позвоночника — сколиоз.

Многие случаи сколиоза исправляются специальными гимнастическими упражнениями, которые необходимо выполнять в течение примерно двух лет. В более тяжёлых случаях искривление позвоночника нельзя исправить гимнастикой.

Тогда больному назначают ношение специального корсета или даже гипсуют его туловище на не­сколько месяцев. А если все эти меры не помогают исправить позвоночник, то приходится делать сложную хирургическую операцию.

Вот как опасно горбиться, сутулиться и не обращать внимания на свою осанку!

Прямо ты должен не только стоять, но и ходить и сидеть. Если же ты сутулишься, то правильная осанка покажется тебе очень неудобной: ты почувствуешь, как напряжены все твои мускулы от попытки держать тело в непривычном для него положении. Но если ты захочешь исправить свою осанку и будешь следить за правильным положением тела, то умение держаться прямо скоро станет твоей хорошей привычкой.

Стремись всегда иметь правильную осанку!

  • За школьную парту и за письменный стол усаживайся удобно. Не горбись, не сутулься во время чтения и письма. Через некоторое время это войдёт у тебя в привычку.
  • Делай перерывы во время приготовления домашних заданий: встань, расправь плечи, потянись, сделай несколько несложных упражнений (например, приседаний).
  • Обязательно занимайся физической культурой, плаванием.

Источник: https://spc-oktyabr.schools.by/pages/plohie-privychki-horoshih-detej-kak-s-nimi-borotsja

Плохие привычки хороших детей

Плохие привычки хороших детей

Неземная красота, Выньте палец изо рта! Девочки и мальчики, Не сосите пальчики. Дорогие детки,

Пальцы – не конфетки!

Эдуард Успенский «Про девочку, которая все время сосет палец» У каждого человека самой первой привычкой было сосание. Нет ничего более естественного и приятного для младенца, чем сосание материнской груди. Это удовлетворение почти всех его жизненных потребностей – в пище, тепле, безопасности и любви. По сути, СОСАНИЕ – это то, что в первую очередь связывает ребенка с большим миром вокруг. Так почему же мы искренне удивляемся, когда в ответ на недружелюбность этого самого большого мира, ребенок или даже взрослый инстинктивно ищет «сосок»?! Когда человеку не хватает уверенности в себе, самостоятельности, или он волнуется, или предстоит какое-то важное дело, он почти машинально берет что-нибудь в рот (будь то палец, одежда, игрушка или карандаш). Таким образом, ребенок или взрослый помогает себе обрести спокойствие и взять себя в руки. Кстати, благодаря достижениям техники ученым удалось установить, что при неблагоприятном течении беременности беспокойство ребенка в утробе выражается именно сосанием пальца. Итак, успокоение сосанием вполне естественно для ребенка. Но интересный вопрос: почему одни дети делают это эпизодически, а другие постоянно сосут палец, грызут ногти, облизывают губы и т.д.? В норме, сосательный инстинкт постепенно ослабевает к двум-трем годам. Если же трех-четырехлетний ребенок не хочет отказываться от пустышки, постоянно обсасывает уши у плюшевого зайца или до крови обкусывает свои ноготки, значит, что-то не так… Скорее всего малыш чувствует себя неуютно в этом мире.

Самостоятельный – не всегда счастливый

– Ваньке уже скоро четыре, а он засунет палец в рот и сидит, – жалуется мама, – я его ругаю, он все понимает, и все равно назло сосет. С Юлечкой такого не было – ей раз скажешь, как отрезало. А мальчишки все такие…

Если ты нежеланный или нелюбимый ребенок, ты об этом знаешь. Ну, может быть, не знаешь, но интуитивно чувствуешь. И тебе до боли в горле хочется кричать! Только не знаешь, какие слова нужны, чтобы тебя поняли и полюбили… И ты от бессилия просто берешь палец в рот, как бы отгораживаясь и защищаясь от мира, который не любит… Конечно, далеко не всегда причина так остра.

Возможно, ребенку просто не хватает ласки и тепла, потому что мама пропадает на работе; или родители часто ссорятся, собираются разводиться; а может быть, в семье родился младший ребенок, и старшему кажется, что его теперь любят меньше. Вредные привычки могут провоцировать и определенные стратегии воспитания.

Есть родители, которые сознательно придерживаются установки: даже новорожденного ребенка нельзя баловать, иначе «сядет на голову». Детские психологи считают, что плохие привычки часто появляются у детей, которые с рождения испытали явный дефицит внимания со стороны родителей.

Эти малыши подолгу оставались одни в кроватке, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Как правило, таких детей еще и рано отлучили от груди или резко забрали у них «пустышку», оставив сосательный инстинкт неудовлетворенным.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок испытывает скуку или страх и ищет успокоения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что нет рядом мамы.

Когда же обеспокоенная мать появляется и стремится отвлечь малыша от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: ребенок занят сам собой. Малыш сам себя утешает и источник впечатлений также ищет в самом себе. Получается, что сосание пальцев, губ и т.п. компенсирует ребенку нехватку любящих рук, глаз.

Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы. В других случаях ребенок замечает обратившую на него внимание мать и тогда включается обратный механизм. Малыш чувствует, что нашел способ привлечь внимание мамы. Он активно продолжает делать то, от чего отучают. А продолжает, потому что, пока отучают, он получает долгожданное внимание. Такой замкнутый круг.

Не много ли мы требуем?

Дашенька пошла в первый класс… Она знала, что там ее ждет много интересного, добрая учительница, веселые одноклассники и «пятерки». Так говорили мама с папой. Но однажды Даша совсем неожиданно получила «тройку» по физкультуре.

Она плакала и не знала, как сказать об этом несчастье родителям. Они так радовались ее отличным оценкам, называли «умницей», и вдруг такое… После той злополучной «тройки» у девочки и появилась привычка грызть ногти.

Родители убеждали дочь в том, что это вредно, на что Даша отвечала: «Я не хочу – они сами грызутся!»

Несоответствие завышенным требованиям родителей является большим стрессом для ребенка. Если что-то получается не так, как ожидают мама с папой, у ребенка возникает чувство вины и он неосознанно хочет наказать себя.

Именно по этой причине психологи считают, что большинство «саморазрушительных» привычек (ребенок грызет ногти, вырывает волосы, кусает себя) появляются от желания сделать себе больно – наказать за какую-то провинность или даже «дурные» мысли и желания.

Кстати, заметьте: в мудром русском языке слова «грызение» и «угрызение» (совести) имеют один корень. Иногда разобраться в проблеме родителям помогает элементарный анализ собственной воспитательной стратегии.

Необходимо задать себе ряд вопросов: «Уверен ли ребенок, что я буду его по-прежнему любить, даже если он не научиться играть на гитаре?», «Дочь ходит на гимнастику, потому что ей это нравится, или потому что не хочет расстраивать меня?», «Не боится ли меня мой сын?» и т. д.

Душевный разговор «на равных», вполне возможно, поможет вам понять причины беспокойства ребенка. Может оказаться, что сын стащил брелок у приятеля в детском саду, или дочь очень переживает, что недавно обманула бабушку.

В этой ситуации ребенок, который очень боится разочаровать родителей и быть наказанным, будет молчать и неосознанно сам себя «бичевать», причиняя какую-нибудь физическую боль.

Например, одна маленькая девочка постоянно ковыряла спичкой в зубах (пока десны не начинали кровоточить), потому что вопреки строгому запрету папы дружила с «плохой» девчонкой из их подъезда. Подобные истории случаются в семьях, где степень доверия между родителями и детьми не так высока, как это необходимо ребенку для душевного благополучия и спокойствия; где «маленький человек» знает, что «большие люди», если им что-нибудь рассказать, будут тебя оценивать и наказывать, а не пытаться понять. А только твердая убежденность в том, что тебя будут любить всегда, помогает ребенку найти силы, чтобы признаться в проступке, а значит пережить и забыть неприятный эпизод.

Закрепляем привычку сами

Итак, в причинах и механизмах появления таких действий, как сосание, грызение, щипание, кусание мы попытались разобраться. В большинстве случаев эти действия вызваны тревогой и неуверенностью в себе. Однако каждый ребенок испытывает различные стрессы и нуждается в успокоении, но не каждый имеет навязчивую вредную привычку.

В чем же дело? Оказывается: для того чтобы эпизодическое сосание пальца или грызение ногтей превратилось в привычку, кто-то должен обратить на это внимание. Но не просто заметить, а еще и отругать, рассказать, как это плохо, и в дальнейшем навязчиво следить за тем, чтобы ребенок ничего не брал в рот.

К сожалению, именно такую тактику «борьбы» применяют многие родители. Но ведь ребенок тянет палец в рот почти неосознанно, поэтому замечания родителей не заставят его прекратить, а, скорее всего, сделают привычку еще более навязчивой («запретный плод сладок» – девиз, который так любит наше подсознание).

Кроме того, борьба с самим действием не имеет смысла, потому что корень зла кроется в психологическом состоянии ребенка. То есть, если даже мальчик или девочка под давлением родителей перестанет грызть ногти, вполне вероятно, что спустя время появится какое-нибудь другое навязчивое действие – облизывание губ, например.

Тревога-то и неуверенность не исчезли…

Читайте также:  Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: русская матрёшка

Как же отучить ребенка от вредной привычки?

– Постараться установить с ребенком нежные и доверительные отношения, выяснить, что беспокоит или заботит его, чего он боится. Эти знания помогут вам разобраться в ситуации и вернуть ребенку уверенность в себе, своих силах и любви близких. А эта уверенность – главный враг тревоги, а значит и всех вредных привычек! – Не лишайте ребенка необходимого физического контакта с мамой ни в младенчестве, ни в старшем возрасте. – Старайтесь сократить количество требований и запретов. – Сделайте жизнь ребенка радостной! Следите за тем, чтобы малыш получал много разнообразных впечатлений, чаще играл. А вот интеллектуальные нагрузки в большинстве случаев лучше сократить. – Не берите с ребенка обещаний прекратить, например, грызть ногти. Его воля еще недостаточно развита. Нарушив данное обещание, он почувствует себя еще хуже, потому что к чувству тревоги добавится чувство вины. – Если у вас не получается разобраться в проблеме самостоятельно, обратитесь за помощью к детскому психологу. И последнее. Бывает, что ребенок «подсматривает» какую-нибудь вредную привычку у другого ребенка или у взрослого. Может начать ковырять в носу, как Сережка из детского сада, или постоянно теребить ухо, как старший брат. Если вы не станете заострять на этом внимание, скорее всего, «чужая» привычка спустя какое-то время исчезнет.

Мария Воронцова

Нравится

Название раздела:  Хитрости воспитания

Источник информации:  по материалам сайта semiaplus.ru

Источник: http://www.mamochka.kz/article.php?article_id=678

Вредные привычки и как с ними бороться

Вредные привычки и как с ними бороться

Вредные привычки у детей

С ростом и развитием ребенка у него нередко появляются привычки, которые со временем, если на них не обращать внимания, становятся вредными, и могут не только вредить в детстве, но и преследовать человека всю его сознательную жизнь.

Что такое привычка и какую из них можно отнести к вредным?

Привычкаэто поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.

Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные).

К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство, употребление наркотиков и т.п.) с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.

К наиболее распространенным вредным привычкам у детей можно отнести привычки: сосать пальцы; грызть ногти, карандаши, ручки; брать в рот посторонние предметы; ковыряться в носу; ябедничать; обманывать сверстников и старших; брать чужие вещи; сквернословить (употреблять ненормативную лексику); курить, пить, употреблять наркотики; быть зависимым от телевизора и компьютера и другие.

Причины появления вредных привычек у детей

Психологи считают, что вредная привычкаэто склонность, которая превратилась у ребенка в потребность. И происходит это не одномоментно, а постепенно и в течение довольно продолжительного времени.

Одной из причин (может быть самой главной) появления вредных привычек у детей является недостаток внимания  к ребенку со стороны родителей, прежде всего матери,  родных и близких. Другими причинами могут быть:

 желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;

 психологические или физические проблемы у ребенка;

 стремление избавиться от скуки или успокоиться;

 особенностихарактера ребенка и методы его воспитания в детстве;

 подражаниестаршим или своим сверстникам и др.

Как избавить ребенка от вредной привычки?

Если у ребенка вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, то родителям необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а именно преодолевать ту или иную вредную привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в усилиях принимают участие две стороны – родители и сам ребенок, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.

Как же помочь ребенку освободиться от вредных привычек?

Привычка «сосать пальцы»– если малыш тянет пальчик или кулачок в рот, то это может означать, что он голоден, у него не удовлетворён сосательный рефлекс, что он скучает, беспокоится, его что-то мучает.

Некоторые дети уже после года забывают про пальчик, иные сосут палец или соску вплоть до трёх лет. Всё это нормально.

Задуматься стоит, если даже и на четвёртом году жизни ребёнок продолжает сосать палец или только начинает это делать.

Распространённой ошибкой родителей является то, что они стараются подавить привычку «агрессивными» способами: наказывают, стыдят… А ведь такие методы вызывают совершенно обратную реакцию, данная вредная привычка у ребенка только закрепляется.

Что же делать? Выяснить причину и устранить её. Установить с ребёнком доверительные отношения.

Своевременно замечать, когда он напуган, чем-то встревожен, стараться приласкать и успокоить его, поговорить, отвлечь… И никогда не скупиться на похвалу!!! Ребёнку нельзя запрещать, нужно стараться объяснить почему, например, вредно сосать пальцы. Разнообразить жизнь малыша, сделать её яркой и насыщенной.

Привычка «грызть ногти, карандаши, ручки» самое распространенное мнение на этот счет – ребенок грызет ногти, когда он нервничает. Иногда это беспокойство внутреннее, которое сам ребенок может не сознавать, и попытки родителей выяснить причину ни к чему не приводят.

Было замечено, что некоторые дети  школьного возраста при возникновении трудностей в общении со сверстниками или усвоении школьной программы, начинают грызть ногти. Слишком строгое отношение к ребенку со стороны отца или матери может дать толчок этой привычке. По мере взросления ребенка эта привычка угасает, но у 15 % взрослых людей она сохраняется на всю жизнь.

В подростковом возрасте примерно 45% детей грызут ногти. Как же помочь этим детям?

Наказаниями и постоянными окриками: «не грызи ногти» здесь не поможешь. От взрослых требуется убедительно доказать вред этой привычки для человека. Использовать все возможные примеры из жизни: можно показать под микроскопом сколько микробов находится под ногтями.

Привычка «брать в рот посторонние предметы» — многие мальчики и девочки любят брать в рот различные мелкие предметы: монеты, пуговицы, детали конструктора.

Играя, они о них забывают и могут случайно проглотить или, что еще хуже, предмет может попасть в дыхательное горло. Дети грызут ручки, карандаши, рукава, пододеяльники и т.п.

Следует внушить ребенку, что во  рту могут находиться только пищевые продукты, питье и еще лекарства во время болезни.Жестко контролировать, держит ребенок что-нибудь во рту или нет. Это избавит его от опасности.

Привычка «ковыряние в носу»то, что это некрасиво понимают все. Но ведь это ещё и вредно. Дети, при ковырянии в носу, зачастую выдёргивают из ноздрей крошечные волоски, которые служат естественными фильтрами, защищающими от пыли и грязи вдыхаемого воздуха.

Самой распространённой причиной ковыряния в носу у детей является сухость слизистой, из-за которой ребёнок чувствует сильное раздражение и зуд. Необходимо позаботиться  о том, чтобы вдыхаемый воздух был не слишком сухим. Для этого можно купить увлажнитель воздуха или расставить в комнатах ёмкости с водой.

И обязательно научить ребёнка пользоваться носовым платком. Зачастую этого достаточно, чтобы избавиться от неприятных ощущений в носу, а соответственно и от вредной привычки.

Привычка «ябедничать» – ребенку до трех лет слово «ябеда» будет не совсем понятно. Он еще не осознает последствия своего поступка и фактически своей жалобой он делится со взрослым увиденным. В старшем же дошкольном возрасте ребёнок вполне представляет какая реакция последует за его словами.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку разницу между доносом и сообщением о чём-либо. Например, рассказать о том, что кто-то попал в беду – это ответственный поступок. Дети должны рассказывать взрослым о том, что кто-то поранился, кому-то угрожает опасность. Необходимо научить ребёнка не ябедничать.

Малыш должен понимать, что вы будете слушать только полезную информацию.

И ещё: стараться, чтобы ребёнок учился самостоятельно справляться с проблемами. Одной из причин «ябедничества» как раз является то, что дети не знают, как им справиться с проблемой, поэтому и обращаются ко взрослым.

Привычка «обманывать сверстников, старших» – ее истоки выходят, как правило, из перенимаемого примера от сверстников.

Если родители узнали, что их ребенок склонен говорить неправду, то необходимо:

  понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался;

  как можно чаще демонстрировать ребенку свою любовь, а не воспитательные принципы;

  исключить жестокие наказания, в том числе за ложь;

  постараться самим, быть правдивыми, честными, и искренними, —  это лучшее лекарство ребенку в искоренении этой пагубной привычки.

Привычка «брать чужие вещи (воровство)».Воровство – это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие.

А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых.

Однако, если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства и если ситуация не меняется с возрастом, — значит, это уже не проступок, а болезнь.

Родителям, воспитателям, и учителям необходимо:

  Не осуждать  ребенка публично. Если кража совершена в классе, не стоит посвящать в это всех учителей, родителей, одноклассников – с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.

  Ни в коем случае не наказывать детей физически. Достаточно на первый раз ограничиться  рассказом о своей и чужой собственности. Постараться объяснить ребенку, что даже если он в чем-то очень нуждается, воровство – не способ решения проблемы.

  Не напоминать все время о проступке и не уделять ему большого внимания. Лучше подумать о том, как вы можете проводить с ребенком больше времени.

Привычка «сквернословить» — ругательства ребенок узнаёт задолго до того, как идет в первый класс. И сам их произносит до тех пор, пока не поймет, что это неприлично. В подростковом возрасте ребенок часто ругается для того, чтобы показать себя взрослым и независимым. Чтобы исправить ситуацию родителям и близким нужно:

  Не использовать в своей речи ненормативную лексику.

  При каждом новом «словечке» ребенка объяснять ему, что так говорить неприлично.

Привычка курить, употреблять спиртное и наркотики– одна из самых тревожных и беспокойных для родителей – получила в последние годы широкое распространение среди школьников, причем к курению дети приобщаются нередко уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, а тяга к спиртным  напиткам (слабоалкогольным) и наркотикам появляется в старших классах. Иногда простое любопытство, желание «все попробовать» со временем приводит к трагическим последствиям.

Узнав о таком «опыте», родители должны бить тревогу, исключить возможность его повторения и продолжения, принять самые разнообразные меры для спасения своего ребенка, в т.ч. обратиться к подростковому врачу-наркологу.

Привычка «быть зависимым от телевизора,  компьютера» – это порождение цивилизации, с одной стороны; подражание родителям и друзьям — с другой.

Читайте также:  Классный час ко дню победы для 4 класса

Теле-компьютеромания приводит к тому, что многие дети, просиживая часами за компьютерами и телевизорами, «садят» зрение, «зарабатывают» искривление позвоночника, анемию (снижение кислородтранспортной способности крови), проблемы с пищеварением и лишним весом.

У таких детей появляются частые головные боли, быстрая утомляемость и как результат — пропуски занятий, низкая успеваемость.

Выход из ситуации – изменение образа жизни, занятия спортом, ежедневные прогулки на свежем воздухе с родителями и друзьями, совместный активный отдых на природе и т.п.

Искоренение перечисленных привычек – дело не простое. Оно требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Любую из вредных привычек трудно искоренить если бороться с ней от случая к случаю.

Родителям необходимо помнить:

только заботливое и внимательное отношение к своему ребенку,

взаимное расположение и доверие помогут воспрепятствовать

формированию у детей и подростков вредных привычек!

 http://www.minsksanepid.by/node/1676

Источник: http://proiectus.ucoz.ru/publ/roditeljam/vrednye_privychki_i_kak_s_nimi_borotsja/8-1-0-71

Как бороться с плохими привычками у детей

Как бороться с плохими привычками у детей

Плохие привычки у деток – ведь их замечают все родители. Малыш сосет пальчик, грызет ногти или колпачок ручки, выдергивает волосы, ресницы, кусает губки, подергивает плечами, накручивает волосы на палец. Подобных привычек существует множество. Мы, взрослые, должны научиться помогать  нашим детям от них избавляться.

Плохие привычки говорят об эмоциональном состоянии ребенка. Внимательно нужно понаблюдать за малышом, если привычка у него появилась внезапно.

Некоторые причины возникновения:

– В том случае, если ваш малыш пережил травмирующее событие или стал свидетелем такового;

– Изменения в жизни ребенка (переезды, смена детского сада или школы, появление второго ребенка, смерть одного из близких родственников, развод родителей);

– Эмоциональное отвержение со стороны одного или обоих родителей, применение физических наказаний;

– Мама и папа слишком строги или предъявляют не соответствующие возрасту требования;

– Крохе не уделяют достаточно внимания, заботы, любви;

– Совершенно непоследовательная система воспитания;

– Главным источником напряжения может являться детский сад или школа;

Список может быть очень длинным…

Взрослым важно понимать, что появление такого рода привычек говорит о том, что ребенку неспокойно, некомфортно, страшно. Некоторые из привычек говорят об аутоагрессии (агрессии, направленной на самого себя). Дети испытывают нервное напряжение и такими способами пытаются от него избавиться.

Что предпринять родителям?

  1. Никогда не ругайте, не наказывайте, не стыдите.  Все перечисленные методы лишь ухудшать положение.  Напряжение ребенка лишь усилиться.
  1. Не пытайтесь задавать вопросов «Зачем или почему ты грызешь ногти?». У ребенка нет ответа на этот вопрос. Большинство подобного рода действий происходят совершенно неосознанно. В таком случае ребенок не в состоянии сформулировать причинно-следственную связь.
  1. Проанализируйте ситуацию. В чем может крыться причина напряжения ребенка. Какая атмосфера в семье, какие взаимоотношения у вас с ребенком. Не приходилось ли ребенку переживать стрессовых или травмирующих событий за последнее время. Какая атмосфера в садике или в школе?
  1. Для начала стабилизируйте внутрисемейную атмосферу. Ребенок должен чувствовать себя дома спокойно защищено. Если ваши отношения с ребенком ухудшились – займитесь их восстановлением.
  1. Исключите претензии, наказания, жесткий контроль и высокие требования. Чаще хвалите малыша и говорите, что любите.
  1. Предлагайте ребенку различные способы проявления чувств.  Используйте не только вербализацию, но и различные арт-терапии (рисование, лепка), спортивные секции, творческие занятия (танцы, пение).
  1. Обязательно соблюдайте режим дня. Если ваш ребенок слишком загружен, то стоит пересмотреть его время и интенсивность занятости.
  1. Никогда не запугивайте ребенка «не будешь слушаться, Баба-Яга заберет», «будешь так себя вести – отдам в детский дом», «непослушных детей ночью Бабай забирает».
  1. Никогда нее применяйте физического и психического насилия над детьми.  Многочасовое молчание родителя после ссоры переносится ребенком крайне сложно!

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/kak-borotsya-s-plokhimi-privychkami-u-detejj/

Вредные детские привычки: откуда что берется

Привычка – это повторяющееся действие, некий ритуал, который ребенок, как и взрослый человек, выполняет, чтобы успокоиться, развлечься, привлечь внимание или помочь себе справиться со сложными или неприятными ситуациями.

Иногда привычка может быть «симптомом» различных комплексов: застенчивости, страха, неуверенности в себе.

Некоторые привычки закладываются до рождения (например, малыш сосет пальчик еще в материнском лоне), другие приобретаются в процессе перехода через очередной возрастной рубеж, а есть такие, которые, уходя корнями в раннее детство, сохраняются на всю жизнь.

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Причины для развития этих своеобразных детских механизмов адаптации самые разные.

Вредные привычки могут быть:

  • результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);
  • итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или недостатка внимания и понимания со стороны близких;
  • следствием психологических и неврологических проблем.

Одни дурные привычки, как бы странно это ни звучало, – неотъемлемая часть нормального детского развития.

Привычка обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться, как правило, отступает после кризиса взросления, когда кроха понимает, что есть более эффективные способы отстоять свою правоту и добиться желаемого.

Бывает и так, что особенности поведения становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством. Часто это последствия отсутствия ласки, внимания, эмоционального контакта с близкими людьми.

Когда малыш оказывается предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями. Вот только спектр действий для его возраста невелик – и вот уже кроха сосет палец, обкусывает ногти, теребит мочку уха и даже выдергивает волосы.

ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ, ЯВЛЯЕТСЯ АТМОСФЕРА ДОВЕРИЯ, УВАЖЕНИЯ И ЛЮБВИ В СЕМЬЕ. СТРЕМИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТОБЫ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА БЫЛА РАЗНООБРАЗНА И У НЕГО ВСЕГДА БЫЛО ДОСТАТОЧНО ВПЕЧАТЛЕНИЙ: ПЛАНИРУЙТЕ ЕГО СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ПОДМЕЧАЙТЕ ИНТЕРЕСЫ И МОТИВАЦИЮ И СОЗДАВАЙТЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ РАЗВИТИЯ.

ХОРОШИЕ, ПЛОХИЕ И БЕСПОЛЕЗНЫЕ

Когда вредные привычки являются – каламбур! – безвредными возрастными особенностями ребенка, в них нет ничего страшного, со временем он их перерастет.

От шарканья ногами при ходьбе, ерзанья на стуле, прилюдного выпускания газов, ковыряния в носу, игры с волосами, драчливости, употребления ругательств и слов-паразитов («значит», «че», «прикинь», «ну» и др.

) при правильном воспитании через некоторое время не останется и следа.

Будьте внимательны, когда такие привычки живут дольше нескольких месяцев: выходя за рамки допустимых по возрасту, они могут стать причиной падения самооценки и трудностей в общении, а некоторые к тому же просто опасны для здоровья. К примеру, сосание большого пальца вредит формированию прикуса, а ковыряние в носу чревато ранками, кровотечениями и даже повреждением тонкой носовой перегородки.

«Иногда ребенок может совершать действия саморазрушающего характера: бить себя, дергать за волосы, до крови кусать губы или внутренние стенки щек, отрывать заусенцы вокруг ногтей, сильно скрипеть зубами (особенно в ночное время), называть себя дураком, неудачником и другими критикующими словами, в сильном эмоциональном состоянии ломать свои игрушки и т. д.

В таких ситуациях, если они регулярно повторяются, ему точно нужна ваша поддержка и, возможно, помощь психолога», – говорит психолог-консультант Юлия Крюкова.

Есть и явно асоциальные привычки, например агрессивность или прикарманивание чужих вещей.

Именно в таких случаях помогать ребенку избавляться от вредных привычек необходимо! Ведь он может и понимать, что делать так нехорошо, но не знать, как с этим справиться.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД

Что делать, когда вы понимаете: у вашего ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Прежде всего определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно. Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести и тревога могут закрепить негативную модель поведения.

Еще один тупиковый путь – манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я перестану покупать тебе конфеты / отберу айпад /не поведу больше в кино»). В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы.

Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно и четко контролировать свои действия он пока не может.

Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо – не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.

СПРАВИТЬСЯ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ МОЖНО В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ. НО В ДЕТСТВЕ ЭТО СДЕЛАТЬ ЛЕГЧЕ: ПСИХИКА МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА ДОСТАТОЧНО ГИБКАЯ, И, ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НАХОДЯТ ВЕРНУЮ ПОЗИТИВНУЮ СТРАТЕГИЮ БОРЬБЫ, ПРИВЫЧКА ПОСТЕПЕННО ЗАБЫВАЕТСЯ.

7 ПРИЕМОВ ЭФФЕКТИВНОЙ БОРЬБЫ С ВРЕДНЫМИ ДЕТСКИМИ ПРИВЫЧКАМИ

1. Начните с увеличения количества заботы и внимания, проявляемого к малышу. Не будьте с ним чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры – ни умственно, ни физически. Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте.

Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашки» в постели при пробуждении и легкий массаж перед сном) до вкусной еды и теплых расслабляющих ванн с громадными шапками пены.

2. Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки – близкие соседи некомфортного психологического состояния малыша. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться.

Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить.

Если кроха еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие.

Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду поедателя козюль наверняка будут дразнить, а с забиякой или ябедой – отказываться дружить). Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.

3. Один из эффективных способов победить вредные привычки – это искреннее позитивное подкрепление поведения малыша в те моменты, когда он справляется с ними.

Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма.

Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!

4. Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение.

Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти.

Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна – делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.

5. «Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше почаще говорите малышу о его достоинствах.

6. По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями. Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник.

Читайте также:  Конкурсы для школьников 8-9 класса к 9 мая – день победы

Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!») – когда их накопится больше десяти, последуют «штрафные санкции».

Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.

7. Все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение.

В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками.

Стоит ли удивляться, что кроха изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?

КОНСУЛЬТАНТ

Подобрать «ключик»

Юлия Крюкова, психолог-консультант, экзистенциальный психотерапевт

Часто на консультациях я слышу просьбу: «В поведении моего ребенка такую-то привычку надо искоренить, причем срочно!» Хотела бы порекомендовать разбираться пошагово. Есть привычки, которые ребенок бессознательно «создает» себе в помощь.

Например, груднички, годовалые детки и даже ребята постарше могут сосать палец или уголок пододеяльника или прибегать к самораскачиванию, чтобы «доуспокоиться» (накричали, не успокоили, когда заплакал ночью). Есть привычки-протесты.

В семьях с большим количеством правил и ограничений у ребенка может появиться желание брать игрушки и вещи других детей. В принципе у любого малыша может возникнуть соблазн прикоснуться к чужой игрушке или сладостям.

Но один сумеет не поддаться импульсу: сам с собой договорится, расскажет про понравившееся «что-то» родителю, попробует поменяться игрушками… Такой вариант показывает, что в семье не нарушены границы ребенка, что в процессе своего взросления он научился себя поддерживать, когда что-то является недоступным. Совсем другая картина, когда кроха растет под постоянным контролем и наблюдением, когда взрослый в любой момент может наказать его за что-то и в воспитательных целях отобрать на какое-то время собственные игрушки ребенка.

Да, куплены они взрослым, который в том числе и деньги на покупку заработал, но после дарения эта вещь принадлежит ребенку, он становится ее хозяином, правообладателем! Некоторые взрослые в порыве злости об этом забывают или не знают вовсе. Вобрав в себя такую модель поведения, ребенок несет ее в мир («Если со мной поступают плохо, значит, я это могу сделать в отношении другого человека»).

Постарайтесь пересмотреть свои родительские принципы. Не поддавайтесь «стадным» рассуждениям: «у других дети сами засыпают: поплачет и успокоится», «меня тоже в строгости воспитывали – и ничего, вырос» и т. п.

Обращайте внимание на индивидуальности проявления привычки ребенка и по возможности пробуйте отследить причины ее появления. Если вы стали замечать у ребенка что-то новое в поведении, не спешите это резко менять, прерывать или порицать.

Учитесь собственной осознанности: задавайте себе побуждающие вопросы.

Например, «Когда я вижу, что мой ребенок делает то-то (сосет палец, ругается, приносит чужие вещи домой и т. д.), что происходит со мной? Что я чувствую: злость, растерянность, стыд, вину, страх? Какое я оказываю влияние на формирование поведения ребенка?» Поняв свои чувства и состояние, поискав способы помощи себе, скорее всего, вы станете большим помощником и для своего чада.

Источник: http://www.podelkidetkam.ru/vrednye-detskie-privychki-otkuda-chto-beretsya

Детские вредные привычки и как с ними бороться — Журнал Здоровье

Даже у самых маленьких непосед бывают вредные привычки, которые могут довести родителя до желания начать грызть собственные ногти. Но не спешите отчаиваться! Советы экспертов помогут вам справиться с некрасивыми, а порой и негигиеничными привычками ваших чад.

Как справиться с вредной привычкой ребенка

При всем обожании своего ребенка, вы не можете смириться с его привычкой хрустеть костяшками, обгрызать ногти и перебивать ваши телефонные переговоры требованием сделать ему бутерброд. Расслабьтесь, есть мудрые стратегии, как положить конец такому поведению.

Во-первых, нужно понять мотив в его действиях. Если ребенок чавкает за столом, возможно, ему нужно просто рассказать о правилах этикета.

Но есть и такие действия (сосание пальца или накручивание на него волос), которые указывают на подсознательное желание ребенка уменьшить получаемый стресс или развеять скуку.
В этом деле необходим осторожный подход.

Если вы начинаете стыдить или, еще хуже, наказывать ребенка за такие действия, то его стресс только возрастет и ухудшит ситуацию. Помогите ребенку найти другой выход его эмоциям.

И не забывайте о поощрениях: ваша дочь целый день не грызла ногти — пусть она выберет то, что вы будете есть на ужин. И не скупитесь на похвалу! При этом оставайтесь терпеливы. Возможно, ваш ребенок очень старается побороть вредную привычку, но есть дни, когда сделать это ему дается слишком большим трудом.

Вредние привычки

Кусание ногтей иногда может означать, что ваш ребенок сильно волнуется или переживает из-за чего-то. Но это не всегда так. Возможно, все началось с невинного желания убрать заусеницу. После чего последовала боль, и ребенок вновь вернулся к беспокоящему его месту. Эта вредная привычка, как утверждают японские исследователи, может быть также заложена генетически.

Ищем замену: Предложите ребенку тыквенные семечки или сушеные фрукты, раз уж ему необходимо что-нибудь грызть и кусать. Пилочка для ногтей тоже может стать хорошей заменой такому странному «уходу» за ногтями.

Другой способ: Если ребенок начинает грызть ногти во время долгой поездки, обклейте кончики пальцев разноцветными лейкопластырями. Или дайте ребенку пластилин или конструктор Лего, чтобы занять ручки.

Радикальные меры: Если эта вредная привычка стала причиной воспаления или стала проявляться после какого-то стрессового события, например, переезда — обратитесь за помощью к врачу. Здесь могут помочь успокоительные техники и даже гипноз.

Накручивает волосы на палец

Волосы — это встроенный сниматель стресса, шелковистый и приятный на ощупь. Некоторым детишкам накручивание волос на палец помогает успокоиться и сосредоточиться.

Ищем замену: Если ребенок не выпускает волосы из руки на уроке математики, дайте ему резинки для волос, чтобы накручивать на пальцы или завязывать узлы. Сгодится и нить бус.

Другой способ: Чтобы избавить дочь от соблазна трогать волосы, их можно собрать в хвостик или даже отвести в парикмахерскую на короткую стрижку.

Радикальные меры: В небольшом количестве случаев, эта привычка может трансформироваться в трихотилломанию (патологическое влечение выдергивать собственные волосы). Если вы заметили на голове ребенка залысины или увидели сам процесс бессознательного выдергивания волос — обращайтесь к педиатру.

Хрустит костяшками

Этот специфический звук возникает, когда при движении в суставах лопаются пузырьки воздуха. У ребенка (да и у некоторых взрослых) этот хруст вызывает чувство удовлетворения и даже радости.

Ищем замену: ребенку нравится этот звук? Дайте ему упаковочную пленку с пузырьками и отправьте в комнату подальше. Пусть лопает на здоровье!

Другой способ: Предложите ребенку делать упражнения для пальцев, это поможет развить их силу и гибкость: соединяем ладони и загибаем одновременно все пальцы то влево, то вправо.

Радикальные меры: Если привычка не уходит, объявите «зоны без хруста», например, кухню. Но не переживайте за то, что эта привычка станет причиной артрита у ребенка в будущем — один самоотверженный исследователь, Дональд Ангер, ради эксперимента хрустел костяшками только правой руки на протяжении 50 лет (!) и обнаружил, что артрит не развился ни у одной из них.

Сосет палец

Сосание, не связанное с питанием, а направленное на пустышки и пальцы — распространенное явление у младенцев и детей, сперва на уровне инстинкта, затем — для успокоения. Большинство детей перерастают эту привычку до 3-4 лет. Результатом ее, к сожалению, могут стать выступающие передние зубы, неправильный прикус и искривления челюстей.

Ищем замену: Давайте ребенку маленький мягкий мячик, особенно в моменты, когда он склонен сосать палец (например, при просмотре мультфильмов), чтобы обе ручки были заняты.

Другой способ: Намазывание пальцев горькими средствами вряд ли возымеет действие, считают врачи. Дети просто помоют руки. Лучше показать им фотографии кривых зубов и сказать: «Ты же хочешь красивую улыбку? Я тебе помогу». Не одергивайте ребенка во время сосание пальца, а только напоминайте о проблеме, когда он этого не делает.

Радикальные меры: Детский стоматолог может установить на зубки ребенка специальную насадку, которая не позволит ему класть палец в рот.

Другие проблемы

Удивительно, но факт: каждый раз, когда вы поднимаете трубку, чтобы поговорить по телефону, ваш ребенок тут же находит тысячи вопросов, требующих немедленного ответа или любой другой реакции с вашей стороны.

Принимаем меры: Многие родители в такой ситуации выдают коронную фразу: «Перестань меня дергать!», но тут же безмолвно выполняют любое требование ребенка. Малыш понимает, что его метод приносит 100% результат, и продолжает стратегично вас донимать.

Предложите ребенку свои правила: если ему что-то от вас нужно, пока вы говорите по телефону, пусть он коснется вас рукой, на что вы тоже ответите прикосновением, обозначающим, что вы его «услышали». Это станет проявлением взаимного уважения и научит ребенка терпению.

Жует с открытым ртом

Кто же захочет ужинать рядом с ребенком, чей рот напоминает иллюминатор стиральной машинки во время работы?

Принимаем меры: Объясните, что вид открытого и жующего при этом рта пугает людей, у них может пропасть аппетит, и никто больше не захочет есть с ним рядом. Придумайте смешную фразу, которая будет напоминать ребенку о его вредной привычке: «Осторожно! Открытый люк!» Есть и классический метод обучения манерам: поставьте за обедом перед ребенком зеркало.

Навязчиво привлекает внимание

Вы в кой-то веке пригласили друзей на вечер, а ваша 6-летняя принцесса в пачке решает устроить балет на кофейном столике.

Принимаем меры: Когда дети боятся, что им уделяется должное внимание, они начинают брать его «штурмом». Перед приходом гостей договоритесь, что ребенок лично со всеми поздоровается и покажет каждому свою любимую игрушку. Дайте ему маленькую «минуту славы», а затем отправляйте играть или смотреть мультфильмы в своей комнате.

Не может установить зрительный контакт со взрослыми

Зрительный контакт ребенка при рукопожатии в купе с улыбкой приводит взрослых в восторг, но, увы, такая уважительная форма приветствия становится все большей редкостью.

Принимаем меры: Потренируйтесь с ребенком дома заранее, разыграв такую ситуацию по ролям. Придя вместе в гости, напомните, что вы ждете от ребенка. Если ребенок боится устанавливать зрительный контакт, попросите узнать его, какого цвета глаза у собеседника.

Источник: http://zdorovie.com/health/child-health/detskie-vredny-e-privy-chki-i-kak-s-nimi-borot-sya/22853

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector