Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Скачать книгу «Оценка качества образования»
Скачать бесплатно в .pdf

В современном образовательном процессе для успешного усвоения знаний необходимо внедрять ориентацию учителя на личность ученика и его саморазвитие. Педагогу нужно помогать детям проявлять природные способности, развивать проявление инициативы, умения самостоятельно принимать решения, мыслить творчески.

  • Для этого требуется активизация учебно познавательной деятельности учащихся на уроке.
  • Проверенные технологии и приемы дают возможность добиться наилучших результатов в изучении математики.
  • Методы активизации познавательной деятельности учащихся учат детей мыслить нестандартно, искать наиболее подходящие решения в каждом случае, позволяют с интересом включиться в урок.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.

После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Деятельность учителя направлена на открытие детям возможности обучаться и достигать новых вершин с применением его личного уровня способностей. Подобный подход отвечает современной концепции образования, ориентированной на личность учеников.

При помощи проверенных и инновационных методов и приемов учитель влияет на активацию деятельности детей, увеличивая их интерес к познанию и желание постоянно самосовершенствоваться.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Необходимость повышения активности учеников

Педагог должен осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы суметь вызвать у детей потребность в творческом преобразовании информации для получения новых познаний.

Активизировать деятельность учеников означает сформировать у них положительное отношение к учебе, вызвать желание поглубже вникнуть в учебный материал.

С этой целью применяются методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Цели активного поведения школьников:

  • продуктивная и оперативная адаптация детей к учебному процессу;
  • развитие и улучшение уровня внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия;
  • повышение уровня самостоятельности, желания проявлять инициативу, творческие способности;
  • усиление у учеников интереса к изучению математики;
  • включение детей в поисковый процесс для познания нового;
  • продуктивная социализация школьников.

Задачи педагога:

  • выявление и создание подходящих условий для стимуляции деятельности школьников на уроках;
  • демонстрация возможности применения активного поведения на уроках математики;
  • использование специальных приемов и методик, способствующих пробуждению и развитию познавательной активности детей на занятиях.

Долгосрочные знаний и навыки дети получают только в процессе активного усвоения учебной программы. Для осуществления подобной деятельности важно сформировать у школьников мотивацию к познанию нового. Это можно сделать, вызвав у них интерес и желание к изучению предмета и желание постигать все его законы.

Именно потому важно использовать приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Компоненты активности детей на уроках предполагают следующие действия:

  • желание и готовность выполнять все задания, которые дает учитель;
  • систематичный подход к учебе;
  • наличие желания повышать свой собственный уровень знаний;
  • стремление вести самостоятельную познавательную деятельность;
  • проявление сознательности при выполнении учебных задач.

С активным участием в уроке всегда граничит самостоятельность ученика.

Активизация работы учеников

Процессом активизации деятельности школьников можно назвать безостановочное побуждение детей к энергичному обучению, преодоление пассивности на уроках, застоя в процессе умственной работы. Наиболее популярные приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках позволяют быстро добиться желаемого результата.

Скачать правила составления анкет
Скачать в .docx

Прием Результат
Работа с учебником Это прекрасный метод закрепления учебного материала. При работе с учебником школьнику потребуется применить навык сравнения усвоенной информации, умение аналитически мыслить. Важно, чтобы этот метод носил эпизодический характер и не применялся на протяжении большей части урока. Данный прием будет эффективным, если использовать в нем следующие задания:

  • поиск в тексте того, о чем не говорил учитель на уроке;
  • поиск нужных определений, математических терминов;
  • объяснение значений определенных слов.

Данные задания способствуют активизации мыслительного процесса школьников и выработке логического подхода к восприятии информации.

Проведение нетрадиционных уроков. Этот метод активизации познавательной деятельности учащихся на уроках особенно эффективен при применении в обучении младших школьников. Можно провести на уроках соревнования, турниры, построить их в форме сказки, сделать интегрированный урок. Подобная деятельность вырабатывает положительное отношение у детей к изучению математики и вызывает стремление глубже овладеть знаниями.
Применение разных способов решения одной и той же задачи Активизация учебно познавательной деятельности учащихся на уроке этим способом имеет немало преимуществ. Дети знакомятся в разными методами, которые используются в математических исследованиях. Освоение основных алгоритмов позволит школьникам получить представление о том, как их применять для решения любой задачи, вырабатывая при этом четкую последовательность действий. Также детям важно научиться видеть скрытую связь между требованиями в заданиях и их условиями.
Дидактические игры Подходят для развития аналитического мышления, умения видеть закономерности, развития внимания, умения ставить задачу и искать пути ее решения.
Выполнение творческих заданий Отлично активизируют познавательную деятельность детей, позволяют находить необычные методы решения задач.
Нестандартные задачи Среди них можно использовать исправление специально сделанных ошибок, разбор интересных математических законов и кажущихся противоречий.

При использовании данных методов ученики начнут активнее включаться в работу на уроке и значительно повысят интерес к обучению.

Основные принципы построения урока математики

Активизация учебно познавательной деятельности учащихся не произведет нужного эффекта, если урок построен неграмотно и без учета психологических и возрастных особенностей детей. Главные принципы организации учебного процесса:

  • четкое продумывание каждой детали урока, с плавным перетеканием одного этапа в следующий;
  • умение уделить внимание каждому школьнику по нескольку раз, чтобы исключить вероятность неправильного освоения материала;
  • эмоциональная подача учителем материала для создания положительного настроя и выработки интереса к обучению;
  • подготовка детей к восприятию материала с помощью создания проблемных ситуаций;
  • оценивание учеников не за конкретный ответ, а за не несколько, учет участия в разных этапах урока;
  • развитие у детей умения мыслить, а не только вкладывать в них  готовые знания.

Использование данных методик поможет не только повысить успеваемость школьников, улучшить их понимание учебного материала, но и поможет воспитать активную личность, имеющую стремление заниматься самовоспитанием и самообразованием. 

Источник: https://www.menobr.ru/article/65294-qqq-17-m5-aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchashchihsya-na-urokah-matematiki

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ Старорачейская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Учитель математики:

Дудина В.И.

2008 год

Содержание: стр.

  1. Актуализация темы «Развитие познавательной

активности учащихся».

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся на

уроках математики.

    1. Методы формирования познавательного интереса учащихся.

    1. Методы стимулирования долга и ответственности.

    1. Методы контроля и самоконтроля.

  1. Система работы учителя по решению проблемы воспитания познавательной деятельности учащихся.

    1. Личностно – ориентированный урок математики в 6 классе по теме «Проценты. Решение задач». Проблема: «Жить или курить?».

    1. Интегрированный урок в 11 классе. Математика и физика. Тема урока: «Логарифмическая функция и ее приложения».

    1. Использование ИКТ в организации проектной деятельности. Урок алгебры в 10 классе. Тема: «Решение квадратных уравнений с параметрами».

    1. Интеллектуальная игра для старшеклассников.

4. Заключение.

1 Введение

Актуализация темы: «Воспитание познавательной деятельности на уроках математики».

Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, от наличия стимулов к усвоению знаний, формированию умений и навыков к приобретению определённых качеств личности. К.Д.Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания» активность рассматривал как мыслительную способность присущую человеку от природы.

Однако чтобы эта способность имела практическое применение, необходимо воспитать у учащихся стремление к активному и сознательному восприятию сообщаемых знаний. Побуждение учащегося к учению является сложной стороной учебного процесса, поскольку оно затрачивает его личные мотивы.

По определению советских дидактиков и психологов под мотивами деятельности понимается всё то, что побуждает человека к сознательной деятельности, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей. Наличие способностей не является гарантией успехов ребёнка, так как при отсутствии мотивации ребёнок не будет включаться в учебную деятельность.

В случае дефицита мотивации имеющие задатки не превращаются в способности, а интеллектуальное и личностное развитие идёт гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях. Такие условия должны обеспечивать самостоятельное стремление ребёнка к развитию, которое, в конечном счете, становится личной потребностью в новых знаниях, умениях и навыках.

В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из за недостаточной мотивации. На практике бывает недостаточная мотивация. Почему:

1) до конца не известны все мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в учение.

2) Не всегда догадываемся, что для ребёнка действительно значимо и может по настоящему мотивировать их в учение.

3) Среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребёнка, может не представлять интереса для другого.

4) Мотивация является ситуационно изменчивой. То, что в одних ситуациях подходит мотивация, а в других нет. Надо научиться воздействовать на мотивацию и свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

2 Активизация познавательной деятельности на уроках математики

2.1 Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и ученика, направленные на решение задач обучения. Методы делятся на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы ученика (упражнения, самостоятельная работа).

По источнику получения методы делятся

1)Словесные методы (источником знания является слово).

2)Наглядные (источником знаний являются наблюдаемые предметы, наглядные пособия).

3)Практические (выполняют практические действия). Словесные: объяснение, рассказ, беседа.

Беседа имеет следующие преимущества: активизирует учебно-познавательную деятельность ученика, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу.

Недостатки: требует много времени, содержит элементы риска (неправильные ответы воспринимаются другими учениками).

Учебная дискуссия – стимулирует познавательные интересы, вовлекает учащихся в активное обсуждение.

Лекция – применяется при блочном изучении темы, в старших классах занимает почти весь урок, обеспечивает законченность и целостность.

Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана).

Наглядные. К средствам наглядности относят: объекты, с которыми учащиеся знакомятся в ходе демонстрации учителя, специально изготовленные плакаты, схемы, геометрические фигуры, демонстрационные приборы и модели, технические средства наглядности – кино, диафильмы, диапозитивы, компьютер.

Практические: упражнения, лабораторные работы.

Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые под руководством учителя, они активно усваивают новые знания. Учитель создает проблемную ситуацию.

Логические методы обучения: индуктивный и дедуктивный. Путем индуктивных рассуждений идет познание исследовательского характера. Дедуктивный метод – метод учебного анализа, учебного синтеза, аналогии, сравнения, обобщения, конкретизации.

Методы можно делить в зависимости от характера познавательной

деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на

1)Объяснительно-иллюстративные (учитель сообщает знания в готовом виде, а ученики воспринимают их, осознают и фиксируют в памяти)

2) Репродуктивные (учитель не только сообщает знания, но и объясняет их, показывает путь, а ученики сознательно усваивают, понимают и запоминают)

3) Проблемное изложение (учитель ставит проблему и сам показывает, как ее решить, а ученики – наблюдатели хода решения)

4) Частично-поисковые (учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска)

5) Исследовательские (учитель управляет процессом, обеспечивает творческое применение знаний).

Таким образом, согласно этой классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности.

2.2 Методы стимулирования долга и ответственности.

Разъяснение общественной значимости учения. Для этого ученикам необходимо показать роль науки как движущей силы.

Разъяснение личной значимости учения. Учителю постоянно приходится сталкиваться с данной проблемой, а тем более учителю математики.

При разъяснении личной значимости особенно трудно беседовать с учащимися, не проявляющими интерес к предмету, с теми, кто не планирует дальнейшее обучение.

А без знаний основ математики сейчас просто нельзя быть грамотным человеком и шагать в ногу со временем.

Метод предъявления учебных требований. Он применяется при разъяснении ученикам правил поведения, правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей школьников.

Метод поощрения и наказания. Все мотивы и интересы сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.

Если на практике применяются только поощрения, и игнорируются наказания, то у ребенка наряду с положительными качествами, могут возникнуть и развиться отрицательные.

Если же применять только наказания, то это может привести к предотвращению появления у ребенка некоторых отрицательных свойств, но вместе с тем – и к недостаточному развитию важных положительных качеств.

Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, с одной стороны открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой – препятствует возникновению отрицательных.

Для психического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания – исправлению отрицательных. Соотношения между теми и другими на практике должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания.

При приобретении новых знаний, умений и навыков предпочтение следует отдавать поощрениям, а наказания свести к минимуму. Если надо исправлять недостатки, которые ребенок не осознает или не желает исправлять, более того, сопротивляется этому, то разумно применять наказания. При низкой самооценке, при неуверенности ребенка в себе и неверии в успех должны доминировать поощрения. При завышенной самооценке, чрезмерной самоуверенности, следует пользоваться наказаниями. Соотношения между ними меняются с возрастом. В подростковом возрасте обращение должно быть более строгим.

Метод поощрения и наказания стимулирует учебно – познавательную деятельность учеников.

К поощрения можно отнести: поощрение оценкой, создание ситуаций успеха путем подбора специальных задач; привлечение учащихся в качестве помощника учителя, поощрения по итогам общественных смотров, привлечение хорошо успевающих учеников в качестве консультантов для оказания помощи отстающим в учебе, награждение грамотами. Учебные порицания применяются путем устных замечаний на уроках, записью, а дневнике, указанием на ошибки и требованием дополнительно работать над их устранением.

Отметка является педагогическим стимулом. Хорошая оценка является поощрением, а плохая наказанием (на один балл выше или ниже той, которую он в основном имеет, действует наибольшей силой).

Педагогическая оценка как средство стимулирования. Она гораздо шире по своему содержанию, чем просто оценка. Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей.

  1. Доброжелательное внимание к человеку. Человеку всегда приятно, когда он вызывает к себе интерес со стороны окружающих людей. Это означает, что его ценят и когда на человека не обращают внимание, когда его как бы не замечают, то это вызывает у него неприятное чувство. Педагог должен обращать внимание на всех, проявлять ко всем интерес.

  2. Одобрение – оценка действий и поступков, словесное высказывание.

  3. Поддержка.

  4. Награда.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы наиболее рационально выбрать методы стимулирования и найти удачное сочетание их с методами организации учебных действий по усвоению нового содержания обучения.

2.3 Методы контроля и самоконтроля.

Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса. Контроль выполняет все основные функции учебного процесса; образовательную, воспитательную и развивающую.

В педагогике сформировались следующие требования к контролю; полнота и всесторонность, систематичность и объективность, дифференцированный подход к учащимся.

Устный контроль осуществляется путём индивидуального и фронтального опросов.

Типичные ошибки устного контроля; не всегда преподаватель обеспечивает полноту контроля, затрачивает очень много времени; на контроль выносится все содержимое материала без выделения главных элементов.

При контроле очень полезно привлекать учащихся к корректировке ответов других ребят; хорошо, если сами ученики задают вопросы по той или иной теме.

Виды устного контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, собеседование, экзамен. Письменный контроль подразумевает проведение контрольных и самостоятельных работ: письменных и лабораторных работ.

При проведении контроля этого вида нужно помогать слабоуспевающим ученикам: давать ответы к задачам, дополнительные рисунки, образцы решения. Особенно значимым на данном моменте является применение работ дифференцированного характера.

Работы составляются в большом количестве вариантов согласно уровню подготовки учащихся.

Письменный контроль я провожу в таких формах: контрольная работа, зачёт, математический диктант, экзамен.

Методы самоконтроля являются важнейшими элементами учебной деятельности учащихся. Но эти методы являются слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников. Учителю необходимо учить учащихся методам самоконтроля: правильная работа с текстом (прочтение, составление плана, работа с контрольными вопросами).

Надо рекомендовать учащимся использовать разнообразные приёмы самопроверки решённых задач приближённая прикидка результата, сверка решения с ответом, проверка одних математических действий другими. Можно практиковать работу в парах.

Умелое сочетание методов контроля и самоконтроля будет способствовать повышению эффективности обучения.

Заключение.

Перед учителем стоит задача организовать урок так, чтобы ему самому было радостно от проведенного урока, чтобы этот урок оставил след в душе и запомнился, чтобы этот урок хотелось провести ещё много раз. И весь успех должен быть направлен на учеников.

Если ученик заинтересовался на вашем уроке, если он ушёл с «искоркой» в глазах, то цель, поставленная учителем близка к достижению. Учитель стимулирует творчество учеников. Не стоит стремиться к тому ,чтобы научить всех учеников и всему в математике. Это просто невозможно, да и не нужно.

Ребёнка надо учить строго индивидуально для каждого уровня развития, а вот перевести из»зоны ближайшего развития»на»продвинутый уровень»это то ,к чему мы должны стремиться.

Приветствую, когда учащиеся находятся в постоянном внутреннем диалоге с учителем, спорит по существу, сомневается и не соглашается до тех пор, пока четко не осознаёт ту или иную позицию (в математике).

  1. Урок

    Школа, в которой я работаю, МОУ «ООШ с. Ступино», маленькая. В ней обучается 50 человек, количество учащихся в классе — 3-7 человек. В школе обучаются представители разных национальностей: русские, корейцы, даргинцы, марийцы, татары.

  2. Урок

    Сущность технологии заключается в том, что на основе знаний системы методических и психолого-дидактических закономерностей систематизированы методы и разработаны приемы активизации мыслительной деятельности с целью формирования математического

  3. Урок

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока.

  4. Реферат

    В настоящее время все больше внимания уделяется повышению эффективности и качества учебного процесса. В этой связи особую значимость приобретает оптимизация учебно-воспитательного процесса, то есть достижение наилучшего результата

  5. Документ

    Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.

Источник: https://refdb.ru/look/2485937.html

Проблема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Проблема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Участник: Абросимова Лидия Фёдоровна, учитель математики, МОУ Гимназия №33 г. Ульяновска.

Проблема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Инициатива: Для школьников познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Учебный процесс представляет собой систему органического единства деятельности учителя и ученика.

Эффективное овладение знаниями и способами деятельности предполагает такую организацию познавательной деятельности школьников, при которой учебный материал становится предметом их активных действий. Считаю проблему активизации познавательной деятельности учащихся в современном образовании необходимым условием успешного обучения детей математике.

Заинтересованным учителям математики могу предложить созданный учебно-методический материал, раскрывающий сущность активизации познавательной деятельности.

Статья:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Активность в учении связана с целенаправленной умственной работой по овладению знаниями и способами деятельности. Наличие цели, её осознание является чрезвычайно важным условием для эффективного обучения. Активное учение всегда связано с его мотивом. Если нет мотива, то нет и не может быть деятельности.

Раскрою дидактические функции некоторых нетрадиционных форм учебных занятий, которые позволяют повышать познавательную деятельность учащихся.

Уроки с применением дидактических игр. Во время игры класс делится на команды (от двух до четырех). Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к математике. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность наших учеников в определенное русло.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

При организации дидактических игр продумываются такие вопросы методики, как цель игры; какие умения и навыки освоят учащиеся в процессе игры; какие воспитательные цели преследуются; какие дидактические материалы и пособия понадобятся; какие выводы следует сообщить учащимся в заключении и т. д. Дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, одна из форм повышения познавательной деятельности учащихся.

Наряду с уроками, где применяются дидактические игры, проводятся уроки-соревнования. Из своей практики прихожу к выводу, что уроки-соревнования можно проводить с учащимися любого возраста. На таких уроках класс делится на команды заранее.

В каждой команде выбирается капитан. Капитан-руководитель команды и помощник учителя. Каждая команда должна участвовать в нескольких конкурсах. Каждый участник команды «приносит» баллы, как себе, так и команде. Последний конкурс обязательно коллективный.

Задание выполняется совместно участниками команды.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся, применяют известный материал, ориентируются в нестандартных ситуациях, сравнивают свои способности с другими.

Чтобы не подвести товарищей по команде играют с большим желанием, прилагая все свои усилия. Уроки-соревнования проводятся чаще всего в конце изученной темы.

Одной из основных целей урока-соревнования является: повысить качество знаний по теме; воспитание потребности в приобретении знаний.

К числу активных форм учебных занятий относится также практикум — один из видов лабораторно-практических работ.

Во время практикума идет отработка умений и навыков; практическое применение теории к решению задач.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, проводится работа в группах таким образом, чтобы каждый ученик принял в ней активное участие и мог самостоятельно доложить о результатах.

С введением ЕГЭ по математике, следует выделить больше учебного времени на повторение материала. Сэкономить время помогает нетрадиционная форма обучения, как лекция.

Лекция позволяет проследить внутри предметные и меж предметные связи, ознакомить с историей вопроса, перспективой его развития, показать значение изучаемого на практике.

Стимулирование работы учащихся обеспечивается чёткой постановкой целей лекции, использованием проблемных вопросов, обсуждение записей, выполненных учащимися по ходу лекции, доказательством отдельных утверждений самостоятельно, подбором собственных примеров и т. д.

Используемые на лекциях мультимедийные технологии, позволяют увеличить объём рассматриваемого материала и способствуют лучшему его усвоению. Лекционная форма занятий по математике открывает перспективы для самостоятельной деятельности учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся ярко прослеживается на уроках-семинарах, уроках-зачетах. Эти формы учебной деятельности готовят ребят к Вузовской системе обучения. Учащиеся учатся систематизировать знания по теме; работать с несколькими дополнительными источниками; учатся писать рефераты, конспектировать.

Приложения

Блок по теме «Уравнения и системы уравнений (алгебра 9 класс)»

Тема 1. Целое уравнение и его корни (2 часа).

Вид урока: лекция.

Дидактическая цель:

1. Ввести понятие и дать определение целого уравнения;

2. Рассмотреть способы решения целых уравнений различных степеней;

3. Включить учащихся в познавательную деятельность, вызвать интерес к изучаемой теме.

Тема 2. Уравнения приводимые к квадратным (4 часа).

Вид урока: практикум.

Дидактическая цель:

1. Применяя теоретический материал, решать целые уравнения способом: разложения на множители; введения новой переменной.

Тема 3. Решение уравнений с параметром (3 часа).

Вид урока: практикум.

Дидактическая цель:

1. Выработка умений и отработка навыков решения уравнений с параметром;

2. Развивать познавательную деятельность учащихся.

Тема 4. Системы уравнений с двумя переменными и способы их решения

(3 часа).

Вид урока: эвристическая беседа, практикум.

Дидактическая цель:

1. Выработка умений и отработка навыков решения систем уравнений с двумя переменными аналитически и графически;

2. Выработка умений решения систем уравнений с двумя переменными с параметром.

Тема 5. Решение систем уравнений второй степени (3 часа).

Вид урока: практикум.

Дидактическая цель:

1. Выработка умений по применению решения систем уравнений второй степени различными способами.

Тема 6. Решение задач с помощью систем уравнений (4 часа).

Вид урока: практикум.

Дидактическая цель:

1. Выработка умений решения задач из различных разделов физики, геометрии, техники с помощью систем уравнений.

Тема 7. Повторение темы «Уравнения и системы уравнений» (2 часа).

Вид урока: семинар.

Дидактическая цель:

1. Систематизация и обобщение теоретических понятий по теме, применение их к решению задач;

2. Формирование представления целостности темы;

3. Развитие познавательной активности, привитие интереса к предмету.

Тема 8. Контрольная работа по теме «Уравнения и системы уравнений» (2 часа).

Вид урока: итоговый контроль.

Дидактическая цель:

1. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками по теме.

Задание к самостоятельной работе (Тема 4.)

Задача: Используя графический способ решения систем уравнений, указать число решений системы (устно).

Вариант-1 Вариант-2

а) x2 + y2 =16, а) x2 + y2 = 25,

y + x2 = 3. y – x2 = 6.

б) x2 + y2 =16, б) x2 + y2 =25,

y – x2 = 5. y + x2 = 6.

в) x2 + y2 = 16, в) x2 + y2 = 25,

y – x2 = 4. y – x2 = 5.

г) x2 + y2 = 16, г) x2 + y2 = 25,

y + x2 = 4. y + x2 = 5.

д) x2 + y2 = 16, д) x2 + y2 = 25,

y + x2 = 7. y – x2 = — 3.

Варианты ответов:

А – одно решение; Б – два решения; В – три решения; Г – 4 четыре решения;

Д – нет решений.

Критерии оценок:

«3» — 3б; «4» — 4б; «5» — 5б.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащимися, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению.

Литература:

1. Абасов З.А. Системный подход при проектировании целей урока /З.А.Абасов//Завуч.-2003.-№2.-С. 68-75.

2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения /В.В.Гузеев.-М., 2001.

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя /Ю.Б.Зотов.-М., 1984.

4. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого /С.Д.Шевченко.-М.: Просвещение, 1991.

5. Загидуллин Р.Р., Смирнова В.Ф. Технология урока (учебно-методическое пособие) /Р.Р. Загидуллин, В.Ф. Смирнова; под ред. Р.Р. Загидуллина.-Ульяновск: УлГТУ, 2007.

6. Лукьянова М.И., Разина Н.А., и др. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика (учебно-методическое пособие) /Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

7. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., и др. Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова; Под ред. С.А.Теляковсвкого.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1992.

8. Макарычев Ю.Н. и др. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса /Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова.- М.: Просвещение, 1992.

Источник: http://www.tilimen.org/problema-aktivizaciya-poznavatelenoj-deyatelenosti-uchashihsya.html

«Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по математике»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по математике»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по математике».

Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №45Звоновой Т.А.

2009 – 2010 уч. г.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях по математике:

а) Устные упражнения.

б) Дидактические игры.

в) Работа с учебником.

г) Самостоятельная работа.

д) Проблемные ситуации.

е) Зачет.

3. Заключение.

Введение.

В настоящее время все больше внимания уделяется повышению эффективности и качества учебного процесса. В этой связи особую значимость приобретает оптимизация учебно-воспитательного процесса, то есть достижение наилучшего результата с наименьшей затратой времени.

Я думаю, что этого можно достичь при помощи дифференциации образования и активизации познавательной деятельности учащихся.

Уменьшение количества учебных часов, отводимых на математику, то есть увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Надо позаботиться, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.Для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это устные упражнения, дидактические игры, работа с книгой, контролирующая самостоятельная работа, проблемные ситуации, зачеты, нетрадиционные уроки.

^

Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности, повышают интерес к изучаемому материалу.

Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой.

В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность отвечать устно, причем они сразу проверяют правильность своего ответа. В отличие от письменных упражнений содержание устных таково, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований, громоздких вычислений.

Они дают возможность судить о готовности класса к изучению нового материала, и степени его усвоения, помогают выявить ошибки учащихся.

^

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.При закреплении изученной темы и повторении материала хорошо и удобно использовать математическое лото. Математическое лото удобно и для групповой, и для индивидуальной работы.

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Ученик достает из конверта карточку, решает упражнение и накрывает ею соответствующий ответ. Если все упражнения решены правильно, то после переворачивания лицевой стороной должен получиться рисунок. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.

Приведу пример карточек математического лото по теме «Все действия с десятичными дробями».

0,8 5,6 5 28,53 0,8 + 1,47 0,8 4 1,75
34,47 0,9+5,53 0,9 7,86х – 2,86х,если х = 0,4. 13,56х + 6,44х,если х=0,6.

Карта ответов.

В курсе математики, особенно геометрии, много серьезных правил, определений и теорем. Как добиться заинтересованного, увлеченного изучения этих понятий? В этом мне помогает игра в «математические карты».Класс разбивается на группы по 5, 6 человек. Желательно, чтобы число игроков в каждой группе было одинаково.

Теперь нужно снабдить каждую группу карточками с заданиями (карточки составляют сами учащиеся, вопросы записывают под диктовку учителя после прохождения каждой темы). Эту игру можно проводить в любой момент урока. На картах записаны вопросы. Карта считается битой, если на вопрос, стоящий в ней, дан правильный ответ. Битая карта откладывается в сторону.

Если ответ неверный, то карта остается в колоде у игрока, который дал этот ответ. В результате проигрывают те, у кого в конце игры на руках остаются карты. В ходе такой игры можно контролировать теоретические знания учащихся и организовать постоянное повторение, причем на игру требуется не более пяти минут урока.

Не надо бояться, что останется незамеченным неверный ответ. В группе всегда найдется ученик, твердо знающий правило, он и разоблачит ошибку.Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают в тетрадь букву- код, соответствующий верному ответу.

Желательно, чтобы по окончании счета у ребят появилось слово.Пример. Применяя приемы последовательного деления, найдите частные: 450:18 ; 315:15 ; 420:28 ; 360:8 ; 2100:15 ; 600:25 ; 425:25 ; 490:14. Заменив частные буквами, вы прочтете название птиц- метеорологов.

н м л и а о г ф
24 45 21 140 15 35 17 25

Так же в своей работе я использую такие дидактические игры как «Математическая цепочка», «Соревнование-эстафета». Большой арсенал игр предлагает нам телевидение.

Это и «Счастливый случай», и «Поле чудес», и «Звездный час», и «Слабое звено».Для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления стараюсь использовать разнообразные приемы и методы. Одно из таких направлений связано с внедрением приемов учебной игры.Игра – это творчество. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

^

Среди всех видов учебной деятельности особое место занимает работа с учебником. Навыки работы с учебником необходимо прививать с младших классов. Для более глубокого изучения некоторых тем знакомлю учащихся с дополнительной литературой.

При работе с книгой использую следующие приемы:

  1. соотношение новых знаний со старыми;
  2. выделение непонятных мест в тексте;
  3. постановка вопросов к тексту и ответы на них;
  4. выделение существенного, главной мысли;
  5. составление плана, тезисов, конспектов.

Если тема урока позволяет организовать самостоятельную работу с учебником, задачником, дидактическим пособием, таблицами, со схемой непременно стараюсь этим воспользоваться.

^

В своей работе я практикую проведение разнообразных самостоятельных работ: обучающих, контролирующих.Пользуюсь следующими видами самостоятельных работ, которые занимают ведущую роль в моей практике.1) Самостоятельная работа с предварительным разбором. (Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями.

Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, затем задание с усложненным элементом.)2) Решение задач с последующей проверкой.

(Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.)3) Многовариантные задания с готовыми ответами (тестами) или перфокартами.

Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций. 4) Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой. 5) Самостоятельная работа с комментариями и показом.

Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.6) Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

После прохождения параграфа провожу проверочную самостоятельную работу. Готовится несколько комплектов упражнений различной степени сложности. В начале работы всем учащимся дается карточка с простым заданием. Решив ее, учащийся берет следующий, и так в течение урока. Степень сложности повышается с каждым следующим заданием.

Следующая карточка выдается только при условии правильного решения предыдущего задания. Так к концу урока определяется группа лидеров, которые и получают наивысший балл. На таких уроках присутствует два соревнования «кто быстрее» и «лучше», что активизирует работу учащихся, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрять наиболее старательных и способных.

^

Чтобы вызвать у учащихся интерес к своему предмету, формирование у учащихся убежденности в реальном происхождении математических понятий и важности математических методов решения практических задач, развития их познавательной активности, способностей, самостоятельности пользуюсь проблемным обучением.

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках маленьких проблем типа: «Что бы это значило?»- и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.Так как же создавать эти проблемные ситуации, какие существуют варианты их постановки?Пример 1.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решение. При решении какой-либо задачи умышленно делаю ошибку:(3х+7)*2-3=17(3х+7)*2=17-3 (умышленная ошибка)(3х+7)*2=143х+7=14:23х=7-7х=0.Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело.

И даю задание: «Найдите мою ошибку». В результате все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями.

Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.Пример 2. Даю на дом задачу и говорю, что у меня не получается. Если же и у вас не получается – прошу обращаться за помощью к любому, но главное — обязательно попытаться решить задачу. Естественно задача вполне решается, и на следующем уроке у всех радостные лица: масса вариантов решений, много логических подходов.

Пример 3. Я оставляю задачу или пример, решаемый на уроке, незавершенным. Ученики вынуждены самостоятельно решать до конца поставленную задачу.Конечно, ученики постепенно начинают разгадывать хитрость учителя, но игра уже захватывает их самих.

В результате математика превращается для них в увлекательную игру, в которой для победы требуются и ум,и смекалка, и смелость, следовательно,- систематичность в подготовке к урокам математики. Пример 4. При введении первообразной и изучении ее основного свойства учащимся предлагаю найти производные функций:

х х х

а) у= — ; б) у= — -5 ; в) у=— +7 .

3 3 3

В результате выполнения этого задания оказалось, что для всех случаев у’=х . Далее ставлю проблему: 1) указать функцию у, для которойу’=х (ответ оказался многозначным, таких функций бесконечное множество); 2) как удобнее записать ответ? (Функции производная которых равна х , имеют вид у=—+ с , где с conct).

После выяснения этих вопросов разрешилась проблема для f(x) на котором промежутке, то всегда ли F(x)+cтожепервообразная для f(x) на том же промежутке? Такая постановка проблемы помогла увязать дифференцирование с новой операцией, интегрированием.

Этим примером постановки проблемы часто пользуюсь при ведении новых понятий и теорем в геометрии.Такие проблемные ситуации можно создать на каждом уроке математики и совместно с учащимися успешно с ними справляться.

Зачеты.

В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо разнообразить формы контроля знаний учащихся. С этой целью практикую проведение зачетов.

На зачет выношу основные теоретические вопросы и задачи, имеющие сравнительно большую образовательную ценность.Каждый ученик на зачете получает карточку, в котором указаны два задания: теоретический вопрос (с доказательством) и задача.

Учащиеся, первым сдавшие зачет, становятся ассистентами и принимают зачет у своих одноклассников.

^

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.

И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании — это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, считаю, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю уроки — путешествия, уроки — турниры, уроки — соревнования и интегрированные уроки, которые тоже проводятся в нетрадиционной форме. Такие уроки я применяю в 5- 8-ых классах, в основном, для обобщения тем. Все эти уроки – уроки-праздники, на которые можно пригласить родителей учащихся, учителей школы.

В конце хочу предложить план открытого урока, проведенного в пятом классе.

Источник: http://dopoln.ru/other/198322/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector