Вальдорфский детский сад

«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребёнка» 

(Р. Штайнер).

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад.

А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов.

В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.

В настоящее время в нашей стране действует около 30 вальдорфских школ и более 60 детских садов и групп. 

Вальдорфской педагогике в мире уже около 100 лет, первые детские сады появились в Германии в 1925г. На сегодняшний день в мире на всех континентах работают примерно 900 вальдорфских школ, 2000 вальдорфских детских садов, 500 лечебно-педагогических учреждений.

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка.

Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному.

Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей.

Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, танец);
  • создание атмосферы, благоприятной развитию.

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы напоминает скорее жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».

Особенности вальдорфского детского сада бросаются в глаза сразу: разновозрастной состав групп, особая эстетика интерьера и игрушек, творчество воспитателя и детей, пронизывающее все занятия и атмосферу дсада, активная вовлеченность родителей, особого рода внимательная сдержанность и доброжелательность воспитателей. Элементы традиционной народной культуры: песни, игры, сказки, хороводы, ремёсла, а также праздники, которые «проводят» детей через кругооборот года, — органично вливаются в педагогическую деятельность.

В детских садах, работающих по Вальдорфской методике, не встретишь пластмассовых игрушек, зато много игрушек из дерева, сшитых мягких зверушек и самодельных кукол, а также материала для самостоятельного рукоделия детей. Как таковых материалов в методике нет, равно как нет и игрушек, имитирующих пердметы быта – все только настоящее, пусть и уменьшенное.

Взрослые мотивируют детей своим примером, занимаются повседневной деятельностью вметсе с детьми. День подчинен четким ритмам. В базе вальдорфской педагогики лежит гармоничное развитие ребенка. Развитие и укрепление целостности души, тела и ума. Согласно вальдорфской теории, человек взрослеет и формируется в течение 21 года.

Это — три семилетки, каждая из которых проходит под определенным девизом и целью. В первые 7 лет жизни ребенок должен усвоить, что мир ДОБР. Это ему должны показывать и родители, и воспитатели, окружая его любовью и демонстрируя, что именно доброта — основа мироустройства. Вторая семилетка — о том, что мир ИНТЕРЕСЕН. И третья — о том, что мир СПРАВЕДЛИВ.

Именно этим трем понятиям подчинена вся система обучения и воспитания. При условии усвоения всех трех истин, к 21 годам получается прекрасно развитая личность, твердо стоящая на ногах и уверенно глядящая вперед. При этом все проиходит в свое время, здесь нет места опережающим методам и спешке.

Именно поэтому особенностью этого метода является сравнительно позднее обучение ребенка чтению, счету и письму. Упор делается на эмоциональный мир ребенка.



Ритм жизни вальдорфского сада тесно переплетается с народными традициями. Среди занятий в саду, кроме совместного труда, есть восковая лепка, рисование акварелью (свободное, без шаблонов и заданных сюжетов), кукольные спектакли, а также работа с глиной, берестой, другими природными материалами, валяние. 

Ритм года делит год на несколько эпох, каждая из которых заканчивается праздником,  есть праздники Урожая, Михаила, фонариков, Рождество, Масленица, Праздник окончания года. Для детей, с их еще пока мифологическим сознанием, это — часть окружающей их сказки. И лишь в период смены зубов, то есть около 7 лет, начинается обучение детей грамоте и счету.

К слову сказать, к этому времени они обычно уже сами всему научаются. Вальдорфские дети обычно очень уравновешены, уверены в себе, открыты, ответственны и тянутся к знаниям, поэтому дополнительное обучение не составляет труда.

Что касается домашнего применения методики, то, конечно, не обязательно выполнять дома абсолютно все ритуалы, но большинство из них настолько естественны, что сами собой укрепятся в быту. Песенки, потешки, народные игры – все эти элементы очень естественны для ребенка.

Природный натуральный игровой материал безграничен в применении, так, например, с вальдорфским шелком можно придумать множество игр и дома. Такое разнообразное применение материала учит детей творческому подходу и умению находить креативные пути решения любого вопроса.

В семейном клубе «Апрель» вальдорфская педагогика положена в основу организации быта и обучения, но мы приветствуем и другие методики, созвучные принципу ненасильственного и своевременного развития.  

Источник: http://aprelclub.ru/detskiy-sad/o-valdorfskoy-pedagogike/

Особенности и недостатки вальдорфских детских садов

Вальдорфская группа детского сада – это распространенное вид занятий для детей в современных детских садах. В Москве таких дошкольных учреждений много. Их относят к частным заведениям, где с малышами занимаются по особой программе.

Особенности вальдорфских садов

Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.

Хотите отправить ребенка в вальдорфский детский сад? Тогда нужно ознакомиться со всеми особенностями заведения:

  • размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;
  • при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;
  • мебель и другие предметы, окружающие детей – только из натурального материала;
  • группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;
  • к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;
  • жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями. К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;
  • программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;
  • все увлекательные процессы проходят с музыкальным сопровождением и в игровой форме;
  • много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
  • детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;
  • работы малышей не оцениваются. Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
  • в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.

Недостатки вадьдорфской системы в саду

Перечисляя все преимущества, нельзя не указать и на минусы. Вальдорфская система неидеальная, недостатков у нее много. Ключевыми считаются следующие:

  • в вальдорфской группе детского сада существует запрет на ранее интеллектуальное развитие и обучение. Воспитатели не проводят занятия по письму, чтению, счету. Если не заниматься с малышом, и не давать конкретные знания, то этот период попросту упускается;
  • несмотря на то, что много внимания уделяют чтению книг воспитателем, все же список литературы очень ограничен. Преимущественно, это сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, средневековые легенды и разные мифы. Другая литература не приветствуется;
  • посещая вальдорфский детский сад в Москве, адреса которых мы укажем ниже, нельзя дополнительно заниматься в других кружках, например, посещать изостудии, музыкальную или спортивную школу;
  • отсутствуют оценки деятельности и запреты в поведении малыша. Это повлияет негативно на развитие ребенка. Он станет эгоцентричным, у него будет высокая самооценка и негативное отношение к критике;
  • у ребят могут возникнуть проблемы в социуме, общении с другими детьми. Так как у них будут разные интересы.

Московские адреса вальдорфских детских садов

В столице действует много дошкольных учреждений такого вида. Многие родители хотят отправить малышей на обучение. Мы укажем лучшие вальдорфские детские сады в Москве, их адреса:

  • домашний детский сад «Домовенок», разместившийся на ул. Берзарина, д. 4, около метро Октябрьское поле. Детки учатся петь, рисовать, лепить, танцевать, готовить и убирать;
  • заведение частного типа «Аленушка». Размещен этот вальдорфский детский сад по адресу: ул. Кулакова, д. 3, корпус 2.
  • детский сад №740. Разместился по адресу Чертановская ул., д. 62Б. Это дошкольное учреждение, где есть 2 группы, действующие по вальдорфской системе;
  • сад «Путь Зерна», размещенный по ул. Миклухо-Маклая, д. 20а, около станции Беляево. Цель этого учреждения – помочь ребенку войти в жизнь и общество.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Тонкости воспитания и образования по вальдорфской системе в детских садах

Вальдорфский детский сад – дошкольное учреждение с особой программой обучения. Рейтинг вальдорфских детских садов в Москве с адресами.

2016-12-02T01:11:37+03:00

Нужен ли вообще ребенку садХотите узнать нужен ли ребенку сад? — Достоинства и недостатки дошкольных заведений, нюансы подготовки и полезные советы родителям вы найдете в нашей статье.Ребенок писается в саду, что делать?Что делать, если ребенок писается в детском саду? Разбираем причины и способы лечения с советами доктора Комаровского, анализ телепередачи за 2012 годПодготовительная группа детского садаВ основном в этой возрастной группе продолжается применение сюжетно-ролевых игр в обучении деток дошкольного возраста. В подготовительной группе детского сада применяются интегрированные (комплексные) занятия, о которых пойдет речь чуть позже и проходит непосредственное развитие необходимых навыков у детей данного возрастного периода.Коррекционные детские сады: их виды и порядок оформленияПосещение детского сада предстоит практически каждому ребенку, но далеко не каждого из них принимают в обычное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Есть малыши с определенными проблемами здоровья. Для них существуют коррекционные детские сады. Разработанные программы таких заведений устраняют проблемы со здоровьем, помогают чадам адаптироваться, правильно развиваться, учиться налаживать контакт и обучаться на уровне с другими детьми.Как поговорить с учителем детского сада?Занятия в детском саду — милые, с их яркими досками объявлений и стульями с теленком. Прогуливаясь по всем стопкам книжек с картинками и полками на полках, трудно представить что-нибудь, кроме забавы.Почему так часто болеют дети, начинающие ходить в детский сад?Три дня в детском саду, — три недели на больничном. Эта типичная статистика детей, только что начавших посещать детский сад. у каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими…

Читайте также:  Конспект занятия по хореографии для дошкольников

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Detskij_sad/tonkosti_vospitaniya_i_obrazovaniya_po_valdorfskoy_sisteme_v_detskih_sadah/

Вальдорфский детский сад в Москве. Вальдорфские группы в детском саду в Москве -адреса от Ежикежик

  1. Детский сад № 699 (Вальдорфская группа)

    Москва, ВАО, Щелковская, ул. Сахалинская, 6

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы.

  2. Детский сад № 439 ( Вальдорфский детский сад )

    Москва, САО, Владыкино,Петровско-Разумовская, ул. Дубнинская , 14, 5

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы.

  3. Детский сад №1673 «Ивушка» ( Вальдорфский детский сад )

    Москва, ЮЗАО, Коньково, ул. Академика Капицы , 24 А

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы.

  4. Детский сад №740 (Вальдорфский детский сад)

    Москва, ЮАО, Улица Академика Янгеля, Чертановская ул., 62 Б

    Дошкольное отделение школы №932 (Детский сад № 740) общеразвивающего вида с ясельной группой и группами кратковременного пребывания.

  5. Частный домашний вальдорфский детский сад «Веселый гномик»

    Кутузовская

    Москва, ЗАО, Кунцевская, ул. Ватутина, 7, 1

    Частный домашний вальдорфский детский сад «Веселый гномик» приглашает детей от 2-х до 7-ми лет.

  6. Домашний вальдорфский детский садик «Возрождение»

    Беговая

    Москва, СЗАО, Беговая, Хорошовское шоссе, 5, 5

    Разновозрастная вальдорфская группа, в которой маленькие дети легко и естественно учатся, подражая старшим, как в большой семье.

  7. Вальдорфский домашний детский сад «Волшебная страна»

    Волжская

    Москва, ЮВАО, Люблино, ул. Верхние поля, 37, 37, 2

    Детский сад «Волшебная страна» принимает детей от 3 до 7 лет в разновозрастные группы.

  8. Беляево

    Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 20 а

    Частная школа и детский сад «ПУТЬ ЗЕРНА» применяет Вальдорфскую педагогику, предварительно адаптированную к российским стандартам…

  9. Славянский бульвар

    Москва, СЗАО, Строгино, ул. Кулакова, 3, 2

    Вальдорфская школа «Семейный Лад» — это средняя общеобразовательная частная школа, которая работает с 1990 года.

  10. Московская вальдорфская школа №1060 им. А.А. Пинского

    Серпуховская

    Москва, ЦАО, Серпуховская, Стремянный переулок, 33/35

    Школа существует с 1992 года. Была открыта в школьном зданиии 1936 года постройки. Первые годы школа существовала как негосударственное…

  11. Вальдорфский детский сад «Аленушка»

    Славянский бульвар

    Москва, СЗАО, Строгино, ул. Кулакова, 3, 2

    Детский сад основан в 1990 году и работает по программе вальдорфского детского сада.

  12. Детский сад №1277 — Вальдорфская группа «Садко»

    Бунинская аллея

    Москва, ЦАО, Проспект Мира, ул. Мещанская, 13

  13. Проспект Вернадского

    Москва, ЮЗАО, Проспект Вернадского, ул. Удальцова, 36

    Семейный центр «Волшебный ребенок» предлагает широкий круг занятий для малышей и их родителей.

  14. Клуб «Солнышко в лукошке» (Домашний детский сад и вальдорфская студия)…

    Калужская

    Беляево

    Москва, ЮЗАО, Беляево,Калужская, ул. Профсоюзная, 92

    Клуб естественного родительства и детства: мини садик + развивающие занятия, театральная студия, интерактивные представления, спектакли,…

  15. Детский сад №859 (Вальдорфский детский сад)

    Серпуховская

    Москва, ЦАО, Серпуховская, Стремянный переулок, 10

    Московский Вальдорфский детский сад №859 работает с 1992 года. В настоящее время детский сад входит в состав образовательного комплекса…

  16. Дошкольный Вальдорфский Центр

    Фрунзенская

    Москва, ЦАО, Фрунзенская, Комсомольский просп., 38, 38/16

    «Дошкольный Вальдорфский Центр» ведет обучение воспитателей для вальдорфских детских садов по учебной программе «Основы и методы вальдорфской…

  17. Беляево

    Коньково

    Москва, ЮЗАО, Беляево,Коньково, ул. Островитянова , 53

    Студия для детей от 1,5 лет и старше с элементами вальдорфской педагогики.

  18. Эко детский центр «Яблоневый сад»

    Коломенская

    Москва, ЮАО, Коломенская, ул. Коломенская, 21, 3

    Эко детский центр «Яблоневый сад», работающий по вальдорфской методике, приглашает в разновозрастную группу детей от 3-х до 7 лет.

Источник: https://chips-journal.ru/maps/karta-valdorfskikh-detskikh-sadov-moskvy

Вальдорфский детский сад: что это такое

В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе. Через несколько лет при школе открылся детский сад.

Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.

С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос.

В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии.

Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран. В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г.

в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы. В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в «Содружество». Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка.

Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие.

Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей.

Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • создание атмосферы, благоприятной развитию;
  • воспитание через подражание и пример;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения» В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых».

Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви» является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного.

Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека. Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо.

Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами. Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое.

Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям. Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно.

До 3—4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику — учится всей своей жизнью.

Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. — ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р.

Штайнер пишет об этом так: «Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример». Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни.

Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: «Все, чего мы хотим достичь в воспитании — мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада» — писала основатель первого вальдорфского детского сада Э.

Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей.

Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки — для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика.

Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д. Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития.

Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика).

Читайте также:  Как приобщить ребёнка к чтению

Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром.

На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти — сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение — важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности.

Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога.

За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом , полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты.

Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени,создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, — каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Ритм – источник гармонии

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, — непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха».

Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой — занимаются эвритмией, в третий — их ждет кукольный спектакль.

Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. — Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций.

Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Многообразие игр

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа.

Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным.

Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, — организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых.

Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет.

Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные «игрушки»: поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный «строительный материал» – вальдорфский вариант привычных кубиков.

Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства.

Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов.

Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка.

Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры. В играх «принимает участие» и «обычная» мебель.

Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней.

Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут.

Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление — лечебная педагогика. Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня.

Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны.

Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/213/valdorfskiy-detskiy-sad

Вальдорфский детский сад

Дети – это маленькие человечки, которые живут той же жизнью, что и окружающие их взрослые. Только на жизнь они смотрят с позиций своего возраста. Такими же в детстве были их папы и мамы. И такими же серьезными взрослыми станут непоседливые малыши, когда вырастут. Такова она – эволюция.

В этот мир каждый приходит только с тем «багажом», который заложен в нем генетически. Все остальные знания приходится «впитывать» в процессе жизни. И чем удачнее будет происходить понимание окружающего мира, тем легче будет в нем адаптироваться и уверенно сосуществовать с подобными себе.

Помочь родителям в естественном вовлечении в социум их детей призваны детские сады. Наряду с дошкольными учреждениями, работающими по традиционным методикам, сейчас существует множество других детских садов иной направленности.

Наиболее известные на сегодняшний день альтернативные методики развития детей – монтессори и вальдорфская. Остановимся на последней подробнее: как занимаются с детьми в вальдорфском детском саду, в чем его преимущество перед традиционными методами воспитания?

Суть вальдорфской методики

Некоторые называют такие дошкольные учреждения экспериментальными, новомодными и т.п. Но это неправильно – в основе их работы лежат принципы, разработанные еще педагогами прошлых веков. Так обстоит дело и с детским садом вальдорфского типа. Еще его именуют штайнеровским (по имени создателя методики воспитания).

Основа новой педагогике была заложена еще в начале прошлого столетия в немецком городе Штутгарте. При местной сигаретной фабрике Вальдорф-Астория открылась школа, где обучались дети работников данной мануфактуры. Чуть позже при школе открыли еще и детский сад.

За основу воспитания взяли методику духовного развития, которую пропагандировал Рудольф Штайнер. И одним из принципов этой методики является восприятие ребенка таким, каким его даровала миру природа. Иными словами – раздувайте в детях «искру Божию».

В каждом человеке, пришедшем на эту Землю, заложен талант. И задача взрослых – не просто разглядеть его у ребенка, но и помочь развить. Но делать это следует не навязчиво, а в процессе естественной адаптации.

Подготовка к взрослой жизни по-вальдорфски

Все живущее на планете – это часть ее природы. И человек – одна из ее составляющих. Поэтому еще одним из принципов вальдорфского воспитания можно назвать единение с окружающей средой. Нельзя создать искусственную атмосферу, чтобы научить жить по-настоящему.

Адаптация в социуме должна происходить на фоне вовлечения детей в естественный ритм жизни взрослых. Дети не должны находиться вне окружающих их процессов. А так как малыши – еще те подражатели (что свойственно любой детской натуре), то они с радостью «играют» во взрослую жизнь.

В вальдорфском детском саду все ежедневные занятия детей построены так, что они «впитывают» в себя необходимые для взрослой жизни навыки.

Уже с трехлетнего возраста (а именно с этого периода начинается осмысление ребенком окружающего мира) малыши учатся не только наводить в комнате порядок, мыть посуду и т.п., но и уже что-то создавать своими руками.

Любимые игры детей дошкольного возраста: дочки-матери, «больница», «магазин», «поварешки» и т.д.

Читайте также:  Квн по экологии в подготовительной группе

Распорядок дня в вальдорфском детском саду

Жить спонтанно нельзя – в итоге организм обязательно даст сбой. И ребенка воспитывать нужно также с учетом той же ритмики. Но это вовсе не значит, что каждому ребенку нужно устанавливать соответствующий режим дня. Ритм жизни уже каждому из нас установила природа.

Поэтому в вальдорфском детском саду придерживаются еще одного принципа – подчинение жизни ребенка его биологическому ритму. Как у природы есть дни, сутки, месяца, года, сезоны, так происходит и у человека.

И согласно природным ритмам каждому моменту жизни должны соответствовать свои действия. Поэтому методика по-вальдорфски заключается в том, чтобы выработать у детей привычку к определенному порядку жизни. То есть в одни и те же конкретные часы ежедневно дети занимаются одними и теми же делами: для игр свое время, для занятий – свое.

Не забывают в детском саду и о творческом развитии. Даже, скорее, это направление является главным у вальдорфских воспитателей. Но чтобы каждый день не был похож друг на друга (и от этого жизнь не казалась трудной), каждому дню недели расписан «свой» творческий процесс: сегодня лепка, завтра танцы, послезавтра пение и т.д.

Отличительные признаки вальдорфского детского сада

Попав в детский сад, вы сразу поймете, что он относится к вальдорфской педагогике. Об этом «расскажет» особая атмосфера.

Во-первых, вся цветовая палитра окружающей обстановки выполнена в пастельных мягких тонах. И это хорошо, потому что ненавязчиво.

Во-вторых, стандартных дидактических материалов вы здесь не увидите. В этом детском саду не учат детей ни чтению, ни письму, ни счету – оставляют это школьным учителям. Здесь учат детей жить и радоваться этой жизни.

В-третьих, в садике нет игрушек заводского производства. Дети играют природными материалами (шишки, желуди, ракушки, палочки, лоскутки ткани, воск и глина вместо пластилина и т.п.), а кукол и другие игрушки они делают сами. И это развивает у малышей не только фантазию, но и все необходимые навыки.

В-четвертых, мебель в детском саду только деревянная, и имеет она обтекаемые формы. Это еще один способ приблизить детей к природе. И они себя в подобной обстановке чувствуют более уверенно.

В-пятых, в каждой из групп находятся разновозрастные детки (от 3 и до 7 лет). Это дает возможность более активно развиваться малышам. И именно такой подбор группы делает более естественной среду обитания. А со стороны создается впечатление, что перед вами не детский сад, а большая дружная многодетная семья.

В принципе, так оно и есть. Ведь это еще одна из основ педагогики по-штайнерски – дать ребенку ощущение семейного очага.

Источник: http://www.kinderok.ru/detskij-sad/podgotovka/valdorfskiy-detskiy-sad.html

Вальдорфский детский сад, что это такое и с чем его едят???

14 февраля 2014, 23:54

Я проработала 1 год в госудаственном детском саду и так уж получилось, что судьба меня свела с вальдорфской педагогикой. я сейчас не буду говорить хорошо это или плохо я просто расскажу как это, а выводы каждый для себя сделает сам.

Начну сначала с адаптации к дет саду, если вы скажете что не для всех это актуально то здесь я не соглашусь это очень и очень важно для каждого ребенка. Я такой человек что не могу просто сидеть дома с детьми готовить стират убирать и т.

д это плохо я сама это осознаю но сделать ничего пока не могу работаю над этой проблемой но видимо это годами вырабатывается мне гораздо легче сидя с детьми дома успевать еще и работать чем пойти стать за плиты или взять веник. Т.е.

занимаюсь с детьми я с удовольствием а вот все остальное проходит нон-стопом в быстром порядке и вместе с мужем, у нас такой поддерживающий друг друга тандем))) ну вот не сиделось мне дома даже с кучей заказов и место в сад в 2 года нам не давали я решила сама пойти туда работать я не пожалела а вот то что попыталась отправить сына в 2 года в сад пожалела очень первая попытка не удалась сразу и мы оставили эту глупую идею вторая была более продолжительной но с допущением кучи ошибок и с нашей стороны и со стороны педагогов и когда мой Кирюшка дома спал в куртке и спакетом вещей из сада мы с мужем сказали все хватит и оставили вопрос до 3 лет — ну тут уже понятно он подрос реагировал осознаннее не орал не ревел он просто приходил а слыша повыш голос воспитателя или крик ребенка я хочу к маме он выходил в раздевалку и говорил я не пойду никуда я буду ждать здесь маму. вот только тогда до меня дошло что это полный провал всех моих педагогических приемов и я поняла что больше я ребенка сюда не поведу. время шло я сидела уже с двумя не сказать что это сложно просто мало успевала, да и Киру периодически было скучновато, тогда мы все-таки решили попробовать вальд сад и у нас получилось.

1. Адаптация. Я пришла в садик к своей коллеге мы вместе ездим на учебу в ростов по вальд педагогике она главный воспитатель группы — есть еще 2 помощника (не няни). с детьми одновременно всегда наход мин 2 чел а их всего 15 чел. на прогулке с ними все 3 чел. мы поговорили выстроили стратегию адаптации.

1 день мы пришли вместе и я все ему показала участвовала во всех режимных моментах на равных с детьми. Ушли мы тоже вместе через примерно 1,5 часа.

На 2 день было тоже самое только в конце я сказала Киру что схожу на часок по делам а потом заберу его домой все прошло гладко потом я просто приводила его а забирала через 2 часа перед прогулкой примерно, потом воспитатели поняли что утреннее расставание пока тяжело для ребенка стал водить папа и о чудо это очень помогло затем когда он сам стал проявлять интерес к саду мы стали увеличивать периоды сначала после прогулки потом после обеда потом через 1 мес остались на сон и сейчас мы ходим на полный день. Надо сказать что финансово нашей семье пока яжеловато тянуть садик платный хоть он один из самых дешевых но когда я спрашиваю у ребенка подем в большой садик он говорит что там ему все не нравится и он будетплакать и пойдет только в маленький))) такая адаптация оказалась идеальна для моего ребенка и для многих детей так называемых сложных кто знает Кира то понимает о чем я, он настолько был привязан ко мне что что бы я не делала тоддлеры и т.д. мне не помогло ничего таких детей не много но они есть, советую взять алгоритм на заметку и адаптировать детей к саду именно таким образом ну кроме пожалуй случаев когда ребенок сам выгоняет маму)))

Побывав на неск праздниках в саду я поняла, точнее поняла я это изучая педагогику а вот ощутила только сейчас что все здесь сделано для ребенка.

Я сегодня была у Кирилла на утреннике в дет. саду, точнее у нас это называется праздник (был зимний праздник, завтра сретение, но детям об этом знать не обязательно, просто закончилась зимняя эпоха начинается следующая).

так вот это был действительно праздник для детей: они зашли в комнату с песней расселись на коврике и воспитатели показали им сказку (все игрушки из этой сказки свалены руками этих талантливых людей и там медведь похож на медведя и заяц белый а не зеленый), затем они делали хоровод зимний это так называемая логоритмика только длиннее сложнее со словами песнями движениями каждую эпоху т.е. 1-2 мес они делают его каждый день в определенное время и к концу эпохи знают наизусть длится он мин 10-15, родителя в это время просто смотрят затем всех пригшлашают к столу за столом за столом все чувствовали себя как дома в сад я всегда могу прийти с младшим, могу просто прийти повозиться помочь. там все сделано для ребенка. что в обычном садике это уже по опыту я таких утренников готовила множество хотя не совсем таких (наш садик работает с элементами вальд педагогики) но суть, родители сидят смотрят как их ребенок выучил стих или танец. т.е. ребенок оказывается в ситуации что он должен что-то уметь, а хочет он этого или нет у него никто не спросил, а если даже спросил то осознанно он пока в свои три года ответить не может.

На тему самой педагогики бытует множество споров но пожив в ней я для себя получила ответы на многие вопросы и почему дети так поздно учатся читать и как они после этого выходят в наш сложный мир, почему не смотрят тв, не играют в компьютер. На многие вопросы мне дал ответы мой собственный ребенок и я думаю продолжит отвечать.

Он вышел на улицу вечером и сказал одну фразу: «Мама посмотри какое красивое небо, на нем так много звезд». а еще он постоянно просится на дачу несмотря на то что как и все дети он любит мультики и аттракционы, просто из альтернативы улица или мультик речка или парк развлечений мой выберет первые варианты, чего я желаю всем родителям.

причем я не в коем случае не утверждаю что возможно только в этой педагогике — нет и еще раз нет это просто наше отношение к вещам.

я из декрета также выйду работать в свой дет сад и также буду возиться с малышней по госпрограмме но вкладывая душу это получится несколько в другом ключе, но на мой взгляд лучше не научу читать (кстати в гос плане сада этого нет) а научу видеть прекрасное в простых вещах.

Другие статьи на эту тему

Моему сыну сложно адаптироваться в детском садуК чему прийти

Актуальные посты

насморк и жарможно ли бить ребенка

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/253194296-8735060/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector