Адаптация старшеклассников к учебе в средне-специальном и высшем учебном заведениях

Адаптация старшеклассников к учебе в средне-специальном и высшем учебном заведениях

М. В. Бирюкова

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: ТРУДНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Работа представлена межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета. Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент Н. А. Ложникова

В статье рассматривается проблема адаптации первокурсников к обучению в среднем профессиональном учебном заведении. Рассмотрены трудности адаптации студентов и представлена образовательная программа организации процесса адаптации студентов.

Ключевые слова: адаптация, первокурсники, трудности, программа (проект).

M. Biryukova

ADAPTATION OF STUDENTS TO STUDYING AT A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT: DIFFICULTIES, PROBLEMS, METHODS OF SOLUTION

The article is dedicated to the students ' adaptation problem, shows the difficulties of the issue and presents the project of the process organisation.

Key words: adaptation, first-year students, difficulties, programme (project).

Проблема адаптации первокурсников является одной из ключевых в современных исследованиях.

В настоящее время накоплено большое количество данных, свидетельствующих о деструктивном воздействии особых факторов на деятельность и функциональное состояние первокурсников, вследствие возникающего в этих условиях несоответствия между их возможностями и объективными требованиями новых видов деятельности.

В рамках нашего исследования мы понимаем адаптацию студента к обучению как обязательный этап социализации, приведение основных параметров социальной и личностной характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды учебного заведения.

От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависит успешное решение задач начального периода обучения. По данным исследований, студенты, как правило, адаптируются к обучению лишь к концу третьего курса, а наибольший отсев происходит на первом курсе — 89% студентов начинают учебный год в состоянии негативного стресса [3].

И. Н. Симаева выделяет следующие сроки адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально-психологическая адаптация (продолжается до 3 лет) [4].

К середине года (к концу первого семестра) большинство учащихся так или иначе выходят на достаточно успешный уровень функционирования, а на их фоне выделяется группа студентов, испытывающих выраженные трудности (в адаптации) в обучении, общении, внутреннем психическом или физическом самочувствии.

Но помощь в период адаптации необходима не только тем студентам, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми в учебном заведении нормами, но и те кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная требовательность к себе, низкая самооценка и др.). Кроме того, период первой сессии является для студента-первокурсника новым, дополнительным дезадаптирующим фактором,

с которым справиться достаточно сложно в силу уже затраченных на процесс адаптации к обучению психических, эмоциональных, физических ресурсов.

По данным нашего исследования, новые формы и методы обучения представляют трудности для 40% опрошенных; больший (чем в школе) объем самостоятельной работы, слабая осведомленность о правах и обязанностях студентов, правилах внутреннего распорядка — для 67% респондентов.

24% опрошенных обнаружили несовпадение представления о студенческой жизни с реальностью и поэтому оценивают ее как очень напряженную. 26% студентов недовольны своим социометрическим статусом в группе, а 27% имеют трудности в установлении контактов как со студентами, так и преподавателями.

В целом 53% студентов отметили трудности, связанные именно с учебной деятельностью и сложностью учебного материала по ряду предметов (как правило, недостаток базовых знаний). Неблагополучное положение можно отметить с развитием у студентов способности к саморегуляции эмоционального состояния.

28% отметили такие негативные состояния, как повышенную тревожность, немотивированную агрессивность, причины которых им трудно объяснить.

Поэтому одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов организации и рационализации учебно-воспитательной работы со студентами в период адаптации.

К организации процесса адаптации можно подходить с разных позиций: совершенствования методов обучения, разработки новых принципов построения учебных программ и учебников, совершенствования работы внутренних служб учебного заведения, создания психологической службы, индивидуализации процесса обучения и воспитания при условии более полного учета индивидуальных особенностей обучающегося и др. Но во всех этих подходах центральным звеном является личность обучающегося.

Во многих учебных заведениях обычно специально планируются мероприятия, способствующие адаптации первокурсников к условиям учебного заведения. Помимо спецкурсов

ПЕДАГОГИКА

и специально организованных занятий к числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; праздник «Посвящение в студенты»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей учебного заведения, его выпускниками; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Можно выделить общие особенности, применимые к организации процесса адаптации: учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей; рассмотрение целостной ситуации развития личности в контексте его связей и отношений с другими; обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств; самореализация через субъект-субъектные отношения, сотрудничество; кооперация всех субъектов процесса адаптации.

Но, как правило, данные мероприятия проходят вне взаимосвязи друг с другом, при отсутствии единой системы координации этих мероприятий, специально организованной образовательной программы.

Эти положения актуализировали необходимость создания образовательной программы (проекта), направленной на достижение цели данного этапа образования — организации и осуществления процесса адаптации первокурсников, которая учитывает интересы, потребности и индивидуальные особенности студентов, допускает корректировку действий, связанных с изменением внешних и внутренних условий процесса адаптации.

Гуманистическая парадигма развития, саморазвития и самореализации личности теоретически определяет три основных направления педагогической деятельности, поэтому для изменения возникшей ситуации нами были определены основные направления работы по адаптации первокурсников.

• Обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) через механизмы самопознания, рефлексии, целе-полагания, физической и психологической защиты; работа над снятием тревожности и

других негативных эмоциональных состояний, проявляющихся у студентов в начале обучения.

• Создание благоприятных внешних условий для психического и физического существования и развития студента; правильная организация учебной деятельности педагогами.

• Организация специфической микросоциальной (отношения, творческая деятельность, общение, психологический климат и т. д.), способствующей адаптации студента к реальным социокультурным условиям деятельности в учебном заведении; планомерная работа по формированию адекватных учебному заведению взаимоотношений в студенческой группе.

Рассмотрев структуру и характеристики процесса адаптации, выделив его основные принципы, этапы, факторы, проанализировав трудности, с которыми сталкиваются первокурсники [1], мы разработали образовательную программу, направленную на преодоление трудностей, возникающих в период адаптации к обучению в новом учебном заведении у студентов первокурсников, а также дающую возможность сформировать студента как активного субъекта учебной деятельности, обучить его умению планировать, организовывать свою учебную деятельность, полноценно общаться и взаимодействовать в новом коллективе.

Такой образовательный проект является связующим звеном между теорией и практикой, информационной, эмоциональной и деятельностной составляющей процесса адаптации, между новыми получаемыми знаниями, умениями, навыками и активизацией уже имеющихся, между прошлым, настоящим и будущим студента.

Программа психолого-педагогической работы по адаптации студентов первого курса рассчитана на первый семестр, так как за этот период времени студент сталкивается с основными формами организации занятий, новыми видами деятельности, сдает первые «контрольные точки» и зачеты.

Разработка программы была ориентирована, с одной стороны, на интеграцию «разорванных» сегодня диагностику и мониторинг, кон-

сультативной работы, проведение адаптивных мероприятий и др.

, с другой стороны, взаимодействие всех субъектов процесса адаптации: учащегося, родителей, психологов, педагогов, кураторов, значимых сверстников и является основой для организации работы структурных подразделений учебного заведения, студенческих организаций при организации работы со студентами первого курса, разработана с учетом интересов и проблем первокурсников, анализа нормативно-правовой базы и сложившегося в реальной практике опыта работы со студентами первого курса в педагогическом колледже.

При организации процесса адаптации мы исходили из принципа неразрывности учебно-воспитательного процесса, оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы, взаимодействия всех социально-воспитательных служб и субъектов учебного заведения, активно использовали уже имевшийся позитивный опыт прежних лет, сложившиеся традиции, расширяя и углубляя его.

Однако для организации процесса адаптации студентов в учебном заведении необходима творческая разработка новых форм и методов работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов, необходим педагогический инновационный поиск.

Этот поиск осуществлялся на основе изучения интересов, общего интеллектуального развития, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, самосознания, творческих способностей студентов, осмысления свойств интересов личности, определения ее базовой культуры, сформированности ценностных ориентиров, активности жизненной позиции студента, что позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обучения [2] .

В программе выделяются две условные части: стабильная и вариативная. Постоянными являются цель, принципы работы, основные направления работы. Конкретные процедуры, методы работы, формы проведения мероприятий изменяются в зависимости от запросов и от ситуации.

Таким образом, была создана система работы по организации процесса адаптации, результатом которой стала скоординированная деятельность всех субъектов данного процесса, основанная на принципах конструктивного взаимодействия и взаимовлияния.

В соответствии с указанными задачами работа проводилась в следующих направлениях:

1. Разработаны учебно-методические рекомендации для студентов-первокурсников, а также кураторов групп студентов нового набора по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.

2. Разработаны памятки и рекомендации для преподавателей-предметников.

3. Определены, разработаны и проведены комплексные мероприятия, направленные на организацию процесса адаптации студентов первого курса.

4.

Воспитательные структуры колледжа создавали систему работы в период адаптации студентов таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей студентов-первокурсников в период начальной адаптации, способствовали созданию благоприятного психологического климата (атмосферы) в коллективе и учебном заведении в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БирюковаМ. В. Трудности первичной адаптации первокурсников в среднем профессиональном учебном заведении // Роль профессионального педагогического образования в модернизации системы образования Кузбасса: Материалы региональной научно-практической конференции / Под. ред. Власовой С. А., Моцарь С. В., Геровкиной О. Г., Ленинск-Кузнецкий, 2006. С. 21-24.

Читайте также:  Загадки про школу с ответами

ПЕДАГОГИКА

2. Бирюкова М. В., Ложникова Н. А. Социально-психологический портрет первокурсника среднего профессионального учебного заведения // Гуманизация образования. 2008. № 2. С. 80-85.

3. БуговаГ. В. Интеллектуальная продуктивность как показатель психофизиологической адаптации студентов к процессу обучения // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 45. С. 209-213.

4.

Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 129 с.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-k-obucheniyu-v-srednem-professionalnom-uchebnom-zavedenii-trudnosti-problemy-puti-resheniya

Адаптация детей к учебе в старших классах

Адаптация детей к учебе в старших классах

Последним этапом обучения в старшей школе является 10 класс. Этот период для старшеклассника может ознаменоваться возникновением определенных сложностей в учебе, отношениях с родителями и сверстниками. Первые месяцы учебы в старшей школы – это период адаптации школьника к условиям обучения.

Под адаптацией подразумевается процесс приспособления. В данном случае говорится о социальной и физиологической адаптации, которая впоследствии обеспечит полноценное развитие интеллекта учащихся.

Это происходит на фоне успешной школьной мотивации, низкого уровня тревожности, адекватной работоспособности при сохранении оптимального самочувствия и здоровья. Родителям следует быть готовыми к тому, что придется анализировать вместе с ребенком замечания, которые в процессе учебы делают педагоги.

Это необходимо для того, чтобы вовремя заметить и помочь ребенку справиться с возникшими трудностями.

Прежде всего, для этого следует выяснить, с какими именно проблемами столкнулся ребенок, какие предметы даются ему сложнее всего. Ребенку следует осознать, что нынешнее требования к нему выше предыдущих, а также, что критерии оценки его педагогами изменились.

Низкая успеваемость может не только негативно сказаться на самооценке ребенка, но также привести к изменениям в его поведении: замкнутость и подавленность или наоборот агрессивность и злобность.

Особую роль в таком случае может сыграть и обучение навыкам по распределению времени и планированию собственной деятельности.

В 10 классе нередко можно встретить такую проблему, как ярко выраженное стремление у детей отдохнуть после напряженного 9 класса, и перед выпускным 11 классом.

Старшеклассники чувствуют себя уставшими после серьезных экзаменов и принятия важных решений, касающихся своего будущего. Несомненно, старшеклассник нуждается в передышке.

Но в этом есть доля опасности, так как ребенок может очень сильно «расслабиться» и не только потерять рабочий тонус, но также и драгоценное время, которое следует направить на подготовку к выпускным экзаменам.

Очень важно помочь ребенку грамотно распределять время, а также планировать день таким образом, чтобы время на отдых тоже оставалось, а по возможности, оставалось и на дневной сон.

В старшей школе требования педагогов к ученикам увеличиваются, а материал, который изучается, усложняется. Если посмотреть на все это с точки зрения возрастной психологии, то старшеклассники вступают на особенную ступеньку возрастного развития – время ранней юности.

Юность является переходным периодом в жизни человека, который находится между подростковым возрастом и взрослым.

Главным психологическим приобретением этого возраста является открытие человеком его собственного внутреннего мира. А степень самосознания переходит на новый уровень.

Проявляется все это в повышении уровня значимости некоторых ценностей, перерастании самооценок отдельных личностных черт в общее, целостное отношение к себе.

Самой важной особенностью юношеского самосознания является формирование ребенком временной перспективы, обращенной в будущее.

Социальная адаптация, как вариант приспособления человека к социальной среде, предполагает:
1. Способность человека к обучению, труду, а также организации отдыха и досуга.
2.

Адекватное восприятие самого себя и окружающей действительности.
3. Способность к самоорганизации и самообслуживанию, а также взаимообслуживанию в коллективе.
4. Адекватную систему общения с окружающими.
5.

Изменчивость поведения, соответственно ролевым ожиданиям других людей.

Источник: http://oriflowers.ru/adaptaciya-detej-k-uchebe-v-starshix-klassax/

Психологические особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузах

Психологические особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузах

Оглавление

Введение

I. Адаптация в обществе

1.1 Знакомство с новым коллективом

1.2 Контакт с преподавателями

II. Адаптация к процессу учебы

III. Адаптация к новым условиям жизни

Заключение

Список используемой литературы

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды.

Необходимо отметить, что адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта.

Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ней создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности.

Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент — это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.

В контексте целей обучения в вузе, социальная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.

Любое обучение, особенно вузовское, является делом не из легких.

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество.

Первый курс может стать точкой опоры для студента, а может привести к различным деформациям в поведении, общении и обучении. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя».

Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. От успешности адаптации зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в вузе.

Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), недостаточное знание структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в творчестве, науке, спорте и общественной жизни.

При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании образа — «Я».

Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.

Одним из немаловажных этапов, которого не избежать, учась в ВУЗе, как известно, является знакомство и общение с новым коллективом.

Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив — это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально — психологическим закономерностям.

Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения.

В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы.

Если в школе учащегося знали много лет и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный по отношению к нему, то при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получиться совершенно новый статус и позицию в коллективе.

Каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы.

У всех членов нового студенческого коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон, найти «своё место под солнцем», завоевать авторитет и уважение однокурсников.

Существует множество различных критериев проявления личности, такие как: одежда, поведение, поступки, стиль общения, творческие способности, профессиональные способности и т.д.

В процессе социализации студентов в вузе имеет место и влияние старших студентов, как референтной группы. Студенты определённого факультета представляют собой группу с определёнными чертами, которые не так выражены в остальном обществе.

Когда первокурсники попадают в эту группу, они, пытаясь стать полноправными членами, бессознательно перенимают у старших студентов её характерные черты.

Уже в первые недели жизни студентов в вузе можно заметить, что у них появляются ранее не свойственные привычки, манера мышления и даже слова: «лабы» — лабораторные работы, «матан» — математический анализ и т.д.

В процессе становления студенческой группы, учащиеся пытаются выявить рождающиеся у них на глазах небольшие подгруппы. Большую роль для каждого студента играет то, к какой категории он относиться, в какую группу его можно мысленно отнести: к бедным, богатым, трудолюбивым, разгильдяям и т.д.

На первом организационном этапе учебной группы организатором её жизни и деятельности является куратор.

Он помогает студентам, адаптироваться к новым для них социальным условиям, заложить основы благоприятного климата в группе, который формируется постепенно в течении всей «совместной жизни» учащихся в вузе.

Читайте также:  Изучение пдд в начальной школе

С этой целью куратором, психологом и социальным педагогом проводится адаптационные тренинги, совместные выезды куда-либо, массовые мероприятия, такие как день первокурсника, КВН, различные концерты и т.д.

Как правило, такая работа, если она проводилась педагогическим коллективом в тесном взаимодействии и с пониманием важности этих мероприятий, приносит заметные результаты, и уже к концу первого полугодия тревожность учащихся первого курса заметно снижается и появляются первые признаки здоровых, успешных коллективов групп.

Помимо освоения в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми преподавателями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам.

В школе каждый учитель преподает свой предмет на протяжении многих лет и за этот период времени у него складываются свои индивидуальные отношения с каждым учеником, а в сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам.

Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический и нравственный. Логический контакт — это контакт мысли преподавателя и студентов.

Психологический контакт заключается в сосредоточенности внимания студентов в восприятии и понимании ими указанного материала, а также во внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию.

Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. При отсутствии этого контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо затруднен, либо вовсе невозможен.

Переход вчерашних школьников от классно-урочной системы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко происходит довольно больно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы.

Вузовское обучение имеет ряд существенных отличий по сравнению со школьным.

Более того, некоторые школьные стереотипы учебной деятельности не подходят для вузовского обучения и в, некоторых случаях, являются для него препятствием.

В этом случае проявляется известное в психологии явление интерференции, когда ранее усвоенные умения и навыки препятствуют успешному осуществлению последующей деятельности и требуют определенной перестройки.

Какие же стереотипы познавательной деятельности студентов, сформированные в школе, затрудняют обучение в вузе и нуждаются в существенной перестройке?

1. Эти трудности проявляются уже в процессе восприятия и осмысления студентами материала, который изучается. В школе основная работа по осмыслению новых знаний происходит на уроке под руководством учителя с использованием разнообразных методов, облегчающих процесс обучения. А домашняя работа учащихся сводилась главным образом к повторению и заучиванию материала.

Источник: http://MirZnanii.com/a/200842/psikhologicheskie-osobennosti-adaptatsii-studentov-k-usloviyam-obucheniya-v-vuzakh

Адаптация первокурсников к новым условиям обучения

Адаптация первокурсников к новым условиям обучения

В законе Российской Федерации «Об образовании» образование определяется как целенаправленный про­цесс воспитания и обучения в интересах человека, об­щества, государства.

Сам образовательный процесс представляет собой относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование ко­торой происходит по специфическим законам педаго­гической науки.

При этом социально-экономические аспекты общества существенно влияют на определение стратегической цели образования, исходных образова­тельных ценностей.

В докладе Международной комиссии по образова­нию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, предложено четыре основополагающие цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить ра­ботать, научить жить.

Одной из наиболее важных проблем в современном техникуме является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов.

Адаптация – это динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Адаптация молодого человека в среднем профессиональном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий.

Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Для эффективного решения данной проблемы изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в колледж; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в колледже; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего проведения.

Одним из важных моментов является совместная работа куратора группы и психологической службы колледжа.

По просьбе куратора психологом проводится психологическая диагностика студентов с целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности.

По результатам диагностики и по мере необходимости психологом проводятся индивидуальные консультации, беседы студентов по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений. Результатом такого сотрудничества будет являться улучшение адаптационных возможностей студентов к специфическим условиям.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

в новую социальную среду;

в учебно-познавательный процесс;

в новую систему отношений.

Бывшие школьники, поступающие в колледж – только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых,  жизненные планы не определены.

От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков, зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее.

Специфика процесса адаптации определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в ссузе для успешного овладения программой.

Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе.

Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и колледже. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения.

Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

Большое количество работ посвящено исследованию адаптации личности в различных группах и коллективах: М. Н. Будякина, А. А. Русалинова, А. М. Растова, Н. А. Свиридов, Е. В. Таранов, А. И. Ходаков и другие.Проблема социально-психологической адаптации личности широко исследуется и в зарубежной психологии: Фрейд З., Адлер А., Эриксон Э., Олпорт Г., Роттер Д., Роджерс К. и другие.

В современной психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Налчаджян А.А. указывает мнение Ж. Г.

Сенокосова, что «сущность адаптации — приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями среды (объекта адаптации).

При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потере целостности.

В результате возникает адаптивная ситуация, когда система (или ее отдельные элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный, целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с новой природной и социальной средой».

В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:

1.Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

  1. Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  2. Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.

К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии проходят благополучно, в результате — у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации.

Кризис в адаптации — это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности, выход, из которого осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности.

Адаптационный период состоит из нескольких этапов:

1) адаптационная неделя; цель — знакомство, снятие стресса от первичного контакта и обеспечение необходимой информацией для возможности свободного ориентирования к началу учебного процесса

2) период интенсивной адаптации (привыкание) (сентябрь-декабрь): цель – диагностика и помощь в налаживании взаимодействия

Читайте также:  Скороговорки для развития речи у детей 7-8 лет

3) период коррекционной работы и психологического сопровождения групп и отдельных студентов 

Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: «Колледж моя первая ступень взросления», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др.

Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором.

В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.

Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в колледже, к поручениям, занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях.

Поэтому в ходе реализации программы по адаптации студентов к условиям обучения в колледже проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.

В процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации. Она характеризуется сочетанием внешних и внутренних трудностей, которые могут приобрести устойчивый характер, перейти в дезадаптированность.

На стадии затрудненной адаптации возникает противоречие между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, стремлениями, ценностными ориентациями студента; между внешним состоянием среды и внутренним состоянием студента, между объективно возникающими затруднениями и недостаточными субъективными возможностями их преодоления.

Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов.

Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.

Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться.

Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Оригинал работы:

Адаптация первокурсников к новым условиям обучения

Источник: http://www.informio.ru/publications/id2767/Adaptacija-pervokursnikov-k-novym-uslovijam-obuchenija

Адаптация студентов к условиям обучения в ВУЗе: психологические особенности и проблемы

Адаптация – это процесс приспособления организма к условиям внешней среды. Адаптация позволяет человеку приспособиться к новым условиям, а также сформировать другие новые способы поведения для успешной деятельности и преодоления возникающих трудностей. Эти новые поведенческие привычки носят индивидуальный характер и формируются по мере накопления и совершенствования опыта.

Психологические особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузах

За свою жизнь каждый человек проживает несколько периодов адаптации.

Адаптация позволяет в новых условиях скомпенсировать недостатки привычного поведения, благодаря адаптации личность может оптимально функционировать в новой обстановке. Если адаптация не проходит успешно, то личность постоянно испытывает дополнительные трудности в деятельности  или в освоении предмета.

Свой первый опыт адаптации ребенок получает в детском саду, следующий в первом классе школы. Следующим важным этапом в жизни человека считается переход из начальной школы в среднюю и затем наступает момент выбора профессии.

Если рассматривать с точки зрения целей обучения в вузе, то социальная адаптация первокурсника предполагает его способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также реализовывать свои потребности и способности, развиваться в новой непривычной для себя среде, не вступая в противоречие с этой средой. Процесс обучения в любом случае и не только вузовское обучение – это нелегкое дело.

Одна их самых важных предпосылок для успешной учебы первокурсника – его своевременная успешная адаптация к условиям обучения в вузе. Этот этап можно рассматривать как начальный этап вовлечения человека в профессиональную деятельность. Первый курс для студента может стать либо точкой опоры, либо привести к изменению поведения, деформациям в общении и обучении.

Именно на первом курсе обучения в вузе формируется отношение человека к учебе, продолжается «активный поиск себя», складывается его отношение к будущей профессиональной деятельности. И даже те, кто окончил среднюю школу на «отлично», не сразу обретают уверенность в своих силах на первом курсе.

Первые неудачи очень часто приводят к разочарованиям, отчуждению, утрате перспективы, пассивности. Кроме того, успешность адаптации зачастую влияет на дальнейший ход профессиональной деятельности человека.

При переходе от общего к профессиональному образованию сложность адаптации состоит не только в том, что меняется социальное окружение, но ещё и в необходимости принятия решений, связанных с выбором будущей профессии, в возникновении тревожности по поводу правильности сделанного выбора, что для многих сопоставимо с нахождением смысла жизни. Первые трудности студента связаны с первичной социализацией в вузе и новыми условиями жизни.

С получением статуса студента молодым людям приходится сталкиваться с рядом таких трудностей как иная система обучения, взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), социально-бытовые проблемы, недостаточное знание принципов работы вуза, его структур и возможностей для самореализации в науке, творчестве и общественной жизни. При этом усиливаются противоречия и возникают новые трудности в самооценке, становлении самосознания и формировании своего «Я».

Если адаптация не проходит успешно, то первыми признаками являются усталость, снижение работоспособности, сонливость, часто подавленное настроение, головные боли, повышение уровня тревожности, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, сопровождающаяся плохой дисциплиной, систематическим невыполнением домашних работ, постоянные пропуски занятий, потеря мотивации учебной деятельности. От того, насколько долго длится процесс адаптации, зависят текущие и будущие успехи студента.

Адаптация в новом студенческом коллективе

Знакомство и общение с новым коллективом – это один и немаловажных этапов, которого, обучаясь в вузе никак не избежать. От обстановки в группе, психологического климата в ней, от того, насколько студентам комфортно и безопасно во время занятий и во взаимодействии с педагогами и одногруппниками зависит процесс адаптации студентов в новом коллективе.

Учебный коллектив имеет двойную структуру. С одной стороны учебную группу можно рассматривать как объект и результат сознательных и целенаправленных воздействий педагогов и кураторов, которые определяют многие особенности студенческого коллектива.

С другой стороны – это достаточно самостоятельно развивающееся явление, подчиняющееся особым социально-психологическим закономерностям.

Отличительной особенностью студенческой группы первого курса является то, это ещё не сложившийся коллектив и в нем нет общепринятых и закрепившихся правил и норм поведения.

В этой студенческой группе каждый – новый человек для каждого другого члена группы. В школе ученика  знали много лет, и он имел определенный статус, не всегда объективный по отношению к нему. Теперь при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получить новую позицию в коллективе и заработать иной статус.

В формировании характеристик данной группы, установлении норм и правил поведения принимает участие каждый член группы. У каждого члена новой студенческой группы есть возможность завоевать авторитет и уважение однокурсников, проявить себя с самых различных сторон,  найти «свое место под солнцем».

Критериев проявления личности существует большое количество, например, поведение, поступки, одежда, творческие способности, стиль общения, профессиональные способности и т.д.

 Влияние старших студентов тоже имеет место в процессе социализации студентов в вузе.

  Студенты определенного факультета представляют собой особую группу с определенными чертами, которые отличают её от других групп и никак не выражены в остальном студенческом обществе.

Первокурсники, попадая в эту группу, стараются стать её полноправными членами и бессознательно перенимают её характерные черты от старшеклассников.

Можно заметить уже в первые недели студенческой жизни, что у них появляется несвойственная манера мышления, новые привычки и даже слова «матан» — математический анализ, «лабы» — лабораторные работы и т. д.

В процессе формирования новой студенческой группы проявляются, рождаются на глазах и небольшие подгруппы.

Для каждого студента большую роль играет та категория, к которой он относится, к какой группе его можно мысленно отнести: к трудолюбивым или разгильдяям, бедным или богатым и т.д.

На первом этапе становления новой студенческой группы организатором её жизни и деятельности является куратор.

Он оказывает студентам помощь в адаптации к новым для них социальным условиям, закладывает основы благоприятного климата в группе, формируемого постепенно в течение всей «совместной жизни» студентов в вузе.

С целью успешности адаптации студентов куратором группы, психологом и социальным педагогом проводятся адаптационные тренинги, совместные выезды, различные мероприятия, например, день первокурсника различные концерты, КВН и т.д.

Обычно такая работа, проводимая с пониманием важности таких мероприятий в тесном взаимодействии педагогическим коллективом,  приносит ощутимые результаты, и примерно к концу первого полугодия заметно снижается тревожность у студентов первого курса, появляются признаки успешных студенческих групп.

Источник: http://ucheba02.ru/articles/article-67.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector