Беседа на тему «Вежливость» в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное, «Речевое развитие», «Физическое развитие»

«Речевое развитие»:

  •  Учить эмоционально и активно участвовать в диалогах
  • Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать нравственные качества: вежливость,  уважение к старшим
  • Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей

«Познавательное развитие»:

Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц и поговорок о вежливости

«Физическое развитие»»

Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости

Предварительная работа: создание специальных ситуаций требующих вежливого обращения. Рассказы воспитателя из своего детства «Как я маленькая училась вежливости». Наблюдение за взаимоотношениями детей в играх, быту, чтение произведений с эстетической основой.

Ход занятия:

Ведущий: Ребята, подумайте и скажите, кого мы можем назвать вежливым человеком? (ответы детей)

Ведущий: Правильно, вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, приветлив и внимателен. Если его о чём — то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести подать, помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.

Ребята представьте себе, что вы живёте в мире, где никто никогда не говорит: «извините», «простите», «Пожалуйста». Что по вашему мнению могло бы случится «Почему нам нужны такие слова?» (ответы детей)

А теперь назовите мне, какие вы знаете вежливые слова? (ответы детей).

Ведущий: Если кто-нибудь сделает что-то для вас, то следует сказать: «спасибо». Если кто-то скажет вам «спасибо», то вам следует ответить «пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули, то следует сказать «извините пожалуйста».

Ведущий: Чтобы убедиться, что вы действительно все поняли, давайте поиграем в игру. Игра заключается в том, что вы хором будите вставлять вежливые слова в мой рассказ.

«Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы, вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком, Вова встал и сказал женщине: «садитесь» (дети хором «пожалуйста»).

Женщина вежливо поблагодарила мальчика Вову (дети хором «спасибо») Неожиданно трамвай остановился, Вова тут же упал и толкнул сильно какого-то мужчину.

Мужчина рассердился на  мальчика, а Вова сразу же сказал (дети хором «извините пожалуйста»).

Молодцы!  Хорошо справились с заданием.

Ведущий: Ребята случалось ли кому-то из вас вмешиваться в разговор других людей? Огорчались ли они? Были ли они довольны? (ответы детей)

Ведущий: Когда вы можете вмешиваться в разговор?

Дети: Только если это важно и срочно.

Ведущий: Когда вы не должны прерывать разговор, независимо от того насколько важно для вас решить какой-то вопрос?

Дети: Когда люди не хотят, чтобы их перебивали, или когда они очень расстроены.

Ведущий: Кто ребята нам расскажет, как можно вежливо вмешаться  в разговор двоих детей или взрослых?

Дети: Встать так, чтобы вас видели, дождаться ответа. Если ответ «нет» примите его и уйдите. Если ответ «да» скажите спасибо и быстро изложите причину, по которой вы вмешиваетесь в разговор.

Ведущий: А сейчас давайте поупражняемся (разыграть случаи, подготовить детей заранее).

Ведущий: Закройте глаза и представьте себе мир, где все делятся друг с другом. Нет голодных и бездомных, у всех есть жильё. Представьте себе мир, где никто не толкается, не старается схватить что-то или влезть без очереди. Где все люди добры друг другу и вежливы.

Откройте глаза, как вам понравился мир, в котором вы только, что побывали? Что вы думаете? Хотели бы вы жить в таком мире? (ответы детей)

Ведущий: А это вполне возможно – иметь мир похожий на этот. Когда мы все научимся жить хорошо, в мире, быть добрыми, вежливыми, помогать друг другу, все это окажется возможным.

А сейчас немного развлечёмся и попробуем сделать то, о чём мы говорили.

Ведущий: Давайте поиграем в игру «Музыкальные коленки». (Дети встают в круг,  держась за талию стоящего впереди.  Когда заиграет музыка, они начинают двигаться по кругу. Когда музыка останавливается, каждый ребёнок должен сесть на колени и не упасть.) 2-3 раза

Ведущий: Молодцы! Никто никого не подвёл, не упал. А теперь поучимся говорить друг другу комплементы.

Ведь очень приятно, когда кто-то говорит о тебе приятное, хочется стать ещё лучше добрее, чтобы некому не было обидно.

Я ваши имена написала на листочках, чьё имя вы вытяните тому и будем говорить комплементы: «У тебя красивые волосы!», «У тебя красивое платье!», «Оля очень добрая, она угощает меня конфетами» и т.д.

Ведущий: И с этим заданием справились. Егор Саша, Маша и  Кристина очень много сказали хороших и добрых слов о детях.

 Ну а сейчас мы с вами все станем журналистами и будем учится брать интервью у своих товарищей. Интервью это когда задают вопросы, а кто-то на них отвечает (снова вытягивает листочек с именем).

Ребёнок выходит, а остальные задают вопросы.

Можно спросить у своего товарища: « Что ты любишь кушать? Какая твоя любимая игрушка? В какие игры  ты любишь играть? Помогаешь ли маме дома?» При этом не забывайте сказать «скажите пожалуйста» (вопросы детей).

Ведущий: Молодцы дети! На следующем занятии, мы ещё поучимся делать друг другу комплементы и брать интервью.

Итог: О чём сегодня мы говорили с вами? (ответы детей).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/konspiekt_etichieskoi_biesiedy_v_podghotovitiel_noi_ghruppie_viezhlivyie_slova_i

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: Организованная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Царство вежливости и доброты»

Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи:познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов; воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям; развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Словарная работа: вежливость, доброта, вежливые слова (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи, )

Предварительная работа: беседа о вежливости, о значение вежливых слов; чтение художественных произведений; разучивание физкультминутки.

Оборудование:  Цветы, корзина, шапочка гуся,сердечки, фонограмма песни «Улыбка».

Ход организованной образовательной деятельности

Орг. Момент. Вводная беседа

— Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками в нашем  сегодняшнем путешествии.

А посетим мы с вами чудесное царство. В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге.

Называется оно «Царство вежливости и доброты».

2. Основная часть «В царстве вежливости и доброты».

1.) Беседа о «вежливых словах».

-Кто помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Доброе утро.)

-Приятно ли вам было услышать его? Почему? (ответы детей)

— Произнося эти слова, мы желаем людям приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко»:

  • Солнышко ясное встало.
  • — Доброе утро!
  • -Сказало.
  • -Доброе утро!
  • -Кричу я прохожим,
  • Веселым прохожим,
  • На утро похожим.
  • Но если, проснешься,
  • -А дождик в окно
  • Стучит да стучит
  • И без солнца темно?
  • Доброе утро,
  • Друзья, все ровно.
  • Придумано мудро:
  • Доброе утро.

— Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно,плохое настроение, нужно все равно говорить: «Доброе утро!» — и сразу станет теплее, радостнее.

-А какие еще слова вам приятно слышать от других людей?(Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи и т.д).

— Слова эти не только приятно слышать, но и приятно произносить. Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

— Вслушайтесь в слово «здравствуйте».  Здравствуйте – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен.

Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

Каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья.

Послушайте стихотворение (читает стихотворение ребенок):

— Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

  • Хоть и были совсем не знакомы.
  • Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали!
  • Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
  • Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
  • Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

— Что же особенного произошло между людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом «здравствуйте» пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

— Есть  еще  одно приятное  слово. Это слово «спасибо».

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

-В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! «Спаси Бог» — превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей! ».

-А что значит слово «до свидания»? (До нового, до скорого свидания)

Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему «До свидания»?

(Что прощаемся не надолго и рады будем увидеть вас снова) .

— Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте», «До свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другие слова? С целью уделить внимание человеку, пожелать ему всего хорошего. А как называются все эти слова? (Вежливые) .

ФИЗКУЛЬМИНУТКА:

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова». И так, начали:

  • Встаньте, пожалуйста,
  • Поднимите руки.
  • Поднимите, пожалуйста, руки!
  • Будьте добры, похлопайте!
  • Потопайте.
  • Попрыгайте, пожалуйста!
  • Тихо сядьте.
  • Тихо сядьте, пожалуйста! МОЛОДЦЫ.

2. Ребята, скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (вежливым, воспитанным, культурным).

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость».

Обещал отцу Петрусь:

Читайте также:  Логопедическая игра для дошкольников

— Я за вежливость возьмусь:

  • Буду всех благодарить.
  • Первым «здравствуй» говорить!
  • Вот мальчишка со стараньем
  • Выполняет обещанье.
  • Видит — утром у сторожки
  • Дремлет сторож на порожке.
  • На посту он ночь не спал,
  • Только — только задремал.
  • А Петрусь как заорет:

— с добрым утром, дед Федот! —

  • Дед ругнул его спросонок:
  • Убирайся, постреленок!
  • Вот Петрусь догнал Яринку
  • Да как дернет за косынку:
  • Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! —

Та отпрянула в сторонку.

  • Как невежливая девчонка.
  • Нес вожатый горку книг,
  • А Петро с ограды — прыг.
  • Чуть не сел ему на плечи:

— Ты, вожатый закричал, —

  • И невежа, и нахал!
  • Петя очень удивлен:
  • Разве был невежлив он?

-Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый вечер). Можно ли назвать Петруся вежливым, ведь он употреблял в своей речи вежливые слова? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

-Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как

употреблять вежливые слова). Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи вежливые слова? (нет)

— Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать — уместны твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить ) .

-Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять вежливые слова, но и употреблять их правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

-Егор покажет вам историю, которая приключилась с одним мальчиком. (драматизация стихотворения «Гусь».):

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

«Не трусь!

  • Быть может,
  • Ото Гусь — ручной,
  • Бежит знакомиться со мной».
  • Но у гуся свирепый вид-
  • Он угрожающе шипит.
  • Щипаться будет?
  • Но и пусть!
  • Я улыбнулся:

— Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось: «Привет»!

-Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика)

-Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался.)

-Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (нет)

-Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому взгляду, доброй улыбке).

-Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, искренне, добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные. Не даром, наверно, в народе говорят, что «вежливое слово и кошке приятно».

-Я вам сегодня хочу открыть один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Где оно находится? (на небе). Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко. Оно, ребята, светит в каждом из нас.

Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть кого обидели. И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку.

Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас? (ответы детей)

-Правильно, это ДОБРОТА!

-Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появилось много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте». (Чтение 3-4 пословиц детьми)

-Вежливости открываются все двери.

-Если доброта, как солнце светит, радуются и взрослые и дети.

-От худого слова, навек ссора.

— Доброе слова лечит, а худое калечит

Закрепление нового материала:

1.) А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет -молчите:

  • Кто из вас, проснувшись бодро,
  • «С добрым утром» скажет твердо?
  • Кто из вас, скажите, братцы,
  • Забывает умываться?
  • Кто из вас в трамвае тесном
  • Уступает старшим место?
  • Кто из вас молчит как рыба
  • Вместо доброго «Спасибо»
  • У кого из вас в порядке
  • Сумка, книжки и тетрадки?
  • Кто быть вежливым желает,
  • Малышей не обижает?

Игра: «Подскажи словечко»(за правильные ответы воспитатель раздает цветы) . Мне еще раз хочется убедится как вы много знаете вежливых слов.

— Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

— Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день) .

— Когда виноваты, сказать поспешите:

«Прошу Вас, пожалуйста (извините)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим ( прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят. (до свидания) .

(за правильные ответы воспитатель раздает цветы)

— А теперь подведем итоги.  Что получилось у нас? (корзина с цветами — корзина счастья) .

— А цветы в корзине – это цветы человеческой души, а именно — ласка, любовь, нежность, доброе слово, забота, искренность, тепло, понимание) .

-Дети, давайте будем щедро каждый день дарить эти «цветы» окружающим! И давайте начнем прямо сегодня.

-Посмотрите, а что это еще лежит у нас в корзине? (сердце)

-Вот где находится «Царство Вежливости и Доброты» (в нашем сердце.)

-А чтобы вы не забывали где, находится наше царство — вам подарки – символ этого царства — наши теплые добрые сердца. (дарятся сердца, заранее подготовленные) .

Звучит Фонограмма песни «Улыбка».

5. Итог.

— И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив.

Ведь это основа — основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым — обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/18/organizovannaya-obrazovatelnaya-deyatelnost-po-nravstvennomu

Этическая беседа на тему «Будь вежлив» в старшей группе

Этическая беседа на тему «Будь вежлив» в старшей группе

Цель: Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц о вежливости.

Задачи:

Образовательные: учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.

Развивающие: развивать навыки разговорной речи, пользоваться в ответах на вопросы разными типами предложений.

Воспитательные: воспитывать желание быть вежливым. Побуждать детей к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки.

Оборудование: Картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его); рассказ В. Осеевой “ Печенье” ; диск с “Вежливой песенкой” муз. Г. Левкодимова, сл. Р. Алдониной.

Предварительная работа. Беседы: “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив”, “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”; Чтение: О. Дриз “Добрые слова”, В.

Осеева “Волшебное слово”, С. Маршак “Урок вежливости”, А. Кондратьев “Добрый день”, Г.

Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; Рассматривание картин, иллюстраций.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Ход занятия.

I. Вступительная часть.

Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его).

Ребята, осмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?

-Возьми, пожалуйста, свой платочек!

А что ответила девочка?

-Спасибо тебе.

Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

II. Основная часть.

А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее…).

А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:

В обмене добрых слов участвуйте И говорите чаще…(здравствуйте) Не проявляйте днем лень Сказать при встрече…(добрый день) Вы после завтрака могли бы Сказать всем поварам…(спасибо).Из вежливости, не из жалости Почаще говори…(пожалуйста).Когда уходишь всем на прощание

Скажи простое…(до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Ребята, я загадаю вам литературную загадку. Воспитатель читает рассказ В. Осеевой “Печенье” и задает вопросы:

-Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?

-Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?

-А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: “Налей нам чаю!” ?

-Почему бабушка и мама молчали за столом?

-Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?

-Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? Поняли ли они свою ошибку?

А как бы вы поступили на месте Мишы и Вовы? Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?

Значит, почему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?

Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.

Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .

Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? ( Передай, пожалуйста, хлеб…)

Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги ,пожалуйста, застегнуть пуговицу…)

Как вежливо попросить игрушку у товарища? и.д.

А кто знает стихотворение о вежливости? (ребенок читает стихотворение С. Я. Маршака

“Ежели вы вежливы”).

Ежели вы вежливы и к совести не глухи, Вы место без протеста уступите старухе.Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду И ежели вы вежливы, поможете вы мамеИ помощь ей предложите без просьбы — то есть сами.И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей, И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

А какие вы знаете пословицы о вежливости? Доброе слово – слаще меда.

Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

Скромность, аккуратность, вежливость украшают человека.

А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:

Из “спасибо” и шапку не сошьешь.

“Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.

Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают “волшебные” слова.

(Раздается стук в дверь). Интересно, это кто к нам пришел? Да это почтальон Печкин принес письмо Свете. А чтобы оно дошло до своего адресата, необходимо передать письмо друг другу с просьбой. Нельзя повторяться, иначе письмо вернется на почту.

Читайте также:  Игра «счастливый случай» для начальной школы, 3-4 класс

Воспитатель: Будь добр, передай письмо Свете.

Дети используют такие слова и выражения:

— Марина, я тебя очень прошу…

— Если тебе не трудно…

— Ты не мог бы…

— Сделай доброе дело…

— Передай, пожалуйста,…и т. д.

III. Заключительная часть.

Давайте споём для Печкина “Вежливую песенку”.

Исполнение детьми “Вежливой песенки” муз. Г. Левкодимова, сл. Р.Алдониной.

Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.

Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым?

Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается…) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)

А теперь попрощаемся с почтальоном Печкиным (повторяться нельзя). Дети говорят:

  •  До свидания…
  • До завтра…
  • До встречи…
  • До скорой встречи…и. т. д.

Почтальон уходит.

Источник: https://multiurok.ru/files/etichieskaia-biesieda-na-tiemu-bud-viezhliv-v-star.html

Этические беседы( Тема: «Вежливость»)

Опубликовано: 10:02:01 28-01-2016

Этические беседы на тему «Вежливость»

Цель: ребёнок должен уметь пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Занятие №1  Тема: «Зачем говорят «здравствуй» (5 -6лет).

Цель: в ходе беседы напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям.

Вопросы к детям:

  • Что вы говорите, когда приходят к нам утром в детский дом гости или другие взрослые?
  • Кому вы говорите ещё «здравствуйте»?
  • Что вы говорите вечером, когда уходят они домой?

Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — это мы узнаем из небольшого рассказа о Вини — Пухе и Кролике.

Вини- Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

  • Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?
  • Но ведь мы же друзья, — удивился Пух.
  • А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? — обиделся Кролик.

Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини- Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая беседу уточнить с детьми: говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику; слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Занятие №2 Тема: «Праздник вежливости» (5- 6 лет).

Цель: в ходе беседы обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

Беседа с детьми: Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. Что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», — подумал каждый из них.

Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны.

Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».

Жители города, устроили праздник, салют, приготовили угощение. Одна злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

— Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:

  • Петя ловко ловит рыбу,
  • Может плотик смастерить.
  • Только «здравствуй» и «спасибо»
  • Не умеет говорить!
  • Чему Петя научился?
  • Чему Петя должен учиться?

Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова,но и уметь их говорить, когда это необходимо.

В свободное время предложить детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

Занятие №3 Тема: «Чего не знал воробышек» (5-6 лет).

Цель: в беседе напомнить детям правила вежливого обращения.

У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны. Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» — говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева.

Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробушков подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? — удивился воробышек.

— Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте). Предложить детям вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

Занятие № 4 Тема: «Вежливая просьба» (5-6 лет).

Цель: в ходе этой беседы помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Ход беседы: с рассказа о Павлике (В. Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке.

Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет.

Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)

Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)

Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста».

(Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2-3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата.

Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время организовать игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь, друг к другу.

Занятие № 5 Тема: «Фея учит вежливости» (5-6 лет).

Цель: в процессе беседы вместе с детьми вспомнить правила вежливого обращения.

Ход беседы: Некоторые дети, не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их, бывает очень обидно, когда детей называют невоспитанными.

Предложить детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.

  • Маша знала слов немало,
  • Но одно из них пропало,
  • И оно-то, как на грех,
  • Говорится чаще всех.
  • Это слово ходит следом
  • За подарком, за обедом,
  • Это слово говорят,
  • Если вас благодарят.
  • И по целым дням ей мама,
  • Про него твердит упрямо:
  • Почему такой пустяк
  • Не запомнишь ты никак?
  • Но молчит она, как рыба,
  • Вместо каждого… (спасибо)

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Ноне у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители,чтобы научить своих детей вежливости. Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым.

Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город.

Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители.

Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь — «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета.

Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда — ваша радость».

Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время организовать игру «Город вежливых».

Читайте также:  День победы. сценарий 9 мая для детского сада

Занятие № 6 Тема: «Еще один секрет вежливости» (5-6лет).

Цель: в ходе этой беседы напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Ход беседы: Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься).

А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»).

  • Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
  • Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино? Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?
  • Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь? Буратино. А что я тебе такого сказал?
  • Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
  • Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю.

Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

  • Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
  • Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)
  • Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:

  • Встретил Витю я, соседа
  • Встреча грустная была:
  • На меня он, как торпеда
  • Налетел из-за угла!
  • Что Витя должен был сказать соседу?

Но — представьте — зря от Вити Ждал я слова… (извините).

Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

  • Мама сильно рассердилась,
  • Без меня пошла в кино.
  • Жалко мне, что так случилось,
  • Но не плачу все равно.
  • Я за шалости наказан,
  • Справедливо, может быть,
  • Только я прощенья сразу
  • Не решился попросить.
  • А теперь сказал бы маме:
  • «Ну прости в последний раз!»
  • Я не плачу, слезы сами,
  • Сами катятся из глаз.

Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становитсятепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».

Занятие №7 Тема: «Воспитанность и вежливость» (5-6 лет).

Цель: вспомнить правила вежливости, в ходе беседы выяснить, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.

Ход беседы: предложить детям послушать отрывок из произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

  • Воспитание, что это? — спросила мартышка.
  • Это много чего, — сказала бабушка. — В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?
  • Спелый банан? — уточнила мартышка.
  • Очень спелый, — кивнула бабушка.
  • Съем! — сказала мартышка.
  • Бабушка неодобрительно покачала головой.
  • Сначала скажу «спасибо», — поправилась мартышка. — А потом съем!
  • Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! — сказала бабушка.
  • Но вежливость — это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!
  • А вдруг он его возьмет?! — испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

Нет! Воспитанной быть не интересно! — сказала мартышка.

А ты попробуй! — Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: — Попробуй!

Что пробовать? — спросила мартышка. — Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

Большое спасибо! — сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. Ты ведь не очень любишь бананы? — спросила она слоненка.

Ты ведь, на верно, их почти совсем не любишь, правда?

Нет, почему же? — возразил слоненок. — Я их довольно сильно люблю.

Вопросы по прочитанному произведению:

  • Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)
  • Почему мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?
  • Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?
  • Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.
  • Да? — сказала мартышка упавшим голосом. — Ну, тогда — на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан. Бери! Это тебе! — сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

Удав, — сказал попугай. — Прими от меня этот прекрасный банан!

Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! — сказал удав, взял банан и протянул его мартышке. Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

В свободное время сделать инсценировку по этой сказке.

Источник: http://a2b2.ru/methods/16050_etnicheskie_besedy_tema_vezhlivost

Беседа о вежливости

Беседа о вежливости.

Цель:

  • уточнить и закрепить представление детей о вежливости;
  • учить употреблять в языке вежливые слова: пожалуйста, извините, спасибо, прошу, здравствуйте, до свидания;
  • воспитывать оценку и самооценку.

Материал: стихотворение С. Погореловского «Вежливый», повесть В.Осеевой «Волшебное слово».

Ход беседы.

Сегодня мы поговорим с вами о вежливости, о том, как нужно себя вести с другими детьми, со взрослыми, родителями. Подумайте  и скажите, как вы понимаете слово вежливый? (ответы детей)

  • А теперь  послушайте стихотворение С.Погореловского «Вежливый»
  • Можно ли назвать мальчика вежливым? Почему?
  • О ком мы говорим, что он вежливый?
  • Вспомните, какие мы читаем повести о вежливости? (Волшебное слово)
  • Почему все отказывались исполнить желание Павлика?
  •  Как можно оценить его поведение?
  • Кто помог мальчику стать вежливым?
  • Когда нужно говорить «волшебное слово»?
  • Какие еще есть слова?
  • Сейчас я расскажу вам о первокласснике Юре и его сестричке Леночке, а вы определите, что можно сказать о поведении мальчика.

«Юра уже ходит в школу, а Леночка еще в детский сад. Как-то Юра вечером вернулся из группы продленного дня и сел читать книгу. К нему подошла сестричка: «Юра, достань мне, пожалуйста, со шкафа книгу, я тоже хочу читать».

«Не мешай!» — ответил Юра. «Не видишь, я занят».

«Извини, Юра, я больше не буду тебе мешать» — сказала Леночка и ушла играть в другую комнату.

Вопросы к детям:

  1. Как вел себя Юра? Что ему нужно было сделать? Почему Юра должен был достать книгу сестричке?
  2.  А вот. Что случилось однажды с Галинкой.

Галя гуляла с подружками на улице. Мама позвала ее домой.

«Ой, меня уже зовут, я больше сегодня не выйду» — сказала Галя подружкам и побежала. Дома она разделась, сняла туфли и громко крикнула: «Бабушка, принеси быстренько мои тапочки, они в комнате! Мама, дай мне напиться!». Бабушка принесла внучке тапочки, а мама дала ей напиться воды. Девочка молча обулась, напилась воды: «Ой, какая вкусная вода!» — и побежала к себе в комнату.

Какие ошибки допустила Галя?

  • Как приятно видеть девочек и мальчиков, которые не забывают о вежливых словах, умеют обратиться к товарищу с просьбой, поблагодарить за услугу.
  • Подумайте и скажите. Кто у нас в группе всегда вежливый?
  •  А теперь, проверим, как вы знаете правила вежливости.
  • Выйди, Ира, из группы, а потом зайди в группу, попроси у меня книгу и снова выйди. Сделай так, как нужно. (Ира выполняет задание, а дети объясняют, правильно ли Ира все выполнила)
  • Вам необходимо срочно обратиться к воспитателю, но она в это время разговаривает с Витиной мамой. Что вы сделаете?
  • Коля встретился у дверей с Олей. Как он должен поступить?

Игра «Дошкольники – дети вежливые»

  • мама послала Марину к тете Зине за книгой. Марина позвонила, зашла в комнату и сказала ………(здравствуйте).
  • тетя Зина отдыхала, она встала с дивана, девочке стало неудобно, и она сказала…….
  • (извините, пожалуйста).
  •  тетя Зина дала книгу, Марина сказала …….(спасибо, до свидания).

Вежливые правила.

«Вежливый человек всегда здоровается и прощается, употребляет вежливые слова: здравствуйте, до свидания, извините, простите, пожалуйста, спасибо».

«Вежливый человек не говорит грубости, не ругается, не дерется».

Вывод:

Нужно быть всегда вежливым в своих делах и поступках.

Источник: http://margaritka.ucoz.ru/publ/konspekty_zanjatij/beseda_o_vezhlivosti/2-1-0-1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector