Рассказы для школьников. три ветки мимозы

Рассказы для школьников. Три ветки мимозы

Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

– Это папа подарил мне, – сказала мама. – Ведь сегодня Восьмое марта.

Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку.

Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться». Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду.

Даже как-то неинтересно – как взрослые быстро читают!

Когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:

– Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

Лена Попова была его соседкой по парте.

– Зачем? – хмуро спросил он.

– А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:

– Это тебе.

– Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!

Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

– Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

– Это мне Витя подарил, – сказала Лена.

Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.

– Вот как! – сказала учительница. – Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:

– Тили-тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!

Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:

– Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! – Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. – Ненавижу эти цветы, ненавижу!

Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

– Это мне подарил папа, – сказала мама.

А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные… Это ведь были первые мимозы в её жизни…

Источник: http://iknigi.net/avtor-vladimir-zheleznikov/55814-tri-vetki-mimozy-vladimir-zheleznikov/read/page-1.html

Владимир ЖЕЛЕЗНИКОВ. Три ветки мимозы

Владимир ЖЕЛЕЗНИКОВ. Три ветки мимозы

Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

— Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта.

Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку.

Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться». Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду.

Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают!

А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:

— Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

Лена Попова была его соседкой по парте.

— Зачем? — хмуро спросил он.

— А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:

— Это тебе.

— Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!

Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.

— Это мне Витя подарил, — сказала Лена.

Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.

— Вот как! — сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:

— Тили, тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!

Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:

— Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. — Ненавижу эти цветы, ненавижу!

Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

— Это мне подарил папа, — сказала мама.

А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные… Это ведь были первые мимозы в её жизни…

Источник: http://PeskarLib.ru/v-zheleznikov/tri-vetki-mimozy/

Книга: Три ветки мимозы

Книга: Три ветки мимозы

Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВ

Три ветки мимозы

Рассказ

В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том, как важно для людей взаимопонимание.

Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

— Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта.

Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку.

Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться». Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду.

Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают!

А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:

— Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

Лена Попова была его соседкой по парте.

— Зачем? — хмуро спросил он.

— А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:

— Это тебе.

— Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!

Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.

— Это мне Витя подарил, — сказала Лена.

Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.

— Вот как! — сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:

— Тили, тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!

Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:

— Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. — Ненавижу эти цветы, ненавижу!

Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

— Это мне подарил папа, — сказала мама.

А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные… Это ведь были первые мимозы в её жизни…

Источник: https://www.e-reading.by/bookreader.php/22584/Zheleznikov_-_Tri_vetki_mimozy.html

Урок литературы в 4-м классе. Рассказ В.К. Железнова Три ветки мимозы

  • Коптелова Людмила Витальевна, учитель начальных классов

Эпиграф к уроку:

Словарная работа:

  1. Зависть- чувство досады, вызывающее
    благополучием, успехом другого.
  2. Клевета — порочащая кого-нибудь ложь.
  3. Малодушие- отсутствие твёрдости духа,
    решительности, мужества.
  4. С.И.Ожегов. «Словарь русского языка».

— Наш урок мы посвящаем решению нравственных проблем, поиску ответов на вечные вопросы бытия. Эпиграф вводит нас в круг проблем, которые мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке. Отталкиваясь от эпиграфа, попытайтесь сформулировать те вопросы, обсудить которые было

бы важно для вас.

Ученики после размышлений над эпиграфом останавливаются на следующих четырёх проблемах: место человека в окружающем мире; предназначение человека; смысл его жизни; формирование или «созидание» человеческой личности;

Ответственность человека за свои поступки.

— Итак, сегодня мы будем говорить о жизни. Из каких событий она состоит? (Радости, потери,

достижения, открытия, победы, страдания.)

— Бывают такие моменты, когда человек оказывается в жизненном тупике, обстоятельства складываются так, что выйти из них кажется, очень

трудно.

Читайте также:  Конспект беседы для младших школьников. правила поведения в гостях

Учащиеся прочитали рассказ дома, теперь они кратко пересказывают его содержание, совершая акт смыслопонимания как «процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления». В данном случае это «процесс смысловой компрессии», в результате которого «образуется мини-текст, воплощающий в себя

основное содержание исходного текста».

  1. Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
  2. Определите тему произведения? (Столкновение
    подростков.)
  3. Близка ли эта тема вам?
  4. Каким настроением проникнут рассказ?
  5. Когда вы это почувствовали?
  6. Какой эпизод рассказа особенно запомнился вам, быть может, потряс ваше воображение, заставил

    задуматься? Почему?

  7. Как вы думаете, почему рассказ В.К. Железникова «Три ветки мимозы» трогает нас до глубины души, не оставляет равнодушными? (А причина, безусловно, не только в актуальности проблемы, но и в замечательном таланте писателя. Он находит такие слова, фразы, которые не могут не найти

    отклика в сердце писателя.)

  8. О чём заставляет задуматься писатель своим рассказом? (О равнодушии подростков к ситуациям, которые несут положительные эмоции, уважение,

    дружбу.)

  9. Выделите сюжетные линии рассказа и озаглавьте
    их.
    1. Подарок маме в День 8 Марта.
    2. Совет маме подарить цветы Лене.
    3. В школе.
    4. Отношение ребят к Витиному поступку.
    5. «Это ты виновата!» (Кого же обидел Витя?)
  10. Почему автор выбрал малый жанр? (Ему важно обратить внимание на самые существенные стороны происходящего, выделить наиболее острые моменты школьной жизни, так как именно в таких ситуациях

    раскрывается человеческая суть.)

— Послушайте, как о рассказе говорит В.Акимов: «Рассказ- это сгусток жизни, та её зародышевая клетка, в которой сосредоточена могучая творческая сила. В нём схвачен, пережит и выражен момент истины, когда жизнь предстаёт в своём наиболее выразительном виде, и художник прикасается к её самому острому и

чувствительному нерву».

Возникает задача взаимодействия с текстом: на основе осмысления изображённых событий расширить своё представление об окружающем мире, представить один из этапов познания жизни,

совершенствование человеческой души.

Анализируем содержание первой и второй
сюжетных линий рассказа:

1. «Подарок маме в День 8 Марта».

— Какое было утро? (Светлое, радостное.)

— Что об этом свидетельствует? (Огромный букет
мимозы на столе.)

— Какими предстают перед нами первые весенние цветы?(Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности,

тепла, радости.)

— Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку
от папы.)

— О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью

помнил, а сейчас вдруг забыл.)

— Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда

тебя слушаться».)

— Одна моя знакомая говорит: «Дарить подарки приятно, так же как и их получать. А вы с этим

согласны?

2. «Совет мамы подарить цветы Лене».

— Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить

Лене Поповой.)

— Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: «Зачем?» Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он

взял три веточки мимозы и пошёл в школу.)

— Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет

цветов?

Переходим к следующему этапу урока — обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии: 3. «В школе». 4. «Отношение ребят к Витиному

поступку».

— В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: «Это тебе». Он даже не поздравил девочку и не

дослушал благодарность. Он повернулся и убежал.)

— Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса —

чувствовалось уже что- то недоброе.)

— Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: «Тили — тили — тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!» Потом

смеялись и показывали на него пальцами.)

— Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый,

нерешительный.)

— Какими предстают перед нами одноклассники
Вити? (Чёрствыми людьми.)

— Как же это можно — оговорить человека? (Нормальные люди на клевету не способны. Когда вам говорят что-то дурное о человеке, не спешите верить- быть может, это клевета. Больше всего старайтесь не дружить с теми, кто дурно говорит о людях, о товарищах по классу, о дворовых друзьях, об учителях или о своих или о чужих родителях.

Замарать честное имя, пустить ложный слух — иным это доставляет удовольствие. Дурной человек не может вынести, что о ком-то говорят хорошо, ему в радость видеть унижение другого. И вот — страдания, мучения, а иногда и настоящие драмы, потому что тот или та, которых оговорили, никак не могут оправдаться.

Надо учиться быть стойкими, гордыми, презирать завистников и клеветников.

Учиться жить с достоинством.)

— А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. «Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы

там, дома, сорвать свою досаду и обиду.)

В пятой сюжетной линии «Это ты виновата.(Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в

комнату, топтал цветы ногами и другие.)

— На кого же сорвал обиду Витя?(На самого
близкого человека, на маму.)

— Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся

ситуации.)

— Как бы вы поступили, если бы попали в похожую
ситуацию?

— Как вы определите роль страдания в жизни
человека на примере этого рассказа?

(Страдания, которые причинил Витя своей маме тем, что топтал цветы, которые папа подарил ей. Доставил маме боль. Омрачил праздничный день. Но в страданиях закаляется человеческая душа, она совершенствуется. Может быть, Витя поймёт, что

был не прав и извинится перед мамой.)

— Как же Вите приблизиться к осознанию смысла случившегося? (Можно выделить развитие «внутренних» и «внешних» обстоятельств. «Внешние» обстоятельства: это общество, воспитание, религия, школа, семья. «Внутренние» — это развитие природного характера, изначально способного воспринимать мир душой, сердцем.

Недаром говорят: «Зорко одно лишь сердце».

Витя должен ещё раз осознать, оценить смысл этой жизненной ситуации и найти правильный

ответ.

— Оцените всех героев и их поступки в этом
произведении. Дайте каждому свои советы.

— В чём особенность композиции рассказа? (Кольцевая композиция: в начале текста перед нами предстаёт огромный букет мимозы.

Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! А в конце рассказа эти жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой Витиных ботинок. Но в конце — опять нежные веточки мимозы.

Так же и душа человека, оклеветанная недобрыми людьми, страдает и болит. Но она излечима. Нужно только захотеть. Писатель использовал художественный приём- антитеза: сравнивая предметы в начале текста и в конце

(цветы, состояние души мамы.)

— Что вы подчеркнули для себя из рассказа? (Быть людьми, заботиться о крепости своего духа, не быть малодушным. Собраться с силами, не падать духом, не унывать. Быть мужественным — долг человека перед жизнью. Беречь близких тебе

людей.)

— Мы ходим каждый день в школу — зачем? (Главным образом за умом. Мы надеемся развить свой ум, обогатить память, узнать, как устроен мир, научиться писать, читать, считать. Всё это умственные занятия, и постепенно мы учимся ценить людей за один лишь ум.

Но всё это неправильно, всё не так! Не ум, а сердце- главное в человеке. Сердце- способность любить, верить, надеяться, глубоко чувствовать. Учёный- это очень хорошо, но как мы все любим сердечных, теплых, расположенных ко всем людей. Каждому из вас придётся делать выбор.

Пусть всем повезёт, пусть каждому встретятся умные и сердечные люди. Они обязательно встретятся, если мы будем знать, что

же именно должны ценить в людях: сердце и ум.)

И возвращаясь к эпиграфу нашего урока:

Будем держаться правила: «Никогда не говори о человеке дурное, никогда никому не передавай дурные слухи или разговоры.» У зависти — кровавый взор. А клевета — невидимый кинжал.

Боритесь со своим малодушием.

Домашнее задание: выступая в роли «соавторов» писателя подумайте о том, как можно

закончить рассказ.

Источник: http://koshkinsad.ru/1215/

Разработка урока литературного чтения по произведению В.К. Железникова «Три ветки мимозы» 3класс . УМК «Гармония»

Разработка урока литературного чтения по произведению В.К. Железникова «Три ветки мимозы» 3класс . УМК «Гармония»

Конспект урока литературного чтения по произведению В.К. Железникова «Три ветки мимозы» 3класс . УМК «Гармония».

Цели:

  • обучающая: находить ответы на поставленные вопросы.
  • развивающая : развивать умение анализировать текст, обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, составлять план.
  • воспитательная: воспитывать культуру общения, нравственные качества в отношениях между людьми; уметь оценивать свою деятельность и деятельность учащихся.

Ход урока:

-Какой раздел литературного чтения вы сейчас изучаете?

-Как вы думаете , а почему авторы именно сейчас включили его в программу? А кто из вас знает, когда наступает весна по календарю, в каком месяце? Посмотрите в окошко и скажите, уже чувствуется приход весны? По каким признакам вы это определили?

— А для меня всегда приход весны символизировали эти цветы.

Кто из вас знает как они называются?

— Ребята, этот букет у нас сегодня не случайно. Попробуйте догадаться как будет называться произведение?

(открываю доску: 1 строка таблицы заполнена: Владимир Карпович Железников.«Три ветки мимозы»)

Цели урока.

1 слайд : Рассказ о писателе.

Владимир Карпович Железников родился в 1926 году. Ранняя юность будущего писателя совпала с войной. Володя рос в семье пограничника, сам собирался стать военным- учился в артиллерийском училище, потом в юридическом институте. Но в конце- концов стал отличным детским писателем. Главная тема его книг- отношения между людьми: в семье, в школе.

-Перед знакомством с его произведением, я предлагаю вам провести небольшую словесную разминку.

СТР137(задание1, 2,3 )

Задание 3

Как вы понимаете смысл слова зашушукались?

-А теперь переходим к знакомству с произведением. Посмотрите на иллюстрацию. Попробуйте предположить о чём пойдёт речь в этом произведении.

Читайте также:  Методическая разработка сценария и организации праздника для школьников. два корабля

— Как вы думаете, судя по картинке, кто мог подарить девочке цветы?

— А почему он их ей подарил? А зачем вообще дарят цветы?

-У меня сейчас вопрос к мальчикам: А вы своим девочкам дарите цветы или подарки к 8Марта? Что вы при этом чувствуете? А что девочки чувствуют, когда получают цветы или подарки?

-Как вы считаете, судя по картинке, произведение будет весёлым, добрым или печальным, грустным?

Ну что-ж, сейчас узнаем оправдаются ваши предположения или нет.

Я буду читать произведение, а вы следите за мной, отмечая карандашиком его части .

Оправдались ли ваши предположения, действительно ли это произведение весёлое, доброе ? Почему, ведь Витя сделал добрый поступок, подарил девочке цветы.

Найдите в тексте слова, которые описывают чувства Лены Поповой, когда она шла домой с букетом мимозы. Найдите в тексте слова, которые сказал Витя маме, когда пришёл из школы.

Как вы считаете, к какому жанру относится это произведение, почему?

ФМ

РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ ТЕКСТА

-Давайте вернёмся к целям урока.

Я предлагаю вам построить работу так: Текст будем анализировать по частям. Сейчас будем работать с 1 частью произведения. Найдите её.

В 1 столбик записываем ответ на вопрос где происходит событие?Во 2 столбик: что происходит?И в 3 столбик тема части текста.

Давайте вспомним, что такое тема текста? Так вот, а тема части текста- это то, о чём говорится в данной части текста.(двумя, тремя словами)

Читаем первую часть. Один человек будет читать, остальные внимательно слушать и искать ответы на вопросы.

А с остальными частями, я предлагаю поработать в группах. Ваша группа со 2 частью…В каждой группе на парте лежит таблица. Ваша задача прочитать нужную часть, проанализировать и внести данные в таблицу.Помните правила работы в группе.

3 слайд на доске. Правила работы в группе.

(Анализируем. Записываем.)

— Какой столбик таблицы можно назвать планом текста?

ВЫБЕРИТЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, КОТОРОЕ СООТВЕТСТВУЕТ РАБОТЕ ВАШЕЙ ГРУППЫ, а потом оцените деятельность каждого участника группы.

Как вы относитесь к Вите, осуждаете его или сочувствуете ему? Как бы вы поступили на его месте?

— Попробуйте сформулировать главную мысль текста, т.е. то, что хотел сказать автор.

-Как вы считаете , кто виноват в том что так получилось?

-Вам хочется, чтобы окружающие вас люди стали добрее?

Что вы для этого можете сделать? Если бы каждый человек, живущий на Земле, захотел, что бы мир стал лучше,это бы получилось.

Просто каждому нужно начать с самого себя, с семьи в которой вы живёте ( ведь в вашей семье живут самые близкие вам люди, которые любят вас, а некоторые позволяют себе грубить им, обижать их); начать нужно с коллектива в котором вы учитесь: постараться быть добрее, дарить радость и улыбки окружающим вас людям.

Наш урок заканчивается и сейчас я хочу подвести итоги: Ребята, чему же вы учились на уроке? Что делали на уроке?(находили в тексте главное, составляли план) Что нового узнали? В какой ситуации сможете применить полученные знания?

Д.з. Ребята, дома прочитайте текст, ответьте на вопросы. А кто захочет может сам себя попробовать в роли писателя. Придумать другое продолжение рассказа.

№ части Где происходит событие? Что происходит? Тема части текста

РАБОТА В ГРУППЕ.

1.НАША ГРУППА РАБОТАЛА, КАК ЕДИНАЯ КОМАНДА.

2.МЫ СОТРУДНИЧАЛИ И РЕШАЛИ ПРОБЛЕМУ ВМЕСТЕ.

3. В НАШЕЙ ГРУППЕ УВАЖАЕТСЯ МНЕНИЕ КАЖДОГО.

4.МЫ ПОДДЕРЖИВАЛИ И ПОМОГАЛИ ДРУГ ДРУГУ.

5. МЫ ПРИНИМАЛИ РЕШЕНИЕ ВМЕСТЕ.

Самоанализ учебного занятия по литературному чтению, проведённого в ТСШ№2

10.03.2011г.

Учитель: Казаркина Т.С.

Данный урок является частью образовательной модели «Любимые страницы» УМК «Гармония». Тема урока «В.К.Железников «Три ветки мимозы». Эта тема является 3 уроком в большой теме «Весна идёт, весне дорогу».

При подготовке к уроку я поставила следующие задачи:

  • находить ответы на поставленные вопросы;
  • развивать умение анализировать текст, обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
  • развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, составления плана текста;
  • воспитывать культуру общения, нравственные качества в отношениях между людьми;
  • уметь оценивать свою деятельность и деятельность учащихся.

Данные цели мною были поставлены не случайно. Умение работать с информацией, анализировать, обрабатывать, выделять главное в настоящее время одно из самых актуальных. Так же это направление в обучении является одним из основных в нац.

проекте «Наша новая школа». При планировании урока обратила внимание на объём материала, задания, предлагаемые в учебнике к этой теме, некоторые задания подобрала свои.

Считаю, что данный отбор соответствует программным требованиям и требованиям стандарта 2 поколения.

Данный урок находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «Весна идёт, весне дорогу» и целенаправленно ориентированны на сохранение духовного начала учеников, ведь с каждым поколением проблема воспитания души становится всё острее.

Для себя ребята находят ответы на трудные жизненные вопросы, которые им придётся решать на пути взросления. Т.о. В отличие от предыдущих уроков, тема данного урока имеет более реалистичный характер, несет большую смысловую поучительную нагрузку, дает возможность для реализации воспитательных задач урока.

Тип урока: усвоения новых знаний.

На стадии вызова уже имеющихся у детей знаний вспомнили название раздела, над которым работаем, осуществили межпредметную связь, что позволило наиболее полно и ярко представить образ весны и создать благоприятное настроение. Здесь я использовала приём прогнозирование..

Считаю, что желание учеников убедиться в своей правоте, заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к уроку. Ребята давали предположительное название произведению, по иллюстрации определяли каким будет произведение, весёлым или грустным, обосновывали своё мнение.

Стимулирование и мотивация осуществлялась через создание ситуации заинтересованности, новизны, опоры на жизненный опыт: создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний.

На стадии осмысления основными приёмами, используемыми мною для реализации учебных задач, были «Чтение с остановками» и «Концептуальная таблица».

Благодаря этим приёмам ребята думали над прочитанным, понимали, анализировали информацию, находили главное. Данные приёмы точно работали на поставленные цели урока. Кроме того, таблица помогла систематизировать информацию, включила в себя краткое содержание всего произведения и его план.

Использование логических методов направлено на развитие умения обобщать, сравнивать, анализировать события и давать оценку поступкам героев.

При анализе произведения, выявлении микротем, была организованна групповая работа.

Работая в группах сильные учащиеся могли почувствовать себя в роли учителя, а более слабым детям дана возможность поработать над текстом, выборочным чтениям, над иллюстрацией.

Я считаю, что мне удалось организовать взаимодействие учащихся между собой. Учащиеся работали с разными источниками знаний: учебник, таблица, лист оценки работы в группе.

На стадии рефлексии учащиеся оценивали свою деятельность и деятельность учащихся.

Я считаю, что на уроке учащиеся получили не только предметные ЗУНы , но и метапредметные. Дети смогли объяснить в какой ситуации смогут использовать полученные знания.

Усвоению знаний способствовали современные образовательные технологии:

  • Технология развития критического мышления;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология групповой работы;
  • Технология дифференцированного обучения
  • Информационные технологии при компьютерной поддержке урока.

Считаю, что все дидактические единицы урока были взаимосвязаны и подчинены цели урока.

Уроки именно этого типа в большей мере соответствуют моему педагогическому кредо:«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.»

Конспект учебного занятия литературного чтения по произведению В.К.Железникова

«Три ветки мимозы»

3 класс

УМК «Гармония»

Подготовила на районный конкурс «Учитель года»

учитель начальных классов

МОУ «Большинская СОШ»: Казаркина Т.С.

2011

Источник: https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-proi.html

требуется сочинение по произведению Железнякова «Три ветки мимозы». ЖДУ! Текст: Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы

Срочно требуется сочинение по произведению Железнякова «Три ветки мимозы». ЖДУ!

Текст:

 Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

 — Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта.

 Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку.

Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться». Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду.

Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают!

 А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:

 — Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

 Лена Попова была его соседкой по парте.

 — Зачем? — хмуро спросил он.

 — А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

 Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

 По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:

 — Это тебе.

 — Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!

 Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

 А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

 — Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.

 — Это мне Витя подарил, — сказала Лена.

 Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.

 — Вот как! — сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.

 А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:

 — Тили, тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!

 Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

 Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

 Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:

 — Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. — Ненавижу эти цветы, ненавижу!

 Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

 — Это мне подарил папа, — сказала мама.

Читайте также:  Конспект урока. художественное своеобразие сказок салтыкова – щедрина, их значение

 А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные… Это ведь были первые мимозы в её жизни…

  • мне очень понравилось произведение «3 веточки мемозы». меня удивляет, как автор в таком маленьком рассказе смог раскрыть смысл.Сюжет очень прост и понятен читателем.сам дальше

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://creditomart.ru/15957

Быковская Т.С. Нравственные уроки рассказа В.К. Железникова «Три ветки мимозы»

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ» 7(2016)

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ РАССКАЗА В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВА «ТРИ ВЕТКИ МИМОЗЫ»

урок литературного чтения в 3 классе

Быковская Т.С.

Цели:

– познакомить учащихся с произведением В.К. Железникова «Три ветки мимозы», учить «видеть и чувствовать» глубокий смысл произведения, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

– развивать творческие качества: воображение, память, эмоциональную сферу, речь;

– воспитывать нравственные качества человека в отношениях между людьми;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблички (словарь характеристик), учебник «Литературное чтение» В.А. Лазаревой (УМК Л.В. Занкова).

Х О Д   У Р О К А

1. Вступительное слово учителя

У ч и т е л ь. На прошлом уроке литературного чтения мы начали изучение новой главы. Как она называется? (Рассказы).

– Какие однокоренные слова вы подобрали к слову? (Сказка, сказание, сказывать, сказ).

– Докажите, что они однокоренные. (Имеют одинаковый корень -сказ).

– А в чем различие между рассказом и сказкой? (Ответы).

Рассказ: один автор, все изображается подробно, реальные герои, описываются не только события, поступки героев, но и их чувства.

Сказка: автор – весь народ, нет подробностей, герои вымышленные, описываются события и поступки.

У ч и т е л ь. Все что вы сказали, мы сможем пронаблюдать на примере рассказа Владимира Карповича Железникова «Три мимозы». Имя этого автора вам уже известно по рассказу «Солдат на посту». Какую информацию о писателе вы можете дать?

Д е т и. В.К.

Железников родился и вырос в семье военного, из своего детства он вынес представления о высоких качествах человека: честности, долге, благородстве, умении понять человека, оценить его поступки, о доброте, которая является главной ценностью души человека. Эти качества он воспитывал в читателях на примерах героев своих произведений. Он – автор известных рассказов «Каждый мечтает о собаке», «Чудак из 6-б», «Чучело» и др.

2. Психологический настрой

 У ч и т е л ь. Ах, какая чудная выдалась весна, светит ярко солнышко, и поет душа! Какое настроение у людей весной?

– С каким цветом ассоциируется весна? (Желтый – тепло, доброта, ласка, счастье).

– Весной мы отмечаем праздник женщин, что принято дарить в этот праздничный день? Какие цветы? А для чего дарят подарки? Как нужно подарить подарок, чтобы он действительно порадовал человека? (Ответы).

– Пусть сияет солнце! Пусть уйдут морозы!

Пусть прогонит зиму веточка мимозы! (Это цветок весны, он первый зацветает).

– Наш весенний букет собран из мимозы. Мимоза – это название южной акации с желтыми цветками, они известны тем, что свертывают листья при прикосновении к ним. Мимозу еще называют «недотрога». Этот букет у нас сегодня неслучайно.

3. Подготовка к чтению

У ч и т е л ь. Переходим к разделу предварительного чтения.

1) Я предлагаю вам прочитать слова по слогам, с ударением.

ДЕЙ-СТВИ-ТЕЛЬ-НО________ДЕЙСТВИТЕЛЬНО

ПО-ЗДРАВ-ЛЯ-Ю ________ПОЗДРАВЛЯЮ

ОГ-ЛЯ-ДЫ-ВА-ЮТ-СЯ______ОГЛЯДЫВАЮТСЯ

2) Прочитайте слова: интерес, интересный, заинтересовался, интересно.

– Как можно назвать эту группу слов? (Однокоренные). Докажите. К каким частям речи они относятся? (Ответы детей).

3) Как вы понимаете смысл слова «зашушукались»? (Шептали).

– Предлагаю вам прочитать мою чистоговорку с доски.  Как будем говорить? (Шепотом).

– Зашушукались ребята: «Шу-шу-шу, шу-шу-шу», нарушая тишину.

4) В тексте вам встретится новое для вас слово «подметка», оно образовалось от глагола подметать, подметывать (пришивать или прибивать) – новая половинчатая подошва, подшиваемая на старые ботинки.

4. Работа над произведением

1.Чтение рассказа хорошо читающими детьми

У ч и т е л ь. Ваша задача при чтении – проследить поведение главного героя.

2. Беседа по содержанию

У ч и т е л ь. Вам понравился рассказ? Какое у вас настроение после прочтения? (Веселое, грустное). Почему? От чьего имени ведется рассказ – автора или персонажа? Сложная ситуация, в которой оказался мальчик. Как важно найти правильный путь выхода из этого – об этом мы сегодня будем говорить.

5. Анализ произведения

– Итак, главный герой нашего рассказа – Витя. Какой он по характеру?

а) Словесное описание героя. Работа в парах.

– Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою? (Мужественный, добрый, послушный, вспыльчивый, несдержанный, смелый, невнимательный, обидчивый, трусливый, невежливый, эгоистичный).

в) Выборочное чтение

– Каждую черту характера Вити подтвердите словами из текста. Проанализируем рассказ, чтобы разобраться в Витином поступке. Разобьем текст на части. Сколько частей можно выделить? (5). Читаем 1 часть.

1. «Подарок маме в День 8 марта»

– Какое было утро? (Светлое, радостное).

– Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе).

– Какими предстают перед нами первые весенние цветы? (Хрупкие, желтые и свежие, как первый теплый день. Прилагательные усиливают ощущение нежности, тепла, радости. Талантливый писатель подобрал нужные слова).

– Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы).

– О чем забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл).

– Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться»).

– Витя выбрал простейший вариант поздравления и обычные шаблонные слова, он не захотел думать, как поздравить самого близкого человека. Как можно озаглавить 1 часть?

– Подарки приятно не только дарить, но и получать. Вы с этим согласны? Читаем 2 часть.

2. «Совет мамы подарить цветы Лене»

– Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой).

– Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: «Зачем?» Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошел в школу).

– Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки. Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов. (Он не хотел отказать маме и пообещал ее слушаться).

– Как можно озаглавить 2 часть? Читаем дальше 3 часть.

3. «В школе»

– В какой обстановке Витя подарил цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: «Это тебе». Он не поздравил девочку и не дослушал благодарность, а убежал).

– Кому было обидно за Лену? Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (В классе никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Со стороны учительницы подарок вызвал одобрение, а со стороны класса чувствовалось что-то недоброе). Как можно озаглавить 3 часть? Читаем дальше 4 часть.

4. «Отношение ребят к Витиному поступку»

– Каково было отношение ребят к Витиному поступку? (Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошел к ребятам, они вдруг закричали: «Тили-тили-тесто, жених и невеста!» Потом смеялись и показывали на него пальцами).

– Сработал «эффект толпы» – дети сильно подвержены этому. Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный, трусливый).

– Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Черствые, равнодушные к ситуациям, которые несут дружбу, уважение, добро.)

– А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. «Он еле досидел до конца уроков, и…со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду»). Как можно озаглавить 4 часть? Читаем дальше, 5 часть.

5. «Это ты виновата».

– На ком же сорвал обиду Витя? (На самом близком человеке, на маме).

– Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил неправильно, обвинив во всем происходящем маму. Мама хотела сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из ситуации).

– Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию? Какой правильный совет дать Вите? Каких качеств Вите не хватает? (Надо учиться быть стойким, мужественным, смелым. Учиться жить с достоинством).

– Как можно озаглавить 5 часть? Перечитайте поступок мальчика (стр. 39). Найдите в отрывке противопоставление. (Желтые нежные цветочки – грубым подметкам ботинок).

– В каких словах автор выразил боль матери от поступка сына? Почему в конце автор говорит о Лене Поповой? Какая мысль в последних словах? (Как мало человеку нужно, чтобы он чувствовал себя счастливым.

Даже от незначительного внимания жизнь кажется светлее, солнечней и красивее).

  Почему автор дал рассказу название: «Три ветки мимозы», а не «веточки»? Он показывает разное отношение к одним и тем же цветам и к героям: «три ветки» – это Витины ветки, которые он нес в школу, а в руках Лены и мамы – это нежные «веточки», которые им были очень дороги.

Каково отношение автора к своему герою? (Ответы). Он не щадит и не оправдывает Витю, изображая его черствым, бездушным и грубым человеком. Отсутствие доброты у человека, эгоизм рано или поздно приведут к человеческим порокам. В том, что произошло, виновен он сам.

6. Обобщение

– Что вы подчерпнули для себя из рассказа? Какой нравственный урок преподнес автор? (Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье, добро). Мы ходим каждый день в школу – зачем? (Главным образом, за умом, надеясь развить свой ум, обогатить память, узнать, как устроен мир, научиться писать, читать, считать).

Все это умственные занятия, и постепенно мы учимся ценить людей за один лишь ум. Но все это не так! Не ум, а сердце – главное в человеке, способность любить, верить, надеяться, глубоко чувствовать. Ученый – это хорошо, но мы все любим теплых, сердечных людей. Пусть каждому встретятся умные и сердечные люди.

Они обязательно встретятся, если мы будем знать, что же именно должны ценить в людях: сердце и ум.

7. Домашнее задание.1. Прочитать по ролям. 2. Творческое задание: выступая в роли «соавтора», подумайте, как можно закончить рассказ.

8. Итог урока. Рассказ трогает до глубины души, не оставляет равнодушным. Актуальность проблемы и замечательный талант писателя, который находит такие слова и фразы, не могут не найти отклика в сердце человека.

Источник: http://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_7_2016/bykovskaja_t_s_nravstvennye_uroki_rasskaza_v_k_zheleznikova_tri_vetki_mimozy/7-1-0-939

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector