Берестов «честное гусеничное»

Peskarlib.ru > Русские авторы > Валентин БЕРЕСТОВ

Добавлено: 23 февраля 2008  |  Просмотров: 16397

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

— До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. — Жаль, что никто-никто этого не замечает.

Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:

— Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

— Ах так! — рассердилась Гусеница. — Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!

Дал слово — нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

— Уф как я устала! — вздохнула Гусеница. — Совершенно замоталась. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно — не вниз, а вверх.

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. «Какой ужас! — подумала Гусеница. — Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» И Гусеница упала в траву.

А девочка увидела её и сказала:

— Какая красивая!

— Вот и верь людям, — ворчала Гусеница. — Сегодня они говорят одно, а завтра — совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.

— Ах вот что! — догадалась она. — Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.

Валентин БЕРЕСТОВ

Змей-хвастунишка

Однажды Витя сделал Змей. День был пасмурный, и мальчик нарисовал на Змее солнце. Читать…

Валентин БЕРЕСТОВ

Аист и Соловей

Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Читать…

Источник: http://PeskarLib.ru/v-berestov/chestnoe-gusenichnoe/

Валентин Берестов — Честное гусеничное

Здесь можно скачать бесплатно «Валентин Берестов — Честное гусеничное» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая детская литература.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Честное гусеничное» читать бесплатно онлайн.

Берестов Валентин

Честное гусеничное

Валентин Дмитриевич Берестов

Честное гусеничное

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

— До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. — Жаль, что никто-никто этого не замечает.

Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:

— Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

— Ах так! — рассердилась Гусеница. — Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!

Дал слово — нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

— Уф как я устала! — вздохнула Гусеница. — Совершенно замоталась. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно — не вниз, а вверх.

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. «Какой ужас! — подумала Гусеница. — Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» И Гусеница упала в траву.

А девочка увидела её и сказала:

— Какая красивая!

— Вот и верь людям, — ворчала Гусеница. — Сегодня они говорят одно, а завтра- совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.

— Ах вот что! — догадалась она. — Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.

Книги похожие на «Честное гусеничное» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Отзывы читателей о книге «Честное гусеничное», комментарии и мнения людей о произведении.

Источник: https://www.libfox.ru/6321-valentin-berestov-chestnoe-gusenichnoe.html

Методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме: Урок литературного чтения В. Берестов «Честное гусеничное»

Чудеса вокруг нас

В. Берестов «Честное гусеничное»

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

ЗАДАЧИ:

—    продолжать работать над  правильным, осознанным, выразительным чтением  вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

—    формировать читательские умения  и литературных представлений учащихся, необходимые  для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие  полноценное восприятие и понимание произведений и книг

—    формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

—    способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

—    акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.

1.Организационный момент  

Слайд 2

— Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок и отправляться за новыми знаниями. Посмотрите на камень, оказавшийся на нашем пути, прочитайте надпись на нём и выберете для себя то, что вам ближе.

— Ребята, мне приятно, что большинство из вас захотело здесь остаться, ведь именно на уроках литературы мы стараемся познать мудрость жизни.

2.  Проверка домашнего задания.

— Скажите, какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? (Б. Сергуненков «Одуванчик»)

— Какое задание вы выполняли дома? (придумывали продолжение к тексту)

— Давайте проверим, что у вас получилось.

— Молодцы! Ну а сегодня как всегда на уроке  нас ждут чудеса, фантазии, творчество и волшебство.

Работа с текстом сказки до чтения.

— Прочитайте загадку и попробуйте отгадать её. ( на доске)

Расту червячком, питаюсь листком.

Себя обмотаю, потом засыпаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.

— Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.) (Запись отгадок на доске.)

— Представьте себе, что Гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать? (Сказка — на доске)

Слайд 3

— Сейчас я предлагаю вам побыть  в роли волшебников.

— Попробуйте расколдовать автора и название одной удивительной истории. (В. Берестов «Честное гусеничное»)

— О чем  может идти речь в рассказе с таким названием?

– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?

– Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?

( Только человек может дать честное слово.)

— Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное….. («слово»)

— Итак, кто мог дать честное гусеничное слово? (Гусеница — на доске)

Слайд 4

— Посмотрите  на иллюстрацию, которую сделал художник к произведению с таким названием.

–Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает. (О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке)

– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? (девочка, бабочка- на доске)

Работа с текстом во время чтения. 

Проблемная ситуация

– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.

— Как можно узнать, кто из вас прав? (прочитать)

Читайте также:  Включение музыкальных физкультминуток в нод и режимные моменты доу

-Давайте прочитаем текст. (Стр. 128)

Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором).

Образец чтения:

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)

До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, (Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!») А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть ней две золотые полоски. (Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.) 

Жаль, что никто-никто этого не замечает. (Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась? (Что никто не замечает её красоты.)

Но однажды ей повезло (Что же могло случиться однажды?), лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. (Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (она взобралась на самый красивый цветок) Удалось ли Гусенице это? (Да.) Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? (восхищения.)

А девочка увидела её и сказала:

Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!(Оправдались ожидания гусеницы?)

Ах так! — рассердилась Гусеница. (Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.) Согласны ли вы с девочкой?

— Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.) Ребята, вам жалко Гусеницу?)

Дал слово — нужно его держать, даже если ты Гусеница. (Как автор оценил слова гусеницы? («Дал слово – нужно его держать») Согласны ли вы с этими словами автора?

И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. (Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.) Вынула из брюшка  шёлковую ниточку и стала ею обматываться.

(Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?(Стала обматываться) Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? (Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко.

Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)

Трудилась она долго и наконец сделала кокон. (Что сделала Гусеница? (Кокон.) А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.) Слайд 5

Уф как я устала! — вздохнула Гусеница. (Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)

— Совершенно замоталась. (объясните, как вы понимаете это слово). Когда мы так говорим? (Сильно устали. Нитками замотались)

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. (Что сделала Гусеница в коконе? (Уснула)

Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. (Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.)Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона.(Зачем она это делала?)

Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно — не вниз, а вверх. (Гусеница полетела вниз?(нет) Что было странного в её падении? (Падала вверх, не вниз.)

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. (Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? (Девочку)

«Какой ужас! — подумала Гусеница. (Что привело в ужас Гусеницу? )

— Пусть я не красива, это не моя на, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» О чём она подумала? (стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)

И Гусеница упала в траву. (Что случилось с Гусеницей? (Она упала в траву.)

А девочка увидела её и сказала: (Как вы думаете что сказала девочка?)

Какая красивая! (Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)

Вот и верь людям, — ворчала Гусеница. (Почему Гусеница не сразу поверила девочке? (Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)

— Сегодня они говорят одни  завтра — совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. (Какой увидела себя Гусеница в капле росы?) 

Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие раз цветные крылья. (Что же произошло с Гусеницей? 

Ах вот что! — догадалась она. — Со мной произошло чудо. Самое, обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. (Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила  честного  гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)

– Понравилась ли вам эта сказка?

— Менялось ли у вас настроение на протяжении всего рассказа? Почему? Расскажите об этом, используя словарь настроений.   Слайд 6

– Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.

– Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 128).

Физминутка

Утром бабочка проснулась.     Потянулась, улыбнулась.       Раз – росой она умылась.    Два – изящно покружилась.Три – нагнулась и присела.На четыре – улетела.

А на пять – на место села

Работа с текстом после чтения.

– Рассказывая об этом удивительном случае, Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль?

– Найдите в тексте (стр. 129) предложение в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.) (очень важно сдерживать данное честное слово)

– Как называется сказка, которую мы читали?

– Как по — другому можно озаглавить эту сказку?

— Прочитайте слова гусеницы, где она догадалась, что она превратилась в гусеницу. (стр 130)

– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки? (Самое обыкновенное чудо- на доске) 

— Что она называет «самым обыкновенным чудом»?(превращение бабочки)

— Где вы уже встречали эти слова? (Так называется раздел. Возможно, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.)

— В реальной жизни может это произойти?

— Послушайте текст.

Слайд 7

Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Сначала это личинка, затем гусеница, далее куколка и, наконец, из куколки появляется бабочка. Бабочка откладывает свои личинки на растении. Из этих личинок развиваются крохотные гусеницы. Они начинают есть и расти.

В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон, её голова отваливается, она сбрасывает гусеничную кожу, после чего появляется куколка.

Куколка может спать несколько недель или месяцев, однако в это время с ней происходят изменения: спереди образуется шесть ног, а сзади —  четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу.

Она сидит несколько часов,  не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.

— Скажите, чем похожи эти тексты и чем отличаются?( научный, художественный)

— На каком уроке мы можем встретиться с таким текстом?

— Где писал учёный, а где – писатель?

Слайд 8

— Ребята, посмотрите на эту выставку.

Здесь собрана маленькая частичка книг, которые написал  В. Берестов.

Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей, понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)

— Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки  В. Берестова?

Закрепление новых знаний

Слайд 9

— А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и составить 2 «толстых» и 2 «тонких»  вопроса для своих товарищей.

Таблица » толстых ”  и  » тонких ” вопросов.

 толстые   вопросы ?  тонкие   вопросы ?
Объясните, почему…?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…? Кто? Что?Когда? Может…?Будет…? Мог ли…?Было ли? Согласны ли Вы?Верно ли?

Деление сказки на части

— Ребята, давайте вернёмся к нашей загадке. В загадке и в сказке 3 части. Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки.

1. Гусеница   Жизнь гусеницы

2. Куколка    Образование кокона или сооружение кокона, кокон — дом

3. Бабочка     Появление бабочки

— Скажите, важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми?

— Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?

Слайд 10

— Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.

— Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.

Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд. (4)

Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе. (1)

Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше. (3)

Папа рассказывает Коле, как нужно правильно  держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается. (5)

Ученики 3 класса всегда здороваются  со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам. (2)

Читайте также:  Загадки про семью для детей

Слайд 11

— Друга с какими чертами характера вы хотели бы иметь?

Слайд 12

— Прочитайте пословицу: Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

— Для чего я вам напомнила об этой пословице?

 Рефлексия

Слайд 13

— Волшебниками вы были на уроке, теперь я хочу превратить вас в учителей.  Оцените этот урок  с помощью таблицы «понравилось, не понравилось, было  интересно»

— Оценивание работы учащихся на уроке (словесное  и выставление отметок)

— Оцените своё настроение на уроке, раскрасив бабочку.

Домашнее задание.

Перечитать сказку, нарисовать «портреты» героини к каждой части, подписать их словами из текста. 

МБОУ «Кривошеинская СОШ»

Урок литературного чтения

2 класс

Чудеса вокруг нас

В. Берестов «Честное гусеничное»

Потапенко И. Г.

Учитель начальных классов

2012 г.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/01/urok-literaturnogo-chteniya-v-berestov-chestnoe-gusenichnoe

Валентин Берестов Честное гусеничное

С этим файлом связано 10 файл(ов). Среди них: Tekhnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chten.docx, Tekhnologicheskaya_karta_uroka_chtenia.doc, Tekhnologicheskaya_karta_uroka_chtenia (1).doc, Tekhnologicheskaya_karta_uroka (8).docx, Lit_chtenie_2klMoritz.doc, Lit_chtenie_2kl_Morits.pptx.

pptx, 3kl_lit_chtenie_Zima.doc, 3kl_lit_chtenie_Bylina.doc, 2kl_lit_Berest.doc, Sovety_roditelyam_kotorye_khotyat_pomoch_svoim_v_vypolnenii_doma.
Показать все связанные файлы
Образовательная система «Школа 2100», 2 класс.
Раздел VI.

«Самое обыкновенное чудо»

Тема урока: Валентин Берестов «Честное гусеничное».

Тип урока: урок изучения литературного произведения, углубленная работа с текстом.

Цель урока: На примере сказки В. Берестова помочь маленькому читателю видеть красоту в окружающей нас жизни.

Задачи урока:

  1. Обучать приёмам понимания прочитанного: развивать важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; способность полноценно воспринимать художественный текст, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор;
  2. Развивать внимание, творческое воображение, фантазию.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, умение увидеть красоту в окружающем мире, в самых обыкновенных вещах и явлениях.
  4. Оснащение: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в PowerPoint, конверты с картинками, словарь Ожегова, ножницы, запись музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов», книги В. Берестова, простые карандаши, ручки.

ХОД УРОКА. -Я приготовила для вас сюрприз. Он у вас в разноцветных конвертах на партах. Открывайте их скорее!

-Что вы там видите? (Картинки)

— Какие картинки? Перечисляйте их. ( Гусеничный трактор, зеркало, листок, дерево, кукла, солнце)

— А теперь подумайте, на какие группы можно разложить все эти картинки? — Выберите картинки, которые подходят к теме «Весна».-Задание было сложное, но вы с ним блестяще справились. Молодцы!- А кто сегодня видел весенний листок? — А кто видел весеннее дерево? — Все как всегда, просто и обыкновенно. Кажется, что никакого чуда здесь нет. Но все же в природе очень большое количество чудес, и мы попробуем сегодня это доказать.

  1. Работа с текстом до чтения.

1. Чтение фамилии автора и заглавия произведения.

— Откройте учебники на стр. 128. Прочитайте фамилию автора и заглавие текста. («Честное гусеничное»

Звучит как клятва… Кто так мог сказать? (гусеница)

— А если гусеница умеет говорить, то какое по жанру произведение будем

читать? (сказку)

2. Рассматривание иллюстрации.
— Рассмотрите иллюстрацию. И где же тут гусеница? (она превратилась в бабочку)

— Попробуйте предположить, как могла закончить свою клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…» (Предположения детей)… что я самая красивая на свете, … что я не буду больше вредить растениям и т.д.

— Вот сейчас мы и проверим свои предположения и узнаем точно, какую же клятву дала Гусеница.

IV. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение с комментированием вслух по абзацам.

1-2 абзацы. Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

— До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. — Жаль, что никто-никто этого не замечает.

— Чему радовалась Гусеница?- О чем она сожалела?

— Автор словами «плоская рожица, мохнатая спинка» рисует красивый образ?

3-4 абзацы. Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала: — Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно! — Ах так! — рассердилась Гусеница. — Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит! — Для чего Гусеница «взобралась на самый красивый цветок»? — Что она ожидала услышать? А что услышала?- Согласны ли вы с девочкой? — Что решила Гусеница?

5-6 абзацы. Дал слово — нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

— Уф как я устала! — вздохнула Гусеница. — Совершенно замоталась. — Как Гусеница держала свое слово? Легко ли было сделать кокон?

— Какое слово показывает сильную усталость гусеницы? («Уф»)

-Что имела ввиду Гусеница, говоря, что она «совершенно замоталась»? (Устала, утомилась; замотала себя шелковой нитью, она могла употребить это слово и в прямом, и переносное значении) Автор здесь играет со словом.

— Что такое кокон? Точное определение этого слова даст …. Он работал со словарем.

7-8 абзацы. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно — не вниз, а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. «Какой ужас! — подумала Гусеница. — Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» И Гусеница упала в траву. — Что происходило с Гусеницей в коконе? — Как она выбралась наружу? — А вы догадались, почему она «падала вверх»? Автор снова играет со словами.

— Что почувствовала Гусеница, увидев «на том же самом лугу ту же самую девочку»?

— Почему она «упала» в траву?

9 абзац. А девочка увидела её и сказала:

— Какая красивая! — Вот и верь людям, — ворчала Гусеница. — Сегодня они говорят одно, а завтра — совсем другое. — Почему девочка восхитилась бывшей Гусеницей?

— Почему Гусеница не поверила девочке? (она еще не знала, что превратилась в бабочку)

10-11 абзацы. На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья. — Ах вот что! — догадалась она. — Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает. И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.

— Какой увидела себя Гусеница в капле росы? (Она стала красивой Бабочкой)

— Может быть, за душевную красоту Бабочки, за ее честность, верность своему слову природа и наградила ее, сделав такой красивой. Произошло самое обыкновенное чудо.

— Если просмотреть текст, то мы увидим, что слово «Гусеница» везде написано с большой буквы и слово «Бабочка» тоже. Почему? (Это героиня. Это её имя.)

— Какой литературный прием использовал здесь автор? (Олицетворение).

— Давайте на минуту и мы превратимся в бабочек.Утром бабочка проснулась,Потянулась, улыбнулась.Раз – росой она умылась,Два – изящно покружилась,Три – нагнулась и присела,На четыре – улетела.

  1. Работа с текстом после чтения.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.
а) Задание 2 стр. 49 в тетради.— Разделите сказку на 3 части и озаглавьте каждую часть.

…………………дети работают………………………………………

— Как вы озаглавили части?- Ребята, я тоже заготовила свой план. Посмотрите! По-моему, у вас получилось даже лучше!

-Давайте оценим свою работу. (слайд )

Самооценка— Что тебе нужно было сделать в этом задании?

-Тебе удалось озаглавить каждую часть?

— Ты справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

— Ребята, если вы считаете, что успешно справились с работой, дорисуйте лицо солнышку.

б) Задание 3 стр. 49 в тетради. Работа в парах.

— Мы прочитали сказку, поработали над ее содержанием. Нам необходимо определить главную мысль сказки. Работать будем в парах по заданию №3.

— Посовещайтесь вдвоем и отметьте ту мысль, с которой вы согласны. Попробуйте прислушаться к мнению соседа. (слайд )

— Так какая же главная мысль этой сказки? (Не всегда сразу можно разглядеть красоту в обычных предметах. Природа творит чудеса)

— Да, природа способна творить чудеса. Просто надо быть очень внимательными, чтобы они нам открывались. Нам всем нужно беречь нашу природу, ведь её красота делает человека добрее.

Читайте также:  Правила поведения на улице для школьников

— А что Вы можете сказать об авторе произведения, который заметил это обыкновенное чудо? (слайд )— Да, дети, Валентин Берестов — настоящий художник, художник слова. Его стихи, проза, сама жизнь удивительны и чудесны, вероятно, потому, что главный его талант – любовь. Любовь к природе, к людям, ко всему окружающему миру. Поэтому его книги любят и читают дети, они есть в нашей библиотеке, вы тоже можете их взять и прочитать. — А теперь возвращаемся к нашим конвертам.

— Посмотрите, гусеничный трактор, зеркало, кукла.

— Нельзя ли к этим картинкам подобрать другие слова, но из текста?

(Гусеничный трактор – гусеница, кукла – куколка, зеркало – капля росы)

— А хотите сами сотворить обыкновенное чудо? Тогда возьмите листок, сложите его пополам и вырежьте по пунктирным линиям.

……………………(Звучит музыка)………………………………….

— Что у вас получилось? (бабочки)

— Пусть они полетают над цветочной поляной, порадуются наступающей весне. (Дети прикрепляют бабочек на доску, звучит музыка)

— А что же с солнцем? (Предлагаю прикрепить на доску) Ведь это не просто солнце, которое дарит тепло и свет всем живущим на Земле. Это свет ваших сердец, добрых искренних, настоящих. И я желаю вам, мои дорогие друзья, чтобы вы внимательно наблюдали за природой, видели в ней красивые картины и каждый день открывали для себя самые обыкновенные чудеса.

  1. Домашнее задание. (слайд )

-Выбери себе одно домашнее задание по желанию:

а) Задание 1 в тетради, с. 49

б) Подберите стихи, загадки, другой познавательный материал о главных героях сказки.

в) Нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку сказки.

перейти в каталог файлов

Источник: http://referad.ru/valentin-berestov-chestnoe-gusenichnoe/index.html

Тема: В.Д. Берестов «Честное Гусеничное»

Гимназия №10 г. Зеленодольска РТ

Лутфуллина Рафика Ураловна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Урок литературного чтения во 2 классе с использованием элементов критического мышления и ИКТ по проекту «Дети и родители,

жить в сказке не хотите ли?»

(Е. В. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир»

Образовательная система «Школа 2100 )

Тема: В.Д. Берестов «Честное Гусеничное»

Цель: Формирование у детей соответственного отношения к природе.

Задачи:

  • познакомить с творчеством Берестова В. Д.;

  • формировать навыки правильного, выразительного чтения;

  • закреплять умение прогнозировать и анализировать, развивать креативность мышления;

  • учить задавать вопросы, которые стимулируют диалог, желание что-то узнать и критический подход;

  • учить видеть чудо, видеть красоту во всем, быть щедрыми чуткими.

Эмоциональный настрой.

Доброе утро, дорогие ребята.

Сегодня у нас необычный урок. Вместе с вами мы отправимся в увлекательное путешествие, в котором вас ждёт много нового, интересного, необычного. Вам интересно узнать, куда мы отправляемся?

А сейчас каждый из вас побывает в стране Вообразили. Знаете такую? Приготовились. Закройте глазки. Попробуйте представить себе такую картину: ранее летнее утро. Тишина. Вы медленно идете по цветущему лугу.

Каждый цветок, каждая травинка приветствует вас легким поклоном. Солнышко проснулось и ласково улыбается, посылая свои лучики на землю. Вокруг летают красивые бабочки. Все в радостном ожидании чего-то необыкновенного.

Вам передается это радостное настроение. Вы улыбаетесь и думаете только о приятном.

Откройте глазки. Я думаю, что это прекрасное настроение вы принесете через весь урок.

Ребята, как вы думаете, каждый ли человек может заметить эту красоту в обычной жизни?

Я согласна с вами, только очень внимательный, наблюдательный человек способен это заметить.

Слова Паскаля (слайд №1)

Воображаемая картина (слайд №2)

Как эту красоту увидел автор В. Берестов, мы сегодня и узнаем на уроке. Об авторе. (Слайд №3)

Валентин Дмитриевич Берестов

В. Д. Берестов родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя истории-человека доброго и талантливого. Научившись в 4 года читать, он часто стоял у ворот и ждал почтальона со свежим номером «Чижа» или «Дружных ребят». С тех самых пор он навсегда полюбил детскую литературу. Детство прошло в военные годы. Эвакуация в Ташкент оказалась для будущего поэта решающим этапом в судьбе.

В далеком трудном военном году на улице Самарканда знаменитый поэт Корней Чуковский повстречал мальчика. Мальчик писал стихи и почти умирал от голода. Корней Иванович был человеком очень чутким к беде, он помог Вале Берестову. Так подросток встретился с Чуковским, которому решился показать тетрадку со стихами, героическими балладами и поэмами.

Благодаря Чуковскому его стихи стали появляться на страницах журналов и газет. Лучшие детские писатели страны-С. Маршак, А. Толстой, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер — дарили молодого поэта своей дружбой. Помимо поэзии Берестов увлекался историей, археологией, путешествиями.

Он окончил исторический факультет МГУ, много путешествовал, принимал участие в раскопках Великого Новгорода, затерянного в Туркменской пустыне древнего Харезма. Увлеченный археолог писал повести, занимался переводом и адресовал это взрослым, а свои первые строки для малышей он написал, когда у него появилась маленькая дочь Марина. Так неожиданно для самого себя он начал писать для детей.

Берестов – человек открытия. Наука и искусство прекрасно уживаются в его душе. А еще поэт открыл в себе два новых дара – композитора, певца, исполнителя собственных песен.

Берестов детям (слайд №4)

Кукольная песенка (слайд №5)

Артисты, кукловоды, петрушка (слайд №6)

Прием «Вызов»

(Слайд №7)

Учитель: Эта загадка, которая поможет узнать, кто является главным героем следующего рассказа.

Загадка

Расту червячком, питаюсь листком,

__Г______________________________

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу, но снова весной

__К______________________________

Я вдруг оживаю, свой дом покидаю.

__Б______________________________

Учитель: Представьте себе, что гусеница умеет говорить.

Значит какое произведение мы будем читать? (сказку)

Честное гусеничное В. Берестов (Слайд №8)

Учитель: Какое интересное заглавие, так и хочется его закончить. Добавьте подходящее по смыслу слово «Честное …»

Ч е с т н о е с л о в о

Ч е с т н о е г у с е н и ч н о е

Учитель: А кто так мог сказать? (Гусеница)

Рассматривание иллюстраций (стр. 128 Бунеева «Маленькая дверь в большой мир»)

— О какой героине мы узнали? (О гусенице)

— А где же здесь гусеница? (Превратилась в бабочку)

— Предположите чем могла закончить клятву гусеница?

Гусеница: «Честное гусеничное слово, что…»

Метод «логические цепи» (слайд №9)

  1. Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо. Я стала бабочкой.

  2. Дал слово надо его держать, даже если ты гусеница.

  3. Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно.

Учитель: А верно ли выстроена цепь, мы узнаем позже, когда прочитаем сказку.

Самостоятельное чтение на своих местах.

Чтение с остановками.

Работа в парах. Анализ содержания по вопросам. Метод «толстые и тонкие» вопросы.

1-2 абзацы: Чему радовалась гусеница? Какая она?

Согласны ли Вы с ее мнением?

О чем сожалела гусеница? (Что никто не замечает ее красоты)

3-4 абзацы: «Но однажды ей повезло»

В чем выражалась это везенье? (ее увидели)

Что ожидала услышать гусеница? (Какие у тебя красивые полоски!)

А что услышала она? (Какая гадость…)

Обрадовали ли ее слова девочки? (Расстроили)

Что решила гусеница? (Даю честное гусеничное слово)

5-7 абзацы: Как гусеница держала слово? (она решила спрятаться в кокон)

Легко ли было сделать кокон?

Как она трудилась?

Каким словом играет писатель? (замоталась)

Словарная работа (Слайд №10)

Что имела в виду гусеница, говоря, что она совершенно замоталась?

(Устала, утомилась, замотала себя шелковой ниткой)

8-9 абзацы: Что происходила с гусеницей в коконе?

Как она выбралась из кокона?

Догадались ли Вы, почему она «падала вверх»?

С 11 абзаца до конца:

Почему девочка восхищалась бывшей гусеницей?

Почему гусеница не поверила девочке? (она еще не знала, что превратилась в бабочку)

Какой увидела себя гусеница в капле росы?

После чтения

О чем вы узнали в этой сказке? (О жизненном цикле бабочки)

А кроме превращения гусеницы в бабочку. Что вы узнали вообще о жизни?

Работа со сказкой после чтения.

Работа в группах, центрах.

Центр «Читатели».

Задание: деление сказки на части.

В загадке и в сказке – 3 части. Разделить сказку так, что бы они соответствовали частям загадки

1 часть загадки

1 часть сказки

озаглавливание 1 части сказки

Чтение главной мысли между строк (слайд №11)

Ключевые слова (слайд №12)

Научно-исследовательский центр «Исследователи».

Задание: используя энциклопедию расскажи о жизненном цикле бабочки

Центр «Языковеды».

(Слайд №13) Задание: написать эссе «Для чего нужна людям красота? Что она может?»

(Слайд №14) Высказывание Жан Жак Руссо.

Беседа. Вы слышите последние слова бабочки.

Что она называет самым обыкновенным чудом? (Я стала бабочкой!)

(Слайд №15) Сказка Берестова напоминает по идеи сказку Г. Х. Андерсона «Гадкий утенок».

Чудо в том, что в сером слоне можно увидеть розового слона, если он добр, весел и великодушен. Чудо – это надежда автора. А надежда может совершать чудо!

Что бы наша земля, планета оставалась цветущей, поющей на разные голоса, чтобы люди умели видеть красоту во всем, были щедрыми, чуткими. Надо научится беречь нашу землю, ведь ее передают в твои руки!

Бережное отношение к природе (слайд №16)

Как много чудес в природе! Надо быть внимательным, что бы они тебе открывались. (Слайд №17)

Красота спасет мир! Достоевский (Слайд №18)

Красота глазами детей (Слайд №19)

Домашнее задание. Ответь на вопрос: «За что наша планета может сказать тебе спасибо?»

Источник: http://beestudy.ru/tema-v-d-berestov-chestnoe-gusenichnoe/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector