Дидактическая игра для дошкольников своими руками. мир флоры и фауны

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактические игры: понятие и виды

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево».

Источник: https://kidteam.ru/didakticheskie-igry-dlya-detey.html

Дидактическая игра для дошкольников «В мире животных» своими руками

Автор: Ольга Николаевна Рандина – воспитатель I квалификационной категории МБДОУ № 234 комбинированного вида г.Челябинска.

Назначение: дидактическая игра, сделанная своими руками.

Цель: формировать знания детей о многообразии животного мира на планете Земля.

Задачи:

· развивать общие познавательные способности: умение наблюдать и описывать, строить предложения, находить причинно – следственные связи;

· расширять и обобщать знания о мире животных;

· развивать интеллектуальные и творческие способности дошкольников;

· формировать осознанное и бережное отношение к животным.

Описание изготовления игры:

Для создания данной дидактической игры, необходимо вырезать цветные крупные изображения разных животных (можно воспользоваться детскими книжками и разукрашками). Каждого животного наклеиваем на картон и для прочности обклеиваем скотчем.

Вырезаем из различной печатной продукции буквы русского алфавита и фиксируем их на пластмассовые крышечки из-под сока, йогурта или газ. воды.

Ход игры:

На столе раскладываются картинки животных. Воспитатель читает стихотворение или загадку, а ребёнок должен догадаться о ком идёт речь, найти это изображение, выбрав его из многообразия представленные его вниманию картинок.

Появилась коняшка

В полосатой тельняшке.

В жару не раздевается,

прямо в ней купается (Зебра)

Е. Телушкина

У него есть горбы,

А в горбах – запас воды.

Чтоб наполнились горбы,

Выпьет литров сто воды!

Он потом неделю может

Ничего совсем не пить

И навьюченный тюками

По пустыни груз тащить. (Верблюд)

Д. Пономарева

Висят обезьянки на ветках

За них уцепившись хвостом,

Не любят сидеть они в клетках,

Бананы жуют под кустом.

А то по деревьям всё скачут,

То корчат гримасы, кричат,

А то подерутся и плачут,

Все время куда-то спешат.

Л. Олифсон

Поучитесь у бобра

Строить дом без топора.

Без стамески, без гвоздей,

Без пилы и без клещей.

В домик вход залит водой.

Для того чтоб хищник злой,

Ни сейчас, ни после ,

Не просился в гости.

В. Милов

Крепко сбит и ладно сложен,

В складках весь из толстой кожи.

Гордо носит грозный рог –

Африканский … (Носорог)

О. Москаленко

Кусты трещат, ломаются,

И шуму – на весь лес!

За ягодой пытается

Он в малинник влезть.

Он сел на лапы задние

И вот, не торопясь,

Бросает сладки ягоды

В свою большую пасть… (Медведь)

Т. Гусарова

Другой вариант игры:

Ребёнок рассматривает изображения представителей животного мира. Называет каждого из них. Находит букву, на которую начинается название того или иного животного, выкладывает её на картине. Например,: верблюд – «В», хорёк – «Х», лось – «Л», тюлень – «Т», кабан – «К» и др.

А затем, с помощью воспитателя, а в старшем возрасте уже самостоятельно, старается выкладывать из букв слова – название животных : осёл, ёжик и т.д.

Источник: http://healthwill.ru/deti/vospitanie/2310-didakticheskaya-igra-dlya-doshkolnikov-v-mire-zhivotnykh-svoimi-rukami

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем.

Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки  и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей».

И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

В дидактических играх  не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что  предметы вокруг них  бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа. 

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы,  реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда  и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга? 

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа  и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение».  Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Читайте также:  Обучение детей музыке. полезные советы и рекомендации для родителей

Из каких  царств состоит мир природы? 

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы»  по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим  и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1.  «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

 Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы  закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок  и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Скачать картинки к игре «Живая и неживая природа» бесплатно можно по этой ссылке.

 Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира  (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа,  и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар  в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Скачать картинки к игре

Картинки к игре «Природа и рукотворный мир», подготовленные Мариной Анатольевной, можно скачать  бесплатно по этой ссылке.

Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас». 

Популярные статьи:

— Какие бывают самолеты? Зачем нужны самолеты? Познавательная сказка в картинках, развивающие задания для детей. 

— Грибы в познавательных сказках, рассказах, картинках и развивающих заданиях для детей. 

— История утюга в загадках, картинках, стихах и видео для детей. 

— Сказка о зимующих и перелетных птицах. 

— Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/priroda-i-rukotvornyj-mir-didakticheskie-igri-dlya-detej/

Дидактические игры экологической направленности для детей дошкольного возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, рас­тениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких иг­рах уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систе­матизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явле­ниях неживой природы.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для за­крепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

— старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

— дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

— в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

— о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

— о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

— о человеке как части природы;

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной — плоды и листья одного растения (яблоня), на другой — плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» — спрашивает воспитатель. — Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле — кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Читайте также:  Весеннее развлечение – путешествие в детском саду для детей младшей группы

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете.

Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами.

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву — весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

«Да — нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

— Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

— На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое — с жёлтым, а третье — с зелёным.

Игровой персонаж (например, Петрушка) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам.

Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор).

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые — на одно блюдо, продолговатые — на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу — на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое — несладкие. Петрушка радуется и угощает детей фруктами и овощами.

«Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, пчела, лиса,;

  2. сойка, скворец, муха, сорока;

  3. бабочка, стрекоза, кот, пчела;

  4. кузнечик, божья коровка, гусеница, журавль;

  5. пчела, стрекоза, волк, шмель;

  6. комар, кузнечик, оса, тигр;

  7. таракан, синица, пчела, майский жук;

  8. лягушка, комар, жук, бабочка;

  9. паук, мотылёк, шмель, воробей.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух.

Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух — названием птиц.

При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ребенок, который ошибся – выбывает из игры.

«Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре — воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.

Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающее на земле: на слово «вода» — обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей — с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображают полёт птицы.

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» — это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Две корзины»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости — мягкости, вкусу или даже запаху.

Источник: https://infourok.ru/didakticheskie-igri-ekologicheskoy-napravlennosti-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1100828.html

Дидактические игры по экологии для дошкольников

Материал:

Первый вариант — плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес — растение — травоядное животное — хищник);

Второй вариант: — объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых — иллюстрации леса (лес — гриб — белка — куница; лес — ягоды — еж — лиса; лес — цветок — пчела — медведь; лес — желуди — дикий кабан — волк; лес — береза — майский жук — еж; лес — сосновая шишка — дятел — филин и т.д.)

Методика проведения: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка расподается.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

«ПИРАМИДА «ПТИЦЫ»

Цель: сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных

Материал:

Первый вариант — плоскостной: набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна — сосновая шишка — дятел).

Второй вариант — объемный — набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый — растения; шестой — корм птиц; седьмой — птицы (например,: рябина — ягоды рябины — снегирь; ель — еловая шишка — клест; дуб — желуди — сойка; водоросли — улитка — утка; трава — кузнечик — аист).

Методика проведения: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

Читайте также:  Детский лепет

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ СТАДИОН»

Цель: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании и месте обитания в природе

Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один — скворец, две — ласточки, 3 — пчела, 4 — муравей, 5 — медведь, 6 — белка. На отдельных карточках — иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (скворечник, муравейник, улей, берлога, дупло и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

Методика проведения: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый — назвать животное, второй — определить корм для данного животного, третий — назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

«ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»

Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное — корм для него).

Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары.

При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся.

Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).

Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

«ЛЕСНИК»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести  себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

И. Комарова, Н. Ярошева

 

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igry-po-ekologii-dlya-doshkolnikov.html

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста

Что вредно и полезно для природы (воды)?

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.

Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).

Лото «Кому нужна вода?»

Цель:

־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

־ Развивать логическое мышление, память и внимание.

־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

Материал:

— Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?».

— Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.

Ход игры:

1 вариант. В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.

Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего.

Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например, «Это кошка. Она пьёт воду»).

Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.

2 вариант. «Путаница». В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Ведущий предлагает играющим карточки с неправильно заполненными полями. Играющие должны исправить ошибку.

Рекомендации по использованию дидактической игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям – «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

«Загадочные человечки»

Программное содержание. Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».

Дать детям знания о неживой природе, элементах физики. Развивать у детей такие качества, как пытливость, любознательность, мыслительную деятельность и воображение.

Материал. Карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (твёрдых, жидких и газообразных) — льдинка, снежинка, сок, молоко, пар; карточки с изображением моделей «человека», характеризующие агрегатные состояния — (демонстрационные и раздаточные).

Ход игры.                

В игре могут принимать участие 3-5 человек.

Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением моделей человечков, которые символизируют состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное. А так же карточки с изображением различных предметов: льда, воды, снежинки, пара, стакана сока, апельсина и т. д. Объясняет, что любой предмет можно изобразить схематически, с помощью моделей.

Воспитатель предлагает детям найти все твёрдые предметы. Почему эти предметы твёрдые? Что находится у них внутри? Внутри каждого твёрдого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки, чтобы ничего не прошло.

Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.

Газообразные вещества – дым, пар, воздух. Здесь тоже живут человечки. Но они как бы летают, постоянно находятся в движении.

С помощью человечков обучить детей элементам моделирования, т.е. учить детей строить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т.д.

1 вариант.

Воспитатель предлагает детям с помощью человечков построить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т. д. Обучает детей элементам моделирования.

2 вариант.

Воспитатель предлагает к выложенным моделям подобрать карточки с изображением подходящего предмета.

Рекомендации по использованию игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям «познание», «социализация», «коммуникация», в экспериментальной деятельности и индивидуальной работе с ребёнком. А так же дети могут использовать игру в самостоятельной деятельности.

«Где снежинки?»

Цель:Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.

Материал: Карточки с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля, град; четыре карточки с изображением четырёх времён года.

Ход игры:

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:

— В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/6265-didakticheskie-igry-po-ekologii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector