Развивающие игры для детей 3-5 лет. правила гигиены и этикет

Хорошие манеры всегда выставляют человека в выгодном свете, поэтому наших малышей нужно с детства учить этикету.

Вам ведь не хочется краснеть перед учительницей за то, что сын или дочка нагрубили ей просто так, или в кафе, где ребенок решит поесть руками вместо того, чтобы использовать предложенные вилку с ложкой.

Главное правило в обучении детей (неважно даже чему) – это элемент игры. От скучного и назидательного контроля ребенок разве что будет делать всё Вам наперекор. Причем, чем активнее и строже Вы будете следить за выполнением норм этикета, тем сильнее будет детское упрямство в вашем противостоянии.

Ребенку мало того, что Вы сказали, как нужно сделать. Ему еще и необходимо объяснить, почему именно так, а не иначе. Лучше всего действовать исподволь: прививайте правила этикета не напрямую, а косвенно, чтобы малышу самому захотелось их выполнять.

С точностью до наоборот

Одним из лучших способов привить ребенку хорошие манеры по праву считаются творения Григория Остера, который когда-то сочинил «Вредные советы».

Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристает.   Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом Вы испачкали салатом И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол и там спокойно Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

Читай также: ТОП-5 лучших книг для детей от 7 до 10 лет

Для лучшего эффекта на книге честно написано «Книга для непослушных детей» с припиской ниже «Послушным детям читать запрещается». Согласитесь, так и тянет прочесть, что же там такого запретного написано? Потрясающая приманка! Обворожительный стиль, тонкое чувство юмора – это отличный ход, чтобы высмеять невежество и грубость и научить этикету ребенка.

Этикет для плюшевого мишки

Детям абсолютно не нравится заучивать правила на уроках, они не любят, когда их поправляют, но это не значит, что наши непоседы против правил этикета. Они прекрасно понимают, что жить по правилам удобнее для всех. При этом им надоедает роль ученика – хочется же почувствовать себя всезнающим и всё умеющим учителем.

Ребенку понравится изучать этикет, опираясь на ситуации со своими плюшевыми игрушками или куклами. А Вам главное – придумывать новые истории, в которые попадают игрушки.

Мамочка-форумчанка Светлана рассказывает: «Однажды я зашла в комнату к дочери и увидела, что она играет с любимой куклой. Она играла в «гости», когда кукла Маша встретилась со своими друзьями.

Моя Иришка кормила куклу с ложечки, при этом делая ей замечания: «Не чавкай, пожалуйста. Это неприлично». Конечно, кукла не может чавкать, но дочери уж очень хотелось научить её хорошим манерам.

Вот мы и придумываем теперь разные игровые ситуации, чтобы доча игралась и обучалась одновременно».

Читай также: Игрушки для младшего школьника: развиваемся и с пользой развлекаемся

Игры по правилам этикета

Придумываем ситуацию. Предложите ребенку придумать историю по правилам и без них. Пусть нарисует придуманные истории и сценки. В качестве ситуаций можно брать истории: «Телефонный разговор», «Приветствие и знакомство», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в кино и театре», «Как дарить подарки».

Записки с правилами. Напишите на записках правила этикета таким образом, чтобы в одной части было условие, а в другой – правильное поведение. Разорвите все на две части и перемешайте. Пусть ребенок восстановит записки, правильно подобрав соответствующие части.

Письма вежливости. Пусть дети пишут письма друг другу, родителям, родственникам. В них пусть рассказывают, о чем захотят, но не нарушая этикет.

Письма разошлите по электронной почте – и пусть адресант оценит полученный текст с точки зрения соблюдения правил этикета.

Можно оценить письмо по двум критериям: с точки зрения того, как оно написано, и с точки зрения ситуаций, приведенных в нем.

Рифмоплетство. Читайте стихотворение, а дети пусть добавляют в конце строчки нужные недостающие слова. Игра совсем несложная, но понравится любому ребенку.

В обмене добрых слов участвуйте И говорите чаще… (здравствуйте) Нужно знать, как дважды два Все… (волшебные слова) В день не бойся раз до ста

Говорить… (пожалуйста).

Вежливый-медвежливый

Детские литературные произведения прекрасно учат этикету. Одни делают это напрямую, другие – завуалировано. Дети увлекаются сюжетом, сопереживают полюбившимся героям, параллельно знакомясь с правилами этикета. Вот самые популярные произведения:

  1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер).
  2. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.Чуковский).
  3. «Урок вежливости: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» (С. Маршак).
  4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц).
  5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Театр хороших манер

Попробуйте ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Например, можно взять одну из вышеперечисленных книжек или любую историческую пьесу. Исторический фон любого произведения отражает особенность этикета своего времени.

Играя какую-то роль, ребенок проживает чужую жизнь по правилам этикета (если герой положительный), или против этих правил (если герой отрицательный).

Опыт таких переживаний даст малышу самому прочувствовать, каково это, жить по правилам этикета.

Читай также: Маленькие леди и джентльмены: учим детей этикету

Социализация

Всем известно, что теория без практики не имеет права на жизнь. Если ребенок мало общается, вы не ходите с ним в театры, кино, музеи, кафе, гостей не принимаете, то ситуации, в которых малышу понадобятся его знания этикета, будут весьма ограничены. Соответственно, ребенок  будет считать ненужным то, что ему не пригождается в жизни.

Ваша задача – социализация жизни ребенка. Это будет развивать его культурно и сделает крайне необходимыми его знания правил этикета.

Малыш будет наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что имеет значение для других, и начнет смотреть на себя со стороны.

Так он будет смотреть не на сами правила, а на способы взаимодействия с другими людьми по этим правилам.

Виктория Толстова, детский психолог: «Главный стимул для ребенка – это родитель. И совсем не в смысле назидания или подчинения себе.

Взрослея, дети стремятся стать такими, как мама или папа: они повторяют слова, действия, моделируют схожие жизненные ситуации, но на свой манер. Если родители хотят научить ребенка этикету, они должны сами соблюдать его правила. В обязательном порядке и в любых ситуациях.

Малейшее отклонение – и ребенок поймет, что не обязательно следовать этим правилам, раз маме или папе можно их не соблюдать».

Помните о том, что даже самые веселые игры и нестандартные подходы в обучении не приучат ребенка к хорошим манерам, если у него нет примера для подражания в Вашем лице.

Приложите все усилия к тому, чтобы Ваш непоседа вырос настоящим джентльменом или леди.

Читай также: Обязанности ребенка по дому в 6-9 лет

Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/news-32541-kak-nauchit-rebenka-etiketu-poleznye-igry/

?? Какие существуют для детей ?? правила поведения — этикет ??

С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.

Девочка не знает правила поведения за столом

Уже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками.

В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность.

А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.

Для чего нужны правила поведения?

Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив.

Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике.

А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.

Что включают правила поведения

Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

С чего стоит начать?

С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д.

А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.

Режим дня должен соблюдать каждый ребенок

На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.

Обучение этикету за столом

Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.

Простые способы усвоения правил для детей

Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.

Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.

Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге

Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ.

Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно.

Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

Читайте также:  Осенний праздник в младшей и средней группе

Поведение на улице — правила

Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

  1. Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

    Правила общения для детей

  2. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
  3. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
  4. Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.

    Правила поведения в общественных местах — для детей

  5. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
  6. Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
  7. На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.

    Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения

  8. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/etiket-dlya-detej-pravila-povedeniya.html

Гигиеническое воспитание: объясняем правила гигиены для детей 4-5 лет

Любые прочно зафиксированные привычки формируются еще в раннем детстве. Поэтому настолько важно прививать малышам полезные навыки, в том числе, гигиенического характера.

К сожалению, постановка в российских дошкольных учреждениях деятельности, связанной с гигиеническим обучением детей, оставляет желать гораздо лучшего.

Специальных занятий, ориентированных на закрепление полезных для здоровья привычек почти не проводится. Поэтому исключительно важно осуществлять гигиеническое воспитание детей при помощи родительских усилий.

Задачи упомянутой воспитательной деятельности заключаются:

  • в разъяснении ребенку всей важности строжайшего соблюдения режима, включая режим занятий, игр, отдыха, питания;
  • в обучении приемам грамотного ухода за самим собой (речь идет об умывании, чистке зубов, приеме ванны и душа, выполнении гимнастики, мытье рук, причесывании, своевременной смене белья);
  • в объяснении методов профилактики травматизма.

Правила гигиены для детей разъясняются им родителями в процессе специальных бесед. Огромное значение при этом имеет личный пример, который должны демонстрировать родители.

Для надежного усвоения малышами гигиенических познаний рекомендуется применять агитационные материалы в виде книг и мультфильмов соответствующей направленности (например, «Мойдодыр» и «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Клякса-малякса», «Как белочка и зайчик зубки чистили»).

Сопровождаемые подобным агитационным материалом беседы с детьми о гигиене будут особенно запоминающимися. Занятия по рисованию также можно объединить с разъяснением деткам основ гигиены. Так, можно попросить ребенка нарисовать любимых героев мультфильмов умывающимися либо чистящими зубки.

Для грамотного гигиенического воспитания детей и выполнения ими всех рекомендаций в семье должны быть созданы требуемые условия.

В частности, малышам должно быть выделено удобное отдельное место для отдыха и развивающих занятий, оснащенное кроватью с жестким матрасом, столом и стулом.

Постельные принадлежности и личные полотенца должны заменяться не реже раза в неделю, причем, внимание ребенка на этот факт необходимо обращать. Именно таким образом формируются семейные гигиенические привычки.

Рекомендуется также обращать внимание ребенка на его чистую и отглаженную одежду, начищенные ботиночки. 4-5-летнему малышу можно будет даже поручить заменить полотенца в ванной комнате, разобрать по цветам вещи, предназначенные для стирки, почистить специальной щеткой свою одежду.

Правилами гигиены для детей рекомендуется обеспечить в их детских уголках хорошую освещенность. При этом рекомендуется объяснить ребенку необходимость игр и занятий только при качественном свете.

Разумеется, в этом случае для разговора с малышами о необходимости сохранения зрения рекомендуется использовать наглядные материалы.

В рамках бесед с детьми о гигиене в обязательном порядке требуется упоминать о вреде таких привычек, как курение и потребление алкоголя.

Крайне важно также объяснить детям необходимость выполнения регулярных закаливающих процедур. Родителям следует помнить, что воспитание малышей происходит не только в ходе специальных бесед с ними. Воспитательный процесс осуществляется в каждый из моментов жизни.

Источник: http://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/gigienicheskoe-vospitanie-obyyasnyaem-pravila-gigienyi-dlya-detey-4-5-let.html

Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер

Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым.

Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…». На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть.

Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год.

А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.

Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение — 1,5 — 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.

Когда учить? Всему свое время

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

от 1,5 до 5

  • В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета;
  • Это обязательное мытье рук перед едой. Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически;
  • Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом, а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи;
  • Постелите малышу на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
  • Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза;
  • Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком;
  • К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

от 5 до 10

Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.

Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

В 5 — 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.

  • Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
  • Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
  • Малыш сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой;
  • Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание. Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
  • Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
  • Садиться за стол можно только после взрослых, а вставать, — после того, как все поели. Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти;
  • Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».
Читайте также:  Рассказы для младших школьников. рассказы о лете

от 10 и старше

Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются.

Впереди — изучение особых столовых приборов, не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда.

Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

Общие советы

  1. Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя.

    А вы только вовремя подскажете и посоветуете.

  2. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
  3. Привлекайте ребенка к подготовке обеда.

    Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.

  4. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета.

    Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.

  5. Собственный пример — лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения.

    Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

Зачем ребенка нужно учить этикету

Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.

Умение вести себя в обществе, хорошие манеры, знание обеденного этикета, — это те бонусы, которые вы, как родители, заложили в своем ребенке еще с детства. И они обязательно принесут дивиденды в виде счастья и успеха. А вы сможете гордиться своим чадом и говорить, что ваши старания дали свои плоды.

Видео минутка: этикет за столом

Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:

Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:

Источник: http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/pravila-povedeniya-detey-za-stolom-uroki-etiketa.html

Обучение ребенка этикету и правилам поведения в общественных местах

Невероятно точно звучат слова академика Д.С.Лихачёва: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Еще в Древнем Египте в III тысячелетии до н. э.

одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни», где в виде рекомендаций отца сыновьям были написаны правилам приличия и образцового поведения в обществе.

Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

В России при Петре Великом в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

С раннего детства ребенку необходимо прививать нормы поведения. Дети – маленькая губка. Они впитывают в себя все, что происходит вокруг них. Если ваш ребёнок научится культурно вести себя дома, то и с абсолютно незнакомыми людьми он будет вести точно так же.

Очень важно научить ребёнка в любой ситуации уважать других. Научить сопереживать, распознавать добро и зло, быть доброжелательным по отношению ко всему окружающему.

Одной из главных составляющих дошкольного образования и образования в начальной школе, на мой взгляд, является этикет – каноны, без которых невозможно вырастить гармоничную, целостную личность.

Ребенку младшего дошкольного возраста нужно постоянно демонстрировать хорошие манеры, приучать к правилам хорошего тона. Дети не любят жить по правилам, они кажутся им скучными и неинтересными.

Поэтому как можно чаще инсценируйте ситуации «в гостях», «в транспорте», «в школе», «на улице». Чтобы быть более убедительными, сделайте самостоятельно куклу, которая станет помощником в мире этикета.

Так называемая Фея вежливости будет помогать знакомиться с правилами поведения в обществе и хорошими манерами.

 Куклу можно сшить, связать, а можно при помощи ниток и карандаша сделать маленькую помощницу/помощника. Для этого проявляем фантазию – из ниток делаем волосы, далее наматываем нитки и получаем личико, фиксируем глазки.

А еще эта кукла может помочь вам вести таблицу (тетрадку) хорошего поведения, которую можно повесить на холодильник, и отмечать добрые поступки за день.

1. Обзор методического материала, игр, карточек

Вместе с ребенком обыгрывайте ситуации, разбирайте неправильные, исправляйте ошибки поведение героев игры. Путешествия по сказочным странам (царство «Порядка», королевство «Вежливости» и т.п.) подкрепляйте чтением художественной литературы, загадками, пословицами.

Помимо специальной литература для педагогов, есть много интересных, увлекательных книг для детей, в которых высмеиваются неправильные поступки, например, серия книг «Вредные советы» от Г.Б.Остера, «Праздник непослушания», (автор С.В.Михалков) и «Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей» (автор Е.Ф.Черенкова).

Играя с ребенком используйте печатный дидактический материал в виде игр и карточек:

  • Синякина Е., Синякина С. Плохо и хорошо, можно и нельзя. Курс занятий с детьми от 3 до 6 лет (Издательство «Стрекоза-Пресс»)
  • Карточки «Уроки вежливости и этикеты. Серия «Игры в дорогу»
  • Демонстрационный материал для дошколят «Этикет для малышей»
  • Развивающая игра для детей «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
  • Игра-занятие для детей от 5 лет «Уроки этикет. Культура поведения»

Условно этикет можно поделить на группы (поведение в общественных места, гостях, на улице и т.п.), но в целом это общая картина, целостная, поскольку все начинается с поведения дома.

Ведь именно из дома ребенок выносит первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации.

И если мама с папой учат его правилам поведения, а сами забывают о них, то и малыш не станет их придерживаться. 

2. Страна «Вежливости»

2.1. Детский этикет в повседневной жизни и дома

Очень важно дать основу, базис для формирования хороших матер поведения в обществе. Основа основ – это волшебные слова. Научите ребенка не скупиться на них, ведь в каждом вежливом слове скрыта большая тайна:

Слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – означает пожелание добра, здоровья. Это не просто форма вежливости, а настоящее магическое заклинание.

«ДОБРОЕ УТРО», «ДОБРЫЙ ДЕНЬ», «ДОБРЫЙ ВЕЧЕР» – это пожелания добра и благополучия.

Чудесное слово «СПАСИБО» – это благодарение (от старославянского «благо дарят») друг друга за что-либо. Слово произошло от двух слов «спаси бог» (т.е. «пусть спасет тебя Бог»). Это и благодарность, и уважение, и пожелание добра.

«ПОЖАЛУЙСТА» – это обращение, просьба. Оно состоит из двух слов: «пожалуй» и «ста». На Руси слово «пожалуй» означало «сделай милость», «окажи любезность», а слово «ста» было формой обращения, обычно в качестве приставки к имени.

Уходя, люди говорят друг другу – «ПРОЩАЙ», тем самым просят снять с них вину. Никогда не бойтесь попросить прощение перед другими.

Чаще всего при прощании мы говорим друг другу – «ДО СВИДАНИЯ!». Это означает, что мы снова скоро увидимся, до следующей встречи.

Научите ребенка, как можно чаще произносить эти простые, но очень необходимые слова! Своим примером ежедневно показывайте, как использовать в соответствующих ситуациях слова: извини, прости; спасибо, благодарю; пожалуйста, будь добр; будь здоров, приятного аппетита; доброе утро, спокойной ночи и т.д. Вежливые слова должны быть естественным и привычным фоном в повседневной жизни.

А еще обязательно приучайте ребенка к порядку, ведь у каждого предмета есть свой «домик»: у игрушек – коробка, у книжек – полка, у карандашей и альбомов – ящик стола. Раскладывать вещи по местам должна не мама, а сам малыш. Поверьте, потом это скажется в чистоте ведения тетрадей при письме, в аккуратности и бережном отношении к вещам.

2.2. Детский этикет в общении со старшими

Воспитанный ребёнок, общаясь со старшими, с другими детьми, относится ко всем с уважением, доброжелательно, не говорит грубостей и использует в своей речи вежливые слова.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Дети должны здороваться первыми, обращаться на «вы» и говорить: «здравствуйте» и «до свидания» (вместо «привет» и «пока»). Объясните ребенку, что не хорошо перебивать говорящих, нужно внимательно слушать старших. И ни в коем случае не повышать голос.

2.3. Детский этикет в дружбе

Ребенок как лакмусовая бумажка показывает, что в семье вошло в привычку. Если вокруг него принято обманывать, унижать друг друга, хвастаться, завидовать, то и он будет вести себя соответственно. А если в семье мир и взаимоуважение, тогда и поведение в отношении сверстников будет аналогичным. Научите ребенка основам дружбы:

  • следует всегда здороваться и прощаться;
  • нельзя обзывать других детей и давать им прозвища – это обидно;
  • если кто-то поступил не правильно, нужно не оскорблять обидчика, а указать на его поступок: «Ты гадко сделал!», «Это нечестно!»;
  • с друзьями нужно делиться игрушками, а взяв чью-то вещь, необходимо обращаться с нею аккуратно и потом вернуть владельцу;
  • обидев кого-то, нужно попросить прощения и помириться;
  • нельзя дразнить более слабого и насмехаться над чужими неудачами – нужно предложить свою помощь.

3. Культура поведения

3.1. Детский этикет в гостях

Перед тем как пойти в гости, нужно позвонить, а лучше дождаться приглашения. Идя в гости следует прихватить с собой небольшой гостинец к чаю или подарок. Вести себя в гостях нужно спокойно, не бегать, не кричать и не разбрасывать вещи. Если пригласили к столу, следует кушать аккуратно и поблагодарить за угощение.

3.2. Детский этикет за столом

Сидеть за столом надо прямо, не облокачиваться на стол, не качаться на стульях, не баловаться со скатертью. Своей вилкой, ложкой, ножом и тем более руками нельзя брать кушанье из общих тарелок. Для общего блюда нужны специальные приборы.

Вытирать губы и руки нужно салфетками, а не одеждой или скатертью. Есть надо спокойно, не торопясь, пережёвывая пищу, беззвучно глотая. Жевать нужно с закрытым ртом, с едой во рту не разговаривать.

Нельзя баловаться с едой. Когда закончил есть, то вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.

После еды нужно поблагодарить того, кто это приготовил или подал к столу.

 Предложите ребенку, самостоятельно сервировать стол, используя лист-подсказку:

  • стол покрывают скатертью или клеенкой;
  • напротив каждого стула на столе ставят тарелку;
  • нож кладут с правой стороны от тарелки, повернув лезвиями к ней, рядом большую ложку, вилку – с левой стороны тарелки, острыми концами зубьев вверх;
  • стаканы ставят справа, наискосок от тарелок.

3.3. Правила поведения в общественных местах

На улице, в транспорте, в театре, на выставка, экскурсиях нужно вести себя тихо, спокойно, не кричать, не толкаться, уступать место старшим. Быть послушным, вежливым.

Во время спектакля не принято разговаривать, задевать ногами впереди стоящее кресло; нельзя кушать (для этого предназначены специально отведенные места – рестораны, кафе, буфеты).

4. Игровая форма подачи материала (игры-инсценировки, стихи)

 Правил очень много, и для того, чтобы ребенок смог их все запомнить и усвоить, еще раз повторюсь, нужно обыгрывать ситуации.

Например, «Кто больше знает вежливых слов», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба», «Телефонный разговор», «Дружная семья» и т.п.

Время от времени слушайте песенки («От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон бежит качается»), читайте стишки, пословицы и поговорки.

Отправиться в сказочную страну и изучить этикет

Оглобля Наталья,

автор блога «Нафтусины Рукотворочки»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. 

Источник: http://www.schoolearlystudy.ru/vozrast/4-6-let/obuchenie-rebenka-etiketu-i-pravilam-povedeniya-v-obshhestvennyih-mestah

Когда и как обучать детей правилам этикета

Содержание

Жизнь человека во многом зависит от того, как его воспринимают окружающие. Тот, кто соблюдает принятые в обществе правила поведения (этикет), вызывает к себе доброе и уважительное отношение. Подрастающий малыш, младший школьник, подросток – в каждом из возрастов существует своя ступень в усвоении простых, но необходимых норм:

  1. до 5 лет малышу надо принять за должное необходимость уважительного отношения к окружающим людям (не шуметь, не толкаться, не грубить);
  2. в 5-10 лет ребенок учится сдерживать себя и не демонстрировать свои эмоции, делать комплименты;
  3. к 14 годам подросток способен к проявлению доброты (уступить место в транспорте, предложить помощь тем, кто в ней нуждается).

Главную роль в процессе успешного перехода ребенка от одной ступени владения этикетом к другой играет семья.

Обучение этикету

Обучение этикету не является каким-то подобием регламентированного учебного курса, как в школе обучение математике.

Правила этикета для детей воспринимаются каждым ребенком по-разному, многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Поэтому каждый родитель сам решает для себя, с какого возраста будет приобщать его к нормам жизни в обществе.

Прислушиваться в этом вопросе следует к компетентному мнению психологов, профессиональных педагогов-воспитателей.

Когда начинать обучение

Известна притча о том, как родители пришли со своим малышом к мудрецу за советом, когда начинать воспитывать младенца. А тот, узнав, что крохе уже исполнилось шесть месяцев, ответил единственным словом: «Поздно».

Из этой притчи можно сделать вывод, что начинать обучение этикету необходимо как можно раньше.

Понятно, что в период раннего детства, когда ребенку нет и года, речи о полноценном воспитании не идет, но основы доброжелательного, уважительного отношения закладываются у младенца на подсознательном уровне благодаря эмоциям, которые родители вызывают у него своим ровным тоном, спокойствием, улыбкой и добротой в голосе.

Как лучше обучать

От одного до трех лет достаточно ненавязчиво прививать малышу привычку здороваться, есть аккуратно, сказать «спасибо», если угостили и т.п. Практически единственный метод воспитания – собственный пример мамы и папы.

Для этого возраста свойственно естественное стремление подражать близким людям, поэтому карапуз зачастую до самых мелочей копирует поведение взрослых.

Значит, родителям необходимо контролировать свои манеры, стараясь вести себя в полном соответствии с нормами этикета, когда малыш рядом.

Особенно важна эта методика воспитания в период детского кризиса трех лет. «Упрямое» дитя будет проверять своих родителей на то, как они поведут себя в той или иной ситуации.

Ведь ему важно знать, если что-то запрещено, действительно ли это так, или же, продолжая упрямиться, он сможет добиться желаемого.

Поэтому родители должны твердо стоять на своем, оставаясь полными доброты, спокойствия, в этом случае правила вежливости для детей станут само собой разумеющимися.

Обучение этикету в игре

После трех лет, помимо потребности в подражании, на ведущее место у малыша выходит еще и потребность в игре. Все, чему ребенок должен научиться, ему надо преподносить не строгим менторским тоном, а именно в игровой форме:

  • рассказывая о манерах поведения во время еды, мама вместе с сыном или дочерью может брать игрушки и рассаживать их за столом, объясняя что им можно делать, а что нельзя, показывая на примере куклы, как сидеть или где держать руки;
  • можно придумать с малышом целую историю о правилах поведения, при этом он сможет сам анализировать, что персонажи сделали верно, а где ошиблись;
  • существует множество забавных, содержательных сказок, стихов, загадок для детей о правилах этикета в разных ситуациях, чтение которых помогает понять малышу скучные постулаты;
  • познакомив ребенка с основными теоретическими правилами, следует чаще организовывать совместные походы в магазин, кинотеатр, парк, где можно сразу мягко и деликатно обсуждать ошибки, которые он допускает.

При обучении ребенка родителям следует помнить о том, что и этикет сам по себе – это правила игры, принятой среди взрослых. Самое главное: не дать ребенку повода думать, что если он ведет себя не так, как ожидается, то родители будут любить его меньше. Любовь и доброта – лучшие помощники в воспитании.

Основные правила поведения в обществе

Родителям хочется, чтобы их малыша хорошо принимали в коллективе детского садика, в школе. Это будет достижимо, если он знает и выполняет хотя бы самые простые правила поведения в обществе.

Волшебные слова

В лексиконе ребенка к трем годам уже появились вежливые слова. Он должен здороваться, прощаться. Если малыш сделал что-то не так – нашалил, обидел кого-нибудь –  ему нужно уметь принести извинения.

Когда что-либо просит, он должен использовать слово «пожалуйста». Нельзя забывать о словах благодарности. Закрепление этих правил доброты происходит постепенно, торопить маленького человека не надо. Самый действенный метод – личный пример.

Кроме того, родителям необходимо помнить о возрастных особенностях ребенка.

Правильно общаемся

Ребенок к пяти-шести годам должен усвоить элементарные правила общения с окружающими:

  • обязательно использование «волшебных слов»;
  • надо вести себя без лишнего шума, не доставляя неприятностей тем, кто рядом;
  • не стоит перебивать чей-то разговор;
  • излишнее любопытство тоже должно быть под табу;
  • нельзя обсуждать присутствующих;
  • хвастовство чем-либо – это неприятно для окружающих;
  • если над кем-то смеются – это ему очень неприятно;
  • необходимо контролировать свои эмоции, особенно раздражение и обиду.

Это далеко не все правила вежливого общения, но они дадут возможность малышу быть принятым в любой коллектив.

Этикет за столом

Поведение человека за столом способно оказать большое влияние на то, как к нему будут относиться окружающие. К моменту поступления в детский сад ребенок должен знать и выполнять следующие нормы:

  • за столом принято вести себя тихо, не шуметь, не вертеться;
  • необходимо пользоваться столовыми приборами, как минимум, ложкой и вилкой;
  • не надо тянуться за чем-либо через весь стол, достаточно попросить передать то, что необходимо;
  • для того, чтобы вытереть губы или руки, надо использовать салфетки;
  • некрасиво демонстрировать, что поданное блюдо не нравится;
  • человек с набитым ртом, пытающийся во время еды что-то сказать, вызывает неприязнь к себе.

Правила поведения в детском садике

Сложный период наступает, когда домашний ребенок должен влиться в детский коллектив. Процесс адаптации зависит от особенностей психики малыша, и от того, насколько он усвоил правила вежливого поведения в коллективе. Он должен знать и выполнять хотя бы основные:

  • надо помнить правила общения и поведения за столом;
  • необходимо делиться игрушками;
  • нельзя никого обижать, драться и кусаться;
  • надо уметь играть в группе, а не только самому;
  • правила коллективной игры должны выполняться всеми участниками;
  • нельзя сплетничать и обсуждать других ребят;
  • следует стараться не ссориться, если все же это произошло, надо учиться мириться.

Нормы поведения в гостях

Чтобы ребенка приглашали в гости и не отказывали в приеме, ему следует усвоить правила поведения в чужом доме, придерживаться их. Для этого нужно знать не так уж и много:

  • без приглашения идти в гости не стоит: вдруг хозяева заняты и визит не к месту;
  • приходить надо точно в срок;
  • следует выполнять правила общения и поведения за столом;
  • надо аккуратно обращаться с вещами хозяев, не мусорить в доме;
  • некрасиво отвлекать все внимание на себя;
  • нельзя забывать о словах благодарности при прощании.

Важность формирования навыков этикета у ребенка

Рано или поздно любому ребенку приходится из уютной атмосферы семьи выходить в мир, где вокруг множество других детей и взрослых, с которыми необходимо налаживать контакт: человек вне общества просто не может сейчас существовать.

Если дошколенку не привиты элементарные правила хорошего тона и доброты, то его жизнь в любом коллективе не будет комфортной, так как грубость и дурные манеры у окружающих вызовут отторжение. Поэтому родителям не стоит выпускать из внимания такой важный аспект воспитания, как обучение ребенка этикету.

Что еще почитать

Картинки для детей обучающие

Анализ адаптации детей в доу

Гиперактивный ребенок в школе что делать

Источник: http://SZabotoi.ru/vospitanie/pravila-etiketa-dlya-detey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector