Дидактическая игра по математике для младших дошкольников

Дидактическая игра по математике для младших дошкольников

loading…

All images are copyright to their respective owners.https://www.youtube.com/watch?v=DZ2PtsUklBg

support (donate) Λ N I M U S — https://streamlabs.com/blumemusic •••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••…

https://www.youtube.com/watch?v=f5qfEayHx8c

Down on the farm — Mark shows you the fastest way he knows of to bleed a diesel fuel system after it has been run out of fuel — no

https://www.youtube.com/watch?v=1Ww5-pmiokc

A short tutorial on how to wire up a windshield wiper motor, including the «park» feature. We use a LOT of these in our Halloween

https://www.youtube.com/watch?v=z4c8_NnBW4s

This video will help you troubleshoot your fuel gauge and sending unit, to verify if it is good or needs to be replaced.

https://www.youtube.com/watch?v=FpJg4_gbmCM

Tweet this video! — http://clicktotweet.com/51b3n Ever since man has been in the business of seeking vengeance, torture has been a

https://www.youtube.com/watch?v=hOaaAP56l3o

This is a more recent update on the f-150 flareside. The interior has been completely redone and truck has received a new dark

https://www.youtube.com/watch?v=lBPuS_wgeUM

Fluke 179 Multimeter: https://www.amazon.co.uk/gp/product/B00012Z0V6/ref=as_li_…

https://www.youtube.com/watch?v=Fyuzy4YD_M4

How to replace brakes in rear axle Ford 4100.

https://www.youtube.com/watch?v=KEsnNTzz1mk

Можно ли девушке звонить парню первой? Денис Косташ. Онлайн Тренинг «Счастливая Женщина» http://www.kostash.com/

https://www.youtube.com/watch?v=mbmZCPDfXSA

Replacing seals on pitman arm shaft on steering box.

https://www.researchgate.net/publication/320234300_Upravlenie_vyssim_obrazovaniem_kak_elementom_soci..

2.3 -DD5:B82=>ABL 8 [email protected]>1;[email protected]==>3> [email protected];5=8O [email protected]>20=85< 2 $5A?C1;8:5 5;[email protected] 53. ;020 3 %>[email protected]=AB2>20=85 3> [email protected]==>3> [email protected];5=8O [email protected]>20=85< 2 $5A?C1;8:5 5;[email protected] CAL 64. 0:;NG5=85 70. [email protected]@0 72. #@8;>65=8O 83. 2. 3. (+*+3 …

http://www.ristosantala.com/rsla/paul_rus.pdf

B8G5A:85 E20=35;8O), London 1927, «Rabbinic … [email protected]=AB20. A>[email protected]< [email protected] ACI5AB2C5B ?>[email protected]>5=- =0O =0 [email protected] A;>2 ?>3>2>@:0, :>B> @0O 8;;[email protected]@C5B 40==>5. [email protected]=85: » 8ACA A>740; A5:BC [email protected] 8C40872 2 G;5=K [email protected]>=0 [email protected]>20;>AL, GB>1K >=8 .

https://hinvaven.livejournal.com/

ONI85 1>8, [email protected]:[email protected], ?>41>@ [email protected] =0 @07>[email protected] 8 8E @0AAB0=>2:0 2A5 MB> [email protected] A2>N (8 =5206=CN) @>;L, 254L D0=0BK >F5=820NB =5 B>; L:> 3;02=K9 ?>548=>:, => 8 2A5, GB> 53> A>[email protected]>2>6405B.

>AA88 MB> 4> >[email protected];5==>3> ?>[email protected]==K< (8;8 ...

http://www.cordobainformacion.com/inicio.php?codigo=27793

6 Mar 2011 … 4>1=KE A;CG0OE :;85=B>2 [email protected] C4>1AB2> 8 [email protected]>B0 ?>;CG5= 😯 … 82 2A5 =5>1E>48 ;O. >A;5 MB>3> A :0=4840B>< =0 ?> ….. 2K 65 E>B5;8 2K9B8 87 [email protected], MAA8, 10 MB> 7=05

Источник: http://www.lambdafind.com/tags/%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%88%D0%B8%D1%85-%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

№ 1961 Дидактические игры в обучении детей основам математики — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей ДОУ

№ 1961 Дидактические игры в обучении детей основам математики - Воспитателю.ру - сайт для воспитателей ДОУ

Курапова Наталья Мэльсовна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №59 комбинированного вида»,

город Красноярск

Дидактические игры в обучении детей основам математики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В дошкольном возрасте  игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Потребность в игре сохраняется и занимает важное место впервые годы обучения в школе.  В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, то это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. В процессе игры ребенок  многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.

Из этого следует, что роль дидактических игр в умственном развитии детей несомненна. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников необходимо использовать разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д. При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы. Задачи дидактических игр разнообразны.

Познавательный материал, с которым дети знакомятся  на занятиях, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия. Для этого в группах создаются  условия: «Математическая игротека», где размещаются логические, конструктивные игры, материалы для моделирования.

 Обеспечить принцип наглядности в обучении детей математике помогает: «Уголок занимательной математики» (Яркие цифры, магнитная доска, счетные палочки, пальчиковые игры, математические ребусы, геометрический конструктор, пазлы, а также дидактические игры по направлениям).

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами

Игры путешествие во времени

Игры на ориентирование в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

К играм с цифрами и числами относят такие игры как «Путаница», «Какой цифры не стало?», « Что изменилось?», « Исправь ошибку». Эти игры помогают детям освоить прямой и обратный счет, способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. 

 Вторая группа математических игр (игры — путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. А также игры-путешествия помогут расширить представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь); объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. 

Игры на ориентировку в пространстве: «Расскажи про узор», «Путешествие по комнате», «Найди свой домик», «Найди игрушку».  С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под, вверх, вниз; обозначают словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь и т.д.).

Благодаря играм с геометрическими фигурами такими как «Найди пару», «Что изменилось?», дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают  классификацию по разным признакам предмета.

С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, стараются  мыслить самостоятельно.

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. 

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры.

 

Дидактические игры в обучении детей основам математики

Игры с цифрами и числами:

Игра « Путаница».

Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры.

В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

Игра « Какой цифры не стало?»

Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.

Ход игры.

В игре также убираются одна — две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Игра « Что изменилось»

Цель. Закрепит умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать внимание, память.

Ход игры.

Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза.

Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением.

Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель. Упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.

Ход игры.

В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

Игра « Которой игрушки не стало».

Цель. Закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько». Развивать внимание, память.

Ход игры.

Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

Игры путешествие во времени

Игра «НЕ ОШИБИСЬ»

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.

Ход игры.

Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя мяч. Взрослый называет разные действия (иду на зарядку) и бросает мяч ребёнку. Малыш ловит мяч и называет время суток (утро), Усложнение — назвать часть суток, а ребенок  рассказывает действия,  которые могут происходить в это время суток.

Игра «ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определённым цветом. Каждое утро поясняйте ребёнку, какой сегодня день недели, показывая на цвет в  календаре.

Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребёнка называть каждый из дней.

Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т.д.

Игра «12 МЕСЯЦЕВ»

Вырежьте  из картона круг большого размера. Разделите его на 12 сегментов. В каждом из них напишите название месяца  года.

Предложите ребёнку закрасить сегменты в соответствии с принадлежностью к определённому времени года: летние месяцы — красным цветом, зимние – белым, осенние — жёлтым, весенние — зелёным.

Прикрепите к центру круга стрелку, острие которой должно указывать на текущий месяц. Просите малыша переводить стрелку в начале каждого месяца.

Игра «ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ»

Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Читайте также:  Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству н. а. некрасова

Затем игра усложняется. Дети строятся  с любого другого дня недели.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Взрослый и ребенок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

Игры на ориентирование в пространстве

Игра «Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями взрослого, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

   Ход игры.

Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

Игра «Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Ход игры.

Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие.

Взрослый  задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп!  Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя.

(Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого — на лесной полянке, желтого — на песчаном пляже и т.д.).

«Найди место»

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/yanvar/no-1961-didakticheskie-igry-v-obuchenii-detey-osnovam-matematiki/

Мбдоу дс№123″тополёк»

Мбдоу дс№123

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.

Каюрова А.Н., воспитатель

Ансимова В.В., воспитатель

Дидактические игры математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять знания о количестве: «один» и «много»; о равенстве предметов, понимать выражения: столько — сколько, поровну, по одному — много, ни одного.

Сравнивая предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Различать пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. Ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь.

Дидактические игры могут проводиться в этом возрасте утром, как все занятие или часть его, и во вторую половину дня.

Дидактическая игра «Найди фигуру»

Цель:                  

              Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры:

             На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке геометрические фигуры разного цвета и размера. Взрослый просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький желтый квадрат и т.д.

Дидактическая игра «Какая игрушка?»

Цель:

             Учить у детей развивать воображение, учить подбирать предметы по схематическим изображениям.

Ход игры:

              Дети подбирают к карточкам  предметы похожей формы.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель:

             Учить детей раскладывать и подбирать похожие по цвету флажки и шарики и определять по цвету чего не стало.

Ход игры:

             На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке карточки с изображениями флажков и шариков разного цвета. Взрослый просит найти и показать флажок и шарик одинакового цвета.

Дидактическая игра «Веселые фигуры»

Цель: 

             Учить анализировать образец и составлять по образцу из геометрических фигур предметы (человечки).

Ход игры:

              Ребенок собирает из геометрических фигур предметы, ориентируясь на образец.

Дидактичекая игра «Воздушные шары»

Цель:

             Учить детей обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета. Закрепить знания основных цветов и их оттенков.

Ход игры:

             Предложить детям подобрать шарик к ниточке такого же цвета.

Дидактическая игра «Куда плывет рыбка?»

Цель:

              Учит складывать рыбку из геометрических фигур, формировать понятие «целое», «часть», развивать память, внимание, речь.

Ход игры:

             Дети рассматривают рыбок. Воспитатель предлагает детям наблюдать за рыбками и рассказать о том, что они заметят. Воспитатель предлагает обвести каждую рыбку пальчиком; показать туловище, голову, хвост, плавники, глаза.

Рыбки плавают в воде

Рыбка желтая, ты где?

Сколько маленьких, скажите,

Быстро вы их покажите.

Дидактическая игра «Собери фигуру»

Цель:

              Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия, учить детей составлять простые фигуры  круг, квадрат, треугольник из частей.

Ход игры:

              Предложить из частей фигуры составить целую фигуру, постепенно усложнять, из нескольких частей разных фигур выбрать только те, которые необходимы для составления определенной фигуры.

Дидактическая игра «Противоположности»

Цель:

             Развитие речи, внимания, образной и смысловой памяти, логического мышления.

Ход игры:

В игре участвуют от 2 до 6 человек и ведущий. Карточки с красной рамкой перемешиваются. Карточки с зеленой рамкой раздаются поровну между участниками. Ведущий берет одну из карточек с красной рамкой, читает слово, написанное на ней и показывает картинку участникам игры.

Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку.

Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку.

             Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.

Дидактическаягра «Найди цветок»

Цель:

             Развивать у ребенка зрительную ориентировку на узор предметов методом сличения (такой – не такой).

Ход игры:

             Взрослый кладет перед ребенком карточки, привлекая его внимание к пустым окошкам и просит найти такой же цветок и закрыть окошко. Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на узор, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета, как цветок.

Дидактическая игра «Помоги рыбкам 1»

Цель:

             Учить детей соотносить предметы по величине и цвету, закрепить основные цвета,  учить распределять предметы в соответствие с цветом аквариума.

Ход игры:

              Предложить ребенку подобрать аквариум для рыбок такого же цвета.

Дидактическая игра «Помоги рыбкам 2»

Цель:

              Учить детей соотносить предметы по величине и цвету, закрепить основные цвета.

              Учить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.

Ход игры:

             Предложить  ребенку помочь найти каждой рыбке друзей такого же цвета, предложить сравнить их по размеру.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель:

             Учить анализировать образец и составлять по образцу из геометрических фигур предметы.

Ход игры:

              Ребенок собирает из геометрических фигур картинку, ориентируясь на образец.

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Цель:

             Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять цвет предметов и его частей, их пространственное расположение…

Ход игры:

              Сначала педагог демонстрирует детям образец, просит назвать, что на нем изображено, а также цвет предметных изображений. Затем убирает образец и предлагает сложить целую картинку из нескольких частей. При этом следует следить за тем, чтобы ребенок ориентировался на общий вид предмета, а не подставлял то одну, то другую часть картинки, находя нужную.

Дидактическая игра «Разноцветные поляны 1»

Цель:

             Учить собирать предметы одного и того же цвета, что и поляна, учить последовательности, внимательности.

Ход игры:

             В этой игре ребенок будет раскладывать силуэтные изображения игрушек разных цветов на большие цветные листы бумаги-поляны. На поляну можно класть предметы только такого же цвета, как она.

При этом важно обратить внимание малыша на то, что разные предметы могут быть одного и того же цвета (красные цветок и неваляшка)- тогда поляна у них одна и та же, а одинаковые предметы могут быть разных цветов (желтый и зеленый листья) — тогда поляны у них разные.

Вы можете показать разные способы выполнения задания — и последовательное сравнение каждой игрушки с цветными полянами, и предварительный отбор всех предметов одного и того же цвета, и их помещение на подходящую поляну. Приготовьтесь к тому, что ребенок может ошибаться.

Если он будет собирать вместе похожие предметы разных цветов (например, листья или цветы), покажите ему способом наложения, что при этом не у всех игрушек цвет сливается с цветом бумаги, на которой они лежат. 
Также нужно развивать способность группировать предметы по признаку цвета. Вначале дети находят цвет в конкретном предмете и лишь, потом, используют его как общий признак многих предметов, разных по содержанию и форме. 

Дидактическая игра «Разноцветные поляны 2»

Цель:

              Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, учить детей определять правильно цвет и размещать предметы на соответствующем цвете картона.

Ход игры:

              Взрослый кладет перед ребенком карточки, привлекая его внимание к пустым окошкам и просит найти такой же цветок и закрыть окошко. Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета, как цветок.

Дидактическая игра «Какой шарик, такая и ниточка 1»

Цель:

              Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, развитие мелкой моторики, закрепление знаний основных цветов  и оттенков, развитие умения находить соответствующий цвет и называть его.

Ход игры:

Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Дидактическая игра «Какой шарик, такая и ниточка  2»

Цель:

Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, развитие мелкой моторики, закрепление знаний основных цветов  и оттенков, развитие умения находить соответствующий цвет и называть его.

Ход игры:

Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Источник: http://detsad123.moy.su/load/didakticheskie_igry_napravlennye_na_formirovanie_ehlementarnykh_matematicheskikh_predstavlenij_u_det/1-1-0-9

Игры по математике во второй младшей группе

«Весёлое путешествие»

Цель: закрепление представления детей о том, что каждой палочке разного цвета соответствует определённое число; упражнение в соотнесении цвета и числа; формирование навыков самоконтроля.

Материал: набор палочек Кюизенера (белого, розового и голубого цветов); цифры от 1 до 3 (5).

Вариант 1.

Игровые действия: педагог предлагает детям построить необычный поезд из цветных палочек.

Р         Б       Г

Пассажирами которого будут зайчики – белые палочки, каждая из которых обозначает число 1. Педагог предлагает «зайчиков» посадить в вагончики и узнать, сколько «пассажиров» поместится в каждом вагончике.

Читайте также:  Стихи на тему весна для детей 2-4 лет

Дети практическим путём находят ответ: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета. Таким образом, ребята могут найти ответы на вопросы: Сколько «пассажиров» поедет в каждом «вагоне»?

Благодаря практическим действиям дети замечают, что в розовом вагончике помещается только два «пассажира», в голубом – три, т.е. палочка каждого цвета всегда обозначает определенное число. Затем педагог предлагает обозначить количество «пассажиров» цифрой.

Вариант 2.

Игровые действия: предложить составить поезд из пяти палочек (жёлтого, белого, голубого, розового, красного цветов).

Ж        Б       Г       Р       Кр

«Найди свой домик»

Цель: закреление умения соотносить цветную палочку с цифрой; развитие памяти.

Материал: набор палочек Кюизенера; набор цифр от 1 до 5.

Вариант 1.

Игровые действия: педагог, раскладывая цифры, сообщает, что каждый «домик» имеет свой номер, и предлагает заселить в домики «жильцов» (цветные палочки) так, чтобы каждой цифре соответствовала опредёленная цветная палочка.

1          2       3       4       5

Б         Р       Г       Кр     Ж

Вариант 2.

Игровые действия: подобрать для цветной палочки соответствующую цифру.

«Ступеньки»

Цель: закрепление умения называть числа-«соседей», сравнивать смежные числа, устанавливать логические связи и закономерности, развитие глазомера.

Материал: набор палочек Кюизенера.

Вариант 1.

Игровые действия: составить «лесенку» и назвать все числа-«ступеньки», которые обозначают число больше 3 (меньше 4; больше 2, но меньше 4; больше 3, но не 5 и т.д.).

Вариант 2.

Игровые действия: назвать числа-«ступеньки», соседствующие со «ступенькой», обозначающей число 2 (3, 4).

Вариант 3.

Игровые действия: назвать числа-«ступеньки», обозначающие числа до 4 (после 2; от 3 до 5; между 1 и 3 и т.д.).

Раздел математики «Величина»

«Ленточки для котят»

Цель: содействие развитию представлений о длине (длинный, короткий); умения сравнивать предметы по длине путём наложения и приложения; развитие глазомера.

Материал: палочки Кюизенера, игрушечные котята.

Вариант 1.

Игровые действия: педагог предлагает вниманию детей игрушечных котят и сообщает, что они очень любят играть с разноцветными ленточками, но ветер разбросал их вокруг. Просит дошкольников собрать все «ленточки» (цветные палочки): сначала красного цвета, затем розового.

Дети составляют «ленточки» из палочек одинакового цвета, а затем сравнивают приёмом наложения. Убеждаются, что красные «ленточки» одинаковые по длине, так как концы палочек совпали (одна «спряталась» под другой). Аналогично сравниваются розовые.

Затем педагог предлагает сравнить между собой розовую и красную «ленточки» и ответить на вопрос: «Какая из них длиннее, а какая короче?».

Вариант 2.

Игровые действия: сравнение «ленточек» происходит приёмом приложения.

Раздел математики «Геометрические фигуры и форма предметов»

«Найди домик»

Цель: развитие умения выделять в предметах от одного до трёх различные свойства (цвет, форма, размер), абстрагировать одни признаки от других, называть их.

Материал: набор логических блоков; карточки-«домики» по количеству детей.

Вариант 1.

Игровые действия: перед детьми разложены блоки – «котята». Педагог рассказывает историю о том, что у мамы-кошки много весёлых и озорных котят, они любят играть и часто убегают из дома, а потом не могут найти дорогу обратно. Затем предлагает ребятам помочь маме-кошке отыскать котят.

Для выполнения этого задания каждому ребёнку выдаётся карточка-«домик», которую он заполняет самостоятельно.

Педагог называет, каких «котят» мама-кошка зовёт домой (например, красного цвета), а дети ставят в свои карточки-«домики» соответствующего цвета.

Затем открывают свои «домики» и проверяют правильность выполнения задания. Педагог предлагает новое задание, например: найти всех больших «котят» или не квадратных «котят» и т.д.

Вариант 2.

Игровые действия: педагог называет сразу два свойства блоков-«котят», которые должны быть в «домиках», к примеру круглые большие или квадратные не красные и т.д.

Вариант 3.

Игровые действия: детям предлагается сразу три свойства блоков, которые нужно поместить в «домики»: квадратные жёлтые маленькие или не синие не треугольные большие и т.д.

Раздел математики «Пространство»

«Найди фигуру»

Цель: формирование пространственных представлений на себе, чётко выделяя правую, левую стороны; активизирование в речи слов: «слева», «справа», «посередине».

Материал: набор логических блоков: квадрат, круг, треугольник.

Вариант 1.

Игровые действия: найти и положить перед собой синий треугольник, справа от него — красный круг, а слева – жёлтый квадрат. Уточнить, какая фигура расположена слева? Какая фигура расположена справа? Какая фигура расположена посередине?

Вариант 2.

Игровые действия: дети самостоятельно располагают фигуры в ряд, а затем рассказывают, где какая фигура (форма) расположена.

 

Источник: https://vscolu.ru/matematika/igrovye-uprazhneniya-dlya-detej-vtoroj-mladshej-gruppy.html

Дидактическая игра по математике для младших дошкольников

Дидактическая игра по математике для младших дошкольников

Автор: Гондылева Е. С. воспитатель МБДОУ дс №7 » Колосок » г. Петровск Саратовская область

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте — это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.

Описание работы: Дидактическая игра «Математическая полянка » предназначена для использования в непосредственной образовательной деятельности в реализации образовательных областей «Познание «, «Коммуникация «, «Социализация «. Ее можно использовать в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Данное пособие будет полезно для детей младшего дошкольного возраста, педагогам и родителям.

Дидактическая игра «Математическая полянка » изготовлена из ткани разной фактуры и цвета.

В пособие входят: игровое поле, плоскостные фигурки животных (зайчики), цветов, бабочек, геометрические фигуры из ткани, с обратной стороны которых закреплена липучка.

Этапы выполнения работы

Из ткани разной фактуры создаем фон панно

Из ткани делаем детали к нашему панно

На обратной стороне деталей панно пришиваем липучку

Посмотрите, на полянке,

Веселятся, скачут зайки.

Солнышко сияет, бабочки летают.

Чудо — дерево стоит, очень странное на вид.

Цель: закрепление и систематизирование знаний детей о геометрических фигурах и окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:

1. закрепить знания детей о геометрических фигурах;

2. формировать понятие » большой «, » маленький «;

3. соотносить предметы по количеству;

4. закрепить умение сравнивать, находить сходства и различия.

Развивающие:

1. развивать у детей связную речь;

2. развивать логическое мышление, внимание;

3.развивать математические навыки счета.

4. развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

1. воспитывать в детях бережное отношение к природе;

2. воспитывать умение работать вместе, дружно.

Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.

Методические приёмы работы:

Детям предлагается поиграть в игру «Математическая полянка «. Они располагают фигурки зайчиков по размеру ( «самый большой «, «большой и маленький «);

Бабочки и цветы в соответствии с указанием взрослого «столько же «, «больше «, «меньше «).

Отгадав загадки о геометрических фигурах, дети размещают их на панно.

ЗАГАДКИ:

Он похож на колесо,

А ещё на букву О.

По дороге катится

И в ромашке прячется.

Нрав его совсем не крут.

Догадались? Это — (круг)

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад

Кто же он? Наш друг — (квадрат)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,-

Ну, пожалуй, и довольно! —

Что ты видишь? — (треугольник)

Данное пособие может быть использовано в соответствии с собственным замыслом детей, сюжетом игры, что способствует развитию математических представлений, мышления, воображения.

P. S. Дети растут, меняются и их возрастные возможности в связи с этим планирую пополнить «Математическую полянку » другими плоскостными фигурами

Источник: http://geum.ru/opus/os-index-9400.php

Дидактические игры по формированию математических представлений. — презентация

1 Дидактические игры по формированию математических представлений

2 Жизнь – это песня — спой ее, Жизнь – это вызов – ответь на него, Жизнь – это мечта – осуществи ее, Жизнь – это жертва – принеси ее, Жизнь – это любовь – насладись ею, Жизнь – это игра – сыграй в нее !

3 Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ( В. А. Сухомлинский )

4 Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

5 Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

6 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры — путешествие во времени 3. Игры на ориентирование в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление

7 К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры как » Какой цифры не стало ?», » Сколько ?», » Путаница ?», » Исправь ошибку «, » Убираем цифры «, » Назови соседей «, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра » Считай, не ошибись !», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Дидактические игры, такие как » Задумай число «, » Число, как тебя зовут ?», » Составь табличку «, » Составь цифру «, » Кто первый назовет, которой игрушки не стало ?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

8 « Математическая ромашка » Учить счёту в пределах 10 « Пазлы » Учить натуральному ряду чисел « Сколько ?» Учить счёту в пределах 10 « Убираем цифры » Учить оперировать числами в пределах 10

9 « Найди лишнее » Учить оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия Пазлы « Изучаем цифры и счет » Учить соотносить число с количеством предметов « Весёлый счёт » Учить счёту в пределах 10

10 «Считай, не ошибись» Учить порядку следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете.

Читайте также:  Педагогическая характеристика подвижных игр

11 Вторая группа математических игр ( игры — путешествие во времени ) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету : понедельник — первый день после окончания недели, вторник — второй день, среда — середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру » Живая неделя.» Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным кружочком в руках, обозначающий первый день недели — понедельник и т. д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры » Назови скорее «, » Дни недели «, » Назови пропущенное слово «, » Круглый год «, » Двенадцать месяцев «, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

12 В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Моей задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Детей учу ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа : « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Дима ». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому : « Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамида » и т. д. В начале каждого занятия проводит ся игровая минутка : любую игрушку прячу где — то в комнате, дети ее находят или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т. д. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей : » Найди похожую «, » Расскажи про свой узор «, » Мастерская ковров «, » Художник «, » Путешествие по комнате » и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

13 « Радуга » Учить правильно называть цвета радуги, помочь запомнить их расположение

14 « Фотография » Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях «Домик для цветных карандашей» Учить ориентироваться в пространстве. « Расскажи про свой узор » Учить употреблять слова для обозначения положения предметов. «Собери букет» Учить ориентироваться в пространстве

15 Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается : » Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки ?» ( поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа » Лото «. Детям предлагаю картинки ( по 3-4 шт. на каждого ), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру » Геометрическая мозаика » можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

16 «Подбери по форме» Учить различать одинаковые фигуры разных цветов Учить объединять предметы в объекты и в группу по какому-либо общему признаку. «Геометрические фигуры» Учить находить подходящие геометрические фигуры и собирать их из частей. « Ассоциации »

17 «Зонтики» Учить подбирать определённые геометрические фигуры определённых цветов к каждому зонтику. «Снеговики» Учить собирать разнообразных снеговиков из геометрических фигур. «Варежки» Учить правильно подбирать геометрические фигуры к образцу «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» Учить правильно определять цвет и форму геометрических фигур.

18 «Цветные столбики» Учить распознавать и группировать фигуры по цвету и форме. «Волшебные фигуры» Учить находить одинаковые фигуры по цвету и форме. «Подбери по форме» Учить обследовать предметы, выделять их цвет и форму.

19 «Мячики» Учить сопоставлять по размеру «Волшебные фигуры» Учить сопоставлять по размеру «Матрёшки» Учить сопоставлять по размеру «Большая-маленькая» Учить сопоставлять по размеру «Телефон» Учить сопоставлять по размеру «Яблоки» Учить сопоставлять по размеру

20 «Цветные карандаши» Учить различать цвета и находить их сочетание в картинках. «Найди сходства» Учить различать цвета и объединять предметы в группу по какому-либо признаку.

21 В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как » Найди нестандартную фигуру, чем отличаются ?», » Мельница «, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление — цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого характера : продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

22 «Найди лишний предмет» «Найди тень» «Логические картинки» «Лабиринты» «Ребусы»

23 «Колпачки» Учить собирать предметы по величине «Пирамидки» Учить собирать предметы по величине и по цвету. «Бусы» Учить чередовать предметы по величине, форме, определенным признакам.

24 «Ёжики» Учить подбирать соответствующие цвета «Составь цепочку» Учить различать фигуры и устанавливать закономерность в их расположении. «Пазлы» Учить находить нужные формы предметов. Обследовать предметы. выделять их цвет, величину и форму.

25 «Шнуровки» Учить группировать предметы по смыслу, прошнуровывать их к основе и создавать узоры из цветной тесьмы. «Развивающие рамки» Учить сопоставлять отдельно взятую фигуру с ее контуром, выстраивать последовательную цепочку действий и находить единственно правильное решение

26 Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами предлагаю детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.) 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.) Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки: Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.) Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие: — У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.) — Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

27 При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки. — Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … ( вышел позже Саши.) — Если сестра старше брата, то брат … ( младше сестры.) Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме. На базаре ёжик накупил сапожек: Сапожки по ножке себе, Поменьше немножко жене, С пряжками сыну, С застёжками дочке, Всё уложил в мешочке. Так сколько купил ёжик пар сапожек?(4) Навыки счета отрабатываются при использовании считалок : Жили — были сто ребят. Все ходили в детский сад, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать Начинай считать опять. Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки. — Один в поле не воин. — Семеро одного не ждут. Не нужно забывать и о порядковом счете : — Первый блин всегда комом. — Второй Родины не бывает. Помогут пословицы и при изучении временных представлений. — Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться. — Не суйся, пятница, на перед четверга. Помогут пословицы запомнить и названия месяцев : — Январь – году начало, зиме – середина. — Ни в марте воды, ни в апреле травы

28 В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным ! Поэтому рекомендую воспитателям детских садов использовать дидактические игры в процессе обучения детей математике и развитию в них математических способностей

29

Источник: http://www.myshared.ru/slide/561013

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector