Развитие речи у детей 3-4 лет с зрр на материале сказок сутеева

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста.

Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова.

Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни.

Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные.

«Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин).

Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Надежда Валерьевна Буйнова, детский логопед

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка.

Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита.

Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки.

Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми.

Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Читайте также:  Конспект классного часа во 2 классе. правила поведения в библиотеке

Оксана Анатольевна Липатова, дефектолог

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет.

Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками.

Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

  • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
  • умеет ли перешагивать через предметы;
  • как он ловит мяч,
  • умеет ли он лазать;
  • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
  • может ли застёгивать пуговицы,
  • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения.

Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз.

Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература.

Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни.

Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе.

Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу.

Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях.

Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности.

Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/1-3/rech-3-goda/

Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

О задержке речевого развития сейчас говорят много. Подобное заключение стали писать в картах детей не только логопеды, но и педиатры. Психиатры и детские неврологи используют другой диагноз: ЗПРР (задержка психо-речевого развития).

Задержку речевого развития (ЗРР) ставят детям до четырёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня.

Кого-то из родителей данные заключения (диагнозы) и аббревиатуры пугают, а кто-то не воспринимает их всерьёз. И первое, и второе – не совсем верная реакция на проблему.

Есть и третья реакция мам и пап: они с упорством, достойным лучшего применения, пытаются доказать специалистам, что с речью их ребёнка дела обстоят хорошо. Родители начинают говорить нелицеприятные вещи в адрес логопедов, психологов и неврологов, затем, хлопнув дверьми, — уходят.

Но проходит года три-четыре, и, аккурат перед школой, те же родители с ребёнком вновь оказываются пред ясными очами специалистов. Вот здесь и выясняется, кто был прав, а кто виноват…

Если заключение специалистов трёх-четырёхлетней давности оказалось верным, ребёнок в свои семь лет так и не смог самостоятельно справиться с речевыми проблемами.

Сможет ли он нормально успевать в общеобразовательной школе? Конечно же, нет! Но это уже будет целиком на совести родителей.

Перед ними встанут два варианта выхода из сложной ситуации: либо срочно нанимать репетиторов в лице логопеда и учителя начальной школы; либо отдавать ребёнка в школу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Каков вывод? Первое: родители должны в какой-то момент наступить на горло собственному самолюбию и признать, что с речью их ребёнка не всё в порядке. Второе: прислушаться к мнению специалистов и следовать их советам. Третье: какие бы проблемы не были у ребёнка, они решаемы, и многое в их решении зависит от родителей.

А теперь о том, что должно насторожить родителей, и что можно расценивать, как задержку речевого развития, а в последствие – как общее недоразвитие речи.

В возрасте от 0 до 3 месяцев малютка не реагирует на звуковые сигналы (погремушка, звонок, голос), не поворачивает голову в сторону источника звука, у него нет «комплекса оживления» (забавное энергичное подёргивание ручками и ножками), когда вы весело разговариваете с ним, играете; он не агукает, не гулит.

4 – 7 месяцев

Источник: http://xn—-8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/deti-ot-1-3/39-zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

Консультация для родителей «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

Консультация для родителей «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

Консультация для родителей (школа логопеда «Речевичок»).

Тема: «Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?

  1. Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.
  2. Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).
  3. Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).
  4. Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки.
  5. Задает много вопросов (возраст почемучки).
  6. Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
  7. Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками.
  8. Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.

Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.

Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения:

  • Либо гипервозбудимы, либо пассивны.
  • Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается.
  • Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре).
  • Мелкая моторика рук развита слабо.
  • Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком.
  • Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит не различают).
  • Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный.
  • Они не могут передать интонацию слова.
  • Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя).
  • Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла).
Читайте также:  Осенний досуг в средней группе

Работа по ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в детском саду и дома.

Я приготовила для вас рекомендации по развитию речи детей 3-го года жизни:

Обогащение словарного запаса.

Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно».

На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями.

Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую.

Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные.

Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст.

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки.

Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили.

Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

Развитие грамматического строя речи.

Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте.

Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем.

Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.

Развитие связной речи.

В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к расказыванию. Дети учатся слушать взрослых.

При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка.

Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

Развитие дыхания.

Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.

Пальчиковая гимнастика.

Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связаны с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции.

Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи.

Хитрая плутовка – рыжая головка Пушистый хвост краса

Кто это? – лиса

Встает на заре Поет во дворе На голове гребешок

Кто же это? – петушок

Какие книги читать ребенку.

Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками.

Правила для родителей читать ребенку каждый день!

Важно что читать малышу: обязательно народные сказки:

«Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха».

Власова А.А.,
учитель-логопед

(5 понравилось, средний балл: 4,20 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/rekomendatsii-po-korrektsiya-rechi-dlya-detey-3-let/.html

Задержка речевого развития у детей 3-х лет: причины и методы борьбы

Задержка речевого развития у детей 3-х лет: причины и методы борьбы

Задержка речевого развития у детей 3-х лет проявляется поздней способностью детей младше этого возраста к самостоятельной устной речи по сравнению с нормой для этого возраста.

Задержка развития речи охватывает понятия качества экспрессивной речи ребенка и количественное недоразвитие словарного запаса. В результате задержки у ребенка не сформирована фразовая речь к 2-м годам и умение связывать слова в слоги к 3-м годам.

Лечение такого состояния имеет три основных направления: медицинская, педагогическая и психологическая помощь.

Почему возникает задержка речевого развития у детей

Осмотр ребенка у оториноларинголога (фото: www.bettertone.com.ua)

Задержка речевого развития может возникать по трем причинам:

  • Первая, отоларингологические заболевания, которые мешают ребенку нормально говорить и учиться устно проявлять свои мысли и желания.
  • Также причиной запаздывания развития речи (ЗРР) у ребенка 3-х лет могут стать и другие тяжелые заболевания. Это могут быть органические поражения центральной нервной системы. Эти болезни часто могут сопровождаться общим отставанием развития малыша. Органические причины задержки речевого развития связаны с мозговой дисфункцией, а именно:
    • Перинатальное поражение головного мозга.
    • Внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах.
    • Родовые травмы.
    • Внутриутробные инфекции.
    • Недоношенность или переношенность.
    • Черепно-мозговая травма (ЧМТ).
    • Гипотрофия.
    • Неонатальные менингиты и энцефалиты.
    • Частые или длительные заболевания раннего возраста.
    • Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка.
  • Третьей причиной задержки пассивного речевого развития (ЗПРР) может стать недостаточное внимание к воспитанию ребенка. Нужно постоянно работать с ребенком.

Если причина проблемы в воспитании, необходимо исправлять ошибки, целенаправленно работать с ребенком в домашних условиях и привлекать нужную квалифицированную помощь. Чем сильнее малыш отстал в развитии речи, тем сложнее будет наверстать упущенное.

Развитие речи напрямую связано с качеством мышления, то есть ребенок, с хорошо развитой речью воспринимает мир не только с помощью зрения, слуха и осязания, но и способом словесного описания у себя в голове.

Грамотно развитая речь помогает сформировать личность ребенка, мыслить, воспринимать окружающий мир.

Как проявляется задержка речевого развития у детей 3-4-х лет

Чтобы правильно понимать, необходимо знать основные нормы развития речи у детей раннего возраста.

Этапы доречевого периода:

  • Гуление (с 1,5-2 месяцев).
  • Лепет (с четырех месяцев).
  • Слова лепета (с 7-8,5 месяцев).
  • Первые слова у детей (в 9-10 месяцев у девочек, 11-12 — у мальчиков).
  • В 1 год в словаре ребенка около 10 слов, состоящих из складов.
  • Примерно в 1,6-1,8 месяцев словарный запас становится активным. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом развитие протекает нормально.
  • До двух лет в речи ребенка формируется фразовая речь.
  • До 2,5 лет ребенок начинает строить предложения из 3-4 слов.
  • В период с 3-х до 4-х лет ребенка формируется связной язык. Словарный запас растет от 400-700 слов в 3 года до 900-1200 слов в 4 года.

Признаки задержки речевого развития на разных стадиях языкового онтогенеза:

  • Низкая активность гуления и лепета, беззвучность.
  • Отсутствие реакции на звук в возрасте 1 года.
  • Невозможность повторения чужих слов у ребенка при задержке речевого развития в 2 года.
  • В 1,5-2 года на слух выполнять действия и указания родителей.
  • Неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте двух лет.
  • К трем годам полное отсутствие собственной речи.
  • Преимущественное использование ребенком мимики или жестов.

Варианты диагностики задержки развития речи

Чтобы диагностировать задержку речевого развития у ребенка 3-х лет нужно проконсультироваться с комиссией специалистов. Заключение предоставляют педиатр, детский невролог, детский отоларинголог, детский психиатр и психолог, логопед.

  • Педиатр оценивает соматический статус, предварительно определяет возможные причин задержки речевого развития и направляет ребенка к специалисту соответствующего профиля.
  • Неврологический осмотр (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы) необходим для выявления органических поражений головного мозга.
  • Посещение детского отоларинголога проводится для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  • Логопедические исследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключение медицинских специалистов, моторного развития детей.
  • Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития (задержку речи необходимо отличать от аутизма, мутизма, олигофрении) используются:
    • денверский тест психомоторного развития;
    • шкала Гриффитс (психомоторного развития);
    • шкала раннего речевого развития;
    • шкала Бейли.

Помощь при задержке речи у ребенка

Массаж и ЛФК у детей (фото: www.dunkan-medi.ru)

Речевое развитие ребенка необходимо формировать, не полагаясь на заложенные в нем данные. Если есть задержка развития речи у детей 3-4-хлет, назначается специальное лечение.

Для этого следует проводить специальные упражнения. Они связаны с развитием мелкой моторики, правильного дыхания и постановки речи. Упражнения с малышом нужно проводить регулярно, ненавязчиво, в игровой форме.

Если в основе задержки речевого развития у детей 2-3-х лет лежит дисфункция мозга, назначается детским неврологом:

  • Прием ноотропных препаратов.
  • Массаж.
  • Транскраниальная микрополяризации.
  • Магнитотерапия.
  • Электрорефлексотерапия.
Читайте также:  Загадки на тему «праздники» для детей с ответами

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детей с задержкой речевого развития, необходимы занятия с логопедом и детским психологом. Эти занятия при задержке речи у ребенка 3-х лет можно проводить как лечение в домашних условиях.

Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковых и подвижных игр, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные языковые игры и упражнения).

Следовать рекомендациям лечащего врача.

Профилактика задержки развития речи у детей

Разговор матери и ребенка перед родами (фото: www.beremennuyu.ru)

№п/п Профилактика
1 Будущим мамам рекомендуется чаще разговаривать с малышом еще до его появления, так как еще до рождения в утробе матери ребенок слышит все внешние звуки и четко реагирует, особенно на голос матери
2 Речь мамы должна быть ясной, с четко произносимыми звуками и словами. Нежелательно говорить с ребенком не искажая слова уменьшительно-ласкательным способом. Воспринимая четкие звуки, вскоре малыш научится воспроизводить их правильно
3 С самых первых дней жизни малыша необходимо делать массаж тела, лица, стоп и ладоней. Во время массажа особое внимание необходимо уделять ладошкам и пальчикам малыша. Надо хорошо массировать каждый пальчик, при этом улыбаться и разговаривать с ребенком
4 Для лучшего развития мелкой моторики и изучения малышом предметов в игре необходимо использовать вещи разной фактуры и формы. Существуют специальные игровые коврики с подвешенными на них предметами разной формы
5 Ближе к году с малышом можно начинать проводить гимнастику артикуляции: растяжение губ в улыбку, сжатия губ в трубочку, открывание и закрывание рта. Такие упражнения для развития речи ребенка в 1 и 2 года тоже будут очень полезны

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/48-zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detej-3-let.html

Норма и отклонения развития речи детей 3-4 лет

Развитие речи детей 3-4 лет в норме подразумевает, что мама и папа уже могут без затруднений понять своего малыша, но незнакомые люди еще не все разбирают в его речи. К 4-5 годам речь становится чистой и внятной.

Нормально разговаривающий малыш, особенности его развития

Становлению нормальной речи детей способствует правильное общение с ними их родителей. С самого рождения с детьми крайне не рекомендуется «сюсюкать», то есть произносить при общении с ребенком нарочно исковерканные слова. В 3-4 года формирование речи еще продолжается, потому запрет по-прежнему актуален.

Многим родителям свойственно проявлять свою нежность, произнося что-то наподобие — «ти мой масенький зайтик», как бы копируя речь малыша. Но если ребенок будет часто слышать исковерканную речь, ему негде будет брать опыт употребления нормальных слов. Он запомнит, что это и есть — норма.

Это, с большой вероятностью, негативно повлияет на развитие речи.

Если родителям хочется сказать своему малышу что-то ласковое, они могут произнести четко, с правильной артикуляцией: «ты мое маленькое солнышко», «а вот сейчас мама обнимет своего мальчика», «прочистим носик-курносик». Маленький человек будет ощущать себя окруженным любовью и при этом слышать правильно выговоренные слова. Скорее всего, он начнет повторять их. На практике повторения и строится нормальное развитие речи.

Вместе с маленьким человеком важно каждый день произносить все новые и новые слова из разных сфер жизни. Очень хорошо для детей 3-4 лет подходят игры в профессии, когда каждое действие озвучивается сначала родителем, потом малышом. При таких занятиях, повторяющихся каждый день, задержка речевого развития почти исключена, если у ребенка нет сложных патологий.

Например, сегодня мама и сын играют в доктора. Достают набор игрушечных инструментов, лечат куклам зубки, животик, перевязывают голову мягкой игрушки. Каждое действие называется вслух, звучат такие слова, как «болит», «перевязать», «доктор», «лекарство», «поправиться», «пожалеть».

В следующий раз игра в смотрителя зоопарка побуждает запомнить, как называется каждый зверь из плюшевой коллекции малыша. Такие игры очень стимулируют развитие детей и на умственном, и на эмоциональном плане. Ведь маленький человек переживает в миниатюре новые для него события — жалеет, лечит, помогает, убирает, заботится, отвечает за другого.

И, конечно, для речевого развития полезно каждый день пополнять арсенал новых слов.

К 3-м годам крошечный человек становится «почемучкой» и задает вопросы без перерыва. Маме и папе важно не отмахиваться от них, а отвечать честно и лаконично. Конечно, ответ не должен быть лекцией, но необходимо, чтобы он удовлетворил спрашивающего.

Любопытство, как и фантазия, — признак психического здоровья и полной адекватности.

Когда что-то пошло не так

Если у ребенка выявлена задержка речевого развития, родители часто впадают в состояние отрицания проблемы. Они уверены, что заботились о своем наследнике правильно, занимались с ним и такой проблемы у их чада быть просто не может.

И задержка речевого, психологического развития им грозить не должна. Кто-то проявляет агрессию, кто-то впадает в апатию. Естественно, отрицание проблемы психоречевого развития у детей приводит к тому, что с ней не работают .

Она выливается в трудности с социализацией и обучением на последующих этапах жизни ребенка.

И еще крайне важно помнить: с большой вероятностью, в ЗРР ребенка действительно нет вины родителей, если они занимались с ним и не оставляли его без внимания. И вины малыша тоже нет.

Никто не виноват, и важно исключить слово «вина» из своих мыслей и начать бороться с проблемой. Если задержка речевого развития выявлена к трем годам, ее вполне можно устранить, обратившись к хорошему специалисту и самому работая с малышом.

И даже задержка речевого развития у детей 4-х лет лечится, если приложить усилия.

Поиск специалиста стоит производить очень тщательно, потому что контакт логопеда с его маленьким клиентом должен быть идеальным. Тогда работа будет иметь положительный результат.

Мамам и папам рекомендуется не стесняться отказываться от услуг логопеда, с которым их малыш не поладил. На коррекционных занятиях человечку должно быть комфортно. Сейчас во всех городах много логопедических клиник — как государственных, так и частных, и есть из чего выбрать.

Еще для родителей очень важно не путать застопорившееся развитие речи и задержку психомоторного развития. Если со вторым справляться сложнее (но бывает возможно), то первое является менее тяжелым вариантом. Если речевое развитие ребенка отстает от развития в этой области его сверстников, то есть проблемы с темпом и качеством речи, но интеллект малыша сохранен и развивается адекватно.

Однако же стоит обратить внимание на такие факторы:

  1. Как часто происходят разговоры с младшим членом семьи, отвечают ли ему на все вопросы?
  2. Если беременность была осложнена, это тоже может стать причиной задержки речевого развития.
  3. Важно помнить о генетической предрасположенности — иногда мозговые клетки, отвечающие за речевое развитие малыша, развиваются медленнее, чем у его ровесников.
  4. Развитие речи детей 3 4 лет подразумевает, что ребенок уже полностью выговаривает простые фразы вроде «идем гулять», «хочу домой», «дай игрушку». Также вполне способен пересказать свою любимую простую и недлинную сказку вроде «Колобка». Если малыш не может пока выполнить ни того ни другого — это тревожный симптом.

Как справиться с проблемой?

Как только логопед озвучивает тот факт, что у ребенка наблюдается задержка речевого развития, родителям важно сразу записать малыша на курсы коррекции, посещать их вместе с ним и выполнять все задания.

Хорошим подспорьем будет и коррекционный детский сад.

И, конечно, задержка речевого развития предполагает, что родители будут анализировать состояние своего чада, вести дневник наблюдений, о малейших изменениях сообщать лечащему специалисту.

Если у ребенка присутствует задержка речевого или любого другого развития, ему особенно полезно будет много общаться со своими сверстниками и, возможно, даже с детьми постарше.

Родителям стоит исподволь контролировать эти встречи, потому что полностью здоровые дети могут проявлять некоторую жестокость в отношениях с детьми, проблемой которых стала задержка речевого или иного развития.

Это бывает нечасто, но моменты насмешек стоит отслеживать и пресекать в корне.

Когда задержка речевого развития выявлена у ребенка 3-4 лет, стоит иметь в виду, что некоторые проблемы с речью могут остаться навсегда. Но это не обязательно и не приговор. Атмосфера любви, постоянное общение с ребенком и отсутствие стрессов иногда творят чудеса. И, конечно, адекватное речевое развитие требует серьезной работы, как уже говорилось выше.

Родителям стоит помнить несколько моментов.

  1. К 3-м годам лексикон ребенка, речевое развитие которого в норме, составляет 1000-20000 слов.
  2. Речевое развитие детей предполагает, что мальчики отстают от девочек примерно на 4-5 месяцев.

Не нужно не отчаиваться, что бы ни случилось. Ведь ребенок чутко ощущает состояние родителей и их настрой. Значит, в данной ситуации настрой должен быть только один — на победу над проблемой.

Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/razvitiya-rechi-detej-3-4-let.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector