Детский рисунок как средство игры

Детский рисунок как средство игры

В конце учебного года воспитатели старшей и подготовительной групп проводили выставку детских работ по рисованию для родителей. В период подготовки к выставке сразу же бросилось в глаза, что преобладают тематики предметного и декоративного рисования.

Ребята умеют передавать форму предмета, успешно справляются с подбором цветов и т.д. Однако, работы по замыслу, сюжетному рисованию бедны по содержанию, и их мало.

В основном темы бытовые и после праздничные, типа: «семья», «Как я провел Новый год», «Парад Победы» и т.п.

На будущее все вместе разработали тематику занятий по сюжетному рисованию и согласно перспективного плана занятий, которое размещено в статье «Художественное развитие детей»

Сюжетное рисование с дошкольниками

Педагоги определили следующим образом:

  • забота об эмоциональном благополучии детей;
  • творческая организация данного вида деятельности;
  • уважительное отношение к результатам творческой изобразительной деятельности детей;
  • Формирование у дошкольников художественной культуры;
  • развитие художественного восприятия и реализация его в своих работах.
  • научить детей в рисунках передавать красоту окружающей природы;
  • формировать умение создавать композиции в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • помогать ребятам при передаче сюжета располагать изображение на всем листе бумаги в соответствии с заданием;
  • использовать знания цветовой гаммы в рисунках, а так же умело воспроизводить оттенки этой гаммы в пределах возраста и требований Программы.

Сюжетное рисование как средство развития детского творчества

Предполагает развитие умений и навыков детей в создании сюжетных композиций на темы окружающей среды. Например, воспитатель Лавниканцева Э.П.умело организовывала коллективное

Сюжетное рисование детей на прогулке

Просто выносила на участок 2-3 мольберта с листами ватмана и предлагала детям подумать, чтобы они хотели нарисовать из того, что имеется на участке.

Обязательно нацеливала ребят на правильное расположение предмета, учитывая его форму и величину.

На подобных занятиях включаются в работу процессы восприятия и воображения, а так же умение детей передать увиденное в рисунке, соотносить свою работу с работой сверстников. Итогом таких занятий стала совместная работа детей по теме

«Сюжетное рисование золотая осень»

С использованием картины Левитана «Золотая осень». Читайте статьи «Праздник осени» и «Осень золотая». Занятия, описанные в картине, явились предварительной работой с детьми к проведению занятия по сюжетному рисованию с детьми 6-7-летнего возраста.

В зимний период времени воспитатель на занятиях и в самостоятельной детской деятельности предлагала детям отображать тематику «Сюжетное рисование зимние забавы», побуждая ребят вспоминать события, которые больше всего им запомнились: катание по ледяным дорожкам, на санках, зимние прогулки с родителями, выезды на природу и др.

Привожу в качестве примера несколько тем занятий и предварительной работы к ним по описанной выше тематике:

Тема занятия Предварительная работа
зимний парк наблюдения за изменения в парке, обратив внимание на особенности в изменениях лиственных и хвойных деревьев, рассматривание зимних пейзажей Саврасова,Левитана, Крылова.
Зимние забавы с использованием картинок на тему зимних забав Рассматривание картинок по теме Зимние забавы, катание на прогулках по ледовым дорогам, чтение коротких стихов о зиме, загадывание и придумывание загадок.
Рисование по замыслу: по сюжетам сказки «Два Мороза»По сказке «Заяц-хваста» Чтение сказки «Два Мороза», беседы по картинам на тему зимы, знакомство с пословицами и поговорками о зиме и морозеЧтение сказки, её пересказывание. Знакомство с пословицами и поговорками о животных леса,в том числе о зайце.
Пингвиний пляж Чтение книги «Про пингвинов» Александровой. Слушание песен про пингвинов, просмотры мультфильмов

Далее были проведены занятия в старшей и подготовительной группах:

Сюжетно-тематическое рисование

По басням Крылова «Ворона и лисица», «Лиса и журавль», по музыкальному произведению М.Качурбиной «Мишка с куклой пляшут польку», по стихотворению Фета «Кот поет, глаза прищурил», «Наша улица зимой», сюжетное рисование по сказке «Колобок», а так же по другим русским народным сказкам.

С помощью занятий по тематике Сюжетное рисование дошкольников дети поняли, как правильно располагать рисунок на листе бумаги, усвоили частичное изображение (когда один предмет загораживается другим). Например, дома на улице, животные за деревьями и т.п.

Кроме того, при подготовке к такого рода занятиям расширяются знания детей о сезонных явлениях, труде взрослых. Речь детей обогащается за счет знакомства с пословицами, поговорками, загадками.

Пополняются представления об общественных явлениях, родной природе, о том, как изображают природу художники, пишут поэты. Естественно, улучшаются навыки изображения предметов, животных, человека, смешение красок.

А это значит, что развивается у детей эстетический вкус, восприятие и мышление.

В конце учебного года была организована выставка работ детей по теме Сюжетное рисование ДОУ «Тополек» для родителей.

Источник: http://bukvic.ru/syuzhetnoe-risovanie/

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников Подготовила воспитатель МБДОУ детского. — презентация

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников Подготовила воспитатель МБДОУ детского. - презентация

1 Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада 80 г. Йошкар — Олы Хлыбова Ирина Владимировна

2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский

3 Развитие умственных способностей дошкольников через развивающие игры математического содержания Умственное развитие – количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Основная цель – формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

4 Задачи: развивать память, мышление, внимание, воображение; формировать геометрическое мышление, графические навыки; развивать математическое мышление; укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое; развивать детскую самостоятельность в решении поставленных задач; развивать у детей вариативное мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

5 Условия: У чёт возрастных и индивидуальных особенностей детей П оследовательность и систематичность при использовании развивающих игр математического содержания.

6 Развивающие игры способствуют: Вниманию Мышлению Памяти Речи Логике Мыслительным процессам: Сравнение Анализ Классификацию Обобщение Синтез

7 — печатки, трафареты, шаблоны; — природный и бросовый материал(пуговицы, ленты, шнурки, нитки и т.д.); — настольно – печатные игры — 2 – 3 набора разрезных картинок из 2 – 4, 6 – 8 частей; — разнообразные пластмассовые конструкторы — крупные мозаики; — игры – вкладыши, головоломки; — наборы геометрических фигур, палочки; — игры на ознакомление с цветом, формой, величиной.

8 1.Математические, развивающие, логические игры -Игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Листик» и т.д.) — игры на объемное моделирование («Уголки», «Кубики и цвет» и т.д.) — игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками) — развивающие игры(«Домино», «Лото» и т.д.) — игры логико – математические(блоки, палочки, игры Воскобовича). 2. Развлечения -Загадки -задачи – шутки — ребусы -головоломки -вопросы – шутки 3. Дидактические игры, упражнения — с наглядным материалом — словесные

Читайте также:  Рассказ про утку для детей, 1-2 класс

9

10 Что умеют счетные палочки? 1)Задачи на построение простых фигур; 2)Задачи на построение сложных фигур; 3)Задачи на преобразование фигур (головоломки- добавь/убери палочки)

11 ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Класс белых чисел образует число один. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4- красный, 8- вишневый цвет), 3,6,9 – «синюю семью»(голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9. ) «Семейство желтых» составляют числа кратные 5: 5- (желтый) и 10 (оранжевый).Класс черных чисел образует число 7.

12 Логические блоки Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

13 Игры – головоломки.Танграм Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения — Китай, возраст — более лет. Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Суть игры — собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более различных комбинаций. Самые распространенные из них — фигуры животных и человека. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.

14 Сфинкс В состав относительно несложной головоломки «Сфинкс» входит семь простых геометрических фигур: четыре треугольника и три четырехугольника с разным соотношением сторон. Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, умение работать по правилам.

15 Листик Геометрическая фигура сложной конфигурации, напоминающая схематичное изображение человеческого сердца или листа дерева, разделенная на 9 элементов. Особенно хорошо из элементов этой головоломки получаются силуэты различных видов транспорта. Полученные изображения напоминают детские рисунки (собачки, птички, человечки). Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико- синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно- моторную координацию, умение работать по правилам.

16 Пентамино Запатентовал головоломку Pentomino Соломон Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. Игра состоит из плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название. Существуют еще версия головоломок Тетрамино, состоящие из четырех квадратов, от этой игры и произошел известный Тетрис. Игровой набор Пентамино состоит из 12 фигурок. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает.

17 Система Никитиных, игры и занятия Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем ( ) и Еленой Алексеевной (р.1930) Никитиными. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Некоторые из Никитинских игр очень похожи на блоки Фребеля.

18 Развивающие игры Никитиных. Сложи узор Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье – самостоятельно придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков. Уникуб Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 — разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению? Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

19

20 Методика Воскобовича. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше — «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Технология Воскобовича — это как раз путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Читайте также:  Проект в 1 классе. азбука профессий

21

22 Методика Монтессори Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз — «помоги мне это сделать самому». Такие специально созданные развивающие пособия, как «Рамки с застежками» «Коричневая лестница», «Розовая башня» способствуют развитию у малыша координации движений, мелкой и общей моторики. Другие игры могут тренировать равновесие («Ходьба по линии»), развивать эстетический вкус Что развивают пособия Монтессори? («Уход за цветами»), глазомер ( «Красные штанги», «Блоки цилиндров).

23 Материалы Монтессори

24 Играя с ребёнком, вы получаете ощущение радости, открываете в нём новые, удивительные черты характера, прививаете ему желание учиться, познавать новое.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/904980

Дитячий малюнок як засіб гри

Дитячий малюнок як засіб гри

Автор: Оленик Вікторія Геннадіївна, вихователь філії «Центральний військовий санаторій дитячий» ФГКУ СКК «Північно — Кавказький» МО РФ р. П'ятигорськ Ставропольський край

Стаття призначена для вихователів дитячих садків, санаторіїв, які працюють з дітьми 5-7 років. Рекомендації про застосування ігрових прийомів на заняттях з образотворчої діяльності.

Французький дослідник Ж.Люке у своїй книзі «Дитячий малюнок» розглядає дитяче малювання як гру, не позбавлену завдання зображення. У малюнку, за думки Люку, дитина виражає свої враження особливими, притаманними цій діяльності засобами.

Малюнок створюється на основі уявлень, які у відношенні до малюнка грають роль «внутрішньої моделі». «Модель» стоїть між дійсністю і дитячим малюнком.

В силу стабільності наявних у дитини уявлень рисунок зберігає риси схематизма, відомій умовності.

Процес творення зображення поступово виокремлюється з процесу гри, і малюнок набуває властиву йому образотворчу форму.

На відміну від «справжньої» вільної гри, гру на занятті педагог може запропонувати. І в цьому випадку ігрові прийоми, за своїм характером повинні бути максимально схожими на справжню гру, володіти суттєвими її ознаками.

Неодмінною умовою будь-якої гри є задум та ігрові дії. З їх допомогою вирішується цікава для дітей ігрова завдання. На заняттях з малювання я часто застосовую ігровий прийом у роботі з дітьми дошкільного віку. Ігрові дії є неодмінною, однією з найважливіших ознак ігрових прийомів навчання.

У тих випадках, коли у дітей є певний запас знань, вражень про явища, вони можуть самі ставити нові завдання, придумувати ігрові дії і способи їх виконання. Якщо відбувається розвиток сюжетно-ігрового задуму, збагачує зміст малюнка, то це надає йому творчий характер.

Педагогу потрібно знати провідні мотиви гри, тобто ту сферу дійсності, яка цікавить дошкільника: предмети та дії з ними; люди, їх діяльність і стосунки; події.

Розрізняються: ігрове вправу, сюжетна гра з предметним зображенням, зображувально-ігрова інсценування сюжету.

Прийняття дітьми ігрового вправи обумовлено інтересом до змісту відбиваного дії, а також до ритмічним повторам рухів, які можна використовувати для формування образотворчих навичок. Наприклад, «нанизуємо» намистинки на нитку, складаємо ягоди в банку для «заготовок» на зиму.

При виконанні сюжетного малюнка ігровий прийом стимулює втілення сюжету в основному зображувально-ігровими діями. Наприклад, діти, малюючи на тему «Парк навесні», «садять» дерева, квіти.

Також на заняттях з малювання застосовую ігрові прийоми з рольовим поведінкою дітей. Діти можуть бути художниками, фотографами, гончарами, будівельниками. Пропоную за допомогою фарб прикрасити візерунком силуети суконь, сарафанів, а потім організувати їх «продаж» в магазині «Одяг».

У проекті «Народні майстри» також діти прикрашають силуети дощечок, чашок, дымковских іграшок, а потім виставляють свої вироби на ярмарок». А ще дитина може намалювати, і тим самим заповнити бракуючий матеріал у грі, втрачену деталь головоломки або мозаїки.

Ще одна умова: у дитини має бути наявність індивідуального простору і дрібного ігрового та неігрового матеріалу. Індивідуальне простір може бути і на простому аркуші паперу.

Предметів повинна бути достатньо велика кількість, щоб не обмежувати фантазію дитини, а, навпаки, спонукати його до створення нових сюжетів.

Тому коли я займаюся з дітьми малюванням, завжди на столі можна знайти гуаш, акварельні, пальчикові, флуоресцентні фарби, воскові крейди, різнокольорові олівці, фломастери, різні предмети та іграшки для малювання відбитків, дощечки для монотипії, силуети, вирізані з паперу різних відтінків.

Виконання дітьми навчальних або творчих завдань, пропонованих педагогом вимог, є неодмінною умовою досягнення прийнятих ними ігрових цілей.

Зображувальна діяльність, що містить ознаки гри, близька і зрозуміла дітям. Гра не порушує природності образотворчого процесу.

Ігрові прийоми в оптимальному поєднанні з іншими методами і прийомами навчання роблять благотворний вплив на розвиток особистості, її творчого потенціалу, художніх здібностей, морально-естетичний розвиток дітей, підвищують у дошкільників інтерес до образотворчої діяльності та стимулюють самодіяльні форми її прояву, коли дитина сама ставить образотворчі завдання і намагається їх вирішувати. При цьому у дітей проявляються сміливість, впевненість у своїх силах.

Источник: http://ped-kopilka.com.ua/pedagogika/detskii-risunok-kak-sredstvo-igry.html

Что обозначает детский рисунок

Не зря профессиональные психологи разбираются в детских проблемах при помощи рисунков, ведь до определенного возраста ребенок способен общаться именно по средствам рисования. Казалось бы, что можно разглядеть в непонятных каракулях? А ведь действительно очень многое! Причем даже родители могут поверхностно разобраться в рисунке.

Как распознать психологическое состояние малыша

Например, попросите, чтобы ваш малыш нарисовал свою семью, только так, чтобы все ее члены были чем-либо заняты. Во время рисования не мешайте ребенку, лучше всего вообще отойти в другую комнату.

Как только ваше чадо принесет вам уже законченный «шедевр», внимательно присмотритесь и постарайтесь понять, какие чувства именно у вас вызывает данный рисунок, опирайтесь на содержание рисунка, цветовую гамму, лица персонажей.

Простыми словами опишите все, что видите на рисунке, используйте прилагательные. Всеми этими словами можно охарактеризовать и ребенка, который изобразил свою семью.

Если все лица на рисунке агрессивные или грустные, а цвета мрачные, то вполне вероятно, что вашего малыша что-то очень сильно беспокоит.

Обратите внимание на то, всех ли членов семьи изобразил ребенок, а также на то, кто нарисован более крупно или более мелко, это может о многом вам рассказать. Не спешите бить тревогу, если вы не увидели на рисунке, например, папу, возможно кроха его просто редко видит и лишь поэтому не нарисовал.

Читайте также:  Рассказ про смородину для детей, 1-2 класс. окружающий мир

Если все родственники заняты на рисунке одним делом, это означает, что малыш чувствует сплоченность в семье.

Очень важно, чтобы все персонажи были изображены рядом друг с другом.

В том случае, если на рисунке вы не увидите самого автора, то скорее всего он не чувствует себя частью вашей семьи, возможно потому что ему уделяется недостаточно времени.

Родителей должны насторожить рисунки, на которых ребенок изображает  монстров, чудовищ, катастрофы, увечья, ужасы. Обратите внимание на рисунки с большим количеством острых углов, выполненные черными или, наоборот, слишком яркими красками.

Настораживает также использование ребенком чрезмерного надавливания на карандаш, вплоть до разрыва бумаги.
Чаще всего такие рисунки детей говорят о том, что малыш переживает страх или опасение чего -либо. Или ребенок находится в состоянии стресса, резко изменившего привычный стиль жизни.

Подумайте, что производит на вашего малыша такое впечатление. Может быть он насмотрелся ужастиков. Или в вашей семье присутствуют агрессия, скандалы и ссоры.

Если вас тревожат  детские рисунки, но вы не в силах разобраться в них самостоятельно, покажите рисунки детскому психологу.
Обращайте внимание на все «творения» вашего чада, по ним можно не только разглядеть талант в той или иной сфере, но и психологическое состояние малыша.

Источник: http://stotysyhc.ru/chto-oboznachaet-detskij-risunok/

Рисунок детский

продукт деятельности изобразительной ребенка. Предпосылки к овладению рисованием — прежде всего осознание того, что некоторые предметы могут оставлять следы — возникают в возрасте раннем в контексте деятельности предметно-манипулятивной.

Первые рисунки являют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом рисунок содержит не только образы зрительные предмета и представления о нем, но и двигательные представления о том, как нужно строить изображение предмета.

Источник: С.Ю. Головин.

Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Категория. Продукт изобразительной деятельности ребенка.

Генезис. Предпосылки к овладению рисованием — прежде всего в виде осознания того, что некоторые предметы могут оставлять следы — возникают в раннем возрасте в контексте предметно-манипулятивной деятельности.

Первые рисунки представляют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом графический образ включает в себя не только зрительные образы предмета и представления о нем, но и двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета.

В дальнейшем развитие детского рисунка происходит при все более активном использовании общественно выработанных значений и операций.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

продукт изобразительной деятельности ребенка. Ребенок раннего возраста открывает для себя назначение бумаги и орудийный смысл пишущих предметов. Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период, когда ребенок черкает на листе бумаги свои первые каракули.

Умение воспроизводить собственные каракули становится предпосылкой развития графического образа — представления о том, как предмет должен быть изображен. Графический образ (на первом этапе — еще каракули) включает зрительные образы, а также двигательные представления о том, как следует действовать, чтобы получить на бумаге те или иные каракули. Р. д.

— результат освоения разных форм опыта. Рисование для ребенка раннего возраста выступает как своеобразная деятельность, в которой представлены каракули (которым приписывается значение знака, схемы); изображения письменной речи («Я пишу!»), собственно изображения — узнаваемые другими людьми графические построения.

В дошкольном возрасте ребенок изображает всю действительность, какой он ее представляет, он рисует то, что видит, то, что знает и то, что чувствует. Под влиянием отношения взрослого к Р. постепенно происходит дифференциация изобразительной деятельности. Особенности развития Р.

отражают специфику развития восприятия ребенка, характер применяемых им эталонов цветов и форм («красное», «круглое»), особенности сложившихся графических образов («крыша треугольная», «голова круглая» и т.д.). Р. — результат продуктивной деятельности.

Здесь можно иметь в виду два вида продуктивности: 1) сам рисунок как продукт деятельности ребенка; 2) продуктивность развития познавательной сферы самого ребенка — ведь благодаря рисованию интенсивно развиваются восприятие, внимание, память, образное мышление и воображение. Р. д. является показателем общего развития ребенка.

Кроме того, само рисование развивается по направлению ко все более адекватному отображению действительности. Являясь одним из видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей.

Все развитие рисования обусловлено разными формами усваиваемого ребенком социального опыта.

В этом развитии переплетается присвоение общих человеческих свойств и способностей (символической функции сознания, форм восприятия, основанных на использовании сенсорных эталонов), овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера игровой деятельности на специфику развития изобразительной деятельности.

Графическое построение, соединяясь с изображаемым предметом и словом, обозначающим этот предмет, по-новому трансформирует словесное содержание. Детское рисование вводит ребенка в специальную деятельность, отработанную долгой историей человеческой культуры. Содержание детских рисунков зависит от общей умственной активности рисующего ребенка. Детские Р.

свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и государства, оказывающих влияние на ребенка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребенка. Обращаясь к тому или иному содержанию, ребенок стремится выразить свое отношение к изображению.

Наряду с достижениями в рисовании существует тенденция к закреплению привычных графических образов, которые постепенно из живых средств постижения мира превращаются в застывшие образы — шаблоны. Изобразительные шаблоны представляют собой весьма прочные образования, т.к. они отвечают элементарным требованиям изображения и вполне удовлетворяют неспециалистов. Распространенными шаблонами в детских рисунках являются изображения домиков, цветов, деревьев и т.п. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью: они часто становятся основным содержанием рисования ребенка. Усваивая графический образ, ребенок начинает переносить его из рисунка в рисунок, мало заботясь о его совершенствовании. Закрепление графических образов в виде шаблонов представляет большую опасность для развития детской изобразительной деятельности. В.С.Мухина

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Источник: https://vocabulary.ru/termin/risunok-detskii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector