Дидактическая игра для старшей и подготовительной групп детского сада

Дидактическая игра для старшей и подготовительной групп детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 3 «Солнышко» План подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико грамматических в старшей логопедической

Подробнее

Дидактические игры С предметами: 3-4 г. 1 Кукла Катя проснулась — Воспитание умственной активности; закрепление знаний об одежде и последовательности процесса одевания 2 Кукла Катя обедает — закрепление

Подробнее

Перспективный план работы по использованию лэпбука как средства развития лексико -грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2015-2016 учебный период Месяцы,

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 56 «Искорка» Перспективный план дидактических игр по развитию словаря ( дошкольный возраст) Воспитатель Тарасова С.Н. Перспективный

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» Города Белокурихи Алтайского края Модуль рабочей программы Формирование коммуникативных компетенций детей с нарушениями

Подробнее

Развитие грамматического строя Развитие лексикограмматических категорий является неотъемлемой частью развития связной речи В НОРМЕ К 6 7 ГОДАМ У ДЕТЕЙ СФОРМИРОВАНЫ Умение пользоваться фразовой речью; Умение

Подробнее

Автор проекта: учитель-логопед ГДОУ 113 Панова Н. Е. г. Санкт Петербург ДЕТСКО РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА». Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о временах

Подробнее

Приложение 3 Картотека дидактических игр по экологии в средней группе Март Когда это бывает (загадки) Цель: учить отгадывать загадки по характерным признакам. Какая сегодня погода (сюжетные картинки) Цель:

Подробнее

Перспективный план Развитие речи средняя группа (раздел образовательной программы) Месяц Тема Программное содержание Часы В месяц Сентябрь Занятие 1 Беседа с детьми на тему » Надо ли учиться говорить?»

Подробнее

Подготовила воспитатель Бандурист Н.Г. Хорошая речь важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ 1290» Согласовано Программно-методическим советом ГБОУ «Гимназия 1290» Протокол 1

Подробнее

Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 5 комбинированного

Подробнее

Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного

Подробнее

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ЛГС СЛОВАРЬ ГРАМ.СТРОЙ Словарь это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Грамматический

Подробнее

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/36088350-Didakticheskie-igry-po-leksicheskim-temam-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe.html

Дидактические игры в подготовительной группе. Занятия в детском саду

Дидактические игры в подготовительной группе. Занятия в детском саду

Дидактические игры в подготовительной группе важны для дошкольников. Благодаря им дети легко обучаются. Игры помогают развиваться, фантазировать и запоминать материал. Есть разнообразные виды дидактических игр. Каждая из них нужна для определённой цели. Подробнее читайте в статье.

Роль дидактических игр в развитии дошкольников

Дети в подготовительной группе готовятся к школе. Для более лёгкого обучения и воспитания дошкольникам предлагаются дидактические игры. Благодаря им ребёнок познаёт окружающий мир, развивает познавательную деятельность, решает обучающие задачи.

Дидактические игры в подготовительной группе очень важны. Они учат детей вниманию, фантазии, мышлению. Даже инертных детей можно заинтересовать необходимым материалом.

Когда подбираются игры, взрослые должны помнить, что они должны всесторонне развивать дошкольников. Прививайте ребёнку интерес и формируйте у него навыки к разнообразным видам деятельности. Дети в этом возрасти должны учиться составлять рассказы и анализировать их.

Дидактические игры помогают детям развивать познавательные способности, пополнять словарный запас, развивать всесторонние способности (клеить, лепить, вырезать и т. д.). Перед занятием необходимо провести с детьми беседу, показать наглядный материал, объяснить правила игры.

Функции дидактических игр

Обучение – сложный процесс. Однако если заниматься в игровой форме, у детей появляется заинтересованность. Психологи и педагоги выделяют такие функции игры:

  • Развлекательная. Ребёнок заинтересовывается, у него пробуждается интерес к занятию.
  • Коммуникативная функция – это норма поведения, которая усваивается детьми.
  • Самореализация. Ребёнок учится всему, что его окружает. Он с каждым днём всё больше реализовывается.
  • Терапевтическая. Дети учатся преодолевать трудности, находить компромиссы со сверстниками, слушать более опытных людей.
  • Диагностическая. Эта функция помогает воспитателям, психологам и родителям понять нормы и отклонения поведения.
  • Коррекционная. Ребёнок ежедневно меняется в лучшую сторону. Он учится работать над собой и видеть свои ошибки.
  • Социализация. Учит детей общаться в обществе.

Педагог А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность.

Дидактические игры: цель

Подготовительная группа готовит детей к школе. Их нужно многому научтиь. Поэтому все дидактические игры в подготовительной группе предлагаются детям с определённой целью. Ведь они должны понимать и знать хотя бы самое необходимое. Воспитатели ставят перед собой цели:

  • Познакомить детей с природным материалом.
  • Познакомить с неживой природой.
  • Научить дошкольника определять пищу для животного.
  • Закреплять знания о природе.
  • Вспомнить все времена года.
  • Развивать внимание, память и логическое мышление.
  • Учить характерные признаки домашних или диких животных.
  • Закрепить хорошее отношение к окружающим и любовь к природе.

Все вышеперечисленные цели необходимы педагогам для равномерного и правильного обучения. В подготовительной группе часто предлагаются детям игры, связанные с театром. Благодаря им дошкольник раскрывает себя как личность. Он входит в роль и учится у своего героя перенимать положительные качества.

Дидактические игры, их картотека в подготовительной группе

Для того чтобы ребёнка развивать со всех сторон, пишется план. Его составляют воспитатели для более правильного воспитания. Картотека дидактических игр в подготовительной группе охватывает занятия разного рода. Это развитие речи, математика, экология, аппликация, музыка и многое другое.

Для каждого занятия определяется цель. Если нужно учить окружающий мир, воспитатель предлагает детям свободное рисование, где ребёнок развивает фантазию и память. С помощью занятия дети вспоминают увиденное накануне и пытаются воспроизвести на бумаге.

Для развития речи можно придумать любую игру, где нужно выражать свои мысли с помощью слов. Дети смогут придумать сказку, а по ней создать спектакль и распределить роли. Благодаря такой игре дети учатся не только разговаривать, но и общаться со сверстниками.

Для изучения математических представлений нужно учить цвета, ориентирование в пространстве, цифры, геометрические фигуры, дину, ширину, высоту и другое. Ежедневное планирование воспитателями дидактических игр поможет детям в обучении материала.

Картотека дидактических игр в подготовительной группе помогает не только дошкольникам, но и воспитателям. Благодаря им педагоги занимаются с детьми, обучают, проверяют навыки и умения. Если не будет картотеки, воспитатели не смогут дать дошкольникам знания, которые им необходимы.

Изучение экологии с помощью дидактических игр

Воспитателям необходимо научить детей любить природу, содержать её в чистоте и ухаживать за растениями и животными. Поэтому дидактические игры в подготовительной группе по экологии составляются один раз в неделю.

Дидактическая игра: «Лесной поезд»

Цель: закреплять и систематизировать знание детей про зверей, птиц и насекомых.

Материал: карточки с животными, птицами и насекомыми; два картонных поезда (к каждому прикрепляется 3 вагона).

Воспитатель предлагает выбрать две команды по 3 человека. Дети должны в первый вагон посадить лесных зверей, во второй – птиц, в третий – насекомых. Какая команда справится быстрее — выиграет.

«Чем питаются животные?»

Цель: формировать представление о питании домашних и лесных животных.

Материал: карточки с изображением животных и едой для них.

Воспитатель проводит беседу про домашних и лесных животных, показывает картинки к ним. Выбирает две команды и раздаёт карточки с животными и едой для них.

Например, картинки с белкой, зайцем, лисой, собакой, попугаем, орехами, морковью, куропаткой, косточкой, зерном. Все эти карточки должны быть перемешаны. Дети как можно быстрее должны найти подходящие картинки.

Например, белка с орехами, заяц с морковью и т. д.

Каждая дидактическая игра формирует у ребёнка представление об окружающем мире. Необходимо закреплять умения и навыки у дошкольников. Тогда он пойдёт в первый класс подготовленным ребёнком.

Обучение развитию речи при помощи дидактических игр

Детям нужно давать не только представление об экологии. Необходимы дидактические игры по развитию речи. Подготовительная группа – это важный период ребёнка. Благодаря играм дети пополняют словарный запас, учатся правильно говорить, выражать и формулировать свои мысли.

Кукольный театр — это первая игра, благодаря которой у детей развивается фантазия и пополняется словарный запас.

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал.

Воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится.

Игра: «кто знает больше?»

Цель: закреплять и учить слова, определять их значение.

Материал: карточки животных, цветов, мебель и т. д.

Воспитатель предлагает детям перечислять животных. Она называет: медведь, заяц. Дети по очереди продолжают. Потом переходят к цветам, овощам, фруктам и т. д. Для дошкольников задания по развитию речи довольно сложные. Поэтому не ругайте, а терпеливо ожидайте, когда ребёнок вспомнит название. Для детей интересны дидактические игры.

Подготовительная группа: математика

Дидактические игры помогают детям познакомиться с математическими представлениями. Очень интересная и занимательная игра «Лишняя картинка». Она предназначена для изучения цифр.

Для игры возьмите лист бумаги А4 и поделите его на равные четыре части. В верхнем правом углу нарисуйте 3 ореха, а в нижнем 4 листика. Нарисуйте вверху слева три игрушки, а под ними 3 овоща.

Ребёнок должен учиться думать логически. Он найдёт лишнюю картинку (4 листочка).

Чтобы дети стали более внимательными предложите игру «Паровозик». Благодаря ей дети смогут быстро выучить и запомнить геометрические фигуры.

Вырежьте из картона для дошкольников несколько овалов, кругов, квадратов, ромбов, треугольников и паровоз с пятью вагонами. Поделите детей на команды. К первому паровозу прикрепите овал. Дети поймут, для какой фигуры этот домик. Также квадрат, круг, ромб и треугольник. Какая команда быстрее разберёт фигуры по нужным домикам, та и выиграла.

Читайте также:  Особенности коррекционной работы на уроках развития речи в начальный период обучения

Заключение

Как говорилось ранее, нужно детей развивать всесторонне. Тем более дошкольников. Поэтому нужно проводить дидактические игры в подготовительной группе по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Только тогда есть вероятность научить детей всему, что необходимо знать в первом классе.

Дидактические игры – ведущие виды деятельности. Только благодаря им дошкольники учатся и познают окружающий мир. Занимайтесь с детьми, старайтесь их заинтересовать, и у вас получится выпустить из садика развитого и умного ребёнка.

Источник: fb.ru

Источник: http://azbukivediart.ru/deti/didakticheskie-igry-v-podgotovitelnoi-gryppe-zaniatiia-v-detskom-sady.html

Дидактические игры в старшей и подготовительной группе. Развитие фонематического слуха у дошкольников

Дидактические игры в старшей и подготовительной группе. Развитие фонематического слуха у дошкольников

Современная дошкольная педагогика ставить целью перед педагогом не столько дать ребенку определенную сумму знаний и умений, сколько развивать у дошкольника способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

Важной частью подготовки ребенка к чтению является звуковой анализ. Звуковой анализ – это:

  • Определение порядка звуков в слове;
  • Выделение отдельных звуков;
  • Различение звуков по качественным характеристикам.

Формированию фонематического слуха, способности к звуковому анализу способствуют дидактические игры. Доступная и привлекательная игровая ситуация делает познавательный интерес полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.

Цикл игр «Шифровальщики» (5-7 лет) (дети должны отгадывать «зашифрованные» задания, игровые ситуации для решения задач суперагентами вызывают интерес у дошкольников и способствуют к стремлению выполнить задание)

Какой цвет?

Отгадай каким цветом нужно закрасить фигуры. Фигура первая – шифр «Ж» (дети по первому звуку определяют цвет – желый) и т.д.

Что нужно взять с собой суперагенту?

Воспитатель называет первый и последний звук слова, дети с помощью картинок-подсказок выбирают нужные предметы и складывают их в рюкзак.

Какие животные пропали?

По первым звукам названных слов составляется новое слово, по которому можно определить пропавшее животное.

Мышь, утка – му (корова); молоко, ежевика – ме (коза); гранат, ананас – га (гусь) и т.д.

Отгадай, кто спрятался?

Соедини первые звуки в словах (на слух):

Волк –абрикос-сирень-ананас; торт- облако-лиса-аист; вилка – игла – тюбик- арбуз;

Астра – ноты – тополь- ослик – новость; обруч – лимон – яблоко; игла – ножницы – ананас.

Отгадай шифр. Куда нужно идти.

Что общего в словах? (сок, лис – звук «С»; арбуз, игла – звук «А»; двор – мед – звук «Д»)

Дидактические игры на определение звуков по качественным характеристикам.

Колокольчик или колокол.

Колокольчик – мягкие согласные звуки, колокол – твердые согласные звуки. У ребенка две картинки – с колокольчиком и колоколом.

Заранее педагог знакомит с «обозначением» мягких и твердых звуков (ассоциация со звучанием колокольчика и колокола, ребенку предоставляют возможность послушать звучание большого колокола и маленького колокольчика). Далее воспитатель называет звуки и ребенок поднимает подходящую картинку.

Раскрась дорогу.

Работа со схемами. Учимся различать согласные твердые и гласные звуки. Игра проводится с детьми уже знакомыми с графическими цветовыми обозначениями звуков – синий и красный квадрат. Педагог называет звук, ребенок закрашивает квадраты по очереди, определяя цвет. В результате получается разноцветная дорожка. (а, г, у, м, о, к, ы)

Подбери наряд.(мягкие и твердые согласные)

По первому звуку дети определяют какое платье должно быть у девочки (синие или зеленое – раздаточный материал, вырезанные платья из синего и зеленого картона).

Леся – зеленое, Маша – синие, Вика – зеленое и т.д.

Звери едут в зоопарк.

К паровозам синего и зеленого цвета нужно «прицепить» вагончики-карточки с нарисованными животными. Если в слове есть звуки с или з – к синему паровозу, сь или зь – к зеленому. Зебра, собака, осел, змея, обезьяна, лиса, страус, коза, гусь, заяц, рысь и т.д.

Игры для детей младшего дошкольного возраста.

Игра в команде.

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательными.

Кто в гости пришел?

По звукам дети определяют животное, которое пришло в гости к кукле Маше и находят картинку.

Повтори волшебные слова.

Воспитатель называет ряд звуков, дети повторяют «волшебные слова». (а-у-ы-о; т-ть-п-пь и т.д.)

Путаница.

Воспитатель показывает картинку и называет неправильно слово (ублако (яблоко), ырбуз (арбуз), табака (собака)) Дети должны исправить воспитателя и назвать правильно слово.

Название: Дидактические игры в старшей и подготовительной группе. Развитие фонематического слуха у дошкольников.

Источник: http://portal2010.com/didakticheskie-igry-v-starshej-i-podgotovitelnoj/

Дидактические игры в детском саду

Дидактические игры в детском саду

Наиболее оптимальной и доступной формой обучения маленьких детей дошкольного возраста являются дидактические игры.

Любая дидактическая игра состоит из нескольких элементов: в первую очередь, это дидактическая задача (они отличаются по своей сложности, в зависимости от возрастной группы малышей), правила и непосредственно игровые действия, направленные на выполнение конечной цели, то есть той самой задачи.

Организация учебного процесса в дошкольном учебном учреждении подразумевает правильный подбор дидактических игр, чтобы поставленные перед малышами задачи были выполнимыми, но при этом требовали напряжения умственных сил, способствовали развитию и самоорганизации.

Дидактические игры в младшей группе

Не меньшую роль в обучающем процессе представляют дидактических игры для младшей и ясельной группы, потому как в 2-3 года детки уже более активно продолжают свое знакомство с окружающим миром и самыми простыми понятиями.

Стоит отметить, что игровые действия в этом возрасте очень просты. К примеру, можно привлечь крох к «сбору урожая» и разложить по разным корзинкам овощи и фрукты разной величины.

Или собрать разноцветные мячики в коробку такого же цвета.

Кроме того, ранее знакомство с дидактическими играми способствует приобретению навыков игры в коллективе и соблюдения определенных правил.

Примерами игр в младшей группе могут послужить: «Кто как кричит?», «Дикие и домашние животные», «Лото», «Угадай игрушку».

Дидактические игры в средней группе

Дидактические игры в детском саду для ребятишек в 3-4 года ориентированы на формирование способностей устанавливать простые связи между окружающими предметами, а также расширение словарного запаса.

Картотека дидактических игр в средней группе должна включать в себя занятия, которые знакомят дошкольников с элементарными понятиями, такими как форма, цвет, вес, материал из которого изготовлен предмет, размер.

В процессе игры детки закрепляют приобретенные знания, учатся классифицировать предметы.

С малышами средней группы можно играть в такие игры, как: «Найди отличия», «Что в коробке?», «Съедобное-несъедобное», «Кто где живет?».

Дидактические игры в подготовительной группе

Дидактические игры для деток 5-6 лет ставят перед малышами более сложные задачи и подразумевают более сложные взаимоотношения между участниками игровых действий.

Многие игры для мальчиков и девочек-дошкольников представлены в виде соревнований, которые имеют огромное значение в становлении дружеских взаимоотношений, учат справедливости, взаимопомощи.

В подготовительной группе много информации деткам преподносят посредством обычных занятий, в то время как с помощью игр усвоенный материал лишь закрепляют.

Игры в подготовительной группе уже более сложные и серьезные: «Зимующие и перелетные птицы», «Летает, прыгает, плавает», «Повторяй за мной», «Срисовывание по клеточкам».

Тем не менее, каким бы увлекательным и познавательным не оказался игровой процесс, нужно помнить, что по своей продолжительности игра не должна превышать 15-20 минут. При этом воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подбирая задания, таким образом, чтоб каждый малыш смог получить умственное и моральное удовлетворение.

Источник: https://womanadvice.ru/didakticheskie-igry-v-detskom-sadu

Дидактические игры по развитию речи: старшая и подготовительная группы

Дидактические игры по развитию речи: старшая и подготовительная группы

Ваш кроха растет, развивается и вот уже из простого карапуза он превращается в ребенка, посещающего детский сад в средней или подготовительной группе.

Для этого возраста характерно не только кризисы, и становление его как самостоятельного человека, пробующего все на своем пути (особенно мамины нервы), но и другой уровень игр с использованием дидактических материалов для занятий.

Что включают в себя дидактические игры по развитию речи

Развитие речи подразумевает не только постановку правильного произношения звуков и слогов, но и культуру речи.

Дети в старшем возрасте должны учиться говорить не только фонетически правильно, но и грамотно строить предложения, уметь использовать речевые обороты, владеть интонацией и уметь строить длинные сложные предложения, повествующие полноценный рассказ с выводом или итогами.

Умение выражать свои мысли очень важно в повседневной жизни. Речь — одно из самых важных средств общения, поэтому она должна быть правильной, грамотной и приятной.

Если ребенок дошкольного возраста умеет правильно и четко выражать свои мысли, то ему будет значительно проще проявлять себя в школе и в дальнейшей жизни.

Про таких можно услышать выражение, что за словом он в карман не полезет. При всей его иронии, смысл остается прежним.

К основным задачам дидактические игры по развитию речи относят:

  • Побуждение детей к общению между собой, поиск и укрепление взаимных отношений, становление дружественных связей.
  • Возможность проявления инициативы во время ответов на вопросы и аргументация правильности своего выбора.
  • Расширение словарного запаса, увеличение кругозора.
  • Обучение правильности построения сложных фраз и использования различных слов.
  • Умение рассуждать и делать выводы.

Все дидактические игры по развитию речи можно условно разделить на следующие типы:

  • Игры-путешествия, в которых ведущий игры как экскурсовод обращает внимание на предмет встречи, делая окружающий мир более разнообразным для ребенка. Например, прогулки по парку или в случае с настольными играми – рассказы про домашних и диких животных. В этих играх у ребенка развивается наблюдательность и здоровый интерес.
  • Игра с беседой. Во время нее ребенок как бы играет со словами, совершенствуя в разных направлениях своё речевое развитие: фонетическое, лексическое, грамматическое. В этих вариантах ребенок может играть в простую игру: «назови слово, начинающее с определенной буквы».
  • Загадочные игры. Ребусы, загадки, хитрые вопросы. Основной задачей данной игры является выслушать полностью вопрос, проанализировав его, продумать свой ответ. В итоге предоставить ведущему, когда он спросит ученика, свой аргументированный ответ.
  • Предположительные игры. В их основе стоит всего одна фраза: «А что, если бы…» продолжение всего действа, которое должен придумать ребенок. Ведущий игры дает вводные данные на ситуацию, и дети по очереди, аргументируя свой рассказ, предполагают что будет дальше.
Читайте также:  Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе «цирковое представление»

Дидактические игры по развитию речи в средней и подготовительной группах

Старшая и подготовительная группы в детских садах занимаются развитием речи ребенка посредством дидактических игр. Конечно, они применяются и для деток младшего возраста, но там немного другой уровень сложности.

Разница в том, что игры направлены на разные стороны развития речи.

Если маленькие детки только учатся строить предложения, учат названия понятий и явлений, то дошкольники уже обучаются формированию более сложных предложений и словосочетаний, расширяют свой словарный запас.

 Они учатся правильно использовать склонения, спряжения, образовывать формы падежей и наклонений. На этой же стадии исправляются грамматические дефекты речи. В возрасте 5-6 лет дети уже могут учиться читать и писать, а потому очень важно уметь сформулировать свои мысли, чтобы записать их было легче.

На что направленны дидактические игры

  • Дидактические игры, проводимые в старшей и подготовительной группах направлены на развитие мышления и реакции. Насколько быстро и точно ребенок может сообразить что нужно сказать, и как именно этот оборот можно применить.
  • Развитие быстроты мышления способствует подготовке ребенка к школьным занятиям, скорому усвоению полученного материала и возможности его применения. А в дальнейшем, ребенок сможет быстро соображать, отвечая на вопросы учителей.
  • Дидактические игры в старшем возрасте так же способствуют развитию и концентрации внимания на определенны вещах. То есть, пока ведущий проговаривает задание, ребенок молча и сосредоточенно слушает его. При необходимости он отвечает на его вопросы, которые указывают насколько внимательно слушали преподавателя дети.
  • В таком возрасте развитие речи подразумевает умение подбирать синонимы и антонимы, различать слова, близкие по значению, правильно применять уменьшительно-ласкательные формы, сравнительные и превосходные степени слов. Так же, стоит отметить, что важно научить ребенка правильно определять род слова, чтобы верно согласовывать его с прилагательными в предложениях. Но до этого не все доходят, чтобы досконально изучить суть. Пока это на уровне: правильно сказать так, а не правильно – вот так.
  • Часто дидактические игры в старшей группе довольно активные и хорошо влияют на физические навыки ребенка: развивают ловкость и быстроту реакции не только мыслей, но и действий. Например, если дидактическая игра проводиться с мячиком и детям нужно ловить его или отбивать в зависимости от слов, которые произносятся на каждый бросок. Яркий пример такой игры – «Съедобное-несъедобное». Пока ребенок ловит мяч, он должен проанализировать слово и молниеносно отреагировать на него.

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Так же, для дошкольников в играх предусмотрено продолжение развития тактильных, слуховых и зрительных анализаторов.

Ведь речь это средства общения и выражения своих наблюдений, которые в свою очередь мы получаем благодаря слаженной работе всех органов чувств.

Поэтому пересказать, как пахнет цветок, в деталях рассказать про свой поход к бабушке с ее изумительными блинчиками ребенок может с использованием описаний и запахов, и звуков, и трудностей в дороге.

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

В подготовительной группе дети начинают не только уметь использовать в своей речи антонимы, синонимы, но узнают названия этих понятий. Так же, многие игры обучают детей азам школьной программы русского языка. Например, узнают о частях словах, о том, что оно состоит из слогов, что буквы делятся на гласные и согласные, учатся различать понятия звука и буквы.

Некоторые дидактические игры, проводимые для деток из старшей и подготовительной групп нацелены на умение все больше примечать различные детали, находить как можно больше свойств того или иного предмета, явления или человека. На этом этапе развития речи так же, идет развитие логики и мышления в целом. Развивается воображение и творческие навыки детей.

Картотека и места проведения игр

Картотеку дидактических игр, которые актуальны для развития речи детей в старших и подготовительных группах можно использовать в качестве основы личной библиотеки. А также воспользуйтесь обучающей литературой, написанной опытными психологами и воспитателями.

Например, вы можете найти много дидактических игр, нацеленных на поиск ребенком предметов, которые объединены общим признаком: воспитатель называет цвет – дети говорят как можно больше слов, которые обозначают предметы такого цвета.

Проводиться такая игра может в свободной форме, когда дети просто по очереди называют слова. Или с мячом, когда детки ловят мяч и тот, кто поймал говорит слово. Можно даже устраивать небольшие соревнования, кто найдет в комнате больше предметов заданного цвета.

Нужно помнить, что любая игра должна не просто обучать детей, но и увлекать. Только в этом случае они почувствуют себя свободно и смогут проявить себя в полной мере.

Некоторые дидактические игры развивающие речь могут проводиться во время прогулки. Например, воспитатель может дать детям задания найти предметы из определенного материала.

Игру можно проводить в активной форме: воспитатель говорит, например, «железо» и все детки должна схватиться за что-то железное. Если воспитатель говорит «дерево», то дети должна держаться за дерево или сесть на лавочки, встать на деревянный пол беседки.

Такая игра развивает внимание, логику и реакцию детей.

И на природе, и в помещении можно проводить игру на угадывание предмета. Воспитатель или один ребенок загадывает предмет, который есть в поле зрения. Интереснее, если предмет сложный и имеет много характеристик. Дети должны постепенно угадать предмет. Например, загаданное слово «чашка».

Сначала ведущий (тот, кто загадал предмет) называет самые простые характеристики предмета, например, цвет. Затем он может сказать из какого материала сделан предмет, следом назвать его размер, для этого хорошо включить фантазию и придумать какую то метафору для обозначения размера (для слона маловата, для мышки великовата, а для человека — в самый раз).

Когда дети угадали предмет, ведущим может стать ребенок, который первый угадал слово и игра повторяется.

Дети старшего возраста так же хорошо принимают игры по ролям. Воспитатель раздает детям карточки с картинками животных, затем каждый ребенок показывает это животное. Можно сделать игру с элементами загадки. Например, ребенку досталась кошку.

И он описывает ее: «Живет у людей, любить молочко и ловит мышей». Дети должны отгадать, что это за животное. Такая игра способствует развитию мышления, реакции и расширению кругозора.

Чем сложнее и необычнее животное, тем интереснее будет его показывать, описывать и отгадывать.

Итоги

Многие дидактические игры, проводимые в дошкольных образовательных заведениях (ДОУ) настолько популярны, и так хорошо принимаются, запоминаются детьми, что они могут самостоятельно играть в них со своими сверстниками во дворе или на переменах в школе.

Постоянные тренировки с помощью игр по развитию речи хорошо влияет на общее развитие ребенка, и способствует умению организовывать себя и своих товарищей для интересной игры.

Знания различного рода игр позволяет вашему ребенку проявлять в детских коллективах инициативу, участвовать в подобных играх и вести полноценную жизнь чувствуя определенную уверенность в собственных силах.

Самые простые дидактические игры для детей посещающих старшую или подготовительную группы (например, игра в слова, города) вы можете использовать даже во время дороги домой. Не обязательно все обучающие моменты оставлять на воспитателей сада и преподавателей в школе. Общаясь со своим ребенком, вы не просто играете и налаживаете дружеские отношения, но и придаете ему уверенность в себе.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi.html

Дидактические игры для старшей группы детского сада

Дидактические игры для старшей группы детского сада

К 5-6 годам игра становится для ребенка способом познания мира и средством формирования и развития базовых навыков. Поэтому в старшей группе детского сада дидактические игры основная форма образования и развития детей.

Обучать в форме игры

Дидактическая игра направлена на:

  • развитие мыслительных процессов;
  • развитие устной речи;
  • расширение кругозора;
  • усваивание основополагающих понятий;
  • развитие внимания;
  • формирование культуры поведения.

Воспитатель детского сада использует такую форму работы с детьми на занятиях в группе, на прогулке, во время музыкального или спортивного часа. У опытных педагогов, как правило, есть картотека, в которой дидактические игры систематизированы по тематике и направлениям. В старшей группе игры в зависимости от содержания систематизируют:

  • Времена года»;
  • «Профессии»;
  • по математике;
  • по музыке;
  • обучение грамоте;
  • основы экологии;
  • правила дорожного движения (ПДД);
  • формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);
  • основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ).

Использование игровых форм работы требует подготовки дидактического материала, необходимого инвентаря, набора канцтоваров для детей. Вам пригодится картотека дидактических игр.

Формирование элементарных математических представлений

         Игры по математике – это развитие логики, аналитического мышления, разных видов памяти, учат сопоставлять и систематизировать, формируют вычислительные навыки.

         В старшей группе детского сада ФЭМП предполагает продолжение знакомства детей с цифрами и числами до 10, закрепление знаний геометрических фигур, знакомство со структурой года, календарем, часами. Картотека дидактических игр ФЭМП предлагает варианты следующих игр по математике.

 «Укажи фигуру»

         Цель: закрепление умений распознавать геометрические фигуры, сравнивать их размеры, различать цвета.

         Описание: выдаются карточки с разноцветным изображением больших и маленьких прямоугольников, квадратов, треугольников, кругов. Затем показывает свою карточку: «У меня маленький зеленый круг.

Читайте также:  Логическая игра по математике для 5-6 классов

У кого из вас еще есть круг?» Дети отвечают: «У меня есть большой (маленький) желтый (или другой цвет) круг». Вопросы систематизируют фигуры по цвету, размеру.

Дети должны определять, соответствует ли их фигура к заданным условиям.

«Придумай узор»

         Цель: развивать пространственные представления, закреплять знание геометрических фигур.

         Описание: детям выдаются карточки с узорами из геометрических фигур. Нужно внимательно рассмотреть, какие фигуры составляют чудесный узор. Предложить обвести пальчиком каждую фигуру. Описать свой узор. Например, в правом верхнем углу круг, а в левом нижнем углу квадрат, посредине треугольник и т.д.

Формирование представлений о грамоте

         Обучение грамоте – важнейшая составляющая развития ребенка. Картотека дидактических игр, направленных на развитие речевого аппарата, овладение фонетическими и орфоэпическими нормами, формирование представлений о звуке и букве, слоге, слове.

 «Необычный поезд»

         Цель: развивать фонематический слух, формировать умение звукового анализа слова.

         Описание: Вывешивается изображение поезда с красным, зеленым и синим вагоном. В вагонах сделаны прорези. Детям выдаются картинки животных и птиц.

В красный вагон нужно посадить тех, чье название начинается с гласного звука, в синий – с твердого согласного, в зеленый – с мягкого согласного.

Затем распределяем картинки по вагонам в зависимости от первого звука: в красный – слова со звука [с], в зеленый – со звука [м], в синий со звука [к]. Условием может быть количество слогов.

Правила дорожного движения

         Картотека дидактических игр по изучению ПДД составлена из заданий, направленных на обучение детей:

  • дорожным знакам;
  • сигналам светофора;
  • изучению правил перехода проезжей части и перекрестка;  
  • знакомство с различными видами транспорта, с правилами поведения на улицах.

         Изучение ПДД начинается со знакомства с видами транспорта, отличия автобуса, троллейбуса и трамвая, легкового и грузового автотранспорта.

Можно использовать «чудесный мешочек», из которого дети достают картинки с изображением разного транспорта и называют его.

Предложите детям представить себя каким-то транспортом и описать: я большой зеленый автобус, у меня 2 двери, много сидений для пассажиров, отдельное место для водителя. Есть руль, 4 колеса и т.д.

         Изучая ПДД, играйте в светофор и перекресток, разыгрывайте ситуации «В машине», «В метро», «В маршрутном такси». Обращайте внимание на закрепление навыков ПДД при переходе проезжей части. Обращайте внимание на особые ПДД для «Скорой помощи», пожарных и полицейских машин. Знакомьте со значением разметки на дороге.

Заботимся о себе

         Дидактические игры, направленные на формирование здорового образа жизни и обучающие основам безопасности жизнедеятельности, формируют у детей представления о правильном бережном отношении к своему здоровью.

Они знакомят с правилами личной гигиены, режимом дня, закладывают представления о полезной и вредной еде.

Такие занятия учат пользоваться возможностями своего организма, учат различать индивидуальность внешности, закладывают основы чувства собственного достоинства и уважения к окружающим. Углубляют представления ребенка о себе и семье.

         В играх вам поможет мешочек с предметами гигиены, которые дети будут узнавать наощупь и описывать. Мешочек можно наполнить картинками с изображением людей разных возрастов и профессий. Ребята будут угадывать их и рассказывать об этих людях.

Экологическое воспитание

         Дидактические игры по экологии развивают представления об окружающем мире. Они формируют представление о бережном отношении к природе и необходимость соблюдения безопасности человека и животных. Дети учатся правилам безопасности сбора растений и грибов. «Чудесный мешочек» поможет узнать, чем можно подкормить птиц зимой, научиться различать диких и домашних животных.

Музыкальные занятия

         Дидактические игры по музыке направлены на развитие у детей музыкального слуха, чувства ритма, тембра, музыкально формируют память и образное мышление. «Волшебный мешочек» поможет познакомиться с жанрами в музыке, музыкальными инструментами. Дети будут учиться музыкально передавать настроение, различать в музыке чувства и образы.        

Картотека дидактических игр поможет вам провести занятия с детьми старшей группы в занимательной и интересной форме. Познание и развитие будут проходить естественно и занимательно. Содержание игр дает возможность проявлять фантазию всем участникам, учиться выдержке и культуре поведения.

Источник: http://StranaDetstva.ru/didakticheskie-igry-v-starshej-gruppe

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени)

«Детский сад»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

Мы делаем зарядку…

Мы занимаемся…

Аналогично можно проводить игру о временах года.

«Какой день недели»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

Много разных дней недели

Птицы нам про них пропели

В понедельник соловей

Пел, что нет прекрасней дней

А во вторник пела птица-

Желтобокая синица

Ворон каркнул, что всегда

Лучшим днем была среда

Воробей чирикать стал

Что в четверг он в лес летал

Две голубки ворковали

Воскресенье обсуждали

Птички дни недели знают

Нам запомнить помогают

Дидактическиеигрыдлядетейподготовительнойкшколегруппы (ориентировкавовремени)

Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Дидактическая игра «Тик-так

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Я трещу

— Вставать пора!   (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас.   (настенные часы с кукушкой)

Дидактическиеигрыдлядетейподготовительнойкшколегруппы (ориентировкав пространстве)

Поможем Элли вернуться домой

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

3                 4

         5

1                 2

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Дидактическая игра «Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

Дидактическиеигрыдлядетейподготовительнойкшколегруппы (количество и счет)

«На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/6416-didakticheskie-igry-dlya-detej.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector