Дидактическая игра для дошкольников. формирование представлений о времени

Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени

Автор: Краева Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 83
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Реферат
Тема: Формирование представлений о времени посредством дидактической игры»
Дата публикации: 23.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Назад

Реферат на тему: « Формирование представлений о времени посредством дидактической игры Выполнила: Краева Нина Михайловна Воспитатель МБДОУ № 83 Г. Мурманск.

Введение.

Умение ориентироваться во времени является необходимостью современного человека. Именно поэтому важно формировать у детей представления о времени уже в дошкольном детстве. На возможность и необходимость такой работы указывают Т. Д. Рихтерман, Г. А. Урунтаева, Р. Л. Непомнящая. Элементарные представления о времени могут быть сформированы уже в младшем дошкольном возрасте.

Особое значение данная проблема имеет в старшем дошкольном возрасте в связи с предстоящим обучением в школе. Время становится для ребёнка регулятором его деятельности. Он сам должен ориентироваться в отрезках времени различной протяжённости, соотносить свою деятельность с определённым временем, обладать чувством времени.

Если у будущего школьника не сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднения при обучении в школе: не сможет укладываться во время, отведённое для выполнения задания, будет нерационально распределять своё время между учебной деятельностью и игрой.

«Ориентировка во времени жизненно необходима ребёнку, как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры» — утверждает Р. Л. Непомнящая. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность развиваться, овладевать различными видами деятельности, познать окружающий мир и, тем самым, готовиться к школе.

Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию своей деятельности во времени, например: целенаправленность и организованность. Т. Д. Рихтерман утверждает, что для того, чтобы регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм в зависимости от наличия времени, детям нужно чувствовать его длительность.

Современное и адекватное формирование понятий о времени у ребёнка чрезвычайно важно. В дошкольном возрасте, в частности, оно составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом.

Глава 1. Время и

особенности восприятия его детьми дошкольного возраста.

Материальной основой формирования понятий о времени является различение. Только в результате приобретённого опыта по различению смены дня и ночи, времён года, последовательности ритмических движений, по мнению В. М. Бехтерева, стало возможным определение времени человеком. Исключительную роль играет слово.

Именно, благодаря овладению речью и счётом, возможно возникновение такого продукта общественной практики, как обобщение понятий о времени. Ориентировка человека во времени формируется и с о в е р ш е н с т в у е т с я в н е р а з р ы в н о й с в я з и с д е я т е л ь н о с т ь ю . Значительные затруднения дети испытывают при определении времени.

А. М. Леушина, отмечая низкий уровень знаний о времени, пишет, что это происходит потому, что эпизодические занятия, 1 проводимые с детьми преимущественно словесным методом, несут часто формальный характер: они не формируют понятия о его текучести.

Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечают исследователи, являются:

объективные — время

не имеет наглядных средств,

с ним нельзя совершать действия, а ребёнок мыслит образами; для восприятия времени у человека нет анализаторов;

субъективность

восприятия времени, как основной признак, как бы противоречит объективности существования времени; восприятие времени самой природой.

К субъективным

причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребёнка, особенности его мышления, а также недооценка времени окружающими взрослыми. У дошкольников на первый план выступают эмоционально более сильные раздражители, тормозя остальные.

Последовательность расположения эпизодов может определяться не временной последовательностью явлений, а их эмоциональной значимостью для ребёнка. В дальнейшем эмоциональная значимость заменяется постепенно смысловой значимостью.

Временную последовательность ряда звеньев ребёнок может постигнуть тогда, когда он будет практически действовать с предложенными для упорядочивания звеньями.

Факторы, на основе которых формируется чувство времени

: значение временных эталонов. Ребёнок должен знать меры времени на часах; переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов; развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов на основе чувства времени. Таким образом, время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Глава 2.Роль

дидактической игры в детском саду, её особенности

. Дидактическая игра – один из основных методов работы с детьми дошкольного возраста. Проблемой использования дидактических игр в обучении дошкольников занимались такие учёные, как В. Н. Аванесова, Е. Л. Агеева, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. П. Усова, Е. О. Смирнова и другие.

Дидактическая игра – одно из средств

воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способ познания окружающего. «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы.

Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни». Игра стала одним из средств закрепления, уточнения и 2 расширения тех знаний, которые дети получают в познавательной деятельности.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая

классификация дидактических

игр

: с игрушками и предметами, настольно – печатные, словесные. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми.

Каждая

дидактическая

игра

включает

в

себя

несколько

элементов

, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Основным

элементом дидактической игры является дидактическая задача

. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим, развитие речи, закрепление элементарных математических представлений.

Большая

роль

в

дидактической

игре

принадлежит

правилам.

Они определяют, что и как в игре должен делать каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения.

Немаловажная роль принадлежит и игровому действию

– это проявление активности детей в игровых целях. В дидактической игре детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует активность, вызывает чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно. Незаметно для себя , без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты. Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. Дидактическая игра способствует формированию у детей психических качеств, художественному воспитанию. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Читайте также:  Игровые занятия по экологии для начальных классов. виды. методика организации и проведения

Глава

3.

Формирование

представлений

о

времени

посредством

дидактических

игр.

В дошкольном возрасте дети способны к восприятию одного из самых сложных сенсорных эталонов — времени. Для детей дошкольного возраста характерно наглядно – действенное мышление.

Именно поэтому при восприятии времени дети нуждаются в опоре на наглядность, в преподнесении материала в занимательной форме. Ориентировка во времени совершенствуется на всём протяжении дошкольного детства.

Ряд авторов посвятили свои исследования использованию дидактических игр в формировании представлений о времени у детей дошкольного возраста. 3

Цель дидактических игр

: помочь научиться самостоятельно ориентироваться во времени – определять, измерять, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени.

Задачи

. Формировать понятия о частях суток на основе связи различных временных отрезков с характером деятельности людей. Учить различать понятия « вчера, сегодня, завтра» и правильно обозначать их в речи. Развивать умение связывать название каждого дня недели с его порядковым номером. Формировать умение оценивать временные интервалы, выраженные в месяцах и временах года, понимая их периодичность, сменяемость, необратимость. Учить определять время по часам.

Процесс

формирования

временных

представлений

у

дошкольников

начинается

с

ознакомления

с

частями

суток

. Время ребёнком воспринимается опосредованно, по каким – либо конкретным признакам. Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности. При ознакомлении с трудом взрослых, важно показать, в какое время суток они работают. Уточнить, что, когда, и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Полученные знания дети могут использовать в дидактических играх: « День – ночь», «Кто работает днём?», «Путешествие днём», «Наш день», « Утро, день, вечер, ночь», « Что увидело солнышко утром?», «Путешествие солнышка по сказкам», « Кто когда спит?», « Когда это бывает?» и другие. Привлечение сказочных героев в игру, использование ярких иллюстраций, помогает разнообразить игровые действия и достичь нужного результата. Также в играх можно использовать художественное слово, аудиозаписи. В играх уточняется и обобщается понятие «Сутки», «Части суток». Формируется понимание смены суток, которое служит основой для ознакомления со знанием других эталонов.

Особые затруднения дети испытывают при усвоении переходного времени.

Событие, которое было сегодня, завтра, становится тем временем, которое уже называется словом вчера.

Для закрепления этих понятий используются дидактические игры: « Вчера, сегодня, завтра», «Цыплята заблудились», « Что было, есть и будет» и другие. Создание проблемных ситуаций в играх, делает сюжет увлекательным и побуждает к выполнению задачи.

Использование картинок позволяет вернуться к содержанию игры неоднократно.

Умение определять дату по календарю формируется постепенно

. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками, сенсорными эталонами с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Это игры: « Улица: «Неделя», « Неделя, стройся!», «Помогите гусенице», «Семь волшебных человечков», « Случай в волшебной стране», «Незнайкина неделя», «Цветик – семицветик», «Муха – чистюха», «Живая неделя» и другие. Яркая наглядность дидактических игр позволяет 4 привлечь внимание детей, заинтересовать в выполнении задачи. В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Игровые действия, представляющие своеобразное соревнование, встречается в настольно — печатных играх. Например, в игре « Найди соседей» у каждого ребёнка 7 карточек – дней недели. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладётся в основу игры. Ведущий предлагает найти этому дню недели «соседей». При ознакомлении с временами года, хорошо использовать

игры

путешествия

в различные отрезки времени. Дидактические игры на ознакомление с временами года: « В какое время года деревья надевают такой наряд?», « Что сначала, что потом?», « Домики времён года», «Сравни» и другие. К дидактическим играм Р.Л.Непомнящая относит и

подвижные

игры,

в которых слова – названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов могут служить сигналом к определённому действию. Игры и упражнения можно проводить с мячом: « Лови, бросай, дни недели называй!». « Я начну, а ты продолжи» и другие. В подобных играх дети учатся устанавливать временную последовательность с разных точек отсчёта.

Дети могут выполнять роли дней недели, месяцев, часов в играх: « Найди соседей», « Найди свой день», «Продолжай», « Какой день потерялся?», « Чья неделя быстрее соберётся». Важной задачей является знакомство детей с часами. Дидактические игры: « Который час?», «Часы гнома Тик – Так», « какое время» помогут научиться определять время по часам.

Рекомендации.

При формировании представлений о времени со старшими детьми целесообразно использовать дидактические игры, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать общие рекомендации к дидактической игре: если игра имеет оборудование, то его целесообразно рассмотреть до игры: чтобы игра заинтересовала детей, можно на глазах у детей внимательно рассматривать её, читать правила вслух; не спешите сразу играть, познакомьтесь с оборудованием, но скажите, что сегодня вы не успеете поиграть, на следующий день познакомьтесь с правилами; если заметили, что интерес к игре ослабевает, уберите из поля зрения игру на несколько дней; если привлекать детей к оценке действий в игре, к исправлению ошибок детей, это будет способствовать уточнению и закреплению, полученных знаний; 5

в дидактических играх, связанных с формированием представлений о времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний, а также является организатором; очень важно, чтобы кроме знаний, ребёнок получил удовольствие от игры. 6

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17485

Дидактические игры «Ориентировка во времени»

Дидактические игры

Дидактические игры «Ориентировка во времени».

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Читайте также:  Зимние стихи для детей

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность.

Материалы: разрезные картинки, песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек.

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь). Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов. Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:«Петушок»

Просыпайтесь, звери, птицы!

Распушил он хвост блестящий

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

  • Ежедневно в семь утра
  • Я трещу
  • — Вставать пора! (будильник)
  • Живет в резной избушке
  • Веселая кукушка.
  • Она кукует каждый час
  • И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
  • «12 месяцев»
  • Цель: закрепить понятие о месяцах.
  • Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
  • Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
  • «Назови пропущенное слово»
  • Цель: закрепить знания о днях недели, частях суток.
  • Материал. Мяч.
  • Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
  • — Солнышко светит днем, а луна . . .
  • — Утром я пришла на работу, а вернулась домой . . .
  • — Если вчера была пятница, то сегодня . . .
  • — Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .
  • Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
  • «День и ночь» или «Когда это бывает»
  • Цель: закрепить знания о частях суток.
  • Материал: модель суток, картинки.
  • Содержание. Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
  • «Когда это бывает?»
  • Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
  • Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь.
  • «А что потом?»
  • Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
  • Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
  • Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
  • Воспитатель начинает: «Вы утром проснулись. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику»«А потом?» Передает камешек другому ребенку.
  • Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — ночной сон.
  • «Назови скорей»
  • Цель: формирование знаний о днях недели.
  • Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
  • «Игра с полосками»
  • Цель: учить пользоваться словами «до» и «после».
  • Содержание. В. говорит: «Возьмите карточку и сосчитайте, сколько на ней полосок? На третью полоску положите 6 кружков. Какое число идет до 6? На какую полоску надо положить 5 кружков и почему? Какое число идет после 6? На какую полоску надо положить 7 кружков и почему? Какое самое большое число на вашей карточке? (самое маленькое). Теперь мы знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа, а все числа, которые идут после этого числа, больше него».
  • «Какой сегодня день»
  • Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.
  • Содержание. В. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.
  • «Вчера-сегодня»
  • Цель: развивать чувство времени у детей.
  • Ход игры: Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
  • « Путешествие в страну часов»
  • Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины.
  • Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов.
  • Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы…..
  • «Времена года»
  • Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
  • Материалы: модель времена года.
  • Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
  • Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
  • Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
  • «Составь неделю»
  • Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.
  • Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.
  • Ход игры: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т.д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
  • Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и т.д. Игра повторяется 2-3 раза.
  • После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.
  • В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.
  • «Не ошибись».
  • Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
  • Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.
  • Ориентировка в пространстве
  • «Поможем Элли вернуться домой»
  • Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение
  • Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.
  • Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой.
  • Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет). Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием). Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно.
  • «Рисуем дорожку к участку»
  • Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Читайте также:  Рассказ про воробья, 1-2 класс и образ жизни воробья

Источник: https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-ighry-oriientirovka-vo-vriemieni.html

Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений

«Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимные моменты, в самостоятельной деятельности и в совместной работе с родителями.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Поэтому формирование временных представлений должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

У детей формируются временные представления в 4 направлениях:

1. Ознакомление с частями суток.

Задачи:

Ø Формирование представлений о последовательности частей суток и о сутках в целом

Ø Формирование элементарного понятия о таких свойствах времени, как текучесть и непрерывность

2. Ознакомление с календарём.

Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

Ø освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;

Ø овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

Ø осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

3.Развитие чувства времени.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

Ø Знание временных эталонов;

Ø Переживание времени – чувствование длительности временных интервалов;

Ø Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов.

4. Формирование понимания отношений временной последовательности.

Задачи:

Ø Формировать умение вычленять временную последовательность в предложенном материале;

Ø Формировать умение воспроизводить порядок следования предложенных звеньев;

Ø Самостоятельно устанавливать последовательность

Становление представлений о времени проходит на основе:

1. Субъектного опыта ориентации ребенка во времени, с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомство с окружающим его миром.

2. Присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики родного языка, соотношения мер и величин.

Если у будущего школьника не сформированы вышеуказанные представления, он будет испытывать затруднения при обучении в школе: не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой.

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/formirovanie-predstavleniy-o-vremeni-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-didakticheskih-igr-i-zanimatelnyh-uprazhneniy-1181813

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector