Урок толерантности в 6 классе

МОУ Новоивановская СО

Свободненского района

Амурской области

«Дружить нельзя ссориться»

Сценарий классного часа в 5-6 классах

по формированию межнациональной толерантности

Подготовила учитель истории и обществознания 1 кв.категории,

классный руководитель 5-6 классов

Назарова О.Н.

Новоивановка

2015

В наше время проблема межнациональной толерантности актуальна среди подростков, так как в школах есть ребята разных национальностей, многие из них вынужденные переселенцы.

Возникает проблема межнациональной нетерпимости, подростки часто становятся объектом экстремистской пропаганды и попадают в ряды националистических организаций.

Предлагаемый классный час способствует формированию у детей отрицательного отношения к насилию в любой форме. 

Задачи:

  • форми­ровать отрицательное отношение к насилию и агрессии в любой фор­ме;
  • способствовать формированию толерантного отношения к людям других национальных культур;
  • развивать умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

Подготовительная работа:

  • сбор информации по заданным темам;
  • анализ отобранной информации;
  • подготовка сценария, выбор ведущего;
  • оформление класса;
  • создание компьютерной презентации

Оборудование:

  • презентация «Дружить нельзя ссориться»
  • диск с записью фильма «Жизнь и приключения Мишки Япончика»
  • минипроекты, подготовленные детьми заранее.
  • Кувшин (кринка) и лепестки из разноцветной бумаги для проведения рефлексии
  • музыкальное сопровождение
  • выставка литературы о культуре народов России;
  • фотографии: пейзажи родного села.
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • демонстрационный экран;
  • песни о России.
  • Мультипликационный фильм «Сила единства».

Участники: ученики 5-6 класса, классный руководитель,

Присутствующие: родители, заместители директора по УВР школ Свободненского района.

Место проведения: МОУ «Новоивановская средняя общеобразовательная школа».

Длительность: 1 урок (45 минут).

Предполагаемый результат:

  • сформи­ровать отрицательное отношение к насилию и агрессии в любой фор­ме;
  • сформировать установки на уменьшение социальной дистанции с представителями различных этнических групп;
  • повысить у учащихся интерес и уважение к культуре народов России;

Задания ребятам (за 2 недели до классного часа):

  1. 5 класс: провести опрос среди родителей и родственников, выяснить, представители каких национальностей были в семье, среди предков, подготовить небольшие выступления.

  2. 6 класс: подготовить минипроекты по темам: «Герои Советского Союза – представители разных национальностей», «Герои спорта наших дней – представители разных национальностей», Национальный состав жителей села Новоивановка Свободненского района»

Ход классного часа

Поговорим?

О чем?

О разном, и о прочем.

О том, что хорошо, и хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

Поговорим?

Вдруг будет интересно.

100 лет назад, в начале ХХ века по России прокатилась волна погромов: немецких, еврейских. По городам жители громили дома людей той или иной национальности. Чтобы как-то это представить наглядно предлагаю вам посмотреть отрывок из художественного фильма

(Видео из фильма «Жизнь и приключения Мишки Япончика»)

Беседа с классом:

Какие чувства вызвал у вас этот отрывок из художественного фильма?

Что именно вам не понравилось? Почему?

Какой вывод об отношениях между нациями мы увидели в отрывке?

Оцените поведение погромщиков.

Какой вывод об отношениях между народами, населявшими Россию мы можем сделать из увиденного?

Итак, делаем вывод: отношения между народами – это череда постоянных конфликтов (слайд_

Посмотрите внимательно на слова гимна России. Давайте их прочтем. (слайд)

«Братских народов союз вековой», как вы понимаете эти слова?

О каких народах идет речь?

Какой вывод об отношениях между народами нашей страны мы можем сделать,?

Слайд. Делаем второй вывод – отношения между народами – это сотрудничество, союзы, взаимопомощь.

Так что же получается. Мы с вами выдвинули два совершенно противоположных предположения. Формулируем проблему занятия. (слайд)

  1. народы постоянно ссорятся

  2. народы дружат и сотрудничают

Определяем тему разговора. (слайд)

«Дружить нельзя ссориться». А вот куда поставить запятую, решим к концу классного часа.

Сегодня почти нет в мире государств, где проживали бы люди только одной национальности. Наше государство формировалось как многонациональное с самого начала.

Многовековая история нашего государства знает много примеров, когда русские и нерусские народы вместе строили, творили, дружили, защищали свою Родину. Одно из самых ярких тому доказательств – героизм во время Великой Отечественной войны, 70-летие победы в которой мы будем отмечать 9 мая 2015 года.

(выступление ребенка с минипроектом в электронном варианте)

И после войны народы нашей страны живут вместе. Вместе растят хлеб и детей, вместе занимаются творчеством. Вместе защищают честь России на спортивных состязаниях.

(выступление ребенка с минипроектом о спортсменах)

Раз уж мы заговорили о спорте, давайте немного подвигаемся.

Физминутка под музыку.(игра ходим, отдыхаем, по команде собираемся в группы)

  • девочки и мальчики
  • по длине волос
  • по три человека
  • по два человека
  • по цвету волос
  • все вместе

Когда вам было наиболее комфортно: когда вы поодиночке или все вместе?. Вот так и надо держаться всегда, вместе. Присаживайтесь. Продолжим.

Доказали мы с вами наше первое предположение. Получается, что народы сотрудничают. . (слайд )

Ну, а как же быть с событиями с которых мы начали разговор? Есть и другие доказательства конфликтов

(по слайдам сама про конфликты)

Скажите, в чем опасность таких столкновений? (гибнут люди, слабеет государство)

Получается, что отношения между народами –это постоянные конфликты и дружбы между ними нет. Вот мы с вами доказываем и второе предположение.

Вот тут я подумала. Россия большая, а в ней, на краю земли русской, расположена Новоивановка – маленькое село. В нашей деревне в разные годы проживали: русские, украинцы, белорусы, цыгане, азербайджанцы, чуваши, татары, казахи, армяне, таджики.

Эти сведения мне дали в сельской администрации. Но раньше в паспортах указывалась национальность. А сейчас не указывается, и в администрации нет данных, представители каких народов проживают в селе. Поэтому 6 класс получил задание. Подготовить коллективный минипроект.

Впрочем, они все расскажут сами.

(выступление с результатами минипроекта)

Ребята 5 класса тоже получили задание выяснить, представители каких национальностей были у них в семьях. Отчитайтесь о подготовке к классному часу.

(выступления детей)

Есть ли смысл ссориться по поводу национальности? Если все у нас так перемешалось.

В связи с этим хочу рассказать вам старинную притчу.

Встретились раз белый человек и чернокожий.
Белый:- Как ты уродлив, чернокожий ! Как будто весь сажей вымазан!

Черный (презрительно сощурился):

— Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!

Рассказчик: Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

Мудрец: Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза…
Рассказчик: Затем мудрец обратился к чернокожему:
Мудрец: А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…
Рассказчик: Чернокожий и белый устыдились своего спора и помирились.А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина: кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди с любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

— Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

А что нужно делать, чтобы не возникало конфликтов между представителями разных народов?

  • Принимать другого человека таким, какой он есть
  • Уважение другой точки зрения
  • Принятие ценностей и культуры людей другой национальности
  • Уважение прав и достоинства другого человека
  • Уважительно относиться к людям другой веры

Ученые придумали умное название всему тому, о чем мы сейчас говорили

Это слово толерантность А 16 ноября объявлен международным днем толерантности. Слайд.

Слайд Правила толерантного поведения

И все же, какое из наших предположений верно? Народы нашей страны дружат или конфликтуют? Как вы думаете?

Но ведь конфликты происходят. Кто виноват?

Нет плохих народов. Есть не очень хорошие люди. Обзывает, бьет, унижает человек человека. Поэтому как мы будем жить, как будут относиться с нам зависит только от нас.

Так куда же мы с вами сегодня поставим нашу запятую? (слайд).

Вот и решили мы с вами нашу проблему. Осталось дело за малым – следовать правилам толерантного поведения. (слайд с музыкой)

Рефлексия

И в завершение

Издавна фантазией людей были созданы представители зла: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей-Горыныч. Но были придуманы и представители Добра: золотая рыбка, фея, старик Хоттабыч.

Случайно амфору я взял

И приоткрыл сосуд

Он силой страшной обладал

И джин мне крикнул вдруг:

Что хочешь повелитель мой?

Исполню приговор любой.

И тут мне стало страшно: джин беспрекословно подчиняется повелителю. Что будет, если его повелителем окажется дурной человек?

Но ведь амфора попала в руки к нам. Что мы попросим его сделать? Какие желания исполнить?

Каждый из вас может попросить три желания: для себя, для родных, для мира, для человечества.

Слайд с музыкой (дети пишут записки, опускают с сосуд и передают друг другу)

(оглашаю список)

Да будет так. Все народы должны жить в мире и согласии. А если вдруг случится беда и над нашей страной нависнет опасность. Появится какая-нибудь орда, или другая злая сила. что мы должны будем делать тогда? Защищать страну все: и русские, и татары, и якуты, и азербайджанцы и представители других народов, все вместе. Потому что с любым злом можно справиться только вместе.

Мультфильм «Сила единства»

Спасибо за работу.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/stsienarii-klassnogho-chasa-v-5-6-klassakh-po-formirovaniiu-miezhnatsional-noi-tolierantnosti

Урок «Толерантность:жить в мире с другими

-Тема нашего урока: Толерантность: жить в мире с другими.

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей,

всего общества в целом.

В курсе обществознания по теме «Межнациональные отношения», есть место и теме толерантности.

А как вы знаете 16 ноября Международный день толерантности, поэтому сегодняшний урок посвящен этой неоднозначной теме.

Наш урок необычный, мы проведем его в форме круглого стола.

А еще у нас присутствуют гости и учителя нашей школы.

Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Гуманистическое содержание понятия «толерантность» формировалось на протяжении многих веков. Этот сложный процесс продолжается и в настоящее время.

Наиболее кратко и точно сущность толерантности, на мой взгляд, представил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

А Пифагор говорил: « Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями».

Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…,

Читайте также:  Конкурсная программа для 6 класса

это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене

культуры войны культурой мира…”

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.,

научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному, а как мы послушаем нашу группу: ( Выступление детей)

в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .

Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”.

Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения.

Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Томас Гоббс, Джон Локк, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ Вольтер, Жан-Жак Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности,

фактора согласия между религиями и народами.

У нас в гостях Отец Николай.

Мы хотели бы услышать ответ на вопрос, как сегодня церковь оказывает влияние на толерантность религий.?

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков о толерантности.

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетия нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”.

А как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России и часто освещается в СМИ? На этот вопрос я предлагаю ответить нашей гостье Шовгеновой Галине

Готовясь к этому уроку, ребята помогали подбирать материал, работали с документами и источниками. И сейчас Данилов Руслан нас ознакомит с интересными фактами.

— Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Нагорный Карабах, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

А что надо делать, чтобы, молодежь стала «Пространством толерантности»? — И что делается в этом направлении у нас в станице. Этот вопрос мне хотелось бы задать нашим гостям — специалисту отдела по работе с молодежью Бондаренко Марьяне Анатольевне и Хаджимовой Анжеле Аслановне, — ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних.

— Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в нашем меняющемся обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Очень часто мы применяем определённые стереотипы по отношению к другим нациям и национальностям.

— В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, армяне, осетины, цыгане, адыгейцы и дети других национальностей. Хотелось бы услышать от родителей, есть ли, какие то проблемы в отношениях детей и родителей в школе, на улице по соседству?

Слово предоставляется нашему гостю

— Наш класс, который я очень люблю – это маленькая семья. В нем тоже дети разных национальностей. И мне очень хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

— Ребята, постройте для нашей семьи дом, в котором фундаментом будет слово “толерантность”, а кирпичики – составляющие слова “толерантность”.

(Раздается кластер)

А гостям Ромашка ТОЛЕРАНТНОСТИ

Участники называют качества толерантной личности.

Компоненты толерантности.

— Внимание к другим;

— снисходительность (или прощение);

— терпение;

— доверие;

— альтруизм;

— умение владеть собой;

— доброжелательность;

— умение не осуждать других;

— симпатия

— умение слушать.

А наши гости соберут РОМАШКУ толерантности.

Также существуют правила толерантного общения.

Всякий раз, когда нас критикуют, делают замечание — нам хочется в ответ так же высказать свое неудовольствие, гнев, раздражительность. Происходит общение по замкнутому кругу: на зло отвечаем злом. Чтобы этого избежать используется правило толерантного общения. Оно состоит из трех частей.

Сказать нечто доброе о человеке. При этом улыбнуться, прикоснуться, использовать доброжелательную интонацию, смотреть в глаза. Они позволяют эмоционально настроиться на общение с собеседником.

Возможна ли реализация принципа толерантности на практике? Об этом нам расскажет наш школьный психолог Федорова Татьяна Владимировна.

Это предполагает соблюдение некоторых несложных условий.

  • Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
  • Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
  • Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
  • Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
  • Чувство юмора. Способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у нас всех определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

А теперь попробуйте быть толерантными.

СЦЕНКА «В парке».

Ситуации.

Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…

…что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) …

…что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие…

Одно из главных качеств – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества.

Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то. С этого и начинается толерантность.

Толерантность — это дружба,

Труд и уважение.

И для нас она не служба,

А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!

Ненависть откинь ты.

И гуманность навсегда,

Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,

Слушай своих близких.

В мире мы живем семьей,

Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям!

Будь, терпим и вежлив!

Не кричи по пустякам!

Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,

Сам узнает горечь бед,

И на сердце будет вьюга,

Если дружбы в сердце нет!

— Толерантность — это милосердие.

— Толерантность — это сострадание.

— Толерантность — это уважение.

— Толерантность — это доброта души.

— Толерантность — это терпение.

— Толерантность — это дружба.

Рефлексия

Ребята, что вам в силах изменить, чтобы сделать мир более толерантным?

Мы напомним в этот день

И себе, и остальным,

Что одна у нас планета

И на ней мы все равны.

Не по чести нам, земляне,

Разделяться, воевать.

Дружбу миром укрепляя,

Лучше будем созидать.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-tolierantnost-zhit-v-mirie-s-drughimi.html

Классный час (6 класс) по теме: Классный час «Международный день толерантности» — презентация

1 16 ноября Международный День Толерантности

2

3 Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б.Шоу

4 Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное. Ближайшие синонимы:

5 Толерантность — это дружба. Толерантность — это милосердие. Толерантность — это сострадание. Толерантность — это уважение. Толерантность — это доброта души. Толерантность — это терпение.

6 Шарль Талейран французский политический и государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел в Один из самых выдающихся дипломатов, мастер тонкой дипломатической интриги.

7 На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

8 Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

9 Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному: в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Читайте также:  Как и какие удобрения необходимы для комнатных растений

10

11 Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

12 Правила толерантного общения: Уважай собеседника. Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие. Старайся понять то, о чем говорят другие. Отстаивай свое мнение тактично. Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. Стремись учитывать интересы других Стремись учитывать интересы других.

13 Толерантность – путь к миру и согласию.

14 Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.

15 Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

16 Все – мы разные, все мы – равные!

17 Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

18 Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.

19 Толерантность — это гармония в многообразии. Tolerance

20 Сотрудничество Прощение Цветок толерантности

21 Толерантность – дорога к миру Мы разные, но мы вместе…

22

23 Упражнение «Толерантная и интолерантная личности» Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

24 терпение терпение чувство юмора чувство юмора уважение мнения других уважение мнения других доброжелательность доброжелательность умение владеть собой умение владеть собой умение слушать собеседника умение слушать собеседника понимание и принятие понимание и принятие чуткость чуткость любознательность любознательность гуманизм гуманизм непонимание непонимание игнорирование игнорирование эгоизм эгоизм выражение пренебрежения выражение пренебрежения нетерпимость нетерпимость раздражительность раздражительность равнодушие равнодушие цинизм цинизм немотивированная агрессивность немотивированная агрессивность

25 Настоящий признак, по которому можно узнать настоящего мудреца — терпение. Г. Ибсен.

26 Что вам дает толерантность? Что вы сами в силах изменить, чтобы сделать мир более толерантным?

27 Вывод. 1. Относись к окружающим с уважением. 2. Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека. 3. Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных. 4. Не навязывай свое мнение другим. 5. Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую. 6. Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия. 7. Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации. Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным.

28

29

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1003985/

Классный час 6 класс по толерантности | «Викуловская средняя общеобразовательная школа №1» отделение Боковская школа

Конспект классного часа, проведенного в 6 классе «УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)»

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь,  формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли.

Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношений к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цель:

Ознакомить участников игры с понятием «толерантность»;

Задачи: 

·         формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;

·         учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

·         развивать навыки разрешения конфликтов.

·         Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.

·         Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество толерантной личности.

 Ход беседы

1. Вступительное слово учителя.

У ч и т е л ь. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

– Почему нужно быть терпимыми?

– Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который  хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже  начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.

Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

2.     Разминка

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого – нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Источник: http://bokovsk.depon72.ru/?p=949

Урок толерантности

Другому как понять тебя… Урок толерантности (сценарий, презентация)/ Сост. Т.И. Стахеева, Е.А. Бусс/МКУК «Саргатcкая централизованная библиотечная система». – Саргатское, Омская область, 2012.
Межпоселенческое казенное учреждение культуры

«Саргатcкая централизованная библиотечная система»

Урок толерантности

«Другому как понять тебя…»

Саргатское

2011 год

Электронная презентация

Слайд №1, 2

1 Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья! Человек на Земле связан с другими людьми тысячами нитей. От окружающих зависят наши успехи в учёбе, спорте, работе, наше здоровье и даже жизнь.

Поэтому человеку следует научиться создавать вокруг себя психологически комфортную среду обитания для себя и «ближнего круга» (друзей, одноклассников, приятелей, соседей, родственников), которые порою отличаются от вас поведением, привычками, взглядами, манерой одеваться, говорить, действовать.

Слайд №3

2 Ведущий:

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно.

Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Слайд №4

1 Ведущий:

Что же такое толерантность? Давайте, мы с вами попытаемся в ходе нашей встречи ответить на этот вопрос.

2 Ведущий:

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это всё земное.

То, на чём стоит Планета вся».

1 Ведущий:

Непонятно? Что же, объясняю:

Это счастье на Планете всей.

Это то, что всех принимаю.

Всех людей, кто веры не моей.

Слайд №5

2 Ведущий:

Толерантность, — я сказала, — это

То, на чём стоит Планета вся,

И другого не найти ответа.

В этом я уверена, друзья.

1 Ведущий:

Толерантность – это всепрощенье

Тех, кто нам обиды наносил.

Толерантность – это примиренье

Всех враждебных в этом мире сил.

Слайд №6

2 Ведущий:

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

1 Ведущий:

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

2 Ведущий:

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

Слайд №7

1 Ведущий:

На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил некто Шарль Талейран Перигор, князь Беневетский. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.

И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Слайд №8

2 Ведущий:

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ В.В. Путин после официального вступления в должность, была как раз программа по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.

1 Ведущий:

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность» означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…».

Читайте также:  Формирование кроны яблони

2 Ведущий:

Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» (ромашка)

Слайд № 9

/Выступление учащихся: «Если Я толерантная личность, то Я…»,

«В толерантной семье должно быть…», «Толерантной страной Россию можно назвать, если в ней…»/

Слайд №10

1 Ведущий

Принципы толерантности:

  • Сотрудничество, дух партнерства
  • Готовность мириться с чужим мнением
  • Уважение человеческого достоинства
  • Уважение прав других
  • Принятие другого таким, какой он есть

2 Ведущий

  • Способность поставить себя на место другого
  • Уважение права быть другим
  • Признание многообразия
  • Признание равенства других
  • Терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению
  • Отказ от доминирования, причинения вреда, насилия

Слайд №11

1 Ведущий

В своем широком смысле слово «толерантность» (происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.

Слайд №12

2 Ведущий

Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Слайд № 13, 14

1 Ведущий

Толерантность – это не уступка, снисхождение или притворство. Толерантность – это. Прежде всего, активное отношение, формируемое на основании признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Слайд №15

2 Ведущий

Как видите, это сложное и многогранное понятие. Есть о чем подумать и поразмышлять.

А сейчас нам хотелось предложить вам послушать одну притчу и высказать свое мнение.

1 Ведущий

Давным-давно в одной восточной стране жил мудрый человек. Часто своими советами он помогал людям: бедным и богатым, умным и глупым, молодым и пожилым. И только одному человеку он не мог помочь – своему сыну. Молодой человек был несдержан, груб, зол.

Он насмехался над любыми слабостями других людей, нисколько не заботясь о том, что ранит их этим; он мог спокойно ударить котенка или бросить камень в собаку. Он не почитал ни мать свою, ни отца, ни сестру. У него было несколько друзей, но и они постепенно отвернулись от него. И вот настал день, когда он остался совсем один.

Какой бы ни был человек, но быть одному трудно и он прибежал к отцу за советом:

— Отец, скажи, что мне делать? Со мной никто не хочет общаться!

Слайд №16

2 Ведущий

Задумался мудрый человек. Как помочь сыну? Пошел он на восточный базар и купил мешок гвоздей. Подвел сына к воротам и сказал:

— Вот тебе молоток и гвозди. Как только ты обидишь кого-нибудь, не сдержишь свой гнев, или совершишь плохой поступок, ты придешь сюда и вобьешь в ворота один гвоздь.

В первые дни сыну приходилось вбивать очень много гвоздей. Но со временем он смог преодолеть себя и настал день, когда он вбил один-единственный гвоздь (кстати, он был последним).

1 Ведущий

Подошел сын к отцу и говорит:

— Отец, я делал все, как ты меня учил! У меня закончились гвозди. Что мне делать дальше?

— А теперь, каждый раз, когда ты сдержишься, не обидишь кого-нибудь, а наоборот, поможешь кому-нибудь в его беде, ты будешь вытаскивать из стены по одному гвоздю.

Трудно было сыну. Обидеть человека легко, а вот успокоить, ободрить, помочь в нужную минуту намного сложнее. Но он старался! И настал день, когда все гвозди были вытащены из ворот.

Пришел сын к отцу. Но глаза его были печальны. Результаты его не радовали. Друзья так и не вернулись к нему. И люди по-прежнему сторонились его! И впервые сын заплакал.

Слайд №17

2 Ведущий

Подвел отец плачущего сына к воротам, которые были усыпаны отметинами от гвоздей, и сказал:

— Посмотри на эти ворота! Видишь сколько здесь отметин? Их оставили гвозди, которые ты вбивал. Столько же отметин ты оставил в сердцах и душах людей, которых ты обидел. На воротах эти отметины так и останутся, как напоминание о твоих «подвигах».

Ну а у людей раны со временем рубцуются, затягиваются. Только для этого нужно время. Твоя задача ждать и жить так, чтобы тебе больше никогда не пришлось вбивать гвозди в ворота. Твори добро, не жди благодарности. Со временем люди тебя простят и вернутся к тебе.

И ты будешь счастлив!

/ответы ребят/

1 Ведущий

Толерантность — правило трех «П»:

признание — способность видеть в другом другого и осознание его права быть другим, отличным от остальных;

принятие — безусловное положительное отношение к таким отличиям;

понимание — умение заглянуть в мир другого со своей точки зрения и его

Слайд №18

Для проведения практической части мы приглашаем психолога КЦ «Бережок» Сердюкову Наталью Викторовну (проведение тренингов, упражнений)

Упражнение « Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

Упражнение «Сходства и различия».

Вопросы для обсуждения:

  1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  2. национальность влияет на взаимоотношения людей?
  3. Какие религии вы знаете?
  4. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
  5. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
  6. Как общаются между собой старые и молодые люди?

Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура.

Упражнение «Чем мы похожи»

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.

Например, «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или Мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.) Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Игра «Волшебная рука».

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

Упражнение «Лукошко»

Ведущий проходит по кругу с пакетом, в котором находятся мелкие предметы. Участники, не заглядывая в пакет, берут какой-то один предмет.

Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например, «Мне достался мячик.

Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

Упражнение «Превращения».

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

  • «Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком стихов…)»
  • «Если бы я был едой, то я бы был… (кашей, пирожком, картошкой)»
  • «Если бы я был взрослым, то я был бы…»
  • «Если бы я был песней, то я был бы…»
  • «Если бы я был музыкой, то я был бы…»
  • «Если бы я был ветром, то я был бы…»
  • «Если бы я был самолетом, то я был бы…»
  • «Если бы я был
  • «Если бы я был

Все отвечают по кругу.

Упражнение «Аплодисменты».

Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.) Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Мы с вами много говорили о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения.

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признавать правоту другого.
  6. Стремитесь учитывать интересы других.

Мне хотелось бы сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

А теперь поговорим о традициях, которые есть и могут быть в нашем классе. Перед вами бумажные прямоугольники, в которых вы должны написать эти традиции. (Дети складывают «фундамент дома»).

  1. Дни рождения.
  2. Походы.
  3. Проведение акций «Забота».
  4. Проведение праздников и концертов.

Итак, смотрите: у нас есть дом, в котором нам уютно, тепло, весело, хорошо вместе, если мы соблюдаем правила. У нас есть традиции, как в любой семье, стране, у каждого народа. У нас есть возможность остаться классом сплоченным, готовым поддержать друг друга в любой момент, способным пройти через все трудности, до окончания школы. Давайте такими постараемся быть!

2 Ведущий

НАШИ ПОЖЕЛАНИЯ

  • Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, учитесь прощать.

1 Ведущий

  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

2 Ведущий

Ведущий: А ещё Вам желаем:

Не зли других и сам не злись

Мы гости в этом мире бренном.

А если что не так – сдержись,

Будь поумнее — улыбнись,

1 Ведущий

Холодной думай головой.

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно! /Звучит песня в исполнении Булата Окуджавы «Давайте восклицать»/

Список использованной литературы:

1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

4.“Волшебный кристалл” (игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

5. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

http://tolerance.fio.ru/forum.php

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=6

Составители:

Стахеева Татьяна Ивановна, зав. отделом обслуживания Саргатской ЦРБ

Бусс Елена Александровна, библиотекарь юношеской кафедры Саргатской ЦРБ

Источник: http://mognovse.ru/htf-urok-tolerantnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector