Внеклассное мероприятие «великие люди россии»

Внеклассное мероприятие «Великие люди России»

Классный час «Великие имена России»

Цель: расширять и углублять знания учащихся о выдающихся людях России.

Задачи:

  • познакомить учащихся с биографическими данными и творчеством выдающихся людей Руси и России.
  • патриотическое и эстетическое воспитание.
  • коррекция эмоциональной сферы, развитие речи, расширение круга социальных понятий.

Форма: Устный журнал

Оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, презентация.

Организационный момент.

Вступительное слово:

Ребята, сегодня мы проводим открытый классный час. Он пройдёт в форме устного журнала. И называется наш устный журнал «Великие имена России».

Слайд 1.

Любовь к родине, к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

На примере жизни великих соотечественников, которые в разное время прославили Россию на весь мир, внесли большой вклад в её развитие и заслужили признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

Жизнь выдающихся сынов России является примером для юных поколений. И Россия дорожит своими сыновьями в любое время и при любых обстоятельствах.

Слайд 2.

Итак,открываем первую страницунашего устного журнала.

«В единстве — сила»

Слайд 3.

В июне 1610 года царь Василий Шуйский (1552-1612) был низложен с царствования боярами и пострижен в монахи. Власть в столице взяла в руки так называемая «семибоярщина». Возглавил этот совет князь Фёдор Мстиславский.

В конце сентября новоиспечённые властители русской земли впустили в Москву поляков, и те стали полноправными хозяевами первопрестольной. Положение Москвы было ужасным.

Василия Шуйского поляки забрали из монастыря и увезли в Польшу, дабы обезопасить себя от непредвиденных случайностей. На русской земле установилось полное безвластие.

Борьбу против захватчиков возглавили Козьма Минин (1562 или 1568 — 1616) и Дмитрий Пожарский (1578-1641). Первый являлся купцом из Нижнего Новгорода, второй имел княжеский титул и представлял собой профессионального военного. Его боевой опыт был очень большим, так как князь участвовал во всех решающих сражениях Смутного времени. 

В августе1612 года повстанческие полки двинулись на Москву. Собственно, Москвы, как таковой, уже не было. Поляки её сожгли. Остался лишь Китай-город да Кремль.

Ополченцы, под предводительством Дмитрия Пожарского, взяли штурмом Китай-город и вынудили поляков отступить в Кремль. Те недолго продержались за крепкими стенами. Понимая безвыходность ситуации, польские паны капитулировали.

Случилось это 4 ноября 1612 года. Вражеский гарнизон сдался на милость победителей. Но до окончательной победы было ещё далеко. Московское царство начало постепенно возрождаться.

Минин и Пожарский спасли русскую землю от захватчиков, заручившись поддержкой всего русского народа.

Современный праздник Народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. /

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

Слайд 4.

Открываем вторую страницунашего журнала.

И называется она «В боях отстояли Отчизну свою»

За свою многовековую историю Российское государство неоднократно подвергалось агрессии.

Русскому народу много раз приходилось с оружием в руках вести жестокие, и, подчас неравные сражения, в которых проявили свое полководческое искусство: Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Их имена бережно хранятся в памяти поколений.

В XX веке к ним добавились имена полководцев Великой Отечественной войны — Г.К .Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, и многие другие.

Слайд 5.

Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

— Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

— Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

Спустя долгие годы появился

О́рден Александра Невского — государственная награда Российской империи. Орден святого благоверного великого князя Александра Невского был задуман Петром I Великим как награда исключительно за военные заслуги в 1724 году, но из-за болезни царя проект был осуществлен после его смерти. Орден был учрежден 21 мая (1 июня) 1725 года императрицей Екатериной I Алексеевной

Как государственная награда орден Александра Невского был упразднен в 1917 году. История нового рождения ордена началась в марте 1942 года во время Великой Отечественной войны.

Орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

Слайд 6.

Послушаем рассказ Овсиенко Яны.

Суворов вошёл в мировую историю как выдающийся полководец и военный мыслитель. Это был один из образованнейших людей своего времени, обладавший обширными познаниями не только в военных науках, но и в других областях знаний.

Суворов оставил огромное военно-теоретическое и практическое наследие, обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями.

Отбросив устаревшие принципы кордонной стратегии и линейной тактики, Суворов разработал и применил в полководческой практике более совершенные формы и способы ведения вооружённой борьбы, которые намного опередили свою эпоху и обеспечили русскому военному искусству ведущее место. Он руководил 93 сражениями и ни одного не проиграл.

Орден Суворова — советская награда времён Великой Отечественной войны. Учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года, одновременно с орденами Кутузова и Александра Невского. Орденом Суворова награждались командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками. Также награждались войсковые части.

Слайд 7.

За четырехлетний период борьбы против германской агрессии во время Великой Отечественной войны произошло не одно сражение. Со всеми важнейшими стратегическими операциями русских войск в ходе Великой Отечественной войны неразрывно связано имя Георгия Константиновича Жукова.

Послушаем рассказ Зюзиной Виктории.

Жуков Георгий Константинович (1 декабря (19 ноября по старому стилю) 1896 — 18 июня 1974) — Маршал Советского Союза, в 1955—1957 министр обороны СССР. Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», советских и иностранных орденов и медалей. 
В ходе Великой Отечественной войны занимал ответственные посты в руководстве ВС СССР. 

Особое уважение к Георгию Константиновичу Жукову выразил народ, присвоив ему неофициальное звание — Маршал Победы.

Признавая заслуги маршала Георгия Константиновича Жукова в годы Великой Отечественной войны, Президент Российской Федерации Борис Ельцин своим указом № 930 от 9 мая 1994 года учредил орден Жукова и медаль Жукова.

Слайд 8.

Открываем третью страницужурнала

и назовем её высказыванием Петра I

«Русский тот, кто Россию любит и ей служит! »

Слайд 9.

Послушаем рассказ Железняк Ивана.

Пётр I Великий (Романов Пётр Алексеевич) — родился 30 мая 1672 года в Москве. Царь Московский и первый император всероссийский. В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. 

Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург).

Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии.

Возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при деревне Лесной (1708) и под Полтавой (1709). Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства.

По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука.

Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета великой державы.

Слайд 10.

Открываем четвертую страницужурнала

«Своим трудом России славу создавали»

Слайд 11.

Послушаем рассказ Демяник Вадима.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — величайший русский поэт и писатель, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Вот как говорили известные люди о поэте:

И. Тургенев
Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни.
Н. Чернышевский
Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти ещё приготовляется Пушкиным.

С детства всем известны его сказки в стихах.

Внимание! Конкурс, из каких сказок Пушкина эти строки?

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить;

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

«Сказка о золотом петушке»

Нет,— говорит Балда, —

Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, враженок, задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь: там сивая кобыла?

Кобылу подыми-тка ты,

Да неси ее полверсты;

Снесешь кобылу, оброк уж твой;

Не снесешь кобылы, ан будет он мой»
«Сказка о Попе и работнике его Балде»

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась.

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

— «Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

— «Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».
 

Читайте также:  Болезни помидор. борьба с болезнями помидоров

Слайд 12.

Послушаем рассказ Грабовской Марии.

Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский учёный – естествоиспытатель, поэт, художник, историк. Первый русский академик. Основал Московский университет. Его открытия далеко опередили науку того времени. Исследовал электричество, описал строение земли, происхождение полезных ископаемых, написал руководство по металлургии, возродил искусство мозаики, разработал грамматику русского языка.

Слайд 13.

Сергей Павлович Королёв – конструктор первых ракетно-космических систем, основоположник космонавтики.

Под его руководством были созданы баллистические и географические ракеты, спутники различного назначения. Космические корабли, в том числе и «Восток-1» на котором впервые человек полетел в космос (Ю.

Гагарин) и «Восход-2» на котором впервые был совершен выход в космос космонавтом Алексеем Леоновым.

Слайд 14.

Пятая станица журнала«В жизни всегда есть место подвигу»

Не только в годы войны люди совершают подвиги, но и в современной жизни тоже есть место подвигу. Есть такие профессии которые требуют от человека героических поступков:

пожарные, спасатели, военнослужащие, моряки, лётчики,шахтёры и другие.

Слайд 15.

Юрий Алексеевич Гагарин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский район, Западная область — 27 марта 1968, около города Киржач, Владимирская область) — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.

Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур.

После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран.

Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил академию им.

Жуковского, работал в ЦПК и готовился к новому полёту в космос.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серегина. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день.

презентация к классному часу»Великие имена России»

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/velikii_imena_rossii_150134.html

Великие правители — внеклассное мероприятие по истории

Великие правители - внеклассное мероприятие по истории

Cлайд 1

Викторина по истории «Великие правители» Викторина для старшеклассников. Каменск – Уральская средняя школа Неделя истории

Cлайд 2

1-й тур «Правители древности»

Cлайд 3

Вопрос 1 Боги Греции считались бессмертными. На Олимп поднялся Дионис, а Геракла посланники Зевса вознесли на небо с погребального костра. Но Александру Македонскому судьба не готовила бессмертия. 13 июня 323 г. до н.э. он умер в Вавилоне.

Рассказывали, что в ночь перед смертью ему удалось подняться со смертного одра. Царь хотел броситься в реку, чтобы никто не нашёл его тела. Но Роксана увидела и удержала его. Александр посетовал, что жена не дала ему исполнить величайшую мечту – стать ИМ.

Кем?

Cлайд 4

Ответ 1 Богом

Cлайд 5

Вопрос 2 Знаменитая египетская царица Клеопатра была любительницей рыбалки. Однажды Марк Антоний, желая произвести впечатление на свою возлюбленную, нанял ныряльщика, чтобы тот насаживал на его крючок рыбу. Однако Клеопатра разгадала замысел своего любовника и решила его проучить. То, что его замысел раскрыт, Марк Антоний понял, когда вытащил из воды… Какую рыбу?

Cлайд 6

Ответ 2 Уже обработанную (а именно соленую).

Cлайд 7

Вопрос 3 В Фессалии разводили особую породу лошадей. Древние греки считали, что головы этих лошадей похожи на головы быков. Назовите самого известного владельца лошади фессальской породы.

Cлайд 8

Ответ 3 Александр Македонский. (Буцефал – «бычеголовый»).

Cлайд 9

Вопрос 4 Юлий Цезарь переправился из Галлии через Ла-Манш и высадился на территории современной Англии. Что сделал он, чтобы его воинам осталось только наступать и побеждать?

Cлайд 10

Ответ 4 Приказал сжечь корабли.

Cлайд 11

2-й тур «Правители средневековья»

Cлайд 12

Вопрос 1 Первый властелин единого Китая Цинь Ши-хуанди провёл много реформ, связанных с укреплением своей власти. По его приказу построили более 700 дворцов. Грандиозным проектом стало сооружение гробницы императора. Вершиной строительной техники Китая этого периода стало сооружение, видимое из космоса. Назовите это сооружение.

Cлайд 13

Ответ 1 Великая китайская стена

Cлайд 14

Вопрос 2 Король Ричард Плантагенет получил своё прозвище ещё при жизни. Согласно одной из легенд король Англии победил хищного зверя, натравленного на него врагами, и вырвал у этого хищника внутренний орган, съев который приобрёл силу и храбрость. Назовите прозвище короля Англии.

Cлайд 15

Ответ 2 Львиное Сердце

Cлайд 16

Вопрос 3 Когда слава Тамерлана прогремела на всю Азию, появилась легенда, согласно которой он появился на свет уже седым, с куском застывшей крови в кулаке и металлическими зубами. Из-за этих зубов родители и дали ему имя Тимур, что значит…

Cлайд 17

Ответ 3 «Железный»

Cлайд 18

Вопрос 4 рядовые монголы «на практике» познакомились с географией Китая, Средней Азии и Восточной Европы. Однако уже при избрании молодого Темучина верховным владыкой он получил имя Чингисхан, т.е. «хан, великий, как океан». Как какой «океан»? Только к концу завоеваний Чингисхана и Батыя

Cлайд 19

Ответ 4 Байкал

Cлайд 20

3-й тур «Англия, Франция, США»

Cлайд 21

Вопрос 1 В августе 1776 г разведка армии Вашингтона перехватила письмо, направленное англичанам личным поваром Вашингтона, Дж.Бейли, который оказался английским агентом.

Он писал: «Генерал Вашингтон имеет привычку обедать в одиночестве, отчасти благодаря замкнутому характеру, а отчасти вследствие больных зубов. Более того, вот уже несколько дней, как он болен сильным насморком и жалуется на потерю вкуса.

Пользуясь этим обстоятельством, я положил в жаркое, предназначенное для генерала, несколько красных мясистых плодов одного ядовитого растения, родственного нашей белладонне… Через несколько часов генерала не будет в живых – он умрёт на руках своего денщика».

Повар, не дожидаясь разоблачения, покончил с собой. А Вашингтон прожил спокойно ещё 23 года. Каким «ядовитым растением» его отравили англичане?

Cлайд 22

Ответ 1 Вашингтона накормили всего-навсего помидорами.

Cлайд 23

Вопрос 2 Закончите одним словом фразу Маргарет Тэтчер: «Если те, кто меня критикует, увидели бы, как я шагаю по волнам Темзы, они сказали бы: это только потому, что она не умеет…».

Cлайд 24

Ответ 2 «… плавать»

Cлайд 25

Вопрос 3 По утрам во время бритья Наполеону по его приказу читали свежие английские и немецкие газеты. Представьте себя на минуточку Наполеоном и ответьте тем, кто однажды спросил императора, почему его не интересуют французские издания.

Cлайд 26

Ответ 3 Наполеон ответил так: «В нашей прессе пишут только то, что я сам приказываю».

Cлайд 27

Вопрос 4 В 1887 году пятилетний Франклин Рузвельт с родителями посетил Белый Дом, где попался на глаза тогдашнему президенту Кливленду и даже удостоился пары слов от него. Что Кливленд пожелал в конце встречи маленькому Рузвельту? Стивен Гровер Кливленд, 22-й и 24-й президент США, 1885-1889, 1893-1897 гг.

Cлайд 28

Ответ 4 Никогда не становиться президентом – это такая тяжелая работа! Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент США, 1933-1945 гг.

Cлайд 29

4-й тур «Соседи»

Cлайд 30

Вопрос 1 Подобно Петру I и Екатерине II Иван III получил от современников прозвище Великий. Именно при нём появилось слово Россия и несуществующая птица. Какая?

Cлайд 31

Ответ 1 Двуглавый орёл

Cлайд 32

Вопрос 2 В обеденном зале дворца Екатерины II в Царском Селе была устроена автоматизированная подача блюд.

Каждый обедающий мог потребовать любое блюдо, написав его название на грифельной подставке для тарелки и отправив ее на нижний этаж, где располагалась кухня, а оттуда это блюдо поднимали на специальном лифте.

Список блюд на кухне был настолько велик, что мог удовлетворить любого самого взыскательного гостя. И только однажды повара не смогли подать требуемого блюда по заказу обедавшего у Екатерины Суворова. Чего же он потребовал?

Cлайд 33

Ответ 2 Солдатских щей и каши

Cлайд 34

Вопрос 3 Этот фильм начала 1970-х гг. долго не разрешали к широкому показу. Однажды фильм попался на глаза главе Министерства внутренних дел. Тот смеялся так, что иной раз заглушал реплики персонажей, а потом порекомендовал эту ленту самому Брежневу.

По поводу не совсем стандартной лексики, употребляемой в фильме, Брежнев заметил: «Не вздумайте резать! Половину этих слов у нас и без того каждый мальчишка знает». А, возвращая ленту, генсек сказал создателям фильма: «Ну, …».

Далее он упомянул название фильма, правда, произнес его как пожелание. Назовите этот фильм.

Cлайд 35

Ответ 3 «Джентльмены удачи»

Cлайд 36

Вопрос 4 Часовщики чистопольского завода «Восток», обратив внимание на одну особенность нового Президента России В.В.Путина, выпустили партию необычных наручных часов «Кремлевские». А в чем необычность этих часов, и какая особенность Президента привлекла их внимание?

Cлайд 37

Ответ 4 Путин носит часы на правой руке, и часовщики выпустили часы, у которых заводная кнопка находится с левой стороны, а не с правой, как у обычных. То есть, часы для левши.

Cлайд 38

5 тур «Наши»

Cлайд 39

Вопрос 1 Тюрки считали его своим тотемом, относились с большим почитанием и поклонялись всю жизнь. Именно его изображение можно увидеть на знамени Тюркского каганата. Назовите это животное – символ власти у тюркских правителей.

Cлайд 40

Ответ 1 Волк

Cлайд 41

Вопрос 2 Чингизид, оставивший в истории Казахстана не кровавый, а яркий ослепительный свет промелькнувшего метеора? Великий ученый, общественный деятель, путешественник.

Cлайд 42

Ответ 2

Cлайд 43

Вопрос 3 Долгое время он скрывал свое ханское происхождение. Пас стада верблюдов у Толе бия, который прозвал его Сабалаком – «мальчиком в разодранной одежде». В будущем стал величайшим казахским правителем.

Cлайд 44

Ответ 3

Cлайд 45

30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт

504355043650438504405044150442504445044650447504485045150452

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/istoriya/32860-velikie-praviteli-vneklassnoe-meropriyatie-po-ist1.html

Библиотечный час из цикла «Великие люди России» Цели мероприятия:

Библиотечный час из цикла «Великие люди России» Цели мероприятия:

1 Библиотечный час из цикла «Великие люди России» Цели мероприятия: — Сформировать представление учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова. — Показать какой вклад внес М.В.Ломоносов в развитие России. — Развивать кругозор учащихся, учить анализировать факты. — Воспитывать интерес к истории и любовь к Родине. История – это не только события, даты и факты. Это, в первую очередь, люди, которые историю творят. Не случайно один из русских писателей говорил, что история человеческой души едва ли не любопытнее истории целого народа. А если этот человек – наша национальная гордость! Михаил Васильевич Ломоносов ! Рассказ о таком великом сыне России может превратиться в увлекательнейший урок истории и нравственности. Проиллюстрируем этот урок презентацией – и учащиеся навсегда запомнят то, что они узнали.

2 Михаил Васильевич Ломоносов. 300 лет со дня рождения 8 (19 ) ноября 1711 года родился великий русский учёный – энциклопедист, первый русский академик, поэт-просветитель, автор научной грамматики русского языка,основатель Московского университета.

Читайте также:  Загадки про одежду и обувь с ответами

3 Родина М.В.Ломоносова 19 ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры. Его отец был рыбаком(помором), и хотел, что бы сын продолжил родительское дело. С 10 лет Михайло отправлялся с отцом на промысел в Белое и Память была отличной. Баренцево моря и впоследствии по памяти мог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Память была отличной. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».

4

5 Первые учебники Михайло самостоятельно выучился читать и прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

6 Автографы Ломоносова Автографы М.Ломоносова, найденные в архивих, нам говорят о том, что Михайло, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.

7 Михайло решается на отчаянный шаг. В 9 лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить мальчику в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком. Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг. Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу китаечное полукафтанье. Помог Ломоносову и ещё один земляк, о чём свидетельствует следующая запись в книге поручителей к выплате налога : 1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.

8 Путь Ломоносова из Холмогоров в Москву Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

9 Учеба в Московской славяно- греко-латинской академии В 1736 г. Ломоносов был вместе с несколькими лучшими студентами переведен в Петербургскую Академию, а затем в Германию. Ломоносов в 1731г.( в начале января) прибыл в Москву, где он никого не знал. В Московскую славяно-греко-латинскую академию он поступил15 января 1731 г. Жалованья платили по 3 копейки на день. Других средств не было. Покупал в день хлеба и квасу, экономил на бумагу, обувь и другие нужды. Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. За пять лет он прошёл курс школы, и выучился латинскому и греческому языкам..В 1736 г. Ломоносов был вместе с несколькими лучшими студентами переведен в Петербургскую Академию, а затем в Германию.

10 Учеба в Марбургском университете Дом, в котором жил Ломоносов в Марбурге /Германия/ М. Ломоносова вместе с двумя студентами направляют учиться физике и химии в Германию. с января 1737 года они начали слушать курс теоретической химии профессора Дуйзинга, а затем лекции Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике. С мая наряду с изучением немецкого языка Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег.

11 Годы плодотворной работы в Петербургской Академии наук Петербургская Академия наук.1753 г. По возвращении из Германии Ломоносов стал работать в Петербургской академии наук. Он свободно владел более чем тридцатью языками. В 1748 добился постройки и оборудования первой в России химической научно- исследовательской лаборатории. Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В ученый прочитал студентам курс Введение в истинную физическую химию, сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов.

12 Любимая наука -химия Вещи из химической лаборатории М.В.Ломоносова

13 Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

14 Первый в России университет Великий русский ученый много сделал для развития образования в России. По его предложению 12 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет. Он стремился к тому, чтобы в университет могли поступить все наиболее способные молодые люди, включая детей крепостных крестьян. Великий русский поэт А.С.Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый русский университет:Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом «

15 Книги М.В.Ломоносова Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в.. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, научной грамматики русского языка. Член Академии художеств

16 Обращение М.В.Ломоносова к потомкам О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

17 Изобразительное искусство. Мозаика. Ломоносов возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины. «Полтавская битва» Портрет Петра 1

18 Памятники М.В. Ломоносову на Родине Памятник Ломоносову в г. Архангельске Памятник М.В.Ломоносову на его могиле в Александро-Невской лавре М.В.Ломоносов умер 4 апреля 1765 года..

19 НАГРАДЫ – Орден Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

20 Викторина « Самый внимательный» 1. В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов? 2. Кем был отец Ломоносова? 3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова? 4.Чем отличался Ломоносов в 10 лет? 5. Во сколько лет Михаил стал постигать грамоту? 6. Кто был его первым учителем? 7. Назовите первые учебные книги Ломоносова 8. Какое решение принял Ломоносов, чтобы продолжить обучение дальше? 9. Когда и каким образом он добрался до Москвы? 10. Сколько лет ему тогда было? 11. Куда ему удалось поступить в Москве? 12. Какой язык был международным языком науки в то время? 13. Какие трудности возникли у Ломоносова? 14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу? 15. Где начал работать Ломоносов по возвращению на Родину? 16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? 17. Назовите его открытия. 18. Что организовал Ломоносов? 19. Что сделал великий учёный для развития образования в России? 20. Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук?

21 Список используемой литературы 1. Перевезенцев С.В. Михайло Ломоносов.- М.:Белый город, с.:ил.(История России) 2. Воскобойников В.М. Великие люди России6 Жизнь замечательных людей.- М.:Изд- во Оникс, 2009, с. : ил.(Великие люди России) 3. Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В.Ломоносов великий русский ученый.- М.: Педагогика, с.6 ил. 4. Карпеев Э.П. Михаил васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся. — М.6 Просвещение, с.: ил. Уткина Ф.М. Ломоносов: к 275-летию со дня рождения. — М:Мысль, с. — (Мыслители прошлого.)

22 Место проведения мероприятия Список используемой литературы Мероприятие провела зав. библиотекой МБОУ СОШ 111 Ванеева Л.А. Список используемой литературы

Источник: http://www.myshared.ru/slide/260744/

Великие люди – великая Россия Деловая игра для 9-11 классов — скачать презентацию

Великие люди – великая Россия Деловая игра для 9-11 классов - скачать презентацию

Вы можете ознакомиться и скачать Великие люди – великая Россия Деловая игра для 9-11 классов. Презентация содержит 9 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:

Великие люди – великая Россия Деловая игра для 9-11 классов

Слайд 2
Описание слайда:

Разминка 1).Наука, изучающая историю по вещественным источникам: 1- антропология 2- археология 3- лингвистика 4- этнография 2). Наука, изучающая гербы городов, стран и др. называется: 1- нумизматика 2- палеография 3- геральдика 4- генеалогия

Слайд 3
Описание слайда:

3). Антинорманнскую теорию происхождения русского государства создал: 3). Антинорманнскую теорию происхождения русского государства создал: 1- Ломоносов 2- Карамзин 3- Соловьев 4- Ключевский 4). Рюрик был призван на Русь из: 1- поляков 2- варягов 3- немцев 4- хазар 5). После смутного времени в России установилась династия 1- Годуновых 2- Романовых 3- Рюриковичей 4- Федоровых

Слайд 4
Описание слайда:

6). Из 7 чудес света сохранилось: 6). Из 7 чудес света сохранилось: 1- 1 2- 3 3- ни одного 4- 7 7). Сколько Отечественных войн было в России: 1- 1 2- 2 3- 3 4 — 4 8). Русь с 9 по 12 века называется: 1- Московская 2- Новгородская 3- Владимирская 4- Киевская 9. Во время смутного времени было создано народных ополчений: 1- 1 2 — 2 3 — 3 4 — 4

Слайд 5
Описание слайда:

10). Великая Отечественная война началась: 10). Великая Отечественная война началась: 1- 22 июня 2- 8 августа 3- 1 сентября 4- 1 августа 11).Эпоха дворцовых переворотов была в: 1- 16в. 2- 17в. 3- 18в. 4- 19в. 12). Перестройка в СССР связана с именем: 1- Брежнева 2- Ельцина 3- Андропова 4- Горбачева

Слайд 6
Описание слайда:

13). Знаменитая стена была построена в: 13). Знаменитая стена была построена в: 1- Париже 2- Берлине 3- Лондоне 4- Москве 14). Северной Венецией называют: 1- Петербург 2- Москву 3- Владимир 4- Мурманск 15). Россия участвовала в войне: 1- Семилетней 2- Столетней 3- 30-летней 4- 15-летней

Слайд 7
Описание слайда:

16). «Золотой век русской культуры» был в : 16). «Золотой век русской культуры» был в : 1- 18в. 2- 1 пол. 19в. 3- 2 пол. 19в. 4- нача.20в. 17). 1 патриарх всея Руси был: 1- Илларион 2- Тихон 3- Филарет 4- Иов 18). Норманнскую теорию происхождения русского государства создали: 1- немцы 2- французы 3- русские 4- англичане

Слайд 8
Описание слайда:

19). Россия никогда не была: 19). Россия никогда не была: 1- княжеством 2- империей 3- королевством 4- царством 20). Христианство на Руси приняли из: 1- Германии 2- Византии 3- Волжской Болгарии 4- Палестины

Слайд 9

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/velikie_lyudi__velikaya_rossiya_delovaya_igra_dlya_911_klassov

«Великие люди великих народов»

  Городской ученический парламент МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» успешно принимает участие во всероссийской программе «Мы вместе», организованной с целью развития  межкультурного взаимодействия в молодежной среде, пропаганды  межкультурного мира и согласия.

ведущая Саша Тестова

Конкурсная программа «Мы вместе!»состоит из четырех блоков, в каждом из которых заявившиеся команды,  выполняют определенные задания.    За выполнение заданий каждого блока начисляются баллы.

      1. За видеоролик «Будем знакомы!» команда «Здорово» получила максимальную оценку 6 баллов.
    1. Для конкурсного задания «Копилка добрых дел» команда организовала и провела на уровне города  небольшие полезные добрые дела, направленные на пропаганду межкультурного мира и согласия: игру брейн-ринг «Герои Крыма», игру дебаты школьных лидеров и социологический опрос в школах города на тему «Что такое патриотизм для тебя?».
  1. С целью знакомства молодежи и населения города с выдающимися личностями народов России командой были изучены  подвиги и достижения представителей различных народов России, подготовлена и проведена городская игра«Великие люди великих народов».
Читайте также:  Летний поход. сценарий

Игра проходила в необычном  формате — «аукцион идей», а участникам необходимо было представить как можно больше фактов  об наиболее известных людях  России.

Старшеклассники  школ № 1, 11, 12, 14, 15, 16 и УВК «Интеграл» внимательно  исследовали биографии  своих героев и собирали необходимую информацию.

Алина Зимина

Мероприятие прошло очень интересно, нам  удалось узнать много нового о Семёне Эзровиче Дуване, городском голове Евпатории, одном из самых ярких представителей городского самоуправления Таврической губернии; Амет-Ха́н Султа́не, советском военном лётчике-асе, участнике Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза (1943, 1945) и других.

участники игры

А знаете ли вы, что у главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова пять дочерей и трое сыновей, и он желает усыновить ещё двоих детей?

Или про то, что известная певица Земфира хотела устроиться работать преподавателем  музыки в детский сад?

А про то, что  первая в мире  женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова по результатам медицинского обследования и уровня подготовки  женщин-кандидатов в космонавты была определена  на последнее место, но все же была избрана благодаря своей политической деятельности?

Судьи:  Огурцова Е.А., педагог дополнительного образования,

Калугина Г.В., педагог дополнительного образования,

Филипенко Егор, обучающийся 10 класса МБОУ «СШ № 16», спикер городского ученического парламента, оценивали количество и качество фактов. По результатам игры, победителем стала Порошина Арина, обучающаяся 10 класса  и президент МБОУ «СШ № 1».

Арина Порошина

Думаю каждый человек, побывавший на игре, узнал особенностях и талантах великих людей  разных народов России.

Тестова Александра,10-А класс, МБОУ «СШ№16», секретарь ГУПа.

Источник: http://clubinteligr.ru/velikie-lyudi-velikih-narodov

Книги о великих людях России | Издательство «Детская Литература»

«Александр Невский»

С. Т. Романовский

Книга повествует о жизни русского полководца Александра Невского (1220–1263), который возглавил русские войска, отстоявшие северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами.

«Александр Суворов»

С. Григорьев

Историческая повесть посвящена великому полководцу, генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову (1730-1800). Автор описал его жизнь, начиная с 11-летнего возраста.

Основное внимание уделено военным походам, в которых проявился стратегический талант полководца.

Это Прусский поход во время Семилетней войны, две турецкие кампании, а также Итальянский и Швейцарские походы, в последнем из которых русские чудо-богатыри под командованием Суворова покрыли себя неувядаемой славой, совершив переход через Альпы.

Военный талант Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни одного сражения, его патриотизм и храбрость, высокое понимание долга, любовь к солдатам сделали его имя бессмертным в истории России.

«Деды»

В. В. Крестовский

В исторической повести «Деды» широко известного во второй половине XIX века русского писателя Всеволода Владимировича Крестовского (1839—1895) описывается время правления Павла I.

Основная идея книги — осветить личность этого императора, изобразить его правление не в мрачных красках, показать, что негативные стороны деятельности Павла были преувеличены как современниками, так и последующими историками. В книге ярко обрисованы образы представителей дворянских сословий — вельмож, офицеров, помещиков.

Последние главы посвящены генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову, Итальянскому и Швейцарскому походам русских войск в 1799 году под его командованием, переходу через Альпы суворовских чудо-богатырей.

Вступление Н.С. Ивановой «Всеволод Владимирович Крестовский».

Комментированное издание.

«Детство Чайковского»

С. Т. Романовский

Автор увлекательно рассказывает о детстве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840–1893), музыка которого пользуется всемирной славой.

«За землю Русскую»

В сборник Куликовского цикла вошли четыре памятника древнерусской письменности: «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

В первых двух повестях рассказывается о монголо-татарском нашествии на Русь, о разрушении городов, гибели и угоне в плен населения, о запустении Руси.

В следующих произведениях повествуется о ее возрождении и о призыве великого московского князя Дмитрия Ивановича к русским князьям объединиться на битву, о сражении и победе на Куликовом поле.

Перевод с древнерусского, составление, предисловие и примечания Л. А. Дмитриева.

«Космическая азбука»

В. Горьков, Ю. Авдеев

Книга посвящена покорению космоса человеком. Авторам удалось рассказать о научных и технических открытиях простым образным языком, понятным любому школьнику.

В ней приводится огромное количество интереснейшей информации. Читатель становится соучастником смелых экспериментов, научных опытов.

В доступной форме изложены такие сложные понятия, как ракетный двигатель, космический спутник, ЦУП и т. д.

«Малахов курган»

С. Григорьев

В исторической повести «Малахов курган» Сергея Тимофеевича Григорьева описаны события обороны Севастополя в 1854—1855 годах, во время Крымской войны. Город был осажден с суши и моря совместными военными контингентами Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства, во много раз превосходившими силы русской армии и флота в Крыму.

Автор создал героические образы адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина, сражавшихся рядом с офицерами, матросами и простыми жителями города и погибших в боях. Участники Севастопольской обороны навеки покрыли себя неувядаемой славой.

Центральный образ в книге — девятилетний юнга Веня, храбро сражавшийся на бастионе рядом с матросами во время осады города.

Комментированное издание.

«Минин и Пожарский»

Владимир Соловьев

Рассказ о том, как народное ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков (1612).

«Повести о Ломоносове»

В книгу вошли две исторические повести о великом русском ученом М. В. Ломоносове.

В повести «Крестьянский сын Михайло Ломоносов» С. А. Андреева-Кривича рассказывается о юношеских годах Ломоносова, о его стремлении к познанию и образованию. Автор собрал все известные документальные материалы об этой поре жизни Михайлы Ломоносова и на их основе построил свою интересную повесть.

«Повесть о великом поморе» Н. А. Равича посвящена деятельности Ломоносова в Петербургской академиии наук, его борьбе за русскую науку, за открытие первого университета в России. В ней рассказывается о  работах Ломоносова в различных областях науки, литературы и искусства, о самоотверженном служении своему народу.

«Рассказы Начальной русской летописи»

В издание вошли рассказы из «Повести временных лет» — первой русской летописи, составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 году на основании предшествующих, не дошедших до нас летописей XI века и различных древнерусских и византийских источников. Рассказы повествуют о начальном периоде истории восточных славян — предков современных русских, украинцев и белорусов, о Киевской Руси, ее князьях, многочисленных городах и ее богатой культуре.

Научный редактор, составитель и автор послесловия академик Д. С. Лихачев. Перевод с древнерусского и пояснения Т. Н. Михельсон.

«Рассказы о Екатерине Великой»

Сергей Алексеев

Рассказы известного детского писателя, знатока отечественной истории С. Алексеева об императрице Екатерине Великой, стоявшей во главе Российского государства во второй половине XVIII в. и много сделавшей для процветания страны и народа.

«Рассказы о Кутузове»

Сергей Алексеев

В этой книжке помещены рассказы известного детского писателя, знатока отечественной истории С. Алексеева о фельдмаршале Михаиле Илларионовиче Кутузове, о Бородинском сражении и оставлении Москвы русской армией во время Отечественной войны 1812 года.

«Рассказы о Петре I»

Сергей Алексеев

В этой книжке помещены рассказы известного детского писателя, знатока отечественной истории С. Алексеева о преобразованиях царя Петра I, о том, как стремился он сделать просторы нашей страны  более обширными, а людей — образованными и просвещенными.

«Рассказы о Суворове»

Сергей Алексеев

В этой книжке помещены рассказы известного детского писателя, знатока отечественной истории С. Алексеева о жизни великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730—1800).

«Рассказы русских летописей XII-XIV вв.»

В книгу вошли избранные рассказы из русских летописей, повествующие о событиях истории Руси XII-XIV веков: о выдающихся русских князьях – Владимире Мономахе, Всеволоде Большое Гнездо, Александре Невском и многих других; о княжеских распрях и борьбе за киевский стол; о жизни в Новгороде, Владимире, Москве и других городах; о монголо-татарском нашествии на Русь; о победе великого князя московского Дмитрия и русской рати над Золотой Ордой на Куликовом поле в 1380 году.

Предисловие, подбор текстов, перевод (пересказ) и пояснения Т.Н. Михельсон.

Научный редактор академик Д.С. Лихачев и д.ф.н., проф. МГУ им. Ломоносова А.А. Пауткин.

«Смутное время. Рассказы о русских царях и самозванцах начала XVII века»

Сергей и Валентина Алексеевы

Cобытия, о которых рассказывается в книге, происходили в начале XVII века. На Руси появились цари-самозванцы. Вначале Лжедмитрий I, затем Лжедмитрий II, потом и другие. Забурлила, закипела страна. Разделились люди на тех, кто был за царя настоящего, и тех, кто поддерживал царей-самозванцев. В историю Русского государства эти годы вошли под названием Смутное время.

«У Дона Великого на берегу»

Геомар Куликов

В исторической повести «У Дона Великого на берегу» рассказывается о подготовке к Куликовской битве и на Руси, и в Золотой Орде и о сражении на Куликовом поле 8 сентября 1380 года между русской ратью и монголо-татарским войском, которое закончилось победой русских воинов.

В битве погибло очень много защитников Отечества, но победа показала превосходство русских над монголо-татарами. Это было важнейшее событие для исторической судьбы Русского государства.

Центральное место в книге занимает образ великого князя московского Дмитрия Ивановича — патриота, мудрого государственного деятеля, собравшего в период княжеской междоусобицы на Руси большое войско и ставшего в сражении рядом с воинами ополчения. Автор рисует также образы его замечательных сподвижников — князей и бояр.

Прошло более 630 лет со дня битвы за свободу Руси, но подвиг русских людей, наших предков, никогда не забудем мы, их потомки.

«Храбрые славны вовеки!»

В книгу вошли стихи поэтов XVIII—XIX веков о военной доблети русского народа. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, А.А.Блок и другие поэты преклоняются перед русскими воинами, которые, являя чудеса храбрости, одолевали врага, превосходя его умением, сноровкой и упорством.

Комментированное издание.

«Чаша мудрости. Афоризмы, цитаты, изречения»

Часто любой человек, особенно в начале жизненного пути, сталкивается с какой-либо проблемой и не знает, как поступить. Ответы на многие вопросы даст сборник «Чаша мудрости».

Он представляет собой обширный свод афоризмов, изречений, цитат и высказываний ученых, писателей, философов, политических деятелей, ораторов, поэтов, композиторов и художников начиная с глубокой древности и до наших дней.

Читатель познакомится с мудрыми высказываниями о различных сторонах жизни человека.

«Юность полководца»

В. Ян

В исторической повести В. Яна рассказывается о детстве и юности князя Александра, об избрании его новгородским князем в тяжелое для Руси время монголо-татарского нашествия, когда проявился его полководческий талант. Последние главы посвящены победам Александра Невского  –  над шведами на реке Неве в 1240 году и над немецкими крестоносцами на Чудском озере, в Ледовом побоище в 1242 году.

Источник: http://detlit.ru/series/category/knigi_o_velikih_lyudyah_rossii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector