Познавательная игра путешествие в лес для младших школьников (8-10 лет)

Познавательная игра путешествие в лес для младших школьников (8-10 лет)

Панина Марианна Александровна

Библиотекарь читального зала Д-4 классовГБУК РХ «Хакасская Республиканская детская библиотека»

Путешествие в лес — страну чудес

Игра-путешествие(для учащихся 1-4 классов)

Цель: Воспитывать чувство любви к природе, повышать мотивацию детей путём узнавания новых фактов жизни леса, его обитателей.

Оформление и оборудование: цветы для поощрения участников; карта путешествия; буклет; кукольные герои: Шапокляк, Кикимора, Лесовичок.

Ход мероприятия:

  1. Приветствие (напутствие в путешествии и информация о поощрении отличившихся)
  2. Стихотворение о лесе.
  3. Рассказ о лесных ориентирах.
  4. Спектакль кукольного театра о поведении в лесу.
  5. Викторина «О деревьях».

6. Загадки и вопросы о природе.7. Викторина «Чей малыш?».8. Игра назови ягоду.9. Заключительная часть и обзор литературы по теме.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Приглашаем вас в путешествие по сказочному лесу. Только ваша дружба, сплочённость, знания, активность, смелость и ловкость помогут вам совершить его. (показать карту)

На этой карте указан путь, который вы должны пройти вместе. По дороге вы должны выполнить ряд заданий и добрых дел.

Каждый из вас отважных путешественников, получит цветок определённого цвета – в зависимости от того, как справился с заданием: красный – «Отлично!», зелёный – «Хорошо!», сиреневый – «Немного не хватило активности», жёлтый – «В другой раз обязательно повезёт».Очень важно ваше участие во всех конкурсах.

В ходе путешествия вы сможете проверить свои знания о природе и узнать много интересного о ней.Итак, в путь, дорогие ребята! Желаем вам всем удачи!

Ведущий 2: Мы пойдем с вами по тропинке в лес. А как, по-вашему, чем отличается тропинка от дороги? (ответ)

(Правильно, тропинка меньше и в лесу по тропинке ходят не только люди, но и животные.)

Леса уходят, жалко мне леса.Уходят ели, сосны и берёзы,Рябины гасят пламенные гроздья,Осинников смолкают голоса.Когда-то жили в тех лесах дубыИ ясени, и золотые клёны.Куда им деться от такой судьбы?Лес вырубают – океан зелёный!

Видите, ребята, какими красивыми строками поэты описывают лес. А всё-таки, что же такое лес? (ответ)

(Лес – это зелёный наряд нашей планеты. Там, где лес, там чистый воздух. Лес это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая земляника. Одним словом, лес это богатство, которым щедро одарила нас матушка-природа. Богатство, которое мы должны с вами приумножать, а не уничтожать.)

Ребята, а вы бывали в нашем лесу? (Ответ).

Но вам должно быть известно, что как бы хорошо вы в лесу не ориентировались, в нём очень просто заблудиться. И, на всякий случай, у вас в запасе должно быть несколько ориентиров, чтобы вы, если что, могли найти дорогу домой. А может быть кто-нибудь из вас и сейчас нам расскажет, как не заблудится в лесу? (Ответ).

Ведущий 2: Ну, тогда давайте мы вам немножко расскажем. Солнце летом бывает в 7 часов утра на востоке, в 13 часов — приблизительно, на юге, а в 19 часов вечера – на западе (показать схему).

На отдельно растущих деревьях крона гуще с южной стороны, а с северной – грубее и на стволах деревьев больше мха. Так же и валуны обрастают мхом с севера. А вот муравейник всегда расположен у дерева или на юге, или на юго-западе.

Ребята, теперь, я думаю, в лесу вы не заблудитесь, а если и заблудитесь, то дорогу домой обязательно найдете.

Ведущий 1: Ребята, а в гости вы ходить любите? Идя в лес, мы, прежде всего, идём в гости, — не нужно об этом забывать.

А в гостях мы должны соблюдать определённые правила поведения.

Лесовичок:

Дорогие ребята! Сейчас мы поговорим с вами о нашем отношении к природе. Возможно, Земля – единственный во Вселенной обитаемый остров. Мы не заметили, как по легкомыслию истребили многие виды зверей, птиц и растений. Но ведь Земля – наш общий дом! Пусть он всегда будет чистым и уютным для людей, животных и растений. Давайте совершим с вами прогулку.

(Вбегает Кикимора и танцует)

Кикимора:

Не боитесь меня, Кикимору лесную? Ну и молодцы-храбрецы! Волков бояться – в лес не ходить. А как в лесу вести себя знаете?

  • Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму. Собрать мусор и закопать.
  • Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
  • Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
  • Не рвать больших букетов цветов.
  • Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
  • Не шуметь в лесу.
  • Не уничтожать, пусть даже одно насекомое.

Вот теперь я спокойна, что можно вас дальше в лес пропустить.

Лесовичок:

Хочу я проверить, знаете ли вы нашего зелёного друга. Слушайте внимательно мои вопросы:1. Весной веселит,Летом холодит, Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес)

2. Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

3. Какое дерево один раз в год приносит много радости детишкам? (Ель)4. Дарит время молодцу

Ежегодно по кольцу. (Дерево)

5. На полянках стоят Девчонки в белых рубашках,

В зелёных полушалках. (Берёза)

6. У какого хвойного дерева

Зимой опадает листва? (Лиственница)

  1. У каких деревьев листья осенью краснеют? (Рябина, осина)

8. Зелёное платье потеряла, черные пуговицы остались? (Черёмуха)

Молодцы ребята!

Ведущий 2: Ребята, а теперь ответим на вопросы познавательной викторины о деревьях.

  • Что защищает внутреннюю часть дерева? (Кора)
  • Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шёлк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? (Ель)
  • У какого растения серёжки имеют ласковые, нежные названия — колечки, пушки, лапки? (Ива)
  • У какого дерева ствол белый? (У берёзы)
  • Какое дерево, как и берёза, дает сладкий сок? (Клён)
  • Из древесины какого дерева делают бумагу, спички? (Ель, осина)

Кикимора: – Посмотри, дед, сколько жалоб поступило от лесных жителей. Надо бы разобраться, да кто же прочитает, сама-то я малограмотная, да и ты плохо видеть стала.

Лесовичок:

А ребята нам сейчас помогут, мы и жалобы разберём и имя жалобщика назовём.

Первая жалоба:

Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько: обижать или любить меня надо. (Сова)

Вторая жалоба:

Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом – многие шарахаются в сторону. А то ещё камнем бросят или ногой пнут. За что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая. (Жаба)

Шапокляк:

– Кто здесь жалобы разбирает? Из города я, хочу на жизнь нашу городскую пожаловаться. Ну и воздух у вас в лесу! А у нас в городе – шахты, разрезы, котельные, машины, автобусы, всё дымится, клубится, грохочет, несется, без противогаза не выйти.

Лесовичок и Кикимора жалеют:

Бедная, бедная. Поживи у нас в лесу, поглазей на красоту. Воздух у нас медовый, травы изумрудные, ручьи прозрачные. Отдыхай, а мы пойдем, дела у нас. Лес обойти нужно – всё ли в порядке.

(Старичок и Кикимора уходят с песней «Калина-Красная»)

Шапокляк:

Пень замшелый! Отдыхай! Лет триста отроду, а ему всё бы отдыхать, да ничего не делать! А я хоть и на пенсии, отдыхать не привыкла.

Лариска, нас ждут великие дела! (В сторону) Поверили! Поверили! Обманула! Правильное решение – открыть диверсионную школу, в которой буду обучать варварскому отношению к природе в этом зелёном лесу. Я его быстро в необитаемую пустошь превращу.

Только мне помощники нужны! Кто из рогатки метко стреляет? Кто быстрее всех дерево сломает? А есть ли такие, кто из одной спички большой пожар устроит?

Лесовичок:

У нас наверно нет таких?

Шапокляк:

Да, ладно, сама справлюсь. (Ловит бабочку и прикалывает её к пиджаку)

Лесовичок:

Посмотрите, что она сделала! Такую красоту невинную погубила!

Шапокляк:

Бабочки! А что их жалеть! Ведь гусеницы бабочки очень прожорливы, они наносят большой урон лесу, поедая молодую листву. Об этом все знают. Правда, ребята? (Ребята отвечают…)

Кикимора:

А для чего ты лягушку раздавила, бабушка?

Шапокляк:

Какая я тебе бабушка? Кикимора ты этакая. Я дама в самом расцвете сил и возможностей. Велика ли беда, одну лягушку раздавила только. Чего их жалеть, они такие противные! Ведь, правда, ребята?

Лесовичок:

А я читал, что с лягушками связано много открытий в области медицины. Им поставлены памятники в Японии, Франции. И ещё: учёные посчитали, что лягушки уничтожают 2 % вредных насекомых. А это очень много.Как же так, такая почтенная дама, а вести в лесу себя не умеешь? Образования у тебя маловато.

Кикимора:

Пусть старуха Шапокляк возместит ущерб нашему лесу. Она должна огородить колышками 3 муравейника и поставить возле каждого из них табличку с надписью: «Берегите муравейники».

(Вручает табличку с надписью).

А для бабочек высадить 10 кустов цветочной рассады.

Лесовичок:

И пусть она запишется в библиотеку, прочитает книги о природе.

Шапокляк:

Простите меня, я многое сегодня поняла. Я больше никогда не буду причинять вреда животным, растениям, насекомым. Я лучше в юннаты запишусь, поверьте мне.

Лесовичок: Нам надо идти дальше. А вы Ребята, надеюсь, не станете без всякого смысла поднимать со стебелька кузнечика, ловить бабочку или ползущего по тропинке жука. Будьте добры к тем, кто слабее вас.

Ведущий 2: Благодарим Лесовичка, Кикимору и Шапокляк за науку. А давайте-ка мы немножко и поиграем! Мы будем загадывать вам загадки и задавать вопросы, а вы отгадывать и отвечать.

1. Весной веселит,Летом холодит,Осенью питает,Зимой согревает.(Лес) 2. Рос шар бел,Ветер дунулИ шар улетел.(Одуванчик)
3. Красна, сладка, душиста, Растет низко, К земле близко!(Земляника) 4. Зелена, а не луг,Бела, а не снег.Кудрява, а не голова.(Береза)
5. Что за трава, которую и слепой сразу узнает?(Крапива) 6. Какая охота разрешенав лесу в любое время года?(Фото-охота)
7. Каковы причины лесныхпожаров? (развернутый ответ) Жилец лесных болот.Он снизу седоватый,Повыше — зеленей.Коль нужно будет ваты,Нарви его скорей. (Мох).
Читайте также:  Рассказы и. пивоваровой для школьников

Ведущий 1: Вот мы с вами уже давно путешествуем по нашему родному лесу. А теперь ответьте: кого можно повстречать в нашем лесу? (Ответы)Молодцы, а теперь поиграем в викторину «Чей малыш?»Я буду перечислять, кого мы можем повстречать в нашем лесу, а вы будете говорить, как называют его малыша. Например, у медведя – медвежонок. У оленя – (оленёнок)У лисы – (лисёнок)У зайца – (зайчонок)У белки – (бельчонок)У рыси – (рысёнок)У бурундука – (бурундучок)У мышки – (мышонок)У волка – (волчонок)У совы – (совёнок)

Ведущий 2: А теперь самые вкусные вопросы. Кто из вас ребята ел лесные ягоды? Почти все? Тогда вы без труда ответите на наши вопросы.

■ Эта ягода получила своё название из-за тёмно-синего, почти чёрного цвета, а ещё из-за того, что у всех, кто ею лакомится, – зубы и язык на некоторое время становятся чернильно-синими. Растёт она в хвойных и смешанных лесах, в тундре и тайге, иногда встречается в горах. На севере вкусную ягодку едят не только люди, но даже олени и птицы. Она очень полезна, особенно для зрения и роста. (Черника).
■ Эта сладкая и полезная ягода известна с глубокой древности. Она встречается в лесах и оврагах, хорошо растёт по берегам речушек и озёр, так как любит влагу. Там ею часто лакомятся медведи. Как культурное растение возделывается с IV века. Летом её едят свежей, а на зиму запасают вкусное варенье от простуды и просто для вкуснейшего чая. (Малина). ■ Кустики этой ягоды растут по всему земному шару и встречаются в лесах, на берегах рек и болот, в горах. Каждый уважающий себя дачник обязательно высаживает несколько сортов этих ягод, а хозяйки торопятся запастись полезным и вкусным вареньем или джемом.

(Черная смородина).

■ Пламенеющие кисти этих красивых и полезных ягод радуют нас в парках и лесах среди снежной зимы, а многих птиц спасают от голода. Они содержат много витамина С. (Рябина).
Ведущий 1: Ну вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Надеемся, вам понравилось, и вы узнали для себя много нового и интересного. А ещё мы хотим познакомить вас с книгами, которые помогут вам пополнить знания о лесе и его обитателях… Желаем вам удачи, до свидания, ребята.

Список литературы:

Нестерович, Л.В. Войди в лес другом: [экологический час для 3-4 классов] / Л.В. Нестерович // Детский досуг. – 2009. — № 1. — С. 126–137.

1000 сказок, басен, загадок о животных / [сост. В.Г. Дмитриева; худож. А. Рахманова].М.: Аст ; СПб.: Сова, 2008. – 429 [1] с.: ил. – (Для самых умных малышей).

Источник: http://podmel.ru/puteshestvie-v-les-stranu-chudes-igra-puteshestvie-dlya-uchash/page-1.html

Игра – путешествие для начальных классов по станциям «Экологическое ассорти»

Игра – путешествие для начальных классов по станциям «Экологическое ассорти»

Игра – путешествие по станциям

«Экологическое ассорти»

/по познанию мира для учащихся 2 класса/

Цель: формировать у учащихся целостный взгляд на окружающий мир и помочь им понять место и роль человека в нём.

Задачи:

— знакомить учащихся с растительным и животным миром, особенностями их различия и развития

— проводить элементарные наблюдения в природе;

— развивать умение работать в команде, учить толерантности и терпимости.

Оборудование:

Карточки с названиями станций, маршрутные листы, индивидуальные карточки для прокладывания маршрута, эмблемы с № маршрута, карточки-задания для каждой станции, атрибуты для «Туристической» (покрывало, спички, соль, бутылка с водой, книга, мяч, мягкая игрушка, картошка, нож, вилка, ложка, пластмассовая и фарфоровая посуда) и для «Спортивной» (кегли, шары, ракетки, ведёрки, бумага-мусор, мел) станций.

Ход игры.

  1. Целеполагание.

  2. Условия игры.

1 станция: «Ориентирование».

Каждой команде предлагается индивидуальное задание по ориентированию, в ходе которого команды добираются до номера своего маршрута, расположенного на отдельных картах.

/После выполнения задания каждая команда получает свой маршрутный лист/

2 станция: «Угадай-ка».

Командам предлагается задание: Отгадать загадки и найти лишнюю:

В чаще голову задрав, Кто любит по веткам носиться,

Воет с голоду… жираф /волк/ Конечно, рыжая … лисица /белка/

Кто в малине знает толк Быстрее всех от страха

Косолапый, бурый … волк /медведь/ Несётся … черепаха /заяц/

Дочерей и сыновей В тёплой лужице своей

Учит хрюкать … муравей /свинья/ Громко квакал … воробей /лягушка/

С пальмы вниз, на пальму снова На одной ноге стоит,

Ловко прыгает … корова /обезьяна/ В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад:

Нам увидеть довелось Ищет в речке лягушат

Как по тропке деловито На носу повисла капля

Пробежал колючий … лось /ёж/ Узнаёте? …Это цапля.

Ответ: Лишняя загадка:

  1. Про цаплю – сразу правильная отгадка.

  2. Про свинью – домашнее животное.

3 станция: «Сумей-ка». Конкурс «Изобрази животное» 3 балла.

Капитаны команд получают изображения животных мимикой или жестами, они должны объяснить, кто изображен на картинке.

Хвост пушистою дугой,Вам знаком зверек такой?Острозубый, темноглазый,По деревьям любит лазать.Строит он свой дом в дупле.Чтоб зимою жить в тепле. (Белка ) Вот иголки и булавкиВыползают из-под лавки.На меня они глядят,Молока они хотят.Ответ: Еж
Под землею коридоров,Переходов целых сто!Там сидит хозяин в черномМеховом своем пальто.Ответ: Крот Выпуча глаза сидит,По-турецки говорит,По-блошьи прыгает,По-человечьи плавает.Ответ: Лягушка

4 станция: «Литературная».

Про растения и животных написано много сказок. Ребята, а вы знаете сказки, в которых героями являются растения или животные? Это мы сейчас и проверим:

  1. В кого превратился гадкий утёнок? /В лебедя/.

  2. Чипполино – это мальчик …? /Луковка/

  3. Кто из обитателей болота стал женой Ивана Царевича? /Лягушка/.

  4. Какое дерево помогало девочке спасти брата? /Яблоня/

  5. Кто одолел Тараканище? /Воробей/.

  6. В кого превратился братец Иванушка, попив водицы из лужицы от копытца? / В козлёнка/.

  7. На какой птице летала Дюймовочка? /На ласточке/.

  8. Какой овощ мешал спать настоящей принцессе? /Горох/.

  9. Какой овощ смогли вытащить только целым коллективом? /Репка/.

5 станция: « Живые синонимы».

Часто людей сравнивают с каким-либо животным, например, говорят: «Здоров, как бык» или «». С кем мы сравниваем человека, когда говорим:

  1. Голоден, как … /волк/

  2. Нем, как … /рыба/

  3. Грязный, как … /свинья/

  4. Хитёр, как … /лиса/

  5. Упрям, как.. /осёл/

  6. Колючий, как …/ёж/

  7. Трусливый, как …/заяц/

  8. Неуклюжий, как … /медведь/

  9. Надулся, как … /индюк/

6 станция: «Туристическая».

Конкурс «Мозаика». Детям в конвертах раздаются мозаики, они должны собрать как можно быстрее и правильней картинку. /компас, карта, палатка…./

ФИЗМИНУТКА С хорошим настроением, настоящими друзьями, веселой музыкой – в путь!

2. «Привал».

Конкурс «Заморочки» 1 балл. Детям раздаются карточки с вопросами, они должны подумать, посовещаться 1 минуту и дать ответ.

1. Как используют растения животные? Еда, дом

2. В каких целях человек использует кошку? Домашнее животное.

3. Как звери готовятся к зиме? Делают запасы, медведь нагуливает жир, впадает в спячку, многие звери меняют шубы.

4. Что заставляет птиц улетать на юг? Похолодание, многие насекомые прячутся на зиму, голод.

5. Можно ли наблюдать зимой за рыбами? Нет. Рыбы зимой находятся подо льдом.

6. Почему осенью с деревьев опадают листья? Если листья останутся, то деревья замерзнут и погибнут

7 станция: «Жалобная книга природы».

Мы с вами хорошо знаем, что всё, что надо для жизни, человек берёт у природы. К сожалению, сам человек часто забывает об этом и, не задумываясь, обижает природу. Вот так у природы появилась своя жалобная книга. Я вам сейчас её почитаю, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь:

  1. Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы. /Муравей/.

  2. Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу. /Белая кувшинка/.

  3. Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост. /Ящерица/.

8 станция: «Зелёная аптека».

Я думаю, что для вас не будет новостью, что из многих растений делают лекарства. А знаете ли вы лекарственные растения и от каких болезней они помогают?

9 станция: «Объяснялка». 2 балла.

  1. Слово не воробей, вылетит – не поймешь.

  2. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.

  3. Всяк сверчок знай свой шесток.

10 станция: «Спортивная».

Конкурс «Составь слово» 1 балл за правильно составленное слово. Ребятам раздаются карточки со словом «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ». Из него должны составить слова в начальной форме (ед.ч., Им. падеж)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

А теперь, когда мы с вами вспомнили правила поведения на природе, собрали рюкзаки, узнали что-то новое о животных и растениях, их свойствах, можно идти в поход. А для чего мы, обычно, ходим в поход? /ответы ребят/ и сейчас, на последней станции мы проведём «Весёлые старты».

1 этап. Бег с эстафетной палочкой.

2 этап. Не попади в капкан.

3 этап. Пройди по болоту.

4 этап. Будь осторожен и внимателен. /с шарами и ракетками/

5 этап. Убери за собой мусор.

III Подведение итогов.

IV Награждение.

Материал для учителя

Отгадать загадки и найти лишнюю:

В чаще голову задрав, Кто любит по веткам носиться,

Воет с голоду… жираф Конечно, рыжая … лисица

Кто в малине знает толк Быстрее всех от страха

Косолапый, бурый … волк Несётся … черепаха

Дочерей и сыновей В тёплой лужице своей

Учит хрюкать … муравей Громко квакал … воробей

С пальмы вниз, на пальму снова На одной ноге стоит,

Ловко прыгает … корова В воду пристально глядит

Читайте также:  Квн для школьников. сценарий, 7-9 класс

Тычет клювом наугад:

Нам увидеть довелось Ищет в речке лягушат

Как по тропке деловито На носу повисла капля

Пробежал колючий … лось Узнаёте? …Это цапля.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Слово не воробей, вылетит – не поймешь.

Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Хвост пушистою дугой,Вам знаком зверек такой?Острозубый, темноглазый,По деревьям любит лазать.Строит он свой дом в дупле.Чтоб зимою жить в тепле. Вот иголки и булавкиВыползают из-под лавки.На меня они глядят,Молока они хотят.
Под землею коридоров,Переходов целых сто!Там сидит хозяин в черномМеховом своем пальто. Выпуча глаза сидит,По-турецки говорит,По-блошьи прыгает,По-человечьи плавает.

1. Как используют растения животные?

2. В каких целях человек использует кошку?

3. Как звери готовятся к зиме?

4. Что заставляет птиц улетать на юг?

5. Можно ли наблюдать зимой за рыбами?

6. Почему осенью с деревьев опадают листья?

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/igra-puteshestvie-dlya-nachalnykh-klassov-po-stantsiyam-ekologicheskoe-assorti.html

Игра путешествие «Лесная аптека» Экологическая игра-путешествие для учащихся младшего школьного возраста

Игра путешествие «Лесная аптека» Экологическая игра-путешествие для учащихся младшего школьного возраста

Игра путешествие «Лесная аптека»

Экологическая игра-путешествие для учащихся младшего школьного возраста

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитание любви к Родине.
Форма: игра-путешествие
Методы: театрализованное представление, рассказ с элементами беседы, игры, конкурсы.

Подготовительная работа: изучить литературу, продумать вопросы и

задания. Подобрать наглядный материал (рисунки, диафильмы, диапозитивы), подготовить выставку творческих работ (рисунков, поделок, проектов), подбор музыкальных произведений, репродукций картин о природе.

( Вся игра-путешествие сопровождается мультимедийной презентацией с видео рядом и звуковым рядом. См. приложение )

( ребят встречает Лесник, который и ведет с ними игру)
ЛЕСНИКЗдравствуйте, гости и детвора,Жду вас с самого утра,А зовут меня Лука.Решил я вас сюда собратьЧтоб про лес вам рассказать.Лес — не только для забавы, Он — богатство всей страны. Все деревья в нем и травыНам на пользу взращены.Лес, как сказочное царство,Тут кругом одни лекарства, в каждой травке, в каждой веткеи микстура и таблетки.Ну а чем и как лечить,Я могу вас научить, расскажу я сказку этуПро лесную про аптеку.Жил-был на свете человек, который с малолетства прислушивался к шелесту трав и говору листьев. И слышал он даже шепот матери — сырой земли. Она говорила ему, какие травы породила для нас, своих детей. И такого человека люди называли «Знахарь».

(Выходит знахарь.)

ЗНАХАРЬ

Все целебные растеньяЗнаю я без исключенья!Нужно только не лениться, нужно только научитьсяНаходить в лесу растенья, что пригодны для леченья.Много трав растет полезныхНа земле родной,Могут справиться с болезньюМята, пижма, зверобой.

(на экране демонстрируется изображение лекарственного растения)

РОМАШКАЕсли случиться тебе простудиться,Появится кашель, поднимется жар,Придвинь к себе кружку, в которой дымится,Слегка горьковатый, душистый отвар.ПОДОРОЖНИКЭто-подорожник,С названьем простым, не тревожным,Всем как хороший друг.Лечит ранки ног и рук.КРАПИВАВоспаления снимает.От бессонницы спасает.Колики лечит надежно.

Щи сварить из листьев можно!МАТЬ-И-МАЧЕХАЕсли кашель вас замучил, воспаленье началось,Мать-и-мачеха готоваПомочь больным и всем здоровым.ЛИПА

Простудился, голос сиплый.Заболела голова?Здесь придет на помощь липа,Хоть она и не трава.Медом пахнущий цветочекНадо заварить скорей,Дома посиди денечекИ волшебный чай попей.

Далеко. В краю таежном,Там, где кружится метель,Хоть поверить в это сложно,Зреет будущий кисель.То есть не кисель, а клюква,Щедро стелется ковром.Хватит всем нам, если вдруг мыНа болото забредем.Светят ягодки-рубины,Украшая снежный наст.Набирают витамины,Очень нужные для нас.

Если ты ослаб бедняжка,Съешь-ка клюквенный кисель,Хоть чуть — чуть, хотя бы чашку,И забудешь про постель.У тебя температураПодскочила невзначай?Пей не горькую микстуру,А с малиной сладкий чай.Не найти лекарств вкуснее,Уж поверь, на слово мне.От малины пропотеешь,И опять здоров вполне.Нужен и пустырник, знаю,Хоть ничто и не болит.

Травка скромная леснаяКого хочешь усмирит.Надо только капли этиЧаще пить, не забывать,И забудут драки дети, и покрепче станут спать.ЛОПУХВам зеленый лист огромныйВсе отеки уберет.Лопухом скорей обвяжемШишку иль ушиб какой.ДУШИЦАЧто, опять тебе не спится?Проворочался всю ночь?Травка славная, душица,Может здесь тебе помочь.

Пеной розовой как будтоВся опушка залита.Ты охапку за минутуСоберешь тут без труда.В чай добавь траву с охапкиИ ложись скорей в кровать.Не поднять тогда и пушкой.Как убитый будешь спать.Может выпить хоть три банкиКот душистой валерьянки.Брать пример с него не будем,Мы ведь не коты, а люди.А потом немножко раноПринимать нам валериану.

Пьют ее, когда волненье,Что б повысить настроенье.Мы же прыгаем и скачем –Не нужна она нам, значит.Вдаль скорее погляди-ка,Если плохо видишь ты.То тебе нужна черника,Ягодки, Ане цветы.Да не бойся, ешь скорееУгощенье для ребят.От него не почернеешь,Только будет зорче взгляд.ЧИСТОТЕЛА от этой чудо — травкиВсе спасайтесь, бородавки.

Соком рыжим только смажем-Не найдем следа их даже.Быстро вывести сумелБородавки чистотел.ЧЕРЕДАТрава есть знаменитая,Мы в ванну . в таз, в корыто лиЧуть-чуть ее добавим-Любая сыпь пройдет.ТЫСЯЧЕЛИСТНИКЧто — то мы с тобою скисли,И пропал вдруг аппетит.Не беда-тысячелистникБыстро к жизни возвратит.Симпатичные цветочкиНа лужайке мы найдем.

Палец вдруг за кровоточит -Остановят кровь на нем.От болезней самых разныхПомогает нам цветок.Вылечит гастрит и язву,Чтобы все ты кушать мог.

ЛЕСОВИК

Стало вам теперь понятно,Что для всех нас значит лес?При болячках и недугахОн всегда поможет нам.И еще запомни крепко:Будем лес беречь родной!Зря чудесные таблеткиРвать не будем мы с тобой!А теперь проверим, что вы запомнили о чудесных лесных таблетках!

(Команды получают карточки-задания с названиями недугов и болезней.

В свободные клеточки таблицы следует вписать лекарственные растения, которые помогают справиться с данной болезнью.)

Карточка-задание

Болезни и недуги Растения — целители
Простуда
Порезы
Воспаление
Кашель
Нужны витамины
Температура
Возбудимость
Ушибы
Улучшает зрение
Бородавки
Сыпь
Болезни желудка

А еще я вам приготовил кроссворд «Дары леса», который поможет узнать, что мы берем у леса.

^

1

2

4

3

5

6

По горизонтали:

2. Невысок и коренаст.

Поглядеть решил на нас,Приподняв с утра под елками

Лист с прилипшими иголками. (Гриб)

4. Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками. (Орехи)

5. Не балует дуб детей,Одевает без затей:Все в его семейке

Носят тюбетейки. (Желуди)

6. Каждой весноюЛапы еловыеСтарые лампы

Меняют на новые. (Шишки)

По вертикали:

1.Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)

3.Ловит солнышко лучистое,Зрея на опушке.Покраснеет – и душистая

Попадает в кружки. (Земляника)

ЛИТЕРАТУРА1.Факел Гиппократа /ред.сост. Л.И.Жук — Мн.: Красико — Ф 18 Принт, 2006.-128с. – (Праздник в школе).2.Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников классных часов, игр, развлечений для начальной школы. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2005- 160 с.3.Акимушкин И.И. Мир животных. – М., 1975.4.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителя начальных классов. – М., 1985.5.Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М., 1985.6.Четыре времени года. – М., 1968.7.Лавренюк Б.Р. Встреча с цветами. – М., 1970.8.Храмова Р.А. Ода лесу. / Начальная школа, 1999, №10.9.Трабприна Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с. Ил. – (Серия: «Мои первые уроки»).10.Сценарии школьных праздников: Кн.9. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 66).11.Купалье/ Ред.-сост. Л.И.Жук – Мн.: Изд. ООО «Красиково-Принт», 2004. – 128 с. – (Праздник в школе).

Источник: http://pochit.ru/geografiya/7116/index.html

Внеклассное мероприятие для младших школьников «Загадочная осень»

Внеклассное мероприятие для младших школьников «Загадочная осень»

                                                        Загадочная осень

Цель: Развитие познавательной активности учащихся к более глубокому изучению сезонных изменений в природе осенью.

Задачи:

— Повторить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе;

— Прививать любознательность, умение видеть красоту осенней природы;

— Воспитывать бережное отношение к окружающей природной среде;

— Формировать у детей элементарные навыки работы с информацией;

— Развивать умения работать в команде.

Оборудование: иллюстрации грибов, растений; таблицы с названиями станций и мероприятия, карточки с частями пословиц, маршрутные листы, справочная литература, грамоты.

                                                          Ход мероприятия

1.Актуализация знаний

— Дети, послушайте отрывок из стихотворения И. Бунина:  

                           «Лес, точно терем расписной,

                            Лиловый, золотой, багряный,

                            Весёлой пёстрою стеной

                            Стоит над светлою поляной.»

-О чём говорится в этих строчках?

-С чем автор сравнивает лес?

-Почему лес, точно терем расписной?

-Действительно, осень — знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля — на богато украшенный ковёр, дождь — на тонкую паутинку… и ещё много необычных красивых шедевров можно увидеть в это удивительное загадочное время года.

-Как вы думаете, какова тема мероприятия, чему посвящается наша встреча?

-Сегодня вам предлагается отправиться в трудное, но занимательное путешествие по царству осени. Наш маршрут пройдёт по станциям Пословицы, Приметы, Грибы, Юннаты. Команды получают маршрутные листы, которые помогут не сбиться с пути. На каждой станции в случае затруднения, можно воспользоваться справочной литературой и найти правильный ответ на любой вопрос. Удачи, ребята!

2.Путешествие по станциям

а). Станция «Пословицы»

-Все вы знаете, осень — это время сбора урожая. Что необходимо комбайнёрам вовремя и быстро убрать с полей? Почему зерно, рожь и пшеница, так важны для людей?

-Да, хлеб на Руси был и остаётся главным продуктом на столе. Именно поэтому мы вспомним сейчас пословицы о хлебе.

Игра «Соедини пословицы». (Дети соединяют карточки с отрывками пословиц и объясняют их значение)

          И обед вам не обед… (если к супу хлеба нет)

Читайте также:  Осенний карнавал. сценарий для подготовительной группы

          Без соли, без хлеба… (худая беседа)

          Хлеба ни куска… (так и в горнице тоска)

          Хлеба нет… (и корочки в честь)

          Даже каша… (с хлебом краше)

          Хлеб – всему… (голова)

б). Станция «Приметы»

-Осень богата погодными сюрпризами, но она часто даёт подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Какие осенние приметы вам знакомы?

Игра «Я начну, а ты продолжи»

          Облака идут низко — … (ожидай стужи)

          Если первый снег упадёт на мокрую землю — … (он растает)

          Гром в сентябре — … (к тёплой осени)

          Много рябины — … (к дождливой осени)

          Поздний листопад — … (к суровой и продолжительной зиме)

          У зайцев шерсть побелела — … (зима близко)

в). Станция «Грибы»

-Начало осени считается грибной порой. Проверим наши знания о грибах.  (Дети по картинкам называют грибы, указывая съедобные или несъедобные)

-Выбери правильный ответ на вопрос: как нужно поступать в лесу с ядовитыми грибами и со старыми грибами? (Затаптывать; срывать и выкидывать; не трогать, беречь)

г). Станция «Юннаты»

-Скажите, дети, кто такие юннаты? (Юный натуралист (сокращённо юннат) — участник детского кружка по изучению природы, можно сказать, что это юные знатоки природы) Покажите свои знания, правильно отвечая на вопросы викторины «Знатоки»

     -Листья каких растений (деревьев) осенью краснеют? (Рябина, осина, клён)

     -О каком дереве сказано – «Никто не пугает, а вся дрожит»? (Об осине)

     -У какого зверя в листопад рождаются детёныши? (У зайца)

     -Куда осенью исчезают бабочки? (Гибнут, забираются в щели)

     -Какие птицы делают запасы на зиму? (Сычи, совы – мышей, сойки – жёлуди, орехи)

     -Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают ходы в муравейник и сами сбиваются в кучу)

3. Рефлексия

-Что нового вы узнали об осени?

-Какими знаниями вы воспользуетесь в повседневной жизни?

-О чём сможете рассказать своим друзьям и родителям?

4. Подведение итогов

Подсчитываются набранные командами баллы. Вручаются грамоты победителям. Поздравление команд — победителей.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vneklassnoe_meropriyatie_dlya_mladshih_shkolnikov_za_183341.html

Интерактивная игра «Любители природы»

ВВБ

Валентина Викторовна, спасибо за интересный материал! Творческих успехов!

valya-panowa

Валентина Васильевна, спасибо за отзыв о моей работе!!!

Cerg68

Валентина Викторовна, спасибо за интересную познавательную игру!

valya-panowa

Ирина Евгеньевна!! Спасибо за отзыв о моей работе!!!

anzheliknik

Валентина Викторовна, спасибо за познавательный ресурс!

valya-panowa

Анжелика Владимировна!!! Спасибо вам за отзыв о моей работе, я очень рада!!

Тасюшка

Замечательная познавательная игра с прекрасным оформлением. Валентина Викторовна, спасибо за ресурс!

valya-panowa

Наталья Юрьевна очень рада, прекрасный отзыв!! Спасибо!!

DAN64

Валентина Викторовна, спасибо Вам за замечательный ресурс. Молодец!

valya-panowa

Надежда Георгиевна!!! Спасибо вам огромное за приятный отзыв!!!

Nevolja

Спасибо, Валентина Викторовна, за красивую познавательную игру! Детям будет интересно!

valya-panowa

Ольга Ивановна!! Спасибо вам за тёплые слова!!!

tanyakurova_

Валентина Викторовна! Спасибо за интересный и познавательный ресурс!

valya-panowa

Татьяна Владимировна!! Спасибо за отзыв о моей работе!!

g
grigli73

Спасибо за интересную работу. Мои ученики очень любят такие игры.

valya-panowa

Заходите ко мне в портфолио или на сайт,там много таких игр.

Источник: http://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/igry/ljubiteli_prirody_interaktivnaja_igra/330-1-0-41167

Конкурсная программа для детей на тему: природа – «Лес – наш друг»

Конкурс пытливых и любознательных «ЛЕС – НАШ ДРУГ».

На доске: “Эту истину знаю отроду И ее никогда не таю – Кто не любит родную природу, Тот не любит Отчизну свою”.

(И.Романова)

1 конкурс «Лесная викторина» (проводится заранее). За несколько дней до конкурса командам раздаются листочки с вопросами. Дети должны найти ответы на вопросы и предоставить в жюри. По количеству правильных ответов начисляются баллы.

Количество набранных командами баллов объявляются в начале конкурсной программы. 1. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топкому болоту, в котором другие животные такого же веса завязли бы? 2. Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения? 3. Какие птицы выводят птенцов зимой? 4.

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? 5. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? 6. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет? 7. Почему, особенно весной или в начале лета, нельзя шуметь в лесу? 8. На муравейник сел дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? 9.

Какие животные спят с открытыми глазами? 10. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?

Ведущий: Лес – это источник энергии, это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на Земле.

Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным ни его охрана, ни воспроизводство его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало.

Надо не только его хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья!

Сегодня мы собрались для конкурса пытливых и любознательных. Тема нашего состязания “Наш лес”. В игре участвует три команды: Комета, НЛО, Звездочка. Мы начинаем КПЛ.

Первым был конкурс «Лесная викторина», можете ознакомиться с ее результатами.

Ведущий зачитывает набранное количество баллов.

2 конкурс – “Ода лесу”. За несколько минут дети должны придумать стихотворение о лесе. В этом могут им помочь зарифмованные слова: лесной душой веселой

гурьбой

3 конкурс капитанов – «Лесные загадки». (в виде брейн-ринга). На кусточки, под листочки Кто-то бусы бросил. Вся поляна – в черных точках У зеленых сосен. Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот (черника). Не сосна я и не елка.

Только осень на порог – Скину с веток все иголки, До единой, точно в срок. Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но в отличие от елки Опадают те иголки (лиственница). Стоит столб до небес, А на нем – шатер-навес. Красной меди столб точеный, А навес сквозной, зеленый (сосна).

То ли с крыши, то ли с неба Или вата, или пух, Или, может, хлопья снега Появились летом вдруг? Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка (тополиный пух).

4 конкурс – домашнее задание «Эта удивительная природа». За несколько недель до начала конкурса команды путем жеребьевки получают темы заданий.

Необходимо подобрать интересный материал, проиллюстрировать его в виде агитационных плакатов, рисунков и подготовить научное выступление одного из членов команды.

В выступлении избранного от команды должны быть использованы подготовленные иллюстративные материалы. Темы: – о муравьях, – об одуванчиках,

– о грибах.

5 конкурс «Юные следопыты». Учитель на доске вывешивает таблички с изображением следов животных. Командам раздаются карточки, в которые дети должны вписать названия животных, чьи следы изображены. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

8.

Ответы: 1.лиса, 2. заяц, 3.белка, 4. олень, 5. собака, 6. мышь, 7. ёж, 8.медведь.

6 конкурс – “Дальше в лес, больше дров”.
Каждой команде предлагаются определения слов, которые дети должны отгадать за 1 минуту. В случае если ответ неизвестен, дети говорят «Дальше». Кто за 1минуту отгадает больше слов, тот победил.

1. 1) Инструмент, которым рубят. (Топор). 2) Густой лес. (Чаща). 3) Самый короткий месяц. (Февраль) 4) Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест) 5) Скошенная, высушенная трава. (Сено) 6) Зимнее логово медведя. (Берлога) 7) Что это за птица: вертится, стрекочет, весь день хлопочет? (Сорока) 8) Из какого дерева делают спички? (Осина) 9) Кошка с кисточками на ушах (Рысь).

10) Корова в детстве (Теленок).

2. 1) Дубовый лес (Дубрава). 2) Самая маленькая птичка нашего леса? (Королек) 3) Плод дуба (Желудь). 4) Пушной зверек, который живет в дупле (Белка). 5) Какие птицы едят грибы? (Глухари) 6) У него длинные уши, короткий хвост (Заяц). ?) Животное, которое любит добывать мед диких пчел (Медведь). 8) Ребенок козы (Козленок). 9) Мама ягненка (Овца).

10) Какой город летает (Орел).

3.

1) Каких животных называют листопадничками? (Зайчат) 2) Какую ягоду не едят? (Волчью) 3) Заяц спит с закрытыми или открытыми глазами? (С открытыми) 4) Птица, у которой голова, шея, крылья, хвост – черные, а туловище серое (Ворона) 5) Дом скворца (Скворечник) 6) Сама серая, ест зеленое, дает белое (Корова) 7) Вестник весны (Грач) 8) Городское заведение для зверей (Зоопарк) 9) Кто полгода сидит без обеда? (Медведь)

10) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

4. 1)Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (Орехи).

2) Изменение густоты и окраски шерсти у животных (Линька) 3) Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери (Зайчата) 4) Животное, которое строит дом на реке (Бобр) 5) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (Сова) 6) Чем больше колец, тем старше жилец (Дерево) 7) Братцы зайцев (Кролики) 8) Сосновый лес (Бор) 9) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)

10) Зимой и летом одним цветом (Заяц)

7 конкурс – экологических проектов «Защитники леса». Существует множество проблем экологического характера.

Как их решить? Какой вклад могут внести дети для решения данных проблем? На эти и другие вопросы смогут ответить дети, подготовив выступление по выбранному проекту.

На несколько минут дети готовят агитационное выступление, в котором показывают актуальность проблемы и пути ее решения. В этом им помогут плакаты, стихи-призывы, рисунки, поделки. Темы проектов: – Операция «Ёлочка» – Операция «Муравейник»

– Операция «Птичка»

8 конкурс – “От капли до океана”. Командам предлагаются названия лесных ягод. Необходимо их расположить в порядке созревания: клюква, малина, брусника, ежевика, черника, земляника.

Правильный ответ: земляника, черника, малина, голубика, брусника, клюква.

9 конкурс – «Лесная фантазия».
Каждой команде нужно придумать и изобразить на листе бумаги удивительное растение, которое защищает природу. Устно защитить проект рассказав о нем: где растет, чем питается, чем полезно.

Подведение итогов игры.

Источник: http://prazdnovik.ru/konkursnaya-programma-dlya-detej-na-temu-priroda-les-nash-drug.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector