Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. картотека

В раннем детском возрасте ребенок учится познавать мир, интересуется различными процессами и событиями, которые происходят в мире. Познавать мир можно не только путем непосредственного взаимодействия с предметами и явлениями, но также и через игры. С помощью игровых форм ребенок изучает растительный и животный мир, а также цвет и свойства материалов и предметов.

Существуют различные виды игр: игры-упражнения, игры-разминки, игры-задания. Такая форма работы формирует интерес и внимание к учебе, активизирует познавательный процесс, снимает напряжение.

Кроме познавательной функции, дидактические игры развивают и эстетически.

У ребенка развиваются художественные и музыкальные способности, благодаря использованию различных картинок, рисунков, музыкальных звуков.

Дидактическая игра «Маленькие художники»

Эта игра развивает образное и логическое мышление, помогает классифицировать жанры живописи. Кроме этого, игра способствует развитию изобразительных навыков, таких как  цветовосприятие, расположение на плоскости и т.д.

Из готовых вырезанных картинок дети должны создать композицию: натюрморт, портрет и пейзаж. Для этого необходимо подготовить рамку, на которую будут выкладывать картинки и изображения. Каждому участнику игры раздаются конверты с элементами натюрморта, пейзажа и т.д. Из этих изображений ребенок должен создать картину и объяснить, к какому жанру относится картина.

Дидактическая игра «Времена года»

Данная игра позволяет закрепить знания детей о разных порах года, и их характерных признаках. Для этой игры подойдут различные изображения зимы, весны, лета и осени. Можно использовать задание из предыдущей игры – собрать целую картинку из маленьких изображений, например, весну и т.д. В процессе игры ребенок научиться отличать времена года и признаки, соответствующие каждому из них.

Дидактическая игра «Музыкальная мозайка»

Это игра развивает музыкальный слух и учит воспринимать музыку. Игра проводится только, когда дети знают много песен. Заранее следует подготовить «музыкальный» цветок. С обратной стороны может быть картинка об этой песне или фраза.

Например, картинка «Елочка» — песня «В лесу родилась елочка», изображение «Вагон» — песня «Голубой вагон бежит, качается» и т.д. Можно выбирать песни посложнее: осенние и зимние мотивы,  про учителя, первый звонок и др. Ребенок должен спеть песню, а другие школьники ему в этом помогать.

Взрослому рекомендуется сделать музыкальную заготовку.

Дидактические игры для детей 6-7 лет «Я знаю ПДД»

Игра закрепляет представление ребенка о светофоре и его сигналах, правилах поведения на улице и на дороге, развивает внимание и ориентацию в пространстве.

Взрослый объясняет ситуацию и показывает при этом дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, указательные и др.). Дети должны показать, как они себя будут вести на улице, если увидят тот или иной знак. В другом варианте можно использовать куклы и с помощью их показывать движение по улице, на переходе и т. д.

Третий вариант игры: на чистомдорожном макете (его можно купить или нарисовать самим с дорогами, улицами, зданиями и т.д.) ребятам следует правильно расставить дорожные знаки. Детей можно разделить по группам: одни расставляют предупреждающие знаки, другие —  запрещающие, третьи – указательные.

Все игры направлены на развитие логического мышления, внимания, воображения и зрительной памяти.

Источник: http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/didakticheskie-igry-dlya-detej-6-7-let.html

Словесные игры для детей 6-7 лет: играем всей семьёй

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика.

Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением.

В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр.

Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов.

Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

  • дома;
  • на прогулке;
  • в дороге;
  • в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

  • внимания;
  • памяти;
  • мышления;
  • воображения;
  • речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

Словесные игры с мячом

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я
  • знаю
  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

  • ромашка — раз;
  • лютик — два;
  • сирень — три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

  • огурец;
  • скамейка;
  • дом;
  • пиджак;
  • булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

Читайте также:  Квн по экологии в подготовительной группе

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.

«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

Словесные игры на развитие логического мышления

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок.

Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку.

Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

  • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«Данетки»

Данетки — это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых данеток есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится

Источник: http://nii-evrika.ru/slovesnye-igry-dlya-detej-6-7-let/

Игры для детей 6-7 лет

Дети стоят лицом к взрослому. Воспитатель ритмично меняет положение рук, а дети выполняют те же движения, только наоборот. Например, воспитатель поднимает руки, а дети опускают руки; воспитатель отводит руки назад – дети протягивают руки вперед. Предлагаем такие варианты движений (взрослый – дети):

• поднять руки вверх – опустить вдоль туловища;

• вытянуть вперед – отвести назад, за спину;

• опустить вдоль тела – поднять вверх;

• отвести назад – вытянуть вперед;

• правая рука вверху, левая рука внизу – правая рука внизу, левая рука вверху.

Дети стоят врассыпную по залу.

Воспитатель показывает упражнение, а дети выполняют его в противоположную сторону.

Например, воспитатель выполняет наклон вправо, а дети – наклон влево; воспитатель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т. д.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения и текст.

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимая руки к щекам, говорят: «Ай-ай», прикасаются пальцем к носу со словами: «Би-би». Можно придумать и другие забавные движения.

В заключение после каждой строчки дети последовательно повторяют все движения, показанные ранее.

Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе.

Играющие образуют круг.

Воспитатель заранее условливается с детьми о том, какое движение нельзя совершать, например: приседать, хлопать в ладоши, махать руками.

Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.

Неожиданно воспитатель показывает какое-либо запрещенное движение.

Тот из играющих, кто по невнимательности повторит запрещенное движение, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение (по выбору ребенка).

Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые нельзя повторять, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие приседают, скрестив ноги, а когда педагог наклоняется вперед, они два раза хлопают в ладоши.

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры. Слова в тексте стихотворения заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом – слово «треугольный» (показываем руками треугольник).

Читайте также:  Внеклассное мероприятие «традиции чаепития», 6 класс

Теперь, произнося текст, заменяем три слова: «колпак», «мой», «треугольный».

Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп.

Дети сидят на стульях кружком.

В центре – водящий с мячом.

Водящий бросает мяч одному из ребят. Если водящий при этом кричит: «Бери!», то, поймав мяч, ребенок должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало: «Отдай!», нужно назвать имя соседа справа.

Тот, кто ошибется, сменяет ведущего.

Выбирают водящего-«людоеда».

Людоеду завязывают глаза, и он садится на стул. Остальные игроки становятся в цепочку и, по очереди проходя перед людоедом, касаются его колена.

Людоед пытается поймать за руку игрока. Тот, кого он поймал, становится людоедом.

Дети становятся в круг вплотную, лицом к центру.

Один ребенок по назначению воспитателя становится в середину круга, это водящий. Играющие держат руки за спиной.

Одному из играющих воспитатель дает в руки мяч.

С этого момента мяч начинают передавать друг другу за спиной. Водящий, стоя внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого ребенка показать ему руки, сказав: «Руки!». По этому требованию играющий мгновенно протягивает обе руки вперед, ладонями вверх.

Тот, у кого оказался мяч, или тот, кто уронил мяч, становится в середину, а на его место встает водящий.

Игра повторяется.

Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!».

Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

Средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх – это рожки.

Указательный и средний пальцы вытянуты, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем; рука опущена вниз – это ножки.

Одна рука показывает рожки, вторая – ножки. Затем руки одновременно меняются ролями.

Играющие стоят или сидят (в зависимости от уговора) в кругу.

По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из играющих и громко произносит: «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения.

А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними.

Если кто-то из ребят ошибся – поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Игра продолжается установленное время.

Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.

Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда ребенком не выполняется.

Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки (зала). На противоположной стороне кружком (диаметр 2–3 шага) обозначается дом водящего. Водящий, выбранный по жребию (считалке), стоит спиной к детям и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!»

На каждое слово водящего все шагают вперед.

Как только водящий произнесет: «Стоп!» – дети останавливаются, а водящий оглядывается и смотрит, кто из ребят не успел замереть на месте и шевельнулся.

Он называет этих детей, и они возвращаются на исходную линию.

Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» Все останавливаются на том месте, где их застал сигнал «стоп». Вернувшиеся на исходную линию дети двигаются оттуда.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!»

Играющие образуют круг. Выбирают по жребию (считалке) водящего. Он выходит в середину круга и закрывает глаза.

Дети идут по кругу и произносят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, Алеша (Наташа и пр.), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются.

Воспитатель указывает на кого-либо из играющих. Тот называет водящего по имени.

Водящий, не открывая глаз, должен постараться угадать, кто из ребят его позвал.

Если водящий отгадывает, он открывает глаза и меняется местами с названным им ребенком. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза.

Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

Дети стоят в шеренге или врассыпную.

Воспитатель называет стороны света и для каждой из них определяет действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.

Взрослый называет часть света, дети показывают соответствующее движение.

В конце игры отмечаются дети, не допустившие ошибок.

Дети стоят в шеренге или врассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «земля» играющие опускают руки вниз, на слово «вода» – вытягивают руки вперед, на слово «воздух» – поднимают руки вверх, на слово «огонь» – производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Взрослый произносит слова вразнобой, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, считается проигравшим.

Источник: http://xn——5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/load/razvivajushhie_igry/malopodvizhnye_igry_i_igrovye_uprazhnenija_dlja_detej_3_7_let/igry_dlja_detej_6_7_let/104-1-0-1609

Игры для детей 5 лет

Развивающие игры для дошкольников 5 лет

Звездочка

Цель игры: снижение негативизма, формирование положительного «Я», снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки и развитие эмпатийных чувств.

  1. дети становятся в большой круг, по двое берутся за руки и поворачиваются друг к другу лицом. Глядя в глаза своему партнеру, каждый по очереди рассказывает, что он любит делать и за что любит себя. Обязательное условие игры — проговаривать слова: «Я люблю…», в случае осложнений можно сказать: «Мне нравится делать…», «Я нравлюсь себе, потому что…»;
  2. группа детей сидит полукругом перед воображаемой сценой. Участники по очереди выходят на сцену, а каждый ребенок из группы рассказывает, что ей больше всего нравится в ровеснику. Например: «Мне Витя нравится за то, что он любит собак». После этого Звездочка обязательно громко и весело провозглашает: «Я люблю себя за (потому что)…»Все аплодируют. На сцену выходит другая Звездочка.

После игры дошкольники рассказывают о впечатлениях, описывают свои чувства и называют их, сравнивают ощущения

Звездочки на сцене и зрителей.

Лучшие друзья

Цель игры: снятие эмоционального напряжения, улучшение взаимоотношений детей через телесные контакты, закрепление навыков общения и знаний о теле человека.

Пары игроков становятся в середину круга и выполняют инструкции ведущего:

  1. поздоровайтесь указательными пальцами (правой, левой) руки, при этом поочередно называйте известные вам приветствие («добрый день», «приветствую», «привет»…);
  2. погладьте своим мизинчиком пальчик партнера, желая ему что-то хорошее. Например: «Я желаю тебе хорошего настроения»;
  3. зацепитесь средними пальчиками и старайтесь перетянуть друг друга. После расцепления пальцев скажите друг другу комплимент. Например: «Какое красивое у тебя платьице»;
  4. попрощайтесь безымянным пальчиком и скажите друг другу комплимент («До свидания, Толя, ты такой добрый», «Прощай Оля, ты очень смелая «, «Будь здорова, Ирочка, ты очень вежливый…»).

После игры дети обсуждают чувства и трудности, которые возникали. Каждый ребенок называет эмоциональные чувства, которые он переживал.

Мостик из карандашей

Цель игры: развитие тонкой моторики и контроля за своими действиями, установления продуктивных коммуникаций между детьми, детьми и взрослыми, сплочение группы.

Дети парами подходят к столу, на котором лежат нестроганые цветные карандаши. Двое поднимают карандаш над столом, каждый прижимает только один пальчик до конца «мостика», стараясь, чтобы карандаш не выпал.

Читайте также:  Осенний праздник в младшей и средней группе

После этого задача усложняется: придерживая первый «мостик», пальцами второй руки (так же) берут другой карандаш. Дети могут двигаться, затем присоединяется третья, четвертая пара и так вся группа. С самого начала все действия выполняются молча.

После игры дети обсуждают свои чувства, способы взаимодействия, как им хотелось помочь себе и другим детям, что было самым трудным.

Бабочка

Цель игры: развитие внимания и памяти, координация слуха и зрительных сигналов, формирование у ребенка пространственных представлений и произвольной деятельности, развитие функций программирования и контроля, развитие демократического стиля общения.

Игра может происходить как в детской группе, так и в семье.

На полу рисуют сетку из девяти квадратов (3×3 шаги). Один из участников — Бабочка становится в квадрат, в центре, другой участник координирует и направляет движения Бабочки через вербальные инструкции: «Сделай шаг вправо, вперед, налево, назад» и тому подобное. Потом инструкции усложняются и становятся много-этапными. Если кто-то ошибется, участники меняются ролями.

После усвоения материала рекомендуется продолжить игру на бумаге:

  1. непосредственно двигать Бабочку по листу;
  2. глядя на таблицу, мысленно перемещать Бабочку, отмечая фишкой только конечный пункт;
  3. с закрытыми глазами отслеживать движение Бабочки и называть квадрат, в котором он остановился.

После игры дети рассказывают свои впечатления и ощущения.

Сказочный камень

Цель игры для детей: вербализация скрытой тревоги и страхов, снятие эмоционального напряжения, выявление открытости и доверия в общении с другими.

Участники игры садятся в большой круг. Ведущий держит большой «Сказочный камень» и говорит: «Этот камень волшебный, а кто его возьмет в руки — превратится в любимую птицу или зверя, и все будет происходить как в сказке».

Камень передается первому игроку, который становится в центр круга и называет животное или птицу, которым он хотел бы быть, и объясняет почему. Затем показывает, как он «разговаривает» и движется — «входит в роль».

Ведущий и дети задают разные вопросы главному персонажу, чтобы лучше узнать его чувства и желания.

  1. Ты бы хотел быть маленьким или большим? А почему?
  2. С кем из зверей ты хотел бы дружить? Почему?
  3. Если большой зверь тебя обидит, что ты будешь делать?
  4. Что сделать, чтобы все звери (птицы) жили мирно и дружно?
  5. Если маленькая птичка забьется, то как ее будут утешать И кто?
  6. Что приносит тебе радость и удовольствие?
  7. Что может стать причиной грусти и разочарования?
  8. Какое домашнее животное ты держишь дома?

Заяц и Охотник

Цель игры: развитие ловкости и смелости у неуверенных детей, планирование и предвидение своих действий, развитие эмпатии, волевая регуляция поступков, преодоления страхов.

По периметру игрового поля (примерно 3×6 м) стоят игроки (обозначая поле), чтобы Заяц и Охотник не вышли за его пределы. А Зайца и Охотника ставят в противоположных концах поля и завязывают глаза.

Ведущий объявляет: «Сейчас темная ночь, тихо-тихо, нигде не слышно ни звука. Зайчик хочет перебежать на другой конец поля, где он будет в безопасности. А Охотник прислушивается к звукам и хочет поймать его. Зайчик пытается узнать, где сейчас его враг, и перебежать в убежище, чтобы не столкнуться с ним».

Главные персонажи тихо передвигаются по игровому полю, прислушиваясь к звукам. Действо заканчивается бегством Зайчика или его апеллированием. Новые пары детей начинают игру, проверяя себя на ловкость и смелость.

После игры дети обсуждают свои чувства и трудности.

Вопрос к зрителям, которые не смогли вести себя тихо: «Что ты чувствовал во время игры?», «Что тебе хотелось сделать, чтобы помочь Зайчику?»

Вопрос к основным персонажам: «Что ты чувствовал, когда был Зайчиком (Охотником)?», «Что для тебя было трудным в игре?», «Что нового ты узнал о себе?», «Что тебе принесло радость (неудовлетворенность)?», «Что бы ты посоветовал Зайчику, чтобы он смог убежать от Охотника?»

Театр ощущений

Цель игры: снятие эмоционального напряжения, создания ощущения покоя и телесного комфорта, повышение доверия к ровесникам, развитие эмпатии, формирование желания сделать приятное другому.

Действо сопровождает тихая, спокойная музыка. Участники игры разговаривают между собой (строгое требование). В игре принимают участие не более семи игроков. На коврик лицом вверх ложится один из игроков, закрывает глаза и максимально расслабляется.

Другие участники приседают или встают на колени вокруг него и одновременно очень нежно и осторожно касаются его тела.

Например: по пять раз — кулачками, подушечками пальцев, ребром ладони, пять раз указательным пальцем проводят зигзаг тому подобное.

Через минут ведущий подает знак, и все участники замирают, а «пассивный» участник продолжает отдохнул, ты еще 3 минуты (обязательно) с закрытыми глазами. Другие дети остаются в своих позах. Потом меняется главный участник игры.

После окончания игры дети обсуждают свои ощущения и отвечают на вопросы ведущего:»Что было самым приятным?», «Что не понравилось?», «Что хотелось изменить?» др.

Эту игру можно проводить и дома, где «активный» участник придумывает свои прикосновения, называет части тела, к которой прикасается (колено, ключица, ухо и т. п).

Дорога доверия

Цель игры: развитие тактильных ощущений и любознательности, преодоление неуверенности и страха, воспитание храбрости, доверия к другим детям.

В просторной комнате расставлены различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шершавые, те, что имеют запах и звучат, вазоны, и прочее. Дети парами становятся по периметру комнаты. Воспитатель инструктирует: «Одному из вас я завяжу глаза — это «слепой», другой будет «поводырем».

Он должен провести товарища по комнате так, чтобы тот чувствовал себя спокойно и уверенно. Можно прикасаться, ощупывать предметы, нюхать их, но не разговаривать. За 5 минут я подам знак, и вы поменяетесь ролями, а еще через 5 минут, после сигнала вы вернетесь на свое место и расскажете, что ощущали во время прогулки.

Заблаговременно договоритесь, как будете вести своего друга (за руку, рука на плече и тому подобное)». Затем дети отвечают на вопросы:»Что ты чувствовал, когда был «слепым»?», «Осторожно и уверенно вел себя «поводырь»?», «Ты ориентировался, где находился?», «Чувствовал ли ты что-то необычное?», «Когда чувствовал себя лучше: когда вел или когда тебя вели?»

Очень интересно и продуктивно играть в эту игру в теплое время года на природе.

Краски танца

Цель игры: эмоциональная разрядка, озвучивание эмоций, снятие двигательной заторможенности, негативизма, агрессивности.

Дети выходят на середину комнаты и становятся парами. Каждая пара придумывает свой танец. Но если один партнер начинает танцевать весело, то второй обязательно танцует грустный танец.

Ведущий включает музыку, и танцы начинаются. Каждые 2 минуты ритм танца меняется на противоположный, то есть с веселого на грустное и наоборот.

Когда умолкает музыка, дети обсуждают игру и отвечают на вопрос: «Как назывался твой танец?», «Что он выражал, и как это касалось тебя?» «Хотелось ли тебе поменять танец? Почему?», «Какой настрой у тебя был до танца?», «Что ты чувствуешь после танца? Как можно назвать твое состояние?»

Все развивающие игры для детей эффективны, поэтому их можно периодически повторять в детской группе. Во время игры дошкольники высказывают свои предложения, вносят поправки, задают вопросы.

Поэтому одна и та же игра каждый раз наполняется элементами новизны, что помогает воспитателю создать атмосферу взаимопомощи и доверия между детьми.

Источник: https://podrastu.ru/igry/igry-dlja-detei-5-let.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector