Воспитание детей: педагогические теории Аристотеля

Воспитание детей. Педагогические теории Аристотеля

Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.

Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме.

Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма.

Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие.

Исходя из своей теории развития, Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющее одно целое.

Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое .

  • В народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период.
  • Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.
  • Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте.
  • “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста.
  • До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи.

С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан — забота государственная:

“Не следует… думать, будто каждый гражданин — сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом .

В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию.

Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/15053

Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

  • (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. А.
  • полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной — чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной.
  • Поэтому в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.
  • Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате «Политика».
  • Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, «от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство», а с другой — «природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может».

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. А. допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца.

Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников — педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда — рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа».

Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в «диких животных».

Гимнастика предназначена для формирования «прекрасного, а не дикого животного», — писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Демокрит

Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».

Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей — «микрокосмосом». Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество.

Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. » Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением.

Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.

Платон

предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Основанное Платоном в Афинах учебное заведение — Академия — просуществовало более тысячи лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира.

По Платону, земная жизнь — преходящий этап движения человека к «истинному бытию» Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием».

Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Вот отчего столь большое значение придавалось самопознанию.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.

Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей.

  • При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать «платонической любовью»).
  • Платон требовал разностороннего воспитания для всех.
  • В трактате «Государство» Платон, говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию.
  • Он полагает, что надлежит обеспечить «для тела гимнастику, для души музыку».
  • В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания — «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

В идеальном обществе, которое представлено в «Законах», руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни.

Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование». В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом «золотую середину».

Читайте также:  Литературная игра в 5-9 классах по повести беляева «человек-амфибия»

Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т. е. учитывать личные склонности. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия — подражания настоящим.

В программу всеобщего образования входили обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с «малыми инструментами — воспроизведением настоящих». Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.

Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения.

  • Сократ  — крупнейший представителем философии софистов. Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.
  • Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.
  • Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.
  • Сократ — один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

  • Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.
  • Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов — так называемого сократического метода.
  • Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика.В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя.
  • Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика.

Источник: http://socialpeded.ru/60-voprosov-s-otvetami-po-soczialnoj-pedagogike/211-pedagogicheskie-idei-antichnyx-filosofov-aristotel.html

Аристотель

  • Аристотель (384—322 до н.э.), виднейший философ и педагог античности, являлся учеником и во многом продолжателем идей Платона. Он был воспитателем Александра Македонского (356—323 до н.э.), создавшего крупнейшую мировую державу древности, охватывавшую к последней трети IV в. До н.э.
  • Балканский полуостров, Восточное Средиземноморье и примыкающие к нему Иран, Среднюю Азию и Северо-Западную Индию до реки Инд.
  • Энциклопедические познания самого Аристотеля отражали уровень развития античной науки, достижения которой были им интегрированы в многочисленных сочинениях.
  • В своем Ликее он организовал школу, в которой обучение происходило во время прогулок, по-гречески — перипатегикос — прогуливающийся, отсюда и название школы — перипатетическая. Для своих учеников Аристотель создал ряд трудов, охватывавших всю сумму тогдашнего знания.
  • Прежде всего следует назвать его сочинение «Метафизика», что буквально означает «то, что следует после физики». Этим понятием им обозначался раздел философского знания, посвященный рассмотрению недоступных для органов чувств и лишь умозрительно постигаемых начал всего существую­щего.
  • Аристотелем был создан ряд сочинений по логике, соержащих теорию познания, позднее эти его сочинения были объединены в книгу «Органон».
  • В отличие от Платона, сенсорное восприятие Аристотель трактовал в качестве основы познания. Инструментом познания он называл дедукцию и индукцию в их соединении. В трактовке этики Аристотель исходил из понимания цели всех человеческих дел как счастья, которое достигается в процессе духовного труда, мышления и познания. Духовный труд он ставил неизмеримо выше физического.

В своей «Поэтике» Аристотель раскрыл основы эстетического учения, введя такие понятия, как мимезис, или подражание, и катарсис, или очищение духа в процессе сопере­живания. Эти идеи оказывали большое влияние на развитие эстетической мысли вплоть до нового времени.

Натурфилософские воззрения Аристотеля представлены в книгах «Физика» и «О небесах». Особо следует отметить его трактат «Риторика», в котором обобщен большой опыт классической Греции в ораторском искусстве.

Аристотель определял риторику как средство убеждения, которым должен владеть и оратор, и воспитатель юношества.

Риторическое искусство заключалось, по его мнению, в соединении по особым правилам логического и нелогического, рационального и иррационального, оно связывалось с эстетикой и давало человеку общую способность находить возможные способы убеждения применительно к обсуждаемому вопросу.

Из высказываний Аристотеля по вопросам воспитания можно сделать вывод, что главной его задачей он считал сообщение ученикам основ знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения.

Вопросы воспитания и обучения затрагивались Аристотелем практически во всех его основных сочинениях. Он про­должал развивать идею государственного воспитания и обучения молодежи. Человека он называл «политическим», т.е. «общественным животным». Однако он не принижал и зна­чения семейного воспитания, как это фактически наблюдалось у Платона.

По Аристотелю, семья и семейное воспитание соответствуют особенностям человеческой природы. Воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны соотноситься друг с другом как часть и целое. Главная цель воспитания — формирование у молодежи добродетели.

Воспитание по своей природе должно быть двояким, так как в обществе, по мнению Аристотеля, система «раб — господин» столь же естественна, как в семье «жена — муж». Рабы должны приготовляться к труду, а дети свободных должны иметь необходимый досуг для развития ума и телесного со­вершенствования. Дети аристократов должны получать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять государством

Аристотель уделял большое внимание рассмотрению проблемы факторов, влияющих на развитие человека. Он выделял три основные группы факторов: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание способностей человека в необходимом для общества-государства направлении.

Воспитатель прежде всего развивает душу, которая, по Аристотелю, имеет три части, выполняя различные функции: растительную (питание, размножение), животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познавательная деятельность) Высшие функции возникают на основе низших, вследствие чего сама природа души требует единства различных сторон воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического.

По сути дела, Аристотель первым сделал попытку теоретически обосновать необходимость способствовать с помощью воспитания гармоничному развитию личности. Разум, по Аристотелю, является функцией души.

Умственное воспитание имеет первостепенное значение: его неправильность ведет к деформации души, духовному оскудению.

Поэтому главная задача воспитателя — развивать природу ребенка через совершенствование его разума.

Аристотель подвергал сомнению учение Платона о трансцендентальных идеях, полагая, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска», которая заполняется в процессе жизни, и предложил свою концепцию воспитания и образования.

Рассматривая вопросы воспитания и образования, Аристотель придерживался возрастной периодизации развития детей, предложенной еще пифагорейцами и обоснованной Платоном: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 лет до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а после этого — в школе.

В самом процессе обучения, насколько можно судить по различным трудам Аристотеля, в которых содержатся его соображения по проблемам воспитания и образования, он выделял несколько этапов.

На первом, подготовительном, ребенок должен овладевать умением писать, читать и счи­тать; совершенствоваться физически, занимаясь гимнастическими упражнениями; развиваться эстетически, обучаясь музыке и рисованию.

Читайте также:  Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников

В ходе всех этих занятий у ребенка должно постепенно развиваться логическое мышление.

На этой базе юноши на следующей ступени обучения должны были приобретать традиционные знания о природе и обществе, о человеческой истории. В дальнейшем юноши из кругов аристократии, занимаясь риторикой и поэтикой, должны были готовиться к участию в государственной жизни.

По Аристотелю, образование свободных граждан не должно было иметь трудовой направленности, поскольку производство материальных благ было уделом рабов.

Влияние Аристотеля на последующее развитие педагогической мысли и на практику школы было огромно. Особенно оно ощущалось в эпоху поздней античности и средневековья.

Источник: http://teacher.ozin-ozi-tanu.kz/festival/show/id/37

Античная педагогика. Взгляды Платона и Аристотеля на воспитание

Античная педагогика. Взгляды Платона и Аристотеля на воспитание

Во всех философ. концепциях: воспитание – неотъемлемая важная часть общ. бытия.

Необходимость разного воспитания в обществе для воспроизводства соц. структуры.

Древняя Греция. Школа (schol) – досуг. Демокрит. 460-470 до н.э. – неизвестно. Гл. задача научить хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать. Метод – убеждение и пример. Общение с дурными людьми формирует дурные наклонности.

Сократ. (469-399 до н.э.). Добродетель тождественна знанию, а самопознание – высшая добродетель. Познай самого себя. Рассматривал воспитание как восходящий путь интеллектуального и нравственного развития. Вопросно-ответная форма обучения. Основной метод – убеждение. Роль эвристики.

Платон. (427 – 347до н.э. ). «Государство», «Законы».

Основал философскую школу – Академию. Знание должно приносить радость.

Платон был одним из первых, кто выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания. Воспитание — главная задача государства, в чьих руках оно должно находиться, служить его интересам и его главным сословиям.

Цель воспитания по Платону всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнениюопределенных общественных функций. Общественные функции, выполняемые гражданами, различаются, поэтому различаются и цели воспитания.

В предлагаемой Платоном системе воспитания сочетаются черты афинской и спартанской школ. Организацию и содержание воспитания и обучения он предлагал оформить законодательно.

  • В трактате «Государство» Платон одним из пер­вых выдвинул идею воспитания человека на протяжении всего жизненного пути.
  • Воспитание и обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Новорожденных должны вскармливать кормилицы в гос. воспитательных домах.
  • С 3 до 6 – специальные воспитательницы на площадках вблизи храмов. Подготовка к школе.
  • С 7 лет – гос. школы. Диалоги. Астрономия, математика, диалектика.
  • С 12 до 16 – палестры и гимнасии.

Общая целевая установка воспитания – приближение к добродетели, но сама она варьируется для разных сословий.

Таким образом, понимание Платоном добродетели основано на воспитании у тех или иных групп населения качеств, необходимых им для выполнения различных общественных функций.

В «Законах» образование – то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать.

Существуют 4 основные добродетели: мудрость, присущая правителям, мужество, присущее стражам, благоразумие /умеренность/, присущая третьему сословию, справедливость. справедливость воцаряется тогда, когда все три сословия осуществляют свои добродетели. Благочестие – религиозность, этому должна быть подчинена вся система образования и воспитания.

  • Аристотель создал наиболее полную теорию воспитания в античном мире. Он сторонник воспитания через семью и государство, своим уважением и любовью к семейному началу обозначил одно из важнейших направлений в социальной педагогике.
  • Главная задача государства — воспитание в народе добродетели; нравственное и научное образование важнее всяких войн и завоеваний. Характер воспитания оказывается в функциональной зависимости от характера государственного устройства (например, он должен быть различным при демократии и при олигархии).
  • Вообще же воспитание должно быть гармоничным, включать в себя умственную, нравственную и физическую стороны.
  • Рассматривая вопросы воспитания и образования, Аристотель придерживался следующей возрастной периодизации развития детей: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 лет до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а после этого — в школе.
  • Воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны соотноситься друг с другом как часть и целое.
  • Аристотель полагал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска», которая заполняется в процессе жизни.
  • В самом процессе обучения он выделял несколько этапов. На первом, подготовительном, ребенок должен овладевать умением писать, читать и считать; совершенствоваться физически, занимаясь гимнастическими упражнениями; развиваться эстетически, обучаясь музыке и рисованию. В ходе всех этих занятий у ребенка должно постепенно развиваться логическое мышление.

На этой базе юноши на следующей ступени обучения должны были приобретать традиционные знания о природе и обществе, о человеческой истории. В дальнейшем юноши из кругов аристократии, занимаясь риторикой и поэтикой, должны были готовиться к участию в государственной жизни.

Аристотель выступал за идею развития способностей человека, заложенных природой. Главной задачей воспитания считал сообщение ученикам основ знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения.

Воспитание по своей природе должно быть двояким, так как в обществе, по мнению Аристотеля, система «раб — господин» естественна.

Рабы должны приготовляться к труду, а дети свободных должны иметь необходимый досуг для развития ума и телесного совершенствования. Дети аристократов должны получать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять государством.

Образование свободных граждан не должно было иметь трудовой направленности, поскольку производство материальных благ было уделом рабов.

Образование – процесс и результат усвоения опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Последовательность воспитания в соответствии с тремя частями души. Воспитатель прежде всего развивает душу, которая, по Аристотелю имеет три части, выполняя различные функции: растительную (питание, размножение), животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познавательная деятельность). Одновременно физическое развитие.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца.

Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников — педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он предлагал проводить предварительное обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда — рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа». Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний.

Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в «диких животных».

Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

  • Семья и семейное воспитание соответствуют человеческой природе. До 7 лет – в семье.
  • С 7 лет – под контролем государства, 7-14,
  • 15-21.

Палестры. Мусические и гимнастические. Затем – гимнасии.

  1. Выделял 3 группы факторов, влияющих на развитие человека:
  2.  Внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый им,
  3. Внутренние силы (задатки).
  4.  Воспитание способностей в требуемом для обществ направлении.
  5. Воспитатель развивает душу. Гл. – умственное воспитание.

Источник: https://megalektsii.ru/s35677t9.html

Мысли Аристотеля о воспитании. Аристотель (384 — 322 до н. э.) Виднейший философ Античности, ближайший ученик Платона. В своих философских и педагогических

  1. Аристотель ( до н. э.) Виднейший философ Античности, ближайший ученик Платона. В своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям «Платон мне друг, но истина дороже»
  2. Аристотель полагал, что человек обладает душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) душой разумной – (чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной) Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.
  3. Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является «внутренней-сущностью вещей». Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.
  4. Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь».
  5. Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного воспитания для свободного населения в идеальном государстве.
  6. При этом Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7- летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников — педономов, по его представлению семье( с 5 до 7 лет) должно проводиться лишь предварительное обучение. Далее за воспитание мальчиков с 7 лет должно браться государство.
  7. Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы о теле», «заботы о духе» таким образом «воспитание тела способствовало воспитанию духа».
  8. «забота о теле» Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в «диких животных». Гимнастика предназначена для формирования «прекрасного.
  9.  «забота о духе» В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда – рисование Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.
  10.  Содержание обраования Аристотель выделял три основных блока- Подготовительный блок чтение письмо грамматика арифметика гимнастика рисование музыка логика
  11.  Основной блок Знания о мире, как таковом- история астрономия математика метафизика философия этика политика
  12. Блок знаний Умения и знания необходимые человеку для практической деятельности- риторика поэтика
  13. вывод Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.
Читайте также:  Конспект нод для доу по теме: «наши ноги»

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1260189

Педагогическая теория Аристотеля

Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.

Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме.

Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма.

Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие.

Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.

Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое .

в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период.

Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста.

До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи.

С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан — забота государственная: “Не следует…

думать, будто каждый гражданин — сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом .

В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию.

Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

  • На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования.
  • Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества.
  • Женщина в Риме обладала известными правами (например, в области наследования), но мужчина был полным властелином и над детьми, и над женой.
  • До 4—5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они. оставались в кругу женщин родительского дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье); их также учили музыке, танцам, в богатых семьях—греческому языку.
  • Воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции. Мальчиков приучали к мужским занятиям, и прежде всего учили их владеть оружием. Начальное образование дети небогатых свободнорожденных граждан получали в элементарных школах, которые были платными и частными, в них допускались и девочки.

Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя, и прежде всего греческому языку и литературе.

Под влиянием Греции возникли грамматические школы, где с 12 до 16 лет обучались сыновья богатых родителей.

Им преподавали греческий язык, риторику, давали некоторые сведения из литературы и истории В последние годы республиканского Рима появились школы риторов (ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии,— их готовили к высшим государственным должностям.

С возникновением Римской империи (II в. до н. э.) императоры превратили грамматические школы и школы риторов вгосударственные, задачей которых была подготовка преданных императорской власти чиновников.

Когда христианство было объявлено господствующей религией, на должности учителей стали назначать представителей духовенства; воспитание в семье и школах все более приобретало религиозный характер.

Источник: http://ipreff.ru/pedagogicheskaya-teoriya-aristotelya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector